Формирование культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе детского сада

Содержание культурно-гигиенических навыков в старшей группе ДОУ

В старшем дошкольном звене воспитанники ДОУ должны совершенствовать следующие навыки самообслуживания, ухода за собственным телом, привычки культурного поведения:

  • Постоянно поддерживать чистоту тела, опрятность причёски, одежды, обуви. Причём все необходимые процедуры выполняются быстро.
  • Самостоятельно чистить зубы, соблюдая определённые правила и последовательность действий.
  • Следить за чистотой ногтей.
  • Пользоваться носовым платком при кашле и чихании, отворачиваясь в сторону.
  • Быстро одеваться и раздеваться. При этом одежда аккуратно складывается в определённое место (в шкафчик раздевалки либо на стульчик).
  • Опрятно убирать свою постель после дневного сна.
  • Правильно пользоваться столовыми приборами, включая вилку и нож.
  • Есть аккуратно и бесшумно, поддерживать правильную осанку в процессе приёма пищи.

В процессе принятия пищи у дошкольников формируется умение аккуратно есть и поддерживать ровную осанку

Показателем усвоения важных навыков является постепенное уменьшение времени, которое дети затрачивают на выполнение той или иной процедуры. Кроме того, учитывается и качество её выполнения (например, ребёнок не просто быстро вымыл руки, а тщательно вытер их, аккуратно повесил полотенце на крючок).

При работе с воспитанниками шестого года жизни педагог всё большее значение уделяет формированию нравственных качеств, которые взаимосвязаны с гигиеническими привычками:

  • Дифференцировать хорошие и плохие поступки.
  • Обращаться ко взрослым и ровесникам с просьбой, благодарить.
  • Бережно относиться к одежде и прочим вещам, а также труду взрослых.
  • Вести себя сдержанно, выполнять определённые правила поведения в детском саду, в том числе когда рядом нет воспитателя.

Фотогалерея: навыки, которые нужно совершенствовать у старших дошкольников


При кашле и чихании дети приучаются использовать носовой платок, отворачиваясь при этом в сторону


Воспитанники старшей группы должны есть аккуратно, бесшумно, поддерживая за столом правильную осанку


Ребята 5–6 лет умеют опрятно заправлять свои кроватки после дневного сна


Воспитанники старшей группы должны уметь быстро одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду в шкафчик


В старшей группе ребята учатся самостоятельно чистить зубы

Цели формирования КГН в дошкольном учреждении

Распространенная поговорка о том, что чистота является залогом здоровья, не вызывает сомнений

Именно поэтому так важно как можно раньше приучить малышей к соблюдению правил То есть основной целью воспитания КГН является сохранение и укрепление здоровья дошкольников

Следующей немаловажной задачей является формирование социально адаптированной личности ребенка, воспитание понимания и принятия установленных правил поведения в обществе. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе проводится ежедневно, как на специальных занятиях, так и в процессе режимных моментов в течение дня

Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе проводится ежедневно, как на специальных занятиях, так и в процессе режимных моментов в течение дня.

Графомоторные навыки

Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.

Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.

Этапы формирования:

  • 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
  • 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
  • 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
  • 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.

Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.

Существуют ли специальные упражнения для развития навыков самообслуживания?

Разумеется, опытные родители опробовали много способов научить ребенка одеваться и ухаживать за собой. Мы предлагаем пять развивающих упражнений для детей, которые помогут развить навыки самообслуживания:

  • Упражнения на отработку отдельных операций. Предположим, что малышу сложно дается обувание. Из чего состоит процесс? Вдевание ноги в ботинок, овладение различными застежками. Каждая из этих операций может стать частью отдельной игры: вставлять и вынимать ноги в разную обувь на скорость или в соответствии с названным цветом, застегивать застежки на одежде и держа ботинок в руках. Любая идея для игры, которая понравится вам и малышу пойдет на пользу.
  • Наблюдение за домочадцами. Дети осваивают огромную часть навыков через повторение действий взрослых, они буквально на инстинктивном уровне копируют наше поведение, поэтому традиции чистить зубы всей семьей или собираться вместе на ужин не только способствуют сплочению семьи, но и позволяют ребенку наблюдать, как взрослые справляются с разнообразными задачами.

  • Ролевые игры. Ролевые игры для дошкольников – это настоящая палочка-выручалочка для родителей. Плюшевый медведь или любимая кукла могут серьезно ускорить процесс освоения навыков одевания или чистки зубов.
  • Позвольте ребенку помочь вам. Некоторые навыки (например, расчесывание волос) достаточно сложно отрабатывать сразу на себе. Давайте малышу возможность помочь вам с прической.
  • Играйте на время и устанавливайте таймеры. Четкие временные рамки ещё одно невероятно эффективное средство в воспитании. Наглядная демонстрация времени (например, песочные часы) помогают ребенку сосредоточиться на задаче, а также в целом развивает чувство времени.

Календарь развития навыков самообслуживания

Мы собрали приблизительный список навыков, которые дети, как правило, осваивают к определенному возрасту. С помощью данной таблицы родители могут сориентироваться, насколько типично развивается малыш. Небольшие расхождения с таблицей могут быть вызваны индивидуальными особенностями и не требуют особого внимания, но, если вы замечаете, что ребенок не освоил и половины навыков из списка, возможно, следует обратиться к детскому психологу, который позволит выявить причины подобного отставания и поможет скорректировать это.

Возраст Освоенные навыки
0-6 месяцев
  • Следит глазами за движущимися объектами
  • Научился сосать грудь или соску
  • Плачет, когда испытывает дискомфорт
6-12 месяцев
  • Может играть в одну игрушку в течение нескольких минут
  • Тянется к интересным объектам
  • Следит взглядом за объектами
  • Имеет налаженный режим сна
  • Ест еду с различной текстурой
  • Пьет из чашки
  • Самостоятельно держит бутылочку или чашку
  • Учится жевать и использовать язык для перемешивания пищи во рту
  • Может сам кушать печенье или другие некрупные кусочки пищи
1-2 года
  • Различает съедобные и несъедобные предметы
  • Понимает, где могут лежать спрятанные предметы, знает расположение некоторых знакомых вещей в квартире
  • Повторяет за взрослыми
  • Понимает, когда родители одобряют и не одобряют его поведение
  • Имеет представление об опасностях (горячие предметы, лестницы и тп)
  • Ищет внимания взрослых
  • Без трудностей засыпает и просыпается по привычному режиму
  • Пытается чистить зубы
  • Самостоятельно снимает носки и простую обувь
  • Вытягивает руки и ноги при одевании, помогая родителям одеть его
2-3 года
  • Постепенно осваивает туалет и учится проситься заранее
  • Четко понимает, когда родители довольны и недовольны его поведением
  • Аккуратен с опасными предметами (стеклянная посуда, ступеньки, кухонные принадлежности)
  • Не нуждается в продолжительном укладывании, засыпает сам
  • Рассматривает книжки с картинками
  • Расстегивает крупные пуговицы
  • Выражает эмоции
  • Без проблем справляется с пищей разной текстуры
  • Активно использует воображение в играх
  • Четко различает сигналы тела, когда хочет сходить в туалет по большому и по маленькому, и правильно называет эти процессы
  • Умеет вытирать руки и лицо полотенцем
  • Умеет использовать вилку и ложку
  • Может сам раздеться и разуться, если на одежде нет сложных замков и завязок
  • Знает расположение основных предметов в квартире (где лежат игрушки, материалы для творчества, салфетки, одежда, посуда и т.п.)
  • Делает успехи в самостоятельной чистке зубов
3-4 года
  • Учиться убирать вещи на свои места
  • В большинстве случаев справляется с походом в туалет без помощи родителей
  • Способен снимать и надевать простые элементы одежды (мелкие застежки и непривычные вещи, могут ещё вызывать сложности)
  • Способен играть в небольших группах
  • Самостоятельно чистит зубы
4-5 лет
  • Появляются первые друзья
  • Способен принимать правила поведения
  • Может дожидаться своей очереди, соблюдает правила игры
  • Начинает разбираться, какая одежда подходит для определенной погоды
  • Не испытывает заметных сложностей при одевании и приеме пищи
  • Способен участвовать в групповых играх с 5-6 игроками
5-6 лет
  • Самостоятельно одевается
  • Может сам собрать рюкзак в садик (по привычной инструкции или с поддержкой родителей)
  • Может открывать различные коробочки, банки и упаковки
  • Может сосредотачиваться даже при небольших раздражителях
  • Может выполнять простые задания и слушать учителя на занятиях по подготовке к школе

Суть понятия

КГН — это набор умений, которыми малыши овладевают в процессе психофизического развития, воспринимая их неотъемлемой частью общей культуры человека. Иными словами, дети учатся умываться, держать ложку и т.д., считая эти умения обязательными составляющими поведения каждого человека. В средней группе акцент в работе по воспитанию КГН делается на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».

В средней группе в работе на формирование КГН акцент делается на повышение уровня самостоятельности ребёнка

Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков

Миссия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сводится к созданию положительного отношения и освоению умений:

  • мыть руки;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • принимать пищу аккуратно.

Для реализации этих целей в средней группе на занятиях по формированию КГН педагогу необходимо решать следующие задачи:

приучать стряхивать воду с рук в рукомойник перед тем, как вытирать их; практиковать самостоятельное выполнение всего алгоритма умывания (намылить лицо так, чтобы в глаза не попало мыло, смыть, вытереть); развивать навык застёгивания и расстегивания всех видов застёжек (на пуговицах, кнопках, липучках), тренироваться в завязывании шнурков; поощрять самостоятельность в процессе одевания и раздевания (особенно актуальна эта задача в осенне-зимний период, когда важно не только как, но и что надеть, куда повесить то, что снято, предварительно вывернув вещи налицо); продолжать тренировать у малышей навык пользования ложкой во время приёма пищи; приучать кушать первое с хлебом, тщательно пережёвывая пищу с закрытым ртом; показывать, как можно быстрее освоить тот или иной навык (умывание, мытьё рук), расчленив действие на несколько движений (взяли мыло, открыли кран, поднесли руки к струе и т.д.); учить тщательно вытирать рот салфеткой после завершения частей приёма пищи (после первого, второго); закреплять умение пользоваться личной расчёской; отрабатывать привычку последовательно излагать суть просьбы, благодарить за оказанную помощь; воспитывать чувство коллектива (требования ко всем предъявляются одни и те же, поэтому дети чувствуют себя приобщёнными к общему делу)

В детском саду КГН осваиваются быстрее потому, что дети видят не только образец взрослого, но и пример товарищей

Принципы проведения работы по воспитанию КГН в средней группе

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к организации работы по формированию КГН в детском саду.

  1. Освоение умений должно быть увлекательным, ненавязчивым.
  2. Все элементы работы по формированию КГН нужно облечь в игровую форму.
  3. Нельзя торопить малышей. Например, начатое ещё в первой младшей группе освоение навыка кушать ложкой, некоторым ребятам 4–5 лет по-прежнему может даваться нелегко, особенно если их подгонять. Поэтому педагогу нужно терпеливо повторять, отрабатывать уже знакомые навыки, совершенствуя их выполнение и добавляя новые.
  4. Отработка того или иного навыка должна проводиться либо в парах, либо в малых группах (по 2–3 человека) – дети должны видеть, как действие выполняется сверстником.
  5. Формирование КГН проводится на отдельных занятиях, вписывается в выполнение режимных моментов, а также стихийно вводится на всех видах занятий (например, когда ребёнку потребовалось высморкаться в носовой платок в процессе любого урока, педагог демонстрирует ему при необходимости порядок выполнения этого действия).

Отработку того или иного навыка следует разбивать на отдельные этапы, например, чистка зубов как элемент утреннего туалета

Суть КГН в подготовительной группе

При занятиях с детьми 6-7 лет методические наработки в сфере культурно-гигиенического воспитания носят системный и обобщенный характер, создавая условия для дальнейшего расширения умений и знаний на следующей стадии образования – школьном обучении.

КГН это непрерывный процесс, поэтому ключевое значение имеет дозирование поставляемой детям информации. Отдельно отрабатываются и оттачиваются все культурно-гигиенические навыки. Детей обучают способам рационализации этого вида самообслуживания.

КГН в подготовительной группе включает в себя 4 направления:

  • Поведение за столом. Детей учат правильно пользоваться столовыми приборами и посудными принадлежностями, употреблять разные виды блюд и пищевых продуктов.
  • Уход за одеждой и постелью. Дошкольники тренируются заправлять кровать, расстегивать/застегивать кнопки, пуговицы, молнии.
  • Водно-гигиенические процедуры. Они предусматривают отработку намыливания рук, использования зубной пасты и щетки, применения полотенец, салфеток и других аналогичных принадлежностей.
  • Аккуратное обращение с личными вещами. Сюда входит складывание игрушек, канцелярских принадлежностей, средств индивидуальной гигиены.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что

они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того,

чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об

этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитатель говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает,

отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети

реагируют на слова “волосы” (расческа, ножницы, шампунь,

мыло, “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и

пр.).

Вариант.Воспитатель задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром

идем умываться?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые

используются утром (зубная паста, мыло, платок и пр.)

Суть КГН в подготовительной группе

Поскольку воспитание КГН — процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:

  • навыки, связанные с поведением за столом;
  • одевание-раздевание;
  • водные процедуры;
  • содержание в порядке личных вещей и спального места.

В подготовительной группе дети осваивают основные правила поведения за столом

Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет

Манеры за столомОдевание-раздеваниеУход за вещами и постельюВодные процедуры
Первый квартал (первая четверть)
  • отрабатывать навык пользования вилкой;
  • кушать разную пищу, поворачивая кисть, а не вилку;
  • учиться отрезать порции твёрдых мясных продуктов;
  • тренироваться намазывать масло на кусок хлеба.
  • отрабатывать умение расстёгивать и застёгивать разные типы застёжек (кнопки, молнии, крючки, пуговицы);
  • продолжать отработку навыка аккуратно снимать одежду, развешивать её в шкафу;
  • тренировать навык надевать и снимать одежду без помощи взрослых.
  • совершенствовать навык намыливания рук;
  • учиться хорошо вымывать остатки мыла водой;
  • тренироваться вытирать ручки и лицо насухо, используя полотенце;
  • продолжать работу по воспитанию привычки использовать тканевый или бумажный носовой платок.

Работу над навыком намыливания рук с детьми 6–7 лет можно проводить в форме игры «У кого красивее мыльные перчатки»: дети показывают, как у них получается делать пенные «перчатки».

Второй квартал
  • отрабатывать умение держать нож в вилку в правой и левой руках соответственно;
  • тренировать навык использования салфетки.

В этом помогает сюжетно-ролевая игра «В кафе», которая проводится в мини-группах.

Учиться наводить порядок в шкафу с личными вещами. Одним из приёмов для этого может быть игра «Экзамен от Чистюли», в которой малыши по очереди рассказывают о порядке складывания одежды персонажу — кукле Чистюле.
  • учиться чистить и просушивать обувь;
  • учиться пришивать пуговицы на место тех, что оторвались;
  • привлекать воспитанников к смене постельного белья (расправлять чистое бельё, застилать кровать покрывалом).
Совершенствовать навык вытирания полотенцем, предварительно взятого из шкафчика и развёрнутого в руках.
Третья четвертьСовершенствовать навыки манер за столом (пережёвывать пищу, не открывая рот и не издавая звуков).
  • отрабатывать навык выворачивать налицо одежду, которую малыш перед сном снимает;
  • закреплять навык аккуратно ставить обувь на полочку.
  • прививать навык деликатного напоминания товарищам об огрехах во внешнем виде;
  • учиться зашивать одежду, порвавшуюся по шву.
  • продолжать воспитывать навык поведения гигиенических процедур после посещения туалета и по надобности;
  • учиться следовать очерёдности в комнате гигиены.
Четвёртый кварталТренировать навык пользования столовыми приборами, держа их над тарелкой во время еды и складывая на край тарелки после.
  • совершенствовать навык быстро снимать одежду и надевать;
  • стимулировать навык помощи товарищам застёгивать пуговицы, расправлять воротники (в этом может помочь игра «Скажи, если не так»: дети в парах смотрят друг на друга 1–2 минуты, а затем перечисляют все неполадки во внешнем виде).
  • продолжать совершенствование навыка устранения недостатков во внешнем виде (пришивать пуговицы, петли);
  • учиться следовать порядку при заправке кровати;
  • стимулировать активное участие в смене постельного белья.
Формировать привычку содержать тело в чистоте.

Суть понятия

КГН — это набор умений, которыми малыши овладевают в процессе психофизического развития, воспринимая их неотъемлемой частью общей культуры человека. Иными словами, дети учатся умываться, держать ложку и т.д., считая эти умения обязательными составляющими поведения каждого человека. В средней группе акцент в работе по воспитанию КГН делается на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».

В средней группе в работе на формирование КГН акцент делается на повышение уровня самостоятельности ребёнка

Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков

Миссия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сводится к созданию положительного отношения и освоению умений:

  • мыть руки;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • принимать пищу аккуратно.

Для реализации этих целей в средней группе на занятиях по формированию КГН педагогу необходимо решать следующие задачи:

приучать стряхивать воду с рук в рукомойник перед тем, как вытирать их;
практиковать самостоятельное выполнение всего алгоритма умывания (намылить лицо так, чтобы в глаза не попало мыло, смыть, вытереть);
развивать навык застёгивания и расстегивания всех видов застёжек (на пуговицах, кнопках, липучках), тренироваться в завязывании шнурков;
поощрять самостоятельность в процессе одевания и раздевания (особенно актуальна эта задача в осенне-зимний период, когда важно не только как, но и что надеть, куда повесить то, что снято, предварительно вывернув вещи налицо);
продолжать тренировать у малышей навык пользования ложкой во время приёма пищи;
приучать кушать первое с хлебом, тщательно пережёвывая пищу с закрытым ртом;
показывать, как можно быстрее освоить тот или иной навык (умывание, мытьё рук), расчленив действие на несколько движений (взяли мыло, открыли кран, поднесли руки к струе и т.д.);
учить тщательно вытирать рот салфеткой после завершения частей приёма пищи (после первого, второго);
закреплять умение пользоваться личной расчёской;
отрабатывать привычку последовательно излагать суть просьбы, благодарить за оказанную помощь;
воспитывать чувство коллектива (требования ко всем предъявляются одни и те же, поэтому дети чувствуют себя приобщёнными к общему делу).

В детском саду КГН осваиваются быстрее потому, что дети видят не только образец взрослого, но и пример товарищей

Принципы проведения работы по воспитанию КГН в средней группе

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к организации работы по формированию КГН в детском саду.

  1. Освоение умений должно быть увлекательным, ненавязчивым.
  2. Все элементы работы по формированию КГН нужно облечь в игровую форму.
  3. Нельзя торопить малышей. Например, начатое ещё в первой младшей группе освоение навыка кушать ложкой, некоторым ребятам 4–5 лет по-прежнему может даваться нелегко, особенно если их подгонять. Поэтому педагогу нужно терпеливо повторять, отрабатывать уже знакомые навыки, совершенствуя их выполнение и добавляя новые.
  4. Отработка того или иного навыка должна проводиться либо в парах, либо в малых группах (по 2–3 человека) – дети должны видеть, как действие выполняется сверстником.
  5. Формирование КГН проводится на отдельных занятиях, вписывается в выполнение режимных моментов, а также стихийно вводится на всех видах занятий (например, когда ребёнку потребовалось высморкаться в носовой платок в процессе любого урока, педагог демонстрирует ему при необходимости порядок выполнения этого действия).

Отработку того или иного навыка следует разбивать на отдельные этапы, например, чистка зубов как элемент утреннего туалета

Понятие навыка и привычки как основы культурно-гигиенического воспитания

С чего начинается процесс воспитания культуры поведения и соблюдения С момента появления на свет малыш наблюдает за окружающими людьми. Тут и начинают закладываться те стереотипы поведения, которые в дальнейшем под воздействием различных внешних факторов формируются в определенный навык. Так, малыш впервые пробует кашу не пальцем, а ложкой, учится использовать салфетку и т. д.

Но целью педагога является формирование на основе полученного навыка стойкой привычки. Воспитание культурно-гигиенических навыков в старшей группе преследует именно такую задачу. Ведь еще будучи малышами, дети научились – благодаря воспитателям, родителям и социуму в целом – основным правилам поведения и соблюдения гигиенических норм. Но такие умения еще не стали устойчивыми. Дети часто забывают или неправильно выполняют какой-либо разученный навык. Например, малыши могут научиться пользоваться столовыми приборами, но при этом неверно держать ложку, проливать воду из стакана, забывать мыть руки перед едой и т. д.

Трудовые навыки

Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей. Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.

Если малыш не хочет трудиться — не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.

Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:

  • организация работы;
  • сбор всего необходимого для труда;
  • уборка рабочего места по окончанию занятий;
  • очистка инструментов и распределение их по местам.

В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания — вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что

они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того,

чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об

этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитатель говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает,

отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети

реагируют на слова “волосы” (расческа, ножницы, шампунь,

мыло, “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и

пр.).

Вариант.Воспитатель задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром

идем умываться?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые

используются утром (зубная паста, мыло, платок и пр.)

Картотека трудовых поручений в подготовительной группе.

Задание № 1. « Поддержание порядка в шкафу с игрушками и пособиями». Цель: учить детей самостоятельно расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль.

Задание № 2. «Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне». Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.

Задание № 3. «Помогаем помощнику воспитателя застилать чистое постельное белье». Цель: Учить последовательно застилать постельное белье, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым.

Задание № 4. «Дежурство по столовой». Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.

Задание № 5. «Дежурство в учебной зоне» Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место.

Задание № 6. «Уборка строительного материала». Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Задание № 7. « Уборка в игровом уголке ». Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.

Задание № 8. «Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности». Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).

Задание № 9. «Протираем шкафы в раздевальной комнате (совместно с помощником воспитателя)». Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить вещи аккуратно на место.

Задание № 10. «Ремонт книг». Цель: учить детей подклеивать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами.

Задание № 11. «Расставим стулья в определенной порядке». Цель: Продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно.

Задание № 12. «Стираем кукольное постельное белье, одежду». Цель: Закреплять умение стирать кукольное бельё, приучать детей к опрятности и чистоте.

Задание № 13. «Уборка в уголке природы». Цель: Закреплять умения и навыки ухода за обитателями живого уголка, ухода за растениями. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

Задание № 14. «Ремонт коробок для бросового материала». Цель: Закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно.

Задание № 15. «Протираем подоконники, мебель». Цель: Аккуратно работать с водой, совершенствовать трудовые навыки в процессе работы.

Задание № 16. «Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях». Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду.

Задание № 17. «Уборка в столовой». Цель: Учить правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол.

Задание № 18. «У нас в шкафу порядок». Цель: Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды.

Задание № 19. «Приготовим оборудование для занятия ». Цель: Развивать чувство ответственности за порученное дело, учить аккуратно раскладывать материалы и оборудование для занятий.

Задание № 20. «Меняем полотенца». Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо.

КГН?

В ДОУ воспитатели дошкольников ежедневно прибегают к помощи такого методического пособия, как картотека культурно-гигиенических навыков в старшей группе по ФГОС. Что же это такое? Это структурированный план работы по усвоению указанных умений, который содержит перечень игровых заданий с образовательными целями.

Такой документ не является обязательным, но, как проверено на практике, является эффективным в работе над развитием у детей правил гигиены и культуры поведения. Картотеку составляет непосредственно воспитатель, учитывая требования образовательной программы, государственного стандарта и внутренних правил, а также материально-технических возможностей ДОУ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий