Кризис трех лет — советы родителям от психолога

Основные проявления и причины кризиса трех лет

В своей работе «Кризис трех лет» Л.С. Выготский описал «семизвездье симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет.

Первыйизних—негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили, причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!».

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр — это масло, что синее — это зеленое, что лев — это собака и пр. Но как только взрослый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на противоположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощущениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от воспринимаемых обстоятельств, но противоречит очевидности. Но это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и наперекор очевидности, чтобы выразить свое отношение другому.

Второйсимптомкризисатрехлет—упрямство, которое следует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, — это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь опять же можно видеть прямо.

Третийсимптомэтоговозраста—строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он «бунтует» против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертыйсимптом—своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

Пятыйсимптом—протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом.

Шестойсимптом—обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п. Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Седьмойсимптом—деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав. В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно.

Смирнова Е.О. считает, что последние три симптома (бунт, обесценивание и деспотизм) встречаются реже и имеют второстепенное значение.

По мнению психологов, причинамивозникновениякризисатрехлет являются:

— объективное возрастное развитие ребенка с переходом на новую, более высокую ступень психологического развития;

— при тенденции ребенка к самостоятельности взрослый сохраняет старый тип отношений и не перестраивает свое поведение, тем самым ограничивает активность ребенка;

— протест ребенка, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям.

Причины

Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис 3 лет, — это стремление к самостоятельности. К этому возрасту они уже хорошо говорят, могут ясно и чётко выражать свои желания и эмоция вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые: есть то, что едят они, сидеть допоздна за телевизором, ругаться нехорошими словами. Каждое действие в рамках этого маленького домашнего апокалипсиса будет направлено на стремление к независимости.

Однако кризис 3 лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым — бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглаженно и практически незаметно.

Психологи выделяют ряд причин интенсивности и яркости проявления кризиса 3 лет.

Авторитарный стиль воспитания

Если в семье установлены чрезмерно жёсткие нормы, требуется безусловное подчинение, подавляются воля и самостоятельность, это выливается в длительные истерики.

Гиперопека

Чрезмерная родительская забота, как и авторитарный стиль воспитания, подавляет волю и самостоятельность. Ребёнка даже в 3 года считают несмышлёным, нежизнеспособным и совершенно беспомощным. Не дают ему и шагу ступить без разрешения взрослого. Неудивительно, что малыш будет доказывать обратное, что существенно осложнит проблемный период.

Социум

Ситуация часто осложняется из-за авторитарного стиля воспитания или элементарной грубости воспитательницы в детском саду. Плохое влияние на ребёнка может оказать компания ребят, с которыми он играет во дворе или в садике. Конфликты с другими людьми заставляют его ещё более рьяно отстаивать свою независимость.

Внутрисемейные отношения

Кризис усугубляется, если внутри семьи напряжённая атмосфера. Во-первых, если родители часто ругаются или находятся в состоянии развода. Вторая психотравмирующая ситуация — их постоянная занятость на работе, заниматься ребёнком некогда. Проблемы могут начаться после рождения второго малыша. Возникает детская ревность, которая оборачивается неконтролируемыми вспышками гнева. Во всех этих случаях наблюдается дефицит внимания.

А вот старшие дети, участвующие в воспитании, облегчают течение кризиса.

Темперамент

Неустойчивая нервная система, чрезмерная впечатлительность, холерический или меланхолический тип темперамента — ещё одна причина усугубления кризиса 3 лет.

Состояние здоровья

У здоровых детей кризисный период протекает в рамках нормы. Он заметен, но держится родителями под контролем. Если у ребёнка к 3 годам обнаруживаются психические отклонения и расстройства, ситуация усугубляется, проявления неуправляемые, яркие и взрывные. При наличии хронических заболеваний, генетических патологий, физических недостатков от рождения дети обычно сильно привязаны к матери и не бунтуют против неё. Поэтому они чаще всего не доставляют особых хлопот.

Часто одной из основных причин кризиса 3 лет называют адаптацию к детскому саду. Действительно, именно в этом возрасте родители обычно отдают ребёнка в это дошкольное учреждение. Но есть и такие детки, кого определяют туда гораздо раньше (с 1,5 или 2 лет). Есть малыши, которые вообще туда не ходят, сидят дома с мамой или с бабушками и дедушками. Согласно проведённым исследованиям, во всех этих случаях к 3 годам наступает возрастной кризис, независимо от того, посещает ребёнок детский сад или нет и с какого возраста.

Симптомы кризисных изменений в поведении

На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.


Чтобы уменьшить негативные симптомы кризиса, нужно больше общаться с ребенком

Вот ещё 5 характерных симптомов:

  • Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
  • Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
  • Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
  • Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
  • Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
  • Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.

Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.

Причины и проявления кризиса

Психологи сравнивают кризис 3 лет с революцией — столь разительные перемены происходят с ребенком. Он постепенно отдаляется от взрослых, осознает себя как личность, пытается установить новые, более зрелые отношения с другими людьми. В это время малыша начинает всерьез заботить мнение окружающих. Вы наверняка заметите, что ребенок стал часто смотреться в зеркало, тщательно выбирать наряды (руководствуясь собственным вкусом!), бурно радоваться своим успехам и остро реагировать на неудачи. Известный советский психолог Лев Выготский выделил основные проявления детского кризиса 3 лет. Интересно, что все они в результате помогут ребенку развить определенные положительные качества!

1. Негативизм. Ребенок принципиально отказывается делать то, о чем его просят.

Причина: Он не хочет соглашаться с превосходством взрослых.

Перейдет в… здоровую амбициозность.

2. Упрямство. Малыш настаивает на своем до последнего.

Причина: Он боится показать, что может передумать.

Перейдет в… уверенность в себе.

3. Строптивость. Ребенок демонстративно отвергает все привычные правила и нормы, которым следовал до 3 лет.

Причина: Он хочет установить новые, «взрослые» порядки. 

Перейдет в… умение следовать своей индивидуальности.

4. Своеволие. Ребенок хочет абсолютно все делать сам.

Причина: Он стремится к полной независимости.

Перейдет в… здоровую самостоятельность.

5. Протест-бунт. Малыш намеренно делает то, что ему запрещают.

Причина: Он хочет вызвать у окружающих сильные эмоции, пусть даже негативные.

Перейдет в… силу характера.

6. Деспотизм. Ребенок стремится повелевать родными и друзьями, диктует им правила поведения.

Причина: Он хочет, чтобы с его мнением всерьез считались.

Перейдет в… умение стоять на своем.

7. Обесценивание. Трехлетний малыш намеренно отвергает все, чем дорожил до наступления кризиса, будь то любимые игрушки или занятия.

Причина: Он хочет расстаться со всеми «младенческими» увлечениями и начать новый этап.

Перейдет в… гибкость ума.

Что происходит с ребенком?

Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила  его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.

С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.

Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…

Как пережить этот период родителям: советы психологов

Предоставьте ребёнку самостоятельность

Чтобы не сойти с ума от бесконечных «я сам» и «я сама», мамы и папы должны предоставить ребёнку определённую самостоятельность действий. Ваши крохи уже в состоянии сами одеться, умыться и убрать за собой игрушки. Да, они будут делать это долго, медленно и неумело. Поэтому запаситесь временем и терпением и позвольте вашему ребёнку проявить свои умения на практике.

Предоставьте право выбора

Кроме самостоятельности у ребёнка должно появиться право на выбор. Но опять же, в пределах разумного. Трёхлетний малыш может выбрать себе варежки на прогулку, но не должен решать, чем вся семья будет заниматься на выходных.

Ищите компромиссы

Будьте гибкими и готовыми к компромиссу. Если ребёнок устроил истерику и ни в какую не хочет есть кашу на завтрак, подумайте, стоит ли эта каша затраченных вами сил и нервов и не лучше ли дать сыну или дочери печенье.

Устанавливайте чёткие границы и разумные запреты

Обозначьте ребёнку чёткие границы того, что можно, чего нельзя. Если малышу нельзя смотреть мультфильмы после 21:00, то это правило действует и при маме, и при папе, и при бабушке.

В семье должно быть единство требований. Иначе вы рискуйте вырастить маленького манипулятора, который знает, что, когда папа в хорошем настроении или бабушка приехала в гости, от них можно добиться всего, что захочешь.

Родителям важно в период кризиса 3 лет пересмотреть свою систему запретов для ребёнка. Будет разумным оставить только то, что:

  • угрожает жизни и здоровью самого ребёнка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче ценного имущества.

Любой запрет должен иметь понятное для ребёнка объяснение: «Нельзя засовывать пальцы в розетку, потому что тебя ударит током и тебе будет очень больно».

Выполняйте обещания и следите за состоянием ребёнка

Всегда выполняйте свои обещания. Если вы сказали ребёнку, что после садика пойдёте на детскую площадку, значит, необходимо так и сделать.

Будьте внимательны к состоянию ребёнка. Очень часто плохое поведение и капризы связаны с тем, что малыш устал, хочет спать или перевозбудился.

У «трёхлеток» должен быть сформирован чёткий режим дня. Старайтесь соблюдать его и в будни, и в выходные. Тогда ребёнку легче будет справиться с кризисом. Расписание можно сделать в виде плаката с картинками. Так малышу будет легче ориентироваться в нём.

Давайте посильные задания

Чаще просите ребёнка о помощи, поручайте ему посильные дела: полить цветы, вытереть пыль и т. д. Если вы видите, что ребёнок что-то делает неправильно, не нужно сразу вмешиваться и указывать ему на ошибки. Мягко направьте его в нужное русло и обязательно похвалите.

Используйте игры

Для решения сложных ситуаций используйте игровые моменты. Например, ребёнок всегда медленно одевается и собирается в детский сад. Предложите ему поиграть в пожарных и одеться, пока в песочных часах пересыпается песок, чтобы успеть потушить дом.

Или ребёнок не хочет идти с вами гулять. Скажите, что его любимый мишка мечтает получить в подарок букет из осенних листьев, а их как раз можно собрать в парке около дома.

Проговаривайте проблемы вслух

Проговариваете вместе с ребёнком все его чувства и переживания. Это позволит понять ему, что с ним происходит, и разобраться в собственном состоянии. «Твоя машинка сломалась. Ты очень расстроился из-за этого и заплакал», «Ты нарисовал очень красивый рисунок. Ты очень рад и гордишься этим, тебе приятно».

Больше советов от психолога:

  1. «На волне» отвержения ребёнком любимых вещей и игрушек можно многое изменить в его жизни. Купить новую кроватку, начать читать на ночь более взрослые книги, показать ему новые места для прогулок. Так вы покажете, что процесс взросления вашего малыша очень важен для вас.
  2. Если малыш употребил грубое или бранное слово в отношении вас, объясните ему, что очень расстроены этим фактом и попросите его больше так не делать. Не игнорируйте такие ситуации!
  3. Когда мама и папа ведут себя спокойно и уравновешенно при любых кризисных проявлениях ребёнка (хоть это очень непросто), малыш учится на их примере справляться со своими эмоциями и постепенно контролировать собственное поведение.
  4. И главный совет родителям: любите своего ребёнка любым – заплаканным, упрямым, капризным и несносным. Пусть он это знает, видит и чувствует!

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом

Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей. Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей

Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Как пережить этот период родителям: советы психологов

Предоставьте ребёнку самостоятельность

Чтобы не сойти с ума от бесконечных «я сам» и «я сама», мамы и папы должны предоставить ребёнку определённую самостоятельность действий. Ваши крохи уже в состоянии сами одеться, умыться и убрать за собой игрушки. Да, они будут делать это долго, медленно и неумело. Поэтому запаситесь временем и терпением и позвольте вашему ребёнку проявить свои умения на практике.

Предоставьте право выбора

Кроме самостоятельности у ребёнка должно появиться право на выбор. Но опять же, в пределах разумного. Трёхлетний малыш может выбрать себе варежки на прогулку, но не должен решать, чем вся семья будет заниматься на выходных.

Ищите компромиссы

Будьте гибкими и готовыми к компромиссу. Если ребёнок устроил истерику и ни в какую не хочет есть кашу на завтрак, подумайте, стоит ли эта каша затраченных вами сил и нервов и не лучше ли дать сыну или дочери печенье.

Устанавливайте чёткие границы и разумные запреты

Обозначьте ребёнку чёткие границы того, что можно, чего нельзя. Если малышу нельзя смотреть мультфильмы после 21:00, то это правило действует и при маме, и при папе, и при бабушке.

В семье должно быть единство требований. Иначе вы рискуйте вырастить маленького манипулятора, который знает, что, когда папа в хорошем настроении или бабушка приехала в гости, от них можно добиться всего, что захочешь.

Родителям важно в период кризиса 3 лет пересмотреть свою систему запретов для ребёнка. Будет разумным оставить только то, что:

  • угрожает жизни и здоровью самого ребёнка;
  • угрожает другим людям или животным;
  • приводит к порче ценного имущества.

Любой запрет должен иметь понятное для ребёнка объяснение: «Нельзя засовывать пальцы в розетку, потому что тебя ударит током и тебе будет очень больно».

Выполняйте обещания и следите за состоянием ребёнка

Всегда выполняйте свои обещания. Если вы сказали ребёнку, что после садика пойдёте на детскую площадку, значит, необходимо так и сделать.

Будьте внимательны к состоянию ребёнка. Очень часто плохое поведение и капризы связаны с тем, что малыш устал, хочет спать или перевозбудился.

У «трёхлеток» должен быть сформирован чёткий режим дня. Старайтесь соблюдать его и в будни, и в выходные. Тогда ребёнку легче будет справиться с кризисом. Расписание можно сделать в виде плаката с картинками. Так малышу будет легче ориентироваться в нём.

Давайте посильные задания

Чаще просите ребёнка о помощи, поручайте ему посильные дела: полить цветы, вытереть пыль и т. д. Если вы видите, что ребёнок что-то делает неправильно, не нужно сразу вмешиваться и указывать ему на ошибки. Мягко направьте его в нужное русло и обязательно похвалите.

Используйте игры

Для решения сложных ситуаций используйте игровые моменты. Например, ребёнок всегда медленно одевается и собирается в детский сад. Предложите ему поиграть в пожарных и одеться, пока в песочных часах пересыпается песок, чтобы успеть потушить дом.

Или ребёнок не хочет идти с вами гулять. Скажите, что его любимый мишка мечтает получить в подарок букет из осенних листьев, а их как раз можно собрать в парке около дома.

Проговаривайте проблемы вслух

Проговариваете вместе с ребёнком все его чувства и переживания. Это позволит понять ему, что с ним происходит, и разобраться в собственном состоянии. «Твоя машинка сломалась. Ты очень расстроился из-за этого и заплакал», «Ты нарисовал очень красивый рисунок. Ты очень рад и гордишься этим, тебе приятно».

Больше советов от психолога:

  1. «На волне» отвержения ребёнком любимых вещей и игрушек можно многое изменить в его жизни. Купить новую кроватку, начать читать на ночь более взрослые книги, показать ему новые места для прогулок. Так вы покажете, что процесс взросления вашего малыша очень важен для вас.
  2. Если малыш употребил грубое или бранное слово в отношении вас, объясните ему, что очень расстроены этим фактом и попросите его больше так не делать. Не игнорируйте такие ситуации!
  3. Когда мама и папа ведут себя спокойно и уравновешенно при любых кризисных проявлениях ребёнка (хоть это очень непросто), малыш учится на их примере справляться со своими эмоциями и постепенно контролировать собственное поведение.
  4. И главный совет родителям: любите своего ребёнка любым – заплаканным, упрямым, капризным и несносным. Пусть он это знает, видит и чувствует!
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий