Как подготовить и провести занятие по изучению окружающей среды в подготовительной группе

Публикация «Как планировать занятия по окружающему миру изучению окружающей среды в подготовительной группе» размещена в разделах

  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром
  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Подготовительная группа
  • Темочки

– Развитие логического мышления, наблюдательности, умения делать выводы по поводу увиденного (если на улице ноль градусов, снег не тает, если выше — начинается капель, вывод: для того чтобы снег лежал и не таял, температура воздуха должна быть ниже нуля).

– Освоение навыка сопоставлять явления и факты, выделяя причинно – следственные связи (например, снег, будучи не таким по консистенции, как вода, при нагревании тает, то есть при высоких температурах некоторые вещества превращаются в жидкости).

– Развитие мышления, быстроты реакции, сообразительности, внимания.

– Отработка навыка выполнения задания по плану, схеме (например, по инструкции в процессе проведения наблюдения за проращиванием семян);

практика умения строить свою работу в группе, индивидуально;

– Стимуляция малышей к высказыванию своих предположений, мнений.

– Воспитание уважения, интереса к родному краю, способности видеть красивое в окружающем мире.

Для осуществления поставленных целей воспитатель с помощью разных видов работы решает обширный круг задач, которые позволяют детям:

– Учиться выдвигать гипотезы, осуществлять попытки их доказывать и обобщать (к примеру, скорость проращивания фасоли зависит от свежести семян, времени года и условий ухода).

– Развивать наблюдательность и любознательность (чем больше дети узнают, тем больше хотят вникнуть в подробности того или иного явления, например: изучая животных тайги, дети самостоятельно находят информацию об уникальных исчезающих видах).

упражняться в проведении наблюдений разными способами (не только через опыты, но и с помощью нахождения информации в энциклопедиях, книгах).

Результаты наблюдений и изученных фактов могут быть систематизированы в проекте: «Сохраним лес».

Планирование работы.

Для облегчения своей деятельности воспитателем должно быть заранее обдумано содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. При этом план мероприятий должен содержать их конкретные темы. В ходе подготовки к занятиям педагог может проявить творческий подход к делу. В план мероприятий им включаются игровые вариативные, а также проблемные ситуации различного характера. Все это позволяет сделать занятия по окружающему миру в подготовительной группе более успешными и значимыми. При изучении каждой из тем дошкольникам можно предложить игровые задания в виде ребусов, загадок и рисунков – отгадок.

Приё мы: В работе с детьми 6 – 7 лет на занятиях по изучению окружающего мира воспитатель может использовать приёмы четырёх групп :

– Наглядные.

– Словесные.

– Игровые.

– Практические.

Наглядность

Эта группа приёмов предполагает тесное взаимодействие мышления, речи и зрительного, слухового и тактильного восприятия, что обеспечивает продуктивность сразу в нескольких формах.

Наблюдение.

С его помощью дети учатся выделять сущностные признаки в наблюдаемых явлениях и объектах, а также устанавливать причинно – следственные связи между ними. В подготовительной группе на занятиях по изучению окружающего мира используются как кратковременные наблюдения (например, как быстро в весенне-летний день на небо набегают тучи, так и долгосрочные (к примеру, как быстро прорастают зелёные перья лука на мини – огороде на подоконнике).

Самой продуктивной формой наблюдения являются опыты.

Изучение некоторых тем, например, выращивание овощей из рассады, строится на основании наблюдения за ходом опыта.

В конце каждого занятия подводится итог.

Подготовка к занятиям

Эффективность занятия зависит от его подготовки педагогом. Воспитатель должен тщательно изучить тему, при необходимости пополнить экологические знания, определить задачи. Определение задач основывается на содержании программы воспитания учреждения образования. Обязательно должен учитываться уровень развития детей, особенности природного окружения, наличие материальной базы

Важно определить место проводимого занятия в системе воспитания

При подготовке и составлении конспекта занятия необходимо рационально подбирать методы, форму проведения. Их выбор зависит от заранее определенных задач, особенностей детского коллектива.

Картотека игр экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста

Ниже представлены варианты таких игр.

«Отгадай и нарисуй»

Цель: развить мелкую моторику.

Задачи:

  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие произвольного мышление.

Дидактический материал: Палочки для рисования на земле.

Рисовать палочками можно как на песке, так и на снегу

Методика проведения:

  • Ведущий зачитывает загадку, дети пытаются изобразить свой ответ на снегу или песке.
  • Говорить вслух ничего нельзя, кто не выполнил это условие, выбывает до следующего тура.

«Что за семена?»

Цель: учить дифференцировать овощи, фрукты и семена растений.

Задачи:

  • Развитие памяти, внимания и мыслительных процессов,
  • Формирование наблюдательности.

Дидактический материал: карточки с изображениями овощей, фруктов, емкость, наполненная различными семенами.

Методика проведения: ребята выбирают из набора семечек знакомые и выкладывают их на соответствующую карточку с растением.

Игра «Это детки с какой ветки?»

«Кто летает и ползет?»

Цель: узнавать и называть представителей класса насекомых, запоминать отличительные признаки.

Материалы: карточки с разрезанными изображениями насекомых.

Ход игры: Учитель читает загадку в стихотворной форме про жука, муху, божью коровку, таракана и др. А учащиеся должны собрать ответ из кусочков на скорость.

«Чья тень?»

Материалы: картинки с изображением насекомых, птиц, рыб и животных и их тенями (темный силуэт).

Детям нужно найти соответствие.

Ребенку необходимо определить кому из нарисованных существ принадлежит тень

Что в мешочке?

Цель: сенсорное развитие дошкольников.

Учитель готовит тканевый мешочек с различным материалом. В нем могут быть шишки хвойных деревьев, фигурки животных, пластиковые овощи и фрукты, камешки, листочки, засушенный мох. Ребятам по очереди предлагается нащупать предмет, назвать его свойства и признаки, определить что это.

Внимание! Экологическими играми в старшей группе ребят можно привлечь с помощью интересных и новых форм подачи материала

«Вершки — корешки»

Цель: научить составлять целое из частей.

Дидактический материал: два обруча, картотека овощей.

Методика проведения:

  • Необходимы гимнастические обручи красного и синего цветов. Кладут на пол, чтобы они пересеклись. Красный — для тех растений, чьи корешки используют в пищу, а в синий кладут те, что вершки. Прежде чем положить ребенок объясняет свой выбор.
  • Из составных частей необходимо собрать пару. Вершки соединить с корешками. Готовый результат объяснить.

«Четвертый лишний»

Необходимы изображения объектов живой и неживой природы. Первые три предмета относятся к одному классу, четвертый к другому. Например: бабочка, стриж, воробей, ворона. Все объекты летают, но это не определяющий признак. Ребенку необходимо понять главное, что бабочка не является птицей, а значит она на картинке лишняя.

Кто на рисунке лишний 

Внимание! Согласно ФГОС, планирование занятий для групп старшего дошкольного возраста должно включать различные виды дидактических игр, в том числе настольно-печатных и подвижных. Смена видов деятельности необходима, чтобы избежать утомления детей

Детский сад — первое учебное заведение, которое несет функции гармоничного развития, обучения и воспитания растущей личности

Здесь через игру ребенок впервые знакомится с окружающим его миром, учится осознанности и грамотному взаимодействию с природой

Детский сад — первое учебное заведение, которое несет функции гармоничного развития, обучения и воспитания растущей личности. Здесь через игру ребенок впервые знакомится с окружающим его миром, учится осознанности и грамотному взаимодействию с природой.

Программы по экологическому воспитанию

Существует 2 типа программ для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений.

Комплексные программы

Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «Детство», «Радуга» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека.

«Кроха» посвящена развитию детей самого младшего возраста, поэтому задачи тут простые: созерцать, наблюдать, познавать. Согласно данной программе, в дошкольных учреждениях рекомендуется обустроить живой уголок. Посещение его особенно полезно тем детям, родители которых не разрешают заводить животных дома.

В часть программы «Детство» «Ребёнок открывает для себя мир природы» входят 4 блока, которые учитывают возрастные особенности детей:

  • сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость);
  • механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);
  • знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);
  • знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).

Раздел программы «Радуга» «Мир природы» предусматривает изучение экосистемы разных регионов мира, географических понятий, исторических и археологических фактов. Недостаток её — дети получают множество интересных фактов о мире, но не учатся их осмысливать. В программе «Истоки» есть раздел по изучению окружающего мира, но он не соответствует современным требованиям, а программа «Развитие» вообще не ставит цели экологического воспитания воспитанников ДОУ.

Живой уголок в ДОУ позволяет детям приобщиться к миру живой природы и ухаживать за питомцами

Парциальные программы

К одобренным Министерством образования России относятся парциональные программы по экологическому воспитанию дошкольников:

  • «Наш дом — природа»,
  • «Юный эколог»,
  • «Жизнь вокруг нас»,
  • «Природа и художник»,
  • «Семицветик»,
  • «Паутинка»,
  • «Мы — земляне»,
  • «Открой себя»,
  • «Надежда».

Любая из этих программ по-своему интересна, поэтому каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора, в зависимости от собственных условий.

К первым программам по экологическому воспитанию в детских садах, которые начали разрабатываться ещё в 90-х годах прошлого века, относится «Юный эколог». Её автор — С. Николаева. Стоит уточнить, что в состав «Юного эколога» входят 2 программы: экологическое воспитания детей и повышение квалификации воспитателей. Таким образом решается комплексная задача воспитания начал экологической грамотности у детей и повышения экологической культуры взрослых, которые призваны этих детей воспитывать.

Так как экологическому воспитанию придаётся большое значение, педагоги дошкольного образования по всей стране разрабатывают собственные программы, исходя из своих возможностей, географического положения и социальных условий. Заслуживают внимания следующие программы:

  • «Непреходящие ценности малой родины», разработанная педагогом из Иванова Е.В. Пчелинцевой;
  • «Я в большом мире», созданная педагогическим коллективом из города Северска;
  • «Азбука экологии» Л.И. Грековой (раздел программы «Планета детства», применяемой на территории Ставропольского края).

Тема: «Экологическая мозаика»

Цель: Воспитание экологической культуры, формирование многообразия вариантов взаимодействия с природой.

 Задачи:

Учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи.
Учить отгадывать кроссворды, загадки.
Систематизировать и дополнить знания детей о растительном и животном мире Кольского края.
Учить устанавливать причинно-следственные связи на модели зависимости условий жизни местных растений и животных от природной зоны нашего края (лесотундра).
Расширять знания о природоохранительной деятельности человека.
Развивать внимание, приучая слушать аудиозаписи пения птиц, других звуков природы.
Создать условия для физической и умственной активности.
Воспитывать дружеские взаимоотношения детей в коллективе.

Материал и оборудование:

  1. карточки с условными обозначениями света, воды, тепла, почвы и обозначениями: много, мало, достаточно;
  2. картинки с изображением ягод и грибов нашего Кольского края (возможно заменить растущими в вашей местности);
  3. панно с изображением корзины;
  4. кроссворд, где в клеточки вписываем угаданные детьми слова;
  5. корзинка – плетёнка с загадками, медальки для детей в виде цветка с бабочкой, аудиозаписи звуков природы.

Предварительная работа:

Рассматривание книги “Животный мир Мурманской области”, “Атлас мира в картинках”, “Лапландский заповедник”, чтение и отгадывание загадок, сказок по экологии, разучивание текстов физминуток, стихов, пословиц, поговорок о природе.

Занятия в средней группе

Дети 4-5 лет сензитивны ко многим видам деятельности, в первую очередь к игровой. С помощью игровых элементов можно знакомить детей с природой, формировать чувство сопереживания и созидания, восприятия природной красоты.

Система работы с дошкольниками средней группы предусматривает разную деятельность. Можно использовать чтение, инсценировки, игры, рассматривание иллюстраций, творческую деятельность.

В этом возрасте важно начальное формирование отношения к природе, ее взаимосвязям. Происходит накопление начальных представлений об окружающем мире

Воспитатель и родители должны стать для ребенка носителями экологической культуры.

Экологическая викторина

Итоговое открытое занятие «Окружающий мир» в подготовительной группе может быть проведено именно в этой форме. Его основной целью является обобщение знаний детей. Среди задач проведения итогового занятия «Окружающий мир» в подготовительной группе можно выделить:

  • обобщение и уточнение знаний дошкольников о животном и растительном мире;
  • умение распознавать птиц, грибы и ягоды по их изображениям;
  • воспитание любви к природе;
  • создание условий для развития памяти, а также логического и наглядно-образного мышления;
  • воспитание чувства товарищества и взаимопомощи;
  • развитие связной речи и способность давать ответы на вопросы быстро и четко.

Итоговое занятие «Окружающий мир» в подготовительной группе воспитатель проводит в форме викторины. Для этого он разбивает детей на две команды. Одна из них – «Зайчики», а вторая – «Белочки». Дети должны отвечать на вопросы ведущего, получая за каждый правильный ответ шишку. Побеждают те участники, которые набрали их больше.

Педагог проводит с детьми и множество других занимательных игр, предлагает им разгадать загадки, дорисовать картинки с животными и растениями и т. д. Во время занятий не стоит забывать и о физкультминутке. Все действия сопровождаются веселыми стихами и музыкой.

Знакомство с временами года

Знания мальчишек и девчонок об окружающем мире с возрастом постоянно обогащаются. Взрослые помогают малышу знакомиться с живой и неживой природой, а также познавать социальные явления.

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Зима» позволят ребенку более подробно познакомиться с этим сезоном. Что особенно характерно для него? Конечно, все знают, что зимой холодно. Но ведь порой бывают и оттепели? Так чем зима отличается от весны? Это и должен выяснить педагог вместе с детьми, которые в старшем дошкольном возрасте уже интересуются всем, что видят вокруг. При этом может быть проведено и занятие в подготовительной группе «Окружающий мир – весна».

Основной целью подобного обучения должно стать закрепление у детей умения описывать предметы по их основным признакам. При этом у дошкольников предполагается активизирование употребления сложных предложений, а также прилагательных. Проводимые занятия позволяют упражняться в регуляции интонации, темпа речи, силы голоса, а также выделении звука в слове.

В ходе обучающего процесса у детей закрепляются представления о характерных чертах различных времен года. При этом педагог в начале учебного года, конечно же, должен включить в свои планы занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему «Осень».

На таких уроках детям должно предлагаться сочинение небылиц, что будет способствовать развитию их мышления и фантазии.

Занятия по тематике времен года позволят воспитать у дошкольников любовь к родному краю и к природе. Особенно эффективно их проведение во время совершаемых детьми прогулок.

Ход занятия по экологии.

– Ребята, сегодня мы будем путешественниками. Внимательно послушайте звуки и попробуйте догадаться, где мы с вами окажемся. (Звучат в записи голоса птиц, шум леса).

Воспитанники говорят свои предположения.

– Пение какой птицы вы узнали?

Воспитатель предлагает пройти по дорожке на полянку.

  1. Оглянитесь, что растёт в лесу? (Ответы дошкольников)
  2. А вот и ягодки! Посмотрите, как их много. (открывается панно с изображениями ягод)
  3. Возьмите каждый по одной картине и внимательно её рассмотрите. Зачем нужны ягоды? (ответы).
  4. Интересно, как называется кислая ягода красного цвета, которая растёт на болоте? (Клюква) У кого картина с этой ягодой?
  5. А у какой ягодки листья гладкие, глянцевые? Она тоже красная. Как называется эта ягодка? Кому досталась брусника?
  6. Какую ягоду называют заполярной малиной за то, что похожа на малину, только растёт на болоте? (Морошка)
  7. А кому попала голубая ягода, но не слива, растёт на болоте, но не клюква? Вспомнили название? Кому попалась голубика?
  8. Как называется чёрная ягодка для деток сладенькая? У кого картинка с этой ягодкой? (черникой)

Дыхательная гимнастика «Вдохнём аромат ягод”

Воспитанники относят картинки с ягодами к панно с корзиной и оставляют их там.(Прикрепляют).

– Что можно ещё собирать в лесу? Правильно, грибы. Посмотрите, целая грибная полянка. Скорей каждый берите по одной картинке со съедобным грибом.

Воспитатель создаёт ситуации – провокации.

  1. Берёт изображение мухомора и интересуется, почему дети не захотели взять такой красивый грибок? (Ответы).
  2. Среди других грибов самый главный? (Белый гриб, боровик). Интересно, кому же досталась картинка с боровиком? А розовый грибочек как называется? (Волнушка) У кого волнушка?
  3. Как люди используют грибы? (Ответы).
  4. Мы проверим сейчас, какие вы знатоки грибных запасов в лесу.
  5. У кого на картинке подосиновик? Как по-другому называют этот гриб? Почему?
  6. У кого подберёзовик?
  7. Как называется грибок, растущий среди мхов? Кому досталась картина с моховиком?
  8. А у кого сыроежка?
  9. Кому достался маслёнок? Отчего этот симпатичный грибочек имеет такое название? (Ответы).
  10. Знаете ли вы, какой гриб считается самым главным, ценным?

Итог. И грибочков мы много набрали и все их названия вспомнили. Теперь в природе не перепутаем. (Предлагает воспитанникам отнести картинки с грибами к плоскостной корзине и оставить их там)

Разгадывание кроссворда

– Припомните, какое сказочное существо считают главным в лесу? Он наблюдает за порядком, помогает животным, растениям? (Старичок-Лесовичок). Лесовичок оставил для нас кроссворд о природе. Попробуем его разгадать?

Воспитатель предлагает прочитать слово по вертикали, выделенное красным цветом (ОЛЕНЬ)

– Интересно, почему именно эти слова спрятались в кроссворде?(тундра, ягель, морошка, болото, олень)

Воспитатель предлагает детям с помощью фишек и знаков показать, сколько в нашем крае воды, света, тепла, какая почва? (За столами дети выкладывают фишки) Убеждаемся, что на Севере воды много, почва бедная, низкая температура, света много летом и мало зимой, когда полярная ночь.

Физпауза. Подвижная игра “Олень”

Старичок Лесовичок очень хочет подружиться с вами. Лесовичок уверен, что вы любите и знаете природу и готовы ответить на все его вопросы. Приготовьтесь.

Чтение вопросов Лесовичка и ответы на них.

  1. Назовите длинноухое животное.
  2. Чем отличается берёза от других деревьев?
  3. Белёк – детёныш какого животного?
  4. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок.
  5. Летом дни все напролёт собирает белка …..
  6. Крона от ягодок очень красна, очень красивою стала……
  7. Эй, друзья, слыхали вы, что всегда в полоску …..
  8. Хоть трещат зимой морозы, зеленеют в парке…

Молодцы! И с этим заданием защитника лесной экологии вы справились.

Правила поведения в лесу.

– Смотрите, ещё что-то оставил для нас Лесовичок.

Воспитатель показывает карточки, отражающие правила поведения людей в природе: что можно и нельзя делать в природе, чтобы не нанести ей вреда. Предлагает взять каждому по одной карточке и подойти к гостям, объяснить значение того, что нарисовано на ней (дети собирают мусор после похода, заливают костёр водой, уходя домой, ловят бабочек и т. д.)

– Лесовичок ещё 1 сюрприз приготовил для вас. (Достаёт из корзинки медали с видом цветка и бабочки) Это за то, что вы так дружите с природой, много знаете о ней, и вы порадовали Старичка.

– Пришло время возвращаться в сад. Скажите, где мы были? Что видели? Что делали? Как вы думаете, за что наградил нас медалями  Лесовичок?

Направленность исследовательской деятельности

Организация работы воспитателя прежде всего предполагает планирование познавательно-исследовательской деятельности. При этом должны быть учтены направления этого процесса, и не должна теряться связь между ними. Существуют следующие темы познавательно исследовательской деятельности:

  • Изучение предметов неживой природы и живых организмов, а также их свойств.
  • Рассмотрение физических явлений (свойства магнита, света, электричества, звука).
  • Можно остановиться на изучении предметов, которые создал человек своими руками, например, бумагу, резину, ткани и так далее.
  • Изучение своего организма (глаза, уши, нос, руки, ноги, кожа).

При планировании должны быть охвачены все темы в течение учебного процесса.

Капелька бережливая

Капелька первая – капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус – так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета – покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь. Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

Роль родителей

Для должного эффекта воспитания необходим пример взрослых. Поэтому без привлечения к экологическому воспитанию родителей его эффективность снижается. Качество воспитания детей обусловлена тем, какие экологические ценности существуют в его семье. Влияет уклад, уровень, жизни семьи. Работу с родителями можно проводить в разных формах:

  • общие или групповые родительские собрания;
  • любые совместные мероприятия (праздники, десанты, экскурсии и др.);
  • дни открытых дверей;
  • проектная деятельность вместе с детьми;
  • выставки литературы и детского творчества;
  • индивидуальные, групповые консультации для родителей.

Эти формы демонстрируют родителям, какие знания есть у детей, показывают, что эти полученные знания и навыки нужны для формирования основ детской экологической культуры.

Краткосрочный проект «Огород на окне» Подготовительная к школе группа.

Пояснительная записка

«Что посеешь, то и пожнешь» «Как потопаешь, так и полопаешь»

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, учиться взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Необходимо, чтобы это отношение было: — познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать; — бережливым – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, укроп, и листья салата и т.д..

Огород на подоконнике — отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.

Тема проекта:

«Огород на окне»

Продолжительность:

краткосрочный

Проблемное поле проекта:

Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Цель:

Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя и детей.

Задачи:

1. Формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

3. Развивать познавательные и творческие способности.

4. Воспитывать бережное отношение к своему труду.

Проектная идея:

Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Участники проекта

: Дети подготовительной группы «Буратино», родители и воспитатели группы.

Проектная карта
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Дни недели
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 Непосредственно образовательная деятельность Ознакомление с миром природы/

приобщение к социальным ценностям

«В мире растений»

Художественное конструирование

«Все начинается с семечка»

Художественно – эстетическое развитие (Музыка) Разучивание песни «Овощи и огород» Художественно – эстетическое развитие (Рисование

«Первые всходы».

Художественно – эстетическое развитие (Лепка/ Аппликация) «Полезные продукты

Художественно – эстетическое развитие (Музыка) прослушивание песен об овощах.

Парциальная образовательная программа «Мир открытий» «Посев семян»

Типы занятий

Современная педагогика выделяет несколько типов обучающих занятий.

Первично-ознакомительные. Проводятся для ознакомления с представителями дикой природы, которых наблюдать не получается, природными законами, явлениями, связями между компонентами окружающей среды.

Часто компонентами таких занятий становится чтение литературы, просмотр слайдов, презентаций. Важным элементом считается слово воспитателя. Благодаря ему обеспечивается доступное и последовательная подача содержания материала и от него зависит общий результат обучения.

Занятия по углублению, расширению знаний (углубленно-познавательного типа) направлены выявление связей, закономерностей.

На них применяют как словесные, наглядные методы, так и практические: длительное наблюдение, самое простое экспериментирование, демонстрацию моделей. Очень эффективно использовать труд ребенка в природе. Углубленные занятия проводятся тогда, когда полученные знания необходимо закрепить, уточнить. Они способствуют интеллектуальному детскому развитию. Дети учатся находить элементарные связи, делать выводы. Это качественно развивает мышление ребенка.

Обобщающие занятия выполняют следующие цели:

  1. обобщить знания;
  2. формировать умение сравнивать, способность делать выводы, проводить простейший анализ;
  3. развивать речевую активность и абстрактное мышление.

При проведении обобщающих занятий эффективно применение дидактических игр, наблюдений, методов, позволяющих полученные знания использовать на практике.

Задачи обучения

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе очень важны для детей. По сути, они выделяются в отдельный предмет обучения. Знакомство с тем, что окружает малышей, систематически проводятся во время экскурсий и бесед, чтения и рассказов педагогов, при показе диафильмов, рассматривании картин, а также в процессе обучающих игр.

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе, в отличие от тех, которые развивают у малышей математические представления и речь, а также раскрывают перед ними явления общественной жизни, находятся в центре внимания педагога.

Воспитатель постепенно и последовательно вырабатывает у детей правильное представление о конкретных, близких и доступных им фактах, раскрывающих быт людей и их труд.

При этом педагогу недостаточно научить малышей различать внешние свойства предметов, в том числе их форму, цвет и прочие признаки

Важно стимулировать активность дошкольников к самостоятельному познанию и освоению окружающего мира

Тонкости методики

Педагогам следует иметь в виду, что проводимые по ФГОС занятия по окружающему миру в подготовительной группе ни в коем случае не должны:

  • ограничиться лишь монологом-рассказом о явлениях и предметах действительности;
  • перегружать дошкольников большим количеством задаваемых вопросов;
  • сводить всю организацию детьми лишь к познавательным урокам.

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе должны включать в себя как можно больше различных действий. Детям может быть предложено посидеть на диване или на стуле, надеть одежду, угостить бабушку, пригласить маму и т. д., сходить на экскурсию, участвовать в викторине и т. д.

Занятия по окружающему миру в подготовительной группе детского сада должны быть построены с учетом психологических особенностей детей. При этом педагогу необходимо подбирать адекватные средства и формы, приемы и методы взаимодействия, что позволит сделать данный процесс максимально результативным и доступным.

Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!

Опыт № 3.«Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра – тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.Вывод:
песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий