Как провести интересное занятие по экологии в подготовительной группе

Проекты по патриотическому воспитанию

«Под счастливою звездою мы живём в краю родном!»

Проект разработан для воспитанников младшей и средней группе.

Цель:

  • пробудить тёплые чувства к своим родным и дому;
  • создание эмоциональной атмосферы солидарности, взаимопомощи и понимания между детьми и взрослыми, способствовать появлению осознания значимости каждого члена семьи и проявлению уважительного отношения друг к другу;
  • прививать искреннее желание принимать участие в жизни семьи, группы детского сада, помогать взрослым, с энтузиазмом работать по благоустройству территории двора или детского сада.

Формы:

  • экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
  • ролевые, народные, театрализованные игры, праздники с участием родителей;
  • образовательная деятельность на занятиях, беседы, встречи с интересными людьми;
  • создание художественных образов родной природы на уроках лепки, рисование, декоративно-прикладного искусства.

Воспитание патриотических чувств — длительный процесс, который имеет в своей основе язык, песни, музыку русского народа

В дошкольном возрасте очень важно насытить душу ребенка понятием чести, человеческих ценностей. План мероприятий:. План мероприятий:

План мероприятий:

1 тематический блок (каждый блок продолжительностью в одну неделю) «Моя семья»:

  1. Рассказы детей на тему «Профессии моих родителей».
  2. Дидактическая игра «Как тебя зовут, что в имени твоём?».
  3. Рисуем свою семью.

2 блок «Мой любимый детский сад»:

  1. Беседа с детьми на тему «А ты любишь ходить в детский сад?».
  2. Создание фотоальбома «Моя жизнь в детском саду».
  3. Субботник по благоустройству территории детского сада.

3 блок «Город, в котором я живу»:

  1. Изучаем открытки с изображением города «Мой город сто лет назад».
  2. Заполняем альбом профессий, дети рассказывают о местах работы своих родителей.
  3. Организуем выставку поделок и рисунков ко дню освобождения родного города.

4 блок «Мир природы родного края»:

  1. Праздник «Осенние дары матушки природы».
  2. Образовательная беседа «Как помочь птицам зимой?».
  3. Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?».

5 блок «Как прекрасен этот мир!».

  1. Интерактивное занятие «Декоративно-прикладное искусство России».
  2. Лепка народной игрушки с ипользованием пластилина.
  3. Театрализованное представление «В гостях у Снегурочки».

Краткосрочный проект (1- 12 мая) для старшей группы «День победы»

Цели:

  • развитие чувства гордости за своих предков и благодарности за их самопожертвование;
  • способствовать формированию у детей чувства отваги и смелости, стремления защищать своё Отечество;
  • знакомство с традицией празднования «Дня победы», историческими событиями времён Великой Отечественной войны;
  • воспитывать внимательное и уважительное отношение к окружающим пожилым людям.

Начало мая — время торжественное и праздничное. Педагоги провели в средней группе праздник, посвящённый Дню победы

План мероприятий:

  1. Занятие с использованием техники оригами «Летят журавли».
  2. Ролевая игра «Аты-баты, шли солдаты».
  3. Изготовление аппликации «Самолёт в небе».
  4. Экскурсия в музей Военной славы.
  5. Создание стенда «Мы помним».
  6. Итоговый праздник с участием родителей в честь Дня победы.

Краткосрочный проект для подготовительной группы «Быть гражданином родной страны»

Цели:

  • сформировать начальное представление о демократической модели политического жизнеустройства страны, познакомить с процедурой выборов;
  • воспитывать чувство гражданской солидарности, активности и ответственности;
  • дать знания о государственном флаге, его истории и значении цветов, о гербе, гимне;
  • пополнять лексический словарь детей новыми словами и терминами;
  • совершенствовать навыки рассуждения, устного рассказа, ведения спора, развивать умение делать самостоятельные выводы, отстаивать свою точку зрения;
  • расширить представления об устройстве социальной жизни окружающего мира.

План мероприятий:

  • изучение прав ребёнка (Международная конвенция прав ребёнка);
  • просветительское занятие по изучению основ конституции как главного правового документа;
  • ролевая игра «Кто будет президентом»;
  • оформление альбома с детскими рисунками на тему «Я живу в России»;
  • разучивание стихов и песен, проведение концерта «Широка страна моя родная!».

Правильно оформленная наглядность о родной природе позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей

Проектная деятельность в младших группах

С самого раннего возраста у детей следует поощрять желание наблюдать и исследовать. Проектная деятельность как нельзя лучше подходит для этого

Следует только учитывать, что для младших дошкольников подойдут не слишком долгие проекты, потому что им важно как можно быстрее увидеть результат. Хотя тут все относительно — если в старших группах двухнедельный проект считается краткосрочным, то для малышей это достаточно большой срок

Во второй младшей группе можно реализовывать долгосрочный проект «Ведение дневника погоды»

Во второй младшей группе можно реализовывать долгосрочный проект «Ведение дневника погоды».

В первой младшей группе ДОУ можно реализовать проект «Выращиваем лук»

Таблица: проект «Выращиваем лук» для первой младшей группы

АвторВикторова А.
Цель проектаВызвать у детей желание выращивать зелёный лук в домашних условиях и затем употреблять его в пищу.
Задачи проектаДети должны узнать:

  • какие условия нужны луку для роста;
  • строение лука (откуда будут расти корешки, а откуда — перо);
  • как практически можно посадить лук на перо в домашних условиях;
  • как ухаживать за луком;
  • в чём польза лука, зачем и как нужно его есть.
Материалы
  • Посадочный материал — лук (луковицы среднего размера и одна большая).
  • Контейнер для посадки лука.
  • Земля.
  • Совочки и грабельки.
  • Леечки с водой.
  • Баночка или стакан с водой.
  • Клеёнка для стола.
  • Влажные салфетки для рук.
  • Фартуки для детей.
Помощь родителейПриобретение посадочного материала, контейнера и земли.
Подготовительный этапПровести занятие о строении лука и о его пользе.
Основной этапПосадка лука:

  1. Дети при помощи воспитателя наполняют контейнер землёй с помощью совочков.
  2. Разравнивают землю грабельками и немного уплотняют её.
  3. Определяют, где у лука будут расти корешки, и сажают его в землю.
  4. Большую луковицу сажают в банку или стакан с водой (см. на фотографии).
  5. Поливают лук из леечек.

Уход за луком:

  1. Следят, чтобы земля не пересыхала.
  2. При помощи воспитателя ведут дневник — когда был посажен лук, когда у него появились корешки (для наблюдения за ростом корешков сажалась в воду большая луковица), когда начали расти зелёные перья, на сколько сантиметров вырастает перо за сутки.
Заключительный этап
  • Когда лук вырастет довольно большим, его срезают и относят на кухню.
  • Повар готовит какое-нибудь блюдо с ним.
  • Устраивается праздничный обед.

Проект для второй младшей группы

Если вы не выращивали лук в прошлом году, то можете сделать это в этом. Если же дети уже имеют опыт выращивания лука, можно усложнить задачу и вырастить кресс-салат. Только для его выращивания нужны не контейнер и земля, а вата и низенькие ёмкости, например, лотки от продуктов. А так действуйте по предложенному выше плану.

Для выращивания кресс-салата нужна не земля, а влажная вата

Темы для проектной деятельности в первой младшей группе

  • «Зачем нужна фасоль»;
  • «Что такое листопад»;
  • «Кормим птиц»;
  • «Наблюдаем за рыбками»;
  • «Для чего нужны дождевые червяки»;
  • «Какого цвета осень».

Темы для проектной деятельности во второй младшей группе

  • «Кто в норке живёт»;
  • «Выращиваем фасоль»;
  • «Кормим птиц»;
  • «Как устроен аквариум»;
  • «Удивительные бабочки»;
  • «Удивительный снег».

Форм для проведения экологических занятий очень много. Если их все использовать, то усилия педагогов ДОУ не пропадут даром — дети познакомятся с природой, узнают много интересного и полезного, и им никогда не будет скучно на занятиях в детском саду. В результате правильно организованного экологического воспитания у дошкольников сформируется бережное и заботливое отношение к природе.

Капелька любопытная

А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.

Опыт №1 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: – Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: – Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: – Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: – Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: – Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод:
Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

Капелька ученая

Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо – с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается – круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,А вы мои – капельки-детки,Пусть облако вас подружит,А ветер веселый закружит.В хоровод скорей вставайте,И со мною повторяйте:Мы будем весело шагать и улыбаться!Руками солнышку махать и наклоняться,Чтоб растения полить и животных напоить!Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без…
(воды

)

. Верно!

В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.

Оформление патриотического уголка в детском саду

Составляющая часть работы педагогов ДОУ ― патриотическое воспитание воспитанников

Важно понимать, что дух патриотизма в современном обществе является невидимым якорем, удерживающем на плаву понятие «государственность». По этой причине формированию этих качеств у молодого поколения отводится столь главная роль

правила оформления по  ФГОС

В стенах детского сада проводится кропотливая работа по просвещению детей на тему патриотизма. В этих целях используют патриотические уголки, содержание которых соответствует правилам ФГОС. Их целью является формирование у детей чувства глубокой причастности к судьбе своей страны и ее народа.

Требования к оформлению уголка:

  • Оснащение патриотического уголка в соответствии с потребностями малышей конкретной возрастной группы.
  • Качество используемых пособий и материалов, их безопасность и надежность.
  • Многофункциональность, которая предоставляет возможность наглядно изучать все символы патриотизма, моделировать игровую обстановку для активного и всестороннего развития воспитанников.
  • Возможность перегруппировки всех составляющих в зависимости от потребностей учебного процесса.
  • Доступная вариативность — конструирование, а также игры в одиночку или группами.

Роль родителей

Для должного эффекта воспитания необходим пример взрослых. Поэтому без привлечения к экологическому воспитанию родителей его эффективность снижается. Качество воспитания детей обусловлена тем, какие экологические ценности существуют в его семье. Влияет уклад, уровень, жизни семьи. Работу с родителями можно проводить в разных формах:

  • общие или групповые родительские собрания;
  • любые совместные мероприятия (праздники, десанты, экскурсии и др.);
  • дни открытых дверей;
  • проектная деятельность вместе с детьми;
  • выставки литературы и детского творчества;
  • индивидуальные, групповые консультации для родителей.

Эти формы демонстрируют родителям, какие знания есть у детей, показывают, что эти полученные знания и навыки нужны для формирования основ детской экологической культуры.

Виды экологических проектов в детском саду

По продолжительности проекты делятся на несколько типов. При этом учитывается возраст участников, исследуемая проблема.

Краткосрочный

Проекты, направленные на решение небольшой проблемы и не требующие больших временных затрат, считаются краткосрочными. Разрабатывая проект по экологии в старшей группе детского сада, краткосрочный по продолжительности, можно обратиться к теме «Весна-волшебница». Целью станет раскрытие особенностей времени года через интеграцию всех образовательных областей:

  • познавательное развитие ( беседы, экскурсии);
  • социально-коммуникативное (игры);
  • речевое (заучивание стихов);
  • физическое (прогулки);
  • художественно-эстетическое (утренники).

Обратите внимание! В качестве наглядности удобно использовать презентации по исследуемой проблеме. Мероприятия по защите домашних проектов приветствуются во многих детских садах

Долгосрочный

Исследование крупной проблемы требует много времени. Воплощать их лучше со старшими воспитанниками, которые имеют навыки работы над проектом.

Можно предложить малышам поработать над темой «Огород на окне». Мероприятия, необходимые для выполнения исследовательских задач, займут не один месяц.

Посадка лука

В ходе работы воспитанники получат новые знания о культурных, дикорастущих, лекарственных растениях. У них сформируются умения по уходу за рассадой, будет развиваться наблюдательность, чувство ответственности.

Сетевые проекты

Актуальность проведения интернет-проектов диктуется развитием цифровых технологий. Проект, запущенный в сеть, дает возможность подключаться к решению проблемы неограниченного количества воспитанников, педагогов, родителей. Тема «Шар земной, для меня ты — лицо дорогое!» предусматривает множество решений, будет правильно решать проблему масштабно.

Возрастает практико-ориентированная значимость мероприятий. Такая форма работы дает возможность для создания базы новой модели экологического образования, каковым является экологическое движение. Есть возможность увидеть свое учреждение на фоне других организаций.

Примеры занятий по экологии в ДОУ

Самые распространенные типы занятий по экологии:

  1. Занятия-наблюдения.
  2. Игры.
  3. Природоохранные акции.

Занятия-наблюдения

Должны быть организованы таким образом, чтобы все дети имели возможность наблюдать и изучать свойства природного объекта:

  • структуру;
  • размер;
  • форму;
  • цвет;
  • запах;
  • температуру.

Структура занятия по наблюдению:

Введение

Для того чтобы сконцентрировать внимание на наблюдаемом объекте, следует ввести интригу, проблемный вопрос, присутствие сказочного персонажа. Основная часть

Состоит из самого процесса наблюдения, в ходе которого дети получают информацию об изучаемом объекте

Основная часть. Состоит из самого процесса наблюдения, в ходе которого дети получают информацию об изучаемом объекте

Воспитатель задает наводящие вопросы, концентрирует внимание на наиболее важных аспектах. Заключение

Наблюдение требует больших умственных усилий и концентрации внимания. Поэтому в конце занятия рекомендуется включить творческую часть или подвижные игры.

Заключение. Наблюдение требует больших умственных усилий и концентрации внимания. Поэтому в конце занятия рекомендуется включить творческую часть или подвижные игры.

Дети старших групп могут вести дневник наблюдений, в котором фиксируются результаты систематической работы по наблюдению за природными объектами и явлениями.

Примеры тем для занятий-наблюдений:

  • «Наш живой уголок»;
  • «Волшебные снежинки»;
  • «Белая березка»;
  • «Колосок»;
  • «Чьи следы?».

Игры

Игры можно использовать как основную форму проведения занятий, а также включать отдельные игровые элементы в другие мероприятия.

Разновидности экологических игр:

  1. Интеллектуальные: викторины, брэйн-ринги, загадки, конкурсы на знание явлений природы.
  2. Подвижные: «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Закачалось деревцо», «Воздух, земля, вода, огонь» и другие. В подвижных играх дети имитируют движения животных и птиц, учатся отличать явления живой и неживой природы, развивают двигательную и познавательную активность.
  3. Театрализованные. Дошкольники с удовольствием разыгрывают по ролям сказки и участвуют в театрализованных представлениях. Вживаясь в роль животного или растения, они учатся сопереживать миру природы.
  4. Настольные. Существует большое количество разработанных настольных игр экологической тематики: «Зеленые карты», «Лукошко Айболита», «Прогулка в лес» и другие. Чаще всего они направлены на закрепление изученного материала и систематизацию имеющихся знаний.
  5. Развивающие. Направлены на развитие конкретных умений и навыков: внимания, наблюдательности, логичности. Примеры: «Какое растение лишнее?», «Домашние и дикие животные», «Вершки и корешки», «Птицы, рыбы, звери».

Природоохранные акции

Практические навыки бережного отношения к окружающему миру отрабатываются в природоохранных акциях. В ходе их проведения дети:

  • учатся вносить свой вклад в дело охраны природы;
  • повышают уровень экологической культуры;
  • получают природоведческие знания;
  • формируют активную жизненную позицию.

Обязательной составляющей таких акций является сотворчество с взрослыми, показывающими своим личным примером осознанное и гуманное обращение с природой.

Примеры природоохранных акций:

  • «Сохрани дерево»;
  • «Птицы — наши друзья»;
  • «Экологически чистый пикник»;
  • «Спасем ежика»;
  • «Планета — наш общий дом».
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий