» Музыкально-художественная деятельность детей в условиях введения ФГОС
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
. Самостоятельная музыкальная деятельность возникает непосредственно по инициативе детей. Каждый ребенок старается по-своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво, с интересом повторяет элемент пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Такие упражнения становятся как бы продолжением занятий, их можно рассматривать как элементы самообучения. Устанавливается связь с занятиями, особенно в том случае, если, обучая ребенка, педагог развивает у него навыксамостоятельного действия. Например, детям предлагают спеть песню без сопровождения в удобной для них тональности или самим сочинить вариант какого-либо перестроения, хоровода и т.д.
Особенно разнообразно могут проявить себя дети в сюжетно-ролевых играх, основанных на ярких впечатлениях после праздника развлечений, музыкальных занятий, просмотра телепередач и т.п. Сюда относятся игры в «концерт», «музыкальные занятия», «загадки» и др.
Наблюдая игры детей, воспитатель постоянно руководит и тактично помогает им в творческой самостоятельной деятельности, учитывая интересы и способности каждого. Необходимо также создать соответствующие условия: определить место в групповой комнате, где ребята могут музицировать, непринужденно действовать; подобрать достаточное количество игрового материала. Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлений на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного ребенком опыта.
Музыка во время игр детей.
В свободное от занятии время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте. Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры,
которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.
Конспект музыкального занятия в детском саду для старших дошкольников «Как может выглядеть гармоничный мир»
Задачи: дать представление детям о гармонии и дисгармонии (какофонии); получить опыт от игр, требующих сотрудничества; научить ребят разрешать спор миром, определить пользу и правила сотрудничества.
Ход занятия
Музыкальный руководитель. Ребята, на прошлом занятии мы с вами рассматривали мирные и немирные игрушки. Сегодня я хочу вам предложить музыкальные инструменты. Сейчас каждый возьмет понравившийся инструмент и поиграет на нем
(Дать возможность, чтобы ребята играли на инструментах все, что хотели.) Обратите внимание, это все мирные инструменты, а какой шум и гам они устроили вместе с вами!
А теперь давайте научим инструменты играть в гармонии.
Звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени».
1) Дети ритмично отхлопывают ритм на сильную долю.
2) Дети делятся на группы, и каждая группа составляет небольшой оркестр. Дети договариваются между собой, кто на каком инструменте будет «играть» и какую мелодию они будут «исполнять».
Когда «звучит» оркестр одной группы, остальные пытаются отгадать инструменты и их мелодию. Объяснить детям, что успех работы зависит от того, как слаженно они будут работать, как каждый из них будет прислушиваться к другому.
Звучат вариации на тему русских народных мелодий.
Музыкальный руководитель. Дорогие ребята, мне очень приятно, что вы сегодня смогли почувствовать радость от исполнения мелодий на музыкальных инструментах. Вы почувствовали разницу от исполнения музыки в гармонии и дисгармонии?
А сейчас следующее задание.
Звучит попевка «Как тебя зовут?».
После знакомства выясняется, что есть несколько ребят с одинаковыми именами. Дети становятся лицом друг к другу и спорят «Я – Аня», – «Нет, я – Аня». Взрослый предлагает им «замереть», а остальным надо «помочь им разрешить ссору».
Музыкальный руководитель. Почему вы любите спорить?
– Когда споришь, обязательно кричать?
– Когда вы спорите, вам радостно или грустно? Почему?
– Когда вы спорите, вы капризничаете?
Дети исполняют песню «Каприза» (слова М. Л. Лазарева)
Заключительная беседа.
Музыкальный руководитель. Ребята! Тема этого месяца была «Планета Земля в опасности». На музыкальных занятиях мы учились превращать конфликт в мир. Мы узнали, какие игрушки мирные, а какие нет. Мы выучили интересные песни. А главное, мы поняли, что мир и войну мы делаем сами.
– Где находится «мир» и «война»? В уме человека.
О, люди! Вы должны понять,
Кем можем мы при жизни стать,
Как важно, что я поняла: весь мир – одна моя семья. Как важно всем нам уяснить,
Как важно всем нам уяснить,
Что значит в мирном мире жить.
Жить с Миром, в Мире и для Мира –
Ведь в этом наша мощь и сила.
Не разрушать, а созидать, растить, а не уничтожать,
Чтоб не роняла слезы мать,
Чтобы смеялись наши дети,
Нам нужен мир на всей планете.
С. Хисамутдинова
Дети исполняют песню:
Мир нужен всем
Слова С. Богомазова, Музыка В. Мурадели
Зачем шуметь и ссориться? Нам нечего делить.
У дружных дело спорится – водой их не разлить.
Мир – это главное слово на свете.
Мир очень нужен нашей планете.
Мир нужен взрослым,
Мир нужен детям,
Мир нужен всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели и задачи:Приобщать малышей к музыкальной культуре, воспитывать художественно – эстетический вкус. Знакомство с музыкальными профессиями: пианист, дирижер, композитор, певица. певец.Закрепить .
Музыкальное занятие ставит цели:воспитывать чувственную сферу;продолжать развивать любовь к пению, энтузиазм к слушанию музыки;развивать психологические процессы: память, внимание, восприятие;расширять кр. Занятие знакомит малышей с музыкальным инвентарем органом
Употребляются иллюстративный материал и презентация. Малыши внемлют музыку И.С.Баха в выполнении органа
Занятие знакомит малышей с музыкальным инвентарем органом. Употребляются иллюстративный материал и презентация. Малыши внемлют музыку И.С.Баха в выполнении органа.
На занятии малыши знакомятся с музыкальным инвентарем органом. Употребляются иллюстрации и презентация. Малыши внемлют музыку И.С.Баха.
На занятие употребляются музыка помогающая сделать гармонию тела и души, музыка коммуникативного нрава. малыши поют валеологическую распевку «»Доброе утро». применяется на занятии пальчикова игра «Во.
Введение малыша в родную культуру, приобщение его к основополагающим ценностям государственного искусства, являющегося базисом государственного развития.
Пропагандировать здоровый стиль жизни.Дать детям представление о методах сохранения и укрепления здоровья средствами музыки. Привлечь родителей к активному роли в жизни детского сада.
Музыкальное занятие в предварительной группе. Конспект.
Анализ музыкального занятия
С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:
- Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
- Использованное оборудование и наглядные материалы
- Структура занятия
- Установление обратной связи с воспитанниками
- Содержание занятия, форма изложения материала
- Методы работы на занятии
Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:
На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.
Анализ музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкальный руководитель не только планирует и проводит занятия, но и осуществляет анализ проделанной работы. Самоконтроль позволяет вовремя выявить недочёты в структурном плане или приёмах подачи материала. Умение оценивать свою деятельность на занятии — показатель педагогического мастерства.
План анализа музыкального занятия:
- Соответствие цели и задач возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Качество приготовленного материала и оборудования.
- Структурные элементы занятия: порядок проведения, насыщенность.
- Обратная связь с воспитанниками: увлечённость детей на занятии, эмоциональный отклик.
Выводы по анализу занятия должны отражать положительные моменты и недочёты с вариантами их устранения.
Умение оценить проведённое занятие — часть работы музыкального руководителя
Перспективное планирование музыкальных занятий
Перспективное планирование подразумевает составление плана музыкальных занятий на год. Музыкальный руководитель при подготовке планирования руководствуется образовательной программой, утверждённой к работе в ДОУ. Некоторые темы педагог вправе добавить в планирование из примерной общеобразовательной программы или продумать самостоятельно.
Авторские разработки занятий и досугов рекомендуется проводить в открытой форме. Приглашаются родители воспитанников, коллеги и методисты. Необычные темы и формы занятий описываются в статьях на педагогических порталах. С методическими находками интересно знакомиться всем, кто занимается образованием и воспитанием подрастающего поколения. Инициатива в планировании музыкальных занятий — показатель неравнодушности педагога!
Музыкальное занятие в подготовительной группе «Слушание музыки»
Вводная часть
Тема: Слушание музыки. Изобразительный характер музыки.
Задачи:
- Знакомить детей с инструментальными пьесами.
- Учить определять двухчастную форму музыки.
- Закреплять умение в движениях передавать характер произведения.
Ход занятия
Под маршевую музыку дети входят в зал, затем выполняют упражнения, закрепляющие навыки выразительного движения (пружинка, кружение, притоптывание двумя ногами) в парах.
Музыкальный руководитель поет: Здравствуйте, детки! Ответ: Вам привет!
Музыкальный руководитель: Мы присядем, посидим, на картинки поглядим! (На магнитной доске прикреплены картинки с изображением: воробьёв и машин)
Музыкальный руководитель: А сейчас глазки закроем, ушки откроем, слушаем внимательно, представляем старательно!
(Слушание музыкального произведения Г. Фрида «Воробьи и автомобиль»)
Музыкальный руководитель:
- Ребята, какой характер у нашей музыки?
- На кого похожа музыка?
Посмотрите на картинки и выберите нужную.
А теперь еще раз послушайте музыку и покажите нужную картинку, которая подходит к первой части произведения и нужную картинку, которая подходит ко второй части произведения. (дети слушают и показывают)
Музыкальный руководитель: Как можно назвать нашу музыку? Ответ детей…
Музыкальный руководитель: А сейчас мы посмотрим, как вы умеете перевоплощаться. Когда звучит первая часть вы изобразите в движениях образ маленьких птичек, во второй части – образ автомобилей. (Дети выполняют соответствующие движения) Музыкальный руководитель хвалит детей.
Музыкальный руководитель: А теперь вспомним какая по характеру пьеса «Бабочка», которую мы слушали на прошлом занятии? Ответ детей…
Музыкальный руководитель: А теперь скажите, наша музыка похожа на пьесу «Бабочка»? Ответ детей…
Также интересное музыкальное занятие: НОД по музыкальной деятельности (слушанию музыки). Тема: Антошка.
Проводится игра «Бабочки»
Выставляются бутафорские цветы в рост детей (василек — синий, ромашка — белая, одуванчик — желтый, мак — красный), под песенку бабочки летают по полянке, на слова:
- Прилетели бабочки на цветик-василек, синенький цветок (музыка останавливается, бабочки собираются в круг вокруг нужного цветка, в данном случае это – василек. Снова звучит песенка про бабочек, на текст…);
- Встретила ромашка, бабочек милашек, ромашечка цветок, белый лепесток (музыка останавливается, бабочки собираются вокруг нужного цветка, ромашки);
- Бабочки прилетели и на одуванчик сели, одуванчик — солнышко, золотое донышко (музыка останавливается, бабочки собираются вокруг цветка – одуванчика);
- Бабочки летали, и цветок узнали, это красный мак – дружок, он как праздничный флажок (музыка останавливается, бабочки собираются вокруг цветка – одуванчика).
Музыкальный руководитель: Бабочки прилетели на полянку и услышали чудесные звуки.
Звучит «Весенняя песня».
Музыкальный руководитель: Прозвучала песня в которой передается весеннее настроение и по характеру похожа на наших воробушек и бабочку.
Повторите за мной слова этой веселой песенки:
Ласковое солнышко, солнышко весны Разбудило солнышко листик от зимы И проснулось поле, и проснулся лес И под теплым солнышком, много чудес. (разучивание первого куплета)
Музыкальный руководитель: А теперь под легкую, изящную музыку попробуем выразить весеннее настроение в свободной пляске. (Дети изображают оттаявших бабочек, растущих и тянущихся вверх травинок, летающих птиц, проснувшихся медвежат, веселых зайчат , светящее солнышко…)
Музыкальное прощание: До свиданья детки. Дети: Вам пока.
Музыка. Конспекты музыкальных занятий — Художественно-эстетическое развитие детей нa музыкальных занятиях
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей нa музыкальных…»
Художественно-эстетическое развитие детей на музыкальных занятиях. Муз.рук.: Итак, мы сегодня Встретим без опаски Разноцветные краски. О многом они расскажут, Картины яркие покажут. ( Под музыку дети вбегают в зал, образуя полукруг) Воспитатель: Веселый маляр наугад Разбрызгал…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на волшебную поляну»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г.Алагира Конспект Музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие на волшебную поляну» Подготовила: Музыкальный руководитель 1-ой квалификационной категории Магкеева Ханума…
Музыкальное занятие для старшей группы с применением ИКТ «День народного единства»
Музыкальное занятие для старшей группы с применением ИКТ «День народного единства». Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: — закреплять представление о том, что наша страна огромная,…
Музыка. Конспекты музыкальных занятий — План занятия по музыке «В городе» для средней группы
Статья «План занятия по музыке «В городе» для средней…»
Ход занятия Под аудиозапись звуков города, машин дети входят в музыкальный зал,садятся на стульчики. Педагог: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете,о чем будем говорить сегодня на занятиях? Дети: О машинах, городе,о правилах ПДД. Педагог: Верно. Вы , наверное, знаете, как нужно…
Конспект НОД по музыкальному воспитанию и развитию детей группы раннего возраста «Зайчик Степа в гостях у ребят»
Цели: • Обогащать детей эмоциональными впечатлениями, воспитывать у детей выдержку. • Формировать эмоциональную отзывчивость и побуждать к активному слушанию пения взрослого и подпеванию. Задачи: • Развивать эмоциональную отзывчивость
• Развивать внимание, активность, выдержку…
Тематическое музыкальное занятие в средней группе
В гостях у детей гном Дрема Тематическое занятие для детей средней группы Дети входят в зал. Музыкальный руководитель( м.р) Всем, всем добрый день! Сегодня мы совершим маленькое чудо: мы позовем в гости гнома Дрему. Сейчас зазвучит волшебная сонная песенка, а вы будете добрыми…
Конспект НОД по музыкальному воспитанию и развитию детей средней группы «Кукла Маша в гостях у ребят»
Цели: • Музыкально-эмоциональное воспитание детей; • Развитие дыхания; • Развитие речи, воображения и фантазии; • Развитие динамического слуха, музыкального слуха, интонационного слуха; • Развитие умения ориентироваться в пространстве, правильно координировать работу рук и ног….
Страницы:
…
Дети, которые посещают музыкальные занятия, наиболее восприимчивы к окружающему миру, они тонко чувствуют, видят и слышат окружающий мир, их эмоции всегда ярко выражены, а интеллект на порядок выше, чем у их сверстников. В школе он с легкостью запоминает полученную информацию, и, следовательно, лучше учится.
В этом разделе мы собрали большое количество конспектов музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста, разработанные воспитателями детских садов. У нас вы найдете занятия для всех возрастных групп, начиная с малышей, причем, в различных направлениях. Это и целый ряд занятий музыкой под названием «Лесная сказка», и занятие, посвященное русским народным музыкальным инструментам, и цикл мероприятий «Музыкальный теремок», и многие другие.
Все они помогают детям развить воображение и с помощью музыки выражать свои мысли и чувства. Они также развивают память ребенка, так как, повторяя одну и ту же мелодию, ребенок автоматически тренирует память, прокручивая в голове проигранную музыку. Он учится в правильной последовательности излагать события, факты и явления. Если ваш ребенок еще не читает, либо у него не получается читать хорошо, то вам также стоит прочесть наши рекомендации-конспекты, так как музыка способствует определению ритмического строя языка, а значит помогает быстро научиться читать. И что самое удивительное – музыка способствует улучшению здоровья, так как дети учатся правильно дышать, развивают свои легкие, а это значит, что кровь начинает лучше циркулировать по всему организму и это вызывает оздоровительный эффект.
Музыка – это самое настоящее счастье для ребенка, поэтому не проходите мимо и дарите с нашей помощью кусочек счастья вашим малышам.
Использование дидактических игр
Дидактическая игра как метод обучения детей представляет собой конструкт из дидактической и игровой части. Это замечательный элемент обучения в игре. Когда педагог, находясь на территории ребенка (в игре), осуществляет педагогическое воздействие.
Дидактические игры — это смоделированные ситуации, в которых детям предлагается найти решение.
Дидактические игры реализуют следующие задачи:
развивают познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
активизируют познавательную активность и мотивируют на обучение;
учат к проблемным ситуациям относиться как к возможности найти выход;
обучают новым знаниям и навыкам или позволяют проверить имеющиеся.
Дидактические игры, или обучение детей в игре
Дидактическая игра включает в себя следующие структуры:
- мотивационная: на сколько ребенку будет интересно, на столько он будет вовлечен в игру;
- предметная: какие средства будут использованы в игре;
- исполнительная: с помощью чего будет достигнута дидактическая цель.
Игра «Доскажи словечко»
В ходы игры детям нужно продолжить фразу за педагогом, войдя в ритм и рифму стихотворения.
Игра позволяет детям включиться в деятельность, развивает фонематический слух.
Я хочу устроить бал, я гостей к себе… (позвал).
Каждый тут у нас талант — И певец, и… (музыкант).
Хватит кукситься, скучать, начинаем… (танцевать).
Если танцы надоели, покачайтесь на… (качелях).
И качаться надоело? Принимаемся за… (дело).
Лучше уж за стол присесть и мороженое… (съесть).
Все наелись, детвора? Поиграть тогда… (пора)!
Простая и интересная игра с детьми
Вот теперь настал черед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь: … (низко).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь: … (близко).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь: … (пол).
Скажу я слово «потерял», и скажешь ты: … (нашел).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты: … (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,— ну, отвечай: … (конец)!
Обратите внимание! В продолжении занятия после включения детей в игровую деятельность можно внести образовательную часть: детям нужно правильно закончить фразу, по типу «один-много». Одна книга — много… (книг); один щенок — много щенят, один стул — много… (стульев), одна сосна — много сосен, один нос — много… (носов), один глаз — много… (глаз), одна морковь — много моркови, один волк — много… (волков), одна матрешка — много… (матрешек), одна слива — много… (слив), один жеребёнок — много жеребят, один друг — много… (друзей), один стол — много… (столов). Одна книга — много… (книг); один щенок — много щенят, один стул — много… (стульев), одна сосна — много сосен, один нос — много… (носов), один глаз — много… (глаз), одна морковь — много моркови, один волк — много… (волков), одна матрешка — много… (матрешек), одна слива — много… (слив), один жеребёнок — много жеребят, один друг — много… (друзей), один стол — много… (столов)
Одна книга — много… (книг); один щенок — много щенят, один стул — много… (стульев), одна сосна — много сосен, один нос — много… (носов), один глаз — много… (глаз), одна морковь — много моркови, один волк — много… (волков), одна матрешка — много… (матрешек), одна слива — много… (слив), один жеребёнок — много жеребят, один друг — много… (друзей), один стол — много… (столов).
Музыкальное развлечение и досуг для детей 6–7 лет
Отдельное место в музыкальном воспитании дошкольников составляет организация развлекательных мероприятий — праздников и тематических досугов. Проведение утренников и выпускного предполагает групповые и индивидуальные репетиции. Без предварительной подготовки дети участвуют в музыкальных досугах. Рекомендуется приглашать на развлекательные мероприятия родителей и/или воспитанников младших групп. Цель музыкальных досугов — поддержание дружеской атмосферы в детском коллективе и развитие эстетического вкуса у дошкольников.
Длительность музыкального развлечения для детей 6–7 лет не должна превышать 50 минут. Досуг проводится как в первой половине дня, так и после тихого часа.
Музыкальный досуг «Осенины» — это песни и игры на тему осени и сбора урожая
По форме музыкальные досуги делятся на:
- мастер-классы,
- тематические вечера,
- предпраздничные досуги,
- развлекательные мероприятия (квесты, викторины, забавы).
Автор | Баулина Н., музыкальный руководитель МБДОУ Д/с №1, г. Каменка, Пензенская обл. |
Сценарий развлечения | Ведущая: Сегодня 1 октября. Это всемирный День музыки. Дети, вы любите музыку?Дети: Да!Ведущая: А скажите, где можно услышать музыку? (Ответы детей)Ведущая: Правильно. Музыка окружает нас повсюду. <,…>,Музыка — это язык чувств: она помогает нам оказаться далеко-далеко, в мире звуков. А умеете ли вы, ребята, наслаждаться красотой и богатством музыки? Сможете ли узнать произведение по небольшому фрагменту?Предлагаю провести интересную игру «Угадай мелодию», которая определит ваш музыкальный кругозор.В игре принимают участие две команды: «Непоседы» и «Домисолька».(Жеребьёвка, выбор участников команд).Девизы:
Всего в игре 3 номинации: «Моя семья», «Песни из мультфильмов», «Музыкальные инструменты». А для победителей — суперигра «Попурри песен из мультфильмов».Ведущая: Итак, мы начинаем.Первая номинация — песни о членах семьи:
Вторая номинация — песни из мультфильмов:
Третья номинация — музыкальные инструменты:
Суперигра:
Ведущая:Концерт окончен, музыка вдруг смолкла.Но так ли это? Кажется, сейчасОна звучит… И будет долго-долгоЕщё звучать для каждого из нас.Мы этот день с волненьем будем ждать,Когда все вместе дверь в страну мелодийКлючом скрипичным отомкнём опять! |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/vsemirnyi-den-muzyki.html |
Развлечение «Угадай мелодию» любимо и старшим поколением, и детьми
Музыкальные викторины
Среди развлечений для дошкольников отдельно хочется сказать о викторинах. Как правило, это комплекс интеллектуальных заданий для детей на проявление смекалки и использование ранее полученных знаний.
Задачи викторин в детском саду:
- доставить воспитанникам положительные эмоции,
- воспитать дух позитивного соперничества, умение радоваться чужим достижениям и победе,
- закрепить знания и умения, полученные на занятиях.
Помимо традиционных заданий (ребусов, кроссвордов, загадок, пазлов) в музыкальные викторины включаются конкурсы по слушанию, исполнению танцевальных движений и игре на детских музыкальных инструментах.