Компьютерная зависимость у подростков: как лечить?

Причины компьютерной зависимости

Причины зависимости от умной машины могут быть разными.

В семье отсутствует теплая атмосфера и доверительные отношения

Если мама с папой не уделяют внимание сыну или дочери, постоянно находятся на работе, пытаются откупиться дорогими игрушками, то неудивительно, что ребёнок пытается найти понимание за компьютером.
У подростка нет интересного хобби. Человек, который увлечён чем-то, не будет тратить своё время на пустые компьютерные игры

Если Ваш ребёнок ничего не читает, не занимается в спортивной секции, не ходит в художественную или музыкальную школу, то у него есть предпосылки для возникновения компьютерной зависимости.
Ребёнок не социализирован, он не умеет общаться с другими людьми, у него нет друзей. В этом случае он пытается найти товарищей в виртуальном мире.

Профилактика компьютерной зависимости

Диагностика компьютерных игр выявила профилактику первичного лечения в детском возрасте на улучшение психической адаптации учащихся. Межличностные отношения, ознакомление и возможные последствия необходимо для информирования учителей и родителей

Очень важно начинать с:

  • Информационных источников, телефона доверия, психологической службы и социальной поддержки.
  • Образовательных программ обучения родителей и педагогов, компьютерных клубов, обучающих программ в школах, лицеях и колледжах.
  • Обеспечивать занятость дополнительным обучением, временным трудоустройством.
  • Корректировать семейные отношения, формировать полноценное воспитание детей, общих интересов всех членов семьи, поддерживать эмоционально и формировать психологическую защиту.

Следующим этапом профилактики является выявление группы риска. Предупреждение развития зависимости от компьютера и восстановление социального статуса и личностного развития. В этом может помочь только профессиональный психолог, с большим стажем и опытом.

Вы можете обратиться в клинику «Инпрамед» и обсудить варианты лечения по телефону или лично по адресу: Кондратьевский проспект, дом 3

Распознать и обезвредить

Если родители знают о наличии хотя бы одной из вышеизложенных проблем – нужно постараться как можно быстрее исправить ситуацию. Тогда шансы уберечь подростка от зависимости вырастут в разы. А уберечь – всегда проще, чем потом вытаскивать. Поэтому действовать нужно немедленно, пока не поздно.

Как же понять, что беда пришла? Каковы признаки компьютерной зависимости? Их много, и не всегда присутствуют все. Достаточно нескольких, чтобы заподозрить неладное. Собственно, первый признак – это ощущение самих родителей, что их ребенок напрасно тратит за компьютером кучу полезного времени. Это уже тревожный звонок.

Что еще можно отнести к «симптоматике» зависимости?

  • Подросток буквально просыпается и засыпает с компьютером: проснувшись, первым делом включает компьютер, а не идет умываться или завтракать, все свободное время проводит с ним, перед сном ребенка также не оторвать от мышки и клавиатуры.
  • Не замечает течения времени, проведенного за играми, в реальности утрачивает ощущение времени, может всюду опаздывать.
  • Теряет интерес к любым радостям жизни: подвижным играм, общению со сверстниками, спорту, увлечениям.
  • Скатывается в успеваемости.
  • Утрачивает навыки живого общения, что приводит к проблемам в отношениях с учителями, сверстниками, родителями.
  • Становится замкнутым, агрессивным, конфликтным.
  • Впадает в эйфорию, оказавшись за компьютером, а любые попытки оторвать подростка от экрана приводят его в ярость, он озлобляется, ведет себя агрессивно.
  • Стал неряшлив как в одежде, так и в быту.
  • Не желая прерываться, даже есть хочет за компьютером.
  • Ухудшилось здоровье (возможны усталость, бессонница, краснота глаз, головные боли, ухудшение зрения, даже сколиоз).

На самом деле, как бы вызывающе и грубо ни вел себя подросток, он заслуживает сочувствия: чем больше он убегает от проблем, окружающих его в реале, тем больше этих проблем у него появляется. Поэтому чем раньше родители начнут действовать, тем больше шансов на успех.

Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков

Справляться с последствиями зависимости гораздо сложнее, чем предупреждать ее развитие. Для начала родителям придется признать, что в современном мире дети не могут обойтись без гаджетов, электронных устройств и компьютеров. Просто смиритесь с этим. Но способы уменьшить негативное воздействие современных технологий имеются. Следуйте простым рекомендациям:

  • Определите временные нормы и четко следуйте им. Так, младшим школьникам не стоит проводить за компьютером больше 30 минут и не чаще раза в два дня. Подросткам позволяется увеличить пребывание в виртуальном мире до 1-1,5 часа в день. Этого вполне достаточно, чтобы сделать домашнее задание с использованием сети интернет или пообщаться с друзьями. Естественно, что ребенок должен быть ознакомлен с нормами с первого дня.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка была интересная альтернатива виртуальным играм. Кружки, секции, хобби – чем меньше свободного времени у него остается, тем ниже вероятность возникновения зависимости.
  • Каждый день общайтесь с подростком. Постарайтесь стать для него чем-то средним между другом и наставником. Да, останутся вопросы, которые он предпочтет обсуждать только со сверстниками, но их должно остаться совсем мало. Трудности, проблемы, переживания – вы должны оставаться в курсе всего, что происходит с любимым чадом.
  • Помогите подростку сформировать круг живого общения. Это могут быть друзья по интересам, психологическая группа, клуб интересующихся каким-либо хобби и т. д.

И самое главное, любите своего ребенка! Несмотря ни на что. Неприятности на работе, плохие оценки в школе, конфликты, банальная усталость – часто они заставляют нас забыть, каким было то первое искреннее чувство, которое мы испытали, впервые познакомившись с малышом после его рождения. Но даже через 10-15 лет, он так же сильно нуждается в поддержке, любви и заботе, как в первый год жизни.

Признаки интернет-зависимости у детей

То что современные дети определенное количество времени в день проводят «в режиме онлайн», считается нормальной ситуацией. Было бы неправильно диагностировать интернет-зависимость у каждого школьника, который имеет в распоряжении гаджет с выходом в интернет

Однако важно понимать, какие сигналы помогут вовремя заметить проблему

Для психологической диагностики компьютерной аддикции используется ряд опросных методик. Среди них — короткий тест на интернет-зависимость от психиатра К. Янг, который она разработала в 1996 г. Его можно применять и для самостоятельной диагностики интернет-аддикции у ребенка. В тесте 8 утверждений, на которые нужно ответить утвердительно или отрицательно:

  1. Все мысли ребенка только об интернете.
  2. Время, проведенное ребенком в интернете, постоянно увеличивается.
  3. Уже были безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование ребенком интернета.
  4. Ребенок, несмотря на установленные собой или родителями правила, всегда тратит больше времени на развлечения в интернете, чем запланировал.
  5. Становится усталым, агрессивным или раздражительным при попытках ограничить или прекратить использование им интернета.
  6. Ребенок врет о том, сколько реально времени он проводит в сети.
  7. Интернет становится причиной плохой успеваемости в школе.
  8. Ребенок использует интернет, чтобы избавиться от дурного настроения или спрятаться от проблем.

Если вы положительно ответили на 5 и более утверждений, рекомендуем задуматься о решении проблемы.

В целом, симптомы психологической зависимости от компьютера у подростков сходны с проявлениями любого другого вида аддикции. Когда увлечение становится вредной привычкой, это сложно не заметить. На аддикцию указывают следующие признаки:

  • Компульсивность — неконтролируемое поведение, направленное на то, чтобы быстрее выйти в интернет. Например, ребенок приходит из школы домой и сразу садится за компьютер вместо того, чтобы отдохнуть или пообедать.
  • Отрицание. У зависимого ребенка снижается критическое отношение к негативным последствиям своего пристрастия.
  • Абстиненция (синдром отмены) при запрете пользования интернетом. Ребенок становится раздражительным и агрессивным в ответ на контроль и замечания родителей.

Причины возникновения компьютерной зависимости

Особенно важно знать, почему компьютерная зависимость появляется у подростков. В первую очередь следует назвать недостаток внимания как со стороны родителей и других взрослых, так и своих сверстников

Его-то ребёнок и компенсирует с помощью «умной железяки». Эта проблема стала ещё более острой с появлением многочисленных социальных сетей, ведь там подросток может создать себе иной, улучшенный образ, может завести, наконец, друзей… и уйти в виртуальную жизнь. В этом случае речь уже идёт не просто об игромании, а о настоящей интернет-зависимости подростка. Заставить его уйти в виртуальный мир могут и другие причины:

  • неуверенность в своих силах;
  • недооценка собственной личности;
  • недовольство своей внешностью (при настоящих или кажущихся отклонениях).

Часто он поступает так просто потому, чтобы не отличаться от погодков – раньше это было связано с игровой зависимостью, но теперь к тому же ведёт развитие социальных сетей. Если у ребёнка не появилось других увлечений, и он не знает, как «убить» свободное время, то это также повод «плотно сесть» за компьютер.
Может провоцировать привыкание к компьютеру и воспитание, и манера семейного общения. Если родители не позволяют ребёнку проводить больше пары часов в день за компьютером, то и зависимости будет труднее развиться.

Когда стоит обратиться за помощью

В принципе, обращение за помощью к психологу будет не лишним, даже если стадия зависимости еще не наступила. Пусть разговор с психологом пройдет в качестве консультации. Быть может, эксперт подскажет интересные решения или натолкнет на важные особенности взаимодействия с подростком. Естественно, что в этом случае тащить с собой самого ребенка не нужно. Рекомендации будут даваться исключительно родителю, как взрослому.

А вот в случае, когда зависимость дает знать о себе настолько ярко, что уже появились психологические и физиологические симптомы, позвать на консультацию придется и «виновника», то есть подростка

Обращайте внимание на его способность вовремя лечь спать, успеваемость, общительность в реальной жизни

Дискуссионные аспекты «интернет-гейминговой зависимости»

Однако, на проблематику компьютерных игр есть и диаметрально противоположные взгляды. В этом плане достаточно интересным является изучение людей, для которых компьютерные игры являются профессией (например, есть образовательные программы в рамках спортивных образовательных учреждений в таких странах, как Южная Корея), и их сравнение с людьми, зависимыми от компьютерных игр. В рамках исследования, проведенного в Южной Корее (Республика Корея), между подростками с диагностированным гейминговым расстройством и профи-геймерами было выявлено следующее . В то время как профи-геймеры играют в соответствии с определенными жизненными привычками, уделяя время и другим делам по запланированному учебным заведением графику, подростки с игровым расстройством (IGD) демонстрируют нерегулярный образ жизни и нерегулируемое импульсивное игровое поведение. Участие в исследовании приняли 14 подростков с игровым расстройством и 12 профессиональную игроков. Период наблюдения составил один год, оценивались демографические данные, производилось тестирование с помощью Child Behavior Checklist (CBCL), оценивались депрессивное настроение, тревожность. Также была проведена функциональная МРТ в состояния покоя. В течение года подростки с игровой зависимостью (не получая лечения или психотерапии) играли в игры по своему обычному расписанию, чаще всего так и когда хотели, в то время как студенты профи-геймеры играли по запланированному графику, готовясь к чемпионатам. Через год показатели профи-геймеров снизились в таких показателях, как: общее проблемное поведение, импульсивность и агрессия, депрессия и тревога, по сравнению с показателями подростков с игровой зависимостью, чьи показатели остались неизменными

Обе группы демонстрировали повышенную мозговую активность в теменной доле коры головного мозга (активное внимание). Но по сравнению с профи-геймерами, подростки с зависимостью от игр демонстрировали бóльшую активность в левой орбитофронтальной коре

По мнению учёных из Республики Корея, полученные данные могут указывать на то, что компьютерные игры развивают внимание, но только хорошо организованная игровая деятельность дает положительные результаты.

Почему больной не хочет лечиться

Отличная профилактика интернет-зависимости – привлечение к общественным занятиям, выполнению семейных обязанностей, регулярное совместное времяпровождение. Но, к сожалению, распознать проблему многим родителям удается на стадии, когда увлечение играми переросло в зависимость. Что ж, остается записаться на лечение. В данный период близкие люди часто сталкиваются с агрессией подростка, который не желает обращаться к врачам. Второй тип поведения – безразличие.

По какой причине так происходит, и почему зависимый от компьютерных игр не желает лечиться? Основная причина нежелания – отрицание. Человек не намерен проходить реабилитацию, поскольку не считает себя больным. Свое пристрастие он называет возможностью расслабиться, отдохнуть, получить позитивные эмоции. Игра помогает забыть о проблемах в школе, со знакомыми. По-сути, так свое поведение объясняет и наркоман, и алкоголик. Чтобы помочь подростку понять проблему, нужно организовать интервенцию. Помните, что отрицание – главная преграда на пути к выздоровлению.

Особенно развито отрицание у взрослых. Они уверенны, что их увлечение безобидно. Что оно не имеет ничего общего с наркоманией, алкоголизмом. Так же будет оправдываться человек, который пьет, или наркоман, принимающий легкие психотропные вещества. Но, как показывает практика, компьютерная зависимость – настолько серьезный недуг, что способна разрушить даже благополучную семью.

Еще одна причина отказа от лечения – завышенная опека родителей. Близкие создают для подростка благоприятную среду, где он не несет ответственности за свое поведение. Ему удобно отдыхать, понимая, что есть люди, на которых можно переложить обязанности. Родители должны расписать день подростка таким образом, чтобы у него не оставалось времени на уход в виртуальный мир.

Когда среда становится неблагоприятной для увлечения играми, возможно несколько исходов. Подросток увлечется новыми обязанностями, занятиями и отодвинет игры на задний план либо начнет упорствовать, еще больше усугубляя свое положение. В этот период родителям нельзя отступать. Недопустимо спонсировать ребенка, который имеет зависимость от компьютерных игр. Никаких денег на автоматы, личные расходы. Можно предложить подростку вариант заработать деньги, но при этом контролировать траты.

Страх – еще одна причина, почему дети не хотят лечиться в реабилитационном центре. Найдите возможность объяснить подростку, что понимаете его чувства, страхи, но он должен посетить врача. Расскажите, что зависимость – психическое заболевание.

Итак, если вы хотите положительных сдвигов, нужно побороть три проблемы: отрицание, лень, страх.

Последняя проблема – давление знакомых

Очень важно, с кем общается ребенок. Чтобы он имел правильный круг друзей, родителям следует принимать активную роль в жизни подростка

Лечение игровой зависимости у подростков и детей

Лечение игровой зависимости у детей проводится под наблюдением психиатра, имеющего опыт работы с подростками и лудоманией. Только врач может определить период, сложность и корректировки терапии в каждом конкретном случае.

Терапевтические мероприятия проводятся как амбулаторно, так и в стационаре, в зависимости от тяжести состояния ребенка. В некоторых случаях требуется госпитализация для контроля и лечения зависимости.

Помощь подросткам от игромании предусматривает комплексный подход, включающий в себя как психологическую, так и медицинскую помощь

Важно провести детальное обследование и оценку состояния школьника, чтобы определить степень аддикции и выявить возможные проблемы, связанные с болезнью.. Психологическое лечение включает в себя психотерапию, которая помогает ребенку развивать навыки саморегуляции, управления стрессом, улучшения коммуникативных навыков и развитие здоровых увлечений

Также важно проводить работу с родителями, чтобы помочь им понять причины игровой зависимости и научить способам поддержки детей.

Психологическое лечение включает в себя психотерапию, которая помогает ребенку развивать навыки саморегуляции, управления стрессом, улучшения коммуникативных навыков и развитие здоровых увлечений

Также важно проводить работу с родителями, чтобы помочь им понять причины игровой зависимости и научить способам поддержки детей.. Фармакотерапия включает в себя применение лекарственных препаратов для улучшения психического состояния подростка, если это необходимо

В некоторых случаях требуется консультация психиатра для назначения соответствующих медикаментов.

Фармакотерапия включает в себя применение лекарственных препаратов для улучшения психического состояния подростка, если это необходимо. В некоторых случаях требуется консультация психиатра для назначения соответствующих медикаментов.

Важным аспектом лечения игровой компьютерной зависимости у подростков является поддержка со стороны образовательных учреждений. Школьные психологи и социальные работники должны проводить профилактическую работу с учащимися, а также предоставлять поддержку тем, кто страдает от лудомании.

Кроме того, важно создать благоприятную среду дома, где дети смогут почувствовать поддержку и любовь близких. Регулярное общение родителей с ребенком и понимание его проблем помогут преодолеть болезнь.. +7 926 321-32-34

+7 926 321-32-34

звоните на горячую линию, круглосуточно и без выходных

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка. Малышу с раннего детства стоит объяснить, что компьютер, телефон, телевизор и планшет – это инструменты для работы и познания, а не средство развлечения.

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Сложные семейные отношения

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Груз ответственности

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано? Почему мамины честолюбивые помыслы оказались выше девичьих интересов? Признание и одобрение, недополученные в семье, ребенок станет искать в мире эльфов и мировых войн.

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Риск: одинокий подросток – это не тот юный человек, у которого нет друзей или контактов, а тот, который не ощущает поддержки, понимания и эмоциональной близости со старшими. Нет у одинокого подростка человека, с которым можно поделиться радостями или переживаниями.

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать

Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе

Потрясения и стрессы

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний.

При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.

Как бороться с компьютерной зависимостью у ребёнка?

Наказывать в этом случае сына или дочь бесполезно. Наоборот, это может только усугубить ситуацию. В нашей статье мы рассмотрим, как можно избавиться от увлечения бесполезными играми.

Для начала нужно понимать – есть ли у детей 7-10 лет проблемы в школе? Если  школьнику такого возраста трудно общаться со своими сверстниками в школе, то стоит обратиться к психологу. В случае с успеваемостью понадобится репетитор, а ещё лучше заняться обучением ментальной арифметикой. Это позволит улучшить восприятие нового материала, скорость его обработки, развить память. Открывшиеся новые способности могут пробудить интерес к учёбе, потому что ребёнок будет учиться лучше многих сверстников и выделяться на их фоне. А успех повысит и самооценку, и желание развиваться дальше, становиться ещё лучше.

Если в школе сложностей не возникает, то попробуйте отдать ребёнка в спортивную секцию или предложите ему помочь Вам по дому, либо по другим делам, чтобы Ваш младший член семьи почувствовал себя значимым.

Старайтесь устраивать совместные прогулки, выезжайте на природу. Если не получается вытащить из-за компьютера, то погуляйте с ребёнком после школы, творческого кружка. Беседуйте с ним о литературе, об обществе, обсуждайте то, что сейчас интересно в мире.

Чтобы спасти ребёнка, погоняйте с ним мяч, покатайтесь на роликах, коньках, сходите на аттракцион, сыграйте в лазертаг с друзьями семьи или пригласите его одноклассников. Устройте состязание, например, по интеллектуальной викторине на ценный приз или соревнуйтесь, кто больше отожмётся. Всё это даст ребёнку мотивацию заняться собой, стать лучше, увлечься интересами реальной жизни и обзавестись авторитетом среди сверстников. Последнее тоже подстегнёт отложить игрушки в долгий ящик и заняться ещё большим самосовершенствованием.

Купите ему велосипед или ролики, скейтборд, коньки, ракетку для тенниса, гантели, шахматы, счёты абакус или другие вещи, необходимые для активного отдыха и умственного развития.

Одним из важнейших элементов избавления от зависимости, который проигнорировать просто нельзя, является режим дня. Переходите на него постепенно и контролируйте его. Составляйте график, учитывая интересы и расписание ребёнка, а также обязательно включите туда игру на компьютере – полностью это развлечение убирать нельзя. В число онлайн-игр может войти и ментальная арифметика «Академии развития интеллекта AMAKids». Во время обучения ребёнок будет работать со специальной онлайн-платформой, где в игровой форме сможет научиться быстрому счёту в уме.

И как говорил великий Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие». Вдохните поглубже и начинайте следовать нашим рекомендациям. Тогда всё у Вас получится.

Лечение заболевания

Лечение интернет-зависимости сильно отличается по своему содержанию, но, также как и многие расстройства психики, включает в себя курс психотерапии, которая проводится в несколько этапов:

Первый этап.. Специалист помогает ребенку осознать существование зависимости путем подведения его к количеству проводимого в интернете времени.

Второй этап. Часто, после осознания того, что у человека есть какое-то заболевание, он чувствует себя подавленно

Ему важно знать, что он не один и что у него есть поддержка. Психолог же в это время пытается предотвратить результат чрезмерных депрессивных мыслей с помощью специальных практик. Третья стадия

Лечение зависимости. Важно, чтобы человек сам научился контролировать время, проведенное за компьютером и преодолевать негативные эмоции, которые возникают на первых порах

Третья стадия. Лечение зависимости

Важно, чтобы человек сам научился контролировать время, проведенное за компьютером и преодолевать негативные эмоции, которые возникают на первых порах

Четвертый этап. Улучшение отношений в семье, со сверстниками. К этому этапу приступают, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для того чтобы заболевание не вернулось вновь, необходимо наладить отношения в семье и найти для себя занятие вне компьютера.

Последний этап. Хотя от самого заболевания к этому моменту уже удастся избавиться, его последствия будут с больным еще долгое время, причем они могут быть как физическими, так и психологическими. И помощь специалиста в их лечении не будет лишней. 

Звоните на горячую линию круглосуточно и без выходных

+7 (495) 121-48-31

Анатомия зависимости

Психологическая зависимость формируется постепенно: от интереса к увлечению, а затем к потребности и пристрастию. Темп этих изменений индивидуален. Механизмы на уровне физиологии (и это доказано экспериментально) аналогичны стадиям формирования алкоголизма и наркомании:

I стадия: бессимптомная. Ощущая удовольствие от взаимодействия с устройством, подросток не замечает никаких негативных последствий, зато может обосновать выгоду от такого взаимодействия. Оно видится безопасным и позитивным. «Употребление» компьютера носит хаотичный характер. Социальные связи сохраняются. В домашних условиях проблема корректируется правильно построенной беседой о назначении телефона и ПК, правилах их использования.

  • II стадия: привыкание. Периодичность может быть от нескольких часов до нескольких дней, но она прослеживается достаточно четко. Например, ежедневно в одно и то же время подросток обращается к игре и проводит за ней пару часов. Происходит утрата свободы выбора: играть или не играть. Возникает некая обязанность, которую ребенок защищает и оправдывает ответственностью перед другими игроками. Стандартное прикрытие: «Я так отдыхаю. Это не мешает мне жить в реальности». Необходимо срочное вмешательство семьи и школы в коррекцию такого состояния. Поддержка психолога значительно улучшает прогноз, полностью вылечивать удается более 80% случаев.
  • III стадия: приоритет пристрастия. Подросток уходит в мир виртуальной реальности, посвящает ему все время, отказывается от привычной жизни и удовольствий в пользу зависимости. Более того, возникают новые зависимости, например курение. На этом этапе лечение и реабилитацию необходимо проводить профессиональными средствами. Одной консультации психолога может быть недостаточно. Избавляться от зависимости придется с помощью опытного психотерапевта или даже гипнолога.
  • IV стадия: переход из психологического плана в психический. Проявляются физиологические нарушения (позвоночник, мозг, органы зрения и пищеварения страдают больше других). Деградация личности, утрата контактов, уход от реальности, суицидальные мысли, изменения в мышлении, характере и поведении.

    Ребенка нужно срочно спасать! Лечение компьютерной зависимости у подростков на этом этапе требует обращения к психиатру.

Скачок от легкой степени до тяжелой колеблется в зависимости от возраста, жизненной ситуации, временных и материальных возможностей. Чтобы определить, зависим ли подросток от компьютера, нужно спрашивать не «Как давно это происходит?», а «Насколько это глубоко внедрилось в личность?»

Посмотрите видео психолога Алисы Плотниковой, в котором она подробно рассказывает об особенностях детской интернет и компьютерной зависимосте:

Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью: 3 простых шага

Компьютер для ребенка источник удовольствия и средство удовлетворения потребностей, которые не получается удовлетворить в реальности.

Следовательно, что должны сделать родители:

  1. Разобраться чего конкретно не хватает их взрослеющему чаду. Провести доверительную беседу.

Если между подростком и родителями нет доверия, сначала придется решить эту проблему. Вам помогут рекомендации данные в статье «У ребенка переходный возраст. Что нужно знать родителям?»

Не нужно догадываться чего недостает сыну или дочери, обязательно нужно спросить об этом! Хотя внимательные, наблюдающие, анализирующие поведение ребенка родители и без того поймут чего не хватает по тем реакциям, которые выдает ребенок, погружаясь в компьютер.

Во время беседы задавать вопросы следует мягко, но серьезно, до тех пор, пока не станет ясна суть. В итоге должно быть озвучено чувство или потребность, которые желанны ребенком.

Например:

— Почему ты так много играешь в эту игру?

— Она мне нравится!

Чем она тебе нравится?

— В нее все играют! Там можно собраться в команду и разбить врагов!

— Тебе нравится играть в команде?

-Да.

-Тебе нравится побеждать?

-Да.

Найдена потребность в причастности к сплоченному коллективу, команде, в достижении личного успеха, в чувстве азарта, риска, радости победы.

  1. Подсказать подростку где и как в реальности можно получить то же самое что он находит в играх или соцсетях. Привести примеры и доказательства почему альтернативные «живые» занятия лучше.

Для приведенного выше примера альтернатива – спорт, в котором есть командные соревнования.

  1. Помочь подростку сделать первый шаг в направлении реализации себя в реальности и закрепить первый успех как доказательство того, что жизнь лучше иллюзий.

Некоторые психологи и аддиктологи (врачи, лечащие от зависимостей) придерживаются той точки зрения, что от зависимости нельзя избавиться. Но ее всегда можно заменить другой, полезной и позитивной.

Дополнительные рекомендации

Вряд ли ребенок сразу откажется от своей любимой, но вредной привычки, даже если увлечется полезным альтернативным занятием.

Поэтому родителям пригодятся такие дополнительные рекомендации:

  1. Больше общаться с подростком в позитивном ключе, проводить свободное время вместе с ним, занимаясь каким-то полезным делом или отдыхая.
  2. Рассказывать и показывать, чем можно увлекаться и как можно проводить время не за компьютером и вне стен дома. Развивать любовь к жизни.
  3. Помогать искать ответы на такие волнующие подростка вопросы как «Кто я?», «Зачем я живу?», «На кого идти учиться? Кем я хочу работать?», «Как общаться с противоположным полом?», «В чем смысл жизни?» и так далее.
  4. Если у ребенка наблюдаются и другие проблемы психологического, социального плана или есть трудности с обучением или иные связанные со школой проблемы – решить их самостоятельно или с привлечением третьих лиц.
  5. Контролировать время, проводимое подростком за компьютером и прочими гаджетами. Замечать, что делает ребенок в это время: собирает информацию для учебы или играется в игрушку?
  6. Самим не впадать в зависимость от компьютера, если она уже есть – избавиться, иначе все старания будут напрасны. Ребенок копирует поведение взрослых. Наставления и просьбы менее значимы, чем поступки.
  7. В случае если зависимость не удается победить самостоятельно, обратиться к психологу или психотерапевту.

Типы зависимых от компьютера людей

Ждем Вашей оценки

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий