Компьютерная зависимость у детей

Как понять, что у ребенка компьютерная зависимость?

Дети привыкают к гаджетам постепенно, затем появляется привязанность и зависимость. Представьте себе мальчишку 10-12 лет, который перебивается с 2-ки на 3-ку, не может найти общий язык с учителями и одноклассниками, не пользуется популярностью в школе и в кругу друзей. Дефицит родительского внимания, которые постоянно заняты, вызывает сложности в общении со взрослыми. Это все он имеет в реальном мире. А что в виртуальном – отважные сражения, яркие победы над врагами. Здесь он герой, рыцарь, который спасает целые кланы от монстров. В игре всегда есть возможность перезагрузить уровень и начать все сначала, именно здесь подросток повышает свою самооценку. Как вы думаете, что выберет мальчик? Конечно, мир компьютерных игр, где все легко и добиться победы над вымышленным врагом гораздо проще, чем поразить учителя блестящим ответом на уроке.

Вот некоторые признаки, которые помогут определить ту грань, что называется зависимостью:

  • агрессивное поведение и эмоциональные протесты в ответ на вашу просьбу прервать игру, особенно в то время, когда у вас с ребенком есть договор на период игры за компьютером;
  • потеря ориентации во времени: вместо 20 минут ребенок потратил на игру час и больше;
  • выпрашивание денег или большие траты на покупку игровых приложений, обновления и аксессуары для компьютера;
  • нарушение режима дня: несистематические приемы пищи, отказ вовремя ложиться спать, выполнять ежедневную гигиену;
  • во время игры у ребенка повышается активность, улучшается настроение;
  • раздражительность, подавленность, отсутствие настроения в моменты, когда нет возможности запустить игру;
  • в разговорах присутствуют темы только об игре, дети с энтузиазмом рассказывают, сколько они заработали наград, кого победили в неравном бою, но раздражаются, когда их пытаются увлечь другой темой, или теряют интерес к собеседнику. 

Если вы заметили хотя бы один или два признака — не беда. На этом этапе задачей каждого родителя должна быть коррекция поведенческих ориентиров ребенка: привлечь его к интересному занятию, отправиться в кино или покататься на велосипеде. Когда вы замечаете все признаки зависимости, не спешите ставить ребенку диагноз, а тем более не лишайте его возможности пользоваться гаджетами. Сейчас мы ответим почему. 

Во-первых, поставить диагноз кибераддикции подростку может только опытный психолог, когда родители наблюдают появление серьезных проблем более трех месяцев. 

Во-вторых, компьютерные игры также могут стимулировать детское мышление и активность, поэтому полностью отказать подростку в играх со стороны родителей будет неразумно. 

Какие дети попадают в компьютерную зависимость?

Часто компьютерная зависимость формируется у детей из благополучных семей, родители этих детей умные и внимательные, дети с хорошей успеваемостью в школе, эрудированные, интеллектуальные. Родители таких детей заботятся о них, переживают, искренне обеспокоены тем, что происходит с ребенком.

Оба родителя работают, строят карьеру, у них высшее образование. В целом – это обыкновенная семья со средним уровнем дохода, где не наблюдаются какие-то серьезные проблемы или глобальное неблагополучие.

Самое главное – это недостаток времени у родителей на игры, общение, занятия с ребенком. Непонимание, чем еще можно занять ребенка, сложности во время игры с ребенком (родители часто говорят «Я не знаю, как играть», «Мне сложно играть с ребенком», «Мне скучно, я устаю»).

В каких случаях ребенок особенно подвержен компьютерной зависимости?

  • Если ребенок начинает использовать компьютер/планшет/телефон в раннем детстве до 6 лет. К сожалению, сегодня время использования электронных устройств сильно сдвинулось, и дети уже в 2-3 года очень много времени проводят за экраном. Чем раньше начинает ребенок, тем выше риск развития компьютерной зависимости.
  • У эрудированных детей с интеллектом выше среднего. Чтобы разбираться в играх, ребенок должен быть сообразительным и умным.
  • Дети, у которых много свободного времени. Они не заняты после школы в кружках, секциях. И это свободное время никак не структурировано. Очень много свободного времени в выходные, после школы. Но здесь есть и другая крайность: некоторые родители очень сильно перегружают ребенка, и у него вообще нет свободного времени, ему «не продохнуть» — у него и гимнастика, и бассейн, и рисование, и шахматы, еще и учеба с домашними заданиями. Здесь надо найти золотую середину. У ребенка должно быть свободное время, а родители должны отвечать за то, как это время структурировать
  • Когда у ребенка есть неограниченный доступ к компьютеру/планшету/смартфону. Часто ребенок может подходить и брать без спроса родительский телефон, ноутбук. В этом случае его сложно проконтролировать.
  • Пример родителей. Когда мама и папа сами много времени проводят за компьютером, то ребенок будет им подражать.
  • Если у ребенка более старшего возраста не складываются отношения со сверстниками, если у него нет друзей, если его дразнят, если у него есть какие-то комплексы, сложности в общении. Тогда он уйдет в электронный мир, интернет, где можно общаться под ником, проявить себя в виртуальном мире, быть тем, кем захочешь. В итоге вместо того, чтобы решать свои реальные проблемы (налаживать контакты, разрешать конфликты) ребенок уходит в несуществующий виртуальный мир.
  • Дети в обеспеченных семьях, когда родители могут позволить себе покупать дорогое компьютерное оборудование и устройства, телефоны и дорогие игры. Получается, что ребенок постоянно окружен этими девайсами. Иногда для родителей это служит замещением родительского внимания и любви, на которые у них не хватает времени. Происходит подмена настоящей заботы и внимания дорогими подарками.
  • Наиболее подвержены мальчики/юноши – они выступают основными потребителями компьютерных игр.

Как правило, любой вид зависимости у ребенка формируется на фоне отсутствия теплых эмоциональных взаимоотношений в семье. Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают, что он думает и что чувствует, о чем мечтает и о чем переживает, что действительно его волнует или тревожит. Когда родители не слышат его.

Часто родители говорят «Я забочусь о нем», но это формальная забота: ребенок всегда одет по погоде, одежда чистая и опрятная, у него полноценное хорошее питание, он вовремя ложится спать, у него сделаны уроки

По сути, это тоже забота и определенная доля внимания, но это ФОРМАЛЬНОЕ внимание

Но ребенку необходимо не формальное внимание, а настоящее: участие, забота, умение остановиться и в потоке повседневных дел действительно услышать, что ребенок пытается вам сказать, чем он пытается с вами поделиться. Возможно, нужно отложить некоторые ваши дела и присоединиться к тому, чего хочет ребенок. Конечно, родители хотят побыть наедине и хотят занять чем-то ребенка

Но если часто это делать – появляется привычка. Согласно опросам, многие дети предпочли бы проводить время с родителями, делая что-то интересное, увлекательное, чем сидеть за компьютером или планшетом

Конечно, родители хотят побыть наедине и хотят занять чем-то ребенка. Но если часто это делать – появляется привычка. Согласно опросам, многие дети предпочли бы проводить время с родителями, делая что-то интересное, увлекательное, чем сидеть за компьютером или планшетом.

Чем заменить компьютер?

Уважаемые родители! Вспомните, когда Вы были детьми, то у Вас не было навороченных гаджетов. И в то же время у вас было самое счастливое детство. Вы гоняли мяч во дворе, пускали кораблики по ручьям, строили шалаши в лесу. Постарайтесь объяснить ребёнку, что жизнь за пределами компьютера ещё насыщеннее и интереснее.

Подайте ему свой пример. Если Вы сами всё свободное время проводите за мерцающим экраном планшета или телефона, то неудивительно, что ребёнок поступает похожим образом. Придумайте совместное интересное времяпрепровождение: катание на велосипедах, пикники в парке, прогулка по городу. Посмотрев на Вас, подросток поймёт, что жизнь прекрасна и без компьютера.

Как снизить зависимость от компьютера?

Прежде, чем предпринимать радикальные меры, стоит разобраться, так ли опасны гаджеты, какую пользу они могут принести. В зависимости от степени увлеченности вашего ребенка, можно подобрать способы, которые позволят минимизировать негативное влияние гаджетов на его психику.

Бороться с привычкой ребенка тратить все свое время на компьютерные игры с помощью полного отказа от использования гаджетов неэффективно. Вместо этого предложите ему достойную альтернативу. Способы преодоления игровой зависимости и пристрастия к гаджетам у подростков:

Обратите внимание на аспекты воспитания. Поинтересуйтесь, нет ли у подростка конфликтов в школе, может ему некомфортно в собственном доме или есть недостаток внимания со стороны родителей, а может он пережил стресс

Если присутствует хоть один подобный фактор, постарайтесь его устранить, а также окружите ребенка любовью и заботой. 
Придумайте интересный вид досуга без девайса. Займите его время альтернативными вариантами отдыха и развлечений: сводите в детскую, комнату, кафе, запишите в школу робототехники или ментальной арифметики.
Найдите общее увлечение. Например, научите девочку вышивать, а мальчика — ловить рыбу, почаще выходите на прогулки в парк, бассейн, ходите на каток, катаетесь на велосипедах. 
Развивайте творческое мышление.
Поинтересуйтесь в книжных магазинах, какие книги сейчас актуальны для подросткового чтения, найдите интересные настольные игры, в которые можно поиграть в семейном кругу. 
Научите ребенка пользоваться гаджетом как средством обучения: покажите, где найти образовательные курсы, обучающие игры, вебинары, лекции. 
Тщательно подбирайте видеоконтент и игры. Они должны соответствовать возрасту ребенка. Чтобы на планшете транслировался только безопасный контент, установите на него функцию «родительский контроль» или сетевые фильтры, с помощью которых можно ограничить общение ребенка с компьютером. 
Установите четкие правила и тайминг использования гаджета, постарайтесь не нарушать договоренности.
Покажите на собственном примере, как разделить время использования гаджета и общения. Не пропадайте в телефоне сутками, отвлекитесь и уделите внимание ребенку.
Играйте с ребенком в игры. Создайте с ним механизм ролевой игры, научите придумывать интересные игровые сюжеты, и только потом знакомьте с гаджетом. Назовем самые интересные варианты игр, которыми можно увлечь подростка: «Безумный архитектор», «Назови кто я», «Дорисуй», «Городки». 

Детям до трех лет постарайтесь свести к минимуму взаимодействие с гаджетами. 

Вред и страшные последствия от компьютерной зависимости

Да, компьютерная жизнь имеет свойство затягивать, особенно самых маленьких. С возрастом у человека появляется внутренняя ответственность и развивается критическое мышление, они помогают в том, чтобы уйти из-за ПК в случае усталости или желания переключиться.

Но у детей компьютерная зависимость ничем не контролируется и не сдерживается. Перенапряжение не осознаваемо. Передоз приводит к психическому искажению. Той силой, которая будет сохранять баланс между интересным и полезным, должен стать родитель.

Только родитель должен быть родителем и руководствующей доброй силой во благо, он не должен становиться в позицию управляемого ребёнка. Родитель – главный, он решает, и это непререкаемо, с ребёнком ролями меняться не следует.

Кто подвержен компьютерной зависимости

Как уже говорилось ранее, подростковый возраст – период, когда гормональные всплески оказывают сильнейшее воздействие на весь организм ребенка в целом и на его нервную систему в частности. Поэтому обнаружить в своей семье игромана может абсолютно любой родитель. И все же у некоторых людей развитие привязанности происходит быстрее и проще.

Но не стоит обольщаться, считая, что если у вашего ребенка много друзей и хороший эмоциональный самоконтроль, то он избежит развития компьютерной зависимости. Риск все равно остается, хотя и несколько снижается. Еще один важный момент связан с половыми особенностями. Мальчики привыкают к виртуальному миру быстрее девочек, возможно потому, что чаще оказываются предоставлены сами себе. Контроль за дочерями и кругом их общения обычно сильнее со стороны родителей.

Что такое компьютерная зависимость, как она проявляется

Термин «компьютерная зависимость» появился в психиатрии в 90-е годы с началом стремительного развития информационных технологий. Он означает чрезмерную увлеченность компьютером и интернетом, проведение за компьютером большей части своего свободного времени. Особенно опасна интернет-зависимость для подростков, чья психика в 14-16 лет еще формируется и уязвима.

Если родители заметили, что их ребенок болезненно воспринимает «расставание» с электронными гаджетами, значит настало время заняться профилактикой компьютерной зависимости. Ребенка нужно увлечь другими занятиями, записать в спортивные секции, кружки по интересам, строго регламентировать время на компьютерные игры. Если же с этим возникают проблемы, значит пора лечить ребенка.

Чего делать нельзя

Есть ряд фатальных ошибок, которые усугубляют зависимость и еще больше разграничивают детей и родителей. Пусть эта памятка послужит вам знаком «Стоп» в общении с ребенком.

  1. Вражеские санкции. Родитель, не имеющий ни авторитета, ни контакта с подростком, диктующий условия – враг. Все вражеские санкции будут в лучшем случае проигнорированы.
  2. Указание на болезнь: «Ты ненормальный», «Ты не в себе», «Тебе нужно лечиться», «Завтра же пойдем к доктору!»
  3. Потеря времени. Например, подросток наотрез отказался идти к психологу, а вы продолжаете устанавливать запреты и отключать компьютер вместо того, чтобы посетить родительскую консультацию.
  4. Техническое ограничение доступа: отключение канала связи, родительский контроль или фильтр сайтов. Он – дитя времени, он найдет способ это обойти, даже убежит из дома в поисках Wi-Fi.
  5. «Друзья из Сети плохие и гадкие». Даже чат-бот покажется подростку более реальным и милым, чем родитель, не верящий в своего ребенка. Не лучше ли помочь завести друзей в реальном мире, не критикуя виртуальных?
  6. «Ты тратишь на виртуальный мир лучшие годы и свои способности». Утверждение без подтверждения становится вражеской санкцией. Возможности нужно реализовать в реальности, а для этого нужно обрести уверенность в себе.
  7. Переложить ответственность на ребенка: «Делай, как хочешь, это твоя жизнь. Ты сам пожалеешь, когда поймешь, что я прав». Поймет. Пожалеет. Но не испытает чувства благодарности и привязанности к родителям, которые не сумели понять и помочь.

Зависимость от компьютера можно вылечить, если вникнуть в суть подростковых проблем, подружиться с ребенком, вернуть его доверие. Вернувшись к прежней жизни, он снова ощутит вкус реальных удовольствий, но не перестанет нуждаться в поддержке.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Профилактика зависимости от компьютерных игр.

Психологи разработали несложные рекомендации для родителей, которые предупреждают возникновение компьютерной зависимости.

  1. Разрешая дошкольникам проводить время за просмотром мультфильмов или видеороликов, родители должны строго контролировать содержание контента. Лучше посмотреть мультфильм вместе со своим ребенком. В процессе или по окончанию просмотра, активно обсудить все увиденное. Таким образом, у малыша будет представление о разных взглядах на одну ситуацию, сформируется речь, понятие избирательности, логическое мышление.
  2. Ребенок не должен проводить за компьютером или телефоном все свободное время. Используйте гаджеты в качестве поощрения за успешную учебу, хорошее поведение, выполнение домашних дел.
  3. Подавайте собственный пример. Видя, как безвылазно взрослые пропадают в собственном телефоне, ребенок и сам погружается в виртуальную реальность.
  4. Займите время ребенка активными играми, кружками, прогулками на свежем воздухе. Настаивайте на совместных походах в развлекательные центры, театры, детские мероприятия. Обычно, дети младшего школьного возраста, с удовольствием соглашаются на любые предложения активного отдыха. Если этого не происходит и ребенок реагирует без особого интереса – в жизни вашего ребенка происходит что-то неприятное, требующее родительского внимания.
  5. Интересуйтесь его отношениями со сверстниками, увлечениями, достижениями.
  6. Разрешайте приходить в гости друзьям ребенка. Поощряйте его стремление к социальным контактам.
  7. Наблюдайте за поведением детей в Интернете. Контролируйте время, когда он заходит в сеть. Если он ведет блог – подпишитесь. Монтирует видеоролики? Смотрите результаты его трудов. Обговаривайте, вникайте.
  8. Обсуждайте, почему именно те или иные игры выбирает ребенок. Попробуйте поиграть вместе с ним, но только после обязательно настаивайте на отдыхе или смене занятия на любое другое, не связанное с Интернетом.
  9. Если ребенок застенчив, и ему легче искать общение в сети – хвалите и поддерживайте его за любое off-line достижение.
  10. Установите фильтры на нежелательные сайты. Такой прием необходим, ведь невозможно контролировать постоянно, чем занимается ребенок, когда проводит время у монитора.

Эти советы помогут избежать проблем в будущем. И покажут ребенку, что вам небезразличны его увлечения.

Что делать, если ребенок уже страдает компьютерной зависимостью?

Если зависимость от компьютерных игр или социальных сетей действительно выявлена у ребенка, стоит приступить к активным действиям, чтобы не терять драгоценное время.

  1. Обратитесь к психологу. Специалист поможет грамотно справиться с этой ситуацией и не сделать еще хуже. Он разработает программу действий, которой нужно придерживаться.
  2. Наберитесь терпения. Устранять проблему гораздо тяжелее, чем не допустить ее возникновения.
  3. Не запрещайте компьютер сразу, без предупреждения и исключений. От этого станет только хуже. Ребенок может впасть в депрессию или проявит неконтролируемую агрессию, которая будет направлена в первую очередь на родителей.
  4. Начните контролировать и лимитировать время посвященное гаджетам. Постепенно уменьшайте количество часов для ребенка, в которые ему позволено играть. Остальное время займите общими увлечениями. Придумывайте все, что может заинтересовать ребенка, только бы он не вспоминал о своем любимом электронном друге.
  5. Избегайте возможного общения чада с такими же зависимыми людьми.
  6. Постарайтесь мягко донести, что появилась проблема, вы очень беспокоитесь за его здоровье и не хотите дальнейших осложнений. Если ребенок поймет это – отмечайте все изменения и улучшения. Поощряйте их. И тогда, ребенок будет стремиться преодолеть зависимость вместе с вами.

Борьба с любой зависимостью – это нелегкий путь, который порой не удается пройти взрослому человеку. А борьба, с чрезмерной страстью к Интернету у детей и подростков, требует исключительной аккуратности и терпения.

Компьютерная и интернет зависимость у детей

Причины компьютерной зависимости у подростков

Сложно представить жизнь современного школьника без компьютера. Электронные дневники, требования сдавать учебные проекты в печатном виде, необходимость самостоятельно искать материал для докладов и рефератов в интернете – сегодня проводить за компьютером минимум час в день только по учебным вопросам для подростка нормально. Само по себе это неплохо, ведь навыки эффективного использования возможностей интернета пригодятся в дальнейшей учебе и при трудоустройстве.

Еще одна возможная причина зависимости – проблемы в семье, отсутствие взаимопонимания и доверительных отношений с родителями. Когда подростка дома чаще «пилят», и читают ему нотации, чем подбадривают и хвалят, велик соблазн уйти в виртуальный мир, где все хорошо.

Часто решающую роль в постоянном сидении за компьютером играет стремление подростка быть «как все». В этом возрасте не принято выделяться. Если большинство одноклассников и друзей проводят свободное время в интернете, вероятно, ребенку тоже захочется не отставать и быть в курсе новинок видео игр.

Причины игромании среди детей и подростков

Часто родители сами становятся источником аддикции для детей и подростков.

1. Если показывают пример, проводя слишком много времени за компьютером и игровой приставкой, не уделяют внимания ребёнку, не учат его организовывать собственное время.

2. Пытаясь “избавиться” от ребёнка: для того чтобы он не путался под ногами и не мешал, сами дают ему телефон, планшет с закаченными в них “полезными” программами. Так многие поступают уже с годовалого возраста, и даже гордятся тем, что “мой ребёнок разбирается в этих технологиях лучше меня”, но в неокрепшем мозге ребёнка чрезмерная цифровизация производит эффект бомбы. Он не учится жить в настоящем мире, не замечает его красоты и сложности, у него возникаю трудности с общением с другими людьми.

Можно говорить об игровой зависимости у подростков, когда вы замечаете, что у него пропадает интерес ко всем сферам жизни: снижается успеваемость, ухудшаются отношения со сверстниками и учителями.

К симптомам подростковой игромании относятся:

  • агрессивные протесты на просьбы выйти из-за компьютера;

  • злость и раздражение, когда приходится всё же отвлечься от игрового процесса;

  • требование денег на игровые обновления, улучшения, на более мощный компьютер/приставку;

  • неспособность определить и контролировать время на увлечение;

  • нарушение режима сна и отдыха : ребёнок не спит всю ночь, играя;

  • нарушение пищевых привычек: не ест с семьёй за столом, поглощает бутерброды, чипсы, другую вредную “быструю” еду во время игры;

  • пренебрегает гигиеной;

  • настроение улучшается только во время игры, если приходится проводить время с семьёй, демонстрирует раздражение и недовольство;

  • все его “друзья” увлечены тем же, что и он, со сверстниками не играющими в компьютер, он не может или не хочет общаться;

  • пренебрежение домашними обязанностями, учёбой, спортивными тренировками.

Признаки компьютерной зависимости: когда начинать бить тревогу​

Если ребенок проводит за компьютером больше 2-х часов в день — родители начинают волноваться. Вдруг испортятся зрение, осанка, он будет плохо спать и потеряет интерес к другим увлечениям. Что делать? Прогонять из-за компьютера, отключать интернет, скандалить или сразу идти к психологу?

Есть ряд признаков, которые помогут понять, когда подростка увлекла интересная игра или общение в соцсетях, а когда он действительно зависим и не контролирует себя:

1.   Ребенок проводит за компьютером более 4 часов в день

А точнее — больше 257 минут в день. Исследователи из Оксфордского университета выяснили, что именно такое количество времени в день за компьютером не вредит здоровью подростка.

Если ребенок регулярно проводит за компьютером больше положенного времени (вместо 4-х — 5-8 часов), а когда папа или мама подходит и говорит, что все, на сегодня хватит, он начинает нервничать, огрызаться, злиться — это ненормально.

2.   Пренебрегает режимом и пропускает важные дела

Ребенок может недосыпать, не идти в школу (или обманывать, что пошел туда), не делать уроки и даже не есть — разве что бутерброды, которые родители приносят прямо к монитору. На просьбы родителей о помощи, о том, чтобы пойти спать или сесть за уроки — реагирует нервно, может впасть в истерику или объявить бойкот. Так, ребенок может отказываться от еды, пока ему не дадут доиграть.

3.   Агрессивно реагируют на поражение в игре

Нормально, если подросток просто недоволен: ворчит и сетует на неудобную клавиатуру или мышь. И совсем ненормально, если в случае проигрыша он кричит и ломает стулья, матерится, бьет головой об стол, портит клавиатуру или монитор. Поражение в игре не должно вызывать такую реакцию и так сильно влиять на настроение.

Такая же агрессия с применением силы может проявиться, если родные начнут ограничивать время за компьютером.

4.   Ограничивает круг общения до минимума

Дружит либо с такими же друзьями-игроманами, либо вообще ни с кем не общается, полностью погружен в мир игр. Часто можно наблюдать картину: к подростку приходит друг, они сразу садятся за приставку и так — до вечера, с минимальным количеством общения, не считая азартных выкриков. Предлагать выйти на улицу поиграть в футбол — бесполезно. Вместо этого ребята просто уходят к другому другу.

5.   Апатия и отсутствие интереса к миру за пределами монитора

Когда ребенок не за компьютером — ему тоскливо, его невозможно ничем увлечь и заинтересовать. Он вялый, апатичный, рассеянный и с трудом может сосредоточиться на уроках. Однако как только он садится играть, настроение тут же резко улучшается, появляется нервное возбуждение и волнение.

Поможем избавиться от игромании

Записаться на консультацию

Если подросток играет много и долго — это может отразиться не только на психологическом (неврозы, нервное истощение), но и на физическом уровне. Может ухудшиться зрение, испортиться осанка, снизится вес, он станет быстрее уставать и чаще болеть.

Что такое компьютерная зависимость и ее основные признаки.

Термин «компьютерной зависимости» подразумевает маниакальное стремление человека проводить все время в виртуальном мире, в ущерб работе, учебе, социальным связям. Особенно склонны к его возникновению дети и подростки. Ведь их психика еще недостаточно окрепла, они уязвимы перед любым сильным влиянием.

Конечно, наличие компьютерной зависимости, как психического заболевания, может констатировать только психолог. Но и в домашних условиях существуют несколько явных признаков, которые под силу заметить родителям:

Существует несколько разновидностей компьютерной зависимости. Самые распространенные из них это кибераддикция и сетеголизм.

В первом случае ребенок чрезмерно увлечен разными видами игр, а второй вид зависимости отличается увлечением социальными сетями, форумами, насыщением ненужной информацией (видео-блоги, ролики).

Тест — есть ли зависимость от компьютерных игр у вашего ребенка — какие явные признаки?

Лакмусовой бумажкой зависимости в этом случае служит вопрос:

Ответ:

и мечтательно прикрытые при этом глаза, обрисовывают ситуацию как нельзя лучше.

Однако не стоит спешить. Однозначно назначать компь

Однако не стоит спешить. Однозначно назначать компьютер и его производные гаджеты цитаделью мирового зла.

Сегодня мы разберёмся с вопросами:

  1. Когда дети реально зависимы от компьютера.
  2. Обозначим нюансы каждого детского возрастного периода.
  3. Выясним причины зависимости от компьютерных игр у детей.
  4. И поймём, что ничего неисправимого и однозначно достойного паники в этом вопросе нет.

Компьютерная зависимость у детей дошкольного возраста

Имеются в виду однозначно все дети дошкольного возраста. Которые уже научились сидеть, стоять, тыкать пальчиками и смотреть. И, кстати, совсем не факт, что научились говорить.

Нередки случаи, когда расстаться с планшетом ни в какую не желают уже двухлетки. Однако ребёнка ли это выбор? Очень частой во многих семьях бывает картина, когда планшет или смартфон для маленького человечка родителями используется и как способ развлечь его. Или как способ накормить. Как способ успокоить, устранить, чтобы не мешал.

Дети склонны одушевлять всё, что видят вокруг.Не соит удивляться тому, что как верного друга и «существо», которое иной раз и «посильнее» родителей, ребёнок воспринимает именно гаджет. Здесь огромное значение имеют два момента, которые сейчас подробно и разберём.

Профилактика компьютерной зависимости у детей

Первоочередным пунктом, формирующим отношение к действительности, является помощь родителя. Родитель именно в этом самом нежном возрасте и закладывает базис. Он прививает ребёнку любовь к жизни в её живом проявлении.

Дети познают мир через родителей. Именно родители формируют мировоззрение ребёнка. Его неосознаваемое, безусловное отношение к чему либо в дальнейшем. Хоть подчас эту роль пытаются повесить на детский сад, на обучающие развлекательные курсы или приходящих родственников.

Дети копируют отношение родителей к жизни. Если родителям скучно наедине с самими собой, скучно друг с другом, они не могут придумать себе занятие, кроме как самим вперить глаза в монитор ПК или экран смартфона или ТВ, то ожидать другого от ребёнка просто глупо.

Что-то сродни чёрному сарказму, когда папа выпивает рюмку за здоровье ребёночка, а ему говорит, ты, мол, не пей, это яд.

Причины появления компьютерной зависимости

Каждый школьник проводит за компьютером по несколько часов подряд за уроками или играми, пока родители не видят. Стоит ли говорить, что происходит в жизни взрослых (их родителей)? Думаем, не стоит. Вы итак все знаете сами. Общение и даже обучение (особенно в связи с коронавирусной инфекцией) перешло в интернет – пространство. Это усугубляет обстановку и развитие зависимости от компьютера и виртуальной реальности.

Да, прекрасно, что дети имеют больше возможностей и умеют управлять современными девайсами и техникой лучше своих родителей. Но остаётся важным не терять связь с реальностью. Как для детей, так и для взрослых.

Самое опасное, что в компьютерных играх очень много жестокости и насилия. Огромное количество игр направлено на убийства. Разве такие увлечения могут принести пользу современному обществу? Вряд ли.

Дети, как и взрослые часто начинают путать реальность и виртуальный компьютерный мир. Это уже психологическая проблема, которую необходимо решать профессиональному врачу.

Причины игромании у подростков и детей

Лудомания у подростков может быть вызвана различными факторами, взаимодействующими между собой. Среди основных причин, способствующие развитию болезни:

  • Психологические факторы. Некоторые подростки используют игры в качестве способа борьбы с эмоциональными проблемами, стрессом или тревогой. Игры становятся источником удовольствия и эскапизма, позволяющим временно избежать реальности.

  • Социальное окружение. Среда, в которой ребенок находится, оказывает огромное влияние на развитие зависимости. Например, если окружающие друзья или члены семьи также увлечены играми, это стимулирует детей к участию в играх и увеличению времени, проводимого в них.

  • Наличие интернета и доступность игр. Легкий доступ к Сети и широкий выбор развлечений предоставляют подросткам возможность проводить больше времени в виртуальном мире. Большое количество онлайн-игр и социальных платформ привлекают и затягивают школьников.

  • Одиночество. Недостаток общения в реальном мире толкает детей на поиск друзей в виртуальном пространстве. С помощью игр они компенсируют нехватку внимания.

  • Недостаток альтернативных занятий. Если у подростка отсутствуют другие интересы или хобби, игры становятся основным способом проведения времени. Отсутствие структурированных активностей и занятий приводит к тому, что игры становятся единственным источником получения новых эмоций.

  • Генетические и биологические факторы. Некоторые исследования показывают, что данные моменты играют немалую роль в развитии игровой зависимости у детей. Например, некоторые люди имеют большую склонность к аддикции от адреналина, что приводит к болезненному увлечению азартными играми.

Когда стоит обратиться за помощью

В принципе, обращение за помощью к психологу будет не лишним, даже если стадия зависимости еще не наступила. Пусть разговор с психологом пройдет в качестве консультации. Быть может, эксперт подскажет интересные решения или натолкнет на важные особенности взаимодействия с подростком. Естественно, что в этом случае тащить с собой самого ребенка не нужно. Рекомендации будут даваться исключительно родителю, как взрослому.

А вот в случае, когда зависимость дает знать о себе настолько ярко, что уже появились психологические и физиологические симптомы, позвать на консультацию придется и «виновника», то есть подростка

Обращайте внимание на его способность вовремя лечь спать, успеваемость, общительность в реальной жизни

Профилактика зависимого поведения

Общение ребёнка с цифровыми устройствами до трёх лет должно быть минимальным. В этом возрасте он скорее приобретёт зависимость от движущихся картинок, чем извлечёт реальную пользу из интернет-контента

Важно помочь детям расставлять приоритеты, следить, чтобы в их жизни было достаточно живого общения и ярких эмоций от взаимодействия с реальным миром. 

Здоровые отношения с играми и интернетом — это наличие в жизни баланса и вариативности

Если вы замечаете, что ребёнок прячется в телефоне от каких-то проблем, важно выяснить, что именно у него произошло, и помочь ему справиться с этим. . Учите ребёнка не избегать трудностей, а принимать вызовы и преодолевать их

Не забывайте хвалить его, когда он справляется с проблемой, особенно если вы видите, что ему это непросто далось. В конце концов, пристрастие к играм страшно не само по себе, а когда оно является симптомом психологических проблем. 

Учите ребёнка не избегать трудностей, а принимать вызовы и преодолевать их. Не забывайте хвалить его, когда он справляется с проблемой, особенно если вы видите, что ему это непросто далось. В конце концов, пристрастие к играм страшно не само по себе, а когда оно является симптомом психологических проблем. 

Признаки компьютерной зависимости у детей

Зависимость от компьютерных игр у детей – относительно частное явление в современном обществе. Мама с папой обязаны знать признаки зависимости, её симптомы, чтобы уберечь ребёнка:

  • дети очень возбуждены после сидения за монитором;
  • ребёнок постоянно хочет играть в компьютер, не может сконцентрироваться на чём-то другом;
  • у сына или дочери появились плохие оценки, потому что снизилась внимательность;
  • ребёнок все свободное и несвободное время проводит за монитором;
  • нарушился распорядок дня;
  • дети готовы отдать всё самое ценное, что у них есть, лишь бы их не отвлекали от игр;
  • ребёнок обсуждает только те темы, которые связаны с компьютером;
  • подросток перестал увлекаться чем-то ещё, перестал читать, смотреть фильмы, гулять с друзьями;
  • появляется агрессия, раздражительность, грубость, если ребёнка отвлекают от игр.

Влияние на детское здоровье

Компьютерная зависимость у детей и подростков влияет на их здоровье. У детей дошкольного возраста это влияние происходит сильнее, так как организм ребёнка ещё не окреп. Постоянное нахождение перед мерцающим экраном негативно сказывается на физическом здоровье детей. У них портится зрение, осанка, искривляется позвоночник. Возможно возникновение миопии (близорукости). Кроме того, психологическое и эмоциональное здоровье ребёнка тоже оставляет желать лучшего. У него появляется безосновательная агрессия, он становится вспыльчивым и раздражительным. У ребёнка пропадает аппетит. Он не хочет ни с кем общаться. Из-за всего этого падает уровень здоровья.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий