Компетентностный подход в образовании.

Плюсы и минусы

Достоинства подхода заключаются в том, что он позволяет:

  • согласовать поставленные преподавателем цели обучения с личными целями учеников;
  • облегчить и труд педагога благодаря повышению самостоятельности, ответственности учеников, и загруженность учеников за счёт увеличения доли индивидуального самообразования;
  • практическим путем обеспечить единство учебного и воспитательного процесса;
  • сформировать у учащихся аналитические рассуждения, готовность принимать продуманные, альтернативные решения, развить коммуникативные, исследовательские, общеучебные, познавательные, организационные, информационные, творческие и другие важные навыки; 
  • подготовить выпускников к дальнейшему сознательному и ответственному поступлению и обучению в ВУЗах, выбрать наиболее подходящую профессию, грамотно составить резюме и сразу приступить к выполнению трудовых обязанностей. Таким образом, благодаря тренировкам необходимых компетенций возможности для трудоустройства значительно повышаются;
  • Вузам оперативно реагировать на кадровые потребности работодателя. 

А также:

  • способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний за счёт их переноса в различные ситуации;
  • помогает более полно подготовить востребованных специалистов высокой квалификации, которые способны к работе в современных реалиях, характеризующихся динамическими изменениями;
  • отвечает на запросы производственной сферы. 

При всех явных достоинствах, данный подход является достаточно проблемным. К минусам подхода можно отнести наличие проблем в механизмах его реализации, в соотношении знаний и компетентностей. Недостаточно определен понятийный аппарат. Отсутствует система оценивания компетентностей, иерархия и состав компетенций.

Учитывая внедрение подхода в образовательный процесс, необходимо разрабатывать новое содержание и методику преподавания. То есть концепция рассматриваемого подхода нуждается в серьёзной теоретической разработке.

Развитие компетентностного подхода

Считается, что впервые в научный оборот понятие компетенции ввёл американский психолог Роберт Уайт в статье «Пересмотр понятия мотивации: концепция компетенции» (Motivation reconsidered: The concept of competence), опубликованной в 1959 году. Но в сферу образования этот термин попал не сразу.

Психолог и педагог, академик РАО Ирина Зимняя выделяет в становлении компетентностного подхода в образовании три основных этапа.

Первый этап — 1960–1970 годы

В этот период исследователи начали использовать термин «компетенция» и создали предпосылки для разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». Так, лингвист Ноам Хомский в труде 1965 года «Аспекты теории синтаксиса» назвал компетенцией знание человеком родной речи, подчеркнув, что это знание, само по себе скрытое, проявляется только в употреблении (то есть в компетентности).

Второй этап — 1970–1990 годы

Понятия компетенции и компетентности стали широко применяться в теории и практике обучения родному языку, а также в сфере управления персоналом.

Исследователи начали составлять перечни компетенций. Например, Джон Рэйвен в книге «Компетентность в современном обществе» (Competence in Modern Society), вышедшей в 1984 году, выделил 37 компетенций, среди которых — способность обучаться самостоятельно, поиск и использование обратной связи, умение решать сложные задачи, критическое мышление, самоконтроль.

Кроме того, учёные занялись вопросом, как строить обучение таким образом, чтобы формировать желаемые компетенции. Своими разработками в этом направлении известны Нина Кузьмина, Аэлита Маркова, Лариса Петровская.

Третий этап — 1990–2001 годы

Термины «компетенция» и «компетентность» закрепились в контексте образования. ЮНЕСКО с их помощью начала формулировать желаемые результаты образования.


Вало ХутмахерФото: ​​SER

На Бернском симпозиуме 1996 года Вало Хутмахер представил концепцию ключевых компетенций и выделил пять их видов:

  • политические и социальные;
  • связанные с жизнью в многокультурном обществе;
  • коммуникативные;
  • связанные с возрастанием информатизации общества;
  • способность учиться на протяжении жизни.

Формы реализации

В соответствии с принятыми стандартами выделяют межпредметные (общепредметные), предметные (в рамках учебных предметов), метапредметные (ключевые) результаты образования (компетентности).

Рассмотрим ключевые (универсальные) компетентности:

  1. Ценностно-смысловые. Сопряжены с ценностными ориентирами, осознанием своего предназначения, умением ставить цели, действовать. Они обеспечивают механизм самоопределения обучающегося в учебной и иной деятельности. 
  2. Общекультурные. Включают спектр вопросов, относительно которых обучающийся должен быть осведомлен. К ним относятся, например, особенности национальной и общечеловеческой культуры, нравственные основы различных народностей, человечества в целом. Важнейшим аспектом является личностное самовыражение.
  3. Учебно-познавательные. Круг ученических компетенций, касающихся самостоятельной познавательной деятельности, включая её общеучебные элементы. К ним относят: понимание организации целеполагания, планирования, анализирования. Применительно к исследуемым объектам учащийся приобретает креативные, эвристические навыки результативной деятельности. В пределах этой компетенции устанавливаются требования соответствующей функциональной грамотности: способность выделять факты, отделять их от домыслов, практически применять различные познавательные методы. 
  4. Информационные. Умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать требуемые сведения, информационный материал. Формирование этих навыков происходит посредством использования, например, компьютера и т. д.  
  5. Коммуникативные. Освоение путей взаимодействия с другими людьми. Следует научиться заявлять о себе, грамотно заполнять анкету, писать письма, заявления, участвовать в дискуссиях и др. С этой целью в образовательных учреждениях обеспечивается требуемое количество коммуникационных объектов, механизм работы с ними. 
  6. Социально-трудовые. Включают приобретение познаний и опыта в области общественно-гражданской, социально-трудовой, семейной, экономической, правовой деятельности, в сфере профессионального самоопределения. Необходимо уметь, например, проводить анализ обстановки на рынке труда, поступать с позиции личной или общественной выгоды и др.  
  7. Личностного самосовершенствования. Нацелены на физическое, духовное, интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию. Учащийся приобретает познания в собственных интересах, что позволяет ему развивать самопознание, личностные качества, культуру поведенческой деятельности. Среди данных компетенций можно отметить, например, усвоение правил безопасности жизнедеятельности, оценивание привычек, связанных с заботой о здоровье, потребления окружающей среды и др. 

Направления реализации подхода: 

  1. Проблемное обучение.
  2. Педагогика сотрудничества. 
  3. Личностная ориентация образования.
  4. Неурочные формы организации занятий: сессии, группы по проекту, проектные группы, самостоятельная работа обучающихся и т. д. 
  5. Работа с дополнительными информационными источниками (газетами, журналами, интернетом и др).

Компетентностный подход в обучении

Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении.
Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института
образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).

УДК 004.9
ББК 32.97

Рекомендовано к изданию Учёным советом Института образования человека,
протокол № 130326 от 26 марта 2013 г.
Научно-методическое пособие
ISBN 978-5-904329-43-3

Рассматриваются научные основы проектирования и реализации компетентностного
образования. Выясняется отличие компетенций от компетентностей. Приведена
типология компетенций: ключевые, универсальные, метапредметные, предметные.
Представлены основания для диагностики и оценки компетентностей учащихся.
Компетентностный подход излагается с позиций человекосообразного образования.
Автор – разработчик компетентностного подхода для стандартов первого поколения
(2002). Компетенции включены в Федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения (2010).
Для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, методистов системы
повышения квалификации, вузовских

 

ПредисловиеГлава I. Для чего нужны компетенции?
1.1. Договор между социумом и личностью
1.2. Предыстория компетентностного подхода
1.3. Научная школа человекосообразного образования
1.4. Заказчики компетентностного подхода Глава II. Что такое компетенции?
2.1. Образовательные и профессиональные компетенции
2.2. Отличие компетенций от компетентностей
2.3. Основной параметр компетенции – личный опыт
2.4. Функции компетенций
2.5. Структура компетенции Глава III. Типология компетенций
3.1. Ключевые компетенции
3.2. Универсальные компетенции
3.3. Метапредметные компетенции
3.4. Предметные компетенции Глава IV. Проектирование компетенций
4.1. Компетенции в нынешних стандартах (ФГОСах)
4.2. Технология конструирования компетенций
4.3. Динамика развития компетенций и компетентностей
4.4. Компетентностный подход как инновация Глава V. Компетентностное обучение
5.1. Деятельностная форма представления компетенций
5.2. Что такое компетентностные результаты обучения?
5.3. Диагностика и оценка компетентностей
5.4. Исследовательские компетенции
5.5. Повышение квалификации педагогов
Литература
Приложения
===
Предисловие
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования
позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут
овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности их
применения для решения конкретных жизненных задач.
Свой заказ на компетентных людей адресует школе социум в лице вузов,
предприятий, общества. От выпускников школ сегодня требуется не столько отвечать
на вопросы тестов, сколько уметь действовать в конкретных ситуациях, которыми
полна жизнь – как личная, так и профессиональная.
Реальный заказ на образование людей сегодня не совпадает с тем заказом, который
адресуют школам нынешние госчиновники, заставляющие учителей натаскивать
учеников на ЕГЭ. Тесты не могут проверить и не проверяют большую часть
компетентностей выпускников. Область применимости ЕГЭ, который мог бы быть одной
из форм добровольного мониторинга, неправомерно расширена на всё школьное
образование. Это мешает решению задач общего образования детей.
Компетентностный подход к образованию, по сути, противоположен тому, который
задаётся системой ЕГЭ. Решать это противоречие приходится сегодня тысячам
учителей, методистов, управленцев образования. Данное пособие отчасти
предназначено помочь им в решении этой проблемы. Я буду излагать тот подход,
который разработал в составе концептуальной группы стандартов первого поколения
(2002). С тех пор данный подход развивается и дополняется. Сегодня он стал
фактически общепризнанным в отечественном образовательном пространстве. Об этом
свидетельствуют ссылки на наши работы практически в каждой книге или
диссертации, посвященной компетенциям в образовании.
Понятие компетентностей вошло в нынешнюю – 2-ю версию Федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС). Но это не решило многих
проблем. Компетентностный подход ждёт научно-обоснованного отражения в
стандартах, программах, учебниках, в практике обучения.
Андрей Викторович Хуторской,
доктор педагогических наук,
член-корреспондент Российской академии образования,
директор Института образования человека

Этапы развития компетентностного подхода

Выделяют четыре этапа становления и развития данного подхода в образовании:

  1. В период с 1960 по 1970 годы происходит введение в «научный аппарат» понятия «компетенция» (Н. Хомский, Р. Уайт), «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс). Создаются предпосылки дифференциации таких определений, как «компетенция» и «компетентность». 
  2. С 1970 по 1990 годы понятия «компетенция» и «компетентность» начинают использовать в теоретической и практической части изучения языка, прививании коммуникативных навыков, преподавании профессионализма в руководящей, управленческой деятельности и др.
  3. С 1990 года проводятся исследования компетентности, характеризующиеся ее «внедрением» в научный аппарат употребительно к отечественному образованию. Подход становится методологический основой стандартов. 

Что значит компетентностный подход в образовании

В современных реалиях требуется существенное образовательное реформирование на основе внедрения новых педагогических идей и концепций. Компетентностный подход выступает способом модернизации образования, обусловленной социальными, экономическими изменениями в жизни, глобализацией мировой экономики. Тема компетентностного подхода в сфере образования очень важна, так как сосредотачивает в себе идеи новой образовательной парадигмы, которая сменила «знаниевую». 

Данный подход основан на требованиях к организации учебного процесса и компетенциям школьных выпускников. Он выступает в качестве усилителя прикладной, практической направленности образования. Устанавливает не усваивание индивидом отдельных познаний, а овладение ими комплексно. Выступает обобщенным условием способности обучающегося результативно действовать и за пределами учебных ситуаций.  

В отличие от традиционного, такой подход ориентирован на развитие личности, самостоятельность обучения, ответственность и активность. Практические задания нацелены на пробуждение интереса к исследовательской и умственной деятельности, самостоятельное познание. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

При этом учащийся выступает субъектом собственного развития. Он выделяет ключевую информацию для разрешения конкретной проблемы.  

Понятие компетентности стало известным, потому что по содержанию оно относится к трудовым показателям и непосредственно сопряжено с обстоятельствами, которые сказываются на степени индивидуальных результатов работы, ее продуктивности и, соответственно, рентабельности предприятия. Продуктивное применение своих способностей позволяет индивиду осуществлять профессиональную деятельность согласно выбранной специальности в соответствии с запросами работодателя.    

Основные аспекты компетентности:

  • способность интегрировать знания при меняющихся требованиях окружающей среды;
  • усвоение теоретической базы профессиональной деятельности;
  • компетентность в эмоциональной, а также определённых сферах деятельности. 

Таким образом, рассматриваемый подход формулирует результаты образования не с помощью терминов «знания-умения-навыки», а как готовность учащегося, включая её уровень, выполнять профессиональную деятельность. 

Внутри данного подхода выделяют 2 ключевых понятия: компетенцию, включающую комплекс взаимообусловленных качеств индивида, задаваемых в отношении конкретного круга предметов и процессов и компетентность, которая соотносится с наличием у индивида требуемой компетенции, включая его собственное к ней и предмету деятельности отношение. 

Компетентность можно выразить как соответствие требованиям, необходимых при трудоустройстве, способность результативно осуществлять какую-то деятельность.

Компетенция означает знание в действии, подтвержденная в реальности способность применения личных, социальных, методологических навыков в трудовой или учебной ситуации, в профессиональном и (или) личностном развитии.   

Компетентность является более общим понятием. Оно охватывает собой личные качества и всегда выступает актуальным проявлением компетенции. 

Условия реализации компетентностного подхода в образовании

Компетентностный подход в образовании может быть реализован на основании соблюдения ряда условий:

  1. Отражение личностного роста и потенциальных возможностей учащихся в целевом назначении образования.
  2. Знания не даются в готовом виде. Формируются навыки их самостоятельного поиска и применения в разных обстоятельствах.
  3. Использование адекватного объема содержания образовательного материала. Знания должны иметь конкретную направленность и ценность. Их количество не обуславливает качество.
  4. Включение в образовательный процесс заданий различного характера: с известным решением и неизвестным, с применением шаблонных методов решения и творческих подходов.
  5. Включение большого объема самостоятельной работы учащихся в образовательный процесс.
  6. Связь учебной дисциплины с другими компонентами образовательной деятельности.
  7. Построение обучения на основании мотивации учащихся к познанию. Обучение должно быть реализовано на основании увлечения учащимися, проявления ими интереса к познанию.
  8. Создание условий для овладения личностью значимыми для нее знаниями и навыками.

Основы компетентностного подхода

Ключевые принципы, на которых основан компетентностный подход в образовании, обобщили Григорий Матушанский и Олег Кудаков в статье «Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании», а также Мария Амелькина в работе «Компетентностный подход: новый виток развития отечественного образования». Вот они:

Междисциплинарность. Учащийся осваивает разные предметные знания и умения не по отдельности, а в связке друг с другом, то есть в комплексе. Это помогает ему сформировать целостное представление о мире, развить системное мышление. Он сможет лучше ориентироваться в сложных ситуациях, замечать неочевидные взаимосвязи и применять широкий спектр методов для решения практических задач.

Развитие креативного начала личности. Этот принцип предполагает формирование умения мыслить нестандартно, придумывать новые идеи и подходы, находить решения задач без готовых ответов.

Формирование коммуникативных навыков

Умение находить контакт с людьми, вести переговоры, разрешать конфликты и работать в команде — о важности этих навыков много говорят и пишут. Действительно, они необходимы любому современному специалисту, если речь идёт не о смотрителе маяка на изолированном острове.

Непрерывное образование и профессиональная мобильность

Человек, готовый и способный быстро осваивать новые методы и технологии, постоянно учиться и переучиваться, может не опасаться того, что не сможет найти применение своим навыкам.

Профессиональная (то есть прикладная) направленность обучения. Освоение академических дисциплин в компетентностном подходе всегда связано с реальной практикой. То есть перечень компетенций, которыми нужно овладеть учащимся, определяется в соответствии с запросами работодателей и социологических исследований. При этом содержание образования должно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и потребностям общества.

Индивидуализация. Для каждого учащегося важно разработать такой образовательный маршрут, который учитывает его свойства личности, интересы и возможности. Правда, как замечает Мария Амелькина, принцип индивидуализации сталкивается с принципом профессиональной направленности. Потому что далеко не всегда та область, в которой интересно развиваться самому человеку, будет востребована в рыночной экономике. Здесь приходится искать баланс.

Есть ещё один принцип, который во многом проистекает из приведённых выше тезисов и который Матушанский и Кудаков называют основополагающим для компетентностного подхода. Это принцип формирования универсальных компетенций. То есть учащегося надо подготовить к активной профессиональной деятельности в любой области — в соответствии с его личными интересами, потребностями общества и рынка труда.


Фото: Nejron Photo / Shutterstock

Например, современный ФГОС высшего образования выделяет три вида компетенций:

универсальные — то есть такие социальные и личностные способности, благодаря которым человек успешен независимо от направления профессиональной деятельности (фактически это те самые софт-скиллы, о важности которых сейчас так много говорят, и, кроме того, цифровые навыки);
общепрофессиональные — то есть обобщённые компетенции, которые нужны в определённой группе профессий (например, способность применять методы научных исследований в своей деятельности, умение применять нормативно-правовую базу, регулирующую профдеятельность);
специализированные профессиональные — которые нужны для работы по конкретной профессии (их ещё называют хард-скиллами).

Даже на онлайн-курсах, обучающих конкретным профессиям, организаторы сейчас стараются формировать у студентов не только чисто профессиональные компетенции, но и универсальные софт-скиллы, потому что без этого они не будут успешны в работе.

Перечень универсальных компетенций может выглядеть по-разному — существует множество классификаций от зарубежных и отечественных исследователей. Если заглянуть в нормативы, то, например, в новых ФГОС для бакалавриата обнаружится список из семи групп универсальных компетенций:

Сущность компетентностного подхода в образовании

Определение 1

Компетентностный подход – это совокупность принципов и закономерностей постановки целевого назначения, задач, отбора содержания образования, организации образовательной деятельности и подведения итогов ее реализации.

Рисунок 1. Компетентностный подход в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В основе данного подхода закладываются компетенции учащихся, которые должны быть сформированы по ходу реализации образовательной деятельности на определенном этапе, уровне, в течение конкретного периода обучения. Эти компетенции служат ориентирами планирования учебно-воспитательной работы, составления образовательных программ.

образовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ” />Рисунок 2. Компетентностный подход в образовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Компетентностный подход ориентирует образовательный процесс школы на профессиональную ориентацию учащихся т.е. выбору будущей профессии и подготовку к обучению в высшей школе для ее получения. Что касается обучения в высшем учебном заведении, то компетентностный подход ориентирован на формирование навыков будущего специалиста, а также развитие профессиональных качеств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности разного рода.

Сущностными характеристиками образовательной деятельности, основанной на компетентностном подходе, являются:

  1. Применение избыточной информации в содержании образовательных программ. Это ориентировано на формирование навыков работы в разных условиях и обстоятельствах, умений опираться на опыт своей предыдущей деятельности, применять знания в новых обстоятельствах;
  2. Преобладание самостоятельной познавательной работы в учебном процессе;
  3. Отбор содержания образовательных программ в соответствии с субъектным опытом учащихся;
  4. Опора на практические задания в обучении. Они преобладают над теоретическими данными и ориентируют учащихся на использование знаний в разных ситуациях;
  5. Сочетание разных форм обучения и разных методов в зависимости от целей и задач образования и познавательного потенциала учащихся;
  6. Обязательная рефлексия образовательной деятельности. У учащихся формируются навыки адекватной оценки своей познавательной деятельности, а также деятельности других учащихся, оценивания коллективной или групповой работы, а также эмоционального состояния, испытываемого в ее ходе;
  7. Опора на субъектную оценку образовательных результатов каждого учащегося.

Знания и навыки формируются в комплексе. Это требует применения иных методов и технологий обучения.

Компетентностный подход отличается от традиционного иными целевыми ориентирами. Он предполагает не просто передачу знаний учащимся и их накопление. Он учит применять эти знания в практической деятельности для решения разнообразных задач. Иными словами, он ориентирован на формирование основ самостоятельного познания и использование своих знаний разными способами и в разных ситуациях. Поставленные цели образования отражают объективные потребности учащихся.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий