Коммуникация в образовании

Язык как сущностный элемент знания/образования

Сущностный отличительный инструмент человека– язык. Он использует специфические физиологические структуры мозга (зоны Брока и Вернике). Язык позволяет человеку оторваться от сущего и формировать абстрактные модели, умозрительно манипулировать ими, в отличие от животных, обменивающихся сигналами о сущем, а не об абстрактном. (Впрочем, маугли без человеческого общения утрачивает эту способность. А опыты по научению детеныша гориллы языку глухонемых говорят о способности их к языковому общению до уровня 5-летнего ребенка. Есть предположение о способности китов к более осмысленному общению, чем принято думать о животных. Но это не предмет обсуждения.).

Язык– инструмент коммуникации. Он облекает построенные мозгом абстрактные модели в готовую для коммуникации форму и, наоборот, распаковывает принятую информацию с помощью своей картины мира, знаниевой базы. Более того, лексическая база языка (в широком смысле) является инструментом мышления, а не кодирования внутренней модели во внешнюю форму. Сложности перевода не в забывчивости переводчика, а в разных смысловых наполнениях лексических единиц разных языков.

Тогда язык– это специфический инструмент человека для формирования коллективной картины мира, развитие которой является смыслом и целью существования человека. Подзадача– распространение– лежит на образовании как социальной системе. А это значит, что:

  • образование– ключевая функция человека как вида,
  • коммуникация– ключевой инструмент образования.

Человек обречен природой создавать модели и делиться ими, в отличие от животных. Образование– это отличительный сущностный для человека процесс, пожизненный, причем не на новом этапе развития, а изначально, но осознается только на новом этапе развития.

Коммуникация– процесс обмена информацией. Это может быть и сущностная информация и абстрактная посредством языка. Таким образом, мы не можем этим словом различить языковое общение о моделях, доступное только людям, и сигнальное, доступное любым живым организмам, включая, как выясняется, растения. Поэтому я введу различение на S-коммуникацию (чувственную, sense) и L-коммуникацию (логическую).

Какой бы человек ни был особенный в сфере L, он остается животным и зависит от S. Отсутствие отдельных слов для разных типов коммуникаций не зря– мы обычно не различаем их. Обмениваясь L, мы постоянно и непроизвольно следим за S. Исследования когнитивных наук показывают процесс мышления как перебор разных моделей, выбор из которых осуществляется эмоцией. Именно эмоция сигнализирует нам, что решение найдено. Эмоция– индикатор правильной логики!

Коммуникация– диалог, получение отклика на свое сообщение. Даже в монологической коммуникации нужен ответ, пусть даже невербальный или отсроченный: в обратной связи для осознания правильно понятой информации мы ориентируемся не только и не столько на L-ответ, сколько на S-подтверждение исполнения/ошибочности ожидания. Даже при получении L-ответа мы его конвертируем в S по соответствию ожиданиям.

Особенности педагогической коммуникации

Педагогическая коммуникация выступает, как одна из отраслей педагогической науки. В этой связи, она занимается исследовательской деятельностью и имеет свою методологию. Это определяет специфику педагогической коммуникации, выступающей, с одной стороны научной отраслью, а с другой способом организации общения.

К особенностям педагогической коммуникации относятся следующие:

  1. В основе ее построения лежит личностное развитие, саморазвитие, самореализация и самоутверждение субъектов коммуникации.
  2. Общение в педагогическом процессе основывается на принципах культуросообразности т.е. общение и его методы построения, итоги реализации зависят от конкретного этапа социального развития и состояния культуры страны/региона/области/края.
  3. Взаимодействие в педагогическом процессе базируется на этических началах т.е. этические нормы общения должны быть соблюдены.
  4. Процессы педагогического взаимодействия являются неоднозначными, поскольку подвержены влиянию разнообразных факторов.
  5. Коммуникация и общения являются процессами, а соответственно имеют определенную организацию, содержание, методы построения.
  6. Формирование педагогической коммуникации начинается с определение модальности партнера по общению. Модальность ориентирована на установление контакта с партнером, посредством мимики, жестикуляции, интонации, прикосновения, запаха, эмоционального притяжения.

Как исследовали коммуникацию преподавателей и студентов

Авторы отмечают, что в зарубежных исследованиях связь коммуникативного поведения преподавателей с ходом и результатами обучения изучена уже достаточно хорошо. Но насколько выводы исследователей из других стран справедливы для российских студентов, пока оставалось неизвестным. Поэтому исследовательницы решили апробировать на российской выборке зарубежные опросники о коммуникации преподавателей и студентов, а также выяснить, какие именно характеристики наиболее важны для обучения.

В исследовании изучалась коммуникация как на синхронных онлайн-классах, так и в асинхронном обучении. То есть рассматривались и устное общение, и переписка по учебным вопросам. Информацию о коммуникативном поведении преподавателей собрали через опрос студентов: в нём участвовали более 400 учащихся из кампуса НИУ ВШЭ в Перми, а также Пермского государственного и Пермского политехнического национальных исследовательских университетов.

В анкете для студентов авторы объединили несколько зарубежных опросников о результатах обучения и об особенностях коммуникации с преподавателями. Например, учащихся спрашивали, понятно ли преподаватель отвечает на вопросы и формулирует задания, как он относится к вопросам и комментариям, как даёт обратную связь о письменных работах и насколько неформально общается со студентами в переписке. Также их просили оценить своё отношение к преподавателю, содержанию курса и требованиям по нему.

Педагогическая коммуникация: понятие и целевое назначение

Определение 1

Педагогическая коммуникация – это организация педагогического процесса в форме общения, взаимодействия и сотрудничества, путем оперирования информационными ресурсами, использования личностного смыла и ценностных ориентаций.

Замечание 1

Педагогическая коммуникация предполагает построение системы взаимоотношений между учащимся и педагогом на основе диалогового взаимодействия т.е. в основе общения педагога и учащегося лежит диалог с применением разнообразных способов передачи информации.

Педагогическая коммуникация не является стихийным развитием отношений. Она представляет собой целенаправленный процесс построения системы взаимодействия с учащимися, ориентированный на создание положительной атмосферы и эмоционального контакта между сторонами общения.

Поскольку, педагогическая коммуникация является целенаправленным процессом, то она имеет конкретную цель своего существования т.е. создание коммуникации опирается на какие-то результаты, которых необходимо достичь в перспективе построения взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

Цели коммуникации всегда различны. Они определяются возрастным этапом развития учащихся, уровнем интеллектуального и психического развития учащихся, их потребностями и стремлениями, склонностями, требованиями общества и его запросами к образовательной системе на текущем этапе ее функционирования.

К основным целям педагогической коммуникации относят следующие:

  1. Информационная цель – обмен информационными данными между субъектами образовательной деятельности, мнениями, точками зрения, убеждениями и взглядами на ту или иную проблему, задачу.
  2. Коммуникативная цель – построение системы контактов между педагогом и учащимися на основе непрерывной взаимоориентированности, с целью оперирования информационными данными.
  3. Побудительная цель – коммуникация порождает стремление к проявлению активности партера по диалогу в конкретном направлении деятельности.
  4. Эмотивная цель – обмен эмоциональными переживаниями, а также воздействие на партнера и его преобразование посредством его чувств и эмоций.
  5. Организационная цель – ориентация на реализацию единого направления деятельности, действий, для достижения какого-то значимого результата.
  6. Развитие взаимопонимания – адекватное восприятие информации, исходящей от собеседника, понимание ее смысла и значения, а также понимание партнера, его личности и направлений деятельности, взглядов и идей, установок и ориентиров.
  7. Установочная цель – определение своего местоположения и роли в различных социальных связях и взаимоотношениях.
  8. Воздействующая цель – оказание воздействия на личностное развитие партнера по общению, путем изменения его мнения, взглядов, ценностных ориентиров, представлений, поведенческих реакций, потребностей.

Замечание 2

Субъектами педагогической коммуникации выступают педагог и учащиеся или воспитатель и воспитанники, а ее объектом выступает система общения и педагогического взаимодействия, которая сложилась между ними.

Педагогическая коммуникация занимается исследованием закономерностей процессов общения и взаимодействия в учебно-воспитательной сфере. Также, она исследует и разрабатывает пути совершенствования этого общения, использования новых методов и технологий построения коммуникативного педагогического взаимодействия.

Рисунок 1. Педагогическая коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Что видно из опыта цифрового обучения?

Мы успели не только разочароваться в пресловутых MOOC, обещавших стремительное завоевание высшего образования, но и получить несколько разных подходов к преодолению низкой «выживаемости» поступивших на обучение. Кроме изобретения разных внутренних способов борьбы, появился ряд внешних:

  • Неплохие результаты показывают школы без учителей– когда ученики сами ходят в школу, учатся сами на компьютере, как завещал великий Азимов, но не дома в одиночку, а в общем помещении. Правда, пока я видел такие школы для взрослых, где для организации общежития не нужен внешний воспитатель. То есть, ученики таких школ уже обладают навыками общежития. При этом каждый учит что-то свое.

  • Неплохо справляется с проблемой аналогичный подход how2MOOC в израильской школе Гехта– там педагоги в рамках дополнительного образования координируют совместное учение детей на общем для них внешнем цифровом курсе.

  • Аналогичный опыт есть у взрослых, которые по сети выясняют/собирают изучающих одну тему или общий курс, согласованно снимают помещение для совместного учения и тем самым помогают друг другу бороться с прокрастинацией, более глубоко и заинтересованно изучать общую тему. Кроме того, они потом столь же согласовано начинают деловые проекты в изученной области.

  • Есть и совсем удивительные приемы, помогающие выживать на цифровых курсах. Ученики договариваются соединиться через любой видеоконтакт и просто «висят» друг у друга немым укором согласованное время, не давая отвлекаться от изучения на посторонние темы. Чем именно занят каждый из взаимных «немых укоров», не имеет никакого значения– сам факт наличия дисциплинирует занимающихся. То есть, здесь никакого когнитивного воздействия заведомо нет– только организационно-психологическое.

Когда учебный процесс шел путем прямой передачи информации от учителя ученику, сложилось представление, что это просто передача «знаний» из головы в голову. Усугублялось такое представление тем, что информация была дефицитна. Даже книгопечатание в полной мере не освободило ее от дефицитарности, хотя печать резко снизила барьер доступности книг. Тем не менее, когнитивного различения знания и информации в массовом понимании не было, а образованность практически приравнивалась к начитанности, к «накачанности» полезной информацией. Идеал образованности– энциклопедист. Идея прямой компьютерной закачки при таком восприятии учебного процесса очевидна.

Изменение насыщенности информацией привело к изменению стратегий обучения. В частности, распространение довольно скучных преподавателей в вузах, у которых были изданы учебники по курсу, привело к удобному режиму учения многих студентов: достаточно достать учебник, по которому читают лекции, чтобы на них не ходить.
Другая тактика избегания лекций– участие в олимпиадах и/или общественной жизни, которые дают право на «автомат»: получение оценки за курс без экзамена.

Другими словами, практика избегания лекций стала общим местом. Неудивительно, что одной из ключевых идей применения цифры в образовании стала отмена лекций: зачем терять время на скучного лектора, если есть видеозапись, которой можно пользоваться гораздо удобнее однопроходного профессора. А вопросы можно задать и на семинаре. Когда и если профессор не является видным ученым в своей области, от одного сидения рядом с которым дух захватывает, какой смысл сидеть на его лекции?

Вот, избавились от скучного профессора– и прослезились от «вымирающих» на цифровом курсе. При попытке объяснить недостаточно сослаться на то, что их ничего не держит,– это справедливо и для платных курсов! В очном общении происходит что-то еще, кроме сообщения ученикам формальной информации по курсу! Вот это «еще» и нужно осознать, чтобы интенсификация процесса цифрой стала очевидной и продуктивной.

Тексты на сайте

Раздел I. Коммуникативные практики в социальном измерении

Перов Ю.В. Стратегии философского осмысления социального общения
9

Разеев Д.Н. Идеалы образовательных стратегий в герменевтической перспективе
33

Шиповалова Л.В. Коммуникативная природа социальной реальности и «критика» образования
50

Василькова В.В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории)
69

Казаринова Н.В. Знаки личных отношений
89

Раздел II. Коммуникация и философия языка

Сухачёв В.Ю. Концепция коммуникации в трансцендентально-семиотической интерпретации
106

Марков Б.В. Коммуникация и философия языка
135

Смирнов А.В. Педагогика и философия языка (Л.Витгенштейн и М.Фуко)
162

Хомякова Е.Г. Информационная-когнитивная система и ее актуализация в языке
180

Раздел III. Коммуникация и аргументация

Мигунов А.И. Теория аргументации как логико-прагматическое исследование аргументативной коммуникации
198

Лисанюк Е.Н. Аргументация в нормативных контекстах: подходы и проблемы
216

Мухачёв В.П. Логика как детектор лжи
234

Чуешов В.И. О риторических границах идеологического дискурса
247

Микиртумов И.Б. Аргументативный анализ знакового текста и построение его «message» (на материале «Письма Ходорковского»)
266

Третьякова Т.П. Опыт лингвистического анализа аргументации в политическом диалоге
299

Что происходит на лекции, кроме передачи информации?

Краткий ретро ход. Жаждущие учения приходили к гуру– заслуженному носителю чего-то выдающегося. В общении с ним просветлялись и несли этот свет дальше. Общение с носителем давно и массово заменили на общение с транслятором, причем не всегда первой свежести (чего: знания? информации? навыка?).

«УхТыНовое» раньше четко различалось по полезности: умозрительно заумное и утилитарно ликвидное. Отсюда довольно ожидаемая классификация на «знания» и «умения» (ЗУН: «навыки» довольно надуманы, но логичны в этой схеме). Смыкание заумного с ликвидным происходило на протяжении тысячелетий. Сегодня почти все заумное вполне ликвидно. Отсюда и новояз с «компетенциями», куда загнали все без разбору и которыми теперь красиво разговаривают. Не всегда полезно, поэтому в целом непродуктивно..

Важно обратить внимание, что каждый самостоятельно шел, причем каждый за своим:

  • одному– научиться «рассуждать о высоком»,
  • другому– освоить ремесло, чтобы прокормиться.

Отсюда мотивация у всех к участию в процессе: от наличия запроса до критерия результата. Соответственно, и разные подходы. Сегодня схождение всех в школу стало процедурно-ритуальным, не до запроса, поэтому странно вообще ожидать от ритуального обучения продуктивности и отдачи.

Функции педагогической коммуникации

Педагогическая коммуникация выполняет следующие основные функции:

  1. Социальной детерминации – возможность определять по поведению личности, особенностям ее деятельности, к какому классу, нации, социальной группе она относится;
  2. Информационная функция – оперирование информационными ресурсами и данными. В ходе общения происходит передача информации, ее прием, обмен сведениями, мнениями;
  3. Познавательная функция – ориентация на понимание устройства окружающего мира и социальной сферы, собственной личности и личности другого человека. У учащегося развивается интерес к самопознанию, изучению своей личности и ее особенностей, изучению своего собеседника, его ориентаций и мотивов деятельности. Так развивается умение слушать и слышать собеседника, оказывать ему поддержку, сопереживать, находить объяснение его поступкам;
  4. Экспрессивная функция – обеспечение выразительного, яркого, эмоционального общения. она позволяет передавать знания в более интересной и увлекательной форме;
  5. Управляющая функция – организация эффективного воздействия педагога на личность учащегося, побуждение его к действию. Педагог должен быть ответственным, серьезно подходить к делу, уметь предотвращать и конструктивно разрешать конфликты, убеждать и направлять деятельность учащихся.

Какие выводы сделали учёные

Анализ показал: между тем, как студенты воспринимают поведение преподавателя, и тем, насколько результативным они считают своё обучение, есть связь. Наиболее важными в коммуникациях преподавателя оказались такие факторы:

  • ясность поведения, то есть действия, которые обеспечивают точное понимание студентами всех элементов курса;
  • открытость в вербальной и невербальной коммуникации — действия, которые приводят к созданию хороших отношений со студентами, формируют у них доверие к преподавателю.

Эти факторы оказались связаны с тем, считают ли студенты курс полезным и готовы ли дальше изучать это направление: чем более ясным и открытым было поведение преподавателя, тем выше учащиеся оценивали и содержание курса. А ещё ясность и открытость усилили готовность студентов следовать рекомендациям преподавателя и выполнять все учебные требования.

Наибольшую роль играет, конечно, ясность поведения — если студентам приходится гадать, что от них требуется на курсе, им вряд ли захочется повторить этот опыт. Но готовность преподавателя к общению тоже оказалась очень важна. Авторы предполагают, что если преподаватель открыт к коммуникации, быстро отвечает на вопросы и поощряет комментарии, то студенты тоже ведут себя на курсе более активно, чаще обсуждают учебные темы и в результате больше из них узнают.

Кроме того, авторы определили, какие именно действия преподавателя отвечают за восприятие его поведения как открытого. Оказалось, что это позитивное отношение к комментариям и вопросам студентов, скорость ответа на вопросы в асинхронном обучении, готовность обсуждать темы, не связанные с курсом напрямую, а также обращение к студентам по именам и использование неформального языка. Однако не все эти составляющие были связаны с результатами обучения: эмодзи, сокращения и эмоциональные восклицания не сделали курс более полезным с точки зрения студентов. Но к преподавателям, которые использовали такие элементы и больше жестикулировали во время синхронных занятий, студенты относились более позитивно.

Авторы подчёркивают, что они пока не рассматривали, какие особенности есть в коммуникации со студентами разных направлений и в ходе занятий по различным дисциплинам. Дело в том, что опрос студентов проводился в 2021 году во время ковидного дистанта, когда все направления оказались в схожих условиях. Но в другие периоды специфика дисциплин может влиять на то, какие характеристики будут важнее в коммуникации. Насколько значимо такое влияние, учёным ещё предстоит изучить.

Кстати, ранее исследовательница из РГПУ им. А. И. Герцена Анастасия Микляева рассказала в интервью Skillbox Media о целом исследовательском проекте на тему того, как студенты воспринимают преподавателей на онлайн-лекциях

Она тоже отметила, что лекторам важно демонстрировать открытость к коммуникации: это показывает студентам, что перед ними не просто говорящая голова, а живой человек со своей профессиональной позицией

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий