Конструктивное педагогическое общение и его сущность
Определение 1
Конструктивное педагогическое общение – это установление между педагогом и учащимися взаимопонимания, основанного на проявлении уважения друг друга, восприятии мнения и точек зрения сторон при решении различных учебных задач.
Конструктивное педагогическое общение предполагает ликвидацию или, хотя бы, минимизацию конфликтных ситуаций, возникающих в его ходе. Оно ориентировано на формирование в учебном заведении, коллективе учащихся положительной психолого-эмоциональной атмосферы, позволяющей комфортно себя чувствовать всем субъектам педагогического процесса, развиваться и совершенствоваться в познавательной, нравственной, эстетической и иных направлениях.
Конструктивное педагогическое общение носит целенаправленный характер, т.е. педагог специально его организует для достижения целей и задач образования, повышения качества своей работы и поддержания в коллективе комфортного микроклимата.
Педагогическое общение, носящее конструктивный характер, характеризуется направленностью на:
- Учащихся и их развитие;
- Реализацию продуктивного учебного взаимодействия;
- Предмет усвоения конкретной информации.
Конструктивное педагогическое общение характеризуется следующими признаками:
- Ориентация на личностное развитие учащихся.
- Минимизация конфликтных ситуаций в образовательном процессе.
- Формирование адекватной психологической среды в коллективе учащихся.
- Фактор формирования познавательной мотивации и развития стремления к обучению.
- Ориентация на раскрытие творческого потенциала учащихся.
- Открытие возможностей для личностного развития педагога и реализации его творческого видения осуществления образовательной деятельности.
При организации взаимодействия с учащимися, педагогу необходимо выработать определенную систему действий, которые он выполняет в конкретных обстоятельствах. Кроме того, формируются правила передачи учащимся конкретной информации. Она должна быть донесена до их сознания и адекватно ими воспринята. Для этого, педагогу требуется понимать смысл того, что он хочет сообщить и каких целей необходимо достичь во время этого сообщения.
Рисунок 1. Критерии продуктивного педагогического общения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Компетенция педагога, его знания возрастной психологии определяют успешность организации взаимодействия с ними и выстраивания системы продуктивного общения, сотруднических отношений с учащимися.
Черты и принципы успешного общения.
Для педагогов характерны следующие черты успешного общения с учениками:
- открытость личности, способность позволить учениками понять, что учитель тоже человек;
- способность организовывать общение «от ученика»: в зависимости от его настроения, мыслей;
- способность встать на место ученика, познать его и в данной ситуации, и вообще;
- принять ученика в качестве полноправного по общению партнера;
- чуткость, терпение, заинтересованность воспитанником, способность сопереживать;
- разнообразие интересов, широта познания и способность использовать их в общении с учеником;
- способность внушить ученику сознание его значимости.
При формировании конструктивного общения следует придерживаться некоторых принципов работы.
Мотивационной готовности
Этот принцип предполагает ориентацию педагога на то, что в данный момент важно для аудитории, при этом использовать уже имеющуюся у учеников мотивацию. Такой принцип предполагает постоянную готовность педагога проработать любую тему, интересующую школьников.
Целостности материала
Целостность материала это единство эмоционального, поведенческого и когнитивного компонентов, т.е. взаимосвязь предлагаемой информации с чувствами и эмоциями ей вызванными. Она предполагает возможность балансировать ход занятий, а это – основной подход к личностно-ориентированной модели проведения занятий.
Учета возрастных особенностей
При таком принципе во внимание следует принимать характеристики подросткового возраста, такие как: преимущество ориентации на процесс обучения; связанные с чувством половой идентификации, наступающей взрослости и формированием «Я» переживания; интенсивный прогресс абстрактного мышления, изменение его социализации и способов; активное формирование рефлексии и самосознания.
4. Соответствия методам познания. Этот принцип предполагает соответствие изложенного материала с методами познания (синтезом, анализом) и проявляется в структуре занятий. На уроке основное значение придается анализу ситуации «здесь и сейчас». За выполнением упражнений следует естественная часть рефлексии – обобщение. На повышение межличностных отношений и развитие познавательного интереса значительное влияние имеют игры. Они выполняют несколько функций: познавательную, мотивационно-побудительную, ориентационную. Игровая деятельность используется при проверке знаний учащихся, закреплении материала, способствует активизации мыслительной деятельности и раскрытию творческого потенциала ученика.
Таким образом, развитие познавательного интереса и установление продуктивного взаимодействия учителя и ученика является основой конструктивного общения. Главное для педагога – воспитать в себе способность, готовность и умение сотрудничать с учениками, сформировать умение стать участником совместной деятельности и видеть ученика как личность.
Модели поведения.
То, что учебный процесс необходимо наполнять положительными эмоциями, продиктовано еще и формой обучения, ведь оно для школьника является обязательной ситуацией. Он вступает во взаимодействие с педагогом независимо от своих желаний и ощущений. При этом учитель может высказать свое неудовлетворение в совместной деятельности посредством оценки, устного замечания, а учащийся может лишь принять роль «страдающего». Такое положение побуждает искать в процессе обучения особые средства, которые способны смягчить ситуацию долженствования.
Особую роль нужно уделить речевым моделям, используемым учителем на уроке. К примеру, на этапе организации они имеют положительную окраску, когда словосочетания строятся следующим образом: «Рада вас видеть. Сегодня мы рассмотрим необычный материал»; нейтральную – «Приготовьте рабочие места и настройтесь на серьезную работу, сегодня нам предстоит…»; и негативную – «Сидоров как всегда опаздывает, снова не все достали учебники…».
На этапе инструктажа цель педагога – активизировать познавательную деятельность учеников, расширить имеющиеся опыт и знания, настроить на продуктивную работу. При этом словосочетания с положительной эмоциональной окраской — «Все готовы к выполнению следующей задачи? Немного подождем Сашу и Машу… Спасибо, я вижу, что все настроились…»; нейтральной – «Когда учитель рассказывает, необходимо все отложить и внимательно слушать»; негативной – «Петров, ты почему все время разговариваешь? Если такой умный, рассказывай новый материал сам!».
Использование этого инструмента в воспитании и обучении становится успешным при выполнении определенных условий:
- Общение педагогически эффективно тогда, когда его осуществление происходит в соответствии с гуманистическим принципом, единым для всех сфер жизни воспитанника – в школе, в семье, внешкольных учреждениях.
- Когда общению сопутствует воспитание отношения к человеку как к высшей ценности.
- Когда обеспечивается постижение необходимых педагогических и психологических знаний, навыков и умений познания окружающих людей и правильного обращения с ними.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Пример
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми могут быть сведены к следующему:
1. Признать существование конфликта, т. е. признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликтной ситуации дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.
2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатываются подходы к проблемной ситуации, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
3. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время и определить необходимость участия в разборе конфликта посредника (старшего воспитателя, психолога, родителя).
4. Разработать варианты решений конфликтной ситуации методы воспитательных воздействий.
5. Деструктивное разрешение конфликта ( силовое разрешение проблемы) может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
- Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
- Второй момент — анализ ситуации без превратности.
- Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
- Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
- Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.Фото: Екатерина Афанасьичева.
Организация баланса когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов в ходе реализации конструктивного общения
При организации педагогом системы конструктивного и продуктивного педагогического общения и взаимодействия с учащимися педагогу требуется обеспечить достижение баланса когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Это означает, установление на занятии, во внеурочной деятельности и при иных обстоятельствах соответствия предоставляемой информации и мыслительной деятельности мотивации и интересу учащихся и их поведенческим реакциям на нее. Педагогу необходимо понимание того, что у учащихся имеется потребность в конкретной информации, запрос на нее. При его отсутствии требуется проведение предварительной мотивации к ее восприятию
Кроме того, важно понимание доступности восприятия данной информации, ее объема для учащихся
При необходимости, педагог может изменить тему деятельности, последовательность ее освещения, последовательность упражнений и т.д.
При освещении новой темы, педагогу необходимо и обеспечение эмоциональной «включенности» учащихся в тему занятия. Это обеспечит сохранение баланса с эмоциональным компонентом и устранить риски возникновения отрицательной эмоциональной реакции, развития эмоционального стресса у учащихся.
Таким образом, организация педагогом занятий, всех их этапов и форм работы реализуется с соблюдением баланса этих компонентов. Это обеспечивает реализацию конструктивного педагогического общения в ориентации на развитие личности каждого учащегося и продуктивность деятельности педагога.
Конфликт «Учитель — ученик»
Причины конфликтов между учителем и учениками
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку
Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.Пример
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.
Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого
Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой
Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком
Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать
В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.