Классификация неуспеваемости

Психологические проблемы неуспеваемости

Определение 1

Проблемы неуспеваемости – это субъектные психологические проблемы, связанные с несоответствием подготовки школьников требованиям содержания образования.

Проблема неуспеваемости является важнейшей и одной из постоянных проблем школьного образования.

Возникновение данной проблемы может иметь непсихологический характер (семейно-бытовые условия, педагогическую запущенность, низкое образование родителей), а также и психологический характер (недостаточно развитая познавательная и потребностно-мотивационная сфера, индивидуально-психологические особенности школьника, несформированность навыков анализа и синтеза).

Выявить причину неуспеваемости из их многообразия учителю достаточно сложно, поэтому чаще всего выбирается традиционный способ работы с неуспевающими учащимися – дополнительные занятия.

Статья: Психологические проблемы неуспеваемости школьников

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Эта работа требует больших затрат времени и не дает нужного результата, поэтому оказывается бесполезной.

Психологические причины неуспеваемости специалисты объединяют в три группы:

  1. недостаточно развитая познавательная деятельность учащихся;
  2. недостаточно развитая мотивационная сфера;
  3. недостаточно развитая речь, слух и зрение.

Неуспеваемость может проявляться по отношению к отдельным предметам, т. е может носить ярко выраженный избирательный характер.

Неправильные навыки и приемы учебной работы, если на них не обратить внимания, закрепятся и приведут к стойкому отставанию.

Как правило, ученики, не успевающие по ряду предметов, имеют недостаточную сформированность основных психических процессов.

В отношении неуспевающих учащихся психолог З.И. Калмыкова разработала понятие «необучаемость», как невосприимчивость к обучению.

Обучаемость зависит от интеллектуальных особенностей человека. На обучаемость учащихся большое влияние оказывает мышление – это важнейший психический процесс, неразвитость которого является одной из психологических причин неуспеваемости.

В силу особенностей своего мышления неуспевающие учащиеся имеют низкую концентрацию внимания, поэтому не могут активно участвовать в учебной деятельности, часто отвлекаются и быстро устают.

Особенностью таких детей является нежелание и неумение активно мыслить, а психологи эту интеллектуальную пассивность рассматривают как следствие неправильного воспитания и обучения.

Наиболее исследованными и влияющими на обучение человека являются свойства нервной системы.

Слабая нервная система является одной из причин низкой работоспособности и неустойчивости в отношении внешних раздражителей.

Учащиеся со слабой нервной системой быстро теряют работоспособность, медленнее усваивают учебный материал, не могут работать в шумной и неспокойной обстановке, не могут быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Существенной причиной неуспеваемости может стать несформированность положительной учебной мотивации.

Замечание 1

Существуют и другие причины неуспеваемости, поэтому важно определить зону ближайшего развития ребенка – установить, что он в состоянии понять и усвоить при минимальной помощи взрослого человека. Рисунок 1

Причины неуспеваемости учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Причины неуспеваемости учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагоги должны знать о причинах неуспеваемости и стремиться к тому, чтобы неуспевающих учащихся было меньше.

Типы неуспевающих учащихся

Для преодоления неуспеваемости в школе важно выявить типы неуспевающих учащихся. Типические особенности таких учащихся, считает Н.И

Мурачковский, определяются комплексом черт, в основе которых лежат свойства личности, а именно: мыслительная деятельность и направленность личности, включающая отношение к учению

Типические особенности таких учащихся, считает Н.И. Мурачковский, определяются комплексом черт, в основе которых лежат свойства личности, а именно: мыслительная деятельность и направленность личности, включающая отношение к учению.

Выделено три типа неуспевающих учащихся:

  • первый тип с низким качеством мыслительной деятельности, но с положительным отношением к учению;
  • второй тип с высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению;
  • третий тип с низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению.

Два последних типа неуспевающих учащихся утратили «позицию школьника».

Учащиеся первого типа имеют низкую обучаемость, связанную со слабым развитием мыслительных процессов.

Положительное отношение к учению у них не связано с конфликтом.

Первый тип делится на два подтипа: первый подтип характеризуется желанием компенсировать неуспех практической деятельностью. В работе с такими детьми необходимо изменить ряд сторон их мыслительной деятельности, учитывая, что они могут себя организовать.

Для второго подтипа характерным является стремление избегать трудности в учебной работе. Дети этого подтипа имеют завышенную или заниженную самооценку, поэтому при работе с ними необходимо как изменение качеств мышления, так и воспитательная работа.

Второй тип характеризуется высоким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учебе.

От того, нравится им тот или иной предмет, зависит их самоорганизация.

При учебном неуспехе может возникнуть моральный конфликт с последующим возникновением отрицательных моральных черт. Дети этого типа не связывают в будущем свои планы с учением.

Второй тип тоже делится на два подтипа: к первому подтипу относятся дети, которые учебный неуспех компенсируют интеллектуальной деятельностью, не связанной с учебой.

В основе работы с этой подгруппой детей лежит вовлечение их в классный коллектив с целью коррекции моральных качеств.

Ко второму подтипу относятся дети, имеющие неуспех в учении и неблагоприятное положение в коллективе, что компенсируется установлением связей, имеющих отрицательную направленность.

Замечание 2

Работа с этими детьми очень сложная, требующая полного изменения их моральных установок – это работа по перевоспитанию.

Работы Гельмонта и Бабанского

В работах А. М. Гельмонта выделено три вида неуспеваемости, зависящих от количества учебных предметов и устойчивости отставания:

1 – общее глубокое отставание по многим или по всем предметам длительное время;
2 – частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному-трем наиболее сложным предметам;
3 – эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.

Все три вида неуспеваемости относятся к фиксированной неуспеваемости, когда ученики регулярно «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок». Те же критерии выделяет и Ю. К. Бабанский, подчеркивая сложившееся положение неуспеваемости, связанное с порождающими ее причинами.

Типы по Блонскому

П. П. Блонский сделал более глубокий анализ успеваемости в школе и составил общую типологию школьников, выделив отдельно типы неуспевающих. К первому типу неуспевающих школьников он отнес так называемого «плохого работника». Его основные черты:

1 – воспринимает задания невнимательно, не понимает их, но разъяснений у учителя не просит;

2 – работает пассивно и постоянно нуждается в стимулировании;

3 – не подмечает своих трудностей и неудач;

4 – не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;

5 – либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;

6 – индифферентно относится к результатам работы.

Другой тип неуспевающего ученика назван патологическим. Это эмоциональные школьники, имеющие неудачи в обучении и встречающие специфическое отношение к себе окружающих. Они заявляют о своем неумении еще до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих и тяжело переносят трудности и неудачи. Это скорее психологический фактор, нежели дидактический.

Типология трудностей в обучении

В докладе были отдельно сформулированы трудности в обучении для начальной и основной школы, а также для старших классов.

Начальная школа (1–4-й классы):

  • пропуск букв в письменных работах, орфографические ошибки;
  • трудности в решении математических задач, нетвердое знание таблицы умножения;
  • затруднения при пересказе текста;
  • непонимание объяснений учителя.

Многие исследователи отмечают невнимательность, рассеянность и неусидчивость младших школьников.

Основная школа (5–9-й классы):

  • неготовность к новым формам учебной деятельности;
  • пробелы в знаниях, мешающие восприятию нового материала;
  • трудности в выстраивании взаимоотношений с новыми учителями;
  • сложности в адаптации к различным требованиям учителей;
  • отсутствие внутренней мотивации к обучению, интеллектуальная пассивность.

Отмечается неустойчивость настроений и самооценки подростков, а также реактивность поведения, провоцирующая конфликты во взаимоотношениях. Зачастую трудности возникают на фоне неприемлемого отношения родителей к обучению в школе и неблагополучной ситуации внутри семьи.

Старшие (10–11-й) классы:

  • вхождение в новый учебный коллектив;
  • смена критериев оценивания учебных достижений (баллы ЕГЭ, предпрофессиональная подготовка);
  • трудности с профессиональным самоопределением;
  • сложности во взаимоотношениях со сверстниками и значимыми взрослыми (родителями и педагогами);
  • перегруженность учебными занятиями и нехватка времени на досуг.

Педагогическая причина неуспеваемости

Данная причина специалистами трактуется по-разному, потому что образовательная среда может оказывать на ребенка как положительное, так и отрицательное влияние.

Педагоги считают главной причиной неэффективности обучения формы и методы его организации.

Психологи называют другую причину – взаимодействие «учитель-ученик».

Главным недостатком обучения, считают некоторые специалисты, является большое увлечение словесными методами, в результате которого не происходит совершенствования свойств личности самого ребенка.

Словесные методы обучения порождают «вербализм», т.е. оперирование словами, которые не имеют связи с конкретными представлениями в сознании ребенка.

К педагогическим причинам неуспеваемости относят коллективную форму обучения, исключающую взаимодействие «ученик-ученик».

Обычно беседу с учениками ведет учитель, не допуская взаимодействия учеников между собой.

По мнению Г.Б.Леви комплексные школьные программы не подходят для всех учащихся, поэтому, стараясь усовершенствовать процесс обучения, учителя на свое усмотрение изменяют объем материала. Как ученик будет усваивать информацию, и каким способом – становится проблемой самого ученика.

Большую роль играет эмоциональная и физическая перегруженность учителя, потому что пассивным в работе с учеником быть невозможно.

В работе педагога создаются свои напряженные ситуации – нарушение дисциплины со стороны учащихся и возникающие конфликты, сложности взаимодействия с коллегами и конфликты с родителями.

Результатом этих ситуаций является тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – всё это подкрепляется ещё и другими социальными, физическими, психическими причинами.

Замечание 3

По мнению Т.С. Пакуловой, главной причиной неуспеваемости является педагогическая причина, а именно недостаточное мастерство учителя, подразумевающее умение вовлечь ребенка в учебный процесс, умение целенаправленно выстраивать знания учеников.

Это очень сложный труд, поэтому часть работы нужно поручать делать самому ученику, что будет ему не только интересно, но и полезно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий