Классификация методов обучения

Практические методы

К практическим методам можно отнести упражнения, схемы, иллюстрации, познавательные игры. Данный метод лучше других приучает ребенка к добросовестному выполнению заданий. У детей в результате использования данного метода формируется привычка правильно организовывать трудовой процесс, который базируется на осознании цели предстоящей работы, анализе задач и условий их решения, составлении плана деятельности, подготовке необходимых материалов, тщательном контроле качества выполняемой работы, анализе и выводах.

Основным из практических методов является упражнение, то есть планомерное, организованное, повторяющееся выполнение действий для овладения целью упражнения или повышения качества.

Дидактические игры прекрасно сочетаются с учением. Включение игровых моментов в процесс обучения делает его интересным, занимательным, создает рабочее настроение у детей, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Игра – это могущественный рычаг умственного развития детей.

Познавательный интерес, способы формирования

Методы обучения, формирующие познавательный интерес:

  • обратная связь – дискуссия, семинары, диспуты;
  • имитирование жизненных ситуаций;
  • дидактические игры и прочее.

Главное условие выбранных форм — они должны заинтересовать ученика и вызвать положительные эмоции. Ярким примером этого считается проблемное изучение материала. Ситуации, в которых есть возможность применить наработанные навыки, использовать творческий подход – это дидактические игры. Они классифицируются на следующие виды:

  • ролевые;
  • деловые;
  • организационно-деятельные;
  • компьютерные;
  • прочие игры.

В зависимости от возраста учащихся, изучаемой дисциплины, игры имеют разные названия, уровень сложности и тематическое содержание, но главный игровой принцип сохраняется везде. Участники получают роли, начиная от сказочных персонажей и заканчивая имитацией производственных ситуаций, задания, которые они должны выполнить. Дидактические игры активизируют внешние и внутренние стремления игроков на выполнение задания, формируют личность.

Как выбирать методы обучения

Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.

Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач

Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно

Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.

При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик

Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик

Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.

Что такое метод обучения

В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:

«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».

Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.

Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.

Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.

Классификация методов обучения в педагогике

  1. Методы относительно формы рассуждений.
    • дедуктивный метод;
    • индуктивный метод.
  2. Методы согласования предмета.
    • логический метод;
    • психологический метод.
  3. Методика конкретизации обучения.
    • символический или вербалистический метод;
    • интуитивно понятный метод.
  4. Методы систематизации предмета.
    • жесткий;
    • семиригидный.
  5. Методы систематизации.
    • случайный метод;
    • пассивный метод;
    • активный метод.
  6. Методы глобализации знаний.
    • метод глобализации;
    • метод неглобализация или специализации;
    • метод концентрации.
  7. Методы, касающиеся взаимоотношений между преподавателем и учеником
    • индивидуальный метод;
    • взаимный метод;
    • коллективный метод.
  8. Методы работы студентов.
    • индивидуальный метод работы;
    • метод коллективной работы;
    • смешанный метод работы.
  9. Методы, касающиеся принятия обучающих.
    • догматический метод;
    • эвристический метод.
  10. Методы подхода к предмету исследования
    • аналитический метод;
    • синтетический метод.

Понятие о методах воспитания

В сложном педагогическом процессе педагог постоянно решает множество задач воспитания, являющиеся задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности. Эти задачи содержат множество неизвестных, сложный и вариативный состав исходных данных и решений. Для прогнозирования искомого результата и принятия правильных решений, педагогу необходимо на профессиональном уровне владеть методами воспитания.

Определение 1

Методы воспитания — это способы взаимодействия педагогов и учащихся для решения поставленных образовательно-воспитательных задач. При этом взаимодействие не паритетное, а с направляющей ролью учителя.

Метод воспитания раскладывается на составляющие части, называющиеся методическими приемами. Приемы имеют частный, подчиненный характер по отношению к методу. Они не обладают своей педагогической задачей, а подчиняются задаче данного метода. Одни методические приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот. Соответственно, метод включает в себя несколько приемов, но при этом не является их суммой. Приемы определяют специфику методов работы педагога, наделяют индивидуальностью манеру его работы.

Тесно связаны с методическими приемами и методами средства воспитания, которые применяются в единстве с ними.

Определение 2

К средствам воспитания относятся различные виды деятельности, а также совокупность предметов культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Популярные современные методы обучения

Мы рассмотрели традиционные методы, которые учителя уже не одно десятилетие применяют в работе. Но в последние годы вузы, школы и онлайн-платформы всё чаще запускают дистанционные курсы, появляются всё новые программы и инструменты. Так что перед педагогикой встают новые задачи и специалисты вырабатывают новые методы. Остановимся подробнее на некоторых современных методах обучения.

Кейс-стади или разбор кейса

Кейс (case) — это заранее подготовленный учебный материал, в котором содержится описание ситуации, произошедшей в реальной практике. Метод учит студентов находить ответы на проблемные вопросы и принимать решения, а также предполагает творческий подход.

Особенности кейс-метода:

  • учащиеся движутся от частного к общему, то есть метод индуктивный;
  • в процессе решения кейса студенты получают навыки анализа, исследования и принятия решений;
  • развивает навыки мышления и умение работать с большим количеством информации.

Метод разбора кейсов часто применяют в бизнес-образовании.

Ролевые и деловые игры

Ролевые игры в обучении развивают творческое мышление, формируют практические навыки и учат работать в группе. Игра вовлекает в учебный процесс максимум студентов и делает процесс увлекательным.

Во время ролевых игр ученики, наделённые определёнными ролями, исследуют какую-то тему. Такой метод — отличный способ поощрить творческое мышление учащихся, а не фокусироваться на оценках. Например, дети на уроке могут проходить квест и зарабатывать в процессе очки и опыт. Такой метод также поощряет не только усвоение знаний, но и развитие социальных навыков.

Деловая игра — это моделирование профессиональной деятельности, когда студенты (а деловые игры используют с учащимися старшего возраста) применяют свои знания в различных ситуациях. Педагогическая суть деловой игры в том, что она повышает самостоятельность студентов и готовит их к будущей работе.

Перевёрнутые классы

Метод перевёрнутых классов (англ. flipped classroom) предполагает, что учащиеся знакомятся с содержанием урока дома (читая книги или смотря видео), а практические задания делают в школе. Эта схема противоположна традиционной, в которой новую тему разбирают на уроке, а задания выполняют дома.

В «перевёрнутом классе» ученики в домашних условиях:

  • смотрят онлайн-лекции,
  • читают материалы онлайн-курса,
  • читают тексты в цифровом и бумажном виде,
  • проводят исследования.

В учебном же классе они вместе с педагогом:

  • отрабатывают навыки,
  • общаются с одноклассниками или однокурсниками,
  • проводят презентации,
  • делают лабораторные работы.

Главный плюс такого метода в том, что, осваивая новые знания, ученики работают каждый в своём темпе. Накопившиеся вопросы они могут задать педагогу на занятии, тем более на вопросы и разбор упражнений остаётся больше времени, чем в традиционном подходе.

Проектный метод

В фильме «‎Кадры» стажёров обучают, чтобы отобрать лучших для работы в Google, при этом используют проектный метод (создать приложение для обмена фото), метод викторины (опрос) и частично-поисковый (найти ошибку в коде). Источник фото: kinopoisk.ru

Метод проектов учит ставить цели и искать пути их достижения. В некоторых странах проектное обучение даже заложено в основу образования. Этот метод стимулирует детскую самостоятельность и помогает научить работать в коллективе. Важная особенность проектного метода — ученики приобретают знания самостоятельно через практику, а педагог здесь скорее наставник и консультант.

Проектное обучение может проводиться в различных форматах:

  • офлайн и онлайн,
  • индивидуально, в паре и в группе.

Во время проектной работы ученики получают ряд навыков:

  • критического и творческого мышления,
  • навыки работы в команде,
  • анализа информации,
  • самостоятельного поиска информации,
  • публичных выступлений.

Проектный метод предполагает обучение через разработку проекта. Педагог предлагает ученикам сформулировать проблему и поэтапно её решить так, чтобы в итоге получился какой-то конкретный результат. Например, школьники заметили, что в соседнем со школой парке люди часто кормят белок едой, которая для них вредна. Они решили сделать проект, целью которого стало повысить осведомлённость гуляющих в парке о полезной для белок еде. В ходе проекта они собрали информацию, оформили её в виде яркого плаката и разместили его на стенде у входа в парк.

Что такое метод обучения

За долгую историю развития педагогики у термина «метод обучения» появилось множество определений. Если коротко, метод обучения — это набор приёмов и средств, которые помогают учителю и ученику вместе достичь целей в обучении. Цели чаще всего следующие:

  • овладеть знаниями, умениями, навыками и компетенциями;
  • приобрести какой-то опыт;
  • развить способности.

Российские педагоги часто опираются на определение известного советского педагога Юрия Бабанского: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования». В любом случае термин метод обучения описывает многообразие стратегий, которые педагог применяет в классе.

Эти стратегии должны помогать вовлечь учеников, наладить с ними взаимопонимание, мотивировать их и поддерживать их интерес. В противном случае, каким бы прекрасным специалистом по своей теме ни был педагог, обучение не будет успешным.

Отличия метода, приёма, методики и методологии обучения

Чтобы не запутаться, разберёмся в педагогической терминологии. Мы уже упомянули, что метод обучения — это комплекс приёмов, направленных на решение задач обучения.

Автор популярного вузовского учебника по педагогике И. П. Подласый пишет, что приём — «это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объёму или простой по структуре». То есть приёмы означают конкретные шаги, которые передают знания, формируют навыки и стимулируют учеников продолжать работу. Например, обучение через наглядные средства — это метод, а приём — это конкретное действие: показать ученикам слайды с фотографиями.

Один и тот же метод обучения может состоять из разных приёмов, а одни и те же приёмы могут составлять различные методы.

Методика, в отличие от метода, имеет автора или группу авторов. Кроме того, если метод понятие гибкое и может состоять из разных приёмов, то методика — конкретный комплекс методов и приёмов для выполнения определённой работы. Методология более широкий термин, чем метод и методика, это целая система методов, применяемых в какой-то сфере.

Иерархия терминов, используемых в обучении

Классификации методов обучения

Педагогами разных времен выделено много классификаций образовательных методик, они имеют подтверждающие аргументы и обоснования, основываются на личном опыте авторов. Каждая модель обладает признаками, характеризующими группу. Вот несколько основных:

По источникам информации и способу получения знаний

Авторами классификации Н.М. Верзилиным, И.Т. Огородниковым, Д.О. Лордкипанидзе, названы признаки группы, включающие следующие педагогические приемы:

  • Словесное, «живое» взаимодействие учителя и ученика — объяснение материала происходит устно, в форме беседы, лекции или дискуссии.
  • Наглядное изложение — сопровождается показом иллюстраций, макетов, плакатов.
  • Практическая отработка теоретических знаний — при помощи оборудования и устройств.

По дидактическим задачам

Авторы Б.П. Есипов, М.А. Данилов разграничили порядок и очередность способов получения знаний на различных этапах занятия:

  • Добыча новых теоретических знаний.
  • Этап формирования умений.
  • Практическое закрепление теории.
  • Творческий подход.
  • Актуализация знаний.

  • объяснительный;
  • иллюстративно-информационный;
  • репродуктивный и поисковый;
  • проблемный;
  • исследование.

По сочетанию методики преподавания

Автором М.И. Махмутовым в этой классификации рассмотрена возможность сочетания несколько приемов:

  • различные формы изложения нового материала;
  • способы обучения.

По структуре ведения занятий

Автором Ю.К. Бабанским классифицированы:

  • Учебно-познавательная деятельность — проводится в формах: устной, наглядно-практической, репродуктивно-поисковой.
  • Самостоятельное изучение под контролем учителя.
  • Мотивы и стимулирование — поощрение стремления к обучению, повышение ответственности.
  • Контроль учителя в разных формах (устный, письменный, лабораторно-практический).
  • Самоконтроль ученика.

Трактовка понятия «метод обучения»

  1. Процесс обучения;
  2. Воспитательный процесс;
  3. Все виды педагогических исследований.

Формирование метода занимает продолжительное время. Преподавание с давних времен изначально строилось на принципе повторения или подражания. Затем, с появлением образовательных заведений, в помощь учебному процессу добавился словесный метод. Форма устного изложения продолжительное время использовалась как основной способ подачи материала, пока в помощь не пришло печатное слово. Информация в устном и печатном виде, в совокупности с повторением, стали основоположниками методик преподавания.

Основываясь на особенностях развития личности, педагогом Я.А. Коменским выделены несколько основополагающих закономерностей:

  • учебный процесс необходимо планировать с учетом возраста и возможностей учащихся;
  • учебный процесс строится по принципу от простого к более сложному заданию;
  • словесная методика преподавания должна сочетаться с наглядной информацией.

Эти закономерности положили начало формированию и развитию методов образовательной среды.

Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал действенный способ обучения – систему взаимодействия педагога и ученика. Проведенные научные исследования истории формирования обучающей среды, позволяют сделать вывод, что на способ преподавания оказывает прямое влияние поставленная цель. Выбор методики зависит от следующих составляющих:

  • вида деятельности субъекта;
  • обучающей составляющей;
  • структурной формы взаимодействия.

Опираясь на многолетние исследования педагогов, выделены следующие трактовки методов обучения.

  1. Метод – инструменты и способы управления процессом, направленным на формирование личности или группы учащихся. Результат взаимодействия, достигнутый при помощи особенностей форм и структуры предмета.

В этом случае акцент делается на управление знаниями учащихся при помощи различных приемов. Современная образовательная среда считает приоритетным направление самостоятельного выполнения учащимся заданий: умение добывать информацию, выбирать нужную среди насыщенного потока и извлекать необходимые сведения.

  1. Метод – это система последовательного взаимодействия двух участников обучающего процесса: учителя и ученика, для достижения усвоения образовательных программ.

Эта трактовка указывает четкое направление по достижению участниками образовательного процесса единой цели.

Позиция Б. Т. Лихачёва

Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией. За ее основу он берет следующие:
— Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития.
— Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.
— Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.
— Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей.
— Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации.
— Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, «влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов» и стимулов поведения.
— Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия — первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения).
В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций.
В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение
их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.
По-видимому, следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей стегтени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства).
Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.

Виды мотивации и стимулирования обучения

В любой деятельности человека не обойтись без поощрения. В процессе учения это один из первых двигающих факторов к успеху. Стимулы и мотивы, необходимое условие, чтобы развить у обучающихся:

  • интерес познавать новое;
  • потребность получения новых знаний;
  • чувство долга, ответственность.

При формировании способов мотивации, педагоги применяют разнообразные приемы и методики ведения занятий, от словесных и поисковых до продуктивных форм. Причем на одном занятии применяется не один вид, а сочетаются сразу несколько, для того чтобы заинтересовать обучающихся и повысить качество восприятия материала. Но, наряду с разнообразием видов и форм обучения, самым действенным способом мотивации остается единство совместной работы преподавателя и учеников. Стимул педагога плюс мотив обучающегося – вот формула успеха.

Внутренняя мотивация – основывается на желании узнавать новое, активном интеллекте и стремлении быть лучшим среди других. Внешняя мотивация базируется на связи с внешней средой. Все виды мотивов и стимулирования можно разделить по цели, формирующей: 1) познавательный интерес, 2) чувство ответственности и долга в учебе.

Современные методы обучения и преподавания

Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.

Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.

Деловая игра

Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.

У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.

Учебная игра

Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний. 

К базовым принципам учебной игры относятся:

  1. Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.

  2. Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.

  3. Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.

Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.

Метод погружения

Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.

Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.

Метод опережающего обучения

Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:

  • комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;

  • использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;

  • перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;

  • сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.

Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.

Эвристический метод

Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.

Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.

Метод синектики

Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя. 

Методы обучения в педагогике по ФГОС

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт классифицирует методы обучения немного другим способом:

Пассивные методы

Ведущая роль у преподавателя. Большую часть времени он излагает материал, общение с учениками проходит в форме опросов, письменных и практических работ.

Наименее эффективный способ, так как сохранить полное внимание и интерес со стороны обучающихся практически невозможно. Однако пассивные методы имеют и свои плюсы:

не тратится много сил и времени на подготовку (со стороны учителя);
преподносится большой объем информации. 

Активные методы

Ведущая роль у ученика, причем в некоторых случаях преподаватель вообще не присутствует в учебном процессе

Задача учителя заключается в организации и контроле обучения.
Границы в общении между учителем и учеником расширены и носят демократический характер.
Интерактивные методы

Взаимодействие между сторонами образовательного процесса в виде диалога и беседы.
Отличаются от активных методов основной целью: если активные направлены на развитие самого взаимодействия, то интерактивные стимулируют интерес и сознательную активность учеников.

ФГОС обеспечивает внедрение всех необходимых современных методик в отечественное образование в рамках потребности населения. В учебном процессе присутствуют кейс-метод, эвристический и исследовательский, проблемный, модульный и другие инновационные методы.

Какие современные методы обучения полезно знать

Современные методы обучения акцентируют внимание на активном участии учеников, их самостоятельном и творческом мышлении, развитии навыков работы в команде и применении полученных знаний на практике

Проектный метод обучения

Предполагает организацию учебного процесса в форме проектов, в рамках которых ученики активно участвуют в постановке целей, планировании и реализации проектных задач. Он стимулирует творческое мышление, самостоятельность и исследовательскую активность студентов, позволяя применять знания на практике и развивать навыки коллаборации.

Мозговой штурм

Это метод, при котором группа участников собирается вместе, чтобы генерировать идеи и решать проблемы. Метод стимулирует творческое мышление и способствует развитию инновационных подходов. Участники могут предлагать любые идеи без ограничений, что способствует генерации новых и нестандартных решений.

Метод интеллект-карт

Он представляет собой графическое представление информации, которое позволяет организовать и структурировать знания в виде диаграммы. Метод помогает визуализировать связи между идеями и позволяет ученикам лучше понимать и запоминать информацию. Интеллект-карты — эффективный инструмент для организации мыслительных процессов и стимулирования креативности.

Ролевые и деловые игры

Это методы, при которых участники играют определенные роли в ситуациях, схожих с реальными. Они помогают развивать коммуникационные навыки, учат работать в команде, принимать решения и решать конфликты. Такие игры позволяют ученикам применять знания и навыки на практике, а также развивать эмпатию и понимание разных точек зрения.

Методы, приемы и средства обучения

Метод — это сочетание способов, приемов, средств для организации занятия. В большом количестве педагогической литературы, невозможно найти единого мнения по способам и методам ведения уроков. Вот несколько наиболее распространенных:

  • урок — устное изложение материала (лекция, беседа, дискуссия);
  • наглядно-демонстрационный урок (работа с наглядными пособиями, учебниками, демонстрацией, иллюстрацией, видео-материалом);
  • практическая часть урока (решение упражнений, лабораторные опыты и практическая работа);
  • контролирующий этап (все виды контроля, включая опрос, контрольные работы, программный контроль, тестирование);
  • творческая часть (доклады, сообщения, рефераты, игры и прочее).

Перечисленные методики не содержат все известные виды, многие применяются в сочетании.

Приемы обучения – без них не может существовать и реализоваться на практике ни один метод.

Например, метод работы с учебным пособием содержит приемы:

  1. чтение — вслух или про себя;
  2. составление плана и конспекта;
  3. пересказ;
  4. выполнение письменных заданий по тексту;
  5. ответ на контрольные вопросы;
  6. работа с цитатами и т. д.

Одни и те же приемы применяются в разных методиках, вариации зависят от содержания образовательной дисциплины и фантазии преподавателя. Для выполнения требований учебных планов образовательных стандартов, необходим набор обучающих средств, чтобы наполнить занятие наглядными и техническими элементами. Выделяют материализованные и материальные виды.

Материальные средства – это предметы, устройства, при помощи которых педагог передает информацию ученикам:

  • книги, учебники, методические пособия и книжные издания;
  • макеты, стенды, наглядная информация;
  • дидактические задания, инструкционные карты;
  • технические средства обучения (ТСО);
  • прочее виды.

  • поставленный голос и грамотное речевое изложение;
  • сопровождение рассказа жестикуляцией и приятной мимикой;
  • разная деятельность.

Обучающие средства имеют отличительные особенности функций, обуславливающий выбор:

  • несущие информацию (видео, презентация, книга, мультимедиа проектор, компьютер, оборудование);
  • интегративные (учебные приспособления, лабораторное оборудование, позволяющее рассмотреть изучаемый вопрос глубоко и с разных сторон);
  • компенсирующие – облегчают построение процесса учения, достижения целей без лишних временных затрат;
  • адаптивные – возможность обучать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, организации демонстраций материала и самостоятельной работы, дифференцирования занятий.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий