Как подготовить и провести прогулку в первой младшей группе: теория и практические советы

Зачем нужны прогулки

Для воспитанников детских садов досуг на свежем воздухе — это действенный способ приобщиться к красоте и неповторимости окружающей природы и укрепить здоровье. Эти факторы и определили включение прогулок в обязательную образовательную программу детских садов.

Цели

Сохранение и укрепление здоровья детей — это главная цель воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Досуг на свежем воздухе позволяет малышам адаптироваться к условиям внешней среды. При этом, как и любой другой вид работы с детьми, прогулка имеет 3 целеполагающих направления: учебное, воспитательное и развивающее. Основываясь на этом, Федеральным государственным образовательным стандартом определены следующие цели проведения моциона на улице для малышей первой младшей группы:

  • освоение норм природосообразного поведения (через наблюдения за погодными условиями, сменой сезонов и пр.),
  • получение представления о профессиях, видах животных, растений и пр.,
  • развитие умений анализа, оценки изменений в окружающей природе и формирование навыка фиксировать с помощью устных описаний эти преобразования.

Познание окружающего мира происходит через непосредственное взаимодействие с ним

Задачи

Для достижения поставленных целей педагог, планируя комбинации видов деятельности на прогулке, закладывает целый ряд образовательных задач:

  1. Демонстрация совершенства всего, что создано природой: травинки, жучки-паучки и пр.
  2. Знакомство с разными временами года, интересными достопримечательностями в родной местности, трудовой деятельностью взрослых (например, строителей, дворников и т. д.).
  3. Работа над повышением культуры здоровья. Для первой младшей группы это умение надевать, снимать верхнюю одежду без (или почти без) помощи взрослых, обуваться, формирование навыка мытья рук, сообщать о необходимости сходить в туалет, сморкаться перед и после прогулки.
  4. Воспитание позитивного, уважительного отношения к человеку и природе.

Правила организации

Чтобы досуг на улице работал на выполнение поставленных задач, он должен быть грамотно организован.

Самое важное условие — соответствие участка санитарным нормам: чистота, отсутствие угрожающих здоровью предметов. Песочница, качели, лесенки, горка, беседка для дождливой погоды и т

д., рационально размещённые на территории. Оборудование для проведения подвижных и спокойных игр. Методисты рекомендуют делать 1–2 набора из игрушек, фигур, оборудования для игр на 2 недели. Такие комплекты помогают уточнить, конкретизировать знания малышей. Например, игрушки фрукты-овощи для определения, что растёт на огороде, а что в саду, или дикие–домашние животные, чтобы научить малышей определять, кто живёт на ферме, а кто в лесу. А также на прогулки берут ведёрки, совочки, корзинки для трудовой деятельности, мячи разных размеров и т. д.

Виды прогулок

По времени проведения ежедневные прогулки подразделяются на:

  • утренние — до обеда,
  • вечерние — после дневного сна.

Они проводятся в любое время года при подходящих погодных условиях. В первой младшей группе прогулка в холодное время года занимает 4 часа, распределённых на 2 приёма. Летнюю работу с малышами в детском саду называют оздоровительной, поскольку погодные условия благоприятны для укрепления здоровья детей. В этот период все виды деятельности осуществляются на свежем воздухе, в помещении ребята только принимают пищу и спят.

По содержанию досуг на улице может быть организован в следующих формах:

  1. Традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей, подвижные и спокойные игры и т. п.
  2. Спортивный досуг, то есть физические нагрузки на свежем воздухе. Проводятся 3–4 раза в неделю. Однако без соревновательного элемента для детей до 2–2,5 лет, так как малыши в этом возрасте его не понимают.
  3. Целевые выходы на улицу за пределы детского сада, на небольшое расстояние. Эти прогулки имеют цель наблюдения за явлениями окружающей среды, событиями общественной жизни. В среднем такие мероприятия организуются 3–5 раз в месяц.
  4. Нетрадиционные прогулки. Некоторые источники выделяют такой досуг в отдельный вид. Его проведение подразумевает создание необычной ситуации, например, прогулка-общение со сказочным персонажем. Такой Зайка, Мишка, Львёнок может прийти на участок с целью рассказать о приметах зимы (осени, весны). А затем задать ребятам вопросы по этому материалу. Или же организация своеобразного квеста с загадками на ту или иную тему. Эти прогулки требуют тщательного оформления, например, облачение воспитателя в костюм какого-то персонажа. Поскольку по сути нетрадиционные прогулки близки к целевым, то в некоторых методических источниках в самостоятельный вид они не выделяются.

Осенняя прогулка с детьми младшей группы

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят…

М. Иверсен.

Осень вступила в свои права. Однако это не значит, что наши прогулки с детьми будут менее интересными.

Выйдя на улицу, обращаем внимание ребят на погоду. Если день солнечный, предлагаем детям протянуть руки к солнышку, ощутить его тепло, напоминаем при этом, что осеннее солнышко светит, но мало греет

И обращаем внимание детей на прогулке на то, как одеты люди: говорим о сезонной одежде и обуви. Вспоминаем, что мы надевали или обували летом, сравниваем с тем, во что одеты сейчас.

Прогулка даже вокруг детского сада может принести много положительных эмоций. Стараемся показать детям многообразие красок осени, познакомить их с явлением «листопад». Осенью землю покрывают листья, всё вокруг жёлтое.

Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это и есть листопад.

Собираем с детьми опавшие листья в ведёрки. Из них можно изготовить множество интересных поделок. Ещё можно набирать в руки листочки, подбрасывать их вверх и смотреть, как они кружатся, или просто растирать сухой листочек между ладошками. Это упражнение к тому же развивает мелкую моторику пальцев рук у детей.

Ходим с детьми по сухим листочкам, слушаем, как они шуршат. Проводим беседы с детьми о перелётных и зимующих птицах. Играем в игры: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот».

Говорим о том, что осень – время заготовки запасов у барсуков, белок, ежей. Ведь предстоит длинная и холодная зима! А ещё о том, что некоторые звери линяют, меняют летние шубки на зимние.

У зимних мех пышнее и гуще, да и цвет их более подходит зимней природе.

Обращаем внимание детей на то, что люди взяли зонтики, чтобы не промокнуть. Можем и сами открыть зонтики (имитация), взять зонтики и пройтись под дождём

Когда дождик закончится, посмотрим на дорожки, траву, песок. Что с ними произошло? Они стали мокрыми.

Покажем детям, что сухой асфальт был светлым, а мокрым стал тёмным.

Кончилось лето, жаль было с ним расставаться! Но мы рады и осени – задумчивой, цветастой, щедрой. Так давайте же не унывать! Приятных и радостных вам прогулок с детьми!

Елена Зайкова, воспитатель 1 младшей группы детского сада общеразвивающего вида «Берёзка»

п. Фёдоровский.

Подготовительный этап

Выход на улицу начинается задолго до самой прогулки, так как детям и взрослым предстоит пройти несколько важных стадий подготовки.

  1. Дети сморкаются, идут в туалет.
  2. Воспитатель экипирует первую часть детей: проверяет правильность застёгивания обуви, одежды и помогает тем, кто ещё не вполне самостоятельно одевается.
  3. Дети выходят на улицу с воспитателем.
  4. Помощник воспитателя помогает второй части детей провести гигиенические процедуры, одевает их и отправляет на улицу к первой группе.
  5. Возвращение с улицы проходит по такому же принципу. Только малыши со слабым состоянием здоровья заходят первыми, даже несмотря на то, что выходят они всегда вторыми.

Портал образования | Осенняя прогулка во 2 младшей группе

Организация деятельности детей на прогулке во второй младшей группе

по теме «Осеннее дерево».

Цель: Познакомить с сезонными изменениями в природе.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях.

2. Обобщить и систематизировать знания детей о деревьях.

Развивающие:

1. Развивать бережное отношение к окружающему.

2

Развивать внимание, память., двигательную активность

3. Активизировать словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа:ствол, ветки,корень, листва, рябина, листопад.

Ход прогулки:

Воспитатель читает детям стихотворение:

Друг за другом становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

Мы пойдем гулять сейчас.

Дети становятся парами и идут за воспитателем по дорожкам.

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, какой красивый у нас участок. Как много деревьев и

кустов. А вот стоит очень красивое дерево – подскажите, как оно называется? (Ответы детей

– рябина)

Воспитатель: Правильно, это рябина.

Послушайте стихотворение:

Ах, рябина, милая,

Осенью красивая,

Птичек созываешь,

Плодами угощаешь!

Воспитатель: – Ребята, давайте с вами рассмотрим рябину .Посмотрите внимательно и

скажите, какая она- высокая или низкая? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, высокая. Деревья — высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно

поднять вверх голову. Деревья — высокие, а трава и кустики- низкие. У дерева есть ствол(он

твердый), а на стволе много веточек и листьев.

Воспитатель:Ребята, посмотрите,какого цвета листочки на рябине?

Ответы детей:Желтые, зеленые, красные.

Воспитатель:Правильно, ребята. Скажите, а почему листочки пожелтели?Какое сейчас время

года?

Ответы детей: Осень.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, давайте сейчас с вами поиграем.

Д/и «Найди листок».

Ребята, внимательно посмотрите на листья на дереве и попробуйте найти листья рябины на

земле.

Раз, два, три- ищи! Кто нашел — несите ко мне в корзиночку.

Дети находят листья и несут воспитателю.

Воспитатель: Молодцы какие!

с дерева. Когда листья падают, как называется это явление?

Дети:Листопад.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте с вами вспомним стихотворение про листопад:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро станет голым сад!

П/и «Листочки и ветерок»

Цели: развивать у детей двигательную активность; развивать умение взаимодействовать друг

с другом; закреплять название деревьев.

Описание: Детям раздаются листочки. Воспитатель:Ребята, представьте, что вы листочки, а я

скажу ветерок уснул, дети – листочки сядут на корточки.

Мы листочки, мы листочки

Мы осенние листочки

Мы на веточках сидели

Ветер дунул, полетели…

Игра повторяется 2 раза.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в

колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

Описание. Дети идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит

следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:

По ровненькой дорожке, (Идти шагом).

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два.

По камешкам, по камешкам, (Прыгать на двух ногах с продвижением вперёд).

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух! Присесть на корточки.

Подняться.

Игра повторяется 2 раза.

Индивидуальная работа: упражнять Злату З., Сашу М. в прыжках на 2-ух ногах.

Перешагивание через листики. «Выше ногу подними, на листок не наступи». (Ульяна У.,

Костя Х.)

Трудовая деятельность:

Воспитатель: – Ребята, ветерок

сорвал с деревьев листочки, давайте

поможем нашему

Самостоятельная игровая деятельность. Игра «Собери букет»

Воспитатель предлагает каждому ребенку собрать букет из разноцветных листьев в подарок

для мамы.

Воспитатель: – «Один листок, еще листок и еще,получилось много листьев – целый букет!

Посмотрите, какой у нас букет – пышный, нарядный!

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята,

вам

понравилась

прогулка?

(Ответы

детей).

Давайте

мы

с

вами

вспомним, что мы делали. ( Воспитатель вместе с детьми проговаривает: рассматривали

рябину, искали листочки рябины на земле, рассказывали стихотворение «Листопад», играли,

сгребали листочки граблями, собирали букет для мамы).

Временной план прогулки

Чёткое соблюдение временных рамок для выполнения каждого вида деятельности на прогулке позволяет не только добиться поставленных образовательных целей, но и поддерживать интерес малышей. В зависимости от времени года, погодных условий прогулка может длиться от 30 минут до 2 часов. В соответствии с этим распределяется время на каждый из этапов:

  1. Наблюдение — 5–15 минут.
  2. Трудовая деятельность — 5–15 минут.
  3. Подвижные игры — 20–40 минут (в среднем планируется 2 игры, но если прогулка сокращена во времени, то можно оставить 1).

  4. Индивидуальная работа — 5–15 минут.

Пример распределения времени между этапами прогулки по теме «Осенние листья»

  1. Наблюдения за деревьями (10 минут). Показать детям, что стало холодно, осенью листья опадают. Это явление называется листопад. На деревьях становится всё меньше листьев. Много лежит на земле, на траве.
  2. Индивидуальная работа (10 минут). Собрать букет из листьев.
  3. Подвижная игра «Зайка беленький сидит» (15 минут). Дети — «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:
    • Зайка беленький сидит (дети шевелят кистями рук, подняв их к голове)И ушами шевелит. Вот так, вот так (имитируют заячьи уши).Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть (хлопают в ладоши),Надо лапочки погреть,Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,Надо лапочки погреть.Зайке холодно стоять (подпрыгивают на обеих ногах вместе),Надо зайке поскакать.Надо зайке поскакать.… (название игрушки) зайку испугал (указывается, кто испугал зайку),Зайка прыг и ускакал (воспитатель показывает игрушку, дети убегают на свои места).
    • Примечание: закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место, каждый занимает свободное место на скамейке.
  4. Трудовая деятельность. Сложить игрушки (5 минут).

Опыты на прогулке

В рамках изучения курса окружающий мир предполагается выполнение с детьми простейших опытов, которые помогают им получить более полные представления о мире живой природы. Наиболее удобный способ проводить такие эксперименты — совместить их с темой наблюдения на прогулке. При этом хронометраж данного вида деятельности на свежем воздухе увеличится за счёт сокращения времени для выполнения других видов работы. Методисты рекомендуют проводить 2–3 опыта в месяц.

В наблюдение за свойствами песка можно включить выполнение куличиков из влажного материала

Таблица: картотека опытов на прогулке в первой младшей группе (фрагменты)

Дата Название эксперимента Цель Вывод Сентябрь «Состояние почвы в зависимости от температуры» Выявлять зависимость состояния почвы от погодных условий. В солнечный день предложить рассмотреть землю, потрогать руками, какая она: тёплая (её нагрело солнце), сухая (рассыпается в руках), цвет (светло-коричневая), полить землю (как будто прошёл дождь), предложить опять потрогать её, рассмотреть. От дождя земля потемнела, она стала мокрой. Дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя. «Свойства мокрого песка» Познакомить детей со свойствами песка. Намочить песок и понаблюдать, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек, слепить другие фигурки. Мокрый песок лепится, сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает. Октябрь «Движение воздуха» Показать детям, что, хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Помахать рукой у лица. Поделиться ощущениями. Подуть на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха. Воздух не «невидимка», его движения можно почувствовать, обмахивая лицо. «Бумажные кораблики» Познакомить со свойством бумаги намокать в воде. Воспитатель делает бумажные кораблики, даёт потрогать детям, спрашивает, какие они (твёрдые, бумажные). Выносит на прогулку и даёт детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеёк. Наблюдают, как они намокают. Спрашивают, почему кораблики намокают. Бумага обладает свойством промокать. «Свойство солнечных лучей» Показать, что на открытом воздухе под солнечными лучами ткани высыхают. В группе вместе с детьми выстирать кукольное белье, дать потрогать, какое оно мокрое, тяжёлое. На прогулке выстиранное белье повесить на солнышко сушиться. Понаблюдать, что произойдёт. Белье высохнет, станет лёгким и сухим. На солнце и ветерке белье сохнет. Май «Зависимость расстояния от силы ветра» Показать, что семена одуванчика летят на разные расстояния в зависимости от ветра. Подбросить семена одуванчика вверх и подуть в их сторону с разной силой. Определить расстояние падения семян. Чем сильнее ветер, тем дальше разлетаются семена

«Потребность растений в воде» Продемонстрировать малышам важность воды для полноценного развития и роста растений. Из букета выбирается один цветок и оставляется без воды

Через некоторое время сравнить цветок без воды и цветы в вазе. Чем они отличаются? Почему это произошло? Вода необходима растениям, без неё они погибают.

Чтобы сделать прогулку в первой младшей группе занимательной и полезной, есть смысл уделить подготовке мероприятия чуть больше времени. Оно уйдёт на подбор подходящих способов наблюдения, например, экспериментов, направленных на продуктивное изучение окружающего мира, или на выбор сюжета для подвижных игр. В любом случае подобный вид методического творчества точно не оставит ребят — даже самых маленьких — равнодушными к прогулке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий