Организация прогулок в детском саду

Основные составляющие прогулки в ДОУ

  1. Физические упражнения и игры – подвижная деятельность, которая также может включать элементы соревнований.
  2. Наблюдение. Этот компонент особенно интересен и ребятам, и воспитателям. Наблюдения ведутся за явлениями природы, за птицами, за происходящим вокруг. Зачастую воспитатели предлагают дошкольникам использовать наблюдение для решения несложных задачек, поиска ответов на загадки и т.п.
  3. Творческие задания и развивающие упражнения – проводятся с применением карточек, игровых приспособлений и другого выносного материала.
  4. Труд. Прогулки детей в ДОУ могут включать также несложную работу, связанную с приведением в порядок территории – сбор палой листвы, каштанов и т.д.

Виды прогулок в детском саду

Прогулки в детском саду бывают двух видов: целевая – за пределы детского сада, и ежедневная, которая проходит непосредственно на территории дошкольного заведения. Чем они отличаются? Находясь на территории садика, ребенок ежедневно дышит свежим воздухом, играет. Здесь не так много разнообразия, за которым можно было бы наблюдать. Малыши видят и оценивают различные природные явления, смену погоды и времен года. Весной и летом можно наблюдать за тем, как распускаются листья, цветы, за насекомыми. Зимой – установить кормушки и кормить птиц.
Целевая прогулка за пределы территории – это мероприятие, направленное, в первую очередь, именно на наблюдение и знакомство с окружающим миром. Куда можно вывести детей:

  • в ближайший парк;
  • на набережную или на берег реки;
  • в природную зону за городом;
  • к интересным городским объектам.

В природных зонах малыши получат возможность наблюдать за этими объектами, изучать местную флору и фауну – насекомых, птиц. Сравнивать то, что видят сейчас, с тем, что есть на территории детского сада.
Целевые прогулки для старших групп могут включать изучение интересных городских объектов. Воспитатель расскажет, что это за место и чем оно знаменито, когда оно появилось, какие события связаны с этим и пр. Также на прогулках осуществляется наблюдение за деятельностью людей

Например, дворника, рабочих по благоустройству парка, строителей и пр.
Чтобы целевая прогулка для детей прошла познавательно и интересно, важно придерживаться следующих рекомендаций:

  • цель прогулки должна соответствовать возрасту малышей;
  • конечный пункт назначения должен находиться на таком расстоянии, чтобы дети смогли дойти пешком и не устать (для старшей группы это не более 40 минут);
  • все дети должны быть одеты по погоде и защищены от солнца, ветра, снега и пр.;
  • у прогулки должна быть конкретная цель – конкретное место, которое нужно посетить;
  • воспитатель должен заранее продумать и составить алгоритм целевой прогулки;
  • прогулка должна быть организована безопасно.

Целевые прогулки в детском саду проводятся в среднем 1 раз в месяц по заранее составленному плану. Прогулки по территории садика – два раза в день ежедневно.

Виды прогулок

В зависимости от места организации можно выделить два основных типа прогулок: на территории ДОУ и за ней. Прогулка по территории детского сада проводится ежедневно, выходы же за пределы ДОУ – реже. Перед проведением таких выходов необходимо позаботиться о мерах безопасности, особенно если воспитанникам предстоит пересечь проезжую часть. Для этого воспитатель предварительно проводит с детьми беседы и напоминает о правилах поведения.

Тематические прогулки в ДОУ также бывают различных типов:

  • с персонажами – это развлекательные прогулки, где ведущим становится воспитатель, переодетый в сказочного героя. Обычно на таких прогулках малыши не только веселятся, но и выполняют увлекательные развивающие задания;
  • мероприятия – проводятся по праздникам и обычно включают в себя ряд тематических заданий;
  • трудовые прогулки – несложные занятия, связанные с уходом за территорией детсада, формирующие у малышей осознание значимости своей работы;
  • спортивные занятия – активные физические упражнения, закаливание и т.п.

Конспект целевой прогулки «Что нам лето принесло?»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Раздел: Ознакомление с природой.

— Продолжать закреплять у детей представление о растительном мире, о том, что все растения растут на земле.

— Закреплять представлять у детей о временах года, об овощах и фруктах; — Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях огорода, учить распознавать необходимость полива (сухая земля), различать сухую и влажную землю.

— Ввести в активный словарь детей словосочетание «земля – кормилица», «земля — матушка».

Оборудование: медвежонок (игрушка), схема экологической тропы, коробка с фруктами и овощами, корзинки (жёлтая коричневая).

Ход прогулки:

Воспитатель: — Дети, познакомьтесь, это медвежонок, зовут его Топтыжка. Он пришёл к нам в гости и хочет с нами погулять. Ой, подождите, что же ты Топтыжка, в шапке, в тёплом шарфе? Ты замёрз?

Медвежонок (воспитателю): — Нет, но я знаю, что когда идёшь на улицу, надо тепло одеваться. Чтоб не простудиться!Воспитатель: — Мишка, ты всё перепутал. И сейчас наши ребята всё тебе объяснят.

— Дети, скажите Топтыжке, какое сейчас время года? — Что бывает летом? — Как одеваются летом люди?

— Что летом растёт на клумбах, на огороде?

Воспитатель: — Ребятки, а давайте пройдём по нашему участку. И Топтыжке покажем, что бывает летом, там и огород ему покажем, и с ёжиком Стёпой познакомим.

Идём с детьми по экологической тропе.

1.Остановка «Берёзки».

Вопросы к детям:

— Можем ли мы назвать берёзки нарядными? Почему? (Зелёные листочки – как нарядные платья у берёзок). — Что мы слышим, когда дует ветер? (Шелест, шёпот листьев).

2. «Клумба».

Вопросы к детям:

— Какие цветы растут на клумбе! — Что нужно для того, чтобы цветы росли?

— Кто помогает расти цветам, кормит  и поит их? (Земля кормит их и поит; люди удаляют сорняки, поливают цветы, если нет дождика).

Воспитатель: — Наша земля добрая и щедрая. Кормит их и поит столько растений, деревьев не жалуется, что ей трудно. О земле люди говорят: матушка, кормилица

— Как говорят о земле люди? (ответы детей).

Подходим к огороду.

Воспитатель: — Вот и пришли мы с вами к огороду. Топтыжка знакомься, это ёжик Стёпа. Он живёт, в этом домике смотрит, как  на грядках растут овощи. — Ребята, давайте вспомним: — Что растёт на грядках? (Овощи).

— Назовите, какие овощи растут на грядках? (Огурцы, кабачки, помидоры, капуста и т.д…) — Нужно ли поливать овощи? — Как вы узнали? (ответы детей).

— Топтыжка, ну как, нравится тебе на огороде? Всё это подарило нам лето и наша щедрая земля —  кормилица.

А теперь давайте, ребята покажем Топтыжке, как мы умеем играть.

Дидактическая  игра « В саду, на огороде».

(Дети раскладывают фрукты и овощи в корзинки и называют, что растёт в огороде, а что в саду).

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Всё правильно разложили по корзинкам. Все овощи и фрукты подарила нам наша земля – кормилица. Скажите ей спасибо!

Дети: — Спасибо, земля — кормилица! — Спасибо, земля — матушка!

Список использованных источников.

1.Вераксы, Н.Е.  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». ФГОС.: Библиотека программа: Методики /Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, ― 3-е изд., испр. и доп. ― М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. ― 336 с.

— ISBN 978-5-4315-0504-1. 2.РыжоваН.А. Экологическоеобразованиевдетскомсаду. М.: Карапуз, 2000. Экологический атлас для детей и родителей.

3.Кнушевицкая Н.А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам. – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 176 с.

Кодинцева Любовь Ивановна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка», г. Короча, Белгородская обл., Россия

Бакаева Елена Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка», г. Короча, Белгородская обл., Россия

Ширяева Наталья Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка», г. Короча, Белгородская обл., Россия

Статья размещена в авторской редакции

Продолжительность прогулки в ДОУ по времени года

Согласно СанПиН, ежедневная длительность прогулок в ДОУ должна быть не менее 3-4 часов. Это время разбивается на две части: прогулка в первой и во второй половине дня (после тихого часа, перед уходом воспитанников домой).

В зимний период, во время сильных ветров или плохой погоды продолжительность прогулок сокращается, или же они отменяются совсем. Вместо этого проводятся физические занятия и активные игры в спортзале.

Прогулка в детском саду осенью и зимой запрещена, если наружная температура составляет ниже -15 градусов, или есть ветер свыше 15 м\с.

Во время прогулок на свежем воздухе воспитатель берет на себя тщательный контроль над активностью малышей. Его задача – обеспечить детям безопасность, научить их пользоваться выносными пособиями, привить интерес к окружающей природе.

По завершению прогулки педагог проводит ее краткий анализ и формирует отчет. В отчете отражаются такие моменты, как:

  • когда и как долго проводилась прогулка,
  • как вели себя дошкольники,
  • какой выносной материал для прогулок в детском саду был использован и с какой целью,
  • какие занятия проводились,
  • в каком настроении дети пришли на улицу и вернулись в детсад.

Анализ прогулки в ДОУ позволяет эффективно выявлять недочеты и упущенные компоненты с тем, чтобы скорректировать планы в следующий раз. По итогам анализа составляются методические рекомендации.

Грамотно организованная прогулка позволяет не только удовлетворить потребность детского организма в физической активности и свежем воздухе, но и, в первую очередь, служит задачам всестороннего развития детского организма и укрепления здоровья.

Из чего состоит ежедневная прогулка в ДОУ?

Она включает в себя следующие структурные компоненты:

  • самостоятельные игры,
  • творческие и развивающие занятия,
  • трудовая деятельность,
  • наблюдения,
  • физические упражнения.

Последовательность этих компонентов выбирается в зависимости от того, какая деятельность предшествовала прогулке, и в каком состоянии находятся воспитанники (активны, утомлены и т.д.)

Также принимается во внимание текущий педагогический план. Например, если дети выходят на улицу после физкультурного занятия в зале, то прогулка должна начинаться со спокойной деятельности – например, наблюдения

Если же малыши выходят на свежий воздух после урока, то прогулку лучше начинать с игры или активных упражнений.

Организация прогулки в ДОУ предполагает составление краткого плана, в котором перечисляются основные типы занятий, их последовательность, длительность и значение для воспитательно-образовательного процесса. Если прогулка предполагает выход за территорию ДОУ, то обязательно прописывается и маршрут.

Игра «Горячая картошка»

Цель:
развивать внимание, ловкость. Физкультминутка «Кузнечики».

Физкультминутка «Кузнечики».

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок, Сели. Травушку покушали, Тишину послушали.

Выше-выше, высоко

Прыгай на носках легко.

Вокруг себя повернитесь и в ребяток превратитесь.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель:
развивать быстроту реакции, способность увертываться смекалку.

Дети играют начиная со считалки:

Раз, два, три, четыре, пять –

Игры будем начинать.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы,

Мы играем, водишь ты.

(Дети читают стихи и загадки о птицах.)

Я дятел, я по дереву стучу

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Угадайте, что за птичка:

Темненькая, невеличка,

Беленькая с животы,

Хвост раздвинут в два хвоста.

Дети.
Ласточка.

Дразнилка. Андрей-воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби бояться,

На крышу не садятся. Мать-отца не знаю,

Но часто называю;

Детей знать не буду –

Чужим буду.

Дети.
Кукушка.

Обратите внимание, ребята, перед вами ветряная вертушка, ее называют флюгер. Посмотрите, дует ветер, а вертушка вращается

А вот роза ветров. Она имеет четыре направления: север, юг, запад, восток.

Дети.
Да это же Дуремар, наверное, пиявки искал. А вы знаете, какая птица любит часто прилетать на болото? Попробуйте догадаться:

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту, за лягушками к болоту (Аист).

В.
Верно. Вокруг болотца растут растения, такие же, как около настоящего болота. «Леший» с «Кикиморой» охраняют наше болото. И чтобы они пропустили нас дальше, давайте подарим для них песню «Мир похож на цветной луг».

(У их ног Лешего и Кикиморы лежит старое корыто, в котором посажены цветочные растения. Рядом с болотом находится емкость для измерения дождевых осадков.)

Идем дальше, наблюдаем разнообразие деревьев, кустарников: каштан, верба, береза, клен. Что у деревьев общего? (Дети: ствол, ветки, листья, плоды). А чем деревья различаются? (Дети: формой листьев, семенами, плодами, толщиной ствола). Смотрите, по пенечкам, обросшим мхом, бегают насекомые: жуки-солдатики, муравьи.

В.
Ребята, смотрите, где это мы оказались? (Перед нами стоит плетень из лозы, на нем тарелки, котелок, рядом лежит вязанка дров, кастрюльки, стаканчики.).

Дети.
Это же Федора! У нее посуда убежала.

В.
А почему убежала посуда?

(Ответы детей: Федора не любила мыть посуду, никогда не делала уборку в доме).

В.
Мы должны объясним Федоре, что нужно заботиться о себе, о своем здоровье. (Дети рассказывают, что нужно следить за своим здоровьем, заниматься спортом, бережно относиться к животным, растениям и ко всему окружающему.) Прощаются с Федорой.

Вот еще одна клумба. Здесь растут цветы, у которых разное время цветения.

Пора возвращаться.

(Дети вспоминают о том, что видели, закрепляют знания по экологическому образованию).

Звездочет. Ребята, огромное вам спасибо, я много узнал о вашей планете. Мне было очень интересно.

В.
Ребята, давайте подарим Звездочету поделки из природного материала (Дети изготавливают поделки из шишек, листьев, семян и т.д.)

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий