Методические особенности подготовки и проведения бесед в первой младшей группе

Методические приёмы организации беседы

Основной приём в работе с младшими дошкольниками — игра. Кроме того, при проведении беседы педагог использует:

  • объяснение, загадки, стихотворения, сказки для введения в тему разговора, а также закрепления материала;
  • картинки для сопровождения бесед любой тематики (разговоры на тему КГН иллюстрируются рисунками со схемами выполнения тех или иных действий, например, порядком умывания, одевания);
  • игры (обычно таким образом воспитатель совмещает беседу — словесный приём — с физкультминуткой, игровым элементом занятия, или с прогулкой — частью режима);
  • рисунки, аппликации для закрепления полученных знаний по теме (например, после итоговой беседы на тему «Зима» дети делают аппликацию зимнего символа — снеговика, используя ватные диски и фломастеры для обозначения глаз, рта и носа).

Познавательная беседа в младшей группе

Цель: систематизировать имеющиеся знания и дать новые о домашних животных, сформировать познавательный интерес.

Беседа о животных

Задание: слепить из пластилина своего домашнего любимца. Если домашнего любимца нет, то слепить такое, о котором мечтают.

Беседа с детьми 2 младшей группы играет очень важную роль. Малыши нуждаются в получении новых знаний и систематизации уже имеющихся.

Цель: продолжать расширять представления о весне, воспитывать бережное отношение к природе умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изменениях (изменения в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц). Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело, появилась травка и т. д.). Побуждать детей отражать впечатления о весне в разных видах художественной деятельности.

Закрепляем знания о сезонных изменениях в природе “от зимы к весне”

Наблюдение за ёлочкой-закреплять умение находить и описывать данное дерево, учить выделять дерево из группы на основе внешних признаков

Подметание веранды веничками – формировать стремление к коллективной деятельности.

Особенности межличностных отношений у дошкольников в коррекционной группе

Особенности межличностных отношений у дошкольников в коррекционной группе Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

+v Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий – строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

Организовать детей первой младшей группы (1,5–3 лет) на совместную деятельность — методически непростая задача. Однако педагогической практикой найдено несколько зафиксированных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) способов взаимодействия с детьми, позволяющих решать образовательные цели и задачи. Одним из таких приёмов является беседа.

Структура и хронометраж беседы

По ФГОС беседа с малышами 1,5–3 лет строится на основе:

  • 1–2 вводных вопросов аудитории;
  • объяснения материала педагогом;
  • проведением игры или диалога на закрепление материала.

Все эти виды работы укладываются в 5–7 минут и составляют три этапа работы соответственно:

  • вводный (около 1 минуты);
  • основной (около 3 минут);
  • заключительный (до 3 минут).

Беседа имеет трёхчастную структуру

Планирование бесед в первой младшей группе

Разговоры с детьми 1,5–3 лет проводятся 1–2 раза в день, за исключением ситуативных или индивидуальных видов, имеющих прецедентный характер и периодически повторяющихся (например, беседа о вежливых словах, правилах поведения за столом). При составлении плана бесед педагог руководствуется общей темой образовательной деятельности, стараясь включить в перечень разные виды разговоров.

Таблица: пример планирования бесед в первой младшей группе на сентябрь (фрагмент)

Автор — Кузьмина Н.С., воспитатель МБДОУ д/с №60 «Заинька», г. Тамбов.

ДатаНазваниеЦель
Тема: «Осень. Природные явления»
Вторая неделя«Об осени»Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных.
«Чудо рядом с тобой»
  • пробудить познавательный интерес;
  • научить видеть необычное в привычном;
  • вызвать чувства удивления и восхищения.
«Как нужно одеваться осенью»Дать детям знания о том, что осенью на улице становится холодно, поэтому нужно тепло одеваться, чтобы не заболеть.
«Дождь»
  • формировать обобщённое представление об осени;
  • рассматривание картинок осени.
«Листопад»Формировать обобщённое представление об осени, о состоянии растений осенью и его причинах.
Тема: «Огород. Овощи»
Третья неделя«О труде людей осенью»
  • формировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных;
  • учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда.
«Об овощах»
  • формировать обобщённые представления об овощах (овощи — это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу);
  • уточнить представления о многообразии овощей.
«Дары осени»Рассказать об овощах, их пользе для здоровья.
«Как нужно вести себя за столом»
  • формировать у детей КГН;
  • знакомить с нормами поведения за столом;
  • учить есть аккуратно, пользоваться салфеткой;
  • закреплять умение есть ложкой.
«Волшебные слова»Формирование у детей вежливости (благодарить за помощь, прощаться и здороваться).

Планирование позволяет соотнести темы бесед с датам проведения

Режимные моменты в образовательной деятельности в ясельной и первой младшей группах

Как видно из ежедневного плана, в образовательную деятельность с детьми обязательно вписываются режимные моменты — процедуры распорядка дня, которые направлены на воспитание КГН, сохранение и укрепление здоровья, а также развития самостоятельности малышей. При этом каждый элемент режима имеет свои задачи, приёмы организации и проведения, а также оборудование. В ясельной группе, а также в первой младшей распорядок дня и его составные планируются по одинаковой схеме. Ознакомиться с примером такой схемы можно здесь.

Соблюдение режима вписывается в ежедневный план потому, что на основе многих пунктов распорядка дня педагог проводит своеобразные занятия, объясняя, как действовать в той или иной ситуации

Суть понятия

Общеобразовательное занятие в детском саду — это непосредственно образовательная деятельность (НОД), которая строится на основе комбинации разных учебно-воспитательных направлений, подчинённых раскрытию одной темы. К примеру, в ясельной группе в рамках воспитания культурно-гигиенических навыков (КГН) дети осваивают навык мытья рук и умывания. В процессе этой работы они учат потешку «Водичка-водичка», то есть реализуют задачу из области развития речи, а также узнают о свойстве воды очищать, делать чистым всё вокруг, и таким образом, расширяют область познания. При этом одно направление всё же является основным: в нашем случае это воспитание КГН.

Занятия в ясельной и первой младшей группах строятся на комбинациях целей и задач разных направлений познания, развития и воспитания

Цели и задачи общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах

Миссия проведения общеобразовательных занятий опирается на триединую цель всего образовательного процесса: обучающую, развивающую и воспитательную. При этом аспекты каждой практически идентичны для работы с детьми и 1,5–2 лет, и 2–3 лет. Незначительные отличия будут касаться задач, которые обеспечивают реализацию поставленных целей, точнее, глубины их освоения. Итак, целями общеобразовательных занятий для детей раннего и младшего дошкольного возраста является:

  • дать малышам представления о предметах ближайшего окружения, параллельно обогащать словарный запас (для обеих групп это в большей степени пассивный словарь) – обучающий вектор целей;
  • стимулировать развитие речевой функции, в том числе с помощью тренировки мелкой моторики — развивающее направление;
  • воспитывать КГН, эмоционально положительное отношение к миру вокруг — воспитательный элемент.

Таблица: задачи общеобразовательных занятий в ясельной и первой младшей группах

Ясельная группаПервая младшая группа
Знакомство с объектом по определяющему признаку. Например, вода нужна, чтобы пить и мыться.Расширение информативного поля объекта: вода необходима всему живому, без неё жизнь невозможна.
Осмысление мира вокруг через взаимодействие с ним. Дети рассматривают кубики, гладят их, то есть подключают сенсорные каналы восприятия.Изучение предметов происходит комплексно: малыши играют с кубиками, подключая другие игрушки, например, ставят на них машинки.
Накопление знаний. Так, дети узнают, что есть четыре времени года, умеют называть то, что сейчас.Систематизация имеющихся знаний. Ребята узнают, что у каждого сезона есть определяющие признаки (зима — снег, осень — дождь, весна — зелёные листья, цветочки, лето — яркое солнце, жара).
Пробуждение фантазии. Например, дети знакомятся с акварельными красками, выполняют простые манипуляции с ними: делают отпечатки на бумаге пальчиками, а педагог помогает воспитанникам увидеть образ рисунка (одуванчик, солнышко).Направление творческой энергии в нужное русло. Дети раскрашивают простые шаблоны с крупными участками для заполнения цветом.
Воспитание КНГ (умения мыть руки, умываться, вытираться полотенцем, пользоваться горшком, просить о помощи), а также создание положительного образа коллектива сверстников (малыши привыкают взаимодействовать в коллективе, даже несмотря на то, что ведущий вид деятельности — игра — пока происходит рядом, а не вместе, как это будет, начиная со второй младшей или средней группы.

В любом виде деятельности дети раннего и младшего школьного возраста учатся работать параллельно друг с другом

Как индивидуализировать задания

Индивидуальный подход важен для детей любого возраста. Однако взаимодействие с малышами 1,5–3 лет требует особого взгляда на эту работу

Прежде всего, нужно принять во внимание тот факт, что воспитанников раннего возраста сложно организовать одним видом деятельности: кто-то хочет играть с куклой, а кто-то с удовольствием позанимается с бизибордом. И это всё в рамках одного занятия. В этом случае, чтобы у педагога не возникло впечатления, что он разрывается на части, пытаясь помочь и скоординировать действия каждого малыша, стоит ограничить виды работы на одном занятии до 2–3

Так дети, даже не желая делать всё вместе, волей-неволей будут работать в мини-группах. Если же говорить об индивидуализации в классическом понимании этого термина, то есть распределения заданий по темпераменту, уровню знаний и развития детей, то в это случае приёмы могут быть следующими:

В этом случае, чтобы у педагога не возникло впечатления, что он разрывается на части, пытаясь помочь и скоординировать действия каждого малыша, стоит ограничить виды работы на одном занятии до 2–3. Так дети, даже не желая делать всё вместе, волей-неволей будут работать в мини-группах. Если же говорить об индивидуализации в классическом понимании этого термина, то есть распределения заданий по темпераменту, уровню знаний и развития детей, то в это случае приёмы могут быть следующими:

  • организовать предметно-развивающие зоны так, чтобы детям было удобно заниматься тем, что им нравится (если в группе очень популярен бизиборд, то не стоит ставить его в дальнем углу группы, иначе воспитателю будет сложно контролировать то, что происходит у тренажёра);
  • расширять спектр индивидуальных заданий (если отдельные дети с удовольствием складывают пазл на 4 детали, то пора пополнить копилку пособий картинками из 6 деталей);
  • найти каждому занятие по вкусу (даже в столь раннем возрасте при детальном изучении особенностей каждого малыша можно понять, к чему он тяготеет — одни любят играть с мозаикой, другие отдают предпочтение активным спортивным играм — в конспекте общеобразовательного занятия должны быть виды работы всех направлений);
  • создавать ситуацию успеха (похвала — основа основ воспитания в детях стремления познавать мир, поэтому за каждое выполненное задание малыша нужно поблагодарить, а при неудаче сказать ободряющее слово и повторить попытку выполнить задания чуть позже).

Индивидуальный подход заключается также и в объяснении, демонстрации простых манипуляций с красками, клеем

Планирование образовательной деятельности с детьми с 3 по 7 февраля

Тема недели: «Неделя доброты. Волшебные слова (культура общения)»

Цель: Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета.Задачи: Формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, развитие умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Учить   детей  правилам речевого этикета. Развитие навыков использования в речи вежливых слов. Закреплять знания детей об этических правилах поведения: дома, в гостях,  в общественных местах, во время разговора. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.

Организация предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей на неделю: Набор картинок «Эмоции», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Беседы, игровые ситуации – «Доброе утро»; «Передай настроение»; «Сделаем куклам разные прически»; «Как поступают добрые дети»; «Встречаем в группе гостей»; «Как мы моем ладошки»; 

Д/И игры – «Найди такую же игрушку»; «Скажи доброе словечко»; «Разложи фигурки по домикам»; «Разрезные картинки»; 

С/Р игры – «Маша умывается, в гости собирается»; «Гости»

П/И, М/П игры – «Перебежки – догонялки»; «Догони меня»; «Мячики»; «Птички в гнездышках»; «Найди свой домик»; «Бегите ко мне»; «Найди погремушку»; «Автомобили»; «Самолеты»; «Топчем дорожки»; «Доползи до машинки» и др.

Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика – «В гости»; «Дружат в нашей группе»; «В гости к пальчику большому»; «Если пальчики грустят»; 

«Гномик по лесу гулял»; «Расческа»; «Маляр» и др.

Чтение худож. лит-ры. – потешки, прибаутки, стихи; стих. С.Черного «Приставалка»; К Чуковский «Мойдодыр» и др.  

Итоговое мероприятие: игра-инсценировка «Репка»

Дата проведения – 8 февраля                                                                                                                                                             Ответственные – воспитатели группы

Формы организации освоения образовательных областей 

Понедельник – 3 февраляВторник – 4 февраляСреда – 5 февраляЧетверг – 6 февраля Пятница – 7 февраля
1. Физическая культура

(кн. С.Я.Лайзане, с. 108)

2. Ознакомление с окружающим миром

«В гости к солнышку добра»Формирование у детей навыков хорошего тона, воспитание дружеских взаимоотношений со сверстниками.

(см. конспект)

1. ФЭМП – 

«Строим башенки» – 

Развитие умения детей различать разные по величине кубики и называть их «большие кубики», «маленькие кубики». Формирование умения сооружать простые постройки по образцу. 

(кн. И.А.Помораева, В.А.Позина, с. 23 +

 см. конспект)

2. Музыка (по плану муз.руководителя)

1. Физическая культура

(кн. С.Я.Лайзане, с. 109)

2. Рисование – 

Коллективная работа

«Солнце дружбы»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладошками).

Воспитывать аккуратность; развивать творческую активность ребят. 

 (см. конспект)

1. Развитие речи 

Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка!» – Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку)

(кн. В.В.Гербова, с. 50 + конспект)

2. Музыка 

(по плану муз.руководителя)

1. Лепка 

«Погремушка для Танюшки» – Формирование навыка лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки. Воспитывать активность, наблюдательность, самостоятельность

 (см. конспект)

2. Физическая культура

(кн. С.Я.Лайзане, с.109)

Утреннее приветствие «Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх фонариками)

Здравствуй, носик-пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками – «почмокали». Зубками – «пощелкали»

Руки вверх подняли, и ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе – «Здравствуйте!» – сказали.

Добрым быть совсем не просто,

не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

(Н. Тулупова)

Рабочая документация воспитателя 1 младшей группы

Работа воспитателя первой младшей группы представляет собой непрерывный педагогический процесс, состоящий из множества различных компонентов. Каждый из таких элементов базируется на грамотной подготовке и планировании, а также требует проведения контроля и анализа получаемого результата. Поэтому одним из важных компонентов работы является рабочая программа воспитателя 1 младшей группы.

Для того, чтобы педагогу было легче планировать свою деятельность, используется специальная рабочая документация. Она включает в себя следующие компоненты:

  • Перспективное планирование. Сюда входит и циклограмма воспитателя 1 младшей группы ДОУ.
  • Ежедневный план воспитателя 1 младшей группы
  • Тематическое планирование. Педагог выбирает темы, наиболее актуальные для работы с воспитанниками на данный период.
  • Табель посещаемости, необходимый для контроля количества детей в группе. Он необходим для выявления пропусков без причины, которые сказываются на адаптации детей к детскому саду, а также для выявления уровня заболеваемости в группе.
  • Журнал по технике безопасности.
  • Журнал закаливания.
  • Журнал здоровья – документ, который ведется во взаимодействии с медиком учреждения и способствует сохранению здоровья воспитанников.
  • Сведения о родителях, необходимые для общения с ними и для вызова их в случае экстренной необходимости.
  • Диагностика уровня развития воспитанников.
  • Адаптационный лист.
  • Журнал наблюдения за детьми во время адаптации. Последние два документа необходимы в период прохождения ребенком адаптации для выявления возможных проблем в это сложное для малыша время.
  • План самообразования воспитателя 1 младшей группы. Это очень важный документ, на основании которого педагог совершенствует свои педагогические способности, разрабатывает новые технологии взаимодействия с воспитанниками, способы их обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей. Темы самообразования воспитателя 1 младшей группы выбираются им самостоятельно, но они должны соответствовать возрасту воспитанников и требованиям педагогической науки относительно детей такого возрастного периода.

Поскольку основным способом обучения и воспитания детей первой младшей группы является игра, то перед воспитателем стоит задача формирования соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Она должна быть оснащена соответствующими дидактическими материалами, включающими в себя различные пособия, изображения, тетради и альбомы, а также книги и игрушки. Все они должны подходить для детей в возрасте от 2 до 3 лет, чтобы не перегружать воспитанников данными и сведениями, которые они в силу возраста не в состоянии понять и усвоить.

От деятельности воспитателя в этот период зависит очень многое. Если ребенок только что пришел в детский сад и не посещал ясельную группу, у него могут быть сложности с адаптацией, потому что из семейного круга он попадает в совершенно другую обстановку. От уровня эмпатии и коммуникационных способностей педагога зависит, насколько быстро ребенок привыкнет к новой обстановке и начнет общаться на ином уровне, а также развитие и совершенствование уже имеющихся навыков, формирование новых.

На основании проделанной работы создается творческий отчет воспитателя в 1 младшей группе. Он выступает результатом всей деятельности педагога и служит мерилом его профессиональных достижений.

Приёмы, используемые в беседах во второй младшей группе

Как уже отмечалось, беседа — это разновидность словесной группы средств взаимодействия с детьми. Но при организации работы в рамках этого приёма остальные способы взаимодействия важны ничуть не меньше.

Для реализации образовательных целей беседы педагог комбинирует все группы методических приёмов, в том числе и практические

Таблица: приёмы для проведения беседы во второй младшей группе, автор — Наталья Василишин

Группа приёмов Вид На каком этапе беседы используется Пример Словесные Объяснение На основном Обычно этот приём я использую для введения новой информации в процессе беседы. Например, во время беседы о семье понятия двоюродная бабушка и двоюродный дедушка я разъясняю так: «У вас есть братья и сёстры, точно так же и у ваших бабушек, дедушек есть братья и сёстры. Они вам хоть и не близкие, но родные, поэтому называются двоюродными» Рифмовки (загадки, стихотворения) На вводном или заключительном

Разучивание стихотворений, если этот вид работы предполагается, или составление подборки загадок осуществляется на подготовительном Перед началом беседы о дружбе я зачитываю малышам стихотворение: Сказки На основном При обсуждении темы, касающейся важности мытья рук, своим воспитанникам я рассказываю сказку про Микроба.«Жил-был Микроб, маленький и вредный. Любил он вызывать у детей боли в животе

Только кто-то из малышей возьмёт грязными руками грушу или яблоко, тут как тут Микроб. Но надоело детям болеть, и тогда Фея Чистоты посоветовала ребятам не забывать мыть руки перед едой
Стало Микробу скучно, и он ушёл, а малыши перестали болеть».После обсуждения вопросов («Почему болели дети?», «Что посоветовала Фея Чистоты ребятам?» и пр.) мы приходим к выводу о важности соблюдения личной гигиены Чистоговорки На заключительном Завершить беседу о личной гигиене можно чистоговоркой: Наглядные Картинки, плакаты, макеты На всех В процессе беседы о ПДД я предлагаю своим детям рассмотреть макет проезжей части, повторить сигналы светофора, действия пешеходов Демонстрация На основном Этот приём подразумевает, что педагог показывает какие-то действия детям, например, порядок выполнения движений в подвижной игре или алгоритм мазков кисти при выполнении рисунка (ёлки, травы и пр.) Показ презентаций, видеороликов На основном Для углубления рассмотрения вопроса гигиены в беседе я использую показ тематического видеоролика о Смешариках Наблюдения На подготовительном Перед беседой о жизни в городе я предлагаю детям на прогулке и на пути домой понаблюдать за потоком машин на дорогах, отметить загрязнённость снега, лежащего у автодорог, а также обратить внимание на выбросы котельных труб Игровые Дидактические На заключительном Завершить разговор об овощах можно игрой «Подбери вершки к корешкам»: дети находят части мягких игрушек-овощей, соединяя их липучками Театрализованные Завершение беседы о транспорте в городе я практикую в виде сюжетно-ролевой игры «В автобусе», в которой малыши повторяют правила поведения в общественном транспорте Подвижные Разговор о труде человека осенью со своими воспитанниками я завершаю подвижной игрой на имитацию «Две сестрицы, две руки»: Практические Рисунки, аппликации, поделки Беседу о деревьях родного края со своими воспитанниками мы завершаем рисунком рябины, который выполняется пальчиками

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий