Содержание понятия планирование учебно-воспитательного процесса в детском саду
Чтобы понять, что такое календарно-тематический план, необходимо сделать небольшой теоретический экскурс в суть понятия планирования. Итак, планирование в ДОУ призвано создавать педагогическую модель взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Планирование может быть нескольких видов, отличающихся степенью детализации образовательного процесса, но опирающихся на образовательную программу, по которой работает детский сад.
- для распределения часов по темам на каждый вид деятельности в детском саду (познавательной, социально-коммуникативной, игровой, направленной на физическое развитие и др.) на год, квартал или месяц составляется перспективное планирование;
- для группировки часов по темам на каждый вид деятельности на неделю педагог составляет календарный план;
для распределения различных видов деятельности в рамках изучения одной темы в той или иной образовательной деятельности создаётся календарно-тематический план (например, календарно-тематический план по ознакомлению с окружающей средой, по подготовке к школе и пр.);
- для группировки тем в рамках одного образовательного курса с детализацией видов работы в разной деятельности комплектуется блочное планирование (например, в изучение блока «Космос» на ознакомлении с окружающей средой входят такие темы, как «Планета Земля», «Первый человек в космосе»);
- для указания видов деятельности по разным образовательным направлениям в границах изучения одной темы педагог прописывает комплексно-тематический план;
- перечень видов деятельности для знакомства, отработки и закрепления материала по разным образовательным областям на каждый день включается в ежедневный план — самый детальный вид планирования.
Перечисленные виды плана представляют собой нечто вроде матрёшки, в которой перспективный план является самой крупной игрушкой, более общим, а ежедневный — самой мелкой, наиболее частным. При этом этот самый частный план, то есть педагогическое руководство к действию на каждый день, составляется на основе календарно-тематического, дающего представление и о тематике образовательного процесса, и о его структуре.
Успешность образовательного процесса определяется в том числе и умением педагога грамотно планировать учебно-воспитательную деятельность
Цели и задачи составления календарно-тематического плана в подготовительной группе
Цели календарно-тематического планирования носят обобщённый характер для всех возрастных групп и включают:
- обеспечение реализации образовательной программы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса для повышения уровня развития дошкольников, соответствующего программным требованиям;
- последовательное и систематическое воспитательное воздействие на детей, а также уровень педагогического мастерства педагога, способного проектировать варианты взаимодействия с детьми;
- практическое воплощение различных форм и методов работы с детьми;
- выбор технических средств обучения, подходящих по целям для конкретного вида деятельности.
Задачами календарно-тематического планирования в подготовительной группе является:
- поиск оптимального варианта интеграции образовательных областей в рамках изучения конкретной темы (несмотря на то что для старших дошкольников игровая активность по-прежнему преобладает, акцентными становятся социально-коммуникативная и познавательная области, так как именно они во многом являются определяющими факторами готовности ребёнка к школе);
- подбор методических приёмов с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (так, например, если в группе преобладают дети с высоким уровнем самостоятельности, то в группе словесных приёмов ведущим способом взаимодействия будет беседа, так как она позволяет малышам проявить инициативу);
- формирование условий для обеспечения разных видов взаимодействия всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей);
- возможность оценки результатов учебно-воспитательного процесса не только в рамках конкретного учебного года, но и всего периода прохождения данной ступени образования (педагог имеет возможность последить уровень усложнения материала и приёмов в работе на темах, имеющих сквозной характер, то есть изучаемых в разных аспектах в каждой возрастной группе, например, «Домашние и дикие животные», «Времена года» и др.).
Объекты календарно-тематического плана
В подготовительной группе календарно-тематический план составляется по таким направлениям работы:
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП);
- формирование целостной картины мира (ФЦКМ);
- развитие речи;
- чтение художественной литературы;
- ознакомление с природным окружением (в этот курс включается исследовательская деятельность ребят, которая описывается в графе формы работы по той или иной теме);
- социально-коммуникативное развитие (в некоторых программах эта образовательная область реализуется в целях и задачах непосредственной образовательной деятельности, а отдельным планом не выносится);
- логопедические занятия, в том числе и занятия риторикой (если они предусмотрены программой ДОУ);
- краеведение;
- изобразительное искусство (рисование, декоративно-прикладное искусство);
- культурно-досуговая деятельность (в том числе каникулы и вечера развлечении);
- подготовка к школе (этот вид плана в виде отдельного документа появляется в работе со старшими дошкольниками, до этого элементы включаются в работу по соответствующим образовательным областям);
прогулка.