Научно-методические принципы методов обучения грамоте детей с ОНР
На вопрос: «Каким методом ведется обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями?» в начале статьи был дан ответ — звуковым, аналитико-синтетическим. Следовательно, для овладения малышом грамотой необходимо развивать:
анализ и синтез;
наглядно-образное мышление;
общую и мелкую моторику;
внимание и память.
Составляют предложения по предметной картинке
Упражнения с предметными картинками позволяют увеличить объем зрительной памяти детей с нарушением речи и подтолкнуть развитие собственного монолога малыша.
Дополнительная информация! В процессе составления предложений по предметным картинкам формируются умения анализа и синтеза.
Например: ребенок называет, что изображено на карточке перед ним, а затем логопед просит его назвать первый звук в слове (только что произнесенном малышом).
Упражнения по предупреждению нарушения письменной речи у старших дошкольников с ОНР
В программе предупреждения нарушений письма у старших дошкольников прописываются следующие упражнения:
- на развитие фонематического слуха, анализа и синтеза: различение речевых и неречевых звуков, повторение за педагогом, способность выбрать необходимый звук из названного, составление слов с заданным звуком.
- одновременное ознакомление с буквами, при изучении звуков.
- развитие моторных навыков.
- улучшение способностей ориентирования на бумаге. Выдается лист бумаги и карандаш (при необходимости — детский тренажер, для правильного удержания инструмента в руке). Задания могут быть самыми различными: нарисовать круг в левом нижнем углу листа, квадрат в правом верхнем и т.д.
https://youtube.com/watch?v=AI_w9URUGp0
Предупреждение дисграфии
Дисграфией называют расстройство процессов письма, проявляющееся в нелогичных, систематически повторяющихся ошибках в тех словах, где их, казалось бы, невозможно допускать.
Дополнительная информация! Между устной и письменной детской речью существует тесная взаимосвязь.
Для того, чтобы предупредить возникновение дисграфии, необходимо сформировать:
- навыки различения звуков речи (в том числе и близких по звучанию, например свистящие — шипящие).
- правильное произношение.
- широкий пассивный и активный словарь дошкольника и его зрительно-пространственные представления.
Первое ознакомление с фонетикой и графикой языка
Первое знакомство с фонетикой и формирование основных графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи происходит в несколько этапов.
- Способ называния слов с необходимым звуком. «Назови мне пять слов со звуком ».
- Анализ слова и развитие навыков определения места звука в слове. «Какой первый звук в слове лампа?».
- Первоначальное знакомство с буквой в процессе чтения художественного произведения.
- Пройденный образ закрепляется многочисленным выкладыванием буквы из подручных материалов (счетных палочек, веревочек).
- Методика многократного написания буквы в прописях.
- Использование звукобуквенных схем, где требуется выложить уже знакомые буквы, а остальные назвать по смыслу.
- Те же методы используются для развития слогового и полноценного чтения. На данный момент существует огромное количество пошаговых уроков — от звука к слову — где в одном пособии собран весь комплекс занятий для обучения грамоте ребенка.
Детские занятия чтением
Использование дидактических игр в процессе обучения речевым навыкам
Дидактические обучающие игры — отличный способ занятий со старшими дошкольниками. В данной деятельности присутствуют игровые действия и задачи, а также сюжет и ролевые распределения. Основные виды дидактических игр:
- предметные (мозаика, матрешки, кольца);
- настольные (домино и лото, разрезные картинки, картинки «найди пару», различные лабиринты);
- словесные (народные игры «черное и белое», «краски»;
- сюжетно-ролевые игры (аптека, школа, магазин).
Помимо речевого развития в дидактических играх преследуется цель и познавательного воспитания малышей, улучшения внимания и памяти, пробуждения творческого поведения ребенка.
Дополнительная информация! В книге Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи» подробно описан процесс знакомства старших дошкольников с грамотой, формирование словаря и правильного произношения. Логопедическое пособие включает подробное годовое планирование работы. Книга Каше по подготовке детей с недостатками речи к школе может быть полезна как практикующим логопедам, так и обеспокоенным развитием речи своего малыша родителям.
Эффективная подготовка к школе малыша с речевыми нарушениями
Обучение грамоте происходит в старшем дошкольном возрасте, именуемым «периодом языковой одаренности»
В это время ребенок максимально восприимчив к получению новых знаний, он уже способен удерживать свое внимание длительное время, и впитывает информацию «как губка». Методики обучения грамоте ребенка с речевыми нарушениями направлены не только на развитие навыков письма и чтения, но и на коррекцию звуко-произносительных умений, объема внимания и памяти, наглядно-пространственных представлений