Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Бережное отношение к вещам

Фото: torange.biz

В СССР все было в дефиците. И одежда, и игрушки доставались родителям с усилиями. И было не принято легко и просто что-то испортить или потерять. Книги берегли вообще как зеницу ока, это касалось и своих, и библиотечных, их давали почитать друг другу, но всегда возвращали. Сегодня все по-другому: даже если у семьи небольшой достаток, детям стараются ни в чем не отказывать, чтобы он не был хуже всех в садике или школе. Вещей много, понятия дефицита нет. Редкая мама теперь будет вязать своему чаду свитер, а если и будет, то только потому, что ей этого захотелось, а не потому что она не может его купить.

Система образования и воспитания

В советскую систему образования и воспитания входили ясли, детский сад и школа. Каждое из учреждений претерпевало немало изменений. Что-то осталось неизменным и в сегодняшней России. Советская система образования и воспитания имеет свои плюсы и минусы. Чтобы сделать правильные выводы на будущее, нужно знать, как воспитывали детей в СССР. Кто-то ругает советскую систему, другие — вспоминают с умилением, но равнодушных нет.

Ясли и детский сад

Ясли существовали еще в дореволюционной России, но их было всего 19. Крупный расцвет ясельных групп пришелся на эпоху Советского Союза. Подобные дошкольные учреждения принимали детей от 2 месяцев до 3 лет, поскольку женщина должна была работать. Ясли входили в государственную систему здравоохранения.

Там осуществлялись:

  • присмотр за детьми;
  • работа по охране здоровья;
  • мероприятия по физическому и психическому развитию детей;
  • учебная деятельность.

Ясли имели 4 возрастные группы:

  • груднички до 9 месяцев;
  • ползунки от 9 до 14 месяцев;
  • средняя от 14 до 24 месяцев;
  • старшая от 2 до 3 лет.

С 1959 года в СССР формируются единые дошкольные учреждения — ясли-сады. Перед поступлением в детский сад ребенок проходил врачей и медицинское обследование. В учреждении находился медицинский работник, следящий за здоровьем детей. Детский сад классически подразделялся на семь групп: три ясельные и четыре детсадовские.

Последние делились по возрастному принципу:

  • младшая 3–4 года;
  • средняя 4–5 лет;
  • старшая 5–6 лет;
  • подготовительная 6–7 лет.

Режим и учебная деятельность зависели от возраста. Министерством образования была разработана программа занятий:

  • музыка;
  • рисование;
  • лепка;
  • математика;
  • конструирование;
  • аппликация;
  • знакомство с окружающим миром;
  • физическая подготовка.

Особенностью работы детских садов было то, что все они существовали за счет государства. Мебель, игрушки, книги закупались и обновлялись регулярно. Родители лишь частично компенсировали оплату питания в зависимости от доходов семьи. Малообеспеченные и многодетные семьи освобождались от оплаты.

Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания

Всыпать ремня ребенку в СССР считалось нормой 

Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.

Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.

От рождения до 5 лет

В этот период в малыше закладываются основные черты характера и нравственного поведения, уровень активности и любознательности, а также проявляется первый интерес к жизни. И всё это зависит от его окружения (семьи).

В этом возрасте не стоит запрещать и наказывать, попробуйте вариант отвлечения внимания. Если вы заметили, что малыш хочет сделать что-то опасное, не кричите, попробуйте сделать напуганное лицо или резко (но не громко) издайте испуганный возглас.

Эти 10 признаков указывают, что у мамы сильный стресс и она скоро сорвется

Малыш быстрее поймёт такое объяснение, эмоциональное. До 5 лет постарайтесь исключить запреты и крики, не подавляйте малыша. Иначе вы рискуете на всю жизнь подавить в нём активность и целеустремлённость.

В этом возрасте малыши копируют поведение взрослых, поэтому не стоит требовать от ребёнка не делать того, к чему сами привыкли.

«Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»

Чем кормить ребенка? Этот актуальный вопрос в советское время решался просто. Большинство продуктов были хорошего качества, без вредных красителей и вкусовых добавок. Особых деликатесов на прилавках магазинов не имелось, покупались в основном самые элементарные продукты: хлеб, батон, молоко, яйца, мука, крупы, овощи. Ели много рыбы (она была дешевая), с мясом было сложнее. Колбасы выпускалось всего несколько сортов, ее доставали к праздникам, так как в свободной продаже почти не было. Еда была очень простая, ребята всегда ели с аппетитом.

Заглянем в современный супермаркет. Полки ломятся от обилия продуктов, но попробуйте накормить ими детей. Обычный суп или макароны они есть вряд ли будут. Их вкус испорчен чипсами, йогуртами, колой и прочей «химией». Состав колбасы и сосисок страшно себе представить. Молоко, мясо, птица – все содержит вредные вещества. А отсюда берут истоки аллергия, астма, экзема и прочие заболевания.

Павлик Морозок как идеал

Идеалом для пионеров 30-х годов был Павлик Морозов. 9-летних детей воспитывали на примере героя-стукача. Павлик Морозов сдал родного отца-кулака в ОГПУ — за сокрытие хлеба. За что и поплатился — его зарезали товарищи отца.

Поэтому пионеры должны были быть всегда готовы доносить в органы. Даже на родителей. Чтобы ни один классовый враг не имел даже шанса.

До 1954 года в СССР прочно существовал культ павших пионеров-героев. Еще 50 лет назад эти имена гремели на всю одну шестую земной суши — Володя Дубинин, Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик. Пионеры-партизаны, пионеры-сыновья полка, пионеры, которые отдали жизнь за Родину.

Из Советского Союза пионерская организация стремительно распространилась по всему миру. Аналогичные молодежные объединения, кроме советских республик, существовали в 36-ти странах — преимущественно соцлагеря, и тех, которые находились в сфере интересов СССР.

На расстоянии выстрела

Сталин гуляет по Москве в конце 1920-х годов – G. Petrusov/Slava Katamidze Collection/Getty Images

16 ноября 1931 года Генеральный секретарь Центрального комитета Всесоюзной Коммунистической партии большевиков прогуливался по одной из московских улиц, когда к нему быстрым шагом направился какой-то человек и попытался выхватить револьвер. От неминуемой гибели Сталина спасла не его непосредственная охрана, а внезапно оказавшийся рядом посторонний сотрудник службы государственной безопасности ОГПУ. Он схватил нападавшего за руку и сбил его с ног.

Преступником оказался некий Леонид Огарев (также известный под фамилиями Платонов и Петин) — бывший белогвардейский офицер, член эмигрантской организации Русский общевоинский союз и к тому же агент британской разведки. Незадолго до этих событий он прибыл в Москву и с тех пор находился под колпаком у ОГПУ.

Сталин в сопровождении охраны в Москве в конце 1920-х годов – Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Агент занимался в столице сбором разведданных, когда случайно увидел среди прохожих советского вождя. Воспользоваться представившимся шансом, однако, ему не позволил следивший за ним сотрудник спецслужб. В скором времени Огарев был осужден за терроризм и шпионаж и казнен.

Покушение вызвало переполох в руководстве страны. Члены правительства распорядились усилить охрану вождя и совместно подписали резолюцию: «Пешее хождение товарища Сталина по Москве надо прекратить».

Что изменилось

К сожалению, мы вынуждены принять тот факт, что проблем с успеваемостью, состоянием здоровья, поведением молодого поколения значительно прибавилось. Известно, что воспитание в большинстве своем зависит от семьи, в которой малыш растет. В Советском Союзе это была настоящая ячейка общества, обособленный элемент со своим укладом.

Конечно, не все семьи идеальны, но, если возникали какие-либо проблемы, поднимались всем миром и старались помочь. В современной России люди разводятся больше, чем регистрируют браки, растет число неполных семей. А страдают от этого, в первую очередь, дети. Им просто не у кого брать пример, что мужчина должен быть сильным, а женщина – верной опорой во всех начинаниях. Сегодня зачастую бывает с точностью да наоборот. Мужчина как таковой уже не защитник, не пример для подражания – он просто папа. Мальчикам с детства не прививается самостоятельность и умение держать слово. А девочкам – не преподносится женственность и желание в будущем стать хорошей матерью.

Детские сады

Каким было воспитание в советское время в детских садах? Они тоже потеряли свои позиции. В СССР дошкольное образование считалось единым, имело определенные стандарты обучения. Сейчас кто-то посещает государственные детские сады, кто-то – частные. Некоторые семьи предпочитают воспитывать ребенка дома (обосабливаясь от общества). Если в Советском Союзе профессия «воспитатель» была крайне почетной, то в современной России квалифицированных специалистов осталось мало. Да и идти в эту специальность людям остается только по зову сердца, ведь зарплаты предлагаются смешные.

Раньше каждый человек был товарищем, детишкам объясняли, что важно проявлять трудолюбие, дисциплинированность, любовь к близким, уважение к старшим. Повсюду висели лозунги с соответствующими наставлениями. Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности

Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь

Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности. Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь.

Изменилась и система физического воспитания детей. Советскому Союзу нужны были сильные, здоровые, работящие руки. Работало множество фабрик, заводов, колхозов, где необходимо много трудиться. В школах было много снарядов (кольца, брусья, перекладины), на которых занимались все. Конечно, достаточно времени уделялось и играм (футбол, баскетбол, волейбол). Сейчас тоже можно отдать ребенка в спортивную секцию. Но их не так много, и профессионализм тренеров не всегда достаточно высокий. Но на уроках не так строго спрашивают, не следят за выполнением нормативов. Отпускают домой с немного недолеченным насморком. О какой силе духа тут может идти речь?!

Разумеется, в любой системе есть свои положительные и отрицательные стороны. Возможно, когда-нибудь мы сможем вернуться к прошлому, советскому периоду воспитания, ведь он был далеко не плохой. А, быть может, спустя годы сегодняшняя система нам покажется идеальной. Кто знает, кто знает…

Особенности семейного быта

Советская семья рассматривалась как ячейка социалистического общества. Общественные организации могли бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь. Женщина работала наравне с мужчиной. Едва родившись, ребенок попадал в ясли. Именно в тот период были организованы общественные столовые, прачечные — только бы не отвлекать женщину от строительства коммунизма.

Только после смерти Сталина значительно изменилось отношение к семье в лучшую сторону:

  • матерям разрешалось уходить в декретный отпуск с 8 месяцев;
  • разрешалось находиться с малышом до 1 года;
  • стали выплачивать пособия по беременности и родам;
  • строили новые детские сады и школы.

В Советском союзе царила эпоха дефицита товаров. Приобрести необходимые предметы быта было неслыханным счастьем. Мебель, бытовая техника, посуда, игрушки, продукты питания — все доставалось великим трудом. Но все товары отличались отменным качеством.

Автомобиль считался роскошью. Очереди на получение транспортного средства отстаивали годами. Зато большинство предприятий выдавало своим сотрудникам бесплатное жилье.

Как правило, советские дети очень много читали, выполняя завет Ленина «учиться, учиться и еще раз учиться». Детская литература находилась на высочайшем уровне — Носов, Чуковский, Драгунский, Успенский, Маршак, Барто — список можно продолжать до бесконечности.

Правило 4: Общаться с детьми

От живого общения зависит развитие ребенка. Конечно, легче всего разрешить ему часами сидеть у телевизора или компьютера. Ребенок смотрит мультфильм, а мама в это время «сидит» в соцсетях. Привычная картинка, не правда ли? А если родители смотрят что-то интересное, то подошедшего с вопросом малыша быстро отправляют гулять с игрушками, чтобы не мешал.

Так постепенно дети отвыкают от общения с родителями. Когда через некоторое время маме захочется пообщаться с повзрослевшей дочерью или сыном, узнать, что происходит в их жизни, с большой вероятностью она услышит в ответ, чтобы не мешала играть в игру или смотреть фильм.

На Сталина с гранатометом

Лидия Шилова и Петр Таврин

Лучше всего к покушению на «отца народов» был подготовлен агент немецкой разведки Петр Таврин (настоящая фамилия — Шило). Для убийства Сталина его снабдили пистолетами с комплектом отравленных и разрывных пуль, а также портативным гранатометом «панцеркнаке». Крепившийся на руку, он на дистанции до 300 метров пробивал бронетехнику с толщиной брони до 40 мм.

Командир пулеметной роты Таврин перебежал к немцам в мае 1942 года (по другим данным — попал в плен). Готовый сотрудничать с нацистами, он был взят в обработку разведцентром «Цеппелин» и прошел специальную подготовку под контролем немецкого диверсанта номер один Отто Скорцени.

«В беседе Скорцени объяснял мне, какими личными качествами должен обладать террорист», — сообщил Таврин советским офицерам государственной безопасности в ходе допроса: «По ходу разговора он рассказывал о деталях организованного им похищения Муссолини. Скорцени заявил мне, что если я хочу остаться живым, то должен действовать решительно и смело и не бояться смерти, так как малейшее колебание и трусость могут меня погубить… Весь этот разговор сводился к тому, чтобы доказать мне, что осуществление террористических актов в отношении специально охраняемых лиц вполне реально, что для этого требуется только личная храбрость и решительность и что при этом человек, действующий в операции, может остаться живым и стать “таким же героем”, каким стал он».

Немецкий транспортный самолет Арадо Ar 232

Таврина снабдили несколькими комплектами воинских документов и отобранными у военнопленных наградами, включая звезду Героя Советского Союза. Он должен был проникнуть в Москву в качестве майора контрразведки СМЕРШ, но в столице легализоваться в качестве офицера Красной Армии, находящегося в отпуске по ранению.

Заводя полезные знакомства, диверсант планировал определить места пребывания руководителей советского государства и маршруты движения правительственных машин. Лучшим вариантом для «Героя Советского Союза» было попасть на торжественное мероприятие в Кремле и оказаться в непосредственной близости от Сталина. Допускалось также подорвать его автомобиль на улице с помощью гранатомета.

Однако все получилось совсем не так, как рассчитывали в Берлине. Ночью 5 сентября 1944 года транспортный самолет Арадо Ar 232 с группой диверсантов, включавшей Таврина и его радистку (а по совместительству и жену) Лидию Шилову, подбили советские ПВО над Смоленской областью.

Таврин после задержания – НКВД СССР

Благополучно выбравшись из совершившего жесткую посадку самолета, диверсанты пытались как можно скорее покинуть опасный район, но вскоре почти все они были задержаны сотрудниками госбезопасности.

После допросов семейную пару привлекли к операции «Туман» — радиоигре, которую против немцев затеяли советские контрразведчики. Вплоть до апреля 1945 года Таврин выходил на связь со своим начальством в Третьем рейхе, убеждая его, что активно работает над выполнением своей задачи. В ходе операции удалось нейтрализовать еще несколько заброшенных на территорию СССР диверсионных групп.

После окончания войны Петру Таврину и Лидии Шиловой были предъявлены обвинения в измене родине и в совершении террористических актов против советской власти. В 1952 году они были расстреляны.

Пионеры-спартаковцы

Вдохновителями для коммунистов, как ни странно, стали враждебные буржуазные элементы — скауты. От них пионеры переняли практически все, только несколько видоизменив — форму одежды, лозунги, структуру организации.

Матерью-основательницей стала жена Ленина — Крупская, которая в начале 1922 года предложила создать собственную молодежную организацию.

Интересно, что до 1926 года всесоюзная пионерская организация носила имя Спартака. И только в 1926 году, через два года после смерти Ленина, получила его имя.

Воспитывали пионеров в духе коммунистических идеалов

Большое внимание уделяли также и физической подготовке — закалке, силовым упражнениям, многодневным походам. Лейтмотив — жертвенность и помощь

Детей с детства учили к самопожертвованию, быть готовыми прийти на помощь при любых обстоятельствах, и, конечно, отдать жизнь за коммунистические идеалы.

Второй этап (от 5 до 10 лет)

В этом возрасте малыш учиться подчиняться, и знакомится с жизненными правилами. Он становится более коммуникабельным, не боится знакомиться с незнакомцами. Он учиться понимать реакцию людей на его поведение, стремится к положительным эмоциям и избегает отрицательного отношения.

Развивается его логика, интеллект, мышление. Не бойтесь давать ребёнку новые знания, ставьте перед ним интересные задачи и объясняйте всё, о чём он вас спрашивает.

Рейтинг: от мужчин каких профессий легче забеременеть

Начиная с 5 летнего возраста, переставайте сюсюкать с детьми. Иначе вы можете вырастить инфантильную личность, неспособную к труду.

Самостоятельность

Да, многие согласятся с тем, что в СССР в детях старались сформировать самостоятельность. Предполагалось, что мама и папа на работе, няня — это не по-советски, а бабушки есть не у всех и многие тоже работают. Поэтому ребенку нужно было разбираться с бытом, делать уроки и ходить в кружки самому. В большинстве советских семей младший школьник уже мог самостоятельно передвигаться по своему району, на целый день оставаться дома и разогреть себе обед. Нынешние реалии таковы, что родителей могут наказать за оставление ребенка в опасности — эта страшная формулировка относится и к тому, что чадо осталось в одиночестве в родных стенах на несколько часов. Также считается совершенно нормальным, что мама не бежит с утра на работу — трудится дома или вообще не заботится о том, как принести в дом деньги. Отсюда — инфантильность современных детей, привычка, что за них все сделают взрослые, а самостоятельность — прямой путь к проблемам.

Особенности воспитания

Главной целью советской школы было воспитать полезного члена общества. В итоге человек должен стать жизнерадостным, здоровым, работоспособным, борцом за общественные идеалы, умелым строителем коммунистического общества. Государство берет на себя обязательство не только обучать подрастающее поколение, но и воспитать.

По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким гонениям.

В целом особенности воспитательного процесса сводились к следующему:

  • социализация или воспитание в коллективе;
  • физическая выносливость и забота о здоровье;
  • развитие таких качеств, как гуманность, дружелюбие, помощь пожилым и младшим, жертвенность;
  • научение трудовым умениям и навыкам.

Человек воспринимался как часть единой системы. Понятия о развитии личности, гибкости мышления, раскрытии творческого потенциала практически отсутствовало. Любое отступление от идеологии или нравственных норм строго порицалось со стороны общества.

Несмотря на сложные времена государство отличалось стабильностью. С раннего детства ребенок знал, кем хочет стать. Получив профессиональное или высшее образование, человек мог всю жизнь отработать на одном месте.

Интим – неприлично и стыдно

В СССР не говорили об интиме с детьми 

В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать. Темы инфекций, передающихся половым путем, и контрацепции вообще не поднимались. Отсутствие знаний вызывало неуверенность и страх, устранить которые самостоятельно практически невозможно. Сегодня психологи доказали, что такой подход неверен, а раннее половое воспитание необходимо современным детям.

Раннее половое воспитание необходимо подросткам 

Приучение к труду – неотъемлемая часть воспитания

Трудовое воспитание в школе и дома ставилось во главу угла. Дети приобретали необходимые навыки на специальных уроках труда, где девочек учили шить, вышивать, готовить, а мальчиков – основам столярного и плотницкого дела. В старших классах учащиеся посещали УПК (учебно-производственные комбинаты), где знакомились с основами будущих профессий: машинистки, медсестры, слесаря, электрика, водителя и пр. Ученики дежурили по классу: мыли доску, проводили влажную уборку на большой перемене, после уроков мыли пол. Один раз в четверть устраивались генеральные уборки с мытьем парт, стен, дверей. Летом школьники проходили практику: работали на пришкольных участках, участвовали в ремонте помещений. В школе воспитывалось уважение к людям труда.

Третий этап (с 10 до 15 лет)

В этот период стоит воспринимать ребёнка как полноправного члена семьи, с которым можно советоваться, спрашивать его мнение. Дайте ребёнку проявить самостоятельность и обязательно поощряйте инициативность.

Не стоит давать прямых запретов, лучше объясните, чем грозит такое поведение или поступок. Расскажите о последствиях.

Не стоит чрезмерно опекать детей, ведь они уже выросли. Конечно, если хотите получить неуверенного и зависимого от мнения других (авторитетных) людей ребёнка, тогда сюсюкайтесь и опекайте.

В этом возрасте у ребёнка формируется независимость мышления. Относитесь к нему как к равному, но давайте понять, что у вас есть чему поучиться. Подсказывайте, советуйте, но не навязывайте своё мнение и волю.

19 жизненных советов для пап девочек

Вместо заключения

Как видите, большое значение играло не только желание родителей приучить ребенка к труду, а еще и социальный статус, и положение родителей. В бедных семьях детям приходилось много работать по хозяйству, все делать самостоятельно. Так было 100 лет назад, ничего не поменялось и сегодня. А в богатых семьях и тогда дети были неженками и белоручками. Девочки занимались рукоделием, учились танцевать.

Играют роль и меняющиеся условия жизни. Живя в деревне, дети должны были уметь многое делать своими руками. Городские условия сильно отличаются. Здесь нет необходимости колоть дрова, таскать воду из колодца, учиться ходить за скотиной. Кроме того, сегодня одежду уже практически все покупают в магазинах, а не изготавливают сами.

Но это вовсе не говорит о том, что современные дети могут лежать на диване. Они должны учиться ухаживать за своей одеждой, помогать готовить еду, ходить в магазин. У них намного больше нагрузки в школе, в спортивных секциях, чем это было раньше в деревнях.

Необходимо соблюдать строгий режим

Еще с младенчества детей приучали есть по часам, спать по часам, гулять по часам. Между кормлениями не поощрялось давать лакомства: конфетами и пирожными угощали лишь в исключительных случаях. Медицинские работники контролировали молодых матерей, соблюдается ли режим дня ребенка, соответствует ли его прибавка в весе установленным нормам.

Режим питания строго соблюдался в детских дошкольных учреждениях, школах, пионерских лагерях. Вспомните фильм Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где медсестра каждую неделю проверяла вес пионеров, отдыхавших в лагере, а потом на счетной машинке выводила общий результат. Считалось, что чем больше поправляется ребенок, тем здоровее будет. Для школьников выпускались специальные бланки, где по часам и минутам предлагалось расписать свой режим дня.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий