Заведите домашнего питомца
Заботясь о четвероногом друге, ребенок становится более ответственным и самостоятельным. А также учится сопереживать и заботится об окружающей среде. Какого питомца лучше завести ребенку в квартире читайте здесь.
8. Заинтересуйте
Чтобы ребенок проявлял самостоятельность и ответственность в различных жизненных ситуациях, это ему должно быть интересно. То есть, любой новый опыт он должен воспринимать с настроением «Интересно! Я тоже хочу попробовать!»
⠀
Например, многие ученики Kidskey самостоятельно следят за временем начала уроков, с удовольствием занимаются и выполняют домашние задания, пока родители заняты своими делами. Да, представьте, и это дети от 4 лет. А все потому, что им интересно. Ведь процесс обучения проходит в игре.
Поэтому когда ребенок не хочет чего-то делать, просто переведите задание в игру. Не хочет складывать игрушки? Скажите, что приближается акула и все пассажиры должны вылезти из воды на борт. А борт – это контейнер для игрушек.
⠀
Правда, каждый раз придется придумывать что-то новое, так как детям быстро все надоедает, но ничего, заодно потренируете воображение.
⠀
Подводя итоги, хотим сказать – лучшее наследство, которое мы можем передать своим детям –это модель счастливой жизни, которая строится изо дня в день. В основе этой модели счастливые осознанные родители и гармоничные отношения в семье, где о ребенке не только заботятся, но и видят в нем личность.
⠀
Поэтому расслабьтесь и позвольте своему чаду пробовать и ошибаться и тогда, по мере взросления, он будет легко понимать себя и определяться с выбором.
⠀
Какая поддержка нужна ребенку?
Главная поддержка родителей в том, чтобы научиться доверять своему маленькому сокровищу. Попробуйте совместить свое знание о том, что он маленький, с желанием дать ему полную свободу, иначе он не сможет уйти от вашей опеки. Если постоянно следить за действиями крохи, и при этом останавливать его фразами, типа: «Не лезь туда, у тебя не получится» или «Ты не сможешь, ты еще маленький», у него действительно ничего не получится. Грамотно подвести малыша к свободе действий помогут такие слова, как: «Пробуй, сынок, у тебя все получится!» или «Будь осторожен!», «Я буду рядом, если надо помочь!».
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: советы психолога: что делать, если подросток не хочет учиться?
Важен и родительский авторитет, когда он проявляется не в авторитарности, а в обучение ребенка на собственном примере. Детям младшего возраста надо не приказывать и запрещать, а показывать, как правильно, как удобно. Регулярные запреты и требования по беспрекословному подчинению вашей воле могут развить в маленьком человечке ощущение собственной беспомощности. Печально будет выглядеть картина, когда 10-летний сын не сможет даже велосипед вынести на улицу. Старайтесь привить у детей твердую веру в себя.
Когда начинать развитие самостоятельности у ребенка?
Известный ученый М. Монтессори в своих трудах по педагогике определяет самостоятельность человека как его биологическое качество, а значит, врожденное. Получается, что развитие самостоятельности начинается с рождения. Начиная от удерживания головы в вертикальном положении и продолжая формированием различных навыков, малыш каждый день преодолевает ступеньки, ведущие его к самостоятельному образу жизни.
В каждый период жизни идет воспитание самостоятельности у детей. Полуторагодовалый малыш бежит помочь маме подмести пол, хватает у папы молоток, чтобы помочь ему забить гвоздь. Хотите увидеть перед собой самостоятельного человечка, разрешите ему помогать вам, не губите проявленную им инициативу на корню. Подрастая, ваш сын или дочка расширят свои активные попытки выполнить что-то вместе с вами или, заменив вас, и каждый их поступок будет способствовать развитию самостоятельности у ребенка.
Объясняя крохе, зачем вы производите то или иное действие, вы разовьете в нем и такую важную черту характера, как целеустремленность. Подметая полы, он будет знать, что делает это для того, чтобы они были чистыми. Так, изо дня в день, подрастая и осваивая новые умения, малыш учится принимать собственные решения, выполнять и отвечать за них, что и означает формирование самостоятельности в ребенке.
Что может делать ребенок самостоятельно в возрасте 3-7 лет?
Ребенок 3 лет — сформировавшаяся личность, имеющая свой характер, привычки, жизненные принципы. Поэтому его навыки уже вполне обширные. Однако, в нем только начинает проявляться желание самостоятельности.
Так как дети в возрасте от трех лет равняются на родителей, старайтесь на своем примере показать как и что необходимо делать правильно.
Но есть то, что для ребенка этого возраста сделать самостоятельно не составит труда:
- самостоятельно раздеться: снять шапку, обувь, носки и другие предметы гардероба не имеющие сложных застежек;
- самостоятельно помыть руки, сходить в туалет;
- пусть не уверенно, но пользоваться столовыми приборами, пить из чашки;
- занять себя, если взрослые заняты;
- рассказать о прошедшем дне.
Также характерно для этого возраста — стремление участвовать в домашних делах:
Начиная с 3 лет ребенку интересно помочь маме с уборкой, однако что-то у него еще не будет получаться также хорошо. Не стоит ругать за это, либо сразу переделывать. В последствии помощи можно не дождаться.
Начиная с 4 лет ребенка сложно перевоспитать, так как у него уже сформирована модель поведения, есть свои привычки. В этом возрасте ребенок уже умеет анализировать и четко понимает, если не сделать что-то самостоятельно — это сделают за него взрослые. Поэтому, если вопрос самостоятельности стал только сейчас, стоит запастись терпением.
С четырех лет ребенок должен уметь самостоятельно:
- кушать;
- следить за своей гигиеной;
- самостоятельно играть;
- ходить в туалет;
- выполнять поставленные задачи и принимать важные для него решения;
- самостоятельно находить себе занятие, если взрослые заняты.
Также в этом возрасте дети стремятся активно участвовать в домашних делах:
Дети могут постирать вещи в тазу.
Заинтересованному ребенку интересно помочь в саду.
Либо самостоятельно полить цветы.
В возрасте от 4 старше ребенку можно поручить уборку его комнаты.
Не составит труда заинтересовать трехлетнего ребенка на кухне. Так, он с легкостью справиться с раскатыванием кружков под вареники, либо выдавливанием печенья формочками.
Дети старше 6 лет должны иметь четкое представление своего расписания. Также следует проследить, чтобы ребенок не только знал свои обязанности, но и выполнял их.
Как помочь ребенку в этом возрасте не растерять инициативность и простимулировать взлелеянную самостоятельность?
- Составьте с ребенком вместе гибкий график для домашних дел, уроков и собственного времени на удовольствия. Позвольте ему жить по этому графику самостоятельно.
- Начиная со 2-го класса, прекращайте жестко контролировать сделанные уроки и собирать за ребенка ранец на завтра. Пару раз получит двойку за забытую тетрадь и научится собирать рюкзак с вечера сам. Та же история с домашним заданием. Если двойки за несделанные уроки ребенка не пугают, можно включать строгую маму – пригрозите вернуть его под свой жесткий контроль, если не начнет делать уроки ответственно.
- Всегда будьте готовы помочь. Не нравоучениями, а способностью выслушать и помочь реально. Отмахиваться от проблем ребенка нельзя – именно сейчас они у него самые важные в мире. Особенно, для вас, если вы хотите, чтобы ребенок с вами считался, уважал и приходил советоваться, как к другу.
- Ничего не заставляйте делать. Просто дайте понять, что в этом мире просто так ничего не падает на голову, и чтобы хорошо отдохнуть, нужно поработать.
- Позволяйте чаду решать – что надеть, какой пастой чистить зубы, сколько купаться в ванной, и с какими обложками выбирать тетради.
- Чаще давайте взрослые поручения, которые окрыляют ребенка – «о, родители уже считают меня взрослым». Например, сбегать за хлебом (если не нужно переходить дорогу, и если вы не живете в сильно криминальном районе).
- Закрепите за ребенком его собственные домашние обязанности. Например, папа выносит мусор, мама готовит, а ребенок накрывает на стол и пылесосит в квартире.
- Не пытайтесь уберечь ребенка от проблем. Ребенок должен сталкиваться с ними лицом к лицу, иначе никогда не научится их решать.
- Снижайте накал своей гиперопеки. Уже пора. Прекращайте хвататься за сердце, когда ребенок сам наливает себе чай или стоит у открытого окна.
Табу при воспитании самостоятельности у ребенка
Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:
Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их
В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.
Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.
Самостоятельность: суть и главные составляющие
Что же такое самостоятельность? Если говорить о детях, то многие расценивают это качество как способность обслуживать себя самостоятельно, удовлетворять базовые естественные потребности, делать что-то без помощи со стороны взрослых, а также умение занимать себя. Но на самом деле понятие более обширное, и оно включает несколько составляющих:
- Инициативность. Это способность действовать не по чьим-то указаниям, а по собственной инициативе. Ребёнок должен осознавать необходимость участия в событиях или делах, не дожидаться просьб или принуждения.
- Уверенность в себе. Это не только самооценка, но и способность оценивать свои возможности и силы адекватно. Самостоятельный и осознанно мыслящий ребёнок не будет пытаться осуществить невозможное, например, передвинуть тяжёлый диван.
- Ответственность. Эта составляющая крайне важна, и она охватывает несколько аспектов: понимание последствий собственных действий, способность исправлять ошибки, готовность исполнять обязанности и выполнять данные обещания. Сюда же можно включить и понимание того, что результаты (достижение целей, успехи) зависят от самого ребёнка, а не от окружающих людей или обстоятельств.
- Способность принимать решения, причём не спонтанно, а обдуманно, анализируя ситуации и продумывая их возможные исходы.
- Умение ставить реальные цели и достигать их, пусть постепенно и поэтапно.
- Способность действовать сознательно при известных требованиях или определённых условиях. Пример: мама или папа дал задание и установил временные ограничения. Ребёнок должен не только выполнять просьбу, но и понимать, что медлить и лениться не стоит.
- Самоконтроль, самостоятельная оценка результатов деятельности. Ребёнок, делая дело, не должен отвлекаться или переключаться на что-то другое. Также он может проверить себя и исправить ошибки, которые были допущены.
- Способность использовать алгоритмы – переносить хорошо знакомые последовательности действий на новые обстоятельства.
Такие качества есть даже не у каждого взрослого. И главная проблема часто заключается именно в том, что мама или папа просто не понимает, как именно действовать, так как и сам не способен на то, что описано выше. Но если разобраться во всём, задача станет решаемой.
Что следует знать о самостоятельности ребенка?
С первой частью всё довольно просто, так как при любом раскладе рано или поздно малыш научится держать ложку и застегивать пуговицы, но, думаю, будет нелишним, если мы немного поможем ему в этом.
В каждом изначально заложено это стремление быть самостоятельным. Сначала малыш хочет научится ходить, затем сам пробует держать ложку и пытается подражать родителям, добравшись до веника или тряпки. Причем его этому никто не учит, это его желания и его собственные стремления. Особо активно это проявляется у малышей 2–3 лет. Наша с вами задача не отбить это желание, а дать возможность проявлять эту самостоятельность и дальше.
Например, малыш пытается надеть штанишки, вывернутые наизнанку. Конечно, у родителя возникает непреодолимое желание помочь. Как правило, оно выливается в то, что мы сами одеваем ребенка, тем самым убивая в малыше желание сделать это самостоятельно.
Что такое ответственность и как она связана с самостоятельностью
В самом общем смысле ответственность понимается как способность индивида к признанию и принятию последствий добровольно выполненного действия. С этим понятием часто связывают и самостоятельность, которая хоть и близка по значению к ответственности, но всё же имеет существенные отличия.
Детскую самостоятельность можно описать двумя словами: «я сам». Это способность малыша или подростка действовать без вмешательства и активной поддержки взрослого. Ответственность же описывается другими словами: «я сделаю». Проще говоря, ребёнок соблюдает договорённость и делает самостоятельно то, что обещал сделать.
Если смотреть на примерах, то выполнение домашнего задания без маминой помощи – это самостоятельность. А когда ребёнок вспомнил об уроках и выполнил без понуканий и с чистой совестью – это ответственность. Интересно, что не всегда самостоятельные дети ответственны, а ответственные дети самостоятельны.
Что касается хронологического порядка, то сначала появляется самостоятельность, а ответственность развивается уже на её базе. Самостоятельным бывает и младший дошкольник, которые своими силами проводит уборку, одевается, ест ложкой. А вот ответственными бывают обычно подростки, и то при должном воспитании.
Важно понимать, что проще воспитать самостоятельного, а не ответственного ребёнка. Самостоятельность формируется на основе навыков, приобретаемых малышом по мере взросления
Умение отвечать за свои поступки – более сложный психологический феномен. И не каждый взрослый человек способен справиться с этой «моральной ношей».
Учим финансовой грамотности
В школах есть столовые, в секциях тоже бывают буфеты или хотя бы автоматы с едой. А уж если ребёнок гуляет на улице и выходит из дома, то ему тем более могут понадобиться деньги на свои нужды.
Карманные деньги — прямой путь к тому, чтобы научиться обращаться с финансами. Некоторые родители предпочитают давать фиксированную сумму наличных в месяц, другие заводят специальную детскую карту. А иногда родственники и друзья семьи дарят на праздники наличные. Так или иначе, это отличная возможность научиться копить, экономить, а также решать свои бытовые вопросы
Поэтому и здесь важно объяснить и натренировать хотя бы базовые принципы
Финансовая грамотность, серия 1: как научить ребёнка до 15 лет обращаться с деньгами
Чем раньше вы научите ребёнка грамотно тратить и зарабатывать первые деньги, тем меньше финансовых глупостей он совершит.
И напоследок напомним цитату французского прозаика и драматурга Эрнеста Легуве: «Одна из наших главных задач родителей — научить ребёнка хорошо справляться без нас». Сразу успокоим особенно впечатлительных читателей: воспитать самостоятельность — это одна из главных задач, но не единственная. И в этом вам помогут проверенные приёмы из этой статьи.
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?
Если родители школьника не хотят пройти повторный школьный курс, стоит позаботиться о самостоятельном выполнении домашних уроков ребенком.
Дети младших классов еще недостаточно организованы. Поэтому задача родителя объяснить ребенку распорядок дня, рассказав какое время отведено урокам, а какое отдыху. Придя со школы ребенку необходим отдых. В младших классах нужно соблюдать время обучения и время отдыха. Позанимавшись 25 минут, позвольте школьнику немного отвлечься.
Расставьте приоритеты с самого начала
Объясните важность процесса обучения, и соблюдайте сказанное сами. Не стоит отвлекать ребенка от выполнения задания, делая что-то в его комнате
Лучше оставить это на вечер.
Не стоит пугать ребенка наказанием за невыполнение задачи, ставить временные рамки. Лучше постарайтесь выяснить причину того, почему у него не получается решить ее самостоятельно. Стоит учесть, что непосредственное ваше присутствие в момент выполнения уроков уместно только в первом классе. Последующие годы требуют вашего вмешательства исключительно по просьбе.
Заметив, что ребенок слишком быстро делает домашние задания следует проконтролировать правильность их выполнения. Возможно он просто спешит погулять с друзьями.
Планируя отдых ребенка, не путайте ваши предпочтения с его желаниями. В младших классах, школьнику сложно перестроиться от беззаботной жизни к школьным правилам и необходимости делать уроки. Он чувствует определенную перегруженность. Поэтому, ведя его на шахматы, хоккей, рисование, либо в музыкальную школу, стоит задуматься о том, будет ли это отдыхом для вашего ребенка? Либо это будет продолжением обучающего процесса?
Запомните, уместная похвала также хороша в учебе. Хвалите школьника почаще и ему будет приятно делать уроки самому. И наоборот. Не слишком ругайте ребенка за принесенную в дневнике двойку. Это может усилить негативное отношение к учебе в целом.
Освободить от контроля — позволить делать выбор
Родители — нервные и утомленные люди. По всей видимости, тревога заставляет нас постоянно проверять, сделан ли английский, что там с математикой и приготовила ли дочь себе одежду на завтра.
Но тотальный контроль — штука вредная. Вот, например, современные теории мотивации пришли к тому, что в основе желания действовать лежат три кита:
- автономия: ощущение, что ты сам решил сделать уроки
- компетентность: чувство, что я мастер 80 левела по уборке гостиной
- потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Васей друг другу доверяем, с него две фотожабы про коронавирус, и с меня две
Кроме того, исследования подтверждают, что чем больше человека давят проверками, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.
В итоге важно то, как мы ощущаем себя в мире: есть ли у нас чувство «я могу, я силен», есть ли свобода действовать без ежеминутной проверки, есть ли люди, которым мы можем предъявить результат. А взрослые могут этому способствовать — для начала хотя бы создав видимость желаемого: «Леночка, вижу ты сама взялась собирать робота
Ну да, ты в этом спец. Давай потом устроим выставку твоих роботов? Все-все, не мешаю…»
С какого возраста следует развивать самостоятельность
Далеко не все родители спешат приучать своего ребенка к самостоятельности. У каждой мамы сразу же оказывается множество причин этого не делать:
- Страх потерять свой авторитет в глазах ребенка.
- Желание контролировать его и доминировать над ним.
- Недоверие к возможностям маленького человека.
- Самоутверждение за счет сверхопеки и чрезмерной заботы.
- Своеобразные представления о дисциплине и послушании.
- Нежелание прилагать усилия и создавать себе лишние проблемы.
Таких внутренних побуждений можно найти достаточное количество. И если в семье возникает проблема пассивности, чрезмерной пугливости ребенка, его неумения принимать решения, родителям необходимо искать причину, по которой они сами не пытались поддержать в своем малыше природное стремление к познанию мира и самостоятельным действиям. Безусловно, характер у детей разные. Но это делает процесс воспитания пытливости и независимости индивидуальным, подходящим для конкретного маленького человека. Но никак не оправдывает бездействия и потакания «капризам» не только малыша, но и его родителей.
Довольно часто, описывая лень, пассивность и несамостоятельность своего чада, мама говорит: «он у меня такой, ничего не сделаешь». Но так ли это? Вряд ли найдется ребенок, который не научился самостоятельно ходить, есть ложкой, надевать рубашку или обувь. Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить тот момент, когда человечек начинает проявлять инициативу. Он учится совершать определенные действия, переворачивается на животик, ползет, хватает различные предметы. И делает это усердно и увлеченно. Все это проявления стремления к познанию окружающего мира и своих возможностей. И это заложено в каждом, независимо от характера. Проявляются эти врожденные качества уже на первом году жизни человека.
Если этот момент будет использован родителями для первых уроков самостоятельности, то дальнейшие проблемы могут и не возникнуть. Или они будут намного более простыми и «решаемыми».
Но довольно часто можно наблюдать такую картину: малыш тянется к игрушке, а заботливая мама или бабушка вкладывают желанный предмет ему в ручку. Это — своеобразный «антиурок»: можно все получить, не напрягаясь! В тот момент, когда ребенок пытается встать на ножки и сделать первые шаги, беспокойные родители создают различные способы подстраховки, чтобы дитя не упало и не ушиблось. И снова закладывается негативное ощущение: самостоятельные действия опасны!
Если не упустить этот естественный момент развития, поощрить малыша и создать условия для увлеченного, радостного освоения новых навыков и умений, помогая ему, но, не опекая, то процесс формирования самостоятельности будет успешно начат.
Боремся с «плохими» словами
Почему ваш ребенок копирует «нехорошие слова» и агрессию — и что с этим делать? Одни дети после первого же объяснения перестают повторять чужие действия, а другие, наоборот, усваивают их довольно прочно. Что делать родителям, которые наблюдают эту практику у своего чада?
Малыш, повторяющий за другими неприличные слова и жесты, вызывает понятное беспокойство
Если к нему так легко «липнет» плохое, не встанет ли он на кривую дорогу? Как быть, если ребенок произнесет грубое слово в автобусе или в гостях? Что, если воспитатели по его поведению начнут делать выводы об отношениях и общении в семье? Чтобы справиться с этим беспокойством, важно понять, почему дети охотно копируют плохие поступки своих сверстников или взрослых.
Откуда берется желание произносить «плохие» слова
Если говорить отстраненно, то повторение действий другого — это база, на которой строится обучение и воспитание ребенка. Можно смело утверждать, что развитая способность схватывать внешний образ и воспроизводить его не является чем-то негативным, наоборот — это сильная сторона ребенка, на которую он опирается при обучении. Скорее, острый момент заключается в том, что малыш выбирает для копирования не одобряемое обществом поведение — например, повторяет за взрослыми бранные слова.
Причин может быть несколько.
- Такое поведение может быть «просьбой» о внимании. Малыш обнаруживает, что есть ключевое слово, услышав которое мама тут же отвлекается от своих дел и сосредотачивается на нем. Сам факт внимания так важен, что его «знак» (ругается мама или хвалит) уже не имеет большого значения. Если смысл копирования заключается в поиске внимания, то совместная игра, прогулка, домашние занятия или простые «обнимашки» могут многое изменить.
- Желание копировать кого-то «плохого» может быть ролевым экспериментом, исследованием. Эта потребность чаще всего встречается у детей постарше — тех, кто уже отпраздновал свое пятилетие. Ребенку хочется поиграть в злодея, попробовать себя в роли кого-то плохого, потому что это интересно, это другая сторона привычного мира. В таком копировании нет ничего страшного. В игре дети примеряют разные роли, чтобы выстроить свою, уникальную. Если родители сильно беспокоятся из-за ролевого выбора ребенка, то они могут вместе с ним развить игру с целью показать последствия тех или иных злодейских поступков. В случае если ребенок не только наслаждается ролями злодеев, но и в реальной жизни проявляет агрессию (пытается причинить боль исподтишка, провоцирует сверстников на ссоры, нападает на младших по возрасту, мучит животных), нужно обратиться к детскому психологу, чтобы найти причины этого нарушения поведения.
- Ребенок пытается компенсировать свои трудности через присвоение черт человека, который, как ему кажется, с такими сложностями не знаком. Если кроха боязлив, он может пытаться копировать агрессивного сверстника. Но обычно эти «пробы» проигрываются в безопасной обстановке — например, с младшими по возрасту или с мамой. То есть в ситуации реальной угрозы малыш не может применить «чужую» смелость и задиристость.
Если ваш малыш приносит из сада или с улицы манеры и слова, которые вас шокируют, терпеливо разберитесь, для чего ему это нужно. Благодаря терпению и ласке можно многое решить и предотвратить.
Приучаем к безопасности
Заботу и опеку полезнее всего проявлять в обучении техникам безопасности. Прежде всего, рекомендуем обучить ребёнка правилам дорожного движения
Объясняем, что нужно не просто смотреть на светофор, а обращать внимание и на машины, велосипеды, самокаты со всех сторон. Кроме того, объясняем, почему нельзя открывать дверь посторонним людям, разговаривать с незнакомцами, брать у них что-либо и тем более уходить с ними
Полезно обучить и цифровой гигиене. Никому нельзя переводить деньги, сообщать паспортные данные свои и родителей и домашний адрес, говорить номер и PIN от карты.
К сожалению, даже если ребёнок вроде бы всё понял и правильно ответил на ваши контрольные вопросы, в реальной ситуации дети иногда забывают обо всех правилах. Поэтому полезно устроить проверку — позвонить с незнакомого номера или попросить «незнакомого» (а на самом деле доверенного) человека подойти к ребёнку на площадке. Цель такого эксперимента — не напугать или наказать, а научить и дать ценный опыт.
На блюдечке с каемочкой
Для начала – небольшой сравнительный тест. Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.
«Да тогда другое время было!» – возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.
Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе. Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи: навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.
«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, – резюмирует Елена Станиславовна. – Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента. Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг».
Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?
Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:
Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.
Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает
Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы
Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь.
Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить и приучить ребенка делать уроки самостоятельно?
Приучение ребенка к порядку
Безусловно, ситуация, с которой сталкивается каждый родитель, воспитывая своего сына или дочь самостоятельной личностью, требует усилий, сложна и постоянно изменяется с ростом и взрослением ребенка. То, что сегодня для малыша было радостной игрой, завтра может показаться скучной обязанностью. Например: младенец одиннадцати месяцев может увлеченно складывать различные предметы в коробочку, а пятилетнего малыша заставить сложить свои игрушки в ящик удается не всегда. Освоив «складывание», маленький человек начинает относиться к этому как к рутинному процессу. Он стремится открывать новые горизонты и не хочет отвлекаться на неинтересные дела. Регулярность, повторяемость действий для ребенка очень тяжелое испытание.
Необходимые для поддержания порядка действия должны стать привычкой, не требующей раздумий и сомнений. Здесь может помочь несколько правил:
- Приучение к порядку должно начаться как можно раньше. Не нужно откладывать это «на потом», дескать, подрастет – научим, а пока он еще мал. Если требуемая упорядоченность действий естественна для ребенка, то не потребуется ломка стереотипов и привычек.
- Родители должны быть последовательны в своих требованиях. Вариант: сегодня укладываемся спать вовремя, а завтра смотрим по телевизору интересный фильм поздно вечером,- недопустим.
- В процессе выработки необходимых привычек малыша нужно хвалить и поощрять. Если что-то не выходит, что моральная поддержка взрослых должна выглядеть как: «У тебя все получится, ты молодец, стараешься».
- Необходимо объяснять маленькому члену семьи, зачем вводятся те или иные правила. Осознание своей полезности очень помогает ребенку прилагать нужные усилия.
- Другие члены семьи должны подчиняться тем же правилам, которые предлагаются ребенку. Если малыш должен убирать свои вещи в шкаф, а мама бросает свою блузку на видном месте, то приучение к порядку затянется надолго.