Как узнать больше о креативности ребёнка с помощью теста Торренса?

Содержание

  • Адаптация в обществе
  • Жизнь и деятельность
  • Метод, способ, прием
  • Муж и жена
  • Мужчина и женщина
  • Ответы психолога
  • Парень и девушка
  • Поведение
  • Популярно о психологии
  • Практические советы
  • Психологическая помощь
  • Психология в обществе
  • Психология общения
  • Ребенок подросток
  • Сознание
  • Счастье и радость
  • Упражнения, игры, тесты, задачи
  • Частые вопросы
  • Что, где, когда, как
  • Эксперты советуют
  • Я и другие

Другие статьи:

ТестНарисуй дом . Как понять ребенка с далее…
Советы для бросающих курить #8212; как правильно организовать далее…
«Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить далее…

Популярное

Какие идеи и мотивы способны стимулировать мужество (23)
Опросник дпс 1 44 вопроса ответы (15)
Опросник лазаруса способы совладающего поведения (13)
К интеллектуальным компетенциям профессионала относится (11)
Как поставить цель в жизни и добиться ее (7)
Жить человек с большой буквы (6)

Может быть Вас заинтересует:

МирТесен Как жить дальше? После 33 лет далее…
Что такое внутренняя речь, когда человек далее…
Теория социального научения кратко. Автор теории далее…

Интерпретация результатов теста Торренса для оценки творческих способностей

«Беглость»
оценивается во втором и третьем субтесте. Она характеризует продуктивность человека с творческой стороны. Подсчитайте общее количество ответов. Неадекватными признаются рисунки следующего плана: при создании не использовался стимул материал; варианты с бессмысленным названием; абстрактные зарисовки. Не учитывайте их при подсчете баллов, выполняя диагностику креативности (тест Торренса).

Оценка результата:

  • Если несколько незаконченных фигур во втором субтесте использованы при создании одного рисунка, начисляйте количество баллов, которое соответствует числу фигур.
  • Когда пары параллельных линий в третьем субтесте использованы при создании одной картинки, начисляйте один балл.

«Оригинальность»
– значимый показатель
креативности. Степень оригинальности указывает на самобытность, нешаблонность, особенность творческого мышления человека.

Посчитывайте показатель креативности по трем субтестам Торренса в соответствии с правилами:

  • Оценка основывается на статистической редкости ответа человека от 0 до 1 балла.
  • Оценивается только рисунок, а не его название.
  • Общая оценка получается в результате сложения баллов по всем рисункам.

«Абстрактность названия»
– способность выделять главное, понимать суть проблемы. Показатель подсчитывайте в субтестах 1 и 2. Выставляйте оценку от 0 до 3, подсчитывая Торренса на творческое мышление.

  • 0 баллов: незаурядные названия, простые наименования из 1 слова.
  • 1 балл: простые описательные названия, выражающие то, что видно на рисунке (серый дом, голубая река).
  • 2 балла: образные описательные названия (уютный деревенский дом, живописная голубая река).
  • 3 балла: философские названия, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл.

«Сопротивление замыканию»
– отражает способность оставаться открытым новизне, долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершать мыслительный скачок и создавать оригинальную идею. Показатель подсчитывайте только в субтесте 2. Выставляйте оценку от 0 до 2 баллов.

  • 0 баллов: фигура замыкается самым простым и быстрым способом: с помощью кривой или прямой линии, закрашивания или сплошной штриховки, цифры или буквы.
  • 1 балл: решение превосходит заурядное соединение фигуры, а тестируемый замыкает фигуру быстро, но дополняет деталями снаружи потом.
  • 2 балла: стимульная фигура не замыкается, оставаясь открытой частью, или замыкается с помощью сложной конфигурации.

«Разработанность»
– отражает умение детально разрабатывать идеи. Оценивается в трех тестах креативности
Торренса, разработанных для диагностики творческого мышления сотрудника.

  • Начисляйте 1 балл за каждую существенную деталь, дополняющую исходную фигуру. Оценивайте однотипные мелкие детали вместе: все лепестки – 1 балл, сердцевина цветка – 1 балл.
  • Если рисунок содержит много одинаковых предметов, оценивайте разработанность одного из них, но добавляйте баллы и за другие. Например: в саду несколько одинаковых деревьев, в небе – облака и т. п. Давайте по дополнительному баллу за каждую существенную деталь из деревьев, цветков, птиц и еще балл за идею нарисовать аналогичные картинки.
  • Когда предметы повторяются, но имеют отличительную деталь, давайте по баллу за каждую из них. Например: много цветов, но у каждого свой оттенок – 1 балл за каждый цвет.
  • Примитивные изображения оценивайте в 0 баллов.

Проанализируйте ответы на тест Торренса, подсчитайте результаты. Сложите все баллы, полученные в ходе проведения оценки, после чего разделите их на пять.

  • Меньше 30
    . Очень плохо.
  • От 30 до 34
    . Меньше нормы.
  • От 35 до 39
    . Немного ниже нормы.
  • От 40 до 60
    . Норма.
  • От 61 до 65
    . Незначительно выше нормы.
  • От 66 до 70
    . Выше нормы.
  • Больше 70
    . Превосходно.

Тесты креативности Э. П. Торренса подходят не для всех сфер, но они незаменимы при оценке офисных работников
, дизайнеров, маркетологов и т. д. Чтобы получить достоверные результаты, правильно и подробно объясняйте, что нужно сделать вашим сотрудникам или кандидатам на вакантную должность.

Вывод

Если трудовая деятельность подразумевает решение необычных ситуаций, используйте тест Торренса, чтобы оценить неординарность мышления сотрудников. Учитывайте, что лучше пригласить эксперта, чем неправильно интерпретировать результаты. Не переоценивайте собственные силы, ведь этот тест не относится к легким вариантам проверки персонала.

Обработка и интерпретация результатов

Анализ по критериям

Торренс утверждал идею пятиступенчатой структуры, формирующей творческое мышление. В процессе анализа теста определяется релевантность каждого критерия.

Беглость

Это показатель творческой продуктивности испытуемого, для его анализа важны 2 и 3 субтесты. Подсчитывается количество обработанных картинок с учётом исключительно понятных ответов, а также единичных изображений фигур (повторы засчитываются за один вариант). К непонятными относятся те, которые:

  • не задействуют стимул;
  • представляют собой абстракцию без смысла;
  • имеют невнятные заголовки.

Оригинальность

Для подсчёта используются все 3 субтеста (названия не учитываются!). Когда ответ встречается редко, то есть он не банален, ставится 1 балл; если часто — 0. Затем выводится итоговая оценка (сумма очков) за все рисунки. Перечень неоригинальных ответов, включая возможные цифры и литеры:

Номер бланка Картинка Предмет
Стимул №1озеро, облако, ромашка, яйцо, рыба, лицо человека
Стимул №21человеческое лицо, очки, любые виды птиц, яблоки
2ветка дерева, любого размера рогатка, веник, мужское или женское лицо
3колёса, пароход или корабль, лодка, фрукт
4змейка, вопросительный знак, хобот слона, гусеница или червяк, хвост любого животного, фигура человека
5губки, корабль, зонтик
6ваза, грозовая молния, ракета
7ключ, машина, монокль или очки, черпак
8лицо или человеческая фигура, фасон платья, мужчина или женщина, ракета
9горы, морские волны, ушки представителей фауны
10клюв птицы, тело лисы, лицо, ветки-сучья
Стимул №3книга, тетрадка, забор, коробочка с карандашами, окно, мебель

Абстрактность наименования

Для анализа способности делать акцент на главном также необходимо обработать все 3 субтеста, добавляя или не добавляя баллы за каждое название:

  • 0 очков выставляется за незамысловатые заголовки, называющие класс принадлежности изображённого предмета («Горы», «Булка» и так далее);
  • 1 балл — за наименование, дающее представление о классе, к которому картинка относится («Мурка», «Нарядная ёлка» и прочие);
  • 2 очка — за названия-образы («Таинственная русалка», «Драконий хвост» и другие);
  • 3 балла — за заголовки описательного характера, передающие глубокий смысл («Мои отголоски», «А выход есть?..»).

Противостояние замкнутости

Этот критерий характеризует возможность долгое время сосредотачиваться, чтобы выдать качественно новую идею. Анализируется только субтест №2:

  • 0 баллов выставляется в следующем случае: для замыкания фигуры используются ровные или волнистые линии, штрихи, заполненные цветом участки. Буквы и цифры — 0 баллов.
  • 1 очко: фигура имеет элементарные соединения, но снаружи «украшается» элементами (при дополнении изнутри ставится 0 баллов).
  • 2 балла: для смыкания используется сложная конфигурация или изображение стимула остаётся открытым (в том числе внутри сомкнутой дорисованной фигуры). Если есть буквы или цифры на рисунке, то ничего не засчитывается.

Разработанность

Анализ того, насколько испытуемый может детализировать идею, проводится по 3 субтестам. Начисляется 1 балл за каждую несущую смысл деталь рисунка.

  • Элементы одного класса оцениваются как один (например, за любое количество листьев ребёнок получает 1 очко).
  • За идею нарисовать несколько единообразных деталей также выставляется одна оценка (например, одинаковые деревья в лесу).
  • Единообразные предметы, но с оригинальными элементами заслуживают 1 балла за каждое отличие (например, цветы разного вида — розы, тюльпаны, пионы).

За примитивные рисунки с минимальным количеством деталей выставляется 0 очков. К таковым относятся, например, деревья в виде прямых линий, цветы со стеблями-штрихами, цветы с лепестками-полукругами и так далее.

Подсчёт баллов

По итогам суммирования всех выставленных баллов можно составить представление об уровне креативности ребёнка. Для этого делим получившуюся сумму на 5 и сравниваем со шкалой:

  • 30 очков — низкий уровень творческих способностей;
  • 30–34 — ниже необходимого уровня;
  • 35–49 — немного хуже нормы;
  • 40–60 — стандартный уровень;
  • 66–70 — выше принятого стандарта;
  • 70 и больше — отличный результат.

При показателях меньше 49 баллов с ребёнком необходимо заниматься дополнительно, используя возможности интерактивного творчества, например, онлайн-мастер-классы по рисованию, лепке и так далее. Также полезно будет приобщать чадо к познанию прекрасного — посещению музеев, картинных галерей, театров и прочих мест и культурных мероприятий.
Если результат получился ниже 25, то следует обратиться к дефектологу для разработки индивидуальной программы коррекции.

Процедура диагностики творческого мышления детей

Тестирование чаще всего проводится в групповой форме

С малышами дошкольного возраста проводить диагностику лучше в индивидуальной форме, в младшем и среднем звене — в группах по 10–15 человек, а в старших классах рекомендуется организовывать тест среди целого класса (до 30–35 школьников).

На выполнение заданий даётся столько времени, сколько испытуемым нужно (в пределах разумного). Но некоторые специалисты утверждают, что следует придерживаться оригинальной методики, где на работу отводится 10–20 минут.

Тестирование должно предваряться беседой о проблемах, беспокоящих детей в текущий момент (например, как сообщить маме, что маленького нарушителя ругали на уроке)

Очень важно настроить испытуемых на атмосферу доверия и спокойствия. Для этого можно перед работой со стимульным материалом включить расслабляющую музыку или почитать вслух короткие стихотворения, сказки. Инструкция по организации диагностики:

Инструкция по организации диагностики:

  1. Организатор раздаёт детям листы с элементами фигур и набор разноцветных овалов, а также пишущие инструменты — ручки или цветные карандаши.
  2. Дети коллективно подписывают бланки (под руководством взрослого).
  3. Экспериментатор объясняет испытуемым, как работать с каждым из субтестов (обязательно следует оговорить, что нужно экономно относиться ко времени, а при возникновении вопросов не кричать, а поднимать руку — при групповой работе):
    • 1-й. «Изобразите картинку и подпишите её, взяв за основу овал любого цвета».
    • 2-й. «Дополните каждую из 10 фигур так, чтобы получились целые рисунки, дайте название своим изображениям».
    • 3-й. «Из пар линий создайте неповторяющиеся картинки и обязтельно озаглавьте свои творения».
  4. Дети приступают к работе. При необходимости подписывать рисунки помогает взрослый.

Если по окончании теста тестируемый не успел подписать какой-либо рисунок, то во что бы то ни стало полагается узнать название фигуры и добавить его, иначе результаты оценивания будут не вполне объективными. Вот почему проводить групповое тестирование нужно с помощниками, которые смогли бы взять на себя помощь в наблюдении за работой испытуемых.

Не стоит давить на ребёнка, если у него ничего не получается. Лучше перенести тест на другой день

Тест креативности Торренса

Чтобы проверить уровень креативности, например, кандидата используют тест Торренса. Он состоит из трёх частей. Показатели оцениваются отдельно по каждой из них. Исключать отдельные вопросы или этапы нельзя — тогда результаты будут недостоверными.

Изначальный вариант теста состоял из 12 частей, которые были связаны с вербальным, звуковым и изобразительным параметрами. Чаще всего используется тест из фигурной группы, так как в 1994 году он был адаптирован русскими учёными.

«Нарисуйте картинку» по Торренсу

Тест «Нарисуйте картинку» основан на том, что испытуемый рисует изображение по образцу картонной фигуры. Также ему нужно придумать название для этой картинки.

Для проведения этого теста необходимо заранее заготовить картонные фигуры разной формы и цветов. Они могут быть овальными, прямоугольными или круглыми. Обычно используется форма немного вытянутого куриного яйца.

Пример прохождения теста Торренса на креативность.

Как провести психологический тест Торренса на выявление креативности:

«Завершение фигуры» по Торренсу

На этом этапе предлагается десять незаконченных фигур. Задача — дорисовать каждую из них. Также к получившимся рисункам нужно придумать оригинальное название.

Для проведения распечатайте листы с десятью фигурами. Предложите испытуемому их дорисовать и придумать название. Главное — не ограничивать фантазию с помощью чётких требований.

10 незаконченных фигур для теста Торренса.

«Повторяющиеся линии» по Торренсу

Это третий этап креативного теста. Здесь испытуемому предлагается 30 параллельных вертикальных линий. Задача участников теста — сделать уникальный рисунок с каждой парой линий.

Повторяющиеся линии для теста Торренса.

Цель теста Торренса

Задача теста — изучить способность человека к нестандартному мышлению, понять, как он заполняет пробелы, проверить нестандартность предположений для решения задачи. Тест помогает выявить творческие способности и внутренний потенциал. Каждый из этапов не ограничен во времени.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Торренс использует несколько методик: первая обозначается как исследование вербального творческого мышления, вторая – изобразительного творческого мышления, третья – словесно-звукового творческого мышления. Мы остановимся на исследовании креативного мышления. Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы: 1. тесты не допускают никаких изменений и дополнений. 2. во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу. 3. время выполнения формы теста – 10 минут.

В нашем исследовании участвовали 10 человек. Тест называется “Закончи рисунок”. Материалы и оборудование – простой карандаш и тестовый бланк, состоящий из 10-ти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы. В квадратах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Нужно придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Необходимо придумать названия для каждой картинки и написать его внизу.

После окончания исследования по методике Торренса мы обратились к экспресс-методу Д. Джонсона. Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения. После проведения теста Торренса, мы определили уровень креативности своих испытуемых и, пронаблюдав, смогли поставить каждому испытуемому баллы по 8-ми характеристикам:

1. чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, противоречивые особенности окружающего мира;

2. способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез;

3. использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, категории идей;

4. способность дополнять идею различными деталями;

5. оригинальность, нестандартность мышления, индивидуальный стиль;

6. способность к преобразованиям, развитию образов и идей, изобретательность;

7. эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, интерес, чувство юмора, творческая мотивация;

8. независимость мышления, ответственность за нестандартную позицию, самодостаточное поведение.

Адаптация

Попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса была предпринята А.Н. Ворониным – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами — вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Процедура проведения диагностики творческого мышления

Рекомендуется проводить тест в небольших группах — от 5 до 10 человек. Причём чем младше участники, тем меньше их должно быть в объединении. Испытуемому полагается сидеть за столом одному или с помощником экспериментатора, который пояснит задание или подпишет рисунок в том случае, если ребёнок недостаточно хорошо и быстро это делает сам. Для детей дошкольного возраста тест лучше организовывать в индивидуальном порядке.

Для получения объективных результатов тестирование не должно включать в себя элемент соревнования или подразумевать наличие «правильных» ответов. Напротив — исследованию полагается проходить в расслабленной и спокойной обстановке, в которой дети смогут раскрыть свой потенциал без страха получить плохую оценку. Лучше всего, если экспериментатор преподнесёт задания в игровой форме. Сделать это будет не так сложно, поскольку тесты изначально предназначались для детей старшего дошкольного и школьного возраста, поэтому автор старался сделать их небанальными, чтобы заинтересовать тестируемых. Рекомендации к подготовке детей к предстоящей работе включают в себя фразы вроде: «Ребята! Я уверен(а), что вам понравится предстоящая игра. Это поможет и нам понять, как вы умеете придумывать новое и решать разные вопросы. Вам потребуется подключить всю вашу фантазию и умение думать».

Оптимальное количество испытуемых — не более 5–10 человек

Для выполнения заданий участникам тестирования нужна бумага, карандаши и ручки. Лучше убрать со стола все лишние предметы, которые могут отвлекать детей. Испытуемым также предоставляются листы со стимульным материалом

Во избежание путаницы следует обратить внимание детей на то, что бланки необходимо подписать. Рекомендуется предварять выполнение теста примерно таким вступлением: «Перед вами незаконченные фигуры

Если дорисовать к ним что-то, у вас получатся интересные картинки и истории. Это вам нужно сделать за 10 минут. Постарайтесь выдумать такой предмет или сюжет, который больше никто не нарисует. Придумайте ещё и необычное название для каждого изображения».

В отдельных источниках говорится, что не следует ограничивать детей по времени, так как это может помешать гармоничному протеканию творческого процесса. В оригинальном же описании теста указывается, что на выполнение каждого субтеста отводится 10 минут, поэтому экспериментатору понадобится секундомер. Если участники обеспокоены по этому поводу, то следует предупредить их, чтобы не волновались и работали в своём ритме: «Вы работаете с разной скоростью. Кто-то успевает сделать всё очень быстро, а затем возвращается к заданиям и доделывает. Другие рисуют понемногу, но из каждой картинки делают сложные и интересные истории. Поступайте, как вам удобнее».

По окончании тестирования организатору нужно проследить, чтобы к каждому рисунку был дан соответствующий комментарий. Если ребёнок забыл подписать какое-либо изображение, экспериментатору или его помощникам стоит сразу же выяснить ответы и подписать стимулы самостоятельно. В противном случае могут возникнуть сложности с интерпретацией результатов. Именно поэтому ассистентов должно быть достаточно, чтобы охватить всю группу испытуемых.

Тест креативности Торренса можно проводить повторно для оценки развития творческих способностей. Рекомендуется использовать при этом следующие пояснения: «Мы хотим понять, как изменились ваши умения придумывать новое и решать проблемы. Люди измеряют рост и вес регулярно, чтобы узнать, насколько выросли и поправились. Мы делаем почти то же самое, но только с целью исследования ваших способностей. Постарайтесь проявить себя как можно лучше». Сравнивая результаты тестов, можно отследить динамику развития креативности ребёнка на протяжении всего периода обучения в школе.

Результат ребёнка обязательно должен включать не только дополненные фигуры, но и описания к ним

Как узнать больше о креативности ребёнка с помощью теста Торренса?

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса

Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее.

Элис Пол Торренс

  • определить уровень развития интеллекта испытуемого;
  • индивидуализировать обучение детей, которые неординарно мыслят;
  • разработать программы коррекции для нестандартных деток;
  • выявить творческие способности каждого конкретного человека и определить их направление.

Первоначально методика предусматривала работу с набором из 10 картинок, но отечественные коллеги Торренса уменьшили их число до 3, чтобы избежать повтора стимульных образцов и сократить время тестирования.

Процедура диагностики творческого мышления детей

С малышами дошкольного возраста проводить диагностику лучше в индивидуальной форме, в младшем и среднем звене — в группах по 10–15 человек, а в старших классах рекомендуется организовывать тест среди целого класса (до 30–35 школьников).

На выполнение заданий даётся столько времени, сколько испытуемым нужно (в пределах разумного). Но некоторые специалисты утверждают, что следует придерживаться оригинальной методики, где на работу отводится 10–20 минут.

Инструкция по организации диагностики:

Ребёнок не понял инструкцию? Следует объяснить ему ещё раз, более доступно. Приводить примеры того, как выполняются задания, ни в коем случае нельзя.

Анализ по критериям

Торренс утверждал идею пятиступенчатой структуры, формирующей творческое мышление. В процессе анализа теста определяется релевантность каждого критерия.

Это показатель творческой продуктивности испытуемого, для его анализа важны 2 и 3 субтесты. Подсчитывается количество обработанных картинок с учётом исключительно понятных ответов, а также единичных изображений фигур (повторы засчитываются за один вариант). К непонятными относятся те, которые:

  • не задействуют стимул;
  • представляют собой абстракцию без смысла;
  • имеют невнятные заголовки.
Оригинальность

За объединение нескольких рисунков-стимулов в одну картинку испытуемому добавляются дополнительные баллы: двух — 2 очка, от трёх до пяти — 5, от шести до десяти — 10.

Абстрактность наименования

Для анализа способности делать акцент на главном также необходимо обработать все 3 субтеста, добавляя или не добавляя баллы за каждое название:

Противостояние замкнутости

Этот критерий характеризует возможность долгое время сосредотачиваться, чтобы выдать качественно новую идею. Анализируется только субтест №2:

  • 0 баллов выставляется в следующем случае: для замыкания фигуры используются ровные или волнистые линии, штрихи, заполненные цветом участки. Буквы и цифры — 0 баллов.
  • 1 очко: фигура имеет элементарные соединения, но снаружи «украшается» элементами (при дополнении изнутри ставится 0 баллов).
  • 2 балла: для смыкания используется сложная конфигурация или изображение стимула остаётся открытым (в том числе внутри сомкнутой дорисованной фигуры). Если есть буквы или цифры на рисунке, то ничего не засчитывается.
Разработанность

Анализ того, насколько испытуемый может детализировать идею, проводится по 3 субтестам. Начисляется 1 балл за каждую несущую смысл деталь рисунка.

За примитивные рисунки с минимальным количеством деталей выставляется 0 очков. К таковым относятся, например, деревья в виде прямых линий, цветы со стеблями-штрихами, цветы с лепестками-полукругами и так далее.

Подсчёт баллов

По итогам суммирования всех выставленных баллов можно составить представление об уровне креативности ребёнка. Для этого делим получившуюся сумму на 5 и сравниваем со шкалой:

  • 30 очков — низкий уровень творческих способностей;
  • 30–34 — ниже необходимого уровня;
  • 35–49 — немного хуже нормы;
  • 40–60 — стандартный уровень;
  • 66–70 — выше принятого стандарта;
  • 70 и больше — отличный результат.

Тест Торренса — быстрый и доступный способ оценки творческих способностей ребёнка. Полученные результаты помогут разработать стратегию дальнейшей работы с испытуемым, чтобы помочь ему реализовать свой потенциал и вырасти многогранной и всесторонне развитой личностью.

Интерпретация результатов

Беглость, или продуктивность

Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. табл. 1), что большинство детей 1–8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники – от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5–8 классы).

Гибкость

Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

Оригинальность

Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

Разработанность

Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий