Как быстро выучить алфавит – лучшие проверенные способы
Источник фото – www.freepik.com
Заставить ребёнка выучить алфавит невозможно. Это занятие должно приносить ему удовольствие. Предлагаем ознакомиться с проверенными способами, как заинтересовать малыша изучением букв.
Игровые методики
Дети легче усваивают материал через игровую подачу. Занятия в виде игры они воспримут с удовольствием. Что можно предложить:
- лепить;
- раскрашивать;
- вырезать буквы;
- собирать разрезанные карточки.
Полезным вариантом обучения является лепка. В процессе задействуются несколько органов восприятия, развивается мелкая моторика. Заготовьте несколько небольших кусочков пластилина, скрутите из них длинных «червячков» и складывайте в буквы, одновременно проговаривая вместе с ребёнком звуки.
Раскраски могут быть выполнены в виде картинок с буквами. Лучше выбрать крупно нарисованные эскизы, чтобы ребёнку было удобнее раскрашивать.
Вырезание из бумаги также отлично развивает мелкую моторику. Но не стоит предлагать ребёнку сразу же вырезать буквы. Лучше нарезать детали от них, после чего складывать в виде пазла.
Положительные эмоции имеют немаловажное значение в процессе обучения. Хороший вариант – испечь печенье в виде букв, вместе сложить буквы из овощей или фруктов, нарисовать их на поверхности блинчика сгущенкой или вареньем
Классическое обучение
Базовым вариантом изучения алфавита является применение обучающих карточек. С помощью этого дидактического материала закрепляются ассоциации, развивается зрительная память. Если ребёнок устал, лучше прекратить занятие и начать обучение позже, когда он будет в хорошем расположении духа.
Классическая методика обучения предполагает следующие варианты:
- выучить базовые гласные – А, О, У, И;
- приступить к остальным гласным;
- после изучения гласных изучать простые согласные – Л, М, Н, Б, П, Г;
- перейти к шипящим согласным.
Проводить уроки рекомендуется не только дома за столом, но и на природе, во время прогулок.
Авторские методики
Есть множество авторских методик, с помощью которых можно научить ребёнка алфавиту. Не нужно сочетать их все. Остановитесь на самом оптимальном для вас варианте.
Методика Полякова
Основой техники является множественное произношение групп звуков с их заменой. Методика состоит из пяти уроков:
- На первом уроке изучаются пары букв А-Я; О-Ё.
- На втором добавляется пара букв У-Ю.
- На третьем уроке буквы А-Я убираются, но добавляется пара И-Ы.
- Четвёртый урок предусматривает добавление пары Э-Е, но исключение пары О-Ё.
- На пятом уроке – повторение и закрепление материала.
Длительность урока составляет не более 10 минут. Интервал между занятиями – два дня. В остальные дни рекомендуется просто повторять пройденный материал.
В этой технике используют карточки с буквами.
Кубики Зайцева
С помощью кубиков можно начинать обучение с двух лет. Процесс станет увлекательной игрой.
Главные принципы занятий:
- информацию подавать систематически;
- использовать зрительные образы для наглядного восприятия информации;
- подавать материал от частного к общему.
Цель методики в обучении не слогам, а складам – созвучию согласных и гласных, согласных с мягким звуком, гласных в виде слогов.
Применение карточек Домана
Техника помогает начать раннее обучение (её можно применять детям с полугода). Представляет собой изображение предметов на карточках и слова-надписи. Чаще всего, в виде тематических наборов.
Все карточки выстроены последовательно – от простых к сложным. Вначале идут простые слова, затем словосочетания и предложения.
В каком возрасте лучше начинать (особенности изучения с 3 до 6 лет)
Чтобы учить алфавит важно помнить следующее:
- Алфавит не является просто набором букв. Речь идёт об их определённой последовательности.
- Он является базой, основой изучения родного языка.
- Твёрдое знание алфавита является ключевым при использовании словарей или энциклопедий.
- Хорошее знание алфавита экономит время при изучении чтения и письма.
Обратите внимание! Обучать ребенка чтению важно. Однако нужно определиться с тем, какой возраст для этого будет наиболее подходящим. Тут возможны различные ситуации
Тут возможны различные ситуации.
Если обучение происходит в возрасте пяти или шести лет, то это поможет ему подготовиться к школьным занятиям, облегчит сложный процесс подготовки к взрослой жизни.
В три года родителям может прийти в голову мысль о том, чтобы ребёнок не упустил ничего в процессе своего развития и максимально получал новые знания и навыки. Если малышу только два года, то он вряд ли получит много пользы от того, что знает буквы. Конечно, учиться правильному произношению букв можно практически в любом возрасте.
Важно! Показывать карточки или кубики с буквами можно практически в любом возрасте, но лучше всего это делать тогда, когда это принесет наибольшую пользу. Поэтому при изучении алфавита маленькими детьми речь идёт просто о знании названий букв
Когда речь идёт о детях 5-6 лет при подготовке к школьным занятиям, то знание алфавита нужно как один из этапов обучения чтению.
В 3 года ребенок преодолевает значимый рубеж в своем развитии. Он становится дошкольником. На третьем году резко прогрессирует его физическое развитие, мышление, речь. Он начинает все больше осознавать своё собственное «Я».
В это время особенно важно дать малышу те знания, которые в дальнейшем станут базой для дальнейшего развития. Вот несколько примеров:
В три года уже известно, какие звуки произносит котик или собачка. Можно рассказать крохе о том, как «говорит» буква «Н» или «П».
Для обучения можно использовать пение или читать стихи.
Необходимые материалы можно распечатать из интернета.
В этом возрасте у малыша наглядное мышление
Поэтому эффективным подспорьем будут игрушки, детские книжки или картинки.
Важное значение имеет развитие мелкой моторики у ребенка. Желательно, чтобы обучение говорить сопровождалось рисованием или конструированием из имеющегося подручного материала.
У детей имеется масса нерастраченной энергии и желание постоянно двигаться
Поэтому хорошим подспорьем при обучении станут подвижные игры.
Обратите внимание! Наилучшая стратегия, чтобы учить азбуку для детей 3 лет — использовать азбуку как игру, ненавязчиво, в форме увлекательного занятия. В 4-5 лет ребенок уже способен усваивать абстрактную информацию
Поэтому возможности для обучения расширяются. Теперь, чтобы учить алфавит для детей 3-5 лет, можно применять:
В 4-5 лет ребенок уже способен усваивать абстрактную информацию. Поэтому возможности для обучения расширяются. Теперь, чтобы учить алфавит для детей 3-5 лет, можно применять:
- Обучающие и компьютерные игры.
- Кубики, на сторонах которых нарисованы буквы.
- Складывание пазлов.
- Азбуку с магнитными буквами.
В этом возрасте занятия по изучению азбуки могут быть уже гораздо более сложными по сравнению с трёхлетним возрастом.
Игры для изучения букв
Важной возрастной особенностью является повышение устойчивости внимания. В связи с этим появляется возможность использовать методы обучения, для которых требуется больше усидчивости
Например, чтобы выучить алфавит, могут использоваться игры с поиском или написанием букв.
Особенностью возраста 6-7 лет является то, что теперь наступает время для подготовки к школе. Изучение букв в шесть или семь лет становится не только игрой, но и необходимостью. Теперь методика занятий совершенствуется: требуются прописи, азбуки и буквари
Однако и в этом возрасте важно использование игровой формы обучения
Способ обучения с помощью азбуки
Ввиду многообразия равноценных вариантов всё той же азбуки, всегда можно выбрать аналог, наиболее подходящий для юной индивидуальности. Малыш питает пристрастие к музыке? В продаже имеется масса предложений с музыкальным уклоном, разнообразие которых заключается в разнице набора составляющих соответствующего направления. При повышенном интересе своего потомка к автомобильной или, какой другой тематике, также не придётся испытывать особые затруднения с поисками.
Помимо предотвращения скуки занятий, родители должны избегать чрезмерной строгости и серьёзности. Правильнее будет подыгрывать своему ребенку, что даёт ему возможность не только чувствовать комфорт, но и видеть в родителе не строгого учителя, а наилучшего друга. Во избежание быстрой утомляемости, взрослым нужно учиться мастерству чередования учёбы и отдыха. Не хотите намертво связать обучение с ненавистью к нему? Не заставляйте своих детей заниматься вопреки их воле.
Материалы, служащие укреплению интереса к учёбе
Существует много разных способов внести зерно интереса в почву изучения алфавита. Нужно только быть готовым отбросить заскорузлые старые методы и дать волю фантазии, разнообразящей учебный процесс. К примеру: ребёнку обязательно понравится сочинение стишков и песенок. А может быть он будет заинтересован разыгрыванием всевозможных сценок?
Хорошие результаты также принесёт игра с применением посторонних предметов. К примеру: поиск той или иной вещи, название которой начинается с изучаемой буквы. Поработать на изучение алфавита может и внешнее сходство предметов с очертаниями отдельных букв.
Независимо от эффективности применяемых методов или игр, помогающих достичь нужных результатов, на первое место ставится регулярность занятий. Отсутствие последовательности в планировании уроков, неизбежно ведёт к потере интереса и забыванию уже освоенных премудростей.
10 советов, которыми стоит воспользоваться при изучении алфавита
Эффективные результаты в обучении дошкольников, может обеспечить только занятие в форме игры. Не стоит перегружать детей большим объёмом информации. Первоначально, трёхлетним малышам не понадобится больше 10 минут на изучение алфавита. Позднее можно будет удлинить урок до 15 минут. Пятилетние малыши смогут не уставая, заниматься уже 25-30 минут
Самое главное в усвоении алфавита – это увлекательность, достигнутая через применение кубиков, карточек и прочих предметов, привлекающих внимание
Здесь важно избежать однообразия и скуки
Стимулом в обучении может стать поощрение любым способом, кроме материального. Хорошим дополнением к занятиям станут прогулки, во время которых рассматриваются красочные вывески и объявления
А чтобы добиться восприятия на тактильном уровне, нужно заняться созданием текстур, вот как вырисовывая буквы в песочнице, занимаясь аппликацией. Обучение пойдёт легче, если вначале заострить внимание на гласных буквах, звучность которых поспособствует восприятию. Также стоит пользоваться аналогиями между предметом и изученной буквой. Приступая к согласным, стоит сделать ударение не на правильном наименовании буквы, а на самом звуке. К слогам подходят при наличии багажа из выученных гласных и согласных букв. Последними в списке изучаемых букв, будут Ь и Ъ, рассмотрением которых нужно заняться отдельно. Лучшему усвоению поспособствует повторение пройденного материала, что тоже надо делать в процессе игры. Занятия дадут хорошие результаты, если связать их с позитивными эмоциями, что обязательно скажется на отношении подрастающего поколения к учёбе и его грамотности в будущем. Так что, у родителей нет иного выхода, как подойти к обучению детей алфавиту с креативом и максимальным запасом терпения и любви.
Совет 1. Учите справляться с эмоциями
Важно уметь выражать эмоции, особенно негативные, словами. Если ребёнок злится или впадает в истерику, помогайте ему научиться формулировать это: «ты злишься», «ты расстроен». Проговаривайте и свои чувства, например: «Я сейчас грущу, потому что (причина)
Но ничего, это пройдёт»
Проговаривайте и свои чувства, например: «Я сейчас грущу, потому что (причина). Но ничего, это пройдёт».
Не оставляйте детей без поддержки и не игнорируйте тот факт, что им тяжело эмоционально
Здесь важно соблюдать баланс: показать, что вы понимаете ребёнка и сочувствуете, но дать ему возможность самому справиться с проблемой. . Умение распознать собственные эмоции и прожить их — важное качество полноценной взрослой личности. Если ребёнок научится выражать злость экологично, у него не будет проблем с агрессией в будущих отношениях с людьми.
Если ребёнок научится выражать злость экологично, у него не будет проблем с агрессией в будущих отношениях с людьми.
Умение распознать собственные эмоции и прожить их — важное качество полноценной взрослой личности. Если ребёнок научится выражать злость экологично, у него не будет проблем с агрессией в будущих отношениях с людьми.
Designed by Freepik
Ассоциации букв
- Для каждой буквы, которую вы изучаете, придумайте ассоциацию: на что похожа буква или кто издает такой звук
- Вы можете придумать сами ассоциацию, можете почерпнуть идеи ниже
- Если видите, что некоторая ассоциация не срабатывает у ребенка, то временно отложите букву в сторону
- Через некоторое время вернитесь к букве уже с другой ассоциацией
- Ассоциации хороши тем, что ребенок быстро их запоминает и вам не придется повторять ему букву сотню раз, что он ее запомнил
Буквы ассоциации
Некоторые ассоциации.
Буква Б.
- Буква Б — это бегемотик, который хорошо покушал и у него стал большой животик
- Можно попытаться придумать рифмованные строки типа «Бегемотик наш поел, походил, устал и сел»
- При этом демонстрируйте все действия, которые делает бегемот
Буква Д.
- Похожа на домик
- Возьмите маленькую мягкую игрушку и садите ее в домик
Буква Ж.
- Вырезать букву из картона и сказать, что это жучок
- Показать, как ползает и жужжит «ж-ж-ж-ж»
- Предложите ребенку приклеить жучку глазки
- Дайте ребенку самому поползать с жуком или прокатить его на машине
Буква О.
- Буква О похожа на ротик ребенка, который плачет и кричит «о-о-о-о-о»
- Дорисуйте ротику зубки и язык
Буква С.
- На букву С сыпется песок
- Вырежьте букву из картона
- Сыпьте на нее песок или манку аккуратно, как бы зарисовывайте букву песком
- Говорите при этом «Песочек сыпется с-с-с-с-с-с-с»
Буква Т.
- Вырежьте из картона
- Буква Т похожа на молоток
- Издает звук «тук-тук»
- Постукивайте молоточком по полу и дайте ребенку повторите за вами, произнося «тук-тук»
Буква Х.
- Буква Х похожа на пересечение двух дорог
- Возьмите кукол или своими пальцами изображайте хождение по дороге
- При этом говорите рифмованный строки
- Например: «Ходим-ходим по дорожке, у меня устали ножки. До конца сейчас дойдем, а после сядем, отдохнем»
Буква Ш.
- Похожа на змейку, которая ползет и издает звук «ш-ш-ш-ш»
- Ползайте со змеей по полу и не забудьте нарисовать голову с глазками и языком
Вырезание букв
Игры, помогающие освоить алфавит
1. Раскрашивание букв алфавита
Это простой и действенный способ. Для этого необходимо купить раскраску с символами алфавита и предложить ребенку ее раскрасить. При этом малышу будет интересно и заодно в памяти отложатся знания. А чтоб разнообразить монотонный процесс можно использовать различные техники рисования. Дополнительно можно украсить символ алфавита и повесить рисунок на видное место.
2. Лепка
Лепка символов алфавита поможет не только их запомнить, но и развивать моторику пальчиков, что очень важно для умственных способностей. Чтобы больше заинтересовать малыша можно включить при этом веселую музыку
3. Рисование букв на манке
Все малыши любят рисовать на манке, даже если вашему чаду 8-10 лет ему скучно не будет! Таким образом можно закреплять уже имеющиеся знания или только начинать учить символы алфавита. Для этого нужно взять букварь и попросить ребенка перерисовать все элементы на манке.
4. Изучаем буквы при помощи конструктора
Здесь в помощь можно взять конструктор Лего, всевозможные палочки, силуэты буковок, да и вообще все что окажется под рукой. При помощи таких материалов можно вместе с ребенком учится выкладывать символы алфавита.
5. Обвод букв
Для этого на листе А4 нужно нарисовать большую и яркую букву, а после попросить малыша обвести ее, это можно делать несколько раз цветными фломастерами, как будто рисуя радугу. Таким же образом можно учится писать даже целые слова.
6. Мозаика
Здесь вариантов предостаточно, можно учится складывать по образцу любые символы алфавита и цифры. А чтобы еще больше заинтересовать предложите ему делать это на тесте, предварительно нарисовав на нем фломастером букву. Кроме этого, можно выкладывать буквы с помощью кукурузы, горошка и т.д.
Конечно здесь приведены далеко не все примеры, и способов изучение символов алфавита намного больше! Благодаря таким простым и интересным методам ребенок сможет быстрее освоить не только буквы, но и цифры.
Как самостоятельно выучить алфавит с ребенком 5-6 лет?
Возраст 5-6 лет является оптимальным, чтобы начать учиться читать. Главное — научить грамотно говорить, чтобы преподавателю не пришлось его переучивать. Для обучения подойдут такие же упражнения, что и для трех-четырех лет.
Игровая методика изучения 10 гласных за 5 уроков
Эту методику предложил Глен Доман.
Обратите внимание! В её основе — многократное показывание и озвучивание групп символов с их постепенной заменой. Для этого выпускаются специальные карточки, которые разделены по тематикам
Процесс разбит на 5 уроков:
- Изучение пар гласных (А-Я, О-Ё) с использованием легких стихов — «Это – А», «Это – Я». После первых уроков, необходимо проводить закрепление материала, и только потом переходить к следующему шагу.
- Изучение первых трех гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю) с использованием тех же стихов. Показывают ребенку первые три буквенные пары, а оставшиеся две произносятся самостоятельно, чтобы он не ошибся.
- Изучение трех пар гласных (О-Ё, У-Ю, Ы-И). С этого момента, после добавление новой пары, убирают одну из старых пар. Общее количество представляемых букв должно быть не больше шести. Первые 4 буквы озвучивает малыш, а оставшиеся 2 называет взрослый, не позволяя совершить ошибку.
- К четвертому уроку запоминаются пары гласных (А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И). После закрепляют последние выученные гласные (Ы и И).
- К пятому уроку запоминаются все 10 гласных, остается закрепить последние выученные гласные (Э и Е).
«Говорящая азбука»
Игровая методика обучению согласным
Для изучения согласных, хорошо подойдут следующие игры:
- Домики. Подготавливают два домика для согласных и гласных. Буквы необходимо прикреплять к соответствующему домику, параллельно произнося их звучание
- Гости. Используют те же два домика. Буквы решили познакомиться друг с другом. Например, сначала вышел звук «Г» и решил позвать на прогулку звук «А». Проговаривают звучание букв в слух и спрашивают, какой получится слог.
- Игра с мячиком. Родитель кидает мяч малышу и называет слово. Ребёнок ловит только слова, которые начинаются с гласного или согласного. Второй вариант игры – взрослый кидает мяч, говоря «гласный» или «согласный». Ребенок называет слово, начинающееся с гласной или согласной буквы.
Ставим буквы по порядку
Расстановка букв в алфавитном порядке — один из заключающих этапов изучения. Помочь могут электронные или бумажные плакаты с изображением различных предметов и букв.
Обратите внимание! Использование плакатов сочетает в себе визуальные и ассоциативные принципы обучения, что облегчает процесс восприятия для ребенка
Правила обучения
- Игра — чуть ли не единственная возможность научить в этом возрасте. Он должен быть увлечен тем, что изучает. Поэтому необходимо использовать различные игры и пособия, чтобы изучение азбуки для маленьких детей 4 лет прошло легко и просто.
- Занятия должны быть непродолжительными, не больше 15 минут, но достаточно частыми.
- Обучение можно начинать, если устная речь у ребенка в достаточной мере развита. Если нет, то нужно воспользоваться услугами логопеда.
- Если малыш вдруг потерял интерес к занятиям, то что-то идет не так. Необходимо это выяснить.
- Нужно помнить, что у ребенка есть полное право чего-то не знать и что-то не уметь!
- Нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Предположение, что кто-то лучше не даст хороших результатов. Каждый малыш — индивидуальность!
- Конечно, нужен индивидуальный подход.
- Заниматься, если у ребенка плохое настроение — пустая трата времени.
Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.
Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий. А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя!
Познаем мир
Возится ли ваш малыш в баке с одежкой для стирки или обливается с леечки, поливая вашу любимую клумбу, помогает ли вам приготовить суп или же закапывает в землю папины инструменты – все это первые шаги в познании удивительного и прекрасного окружающего нас мира
Очень важно в этот момент не скупиться на похвалу, даже если очень тяжело на первый взгляд оценить и понять смысл его трудов. Родительское восхищение необходимо для того, чтобы малыш обрел на всю свою жизнь уверенность в себе
Наблюдая за тем, как вы готовите, поливаете, пересаживаете или убираетесь – ребенок делает свои первые открытия в области физики, химии и биологии – то есть познает тайны природы.
Отправляясь с малышом на прогулку, не забудьте захватить с собой увеличительное стекло – совместные наблюдения и новые находки пробуждают тягу к знаниям и пониманию окружающего мира. Будьте готовы к самому любимому слову всех-всех без исключения малышей – тому самому «Почему?». Старайтесь всегда найти ответ на интересующие кроху вопросы, но даже если вы чего-то не знаете, признайтесь ему в этом честно, нежели отвечать с глубокомысленным видом: «Ты еще слишком мал, чтобы это понять». Все, чему ребенок учится от вас – становится фундаментом для его взаимоотношений с другими людьми – приучайте ребенка к самостоятельности, доброте и состраданию. С возрастом он научится поддерживать стабильные отношения с окружающими, а этому, безусловно, способствует посещение детских игровых групп, учреждений и всевозможных детских праздников.
Если же вы предпочитаете домашнее обучение, то вас порадует:
В каком возрасте можно начинать обучение
У педагогов и психологов нет строгих предписаний по поводу конкретного возраста, с которого дошкольника можно знакомить с буквами. Однако самым благоприятным временем для этого специалисты всё же считают пять лет. Такая рекомендация основана на том, что у совсем маленьких детей преобладает наглядно-действенный тип мышления. А вот к 5 годам мозг уже способен воспринимать абстрактную информацию, знаковые изображения, которыми являются буквы.
Кроме того, до 5 лет речевой аппарат ещё только формируется, поэтому кроха часто не может правильно произносить названия некоторых букв. Есть вероятность, что он запомнит их неправильное звучание, что в будущем создаст проблемы при обучении чтению.
По мнению психологов и педагогов, оптимальный возраст для изучения алфавита — 5 лет
Ещё один важный момент. Родители должны понимать, что изучение букв и алфавита тесно связано с обучением чтению. Если начать знакомство с алфавитом слишком рано, малыш может просто забыть буквы к тому времени, когда пора уже будет осваивать чтение (чтобы этого не случилось, повторять их нужно практически ежедневно).
Тем не менее это только общие рекомендации. Не нужно забывать, что каждый малыш индивидуален. И кто-то способен отлично осваивать буквы уже в три года, а для кого-то эта задача становится посильной только к школе.
Правильное знакомство с русскими буквами в 3 года
К трём годам у многих детей уже есть любимые сказки, книжки. В этом возрасте можно выучить с малышом лишь отдельные буквы, и уж точно не зацикливаться на их последовательности (не затрагивать алфавит).
Трёхлетнему малышу стоит сделать или приобрести буквы-игрушки — объёмные, красочные, интересные для разглядывания. На помощь родителям придут различные кубики (лучше объёмные, мягкие) с нарисованными буквами и картинками. Изображение можно выбирать определённой тематики (например, только животные).
Для трёхлетнего малыша буквы лучше всего связывать с игрушками, например, объёмными мягкими кубиками
Например, у меня в детстве был большой надувной мяч, на котором были изображены все буквы алфавита с чёрно-красными картинками. Я помню, что очень любила с ним играть, подолгу рассматривала изображения. Первое знакомство с буквами у меня связано именно с этой игрушкой.
Мама также может выкладывать крохе буковки из счётных палочек, спичек, пуговиц, рисовать их на бумаге, мелом на асфальте. Затем нужно стимулировать малыша повторять эти действия.
4 года: играем и запоминаем
Рекомендации для четырёхлетнего крохи будут теми же, только взрослый начинает использовать для изучения ещё и различные игры: домино, лото, «Волшебный мешочек» и пр.
Кроме того, можно приобрести интерактивную азбуку в виде плаката или книги. Малышам обычно очень нравится нажимать на ней кнопки. В памяти ребёнка отложится форма буквы, он будет связывать графический символ со звуком.
Интерактивная азбука будет связывать графический символ с картинкой и звуком
Ребёнку уже можно показывать различные обучающие мультфильмы, видео, где алфавит, например, предстаёт в виде забавной песенки.
Видео: весь алфавит в виде весёлой песенки
Watch this video on YouTube
5–6 лет: школьные приёмы обучения в комфортных домашних условиях
В 5 лет уже можно учить непосредственно алфавит, то есть буквы в их правильной последовательности. Нужно рассказать ребёнку, что алфавит — это основа нашего языка. Его знание помогает в жизни, например, так гораздо легче ориентироваться в библиотеке, когда нужно найти книгу, начинающуюся на определённую букву.
В это время подспорьем для родителей опять-таки будут игры, более сложная продуктивная деятельность (например, пластилинография, выполнение нетрадиционной аппликации из семян, крупы, салфеток и пр., лепка). На помощь придут различные пособия (печатные азбуки), специальные рабочие тетради, прописи (ведь буквы можно не просто изучать, а сразу учиться их писать).
В 5–6 лет ребёнку можно уже предлагать специальные рабочие тетради, прописи
Кроме того, существует множество полезных приложений для смартфонов, планшетов. Это развивающие игры, помогающие осваивать алфавит.
Как правильно изучать алфавит с детьми
Педагоги и логопеды утверждают что лучше произносить звуки, то-есть не «Дэ» — «Д», «Ка» -«К», «Рэ» — «Р» и т.д. Это позволит в дальнейшем быстрее научится читать и правильно складывать слоги.
Важное правило, никогда не заставляйте малыша учить символы алфавита. Весь процесс обучения должен проходить в форме ненавязчивой игры
Вы, к примеру, можете гуля на улице или находясь в доме, спрятать карточку с буквой и нарисовать «карту сокровищ». Юный кладоискатель найдет букву и получит новое задание: найти предметы, название которых начинается с этого звука.
Отличным решением станет считалка про алфавит (смотрите на картинке справа), она поможет в запоминании правильного порядка.
Важно развивать зрительную память, чтобы в дальнейшем ребенок писал символы алфавита правильно, а не в зеркальном отражении. Для этого используют вот такие карточки, где нужно найти правильную букву или дописать ее
Как ребенка научить запоминать буквы: методики
В мире существует множество интересных и легких способов, методик, как выучить алфавит. Они могут быть представлены как в классическом виде, так и в виде компьютерных игр, лепки или специальных раскрасок.
Раскраски букв
Классические методики
Базовый вариант изучения алфавита — использование карточек с буквами, слогами и образами для закрепления ассоциаций и развития зрительной памяти. Азбука также является отличным вариантом, чтобы обучить основам грамоты.
Обратите внимание! Во время обучения не стоит торопиться, если ребенок устал или перестал заниматься, ему трудно запомнить новое, стоит устроить перерыв и вернуться к этому моменту позже. Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г)
Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки
Для начала стоит заучить базовые гласные (О, У, А, И), а после этого приступить к простым согласным (М, Н, Т, Б, П, Г). Ребенок должен научиться произносить не название буквы, а её произношение. То есть не «ЖЭ» «ЭН» «БЭ», а «ЖЖ», «НН» и «ББ». Начинать изучение шипящих звуков стоит позднее, когда малыш запомнит более простые звуки.
Приучать к изучению букв надо как в домашней обстановке, так и на свежем, особенно летнем воздухе: стоит заинтересовать малыша узнаванию изученных ранее букв на детских и взрослых рекламных щитах, вывесках, английских надписях в онлайн-режиме в играх.
Авторские методики
Созданы все условия, большое количество авторских методик, чтобы выучить буквы, звуки и алфавит. У каждого метода свои достоинства и недостатки.
Важно! Не стоит пытаться использовать и комбинировать все способы сразу. Стоит остановиться на той методике, с которой комфортно и интересно работать малышу
Учим буквы: игровая методика Полякова
Основа метода Полякова — множественное показывание и озвучивание групп символов с постепенной их заменой. В русском языке образуются группы рифмующихся гласных (Э-Е, А-Я, О-Ё, Ы-И, У-Ю).
Продолжительность занятий всего 7-10 минут, частота — 2 раза в неделю. В свободное время надо закреплять ранее пройденный материал.
В этой методике используются карточки с буквами и применяется игровой подход, что облегчает и делает процесс интересным для ребенка.
Кубики Зайцева
Кубики помогут в обучении чтению с 2 лет. Обучение происходит, как увлекательная игра, в ходе которой дети начнут читать намного раньше, чем им наскучит занятие.
Принципы методики Зайцева:
- Системная подача информации.
- Наглядная подача информации, которая задействует разные каналы восприятия.
- Подача информации от частного к общему и наоборот.
Основной принцип методики — обучения не по слогам, а по складам. Склад — созвучие согласного и гласного звука, отдельный гласный звук в виде слога или отдельный согласный звук в закрытом слоге, а также согласной с мягким или твердым знаком.
Карточки Домана
Карточки Домана
С рождения мозг настроен на изучение и познание окружающего мира. С помощью этой особенности можно приступать к успешному раннему обучению. Методика помогает сформировать тягу к знаниям, закладывает основы для высокого уровня интеллекта и помогает научиться раннему чтению.
Обратите внимание! Использовать карточки Домана для обучения можно с шести месяцев. Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись
Чаще всего, представлены в тематических наборах
Они представляют собой изображение и обозначающее его слово-надпись. Чаще всего, представлены в тематических наборах.
Последовательность выстроена от простого к сложному: начинается с простых слов, далее изучаются словосочетания и простые предложения, затем переходят к распространенным предложениям и начинают читать.
Методика Ольги Соболевой
Методика Ольги представляет собой творческий подход к процессу изучения звуков и букв, где задействован доминирующий вид памяти. Процесс обучения разделен на три информационных раздела для:
- визуалов;
- кинестетиков;
- аудиалов.
Процесс обучения построен на игровой форме с плавным переходом к работе с книгами. Необходимо помочь ребенку полюбить печатное слово, а не бояться его.
Рекомендуемый возраст для начала занятий 3-4 года.
Говорящая азбука — плакат, чтобы учить алфавит дома
Мы подготовили для вас обзор самых интересных и увлекательных плакатов с азбукой. Выбирайте плакат, где голос произносит букву и звук
Важно, чтобы ребенок понимал разницу между ними. Будьте терпеливы, во всем поддерживайте ребенка, помогайте ему
Говорящая азбука Знаток. В данном плакате есть буквы, стихотворения, песенки, озвучивание четкое, понятное.
Азбукварик. Ферма и зоопарк. Тут малыш найдет сказки, буквы, цифры, геометрические фигуры, названия животных. Плакат яркий, увлекательный, звук четкий и громкий.
- Плакат Пушкин и Россия. Азбукварик. На полотне изображены персонажи произведений Александра Сергеевича Пушкина, они читают стихи, использована профессиональная озвучка. Кнопки отлично реагируют на нажатие, есть функция автоотключения.
- Плакат безопасность. Азбукварик. – плакат знакомит детей не только с буквами и звуками, но также с правилами дорожного движения. Очень красочный, полезный и прочный.
- Азбука детской безопасности. Знаток. Плакат обучает полезным и нужным в жизни вещам – вежливости, правильному поведению и, конечно, азбуке. Есть функция проверки знаний и музыкальное сопровождение.
Игра говорящая азбука
Говорящая азбука подходит:
- Для тех мам, у которых недостаточно времени для самообучения с ребенком
- Просто для закрепления материала
- Для разнообразия занятий
Плакаты с говорящей азбукой.
- Купить такой плакат можно практически в любом магазине детских игрушек
- Вешаете его на стену в детскую комнату или туда, где ребенок чаще играет
- Если вы занимаетесь с малышом, то говорящий плакат будет лишь дополнением и способом закрепить материал
- Если вы не занимаетесь с ребенком сами, то научите ребенка заниматься с плакатом и он станет сам с интересом подходить и нажимать кнопки
- При нажатии он будет слышать букву и предмет/животное, название которых будет начинаться с данной буквы
Говорящая азбука
Онлайн игры.
- Таких игр много в сети Интернет в открытом доступе
- Такой способ плох тем, что ребенок вынужден заниматься за компьютером. А значит у него могут уставать глазки или даже портиться зрение
- Такие игры лучше использовать лишь иногда для разнообразия
Говорящие азбуки в видео-формате.
- Также означает нахождение ребенка за компьютером
- В отличие от игр ребенок может находится на довольно далеком расстоянии, как при просмотре мультиков
- Также будет хорош иногда для разнообразия
- Один из примеров такого видео смотрите ниже
Вместо вывода
Письменная речь – важная веха в развитии человека. По сути, письменность есть результат достижения определённого уровня осмысления разговорной речи. Это справедливо и для человечества, и для человека. Увы, родители часто упускают из вида, что умение читать и писать основано не столько на том, что вы учите ребёнка писать буквы, сколько на хорошем речевом развитии и некотором общем уровне зрелости личности. Чтобы вам не приходилось заставлять ребёнка учить буквы, у маленького человека должно быть достаточно жизненного опыта, чтобы мочь и хотеть его выразить и записать.
Если у ребёнка достаточно подходящих его возрасту книг, то желание узнать что-то новое из них появляется ещё до того, как ребёнок начинает говорить. А вот способность самому понимать прочитанное ребёнок обретает гораздо позже. Позже, чем начнёт говорить сам. Позже, чем начнёт узнавать буквы, писать буквы. Позже, чем научится складывать буквы в слова.
Так что можно сказать, что сами по себе буквы – малая составляющая умения читать. Честно говоря, значение букв в обучении дошкольников раздуто и коммерциализировано. Разного качества изображения букв покрывают множество игрушек и предметов, предназначенных для младших дошкольников: столики, кубики, погремушки, магниты из детского питания, звуковые азбуки.