Важные аспекты: что развиваем?
Развивать ребенка в 6 месяцев необходимо в соответствии с тем, какие умения у него уже есть, совершенствуя и усложняя их
Если малыш какие-то навыки освоил плохо (не умеет вставать на четвереньки, перекладывать игрушки, переступать ножками), этому стоит уделить отдельное внимание, ведь все эти умения с каждым днем будут нужны ему все больше
Но в любом случае важно развивать малыша разносторонне, чтобы во всех сферах он достигал новых вершин
Итак, что сейчас особенно важно?
Физическое развитие (зарядка, упражнения, укрепляющие мышцы ног, спины, тазобедренные суставы; массаж, закаливание)
Немаловажное значение при этом имеет рацион крохи. Обычно именно с 6 месяцев детки начинают получать прикорм
Родителям важно следить за отсутствием аллергических реакций и сбалансированным питанием.
Координация движений и равновесие. Эти навыки нужны для того, чтобы малыш мог уверенно чувствовать себя в окружающем пространстве, прежде всего, во время ходьбы, которую он освоит всего через несколько месяцев.
Речевые навыки
На пути к первым самостоятельным словам необходимо уделять внимание простым речевым упражнениям, пальчиковым играм, мелкой моторике.
Развитие слуха. Ребенок сейчас хорошо слышит разные звуки
Поэтому важно пополнять этот багаж, учить кроху распознавать ритм речи, музыки. Это поможет ему в будущем правильно строить собственную речь.
Умственные способности малыша также требуют внимания. Простейшие игры на логику, память, внимание помогут в этом.
Эмоции. Положительные эмоции помогают развиваться правильно и гармонично, вызывают привязанность к близким людям, создают ощущение комфорта, закладывают основы чувства юмора.
Развитие ребенка 6, 7 месяцев
Развивающие занятия с ребёнком можно проводить в ванной, во время купания. Если в этом возрасте малыш плохо сидит, то его нужно купать в специальном стульчике. В воде нагрузка на позвоночник намного меньше, поэтому в стульчике для купания с ребёнком ничего страшного не произойдёт. В ванной с ребенком можно поиграть в следующие игры:
- Выжимать губку.
- Ловить руками мыльные пузыри.
- Ловить струю из-под крана.
- Ловить резиновые игрушки, выныривающие из воды. Для этого их необходимо удерживать под водой, а затем отпускать, чтобы они всплыли.
В магазинах можно приобрести специальные непромокаемые книжки. Их можно рассматривать во время купания. На каждой страничке нужно описывать рисунок. К примеру, если изображена кошка, то малышу нужно подсказать, как она разговаривает. Если там изображён мяч, то малышу нужно рассказать, что он скачет. Если на рисунке изображена туча, то малышу нужно сказать, что из неё идёт дождик.
Поводы для беспокойства: когда нужно обратиться к врачу?
Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов. Необходимо обратиться к доктору, если:
- малыш не держит уверенно голову;
- при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
- ребенок не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
- не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
- малыш не делает попыток в произношении звуков;
- кроха не реагирует на звуки и речь;
- грудничок не интересуется игрушками.
Слушаем классическую музыку
Наверняка, вы уже не раз слышали совет о том, что малышу нужно включать классическую музыку. Некоторые даже рекомендуют начинать в период беременности. И это не пустые советы
Прослушивание классической музыки действительно развивает у ребенка внимание, воображение, эмоциональность, гармонизирует психологическое состояние
Если включить 3-4 месячному ребенку Моцарта, то можно увидеть, что он буквально замирает, настолько сосредоточенно прислушивается к звукам. Классическая музыка еще и здорово успокаивает, и может очень хорошо помочь, когда малыш не в настроении. Я часто включала 4-5 месячному сыночку классическую музыку, когда он ехал в коляске и не спал. Просто лежать ему было еще скучно, а вот с музыкой – совсем другое дело.
Поддерживать природную любовь детей к музыке несложно, достаточно регулярно включать ее. Главное, не забывать И не слишком вымещать классику обычной попсой с радио.
ВОТ ЗДЕСЬ можно найти список классики, рекомендуемой к прослушиванию малышам, по этой же ссылке ее можно скачать.
Частые вопросы
Как правильно развивать полугодовалого грудничка?
+
Для этих целей необходимо как можно чаще разговаривать с малышом, петь песенки, рассказывать стихи. Давайте как можно больше предметов разной формы, проговаривая названия, знакомьте с окружающими предметами на улице. Не стоит забывать и о гимнастике, необходимой для гармоничного развития ребенка.
Какие показатели веса и роста норма для шестимесячного грудничка?
+
Средние значения веса у грудничка в полгода составляет 7300-7900 грамм, рост – 65,7-67,6 сантиметров. Эти значения являются усредненными. Так как деыочки могут достигать роста 70 сантиметров и иметь вес 9300 грамм, а мальчики – 71,9 сантиметров и 9800 грамм.
Какой режим дня должен быть у младенца в 6 месяцев?
+
Шестимесячный ребенок в этом возрасте спит до 13 часов в сутки. При этом все еще сохраняется два дневных сна. Режим дня у каждого ребенка индивидуален и зависит от потребностей малыша, его самочувствия.
Какая норма в кормлении у грудничков в полгода?
+
В норме младенец съедает до 600 миллилитров грудного молока, смеси и 200-300 грамм прикорма, которые делятся на шесть приемов.
Какие еще особенные игрушки для развития малыша до года предлагают производители
Детские игрушки на 6 месяцев и старше пользуются огромным спросом, поэтому производители ежегодно обновляют ассортимент, дополняя коллекции новыми интересными решениями
Родители, в частности, рекомендуют обратить внимание на следующие позиции
Мягкие кубики и мякиши
Какие развивающие игрушки нужны для 6, 7, 8 и 10 месячного ребенкаКакие развивающие игрушки нужны для 6, 7, 8 и 10 месячного ребенкаКакие развивающие игрушки нужны для 6, 7, 8 и 10 месячного ребенка
Эти предметы помогают детям быстрее познакомиться с окружающим миром. В качестве развивающих игр для 6-месячных малышей используют серии с изображениями животных. В отличие от игрушек, предназначенных для более старшего возраста, из них не нужно складывать картинку.
Бизиборды — виды развивающих досок для детей
Развивающие игры для детей до года: есть ли необходимость и когда начинать
Развивающие игры для детей 5 – 6 лет: полезные занятия для старших дошкольников
Развивающие игрушки Монтессори и их влияние на детей
Кубики
Многофункциональны. Их можно прикрепить к спинке кроватки, коляске или автокреслу с помощью разъемного подвесного кольца. Они помогут развить мелкую моторику пальчиков, усилить хватательный рефлекс, научить концентрироваться на звуках, повысить внимательность, смягчить нервозность во время прорезывания зубов с помощью грызунков.
Мякиши
Это готовые образы животных. Они выполнены из хлопка/плюша, наполнены поролоном. В комплекте имеются погремушка, пластмассовое колечко, прорезыватель, мягкое зеркало, сеточка, фактурная вышивка, шуршалка.
Фигурки животных
Какие развивающие игрушки нужны для 6, 7, 8 и 10 месячного ребенкаКакие развивающие игрушки нужны для 6, 7, 8 и 10 месячного ребенка
Фигурки животных обязательно должны быть в наличии среди игрушек для малышей от 6 месяцев до года. Это резиновые зверушки для купания, предметы с заводными механизмами, вещи с закругленными концами, вырезанные из дерева.
Пирамидки
С полугодовалого возраста ребенка можно знакомить с пирамидками. Сначала наощупь, затем с 7-9 месяцев, как с увлекательной логической игрой. В 6 месяцев малыш научится ее разбирать, а затем и собирать, в соответствии с размерами колец.
Родителям нужно учитывать тот факт, что ребенок не сможет самостоятельно освоить эту науку. Ему нужно постоянно показывать, как это делается.
Только тогда у него проснется интерес к игрушке, которая поможет ему развить пальчики и координацию движений, запомнить название формы и цветов, понять термины «меньше-больше», «выше-ниже», «тоньше-толще».
До года не рекомендуется покупать пластмассовые пирамидки. Они должны быть изготовлены только из дерева.
Мнение эксперта
Берковская Алина Максимовна
Практикующий детский психолог
В процессе игры можно давать ребенку разные задания, чтобы он скорее запомнил все понятия. Например, при нанизывании колечек на штырь, проговаривать цвета, действия, последовательность.
Сортер
В 6 месяцев малышу сложно сортировать предметы по назначению. Но познакомить его с сортерами необходимо именно в этом возрасте. Буквально через пару месяцев он будет готов играть с этими предметами, уже зная их формы, размеры, очертания и цвета. Он будет готов к сортированию более сложных предметов, когда окончательно освоит пирамидку и познакомится с матрешкой.
Сортеры — это наборы для сортирования разных предметов. Их особенностью является наличие углублений, куда вставляется тот или иной элемент. Для детей до года рекомендуется использовать наборы, сделанные из мягких материалов.
Совместные игры с родителями не только укрепляют их отношения с грудными детьми, но и способствуют всестороннему развитию ребенка. Только мама и папа смогут объяснить ему назначение того или иного предмета, развлечь и успокоить малыша.
Не стоит зацикливаться лишь на развивающих игрушках для 6-месячных детей. Обязательно нужно включать в процесс подвижные игры – «в лошадку», прятки, «самолетик» (имитация полета на самолете в руках у родителя), фитбол (катание на большом мяче) и другие развлечения.
Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца
Познавательное развитие
1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).
2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.
3. Способен 1–3 мин заниматься одним предметом.
Социальное развитие
1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт.
2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.
3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.
4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.
5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.
6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).
7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.
8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Речевое развитие
1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).
2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).
3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.
4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.
Моторное развитие
1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.
3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
4. Уверенно берет игрушку из любого положения.
5. Относительно долго (3–5 мин) может заниматься с предметами.
6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.
8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.
1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц
Как развивать кроху в 6 месяцев
С малышом каждодневно нужно проводить массаж и гимнастику, которые соответствуют возрасту малыша. Кроме этого, нужно производить следующие занятия с крохой:
- Малыш должен учиться ползать. Для этого мама малыша должна его положить на животик, а перед ним на маленьком расстоянии положить яркую игрушку. Если малыш в 6 месяцев умеет хорошо ползать, то задачу нужно усложнить. Можно ползать совместно с ребёнком под веселую музыку.
- К 6 месяцам крохи необходимо приобрести фитбол. Этот мяч необходим для проведения упражнений с малышом. На фитболе можно сделать необычное упражнение под названием «качель». Нужно малыша посадить на мяч, его руки необходимо крепко удерживать и тихонько раскачивать назад и вперёд. Имитация похожа на качание. Можно делать упражнение, пружиня крохи на мяче вниз и вверх.
- Чтобы укреплялись позвоночник и ножки, крохи необходимо поставить на фитбол. Основной вес младенца распределяется на руках мамы. С малышом необходимо сделать 20 штук пружинистых упражнений. В это время можно рассказывать потешки. Например, «поехали-поехали».
Чтобы зарядка проходила более весело, можно включить музыку. Массаж малышу нужно делать под спокойные мелодии. Физзарядку с ребенком нужно проводить под детские песенки. Физкультура с ребенком должна проводиться в то время, когда кроха в хорошем настроении и спокоен. В этом возрасте у детей часто начинают резаться первые зубки. Если прорезывание зубов малышу даётся с трудом, то упражнения с крохой нужно отложить.
Психоэмоциональные особенности развития.
К этому возрасту начинают проявляться первые личностные особенности малыша. Становятся заметными характерные черты темперамента, начинают закладываться основы характера ребенка, уже можно составить представление о степени его эмоциональности в будущем.
Любознательность. Ребенок в свои полгода проявляет активный осознанный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Требует от окружающих конкретные предметы, подолгу может занимать сам себя: перекладывание игрушек из одной руки в другую, рассматривание и «ощупывание» новых вещей, в этом возрасте дети особенно любят стучать предметами друг о друга.
Дети начинают манипулировать родителями. У них уже четко сформировалось понимание, что конкретные люди являются источником конкретных действий (криком просятся на руки).
Постоянно идет пополнение пассивного словарного запаса и понимание смысла услышанного. Малыш осознанно смотрит на называемый объект.
Полугодовалый ребенок отличает речь постоянно находящихся рядом людей от посторонних
Услышав неподалеку, например, маму, младенец обязательно обратит на себя внимание криком или активными звуками.
В мышлении четко формируются причинно-следственные связи. Если игрушку бросить, она упадет; если потрясти погремушку, раздастся шум.
Малыш пытается делать первый осознанный выбор: какую игрушку взять, к кому пойти на руки.
Совершенствуются навыки речи
Ребенок 6 месяцев старается копировать речь взрослых, лепет постоянно усложняется разными слогосочетаниями.
Быстрая оценка развития. Что умеет Ваш ребёнок в 6 месяцев?
Специалисты Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства разработали простую анкету, которая помогает родителям быстро оценить развитие своего ребёнка в первый год жизни.
Ответы на вопросы анкеты позволяют предварительно оценить навыки малыша: соответствуют ли они норме или есть основания для более глубокого обследования.
Начало анкеты здесь (о развитии ребёнка в 3-5 месяцы жизни).
Вопросы анкеты, соответствующие возрасту ребёнка 6-8 месяцев:
19. Плачет при прерывании игры
20. Понимает интонации голоса.
21. Отличает близких людей от чужих по внешнему виду.
22. Может произносить много согласных звуков (например: в, с, ш, м, н, ф, з).
23. Поворачивает голову в сторону взрослого, произносящего его имя.
24. Улыбается своему отражению в зеркале.
25. Подражает последовательности из нескольких звуков.
26. Произносит слоги: ма-па-ба-да.
27. Произносит несколько звуков на одном дыхании.
28. Понимает запрет, выраженный интонацией голоса или словом «нельзя».
29. Протестует, будучи оставлен в одиночестве.
30. Радуется изображению в зеркале и гладит его.
31. Любит играть в «поймай меня».
32. Выполняет «дай ручку», «ладушки».
33. На вопрос «где» ищет и находит названный предмет взглядом.
34. Устойчиво сидит (не падает) от нескольких минут до получаса.
35. Ползет на животе, отталкиваясь ногами и подтягиваясь руками.
36. При ползании умеет встать на четвереньки.
37. Стучит игрушкой по столу.
38. Держит в каждой руке по игрушке и стучит ими друг о друга.
39. Отбрасывает то, что не нравится.
40. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
41. Поворачивается с живота на спину.
42. Вытягивает ленту и манипулирует ею.
43. Все тащит в рот.
44. Любит сосать пальцы руки.
45. Встает на ноги, ухватившись за мебель.
46. Использует клешневый захват игрушек (большой палец против всех других)
47. Может ползти, зажав в руке игрушку.
48. В положении стоя ставит одну ногу впереди другой.
49. Знает (показывает) части тела.
50. Рассматривает мелкие детали и части в игрушке или на рисунке.
51. Имеет отчетливые вкусовые привязанности.
52. Предпочитает игрушки звучащие и шумящие.
53. Перестает кричать при звуках музыки.
54. Тщательно со всех сторон рассматривает игрушки и предметы.
55. Перекладывает предмет из одной руки в другую.
56. Держит чашку и пытается пить из чашки.
57. Сам держит и ест печенье или сухарик.
Кроме психомоторного развития, которое мы разбираем в этой статье,успешность развития ребёнка оценивается ещё по 2-м направлениям:
- Состояние сна ().
- Набор массы тела и динамика изменения роста ( и ).
В среднем, прибавка массы тела за 6-ой месяц составляет 600 г, а длина тела увеличивается на 2 см.
Читайте здесь о развитии ребёнка в возрасте 7 месяцев.
Физиологическое развитие
Рост полугодовалого ребенка должен составлять 64-68 см, а вес — 6,8-8,5 кг. Отклонение от нормы на 1 кг в весе и на несколько сантиметров в росте не должно вызывать опасений. В соответствии с набором веса необходимо корректировать питание. Если у ребенка наблюдается недостаток веса, то в прикорм следует вводить каши, способствующие увеличению массы тела. Если же кроха хорошо набирает вес, а возможно и имеет его избыток, то основную часть прикорма должны составлять фруктовые и овощные пюре. Чтобы грудничок хорошо рос и полноценно развивался, он должен получать все нужные микроэлементы и витамины.
Ниже представлена таблица физического развития ребенка – нормы роста и веса девочек и мальчиков по данным ВОЗ и педиатров России:
В конце 5 месяца жизни дети учатся самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно. После освоения этого навыка, ребенок начинает его часто практиковать. Малыш не просто лежит на животике, он опирается на ручки, пытается приподняться, старается встать на коленки.
Лежа на животе, шестимесячный ребенок может опираться лишь на одну руку, а второй брать какие-нибудь предметы. Ему хочется все трогать, щупать, изучать. Если он не может дотянуться до интересующего предмета, то будет смотреть на него, разжимая и сжимая кулачок.
Появляется осознание, что у него две ручки. Он берет игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, сравнивая ощущения и убеждаясь, что на ощупь она одинаковая в обеих ручках. Малыш может взять в каждую руку по игрушке.
Некоторые родители фиксируют на видео все достижения своих малышей, поэтому они знают, в каком возрасте у их ребенка появилось то или иное умение. Впоследствии это может пригодиться при появлении второго ребенка в семье.
В полгода многие малыши начинают перемещаться. Кто-то пятится назад, отталкиваясь руками, кто-то вращается вокруг себя на животике, а кто-то уже передвигается на четвереньках. Если ребенок научился ползать в 6 месяцев – это хорошо. Если же он еще не умеет этого делать, ничего страшного в этом нет. Некоторые малыши вообще не ползают. Пропуская этот этап развития, они сразу встают на ножки и пытаются ходить.
Шестимесячный ребенок еще не готов ходить, но он подготавливает тазобедренные мышцы к этому процессу. Если малыша поднять и удерживать за подмышки, он станет отталкиваться ножками, пританцовывая и подпрыгивая. Если поднимать за ручки ребенка из положения лежа, то он будет сам стараться подтянуться и сесть.
Быстро развивается мелкая моторика рук. Пальчики крепко и уверено удерживают различные предметы. Малыш активно интересуется мелкими предметами, пытается их взять сначала ручкой, а если не получается, то двумя пальчиками. Он трясет игрушки, слушая издаваемый ими звук, стучит ими друг об друга, выкидывает их, внимательно следя за полетом и падением. Игрушки исследуются не только руками, но и ртом, облизывая и кусая их.
Если ребенок не интересуется мелкими предметами, это не является признаком отставания в развитии. Просто малышу интересны более крупные игрушки.
В этом возрасте крохе нравится, когда меняют положение его тела в пространстве: качают влево-вправо, вверх-вниз, поднимают повыше, кружат по комнате. В эти моменты тренируется вестибулярный аппарат, а малыши получают массу удовольствий, они радуются, улыбаются, смеются.
Более наглядно увидеть умения шестимесячного ребенка можно на видео в конце статьи.
Сон ребенка в 6 месяцев
Большинство детей в 6 месяцев спит от шести до восьми часов подряд. Когда у детей в этом возрасте есть проблемы с самостоятельным засыпанием, некоторые родители используют метод, разработанный педиатром Ричардом Фербером. Метод Фербера предполагает положить ребенка в кроватку, пока он еще не спит. Этот метод хорошо работает для многих семей, но вы можете экспериментировать с разными методами сна, прежде чем найдете тот, который работает лучше всего именно для вас.
Теперь, когда ваш ребенок может переворачиваться самостоятельно, не пугайтесь, если вы положили его спать на спину, а он просыпается на животике. Риска неправильного дыхания во сне значительно ниже в шесть месяцев, чем это было в первые несколько месяцев жизни.
[], []
Эмоциональное развитие крохи
В какие игры играть, чтобы ребёнок проявил эмоции? Можно поиграть в прятки. Для этого мама закрывает лицо руками и говорит: «Ку-ку, малыш, ты где?» А потом нужно убрать ладони от лица и сказать: «А вот и мама!». В эту игру можно играть с игрушками. У игрушки нужно мордочку закрыть лапками. Обычно ребёнок весело хохочет при этой игре.
Кроме кастрюль и тарелок, крохи привлекают и другие «взрослые» принадлежности. Когда малыш начинает ползать, то он в шкафах ищет интересующие его предметы. Особенно детей интересуют те вещи, которые они видели в руках у взрослого человека:
- Детей привлекает пульт от ТВ.
- А вот кнопочный телефон вызывает меньший интерес.
- Если у родителей дома есть неработающий пульт, то его нужно дать малышу.
- Перед этим его нужно тщательно промыть и продезинфицировать.
Если родители думают, что их малыш слишком маленький, и ничего не понимает, то они заблуждаются. Не нужно лениться общаться с ребенком. Для общения нужно использовать каждую возможность. Чтобы общаться с ребенком, необязательно ему постоянно петь песни и пересказывать стихи. Во время выполнения какого-то действия мама может рассказывать малышу, что она делает.
Когда мама выполняет домашнюю работу, она может рассказывать малышу про ту вещь, которая на данный момент находится у неё в руке. С ребёнком не надо много сюсюкать, с ним нужно разговаривать обычными взрослыми словами. Таким образом, у крохи будет сформировываться пассивный запас слов. Когда малыш начнет разговаривать, у него будет богатый словарный запас.
Заниматься с малышом нужно только в хорошем настроении, потому что ребёнок очень тонко чувствует настроение мамы и ее эмоциональное состояние. Детям очень нравится учиться чему-то новому. Если мама включит фантазию, то у неё не будет возникать вопросов, как играть с ребенком в 6 месяцев.
Осмотр у врачей и вакцинация
педиатр
После осмотра врач принимает решение о плановой вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и вирусного гепатита В, гемофильной инфекции (группа риска).
Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2018 году регулирующийся Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» вычеркивает из осмотра таких врачей, как: невролог, хирург и ортопед. Также в 6 месяцев не нужно сдавать общий анализ крови и мочи.
Но, при необходимости, врач может выписать направления на внеплановое посещение других узких специалистов, сдачу анализов и проведение различных обследований. Однако, уже с 2020 года в России станут обязательными еще две прививки.
Изменения в режиме дня шестимесячного ребёнка
В идеале у малыша в полгода уже должен сформироваться «правильный» режим дня. Сон налажен, кормления, прогулки и купания по чёткому расписанию. Если этого до сих пор нет, стоит проконсультироваться с педиатром по вопросу грамотного формирования у ребёнка режима.
Грудничок в 6 месяцев спит около 14,5 ч в сутки. При этом на ночной сон приходится порядка 9-11 часов, а на дневной — 3-3,5. Если малыша ничего не беспокоит, в ночное время он может даже не будить маму. Впрочем, тут все индивидуально. Кто-то из детей даже сейчас частенько просыпается — даже не для того, чтобы поесть, а чтобы почувствовать присутствие мамы.
Днём ребенок спит 2-3 раза — от 40 мин. до 2,5 ч. Но уже сейчас у грудничка может незначительно меняться режим — он будет спать не три раза, а два. Это нормально.
Частые проблемы
В полугодовалом возрасте чаще всего могут возникнуть такие проблемы:
Боль и беспокойство от прорезывающихся зубов.
В таком случае у ребенка воспаляются и чешутся десна, ухудшается самочувствие, появляется капризность. Может повышаться температура, появляться жидкий стул. Для облегчения состояния можно использовать прорезыватели, специальные гели с анестетиком.
Если вакцинация АКДС идет по плану, то в этом возрасте малышу необходимо делать третью прививку.
После нее особенно часто проявляются негативные реакции. Мама должна заранее быть готова к возможному повышению температуры и прочим проблемам.
Плохой ночной сон.
При этой проблеме поможет соблюдение режима дня, длительные прогулки, между ночным сном и последним дневным должен быть достаточно большой промежуток времени, чтобы младенец успел утомиться (около 3-4 ч).
Очень подвижен и часто получает травмы.
Поэтому стоит заранее обезопасить малыша, убрав все опасные предметы, заблокировав дверцы, розетки, лестницы и прочее.
Обычно в этом возрасте малыш делает первые попытки ползти, а некоторые дети уже могут делать это уверенно. Если хотите узнать как научить ребенка ползать, переходите по нашей ссылке и смотрите подзаголовок “Упражнения”.
Физическое развитие
Этот аспект во многом зависит от развивающих игр. Попробуйте заинтересовать малыша «прыжками» и «танцами», это отлично повлияет на его эмоциональное состояние, а также послужит хорошей тренировкой тех групп мышц, которые задействуются при ходьбе. В шесть месяцев мышцы бедер и тазового пояса ребенка еще плохо развиты, поэтому помимо ежедневной гимнастики,для формирования правильной ходьбы можно применять ходунки.
При этом не забывайте о безопасности. Пусть малыш учится ходить в помещении, где нет ступенек, открытых розеток, работающих обогревательных приборов и прочее. Ну и, конечно же, не держите в доступном для малыша месте мелкие, стеклянные или ценные предметы, помните, что ваш малыш подошел к такому возрасту, когда его любопытству нет предела.
Кроме того спрячьте лекарственные препараты, которые тоже могут заинтересовать малыша, что не редко приводит к негативным последствиям в частности к медикаментозным отравлениям.
Какие существуют особенности развития малыша в 6 месяцев
Как считает доктор Комаровский, хорошо развитый ребёнок в 6 месяцев должен обладать следующими навыками:
- Озвучивать слоги. Откликаться на собственное имя.
- Самостоятельно сидеть.
Если из этого перечня кроха что-то не может, то с ним необходимо заниматься. Чтобы помочь малышу самостоятельно сесть, ему каждый день необходимо проводить массаж. С крохой нужно заниматься гимнастикой, которая ему показана по возрасту. Если малыш не откликается на собственное имя, то с ним нужно чаще разговаривать и называть его по имени. Если малыш не озвучивает слоги, то с ним необходимо произносить побольше простых слов. Например, сюда относятся слова «пока» и «привет». Детскими педиатрами применяются немного другие критерии, чтобы определить, нормально развивается малыш в 6 месяцев или нет. По оценкам специалистов, в 6 месяцев кроха должен уметь следующее:
- Лепетать или произносить слоги.
- Должен уметь брать в руки игрушку и играть с ней.
- Из положения на животе должен уметь переворачиваться на спину.
- Кроха должен уметь ползать или приподниматься на ручках.
- А также у крохи должен быть навык, чтобы он кушал с ложки.
С 6 до 7 месяцев нужно приложить все усилия, чтобы малыш приобрёл новые навыки.
Режим дня и сон
В течение дня у малыша по-прежнему остаётся 2 — 3 дневных сна и один ночной. Продолжительность дневных индивидуальна. От получаса да нескольких часов.
Активная фаза сосания у них смещается на последние несколько часов сна.
Чтобы крохи крепче и дольше спали, в их жизнь можно ввести небольшие ритуалы. Ритуал – это определённая последовательность действий, совершаемых перед отхождением ко сну.
Например, гимнастика, или занятия на фитболе, — купание – массаж – бутылочка или грудь перед сном – колыбельная. Так, привыкнув к заданной последовательности, ребёнок уже будет знать, что после всех этих действий надо засыпать.
Где найти новую игрушку?
В возрасте шести-семи месяцев нередко самым привлекательным местом в доме становится кухня. Во-первых, тут чаще всего бывает мама и творит что-то страшно интересное в своих кастрюльках и сковородках, из которых доносятся умопомрачительные запахи. А во-вторых, здесь столько всяких баночек, коробочек и крышечек, что просто глаза разбегаются! Но можно ли с этим играть? Конечно! На любой кухне наверняка найдутся:
- пластмассовые чашки, ложки, тарелки и другая посуда (в ней можно понарошку готовить еду, размешивать «кашу» ложкой и угощать ею игрушечных друзей);
- деревянные ложки любых размеров (они отлично стучат!);
- маленькие кастрюльки и крышки к ним (можно примерять разные крышки к кастрюльке и выбрать подходящую);
- пластмассовые бутылки – пустые или наполненные водой, различными крупами (только не нужно до конца заполнять бутылки, тогда будет интереснее следить за тем, как движутся крупинки или переливается вода);
- пластмассовые банки с крышками (положите внутрь, скажем, несколько кусочков сахара и поэкспериментируйте с такой домашней погремушкой);
- материя разной фактуры и цвета (подойдут небольшие полотенца и даже чистые тряпочки для мытья посуды);
- маленькие коробочки с крышками и без них (в коробочки тоже можно положить что-нибудь интересное, например, небольшую игрушку или кусочек яблока);
- любые «мячики» – от шарика для пинг-понга или теннисного мяча до яблок, апельсинов, клубков шерсти и т.д.
- одноразовые бумажные стаканы или пластмассовые стаканчики из-под йогурта (их можно вкладывать один в другой, строить башни, а потом разбирать);
- отличная игрушка – набор разноцветных поролоновых губок для мытья посуды. Сначала малыш будет их сжимать, ощущая пальчиками новую текстуру, а ближе к году, возможно, вместе с вами попытается выстроить из губок башню, дорожку или лесенку для маленькой куклы.
Не стремитесь «завалить» ребенка игрушками в надежде на то, что он надолго оставит вас в покое, разбирая свои сокровища. В этом возрасте малыш может заниматься лишь одной-двумя игрушками. А когда они ему наскучат, вы замените их новыми.
Психологи считают, что для развития ориентирования в пространстве полезно располагать игрушки на некотором расстоянии от малыша, чтобы он мог их достать, подтянув к себе. Можно и привязывать к игрушкам ленты длиной около 30-50 см, тогда возможности манипулирования игрушками увеличатся. Лучше использовать ленты или тесьму из натуральных тканей (прекрасно, если они будут разные по фактуре – шелк, бархат, хлопчатобумажная тесьма, кружево). Капроновые ленты слишком жесткие, и обычно они не очень нравятся детям.
Физиология
Развитие ребенка в 6 месяцев, и питание у малыша появляется прикорм. Если новая пища выплевывается, значит, ребенок еще не готов к новому меню. Задача мамы понять это и ввести новшество позднее.
Детям, имеющим избыточный вес, надо начать с пюре из овощей. А худеньким лучше всего подойдут каши из риса, гречи и кукурузы, сваренные на воде без соли и сахара. С первого прикорма малыша следует приучать к ложечке. Бутылки с соской использовать только при необходимости (в дороге).
Появление в рационе прикорма не исключает кормление ребенка грудью, ведь материнское молоко, богатое антителами, по-прежнему необходимо крохе в этом возрасте.
Питание
Основным питанием шестимесячного малыша остается грудное молоко, но ребенку в 6 месяцев рекомендуется вводить в рацион первый прикорм. Чаще всего таким прикормом выступает детский кефир или овощное пюре., но в случае, если малыш плохо набирает вес, первым прикормом служит каша.
Прикорм вводят постепенно, начиная с совсем маленьких доз. Если ребенок нормально переносит продукт, то норму постепенно увеличивают. За неделю от чайной ложки доводят до полной порции и заменяют одно кормление. Через неделю можно начинать вводить следующий продукт.
У детей на искусственном вскармливании введение прикорма начинают раньше. Обычно к шести месяцам меню таких детей более разнообразно. Оно включает каши, овощи, кисломолочные продукты, соки, однако молочная адаптированная смесь все еще необходима, она – основа питания.
Подробнее о питании в этом видео: