Повышаем у ребенка самооценку

Как воспитать ребенка уверенным в себе: способы


Способы воспитания ребенка уверенным в себе

Итак, есть несколько способов, позволяющих решить вопрос, как воспитать ребенка уверенным в себе.

Итак, способы следующие:

Когда родители принимают ребенка как есть, проявляют безусловную любовь и учат любить окружающий мир,  также прислушиваться к своим ощущениям, то с младенчества он будет иметь завышенную самооценку. Родители его постоянно обнимают, говорят о любви. Слишком ярые проявления любви не всегда хорошо

Согласно мнению психологов, чтобы показать любовь достаточно только улыбнуться.
Родители должны сосредоточить внимание на сильных качествах ребенка. Не стоит выделять недостатки

Давайте ребенку проявлять себя. Ваша задача научить его оценивать адекватно свои силы, избавить его от смущения и робости.
Родители должны поощрять малыша, чтобы он стремился к успеху. Да, взрослые не всегда такие и это нормально. Успех — это не показатель ценности, а уровень самооценки.
Всегда развивайте у ребенка новые навыки и способности. Это приведет его к успеху. Может быть это будут незначительные умения, но они повысят самооценку.
Когда у ребенка появляется выбор, то это значит, что у него развивается ответственность. Благодаря выбору он подвергает себя риску или приводит к победе. Начать всегда лучше с малого — позвольте ребенку выбирать одежду, продукты и так далее. В более старшем возрасте это позволит ему делать правильный автор.
Когда взрослые решают какие-то сложные вопросы, то они чувствуют удовлетворение. Это же касается и детей. Позвольте им решать некоторые сложные задачи, а также пробуждайте интерес, чтобы ребенку самому хотелось это делать.
Научите ребенка заботиться о себе и других. Главной задачей родителей является поддержание здорового образа жизни и забота о себе. К примеру, научите его выбирать одежду по погоде.
Дети от природы любознательны и им всегда хочется пробовать новое. Если вдруг появляется интерес к новому спорту, то поощряйте его. Не стоит говорить, что он сейчас пару недель походит и перестанет. Пусть так, но это будет его выбор, он ищет себя.

Смысл всех вышеуказанных способов заключается в том, что родители должны поощрять ребенка, а не расхваливать его. Похвала наносит больше вреда. Если постоянно говорить, что все прекрасно и потрясающе, то в итоге самооценка ребенка затормозится. Бывает, что дети делают наоборот, чтобы показать родителям их правоту.

Почему самооценка вообще имеет значение

Дети с развитым чувством собственного достоинства гораздо лучше учатся, проще справляются с жизненными трудностями. Из них с куда большей вероятностью вырастут полноценные, психически здоровые люди, способные брать на себя ответственность и решать многочисленные задачи. Дети же с нарушенной самооценкой часто вырастают невротиками, страдают депрессиями, алкогольной зависимостью и даже наркоманией. Конечно, это несколько утрированно, и далеко не все дети с подобными проблемами разделят столь печальную участь. Но психологические исследования ясно показывают, что предрасположенность к социальной деградации есть именно у детей, испытывающих проблемы с самооценкой.

Классификация

Существует три типа самооценки. Заниженная, как и завышенная негативно сказываются на развитии и будущем ребенка.

  1. Завышенная самооценка. Ребенок уверен, что он всегда прав, не считается с мнением других людей, пытается контролировать окружающих, указывая на их недочеты. Такой малыш не видит свои недостатки, он считает себя самым лучшим, заявляет об этом вслух.
  2. Заниженная. Человек ведет себя неуверенно, боится делать первый шаг, принимать решение, брать на себя ответственность. Такой малыш убежден, что хуже других, он переоценивает достижения других ребят, не замечает свои успехи. Ребенок застенчив и обидчив.
  3. Адекватная самооценка. Присутствует вера в свои силы, правильное оценивание своих возможностей. Если у такого ребенка что-то не получается, он не расстраивается, терпя неудачу. Промахи его закаляют, позволяют двигаться дальше, приложив еще чуть-чуть усилий. Малыш не боится обращаться к ровесникам или взрослым за помощью, сам помогает окружающим.

Наличие адекватной самооценки способствует нормальному общению со сверстниками, осваиванию новых навыков, высокой успеваемости в школе, умению себя защищать, отстаивать свои права, выбирать любимое дело.

Как поднять самооценку девушке

Чтобы повысить самомнение, научитесь любить себя. Для этого определите собственные достоинства и каждый день напоминайте себе о них, особенно в моменты, когда чувствуете неуверенность.

Красивая одежда поможет быстрее повысить самооценку. Чтобы почувствовать, как придать себе уверенности и повысить самооценку с помощью гардероба, подберите собственный стиль

При этом руководствуйтесь своим вкусом и ощущениями — важно, чтобы вы ощущали физический и психологический комфорт в новой одежде. Не пытайтесь копировать чей-либо стиль

Занятия спортом помогут обрести уверенность, ведь регулярные тренировки сделают фигуру стройной и позволят чувствовать себя здоровой и энергичной

Важно, чтобы выбранная физическая нагрузка нравилась. Сбалансированный рацион поможет дополнить эффект от спорта, поскольку подарит лёгкость в теле и улучшит настроение

Не забывайте следить за личной гигиеной. Одежда всегда должна быть чистой, выглаженной и аккуратной. Регулярно мойте голову и расчёсывайте волосы, ведь девушке с неопрятной причёской не получится чувствовать себя красивой.

Научитесь нормально реагировать на похвалу и комплименты. Никогда не отрицайте хороших слов, сказанных в ваш адрес — лучше отвечайте на них благодарностью.

Найдите сверстников с общими интересами, ведь общение с ними пойдёт на пользу вашей самооценке. Постарайтесь подружиться с позитивными и уверенными в себе девочками, которые смогут оценить вас по достоинству.

Виды самооценки у ребенка

Как и взрослых, у детей самооценка бывает здоровой или неадекватной: завышенной или заниженной. К. Мрук дополнительно выделяет защитные формы самовосприятия. Они возникают в случае, когда один из компонентов становления самооценки (ценность, компетентность) недостаточно развит или отсутствует:

  1. Первый тип проявляется в виде удовлетворенности собой при незначительных жизненных достижениях. Уровень притязаний при этом искусственно занижается, чтобы избежать переживания своей несостоятельности при возможном поражении. Так, ребенок может говорить, что ему неинтересно какое-то занятие, в то время как он просто боится потерпеть неудачу в новом деле.
  2. Второй тип характеризуется развитием максимально высокого уровня компетентности, чтобы компенсировать ощущение своей недостойности. Отсюда часто берут истоки синдром отличника у детей и трудоголизм у взрослых.

Синдром отличника как проявление заниженной самооценки

Как повысить самооценку ребенку

Формирование самооценки начинается задолго до подросткового возраста, однако с 10–11 лет происходит активное становление личности: у ребенка появляется интерес к самому себе, своим возможностям, способностям, умениям. В этом возрасте очень полезно начинать работу над самооценкой.

Поднять самооценку и помочь ребенку стать уверенным в себе помогут практические советы родителям.

Любите малыша и принимайте его таким, какой он есть. Выражайте свою любовь вербально и невербально: говорите теплые слова, обнимайте, целуйте. Делайте это просто так, без всяких причин.
Хвалите его за конкретные действия, например за то, что убрал в комнате, самостоятельно собрал портфель и пр. Не бойтесь перехвалить.
Когда вы ругаете малыша, ругайте его за конкретные поступки, а не просто так. Он должен понимать, что ваше недовольство направлено на его действия, а не на личность.
Любая критика должна быть конструктивной. Никогда не унижайте малыша, не называйте его глупым, тупым, никчемным. Этим вы только внушите ему, что он ни на что не способен. Лучше подумайте вместе над совершенной им ошибкой и помогите найти способ исправить ее.
Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за успехи, подбадривайте, если он чего-то боится
Это добавит ему уверенности.
Акцентируйте внимание на сильных сторонах личности сына или дочери, а не на недостатках

Помогайте раскрывать таланты, не ругайте за ошибки и промахи
Важно научить ребенка адекватно оценивать свои силы и возможности в той или иной сфере жизни. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе и придаст сил двигаться вперед.
Поощряйте малыша в достижении успеха, мотивируйте его на новые достижения, поддерживайте его уверенность в своих силах

Научите его достойно проигрывать и не воспринимать проигрыш как трагедию.
Развивайте у ребенка новые способности и навыки, которые помогут ему достичь новых высот. Это могут быть даже мелочи, например научиться выращивать цветы в горшках или ухаживать за домашним животным. Чем большего он сможет достичь, тем выше начнет сам себя оценивать.
Прививайте сыну или дочери ответственность. Для этого давайте возможность выбирать, как поступать в тех или иных ситуациях и самостоятельно отвечать за свой выбор. Начать можно с малого, например предложить малышу самому выбирать одежду для прогулки или игрушки, которые он хочет взять с собой в детский сад. Научившись самостоятельно принимать решения в мелочах, он сможет делать более сложный выбор.
Не решайте за ребенка проблемы, которые он может решить сам. Найдя выход самостоятельно, он почувствует гордость за себя и обретет уверенность в своих силах.
Учите сына или дочь заботится о себе, ценить свое физическое и психическое здоровье, выстраивать личные границы, преодолевать застенчивость в отношениях с другими людьми.
Поощряйте любознательность малыша, пусть он пробует себя в разных видах деятельности – спорте, искусстве. Это поможет ему получить разнообразные знания и умения и понять, чего он хочет на самом деле.
Время от времени просите у ребенка совета, как у равного или старшего. Дайте ему почувствовать себя значимым и нужным.

Работа над самооценкой ребенка может оказаться непростым делом, однако она стоит того, чтобы ей заниматься. Адекватное восприятие самого себя, уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности и не давать себя в обиду – важные качества, которые помогут человеку лучше устроиться в жизни.

Хвалите в два раза чаще

Типичная ошибка многих родителей: хорошее воспринимать как должное, а за провинности обрушивать на ребёнка поток замечаний. Самооценка ребёнка страдает от такого формата обратной связи

Важно благодарить детей за усилия, которые они прилагают в учёбе, домашней работе, сдержанности в общении с родственниками. При этом похвалы должны звучать в два раза чаще, чем критика

Если ребёнок получает достаточно одобрения, он охотнее прислушивается к замечаниям и у него формируется положительный образ своего «Я».

Похвалы должны быть подробными и многословными, как и замечания. Просто сказать: «Молодец!» — мало. Нужно обязательно пояснить, чем для вас ценен поступок ребёнка. Говорите: «Спасибо, что сам вспомнил и убрал в своей комнате!». Или: «Мне так приятно, что вы смогли сами договориться и мирно разрешить спор!».

Гораздо реже случается перегиб в обратную сторону, когда ребёнком восторгаются по поводу и без. Чтобы этого избежать, отмечайте только те хорошие и правильные поступки, которые потребовали от ребёнка усилий. Не стоит постоянно восхищаться внешностью детей, ведь в выразительных чертах нет их заслуги. Лучше отмечать результаты труда ребёнка. Например, когда он постарался и получил более высокую отметку, украсил дом ко дню рождения сестры.

Как и когда формируется самооценка у ребенка

Самооценка очень важна для полноценной жизни человека. Она формируется главным образом родителями. При этом взрослые, проявляя любовь и заботу к детям, могут сами не замечать, что уничтожают в них уверенность в себе. Часто родители стараются обеспечить своему ребенку счастливое детство, устраивая ему праздники, поездки на отдых, покупая дорогие игрушки. Но никакое финансовое благополучие не компенсирует ребенку чувство собственной полноценности, если он постоянно слышит от взрослых критику в свой адрес и высказывания о его ничтожности.

В психологии принято различать 3 вида самооценки:

  1. Заниженная. Такая самооценка самая опасная. Она заставляет ребенка чувствовать себя ущербным, неполноценным, ненужным. Он испытывает страх и неуверенность.
  2. Адекватная. Ребенок оценивает себя именно таким, каким и является. Он осознает все свои плюсы и минусы.
  3. Завышенная. Слишком высокое самомнение мешает ребенку нормально воспринимать свое значение в обществе.

Причинами заниженной самооценки чаще всего являются следующие факторы:

  • непривлекательная внешность;
  • наличие внешних дефектов;
  • недостаточно высокие умственные способности;
  • неправильное воспитание;
  • неуважительное отношение со стороны старших детей в семье;
  • неудачи, которые остро воспринимаются ребенком;
  • финансовые трудности в семье, из-за которых условия проживания подростка хуже, чем у его одноклассников и друзей;
  • заболевание, которое заставляет ребенка чувствовать себя неполноценным;
  • смена места проживания;
  • воспитание ребенка в неполноценной или неполной семье.

Прежде, чем предпринимать меры по повышению самооценки ребенка, необходимо точно удостовериться в наличии данной проблемы.

Признаком недооценивания себя является чрезмерная скромность, стеснительность и замкнутость. Неуверенные в себе дети очень ранимые, сверхчувствительные. Они мало общаются с ровесниками, живут в собственном мире.

Выявить факт заниженной самооценки поможет простой психологический тест. Следует предложить ребенку нарисовать самого себя. Преобладание темных цветов и изображение человечка невзрачным свидетельствует о наличии у юного художника проблем с осознанием собственной значимости.

В таком случае рекомендуется попросить ребенка изобразить себя вместе с другими членами семьи. Если он нарисует себя непропорционально маленьким по сравнению с родственниками, можно с уверенностью говорить о его низкой самооценке.

Чрезмерно повышенное самомнение не менее вредно. При завышенной самооценке ребенок растет эгоистичным и эгоцентричным. На любую критику он отвечает активным протестом.

Уважайте его мнение и вкус

Никогда не критикуйте вкус своего ребёнка. Даже если вам кажется, что он вырядился непонятно как, а от включённой им музыки раскалывается голова. Ребёнку нужно чувствовать в вас опору и искреннюю заинтересованность, ему не нужны ваши оценочные суждения. Позвольте ему найти себя, научиться выбирать и отстаивать собственное мнение. Интересуйтесь тем, что он слушает и смотрит. Иначе вы рискуете прослыть занудой и потерять с ним связь.

Валентина Паевская

детский нейропсихолог, блогер

Просите ребёнка закачивать вам на смартфон новую музыку, посещайте квесты и концерты его любимых групп, смотрите фильмы. Это поможет удержать эмоциональную связь и понять, что сейчас волнует вашего подростка.

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Низкая самооценка

Низкая самооценка может привести к различным расстройствам психического здоровья, включая тревожные и депрессивные расстройства. Более того, она увеличивает риск возникновения суицидальных мыслей.

Признаки

Человек с заниженной самооценкой может:

  • верить, что другие лучше него;
  • с трудом выражать свои потребности;
  • часто испытывать страх, неуверенность в себе и беспокойство;
  • испытывать сильный страх неудачи;
  • с трудом принимать положительные отзывы;
  • иметь проблемы с тем, чтобы сказать «нет» и установить личные границы.

Социальная экономика

Хорошие плохие чувства: почему эволюция не уничтожила депрессию

Формирование самооценки у ребенка

Низкая самооценка ребенка делает его очень ранимым и чувствительным. Такие дети часто попадают в неловкие ситуации. Именно эта черта характера становится причиной застенчивости и робости. Из-за низкой самооценки малыш не может постоять за себя и отстоять своё мнение. Некоторые родители так хотят вырастить послушного ребёнка, что воспитывают нерешительных и закомплексованных детей. Таким детям сложно достичь успеха в жизни, ставить перед собой цели и идти к ним. Они думают, что ничего не смогут и не верят в свои силы. Чтобы такого не произошло, нужно изменить отношение к процессу воспитания. Формирование самооценки ребенка – очень важная операция.

Оценить способности ребенка

Допустим, вы перестали сравнивать вашего ребенка с Петей и приводить в пример Катю, а олимпийскую медаль и нобелевскую премию в один год он еще не получил, что делать? Узнайте своего ребенка получше! Возможно, он и не спортсмен и не ученый. Да, всем родителям хочется умных, веселых, задорных (лучших!) детей. Но и для ребенка, и для вас, и для ваших отношений будет гораздо лучше, если вы примите уникальность и его несовершенство.

Узнайте ребенка, приглядитесь к нему, хоть на неделю снизьте требования и заметьте его индивидуальные особенности: что-то дается легче, что-то труднее, что-то он не осилит никогда. И это нормально! Признание за ребенком его особенностей позволит вам быть более гибким родителем в плане требований и ожиданий. Например, ваше чадо ни разу не спортсмен (и тогда можно уже отстать от него со спортивными достижениями, и радоваться тройке по физре), зато тонко чувствующий музыкант (и тогда можно поднажать с требованиями в музыке).

Виды самооценки у детей

Выделяют 3 вида самооценки: нормальная, завышенная и заниженная.

  1. Нормальная. Ребенок адекватно себя оценивает и его поведение выражается в следующем:
    • нет страха пробовать новое;
    • может найти решение проблемы самостоятельно, но если не получается, умеет обратиться за помощью;
    • признаёт свои ошибки и исправляет их;
    • нормальная коммуникация со сверстниками.
  2. Завышенная. Ребёнок переоценивает свою значимость. Завышенная самооценка выражается в:
    • эгоцентризме;
    • болезненном восприятии критики;
    • привлечении внимания любым способом;
    • агрессии в общении со сверстниками, желании унизить других.
  3. Заниженная самооценка характеризуется:
    • тревогой и неуверенностью в себе;
    • стеснительностью;
    • недоверчив остью и страхом быть обманутым;
    • замкнутостью и обидчивостью;
    • негативным настроением.

Формирование правильного восприятия критики

Всегда проявляйте интерес к делам несовершеннолетнего, узнавайте о его трудностях

Важно правильно научить его воспринимать критику со стороны друзей или учителей. Объясняйте детям, что иногда нужно признавать свои ошибки или же культурно отстаивать свою точку зрения

Не жалейте расстроенного подростка, а просто посоветуйте ему, как вести себя в подобных ситуациях. Объясните ребенку, что критика не является личной обидой, ведь у других может быть иное мнение, нежели у него. Дайте ему понять, что критика может стать стимулом для дальнейшего развития, объективной оценкой своих дальнейших действий.

Как понять, что у ребенка занижена самооценка: признаки

Когда вы думаете как воспитать ребенка уверенным в себе, то наверняка, появились какие-то признаки

Прежде чем приступать к делу, важно понять, надо ли это делать вообще


Признаки заниженной самооценки у ребенка

Итак, у детей и подростков заниженная самооценка проявляется следующим образом:

  • Внешний вид может быть неряшливым или небрежным
  • Говорит ребенок тихо, невнятно. Он всегда извиняется за свои поступки, даже если этого не требуется
  • К своим поступкам он относится слишком критично
  • Часто выражение лица показывает как бы страдания. Во время разговора он не смотрит на собеседника
  • Дети стараются быть незаметными, а потому часто садятся на край стула и переплетают ноги или прячут их под стул
  • Часто они попадают в плохие компании, потому что оказываются ведомыми, а еще нередко от них можно услышать жалобы на плохое самочувствие
  • Такие дети являются интровертами, то есть из эмоции направлены внутрь себя, а не наружу
  • Дети, имеющие заниженную самооценку, могут проявлять излишнюю агрессию. Она является их защитой. Они в себя не верят и в других тоже
  • На критику реагируют слишком болезненно, могут заплакать
  • Могут проявлять самоуверенность. Это является признаком низкой самооценки потому что постоянно есть желание «выделиться из толпы»
  • Желание всегда быть первым. Ребенок постоянно испытывает стресс, а потому ему приходится доказывать что он лучший. Уверенный в себе человек делать этого не станет

Приемы для повышения самооценки

Несложные приемы помогут поднять ребенку самооценку и почувствовать уверенность в себе.

Советуйтесь

Принимая любое решение, всегда спрашивайте совета у ребенка. Это поможет ему понять свою значимость и поднимет самооценку. Однако в данном случае есть одно «но». Даже если ваше мнение расходится с пожеланиями малыша, старайтесь следовать его рекомендациям. Иначе эффект от этого приема будет полностью противоположенный – вы разовьете массу комплексов и страхов. И в следующий раз вам попросту побоятся высказать свои мысли.

Просите помощи

Сын отлично справится со сломанной табуреткой, дочка – зашьет оторвавшуюся от блузки пуговицу. Не пытайтесь сделать все сами, просите помощи у своих детей. При этом относитесь к ним как к равным и не требуйте немедленного выполнения своих прихотей. Обязанности (уборка, мытье посуды, чистка картофеля) – это совершенно другое, их младшие члены семьи должны выполнять беспрекословно.

Изображайте слабость

Взвалив все на себя, родители растят тепличных детей. В будущем, став взрослыми, многие из них даже суп приготовить не могут. И это не говоря о более серьезных задачах. Любая работа будет вызвать уныние. Ведь раньше за них все делали окружающие – бабушки, мамы, друзья. Во взрослой жизни люди должны уметь отвечать сами за себя.

Вы можете попросить поухаживать за заболевшим членом семьи, сходить в магазин и купить все необходимое. Подростки уже могут оплачивать счета, отправлять почту, гулять с собакой. Чем старше ребенок, тем больше он должен помогать родителям. Конечно же, сваливать на него все заботы по дому тоже не стоит.

Что дети часто думают о себе

За 20 лет практической работы мне приходилось работать с детьми разных возрастов и с совершенно разными проблемами

В этой работе всегда важно знать, какое у ребенка отношение к самому себе: что он думает о себе, как себя воспринимает

Вот типичный диалог:

– Расскажи мне про себя, какой ты по характеру?– Неряшливый.– А ещё какой?– Не знаю.– А если подумать ещё?– Невнимательный.– А ещё какой?– Упрямый, глупый.– А что тебе в себе нравится? Какой ты?– Нормальный. Не знаю.

Невесёлый разговор… Ребёнку легче говорить о себе плохо, чем хорошо!

«Тупица, неряха, невнимательный, глупый, лентяй, дурачок, драчун, от тебя только проблемы, не на что не способен» – ребёнок постоянно слышит эти слова в свой адрес от взрослых и сам начинает в них верить :((

Я рекомендую родителям уделять большое внимание самооценке ребёнка – это залог его психологического и душевного здоровья сейчас и в будущем

Поднимаем самооценку подростку (12–18 лет)

В этом видео психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства» Марина Романенко подробно рассказывает о том, что нужно сделать родителям, что бы у подростка с самооценкой стало все в порядке. Советуем посмотреть до конца.

Казавшийся самостоятельным и самодостаточным школьник вдруг превратился в неуверенного юношу. Тревожный симптом, который нельзя оставлять без внимания. Профессиональная диагностика поможет понять причины, как и доверительный разговор с отцом или матерью. Выберите наиболее подходящий метод и постарайтесь поднять самооценку подростку до того, как она станет проблемной:

Акцентируйте внимание молодого человека на том, что гораздо важнее быть собой, чем соответствовать чужим идеалам. Приводите примеры из жизни значимых для него людей (родных, сверстников или даже звезд).
Ведите разговоры без поучающих интонаций

Постарайтесь объяснить на своем примере, что для достижения успеха нужно по–настоящему принять и полюбить себя.
Переключите внимание от проблемной области, в которой сформировалась низкая самооценка.
Поддерживайте увлечения, интересуйтесь внешкольной жизнью подростка, даже если не слишком одобряете аниме, готику или стрит–арт. Искренне гордитесь результатами совместной работы: повесьте грамоту за участие в выставке в общей комнате, выложите в соцсеть отчет о совместной поездке на соревнования по хип–хопу.

Забудьте о негативных оценках и критике. Придется побороть в себе злого учителя. Изучите несколько техник НЛП и научитесь давать негативную оценку в позитивном ключе: «Ты здорово это придумал! А что если добавить/изменить вот здесь?..» Конфликт с подростком – это верный путь потерять его доверие на долгое время.

Подростки протестуют по каждому удобному поводу, высказывая свое мнение и свою позицию. Родителям не стоит недооценивать силу личности подростка. Его самоощущение равно взрослому, а самоуважение и самоуверенность могут зашкаливать, даже при низкой самооценке. Таков признак и парадокс взросления.

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Повышаем самооценку школьнику (6–10 лет)

У школьника впервые возникают два важных мотива: «быть как все» и «отличаться чем–то от всех, быть лучше». Первый нужен, когда действуют общие правила. Второй возникает в условиях соревнования и обращается к самолюбию. Если ребенок достигает успеха в соревновании, то его самооценка повышается.

  • Помогите развить его личный особый навык: художественный или технический.
  • Примите участие в эстафете, олимпиаде, пообещайте награду за успех в контрольной по математике. Не забудьте похвалить за минимальное продвижение и мотивировать на следующий шаг.
  • Вселить уверенность в десятилетку очень просто: объясните, что гордитесь им, его умениями, его лучшими качествами. Что любите его не за что–то, а потому, что он есть, вы цените его как личность и готовы помогать.

Дети очень отзывчивы на искренность взрослых, на поучительный доброжелательный тон.

Они с удовольствием идут на контакт, даже после серьезных конфликтов. Впрочем, конфликтов лучше избегать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий