7 тренингов для внимания
Запоминается то, что замечено
Ребенок краткосрочно задерживает внимание на движениях, звуках, цветах, световых пятнах с первых дней жизни
Тренируйте концентрацию внимания ребенка с трех-четырех месяцев во время игр — например, «ку-ку», когда мама прячет лицо, или игрушку
Эмоции малыша: интерес, радость, удивление удерживают внимание на игре на несколько секунд, в зависимости от возраста ребенка и раздражителя.
В младшем возрасте, когда ребенок учит названия предметов и действий – учите новые слова с ним вместе в повседневном общении. Называйте действия, цвета, предметы, какие заинтересовали ребенка
Если требуется, привлеките детское внимание, куда считаете нужным. Поддерживайте интерес малыша к новому и общайтесь с ним, как можно чаще.
Показывайте ребенку книги — выбирайте издания, какие нравятся вам и ребенку
Неважно, на каком языке книга написана, главное, чтобы иллюстрации удерживали внимание ребенка во время ваших коротких, эмоциональных пояснений по картинке. Если ребенок отвлекается на мелочи и теряет мысль – тренируйте усидчивость и концентрацию внимания.
Давайте ребенку собирать пирамидки, кубики, мозаику, пазлы, другие конструирующие игрушки
Пробуйте лепить, клеить, резать, рисовать, раскрашивать кистью, карандашом, фломастером. Посидите рядом, удержите внимание ребенка на занятии.
Катайте по полу, или кидайте мячик – в темпе, какой вы ребенку навязываете. Тренировка с нарастающим темпом эффективнее, но не переутомляйте малыша.
Концентрацию внимания тренирует игра: “папа сказал”. Детям от имени папы даются простые команды: сесть, встать, подпрыгнуть. Если команда дана от лица ведущего – ее выполнять нельзя. Вспомните игру: «Да» и «Нет» — не говорить, черного, белого — не называть.
Когда ребенок умеет читать, предложите поискать на странице загаданное из текста слово. Мы читали по очереди с ребенком по одному предложению, заодно тренируя темп чтения. Если ребенок часто отвлекается, не сконцентрирован – добавьте тренингов внимания.
Упражнения 5 и 6 провоцируют контакт с партнером по игре, поможет завязать веселый диалог с ребенком. Диалог — лучшее средство для развития речи ребенка.
Помощь школьнику
Дети младшего школьного возраста (особенно те, которых отправили учиться с 6 лет) подвергаются большим нагрузкам. После детского сада, где всего-то нужно было поспать, покушать и поиграть, им нужно высиживать уроки (да еще и запоминать пояснения школьного учителя), делать уроки
В таких условиях важно развивать мышление и внимание ребенка
С детьми младшего школьного возраста можно практиковать упражнения для улучшения всех видов памяти
Это поможет сфокусировать внимание (а что еще нужно для быстрого и качественного выполнения школьного задания), развивать образное мышление
Что влияет на процесс развития памяти?
Зная факторы влияния на интенсивность запоминания можно составить максимально действенную программу тренировок.
Желание узнавать новое. Ребенок очень хорошо запомнит только то, что ему по-настоящему ново и интересно. Хороший пример: некоторые дети старшей группы садика запоминают массу информации о динозаврах, корабле- и машиностроении, но при этом не могут запомнить фамилии своих одногруппников или алфавит. Ребенок должен хотеть учиться.
Степень осознания. Для результативной работы детям просто необходимо понимать: а ради чего все это? Для чего нужно запоминать столицы государств? Или названия континентов?
Максимальная ассоциативность
Яркие впечатления и ассоциации способствуют быстрому и долговременному запоминанию материала, поэтому во время обучения необходимо уделить данному моменту особое внимание. Нужно продумать как сложную и тяжелую информацию трансформировать в более комфортную для детского восприятия.
Внимательность
Без внимания со стороны ребенка или аудитории, запоминание практически невозможно. Перед тем как приступить к занятиям на совершенствование запоминательных способностей, необходимо научить ребенка концентрироваться, развить его внимательность, которая впоследствии станет хорошим фундаментом для развития памяти.
Еще один атрибут, без которого эффективность занятий будет стремиться к нулю – это систематичность. Только регулярные тренировки обеспечат положительную динамику.
Развитие памяти у ребенка: цели и методы
Память — удивительная и далеко не полностью изученная психическая способность человека. Степень развития памяти во многом характеризует степень развития ума: память развить можно только вместе с интеллектом.
Некоторые люди обладают высокими врожденными мнемоническими возможностями, а другим нужно упорно трудиться для их стимуляции. Хорошая память является эффективным инструментом, позволяющим достичь превосходных результатов в любом жизненном начинании. Поэтому одной из первостепенных задач родителей, мечтающих об успешном будущем своих детей, есть всестороннее развитие их способностей к запоминанию.
Разновидности памяти
В зависимости от того, какой тип психической деятельности предшествует запоминанию, память делят на:
- образную;
- двигательную;
- эмоциональную;
- словесно-логическую.
Образная память — это сохранение впечатлений, которые были получены с помощью различных органов чувств. Информация поступает к человеку через зрение, слух, осязание, обоняние и восприятие вкуса. У большинства людей развиты слуховая и зрительная память. Остальные виды образного запоминания развиваются у тех, чьи профессии или ежедневные занятия связаны с деятельностью, затрагивающую эти органы чувств — например, у парфюмеров, массажистов или поваров.
Образная память одной из первых развивается у детей. Они начинают запоминать образы, воспринятые через органы чувств, с возраста 1-1,5 лет. В первые годы жизни это основной тип запоминания. Лучше всего работает тактильная память — младенец познает мир через прикосновения.
Двигательная память позволяет запоминать различные движения. Так дети обучаются ходить и писать. Этот тип памяти появляется с первых месяцев жизни. По мере взросления рефлекторные движения становятся более осознанными, что получается в результате процесса запоминания.
Благодаря эмоциональной памяти ребенок запоминает, что в жизни приносит удовольствие и неприятные чувства. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции являются основой процессов побуждения к действию или избегания чего-либо в поведении детей. В первые годы жизни запоминание эмоций носит в большей степени условно-рефлекторный характер.
Словесно-логическая память развивается позже всего. Она отвечает за сохранение и воспроизведение собственных мыслей, прочитанных или услышанных предложений. Этот тип запоминания используется и при заучивании материала наизусть и при понимании смысла прочитанного или услышанного. Словесно-логическая память присутствует только у людей, другие 3 типа встречаются у некоторых животных.
В зависимости от того, применяются осознанные усилия для запоминания или нет, память у детей и взрослых делится на произвольную и непроизвольную. При произвольном запоминании стоит цель сохранить свойства объекта, текст или впечатления в памяти. Большая часть жизненного опыта формируется посредством непроизвольного запоминания. У детей с первых лет жизни преобладает непроизвольная память, по мере взросления развивается способность целенаправленно запоминать информацию.
Память бывает кратковременной и долговременной. Отличия состоят в том, насколько долго человек помнит что-либо. При кратковременном запоминании информация забывается через какое-то время. Если что-то отложилось в долговременной памяти, человек может помнить это всю жизнь. Для активизации долговременного запоминания нужно приложить больше усилий, периодически повторять и воспроизводить материал.
Страшная правда про зрительную память
Зрение — является основным каналом восприятия у большинства людей, мы получаем информацию на 80% через органы зрения. Мы доверяем больше своим глазам, чем ушам.
Этот вид памяти развит в совершенстве у людей творческих профессий — художников, дизайнеров, архитекторов, модельеров.
Объем этой памяти не имеет границ. Проводился эксперимент: испытуемым показывались фотографии, а потом предлагались новые. Нужно было выбрать, те что они видели раньше….
Объем картинок успешно предъявляемых испытуемым доходил до 11000, но и это был не предел.
Есть еще одна разновидность этой памяти — фотографическая. Она связанная с памятью правого полушария. Правое полушарие мыслит образами, картинками.
Если она развита, то ребенок, прочитав один раз книгу, может ее всю пересказать или отвечать на вопросы, перелистывая ее у себя в голове. Методика Макото Шичиды как раз развивает эту способность у детей (ссылка отроется в новом окне).
И, развивая фотографическую память, мы будем развивать правое полушарие, отвечающее за воображение, интуицию.
Все 5 органов чувств связаны с правым образным полушарием. Развивая все органы чувств, мы также развиваем наше правое полушарие.
Очень интересные упражнения для развития зрительной памяти
1. Посмотрите внимательно на какой-нибудь предмет в течение 30 секунд, подмечая все важные детали, а потом закройте глаза и попробуйте мысленно представить его, а потом нарисовать по памяти.
Важно рисовать с мысленного образа, а не с живого предмета
2. Возьмите 7 цветных карандашей или нарисуйте 7 геометрических фигур разных цветов, попросите ребенка посмотреть на них в течение 30 секунд, чтобы запомнить. Закройте предметы и пусть ребенок по памяти опишет все 7 предметов.
После того, как он закончит описывать покажите ему еще раз эти предметы, если он ошибся. Пусть еще раз на них посмотрит и повторно опишет.
Можно играть на улице. Договоритесь с ребенком, что вы будете описывать только что прошедшего мимо вас прохожего.
3. Запоминание деталей. Например, вы договорились запомнить лицо знакомого вам человека. Начинайте запоминать с деталей. Какой у него нос, какие глаза.
4. Игра «Найди отличия»
Берете картинки по возрасту детей.
Но самое важное, что нужно не искать отличия, поскольку вычленять — это способность левого полушария, логического, а нужно тренировать восприятие целой картинки. Показываете на 2 секунды одну картинку, а потом показываете две и просите ребенка сказать, которую он видел первой
Показываете на 2 секунды одну картинку, а потом показываете две и просите ребенка сказать, которую он видел первой.
5. Самое быстрое упражнение «Что пропало?». Рассыпьте любые предметы на столе, которые у вас есть под рукой. Карточки от лото, карты, маленькие игрушки, столовые приборы, если вы на кухне. Начинайте с 7 штук.
Дайте ребенку посмотреть на них несколько секунд, потом пока ребенок не видит уберите одну, а остальные перемешайте. Пусть ребенок скажет, какой предмет пропал.
Есть специальные упражнения, которые развивают фотографическую память, но о них я скажу позже.
6. Можно использовать карту Сперлинга.
Смотреть на карту в течение 20 секунд, чтобы запомнить, потом написать на листочке, что запомнилось, стараясь воспроизвести все правильно.
Если вы хотите потренировать зрительную память у себя, то вам сюда, а приемы, развивающие фотографическую память здесь (ссылки откроются в новом окне).
Медицинский вопрос
Как уже отмечалось выше, многие родители ищут волшебные препараты или таблетки, которые бы помогли развивать внимание ребенка и стимулировать его мышление. Панацеи, чудодейственного лекарства, которое бы сделало из шаловливого карапуза гения, пока нет
Но есть целый ряд медикаментов, которые помогают улучшить интеллектуальную деятельность у детей младшего школьного возраста — неотропные препараты.
Что делают эти препараты? Давайте разберемся, в чем причина того, что мышление ребенка заторможено, а внимание рассеянно. Как правило, проблема кроется в недостаточном насыщении мозга питательными веществами и кислородом
Единой причины, которой можно было бы объяснить происходящее, нет. Факторы могут быть как неврологические (стресс, страхи), так и связанные с питанием.
Неправильная пища (чипсы, злоупотребление сладким), а также тонизирующие напитки понижают свойства памяти
Даже обычное переедание вызывает отток крови от мозга, вследствие чего внимание рассеивается, а мышление затормаживается
Неотропные препараты насыщают мозг кислородом, его активность увеличивается в разы. Но не думайте, что употребляя таблетки, ваше чадо станет вундеркиндом.
Препараты основаны на высвобождении внутренних резервов организма, то есть ребенок не сможет выйти за те умственные рамки, которые характерны для его лет.
Помочь развивать мышление могут и обычные витаминные таблетки. Они содержат витамины группы В, йод и железо. Такие препараты рассчитаны на то, чтобы помочь детям младшего школьного возраста адаптироваться к нагрузкам учебного заведения, и принимать их можно с семи лет.
Перед тем, как начинать употреблять любые препараты, нужно посоветоваться с врачом. И витамины, и неотропные препараты отпускаются без рецепта.
И если витамины можно использовать самостоятельно, то бесконтрольное употребление неотропов может обернуться бедой. А так как ассортимент их очень широк, лучше предварительно посоветоваться с психиатром или неврологом, чтобы он назначил те препараты, которые помогут именно вашему чаду.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Какая бывает память у детей?
Прежде чем приступать к развитию памяти у малыша, следует понять, какие бывают виды детской памяти:
Произвольная память, при которой для запоминания используется воля. Непроизвольная память включается бессознательно.
Непосредственная (механическая) – примером можно назвать заучивание стихов в том случае, когда ребенок не знает значений каких либо слов. Опосредованная же означает предварительное осмысление ребенком информации.
Кратковременная и долговременная
У дошкольников очень часто можно наблюдать такую ситуацию, когда они помнят что-то очень важное буквально 5 минут, а затем забывают. Так, например, лучшие друзья в детском саду за день могут несколько раз поссориться и помириться, но при этом даже забыть, из-за чего же был спор
Позже, к школьному возрасту, более развитой становится долговременная память.
Память у ребенка также делится на слуховую, зрительную, тактильную, кинетическую.
Ассоциативное мышление
Улучшение оперативной и других видов памяти невозможно без опорных точек, которые не дают заблудиться в лабиринте мыслительных процессов. Не только время, потраченное на эффективные методики, но и понимание законов запоминания влияют на деятельность мозга. Помогут развить память упражнения, связанные с ассоциациями.
У человека не получается запомнить непонятные вещи. Информация откладывается в памяти, если индивид её осознаёт. Помощником запоминания выступает ассоциативное мышление. Оно строится на том, что новые образы вызывают уже существующие из сознания и связываются с ними. Разные понятия могут ассоциироваться по смежности (лето и жара), на контрасте (тёплый и холодный) и иных критериях. Однако информация лучше запоминается, если использовать фантазию, а не логическое мышление. В этом случае в памяти остаются яркие и необычные ассоциации, созданные с помощью разных органов чувств.
Метод соощущений помогает построить связь между понятиями и запомнить их:
- Детям будет легче запомнить цифры, если подобрать к ним ассоциации. На бумаге записывают числа и затем придумывают, на что они похожи. К примеру, 0 напоминает яйцо, а 8 — снеговика. Это поможет в дальнейшем быстро запоминать номера в телефонной книге.
- Месяцы и конкретные даты проще отложить в памяти, ассоциируя их с приятными событиями, которые произошли в тот или иной период жизни.
- При методике соощущений следует подключать все 5 органов чувств. Например, к словосочетанию «жареная картошка» можно создать несколько ассоциаций. Необходимо вспомнить, как она выглядит, пахнет, какая на вкус и что слышно, когда блюдо готовится.
5 простых упражнений для развития мозга
Watch this video on YouTube
Детская память: особенности и правила развития
Память у детей отличается от памяти взрослых. У детей память еще не сформировалась полностью, поэтому она более гибкая и подвержена изменениям. Детская память развивается постепенно и зависит от многих факторов, таких как возраст, наследственность, окружающая среда и образование.
Одним из главных правил развития памяти у детей является ее постоянные тренировки. Чем больше ребенок использует свою память, тем лучше она развивается
Кроме того, важно создавать для ребенка благоприятную среду для запоминания информации. Например, можно использовать игры, песни, рифмы и другие методы, которые помогают лучше запоминать информацию
Игры и упражнения на запоминание последовательностей
В 2009 году специалист по возрастной психологии Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали школьники с дефицитом рабочей памяти.
По 35 минут в день они занимались с обучающей компьютерной программой. Им надо было прослушать, а потом повторить серию букв и цифр, запомнить последовательность ряда огней, наблюдать за огоньками на сетке, а затем воспроизвести их после поворота сетки на 90 градусов.
Эксперимент шел шесть недель, задачи постепенно усложнялись. У большинства детей трудности с запоминанием исчезли, причем эффект занятий сохранялся и спустя полгода. Показатели IQ у детей не изменились, но обучаемость повысилась.
Попробуйте повторить этот эксперимент дома! Познакомьте ребенка с играми, где нужно запоминать порядок событий, например «Я пошел на рынок и купил»: участники по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие позиции. Много игр и упражнений на запоминание последовательностей можно найти в интернете.
Какие есть методы для развития памяти?
Пока ребёнок запоминает материал непроизвольно бесполезно насильно заставлять его сидеть над сборниками стихов. Чтобы занятия были увлекательными и полезными, найдите подходящий игровой метод тренировки памяти.
В дошкольном и младшем школьном возрасте развивать память нужно через образы и ассоциации. Можно разделить типы запоминания информации на двигательный и тактильный, образный и слуховой.
Самые маленькие учат буквы, слова и цифры, переворачивая и расставляя кубики с изображениями. Или запоминают названия геометрических форм с помощью игрушек-фигур. Или попробуйте тактильную игру, когда ребёнок с завязанными глазами трогает предмет или материал и старается его распознать.
Двигательный метод развивает у ребёнка трудовые навыки. В этом помогают различные кружки и секции дополнительного образования. Раньше популярными были кружки шашек и шахмат, сегодня — это робототехника. Уже с шести лет дети через тактильный и двигательный методы понимают, что такое 3D пространство. Могут самостоятельно собрать шагающего робота и начинают разбираться в основах электроники.
Приходите заниматься в IT-школу АдукарУ нас есть курсы программирования и робототехники. Погружаемся в информационные технологии, создаём и тестируем игры. На занятиях дети тренируют память и развивают природную любознательность.
Образный метод эффективно помогает в запоминании стихов и других литературных произведений. Например, вы можете разыгрывать по ролям пьесы, придумывать дополнительные обстоятельства, в которых происходят события. Также для развития воображения и запоминания необходимо ежедневно читать вместе с детьми и рассматривать иллюстрации.
Слуховой метод помогает в закреплении полученной информации. Например, можно слушать аудиокниги и обсуждать сюжет или отрывки диалогов с ребёнком. Также, полезным будет записать на диктофон школьный урок и дома переслушать его.
Эффективные упражнения для школьников
Способствуют развитию памяти и запоминанию слов функциональные настольные игры. Например, Activity (12+) и Scrabble (10+) развивают образное мышление и навык запоминания слов. Игра Все на борт (4+) помогает в развитии зрительной памяти. Мобильные приложения также могут стать удобными тренажерами памяти. Попробуйте развивающий набор мини-игр Peak (3+), подборку нетипичных задач в приложении Математические хитрости (3+) или аналог Скрабл — Эрудит (3+).
Чтобы держать память ребёнка в тонусе, почаще задавайте ему вопросы в повседневной жизни. Так он будет рассказывать, как прошёл его день или какая тема была на уроке географии. Покажите, что вы увлечены рассказом и хотите узнать подробности. Тогда ваше общение станет первым шагом к закреплению пройденного материала в школе и на кружках.
***
Подписывайся на уведомления adukar.by, чтобы узнавать о важных новостях, акциях и мероприятиях первым!
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.
Легкий способ развития слуховой памяти
Бывает такое, что кто-то говорит рядом, а вы не слышите? Или ребенок находится на уроке, а слышит только свое имя из всего потока информации, когда уже учитель заметил, что он летает и обращается к нему.
Это происходит потому, что внимание не направлено на эту информацию. А может быть так, что ребенок слушает, но информация в одно ухо влетает, а в другое вылетает). Тренировка звуковой памяти — это, к счастью, и тренировка внимания и интереса. Есть много упражнений на развитие слуховой памяти
Тренировка звуковой памяти — это, к счастью, и тренировка внимания и интереса. Есть много упражнений на развитие слуховой памяти.
Попробуй повтори или 10 слов.
Называем вслух последовательность слов, а потом просим повторить ребенка эти слова. Можно начинать с последовательности 5 слов.
Лето, зима, корабль, стол, дверь. Потом удлиняйте последовательность слов.
Как можно помочь ребенку запомнить слова? А можно с ними проделывать удивительные фокусы: увеличивать, уменьшать, приделывать уши, нос, чтобы они стали смешными, тогда запоминание будет в радость и эффективнее.
Веселая игра «Снежный ком»
Играют как минимум вдвоем. Первый говорит слово, а второй повторяет слово и добавляет свое. Каждый игрок повторяет уже сказанные слова в той же последовательности и добавляет новое слов и так далее.
Сначала можно ограничиться 10 словами. Добавление может быть любым существительным, прилагательным, глаголом.
Самое эффективное упражнение
Самое удивительное и полезное упражнение. Развивает не только слуховую память и увеличивает ее объем, но и доставляет удовольствие. Мне интересны игры и упражнения, дающие много пользы по всем направлениям.
Это очень важное занятие и очень, очень полезное. Это как пить чистую воду для организма
Так же необходимо делать это упражнение, а именно, учить наизусть!
Мы можем сказать, что ребенку достаточно не выучить, а понять. Однако, у нас существует два пути запомнить: проложить след (дорожку) повторениями и связать с чем-то ассоциацией.
Допустим ребенок понял определение. А с чем он его свяжет, с учителем? Это тоже вариант)
Но ребенкино понимание висит в воздухе, если у него нет базы, на которую ложится, привязывается его понимание предмета.
А вот эту базу и дает учение наизусть
Поэтому учить наизусть важно! Это говорила наш ученый Наталья Бехтерева, которая изучала головной мозг в течение 40 лет. Она сокрушалась, что мы забросили самый эффективный способ развивать память
Сейчас у учеников присутствует синдром пустой головы, потому что родители стали относится к этому действию очень неоднозначно, в школе редко просят учить наизусть.
Хорошо, что нам еще задают учить стихотворения и таблицу умножения наизусть.
Как правильно запомнить на долгое время изложено здесь (откроется в новой вкладке).
Как тренировать память у ребенка? Нужно делать самое полезное и простое упражнение
Лучше взять стихи, поэмы. Выбираете для ребенка или вместе с ним поэму и учите по одной строчке в день. Нужно повторять строчку, пока она не запомнится.
Учите до тех пор, пока он не сможет повторить строчку сначала или с конца, чтобы он знал, где стоит каждое слово.
Нужно чтобы каждое слово было понятным и образ его как бы стоял перед глазами. Пусть думает о самом слове, о его значении, можно умственно рисовать картины того, что он запоминает.
Потом учите следующую строку с тем же эффектом и т.д
И самое важное — вы повторяете при этом выученные предыдущие сроки. Каждый день по одной строчке
Когда выучите всю поэму, можно приступать к следующей.
Потом вы обнаружите, что ребенок может заучивать наизусть не одну строчку, а две, три, а потом вы удивитесь.
Эффект от этого упражнения, не только развитая слуховая память, но и увеличение объема запоминания, объема памяти, развития внимания, и самое главное интереса к словам.
Еще одно эффективное упражнение — музыкальное
Сейчас ведь дети слушаю музыку. Так вот, включите несложную мелодию, прослушайте ее вместе и ребенком, а потом попробуйте вместе в ним повторить мелодию, пропеть ее или просвистеть.
Это очень сильно развивает слух, а также внимание и интерес к звукам. Ну и, конечно, слуховую память
Если вы еще не читали про музыку, с помощью которой можно бысрее запоминать, то читайте статью Как использовать музыку для развития мозга и памяти (откроется в новой вкладке).
Это не просто музыка, а музыка помогающая много и быстро запоминать!
5 тренингов извлечения информации
Извлечение информации тренируется такими способами:
- Дошкольникам доступно разгадывание загадок, где надо извлечь из памяти и проанализировать вероятные варианты ответа. Школьники пробуют решать кроссворды, тренируя память и логическое мышление.
- При решении головоломок тренируется воображение, память и стратегическое мышление, ведь, нужно понять, как увязать разнородную информацию. Школьникам это посильно.
- Викторины развивают одновременно концентрацию внимания, кратковременное хранение информации, ее извлечение и анализ. К тому же, викторины увлекательны и тренируют любопытство ребенка.
- Все составляющие памяти тренирует игра в «слова». Первое слово называет ведущий, следующий игрок называет слово, которое начинается на последнюю, или предпоследнюю букву услышанного слова, и так далее. Вариант этой игры – в «города».
- Прокачку памяти улучшит физическая активность, особенно та, что тренирует ритмику и скорость реакции. Полноценное питание и крепкий сон подразумеваются.
Задания для развития внимания и памяти для детей
Развитию памяти и внимания детей дошкольного возраста способствуют специальные занятия. Ребенка необходимо учить умению к запоминанию и к сосредоточенности на чем-то одном
Для заданий для детей на развитие внимания и памяти важно выделять время. Важны специальные тренировки, которыми родители могут заниматься с детьми самостоятельно
Важно также соблюдать регулярность.
При выборе подходящих развивающих игр для памяти, внимания детям, нужно учитывать возраст.
Дети 2-3 лет
В возрасте 2-3 лет малыш отлично помнит стихи. Если ему понравился стих или песенка, он может их прослушать пару раз и сразу воспроизвести. Развитие памяти и внимания в этом возрасте зависит от способов подачи материала. Ребенка нужно спрашивать, чем он занимался, что ел на завтрак, обед и ужин, в какие игры играл, какая была погода.
При чтении книг, нужно останавливаться и спрашивать, как зовут главного героя и что он сделал или сказал.
В этом возрасте развиваем память и внимание малыша при помощи пряток в разных вариациях. Мама может прятать платок или игрушки в комнате и просить ребенка отыскать их
Актуальна игра «делай как я». Родитель называет какое-либо действие и проговаривает его вслух, а малыш повторяет все движения.
Игры для дошкольников
К пяти годам дети запоминают наиболее яркие события. Поэтому большое значение имеет подача материала.
К заданиям для детей на развитие внимания и памяти относится «найди отличия». Дети очень любят искать отличия на картинках. Такие задания можно отыскать в интернете или в детских журналах.
Стимулированию внимания и активизации мыслительной деятельности способствует игра «съедобное и несъедобное». Интересным вариантом считается игра «цепочка слов». Ребенок называет любой предмет и повторяет сразу два слова. В процессе игры нужно удлинять цепочку слов.
Упражнение «магазин» помогает развить слуховую память. Перед ребенком выкладываются разные предметы, и мама просит сходить малыша в магазин и приобрести все перечисленное. Ребенок должен по памяти собрать все требуемые вещи.
Двигательная память развивается, когда ребенок помогает маме навести порядок или накрыть на стол.
Игры для детей младшего школьного возраста
Для детей этого возраста будут интересны карточки «пары» или «memori». Их можно сделать самостоятельно или купить. Ребенок по памяти открывает парные карты.
Детям нравится игра «повтори за мной». Ребенку можно предлагать воспроизвести изображенный рисунок на бумаге или повторить фигурку, собранную из спичек.
Развитию памяти способствует игра «запомни слова». Мама в определенном порядке называет от 8 до 12 слов, а ребенок должен их все воспроизвести в этом же порядке.
К полезным играм стоит отнести настольные в виде шашек или шахмат. Развивающие игры очень нравятся ребенку.
Способ 2. Читайте с ребенком книги
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Что такое память и зачем ее развивать?
Памятью принято называть совокупность сложных психических процессов, при помощи которых человек воспринимает, аккумулирует и воспроизводит информационные потоки.
Проблемы интеллектуального развития напрямую связаны с памятью. Ребенок с нарушениями любого из видов памяти (а их существует достаточно много) неспособен адекватно воспринимать поступающую информацию и в дальнейшем использовать ее. В результате такие дети плохо усваивают любой материал, будь-то элементарные навыки самообслуживания или школьная программа, которая усложняется ежегодно.
Учащиеся начальных классов с недостаточно развитой памятью, заметно и невыгодно отличаются от своих сверстников. Как правило, они неинтересные собеседники, имеют низкую успеваемость, часто нарушают дисциплину, поскольку совершенно не могут сосредоточиться на предмете или занятии. Им сложнее адаптироваться к изменяющимся условиям, проявить себя. Они невнимательны и неорганизованны, непунктуальны.
Если не работать над развитием памяти, в дальнейшем человека будут ждать неприятности похуже невысоких оценок и отсутствия друзей. Это и сложности с выбором профессии, и с трудоустройством, и с карьерным ростом, также неизбежны дисгармония и хаос в личной жизни.
Игры
Помимо упражнений, также существуют различные игры, способствующие улучшению детской памяти. В качестве примера можно привести несколько игровых форм, которые помогают развить процесс запоминания. Сюда относится следующее:
- Игра в слова и картинки – в данном случае необходимо назвать несколько разных слов (10-15 штук). Затем нужно попросить ребенка повторить все сказанные слова. Такая игра позволит развить словесно-логическую память. Для улучшения зрительной памяти, ребенку можно показать несколько картинок, попросить закрыть глаза, после чего убрать некоторые из них. В дальнейшем он должен сказать, каких изображений не хватает.
- Игра «отгадай слово» — в данном случае родитель должен загадать определенное слово, но не озвучивать его. В это время ребенок называет наводящие вопросы и тем самым пытается узнать, какое слово было загадано. Например, могут звучать следующие вопросы: съедобен ли этот предмет? Какого цвета? Какой формы? и т.д.
- Игра «Посмотри и назови» — родитель просит ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, которые он видит. К примеру, звучать это может следующим образом: «Назови все предметы, которые окрашены в зеленый цвет». Далее ребенок должен осмотреть вокруг, потом закрыть глаза и по памяти перечислить все вещи зеленого цвета, которые он успел запомнить.
Отдельно стоит отметить, что для улучшения памяти необходимо сделать традицией семейное чтение, в ходе которого можно читать ребенку интересные сказки и рассказы, а потом подробно пересказать прочитанное. Также к данному способу развития памяти можно отнести ежедневное заучивание детских стихотворений
Пусть это будет всего лишь 4 строчки, но важно, чтобы школьник заучивал их ежедневно