Умение настроится на чувства
Эмоциональная грамотность — ключ к эмпатии. Чтобы ее проявлять, надо понимать, что чувствуете вы сами или другой человек, и потом настроиться на чувства. Эмоциональная грамотность мотивирует ребенка к сочувствию, и начинается она с восприимчивости к чувствам. Распознавание, интерпретация и выражение эмоций — вот навыки пробуждения эмпатии.
Способность к здоровому эмоциональному взаимодействию развивается в активном личном общении. Это лучший способ познакомиться с эмоциями и развивать коммуникационные навыки. Эмоциональной грамотности не научишься, глядя на экран, переписываясь в чатах и приложениях.
Дети от 8 до 18 лет в среднем проводят с цифровыми устройствами 7 часов и 38 минут в день.
Сами посчитайте: если ребенок спит семь часов в сутки, школа и другие занятия занимают восемь-девять часов и еще он отправляет по сто сообщений в день, времени на «живое» общение остается мало. А эмпатия развивается только при межличностном взаимодействии — без посредничества гаджетов. Проводя бóльшую часть времени онлайн, дети не приобретают важные социальные навыки, а это неблагоприятно сказывается и на отношениях с родителями.
По этой причине следует выделить «неприкосновенное время без гаджетов», чаще общаться в кругу семьи и не перекладывать родительские обязанности на цифровые устройства.
Куда обращаться
Для московских семей работают 28 городских организаций поддержки семьи и детства: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.
Подробную информацию об услугах можно узнать на страницах нашего портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.
Этапы формирования эмпатии у детей
- От рождения до 4 лет. В озвученный период малыш начинает учиться анализировать свои эмоции. При этом он уже на начальной стадии способен понимать и предвидеть чувства людей. В возрасте грудничка он своей бурной реакцией на плач другого младенца реагирует на уровне «эмоционального заражения». Однако, после того как кроха произносит свои первые слова и активно познает мир, можно уже предполагать у него некоторую интуицию относительно эмоций окружающих его людей. Он начинает чувствовать те моменты, когда человек рядом с ним радуется или огорчается.
- От 4 до 7 лет. В данный промежуток формирования личности ребенка уже можно констатировать тот факт, что он начинает эмоционировать по отношению к окружающим его людям. Даже не умея правильно пожалеть плачущего друга или искренне оценить его радостные моменты, повзрослевший малыш уже в состоянии проявлять эмпатию.
- От 7 до 9 лет. В этом возрасте дети уже способны не просто оценивать моральное состояние другого человека, но и поддерживать его в важных для него жизненных ситуациях. На сознательном уровне они могут понять родственную душу в момент ее отчаяния и искренне порадоваться ее успехам.
- Получение собственного опыта. Если с самого детства не увидеть своими глазами, как правильно развиваются человеческие отношения, то о сочувствии к другим людям не может идти и речи. В данном случае за воспитание в ребенке сопереживания полностью отвечают родители. Именно они должны на личном примере показать, что такое эмпатия.
- Анализ собственных чувств и эмоций. Этот этап подразумевает осмысление внутреннего «Я» уже не на подсознательном уровне, а вполне конкретно. Ребенок должен понять, что он чувствует по отношению к окружающему миру и какое место отводит себе в нем.
- Осознание чувств другого человека. Завершающий этап формирования у детей эмпатии является самым ответственным мероприятием. Без помощи взрослых наставников при этом процессе не обойтись. Именно они должны научить ребенка чувствовать эмоции людей и сопереживать им.
Способы развития эмпатии у детей и подростков
Покажите личный пример
Лучший способ воспитать в ребёнке любые качества — личный пример. В первую очередь учитель должен сам проявлять эмпатию: к ученикам, родителям, коллегам. Старайтесь всегда внимательно выслушать собеседника, открыто демонстрируйте, что вы понимаете его чувства, проявляйте заботу и такт.
Особенно это важно в общении с учениками: будьте внимательны к их эмоциональным потребностям, проявляйте интерес к их мнению, идеям, проблемам, даже если они кажутся вам незначительными.
Старайтесь развивать эмпатию в себе. Поверьте, это будет полезно как для учеников, так и для вас.
Помогайте социализироваться
Именно в процессе взаимодействия с другими людьми человек учится понимать чужие чувства, сопереживать, поддерживать и просить о помощи в трудной ситуации.
Для того, чтобы помочь ребятам социализироваться, чаще проводите совместные мероприятия, устраивайте командные игры, практикуйте групповые задания. Например, будет здорово посетить музей или театр вместе с ребятами из параллельного класса. Кроме того, желательно время от времени устраивать для ребят встречи с интересными взрослыми: это может быть, например, лекция на образовательную или научную тему или встреча с успешными выпускниками вашей школы. Знакомясь с разными людьми, дети учатся воспринимать разные точки зрения.
Важно не допустить, чтобы участие в активностях принимали одни и те же школьники. По возможности старайтесь так или иначе привлекать к общей деятельности всех учеников
Проговаривайте эмоции и чувства
Школьная жизнь подкидывает множество ситуаций, когда обсуждать эмоции и чувства просто необходимо: сорванный урок, первая любовь, многочисленные конфликты, недовольство из-за поставленной оценки и многое другое. Не бойтесь останавливаться и говорить о чувствах. Говоря о себе, используйте «Я-высказывания»:
Нет: «Вы сегодня довели меня до белого каления! Такого ужасного класса у меня ещё не было».
Да: «Я расстроена тем, что наш урок прошел не по плану».
Обязательно спрашивайте учеников о том, что они чувствуют. Чтобы научиться распознавать чужие эмоции, ребенку для начала надо понять собственные:
«Ты, наверное, расстроен из-за этого? Ты разозлился? Тебя это обидело?»
Никогда не обесценивайте эмоции ребёнка, даже если, на ваш взгляд, ситуация не имеет большого значения:
Нет: «Подумаешь, поссорились. Просто не обращай внимания, вот и всё!»
Да: «Я понимаю, что ты сейчас обижен. Как ты думаешь, почему твой друг так поступил?»
Как целенаправленно развить эмпатию
Если опасаетесь, что ребёнку не хватает эмоциональной отзывчивости и умения сопереживать другим, этот навык можно и нужно развивать.
1
Обращайте внимание на чужие чувства. Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо
Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.
Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо. Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели.
Необязательно искать живые ситуации
Акцентируйте внимание на чьих-то чувствах, когда играете с ребёнком. Например: «Моя кукла купила воздушный шарик, а он случайно улетел в небо
Она грустит». Придумывайте ситуации и обсуждайте с ребёнком — как чувствует себя герой? Каково ему? Можем ли мы помочь?
2. Будьте примером
Воспитание и обучение детей строится на повторении действий и реакций обучающего, значимого взрослого. Не скрывайте свои чувства, когда вам плохо, — открыто говорите о них.
Проявляйте эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными — например, в песочнице не поделил с кем-то ведёрко. Если вы чувствительны к эмоциональному состоянию ребёнка, он перенимает это
Важно: никогда не говорите ребёнку, как он «должен» себя сейчас чувствовать
Нужно уметь справляться даже с самым тяжёлым эмоциональным состоянием сына или дочери вне зависимости от их возраста. Не смейтесь и не подшучивайте над негативными эмоциями ребёнка. Такие эмоции — возможность для сближения. Как правило, у детей, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — с эмпатией проблем нет.
3. Социализируйте
Социальные связи важны в любом возрасте — так ребёнок учится ладить с окружающими. Чем больше у ребёнка контакта со сверстниками, тем легче ему учиться эмпатии. Командные игры ускоряют эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка. Взаимодействуя с другими, ребёнок получает множество эмпатических переживаний, учится ставить себя на место других, помогать и находить помощь в трудную минуту.
Можно предложить ребёнку устроить совместные активности со сверстниками. Есть игры, которые специально развивают эмпатию.
«Передача чувств». Взрослый ведущий выбирает ребёнка и на ушко предлагает, какое настроение загадать. Ребёнок по цепочке передаёт это настроение — с помощью мимики, жестов, прикосновений. Каждый следующий ребёнок догадывается, о каком настроении идёт речь, и придумывает, как передаст это следующему в цепочке. Когда круг замыкается, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано.
«Тихий разговор». Взрослый ведущий шепчет на ушко ребёнку какую-нибудь фразу. Все дети садятся в круг. Задача ребёнка — невербально сказать эту фразу остальным. Дети угадывают, что именно это за фраза.
«Эмоции героев». Взрослый ведущий читает детям рассказ или сказку. Детям заранее выдают символические карточки с изображениями разных настроений. В процессе чтения дети соотносят карточки с эмоциональным состоянием героя произведения и объясняют свой выбор.
4. Обсуждайте эмоции
Спрашивайте ребёнка, что он чувствует в данный момент. Но чем младше ребёнок, тем сложнее ему распознавать свои эмоции. Дети не умеют определять, грустно им сейчас или они злятся — до тех пор, пока родители не научат отличать одно от другого.
Проговаривайте эмоции сына или дочери: «Ты сейчас злишься, потому что…», «Ты расстроился из-за…», «Тебя обидело то-то и то-то…». Когда ребёнок распознаёт свои эмоции, понимать чужие легче.
Когда говорите о собственных эмоциях, используйте «я-высказывание»: «Я чувствую себя так», «Мне сейчас так-то». Не перекладывайте ответственность за свои эмоции на ребёнка: «Ты такой-то, довёл меня!».
<<Перелинковка>>
Советы для развития эмпатии у детей. Как помочь ребёнку развить способности к сопереживанию?
Как родителям научить ребенка эмпатии? Может ли наблюдаться полное отсутствие эмпатии у ребенка?
Если у ребёнка нет каких либо заболеваний неврологического и психического спектра, то развить эмпатию у него, конечно, можно. Исключения составляют дети, с такими расстройствами, как аутизм, психопатия.
В первую очередь, воспитание эмпатии у детей начинается с проявления эмпатии взрослыми, его окружающими. Формирование эмпатии можно начинать с самых первых дней жизни крохи. Взрослым нужно открыто проявлять свои эмоции и называть их при этом. Открыто проявляя эмоции, взрослый показывает малышу, что не нужно бояться или скрывать свои эмоции, а нужно выражать их открыто. Называя эмоции, взрослый помогает ребенку осознать и узнать названия эмоций. Например, мама смотрит на ребёнка, улыбается и говорит: «Я очень рада, что ты у меня есть, мне очень приятно видеть тебя».
Следующим этапом развития эмпатии является называние эмоций, проживаемых ребёнком. Например, взрослый говорит плачущему ребенку: «ты расстроен, ты сейчас плачешь». Если ребенок ударился — «тебе больно» и т.д. Если мама оставляет ребёнка в детском саду или с няней/бабушкой и ребёнок сильно плачет, то правильным поведением мамы будет проговорить эту ситуацию: «Я вижу, что ты расстроен, мне тоже очень грустно оставлять тебя, но, к сожалению, мне нужно идти по делам. Я обязательно к тебе вернусь через некоторое время, и мы почитаем с тобой книжку (поиграем/погуляем).» Слова мамы помогут малышу осознать, что он чувствует, покажут, что открытое проявление эмоций помогает получить обратную связь и наладить контакт.
Далее ребенок уже учится чувствовать и воспринимать свои ощущения, чувства и эмоции самостоятельно, без интерпретации их названий взрослыми. На этом этапе взрослому нужно чаще спрашивать ребёнка (что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя настроение и т.д).
После того, как ребёнок научился понимать и называть свои собственные эмоции, нужно обращать его внимание на эмоции и чувства других людей, животных и даже книжных персонажей. «Как ты думаешь, что сейчас чувствует этот человек? это животное? герой этой сказки?» Предлагайте ребенку сначала варианты названий чувств и эмоций, а впоследствии побуждайте его высказывать свои соображение
Приводите пример на основе увиденного. Например — на прогулке вы видите, как упал и заплакал другой ребенок. Вы озвучиваете своему малышу – «Смотри! Малыш упал, ему больно и поэтому он плачет». После нескольких таких пояснений ваш малыш сможет самостоятельно делать выводы о причинах слёз и чувствах других людей.
Вы можете научить своего ребёнка не просто эмпатии, а действенной эмпатии. Подскажите малышу, что в ситуации, когда другому ребёнку плохо (больно, грустно), он может ему помочь. Например, на площадке один мальчик отобрал у другого игрушку. Ребёнок без игрушки, конечно, плачет. Объясните своему малышу — «Посмотри — мальчик плачет, потому что у него отобрали игрушку и он очень расстроился. Как думаешь, если мы предложим ему поиграть с нами, это сможет его утешить?» Здесь главное чётко обозначать факты, называть эмоции и предлагать простые пути решения, такие, которые будут понятны малышу в силу его возраста. Если ребёнок в какой-то момент не готов поделиться игрушкой, пригласить поиграть или просто проявить эмпатию, не нужно на него давить, и тем более говорить, что он плохой, раз не жалеет другого. Проявите терпение. Ребёнок воспитывается не словами, а поступками, и если вы сами будете проявлять эмпатию и помогать ребенку распознавать чувства и эмоции (и свои, и окружающих), то вы, конечно, поможете ребенку развить способности к сопереживанию.
Хорошим подспорьем в деле развития эмпатии являются детские сказки, различного рода художественная литература, детские спектакли и мультфильмы времён СССР.
Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым
Этапы развития эмпатии
Понимание и проявление эмпатии у детей — это результат развития многих социально-эмоциональных навыков, которые формируются в первые годы жизни. Некоторые особенно важные этапы включают:
- Установление надежных, крепких, любящих отношений с вами — одна из первых вех. Чувствуя, что вы принимаете и понимаете его, ваш ребенок научится принимать и понимать других по мере взросления.
- В возрасте около 6 месяцев дети начинают проявлять социальную привязку. Это когда ребенок смотрит на родителя или другого близкого человека, чтобы оценить свою реакцию на человека или ситуацию. Например, 7-месячный ребенок внимательно смотрит на своего отца, когда тот приветствует посетителя в их доме, чтобы убедиться, что этот новый человек хороший и безопасный. Реакция родителя на посетителя влияет на реакцию ребенка. (Именно поэтому родителям рекомендуется быть бодрыми и обнадеживающими, а не тревожно нависать над ребенком, когда они прощаются с ним в детском саду. Это дает понять, что «это хорошее, безопасное место» и «все будет хорошо»). Социальная привязка, или чувствительность к реакции родителей в новых ситуациях, помогает малышам понять мир и окружающих их людей.
- В возрасте от 18 до 24 месяцев у малышей развивается теория мышления. В это время он впервые осознает, что так же, как у него есть свои мысли, чувства и цели, у других людей есть свои, и они могут отличаться.
- Между 18 и 24 месяцами малыши начинают узнавать себя в зеркале. Это свидетельствует о том, что ребенок твердо осознает себя как отдельную личность.
Дошкольный возраст
Проговаривайте эмоции
Маленьким детям может быть легче идентифицировать эмоции, основываясь на том, как они ощущаются в теле.
Например, «Ты сжимаешь кулаки, топаешь ногами. Возможно, ты злишься или рассержен на что-то?».
«Сегодня ты весь день очень энергична и часто улыбаешься. Ты испытываешь радость? Давай обсудим то, что повышает твое настроение»
Читайте истории
Когда вы читаете сказки вместе с ребенком, то спрашивайте:
- Что могут чувствовать персонажи в сборниках сказок?
- Какое у них настроение?
- Что им может помочь?
- Что их развеселит или расстроит?
Например:
«Когда Симба потерял своего папу, что он чувствовал? Опиши свое мнение, пожалуйста»
«Когда вся семья вместе вытащила репку. Как ты думаешь, что за эмоции они испытывали?»
Играйте в эмоциональные шарады
Обучение эмоциям через игру — важный способ развития эмпатии у детей.
Чтобы разыграть шарады, по очереди изображайте эмоции, а затем угадывайте, какое чувство изображается. После того, как игрок угадал правильно, вы можете обсудить эмоцию, задав такие вопросы:
- Когда тебе грустно?
- Что помогает тебе чувствовать себя лучше, когда грустно?
- Как мы можем помочь кому-то другому, когда он тоскует?
Используйте картинки
Наглядные материалы — еще один отличный способ помочь детям учиться. Если вашему ребенку трудно распознавать и/или обозначать эмоции, вырежьте из журналов или распечатайте картинки из интернета, на которых изображены грустные, сердитые или счастливые лица. Вы также можете работать с более сложными эмоциями, такими, как страх, смущение, разочарование, удивление и т.д.
Обсуждая то, что чувствуют люди на фотографиях, попробуйте спросить детей о случаях, когда они чувствовали то же самое. Приведите примеры из своей жизни, которые покажут ребенку, что даже взрослые борются с сильными эмоциями и что это совершенно нормально.
Учите здоровым границам
По мере того, как ваши дети становятся старше, важно, чтобы они понимали, что эмпатия не означает брать на себя проблемы и потребности всех вокруг. Эмпатия — это не значит всегда говорить «да» или бросить все, чтобы помочь другим
Научите своих детей понимать и уважать свои собственные потребности, выполнив следующие 3 шага:
- Составьте с ребенком план того, как стоит реагировать в определенных значимых ситуациях. Если, например, сосед по парте нежелательно трогает или пытается обнять, то ваш ребенок может сказать: «Мне это не нравится. Пожалуйста, не прикасайся ко мне».
- Составьте список ситуаций, в которых необходимо обратиться за помощью к взрослому. Кроме того, объясните, что помощь другим не должна подразумевать нарушения каких-либо правил или действий, которые неудобны вашему ребенку.
- Уважайте границы вашего ребенка. Если ваш ребенок не любит, когда его щекочут, или не хочет, чтобы его брали на руки, то не настаивайте на этом. Скажите: «Я понимаю. Я не буду делать это снова». Это моделирует умение отстаивать свои собственных границы.
Средний уровень эмпатии
Средний уровень эмпатии характеризуется способностью к сопереживанию другим людям лишь в некоторые моменты. К данной категории относятся сдержанные, рассудительные и спокойные люди, контролирующие свои чувства, редко проявляющие эмоции и сопереживание. Средний уровень эмпатии свойственен большинству людей.
Люди со средним уровнем эмпатии встречаются чаще всего. Они внимательны в общении, стараясь понять другого, но сами предпочитают отмалчиваться, поскольку уверены, что их не поймут. Смотря фильмы и читая книги, интересуются больше развитием действий, чем переживаниями героев.
Все ли люди обладают эмпатией?
От ее активности зависит наличие и степень эмпатии. Считается, что женщины имеющие детей, обладают более развитой эмпатической восприимчивостью, чем другие люди.
Большую роль на развитость данной способности также оказывает окружающая обстановка и жизненный опыт. Даже при наличии задатков к эмпативному поведению, человек, взрослея, способен утрачивать их, если семья и окружающее общество не способствовали их развитию.
По степени эмпатийности людей можно разделить на 4 категории.
- Не эмпаты – люди, утратившие эмпативную способность, не распознающие эмоциональные сигналы визави.
- Обычные эмпаты – люди, обладающие минимальной способностью воспринимать эмоциональные сигналы. К данной категории относится большинство населения. В виду неспособности контролировать поступление эмоциональной информации, они сильно подвержены стрессу, ощущая, как на их плечи наваливаются все проблемы мира. Физически это выражается усталостью, появлением головных болей.
- Функциональные эмпаты – люди с развитым эмпатийным восприятием, легко адаптирующиеся к эмоциям посторонних, умеющие контролировать свою способность к сопереживанию.
- Профессиональные эмпаты – люди, легко распознающие сложную эмоциональную информацию и умеющие управлять эмоциями — своими и чужими , меняя настроение визави, снимая боль.
Что такое эмпатия?
Считается, что она передается с генами и не имеет рационального объяснения.
В той или иной мере способность воспринимать эмоциональное состояние постороннего человека является профессионально необходимым качеством для тех, кто непосредственно работает с людьми – для продавцов, врачей, чиновников, учителей, психологов и т.д.
Согласно принятой классификации существует несколько видов эмпатии:
- эмоциональная характерна для людей, способных принимать эмоции и переживания других людей, как свои, и подражать им;
- когнитивная характерна для людей, которые способны воспринимать переживания постороннего человека, сравнивать и анализировать их, пытаясь понять;
- предиактивная характерна для людей, обладающих способностью предугадывать чувства и реакции визави в той или иной ситуации. Считается, что способность к предиактивной эмпатии лучше всего проявляется во время конфликтов и сор.
Проявляться эмпативное состояние может несколькими формами:
- сопереживанием, то есть способностью переживать те же эмоции, что и визави;
- сочувствием, то есть переживать личные чувства по отношению к ситуации оппонента;
- содействием, то есть способностью помочь визави в любой жизненной ситуации.
На примере это выглядит так — при способности к сопереживанию, если собеседник эмпата начинает плакать, то у него тоже появляются слезы; при сочувствии, эмпат жалеет собеседника, выражая при этом собственные эмоции, при содействии, он пытается помочь разобраться в ситуации.
Такая особенность психики, как способность к эмпатии, имеет свои достоинства и недостатки.
Плюсы эмпативного понимания заключается в возможности:
- перспектив профессионального развития;
- оказания эффективной помощи родным;
- чувствовать обман;
- избегать конфликтных ситуаций.
Способность к эмпативному пониманию имеет и отрицательные стороны, если ее обладатель не умеет использовать ее по назначению и противостоять влиянию оппонентов. В таком случае данная способность приносит эмпату быстрое эмоциональное выгорание, тревожность, моральную боль, повышает вероятность развития у него психических расстройств.
Лишь наличие твердого характера и зрелого ума дает возможность эмпату легко справляться с негативными эмоциями других людей.