Как развить эмпатию у ребенка

Умение настроится на чувства

Эмоциональная грамотность — ключ к эмпатии. Чтобы ее проявлять, надо понимать, что чувствуете вы сами или другой человек, и потом настроиться на чувства. Эмоциональная грамотность мотивирует ребенка к сочувствию, и начинается она с восприимчивости к чувствам. Распознавание, интерпретация и выражение эмоций — вот навыки пробуждения эмпатии.

Способность к здоровому эмоциональному взаимодействию развивается в активном личном общении. Это лучший способ познакомиться с эмоциями и развивать коммуникационные навыки. Эмоциональной грамотности не научишься, глядя на экран, переписываясь в чатах и приложениях.

Дети от 8 до 18 лет в среднем проводят с цифровыми устройствами 7 часов и 38 минут в день.

Сами посчитайте: если ребенок спит семь часов в сутки, школа и другие занятия занимают восемь-девять часов и еще он отправляет по сто сообщений в день, времени на «живое» общение остается мало. А эмпатия развивается только при межличностном взаимодействии — без посредничества гаджетов. Проводя бóльшую часть времени онлайн, дети не приобретают важные социальные навыки, а это неблагоприятно сказывается и на отношениях с родителями.

По этой причине следует выделить «неприкосновенное время без гаджетов», чаще общаться в кругу семьи и не перекладывать родительские обязанности на цифровые устройства.

Куда обращаться

Для московских семей работают 28 городских организаций поддержки семьи и детства: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».

Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.

Подробную информацию об услугах можно узнать на страницах нашего портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.

Этапы формирования эмпатии у детей

  1. От рождения до 4 лет. В озвученный период малыш начинает учиться анализировать свои эмоции. При этом он уже на начальной стадии способен понимать и предвидеть чувства людей. В возрасте грудничка он своей бурной реакцией на плач другого младенца реагирует на уровне «эмоционального заражения». Однако, после того как кроха произносит свои первые слова и активно познает мир, можно уже предполагать у него некоторую интуицию относительно эмоций окружающих его людей. Он начинает чувствовать те моменты, когда человек рядом с ним радуется или огорчается.
  2. От 4 до 7 лет. В данный промежуток формирования личности ребенка уже можно констатировать тот факт, что он начинает эмоционировать по отношению к окружающим его людям. Даже не умея правильно пожалеть плачущего друга или искренне оценить его радостные моменты, повзрослевший малыш уже в состоянии проявлять эмпатию.
  3. От 7 до 9 лет. В этом возрасте дети уже способны не просто оценивать моральное состояние другого человека, но и поддерживать его в важных для него жизненных ситуациях. На сознательном уровне они могут понять родственную душу в момент ее отчаяния и искренне порадоваться ее успехам.
  • Получение собственного опыта. Если с самого детства не увидеть своими глазами, как правильно развиваются человеческие отношения, то о сочувствии к другим людям не может идти и речи. В данном случае за воспитание в ребенке сопереживания полностью отвечают родители. Именно они должны на личном примере показать, что такое эмпатия.
  • Анализ собственных чувств и эмоций. Этот этап подразумевает осмысление внутреннего «Я» уже не на подсознательном уровне, а вполне конкретно. Ребенок должен понять, что он чувствует по отношению к окружающему миру и какое место отводит себе в нем.
  • Осознание чувств другого человека. Завершающий этап формирования у детей эмпатии является самым ответственным мероприятием. Без помощи взрослых наставников при этом процессе не обойтись. Именно они должны научить ребенка чувствовать эмоции людей и сопереживать им.

Способы развития эмпатии у детей и подростков

Покажите личный пример 

Лучший способ воспитать в ребёнке любые качества — личный пример. В первую очередь учитель должен сам проявлять эмпатию: к ученикам, родителям, коллегам. Старайтесь всегда внимательно выслушать собеседника, открыто демонстрируйте, что вы понимаете его чувства, проявляйте заботу и такт.

Особенно это важно в общении с учениками: будьте внимательны к их эмоциональным потребностям, проявляйте интерес к их мнению, идеям, проблемам, даже если они кажутся вам незначительными. 

Старайтесь развивать эмпатию в себе. Поверьте, это будет полезно как для учеников, так и для вас. 

Помогайте социализироваться 

Именно в процессе взаимодействия с другими людьми человек учится понимать чужие чувства, сопереживать, поддерживать и просить о помощи в трудной ситуации. 

Для того, чтобы помочь ребятам социализироваться, чаще проводите совместные мероприятия, устраивайте командные игры, практикуйте групповые задания. Например, будет здорово посетить музей или театр вместе с ребятами из параллельного класса. Кроме того, желательно время от времени устраивать для ребят встречи с интересными взрослыми: это может быть, например, лекция на образовательную или научную тему или встреча с успешными выпускниками вашей школы. Знакомясь с разными людьми, дети учатся воспринимать разные точки зрения. 

Важно не допустить, чтобы участие в активностях принимали одни и те же школьники. По возможности старайтесь так или иначе привлекать к общей деятельности всех учеников

Проговаривайте эмоции и чувства  

Школьная жизнь подкидывает множество ситуаций, когда обсуждать эмоции и чувства просто необходимо: сорванный урок, первая любовь, многочисленные конфликты, недовольство из-за поставленной оценки и многое другое. Не бойтесь останавливаться и говорить о чувствах. Говоря о себе, используйте «Я-высказывания»: 

Нет: «Вы сегодня довели меня до белого каления! Такого ужасного класса у меня ещё не было». 

Да: «Я расстроена тем, что наш урок прошел не по плану».  

Обязательно спрашивайте учеников о том, что они чувствуют. Чтобы научиться распознавать чужие эмоции, ребенку для начала надо понять собственные: 

«Ты, наверное, расстроен из-за этого? Ты разозлился? Тебя это обидело?» 

Никогда не обесценивайте эмоции ребёнка, даже если, на ваш взгляд, ситуация не имеет большого значения: 

Нет: «Подумаешь, поссорились. Просто не обращай внимания, вот и всё!» 

Да: «Я понимаю, что ты сейчас обижен. Как ты думаешь, почему твой друг так поступил?»

Как целенаправленно развить эмпатию

Если опасаетесь, что ребёнку не хватает эмоциональной отзывчивости и умения сопереживать другим, этот навык можно и нужно развивать.

1

Обращайте внимание на чужие чувства. Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо

Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели. 

Предлагайте ребёнку пожалеть кого-то, кому сейчас плохо. Например, на детской площадке мальчик упал с горки и плачет. Можно подойти и пожалеть его, предложить помощь. Если видите, что мальчику уже помогают — можно ограничиться обсуждением с ребёнком: «Смотри, упал. Бедный, ему больно. Ну ничего, его бабушка пожалеет, и всё пройдёт». Если ребёнок обидел кого-то — нужно не просто требовать «извинись немедленно», а подробно описать чувства того, кого обидели. 

Необязательно искать живые ситуации

Акцентируйте внимание на чьих-то чувствах, когда играете с ребёнком. Например: «Моя кукла купила воздушный шарик, а он случайно улетел в небо

Она грустит». Придумывайте ситуации и обсуждайте с ребёнком — как чувствует себя герой? Каково ему? Можем ли мы помочь?  

2. Будьте примером

Воспитание и обучение детей строится на повторении действий и реакций обучающего, значимого взрослого. Не скрывайте свои чувства, когда вам плохо, — открыто говорите о них.

Проявляйте эмпатию по отношению к ребёнку, даже если его проблемы кажутся надуманными — например, в песочнице не поделил с кем-то ведёрко. Если вы чувствительны к эмоциональному состоянию ребёнка, он перенимает это

Важно: никогда не говорите ребёнку, как он «должен» себя сейчас чувствовать

Нужно уметь справляться даже с самым тяжёлым эмоциональным состоянием сына или дочери вне зависимости от их возраста. Не смейтесь и не подшучивайте над негативными эмоциями ребёнка. Такие эмоции — возможность для сближения. Как правило, у детей, которые легко могли довериться взрослым в детстве, чувствовали себя защищённо, получали поддержку и ласку в нужные минуты — с эмпатией проблем нет. 

3. Социализируйте 

Социальные связи важны в любом возрасте — так ребёнок учится ладить с окружающими. Чем больше у ребёнка контакта со сверстниками, тем легче ему учиться эмпатии. Командные игры ускоряют эмоциональное и когнитивное развитие ребёнка. Взаимодействуя с другими, ребёнок получает множество эмпатических переживаний, учится ставить себя на место других, помогать и находить помощь в трудную минуту. 

Можно предложить ребёнку устроить совместные активности со сверстниками. Есть игры, которые специально развивают эмпатию.

‍«Передача чувств». Взрослый ведущий выбирает ребёнка и на ушко предлагает, какое настроение загадать. Ребёнок по цепочке передаёт это настроение — с помощью мимики, жестов, прикосновений. Каждый следующий ребёнок догадывается, о каком настроении идёт речь, и придумывает, как передаст это следующему в цепочке. Когда круг замыкается, нужно обсудить, какое именно настроение было загадано.

«Тихий разговор». Взрослый ведущий шепчет на ушко ребёнку какую-нибудь фразу. Все дети садятся в круг. Задача ребёнка — невербально сказать эту фразу остальным. Дети угадывают, что именно это за фраза. 

«Эмоции героев». Взрослый ведущий читает детям рассказ или сказку. Детям заранее выдают символические карточки с изображениями разных настроений. В процессе чтения дети соотносят карточки с эмоциональным состоянием героя произведения и объясняют свой выбор.

4. Обсуждайте эмоции 

Спрашивайте ребёнка, что он чувствует в данный момент. Но чем младше ребёнок, тем сложнее ему распознавать свои эмоции. Дети не умеют определять, грустно им сейчас или они злятся — до тех пор, пока родители не научат отличать одно от другого.

Проговаривайте эмоции сына или дочери: «Ты сейчас злишься, потому что…», «Ты расстроился из-за…», «Тебя обидело то-то и то-то…». Когда ребёнок распознаёт свои эмоции, понимать чужие легче.

Когда говорите о собственных эмоциях, используйте «я-высказывание»: «Я чувствую себя так», «Мне сейчас так-то». Не перекладывайте ответственность за свои эмоции на ребёнка: «Ты такой-то, довёл меня!». 

<<Перелинковка>>

Советы для развития эмпатии у детей. Как помочь ребёнку развить способности к сопереживанию?

Как родителям научить ребенка эмпатии? Может ли наблюдаться полное отсутствие эмпатии у ребенка?

Если у ребёнка нет каких либо заболеваний неврологического и психического спектра, то развить эмпатию у него, конечно, можно. Исключения составляют дети, с такими расстройствами, как аутизм, психопатия.

В первую очередь, воспитание эмпатии у детей начинается с проявления эмпатии взрослыми, его окружающими. Формирование эмпатии можно начинать с самых первых дней жизни крохи. Взрослым нужно открыто проявлять свои эмоции и называть их при этом. Открыто проявляя эмоции, взрослый показывает малышу, что не нужно бояться или скрывать свои эмоции, а нужно выражать их открыто. Называя эмоции, взрослый помогает ребенку осознать и узнать названия эмоций. Например, мама смотрит на ребёнка, улыбается и говорит: «Я очень рада, что ты у меня есть, мне очень приятно видеть тебя».

Следующим этапом развития эмпатии является называние эмоций, проживаемых ребёнком.  Например, взрослый говорит плачущему ребенку: «ты расстроен, ты сейчас плачешь». Если ребенок ударился — «тебе больно» и т.д. Если мама оставляет ребёнка в детском саду или с няней/бабушкой и ребёнок сильно плачет, то правильным поведением мамы будет проговорить эту ситуацию: «Я вижу, что ты расстроен, мне тоже очень грустно оставлять тебя, но, к сожалению, мне нужно идти по делам. Я обязательно к тебе вернусь через некоторое время, и мы почитаем с тобой книжку (поиграем/погуляем).» Слова мамы помогут малышу осознать, что он чувствует, покажут, что открытое проявление эмоций помогает получить обратную связь и наладить контакт.

Далее ребенок уже учится чувствовать и воспринимать свои ощущения, чувства и эмоции самостоятельно, без интерпретации их названий взрослыми. На этом этапе взрослому нужно чаще спрашивать ребёнка (что ты сейчас чувствуешь, какое у тебя настроение и т.д).

После того, как ребёнок научился понимать и называть свои собственные эмоции, нужно обращать его внимание на эмоции и чувства других людей, животных и даже книжных персонажей. «Как ты думаешь, что сейчас чувствует этот человек? это животное? герой этой сказки?» Предлагайте ребенку сначала варианты названий чувств и эмоций, а впоследствии побуждайте его высказывать свои соображение

Приводите пример на основе увиденного. Например — на прогулке вы видите, как упал и заплакал другой ребенок. Вы озвучиваете своему малышу – «Смотри! Малыш упал, ему больно и поэтому он плачет». После нескольких таких пояснений ваш малыш сможет самостоятельно делать выводы о причинах слёз и чувствах других людей.

Вы можете научить своего ребёнка не просто эмпатии, а действенной эмпатии. Подскажите малышу, что в ситуации, когда другому ребёнку плохо (больно, грустно), он может ему помочь. Например, на площадке один мальчик отобрал у другого игрушку. Ребёнок без игрушки, конечно, плачет. Объясните своему малышу —  «Посмотри — мальчик плачет, потому что у него отобрали игрушку и он очень расстроился. Как думаешь, если мы предложим ему поиграть с нами, это сможет его утешить?» Здесь главное чётко обозначать факты, называть эмоции и предлагать простые пути решения, такие, которые будут понятны малышу в силу его возраста. Если ребёнок в какой-то момент не готов поделиться игрушкой, пригласить поиграть или просто проявить эмпатию, не нужно на него давить, и тем более говорить, что он плохой, раз не жалеет другого. Проявите терпение. Ребёнок воспитывается не словами, а поступками, и если вы сами будете проявлять эмпатию и помогать ребенку распознавать чувства и эмоции (и свои, и окружающих), то вы, конечно, поможете ребенку развить способности к сопереживанию.

Хорошим подспорьем в деле развития эмпатии являются детские сказки, различного рода художественная литература, детские спектакли и мультфильмы времён СССР.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым

Этапы развития эмпатии

Понимание и проявление эмпатии у детей — это результат развития многих социально-эмоциональных навыков, которые формируются в первые годы жизни. Некоторые особенно важные этапы включают:

  • Установление надежных, крепких, любящих отношений с вами — одна из первых вех. Чувствуя, что вы принимаете и понимаете его, ваш ребенок научится принимать и понимать других по мере взросления.
  • В возрасте около 6 месяцев дети начинают проявлять социальную привязку. Это когда ребенок смотрит на родителя или другого близкого человека, чтобы оценить свою реакцию на человека или ситуацию. Например, 7-месячный ребенок внимательно смотрит на своего отца, когда тот приветствует посетителя в их доме, чтобы убедиться, что этот новый человек хороший и безопасный. Реакция родителя на посетителя влияет на реакцию ребенка. (Именно поэтому родителям рекомендуется быть бодрыми и обнадеживающими, а не тревожно нависать над ребенком, когда они прощаются с ним в детском саду. Это дает понять, что «это хорошее, безопасное место» и «все будет хорошо»). Социальная привязка, или чувствительность к реакции родителей в новых ситуациях, помогает малышам понять мир и окружающих их людей.
  • В возрасте от 18 до 24 месяцев у малышей развивается теория мышления. В это время он впервые осознает, что так же, как у него есть свои мысли, чувства и цели, у других людей есть свои, и они могут отличаться.
  • Между 18 и 24 месяцами малыши начинают узнавать себя в зеркале. Это свидетельствует о том, что ребенок твердо осознает себя как отдельную личность.

Дошкольный возраст

Проговаривайте эмоции

Маленьким детям может быть легче идентифицировать эмоции, основываясь на том, как они ощущаются в теле.

Например, «Ты сжимаешь кулаки, топаешь ногами. Возможно, ты злишься или рассержен на что-то?». 

«Сегодня ты весь день очень энергична и часто улыбаешься. Ты испытываешь радость? Давай обсудим то, что повышает твое настроение»

Читайте истории

Когда вы читаете сказки вместе с ребенком, то спрашивайте:

  • Что могут чувствовать персонажи в сборниках сказок?
  • Какое у них настроение?
  • Что им может помочь?
  • Что их развеселит или расстроит?

Например:

«Когда Симба потерял своего папу, что он чувствовал? Опиши свое мнение, пожалуйста»

«Когда вся семья вместе вытащила репку. Как ты думаешь, что за эмоции они испытывали?»

Играйте в эмоциональные шарады

Обучение эмоциям через игру — важный способ развития эмпатии у детей. 

Чтобы разыграть шарады, по очереди изображайте эмоции, а затем угадывайте, какое чувство изображается. После того, как игрок угадал правильно, вы можете обсудить эмоцию, задав такие вопросы:

  • Когда тебе грустно?
  • Что помогает тебе чувствовать себя лучше, когда грустно?
  • Как мы можем помочь кому-то другому, когда он тоскует?

Используйте картинки

Наглядные материалы — еще один отличный способ помочь детям учиться. Если вашему ребенку трудно распознавать и/или обозначать эмоции, вырежьте из журналов или распечатайте картинки из интернета, на которых изображены грустные, сердитые или счастливые лица. Вы также можете работать с более сложными эмоциями, такими, как страх, смущение, разочарование, удивление и т.д.

Обсуждая то, что чувствуют люди на фотографиях, попробуйте спросить детей о случаях, когда они чувствовали то же самое. Приведите примеры из своей жизни, которые покажут ребенку, что даже взрослые борются с сильными эмоциями и что это совершенно нормально.

Учите здоровым границам

По мере того, как ваши дети становятся старше, важно, чтобы они понимали, что эмпатия не означает брать на себя проблемы и потребности всех вокруг. Эмпатия — это не значит всегда говорить «да» или бросить все, чтобы помочь другим

Научите своих детей понимать и уважать свои собственные потребности, выполнив следующие 3 шага:

  1. Составьте с ребенком план того, как стоит реагировать в определенных значимых ситуациях. Если, например, сосед по парте нежелательно трогает или пытается обнять, то ваш ребенок может сказать: «Мне это не нравится. Пожалуйста, не прикасайся ко мне». 
  2. Составьте список ситуаций, в которых необходимо обратиться за помощью к взрослому. Кроме того, объясните, что помощь другим не должна подразумевать нарушения каких-либо правил или действий, которые неудобны вашему ребенку.
  3. Уважайте границы вашего ребенка. Если ваш ребенок не любит, когда его щекочут, или не хочет, чтобы его брали на руки, то не настаивайте на этом. Скажите: «Я понимаю. Я не буду делать это снова». Это моделирует умение отстаивать свои собственных границы.

Средний уровень эмпатии

Средний уровень эмпатии характеризуется способностью к сопереживанию другим людям лишь в некоторые моменты. К данной категории относятся сдержанные, рассудительные и спокойные люди, контролирующие свои чувства, редко проявляющие эмоции и сопереживание. Средний уровень эмпатии свойственен большинству людей.
Люди со средним уровнем эмпатии встречаются чаще всего. Они внимательны в общении, стараясь понять другого, но сами предпочитают отмалчиваться, поскольку уверены, что их не поймут. Смотря фильмы и читая книги, интересуются больше развитием действий, чем переживаниями героев.

Все ли люди обладают эмпатией?

От ее активности зависит наличие и степень эмпатии. Считается, что женщины имеющие детей, обладают более развитой эмпатической восприимчивостью, чем другие люди.
Большую роль на развитость данной способности также оказывает окружающая обстановка и жизненный опыт. Даже при наличии задатков к эмпативному поведению, человек, взрослея, способен утрачивать их, если семья и окружающее общество не способствовали их развитию.

По степени эмпатийности людей можно разделить на 4 категории.

  1. Не эмпаты – люди, утратившие эмпативную способность, не распознающие эмоциональные сигналы визави.
  2. Обычные эмпаты – люди, обладающие минимальной способностью воспринимать эмоциональные сигналы. К данной категории относится большинство населения. В виду неспособности контролировать поступление эмоциональной информации, они сильно подвержены стрессу, ощущая, как на их плечи наваливаются все проблемы мира. Физически это выражается усталостью, появлением головных болей.
  3. Функциональные эмпаты – люди с развитым эмпатийным восприятием, легко адаптирующиеся к эмоциям посторонних, умеющие контролировать свою способность к сопереживанию.
  4. Профессиональные эмпаты – люди, легко распознающие сложную эмоциональную информацию и умеющие управлять эмоциями — своими и чужими , меняя настроение визави, снимая боль.

Что такое эмпатия?

Считается, что она передается с генами и не имеет рационального объяснения.

В той или иной мере способность воспринимать эмоциональное состояние постороннего человека является профессионально необходимым качеством для тех, кто непосредственно работает с людьми – для продавцов, врачей, чиновников, учителей, психологов и т.д.


Согласно принятой классификации существует несколько видов эмпатии:

  • эмоциональная характерна для людей, способных принимать эмоции и переживания других людей, как свои, и подражать им;
  • когнитивная характерна для людей, которые способны воспринимать переживания постороннего человека, сравнивать и анализировать их, пытаясь понять;
  • предиактивная характерна для людей, обладающих способностью предугадывать чувства и реакции визави в той или иной ситуации. Считается, что способность к предиактивной эмпатии лучше всего проявляется во время конфликтов и сор.

Проявляться эмпативное состояние может несколькими формами:

  • сопереживанием, то есть способностью переживать те же эмоции, что и визави;
  • сочувствием, то есть переживать личные чувства по отношению к ситуации оппонента;
  • содействием, то есть способностью помочь визави в любой жизненной ситуации.

На примере это выглядит так — при способности к сопереживанию, если собеседник эмпата начинает плакать, то у него тоже появляются слезы; при сочувствии, эмпат жалеет собеседника, выражая при этом собственные эмоции, при содействии, он пытается помочь разобраться в ситуации.
Такая особенность психики, как способность к эмпатии, имеет свои достоинства и недостатки.

Плюсы эмпативного понимания заключается в возможности:

  • перспектив профессионального развития;
  • оказания эффективной помощи родным;
  • чувствовать обман;
  • избегать конфликтных ситуаций.

Способность к эмпативному пониманию имеет и отрицательные стороны, если ее обладатель не умеет использовать ее по назначению и противостоять влиянию оппонентов. В таком случае данная способность приносит эмпату быстрое эмоциональное выгорание, тревожность, моральную боль, повышает вероятность развития у него психических расстройств.
Лишь наличие твердого характера и зрелого ума дает возможность эмпату легко справляться с негативными эмоциями других людей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий