Как научить ребенка самостоятельно делать уроки, домашнее задание

Зачем нужна мотивация

Этот вопрос выглядит странно только на первый взгляд. Мы то и дело стараемся обойтись без мотивации, когда говорим ребенку «есть такое слово — надо» или «марш за уроки, я сказала». Конечно, так бывает не сразу — вначале мы пытаемся найти дипломатичный подход: уговариваем, обещаем велосипед за четверть без троек, рассказываем о перспективах профессии дворника.

Но если это не помогает — у многих родителей появляется соблазн забросить дипломатию и заставить ребенка заниматься старым добрым методом «кнута без пряника». И поначалу он действительно приносит результаты. От жесткого контроля оценки действительно становятся лучше, но, увы, не надолго. Ребенок учится хитрить, увиливать, а если речь о подростке — родителей с большой вероятностью ожидает бунт. Чем сильнее сжата пружина, тем сильней она стремится к выпрямлению — и не только в физике.

Но хуже другое: пока ребенок под давлением делает то, в чем не видит смысла, в нем формируется отвращение к школе и к учебе в целом. Между тем чтобы прийти к результатам, нужно постоянно учиться новому. Остается только одно — искать, как заинтересовать ребенка учебой и постепенно создавать у него собственную мотивацию.

Начните с цели, которая действительно вдохновит ребенка. Например, «закончить четверть без тройки по математике» звучит понятно для родителя, но скучно для ребенка. Поразмышляйте вместе, что такого приятного может случиться: будь то спокойствие перед контрольными или развитие собственного блога, в котором тоже пригодятся цифры.

А чтобы точно рассчитать, как ребенку достичь целей в учебе, воспользуйтесь нашим бесплатным калькулятором . Он покажет, сколько нужно заниматься, чтобы просто подтянуть оценки или поступить в вуз по профильному предмету.

3.Как приучить ребёнка самостоятельно делать уроки

На самом деле всё просто. Дети очень легко привыкают делать уроки самостоятельно. Нужно только дать им эту возможность.

С первого класса мы сидим над ними и пытаемся всячески им помочь, совершая тем самым непоправимую ошибку.

Я конечно не против помощи с домашним заданием, но только если это действительно ребёнку необходимо. Не нужно сидеть над его душой весь вечер и требовать от него аккуратности, внимания и прочего.

И уж тем более не нужно ругать и кричать на ребёнка за то, что у него что-то не получается. Мы тоже с вами когда-то учились. У нас тоже что-то не получалось. Это нормально. Во всем нужна тренировка, повторение и конечно зубрёжка.

Оставьте ребёнка наедине с уроками

Дети вполне могут справится с заданиями самостоятельно. Просто встаньте и пойдите делать свои дела, а потом проверьте, что ребёнок сделал. Главным условием должно быть, чтобы ребёнок выполнял домашнее задание на черновике.

После проверки и исправления всех ошибок, ребёнок спокойно перепишет на чистовик все упражнения.

Устные уроки дети должны учить самостоятельно. А вот ваша задача, лишь проверить устный предмет. Попросить пересказать ребёнка, или рассказать наизусть стих, если таковой был задан. Можно задавать вопросы: «Что ты понял из этого текста?», «О чём речь в тексте?» и так далее.

Если ребёнок отказывается учить уроки самостоятельно и вам приходится постоянно сидеть с ним, то это уже другой случай. Тут нужны воспитательные меры.

Подумайте, что для вашего ребёнка очень важно. Например, телефон, любимая собака, хомяк, коньки и так далее

Объясните ребёнку, что если он не станет делать уроки самостоятельно, то его любимая собака отправится жить к бабушке. Или ребёнку будет запрещено ходить на каток в выходные и так далее.

Может это плохо, но нужно лишить ребёнка какой-то радости, чтобы тот понял, что лучше сделать уроки, а потом он сможет без проблем пойти с друзьями на каток.

Приучайте детей с первого класса самостоятельно делать уроки. Помогать нужно, бесспорно. Но мера должна быть. Чем раньше ребёнок привыкнет к самостоятельности в учёбе, тем больше вероятности, что в жизни ребёнок будет так же самостоятельным.

Почему нельзя заставлять детей делать уроки?

Всем нормальным родителям хочется, чтобы их ребёнок   был здоровым,  а не издёрганным и измотанным.  Чтобы в школе  у него было всё в порядке:  отношения с одноклассниками и учителями, успеваемость. В конце концов, хочется  гордиться успехами своего ребёнка и слышать на родительских собраниях только хорошие слова в его адрес.

Вот только дети не спешат садиться за учебники. Чаще всего приходится их заставлять делать уроки.

Заставлять всегда плохо. Это крики, угрозы. Увещевания. Как следствие – потеря взаимопонимания с детьми. Всё это пагубно отражается на детском и родительском здоровье.

Поэтому нужно попытаться найти способ, который позволил бы убедить ребёнка делать уроки самостоятельно и добровольно.

Как же всё-таки обойтись без криков?  Есть ли родители, для которых не существует такая проблема?  И  есть  ли дети, которым не нужно напоминать о домашнем задании?

Разумеется.  Есть родители, которым не нужно контролировать детей,  потому что они уверены, что  все задания выполнены. И  в школе всё в порядке. Для  кого-то,  вероятно, это звучит, как фантастика.  В чём же их секрет?

На самом деле, всё просто. И одновременно  сложно. Потому что родитель – это профессия, возможно, самая трудная  и ответственная из всех существующих.

Итак, какие причины могут вызвать нежелание ребёнка садиться за уроки?

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно 5 действенных советов

Фото: envato.com

  1. Не стоит ругать ребенка, если у него что-то не получается. Не прибегайте к угрозам забрать телефон, не пускать на прогулки с друзьями, запрещать смотреть телевизор или проводить время за компьютером. Это только ухудшит ваши отношения и спровоцирует ребенка на ложь или манипуляции. Лучше выбрать путь мотивации: обещать вознаграждение за выполненную задачу. Это может быть семейная поездка на отдых, поход на мультфильм в кино, посещение парка развлечений, новая игрушка и тому подобное.
  2. Организуйте ребенку хорошую атмосферу для выполнения домашних заданий. Громкий телевизор или родительские ссоры  не мотивируют делать уроки. Ребенок будет постоянно отвлекаться, переживать и не сможет выполнить все задачи эффективно. Психологи советуют организовать рабочее место школьника в самом тихом и спокойном уголке квартиры с хорошим освещением. Здесь ребенок сможет сконцентрироваться на работе и не отвлекаться на внешние факторы.
  3. Научите малыша расставлять приоритеты. Ребенок должен научиться понимать, какие задания важнее на данный момент, а какие могут быть выполнены позже. Если вы замечаете, что ребенок неправильно расставил приоритеты, можете аккуратно скорректировать работу или натолкнуть на верный выбор.
  4. Не забывайте об отдыхе. Следите за тем, чтобы не перегружать ребенка. Конечно, каждый малыш должен выполнять все задачи самостоятельно, но и нужно оставлять время на отдых, хобби, любимые дела. Если не давать ребенку достаточно времени для отдыха, его концентрация внимания будет снижена, а желания заниматься домашней работой просто не будет.
  5. Поддержка и поощрение. Школа и выполнения домашних заданий  это стресс для ребенка. Поэтому не нужно давить на малыша, а лучше поддержите. Объясните, что в ошибках нет ничего плохого, у него все получится, если работать усердно. Похвалу, уважение и поддержку заслуживают все дети, даже те, которым пока не удается справиться со всеми заданиями. Успокойте ребенка и объясните, что у нее все получится и вы в нее верите.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно  видео

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

1.Учить уроки на самом деле вредно

В Российской Федерации существует норма СаНПиНа, определяющая время которое ребёнок разного возраста должен тратить на выполнение домашнего задания.

То есть, учитель на основании этих правовых документов должен дать ребёнку такое количество домашнего задания, чтобы ребёнок уложился в эти нормы.

Ну вот, например, рассмотрим, кто сколько должен тратить время на выполнения домашнего задания:

1-3 класс – 1-1,5 часа

4-5 класс – 2 часа

6-8 класс – 2,5 часа

9-11 класс – 3,5 часа

Так ли это? Вспомните сколько ваш ребёнок проводит время за книгами. Укладываетесь вы в нормы? Вряд ли.

В первом классе домашнего задания нет. Но формулировкой допишите, дочитайте, доделайте, учителя очень любят пользоваться.

В итоге, дети в первом классе дописывают, дочитывают, исправляют ошибки до самого вечера.

Домашнее задание в первом классе может быть дано только на понедельник. Если в этом есть необходимость. Многие учителя обеспокоены тем, что без домашних заданий ребёнок не усвоит материал.

Но увеличение нагрузки может негативно отразится на здоровье ребёнка. Об этом никто не думает. А у ребёнка повышается утомляемость, отмечается нервозность, появляются головные боли.

Кроме того, у детей младшего школьного возраста 7-8 лет сосредоточенность на занятиях 20 минут. Потом ребёнку тяжело воспринимать информацию. У детей чуть старше, сосредоточенность 30-40 минут.

Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Кто-то делает всё быстро, а кто-то не торопясь. Поэтому не удивительно, когда время выполнения домашнего задания превышено, у ребёнка возникают проблемы со здоровьем.

Не рисуйте за ребенка

Проблема рисунков и аппликаций преследует родителей с того момента, как их ребёнок идёт в первый класс. Но и эти задания первоклассник может выполнить самостоятельно! Их придумывали, чтобы способствовать творческому развитию детей, а не чтобы их мучить. Основная причина проблемы – ребёнок боится, что его поделка будет некрасивой, хуже, чем у других

Важно объяснить, что свои успехи нужно сравнивать не с успехами других, а со своими достижениями из прошлого, чтобы отслеживать свой прогресс. Заведите отдельную папку для аппликаций и рисунков и просматривайте их время от времени

Пусть ребёнок увидит, что каждый год у него получается всё лучше и лучше.

Средний и старший возраст

Когда дети подрастают они полностью распределяют свое время. Точно знают, что и на какой день задали в школе. Но, даже в этом возрасте не все выполняют домашнее задание достаточно хорошо.

  1. У детей в школе большая нагрузка. Домой задают большой объем работы, а дополнительные занятия приводят к перегрузке.
  2. Все дополнительные занятия не должны быть ребенку в тягость. Он должен заниматься с удовольствием и отдыхать от школьной нагрузки.
  3. Для того чтобы ребенок смог учиться самостоятельно, необходимо хвалить его за проделанную работу.
  4. Не нужно постоянно упрекать его и обвинять в непослушании. Этим вы можете сделать еще хуже. 
  5. Ребенок не должен думать, что родители все сделают за него. Он не торопится делать уроки, занимая выжидающую позицию. В этом случае родители должны просто разъяснить как решать задание. Ни в коем случае нельзя решать за него.

Основные правила

Распланировать время на работу и отдых.
В первую очередь выполнять сложные задания. Приучиться делать уроки на черновике

И только после проверки родителей переписывать в тетрадь.
Найденные ошибки важно объяснить. Но перед этим нужно похвалить за проделанную работу.
Не кричать на школьника и не обзывать его

Это приводит к потере доверия между вами.
Если ребенок просит о помощи, ему нужно помочь. Объяснить непонятный материал.
Все уроки школьник должен делать самостоятельно.
Не стоит делать домашнее задание за детей, даже если вам их очень жалко. Это может войти в привычку.

Главное объяснить ребенку важность знаний, которые он получает в школе и закрепляет выполнением домашней работы

Зачем задаются домашние задания

Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке. Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям. Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.

Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность. Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе. В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».

Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.

Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.

Когда нужно делать домашнее задание

Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга

Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.

Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.

Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?

Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.

Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием. Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу. Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.

Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.

Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется. С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать. В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.

Как передать ребенку ответственность

Если ребенок всячески вынуждает делать «домашку» за него, развивайте самостоятельность с поэтапным возрастанием нагрузки. Сначала делайте домашнюю работу вместе, передавая самостоятельность по частям. Спросите, понял ли он, как делать упражнение? Если все понятно, пусть напишет ответ самостоятельно. Потом попросите его проверить и делать следующее задание. 

Да, в самом начале придется посидеть с ребенком, направляя его и отвечая на вопросы. Постепенно можно уменьшать контроль. Обсудите вместе, как делать все упражнения сразу. Когда ребенок поймет, пусть решит все сам. Вы сможете заняться своими делами, а ребенок будет делать домашнюю работу, проверять ее и отмечать ошибки.

Масштаб увеличивайте постепенно. Покажите, как составляется план. Ваша задача — прийти к тому, чтобы ребенок делал домашнее задание от и до: выписывал вопросы и задавал преподавателю, а не родителям. Если вы правильно пройдете этот алгоритм, вы забудете про домашние задания с ребенком. Даже первоклассник (если его обучили верно) не будет привлекать родителей к своим заданиям. Если вы не можете сделать этого самостоятельно, пригласите репетитора и поставьте такую задачу ему.   

Его невозможно оторвать от телефона

Интернет, соцсети, компьютерные игры отнимают у детей очень много времени.  Если живое общение со сверстниками заканчивается, когда ребёнок приходит домой, то компьютерное может продолжаться вечером и даже ночью.  При таком цейтноте трудно выкроить время на выполнение домашних заданий.

Что делать:

Здесь всё зависит от того, как  складываются отношения у родителей и детей.  Если  с первых дней в школе был  выработан  определённый режим, в котором есть место и для занятий, и для общения, и для увлечений,  проблем не будет.

Если всё пущено на самотёк, нет режима и нет разумного контроля  – оторвать ребёнка от гаджетов будет очень трудно. Когда он «зависает» в интернете, в соцсетях, он  теряет  чувство времени.  И  будет доказывать, что он «только что начал».

Чтобы избежать локальных  компьютерных войн, необходимо научиться находить общий язык.  Составьте режим, если его ещё нет. Очень чётко определите время для гаджетов и для выполнения домашних заданий. И критерий здесь один: уложился во времени и успел выполнить уроки – есть  гаджеты. Не успел – нет гаджетов.

Как научить ребёнка делать уроки

Тренировать самостоятельность

Сначала можно делать задания вместе с ребёнком, направлять его и отвечать на вопросы, а затем постепенно
ослаблять
этот контроль. Например, можно вместе разобрать, как делать все задания сразу. Как только ребёнок всё поймёт —
пусть
попробует сделать задание сам

Важно, чтобы школьник научился собирать вопросы и приносить на проверку задание
целиком, а не звал родителей помочь каждую минуту. Постепенно можно расширить границы самостоятельности,
полностью
передав ребёнку ответственность за домашнюю работу, и проверять только результат.

Улучшать концентрацию внимания и усидчивость

Чтобы понять, насколько школьник может сосредоточиться на работе и выполнить её до конца, следует понаблюдать за
тем, как он выполняет домашнюю работу. Если у школьника не получается сконцентрироваться и довести задание до
конца,
стоит проводить занятия в игровой форме или попробовать добавить специальные упражнения на концентрацию
внимания. В
любом случае следует всегда делать небольшие перерывы в течение занятия — это позволит ребёнку немного отвлечься
и
приступить к задаче с новыми силами.

Планировать выполнение домашней работы

Можно взять за правило, что сначала надо делать устные задания — потом письменные, сначала на черновике — потом
на
чистовике, сначала простые — потом сложные. Перед тем, как приступать к домашней работе, следует
проанализировать
все упражнения, чтобы ребёнок понял, как их выполнять. Затем выстроить порядок, чётко спланировать время и
проконтролировать — уложился ли, например, в час. То, что не получается, можно пропустить и вернуться потом.
Задание
желательно выполнять в тот же день, в который ученик его получил, пока информация, полученная на уроке, ещё не
выветрилась.

Выработать систематичность

Соблюдать регулярность и не нарушать её — важно для закрепления любого навыка. Поэтому существенно, чтобы
выполнение
домашнего задания вошло в привычку

Например, даже если на дом ничего не задали, всё равно необходимо сделать
любое
задание из школьной программы (можно взять учебник за тот же класс, но от другого издательства). Таким образом
ребёнок не только привыкнет к занятиям в одно и то же время, но и поймёт, что может быть несколько решений на
одну и
ту же задачку. Этот метод особенно актуален для математики: бывает, сколько учебников, столько и решений одного
и
того же примера.

Организовать рабочее место

Не секрет, что окружающая обстановка влияет на работоспособность человека. Поэтому в комнате ребёнка должна быть
оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть
достаточно
места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять
стол
ненужными вещами, которые могут отвлечь

Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на
котором должен царить порядок.

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Почему ребёнок не делает уроки сам

Избыточная помощь или её отсутствие

Чтобы сэкономить время, некоторые родители делают домашнее задание за детей. Безусловно, хорошая оценка гарантирована, но она не сыграет никакой роли для будущего, потому как у ребёнка сложится впечатление, что ему необязательно слушать учителя — ведь за него всё сделают родители.

Нанимать репетитора, который также будет делать все задания за ученика, — тоже ошибка. Часто такие дети становятся круглыми отличниками, сдают проходные экзамены в вуз, но отчисляются после первой же сессии, так как попросту не умеют учиться сами.

Однако отказывать ребёнку в помощи с уроками нельзя. Школьнику просто необходимы точки контроля и хоть какая-то помощь, чтобы научиться нести ответственность за свои оценки, структурировать свою работу и двигаться в верном направлении.

Есть пробелы в знаниях

Случается так, что у ребёнка есть пробелы в знаниях, которые не дают ему понять новый материал. Их необходимо устранить. Для этого следует заново пройти с ребёнком учебники предыдущих классов. С этой задачей может справиться репетитор, главное — сразу грамотно объяснить свой запрос.

Не развиты психические процессы

Если психические процессы, такие как память, внимание, воображение, логика, не развиты, ребёнок не успевает понять учителя и уловить сложный материал. В этом случае следует начать тренировать память и внимание

Сделать это можно с помощью простых упражнений. Также развить эти навыки помогут дополнительные курсы или секции.

Конфликт с учителем

Может статься и так, что ученик с первого раза не уловил объяснение той или иной формулировки, но побоялся переспросить из-за страха перед учителем. Проблему можно решить, поговорив с преподавателем или объяснив ребёнку непонятные термины самостоятельно.

Неправильная мотивация

Если ребёнок не хочет заниматься, то следует делать акцент на любых его достижениях в учёбе. Например, вместо того чтобы отругать школьника за плохо выполненную домашнюю работу, можно попробовать найти, за что его можно похвалить: за отдельные решённые задачки, за аккуратность, за несколько правильных ответов на вопросы в конце главы… Похвала — секретный ключик к детской мотивации. Как только школьник понимает, что у него получается, он перестаёт саботировать любой процесс.

Почему ребенок не хочет делать уроки?

Проблемы с домашними заданиями возникают у многих школьников, и в подобной ситуации каждый ребенок поступает по-своему: кто-то постоянно просит помощи у родителей, кто-то – делает уроки кое-как, а кто-то и вовсе не уделяет им времени. Естественно, что взрослые хотят как-то повлиять на ситуацию, но перед тем, как предпринимать какие-то меры, нужно разобраться в причинах нежелания делать задания на дом. К ним можно отнести:

лень и отсутствие мотивации к учебе. Чаще всего проблема кроется в том, что школьник ленится или не понимает, чем ему пригодится тот или иной предмет

Из-за этого он не хочет заниматься и повторять пройденный в школе материал.
желание привлечь внимание родителей. Если учащийся постоянно прибегает к помощи родителей при выполнении домашних работ, то вполне возможно, что ему не хватает внимания близких, и так ребенок пытается его компенсировать.
сложности с пониманием материала

Изучать предмет намного интереснее, когда все темы хорошо усваиваются, а упражнения – легко выполняются. Если же та или иная дисциплина дается тяжело, то ребенку не хочется учиться.
боязнь ошибиться. Многие дети боятся допускать ошибки в заданиях, а потому предпочитают и вовсе их не выполнять или же постоянно просят родителей помочь им с уроками. И в том, и в другом случае о качественном закреплении пройденного материала речи не идет.

Нужно ли заставлять делать домашние задания?

Домашние задания задаются не просто так – выполняя их, школьники совершенствуют свои знания и навыки, закрепляют те темы, которые уже прошли. Поэтому выполнять все то, что задается ученикам на дом, необходимо. Родители прекрасно это понимают, а потому пытаются заставить ребенка делать уроки, однако этот подход не является правильным.

Важно помнить, что школьники должны учиться не столько ради оценок и похвалы со стороны родителей или учителей, сколько ради знаний. Именно от уровня знаний во многом будет зависеть будущее ученика: результаты сдачи экзаменов, возможность поступить в желаемое учебное заведение и получить ту профессию, о которой он мечтает

Поэтому не учителя и не родители, а именно сам ребенок должен быть заинтересован в учебе.

Важно объяснить ему, зачем он учится, как его хорошая успеваемость может пригодиться в будущем. Если школьник поймет всю важность образования, то и его мотивация к учебе, в том числе и к выполнению домашних заданий, повысится

Основные трудности с домашним заданием

Ошибки

Если ученик допускает много ошибок, необходимо научить его проверять свою работу самостоятельно. Следует
поощрять
его, если задание выполнено на отлично. В качестве поощрения могут быть, например, любимые конфеты: сделал без
ошибок — получил 10 конфет, одна ошибка — 5 конфет, 2 ошибки — увы, но сегодня без сладостей.

Прокрастинация

Не каждый ребёнок сможет самостоятельно отложить джойстик или смартфон и сесть за уроки. В этом случае следует
приучить школьника планировать выполнение домашней работы, засекая время, а затем поощрять. К примеру, вы можете
договориться с ребёнком, предложив посмотреть новый фильм, если он успеет завершить домашнюю работу в
установленный
срок.

Как делать уроки с ребенком: рекомендации для родителей

  • Выберите “час Х”. Пусть ребенок сам определит: когда он будет выполнять домашнее задание, когда гулять, а когда “резаться” в компьютерные игры. Предоставьте вашему ребенку право выбора: собственные правила нарушать не очень-то хочется.
    Если же ребенок начинает предлагать какую-то ерунду, вроде “буду делать уроки в 10 вечера”, установите временные рамки. Например, укажите, что уроки должны быть сделаны, например, до 8 вечера.
  • Оборудуйте рабочее место. Если ребенок учит правило, лежа на диване, упражнения по русскому языку пишет под аккомпанемент телевизора, а задачки по математике решает с мамой на кухне — приучить к порядку дитя, увы, не получится. Подросток должен привыкнуть, что именно вот этот стол и стул — его рабочее место. Тогда и настрой будет появляться соответствующий.
  • Обеспечьте ребенку хорошее настроение и бодрое расположение духа. Крайне неразумно поступают те родители, которые сразу после возвращения из школы усаживают ребенка за уроки. Дайте своему ребенку время отдохнуть, погулять, да и обеденный сон известен как хороший способ отдыха.
  • Соблюдайте определенный порядок выполнения задания. Но здесь лучше посоветоваться с детьми: кому-то легче сначала “разделаться” с устными, потом с письменными заданиями, другим легче сначала сделать все трудные задания, оставив легкие предметы “на закуску”.
  • Учите управлять временем. Слышали о тайм-менеджменте? Крайне полезная и эффективная штука. Лучше учить управлять и планировать свое время с детства.

Интересную методику предложил Ф. Черилло. Его стратегия выполнения заданий стала известна как “техника Помидора”. Суть такова: выяснилось, что оптимальное время для выполнения какой-то задачи — 25 минут. Именно такое время способны работать наши мозг и тело эффективно и не уставая.

Все задания нужно расписать по шаблону и на каждое тратить не более 25 минут, или “1 помидора”.

Например, сыну задали выполнить два упражнения по русскому, решить 1 задачу по математике и написать доклад по географии.

Расписываем задачи:

Задания

Время

Упражнения по русскому

˅

Задача по математике

Доклад по географии

Теперь ставим таймер на 25 минут и приступаем к выполнению первой задачи. Ни на что не отвлекаясь и не прерываясь! Когда будильник прозвонит, ставим “галочку” напротив первого задания и отдыхаем 5 минут.

Потом опять приступаем к заданию (не успели закончить упражнения по русскому — продолжаем работать именно над ними). Выполнив первое задание, переходим ко второму. После 4-ех временных отрезков (помидоров) делаем перерыв на 15-20 минут.

Важно! Если выполнили задание, а таймер еще тикает — не отвлекайтесь. Посидите, подумайте, проверьте еще раз — иногда именно в это время в голову приходят гениальные идеи, обнаруживаются ляпы

Хотите добавить мотивации? Предложите награду. Например, за 4 успешные “помидорки” — лишние полчаса за компьютером.

Не осуждайте за ошибки и не кричите, если что-то не получается. Ошибки — неотъемлемая часть эффективного обучения. Запаситесь терпением и вместо крика и обидных слов попробуйте побеседовать. Почему появляются ошибки? Может, из-за того, что торопится, может, тема не понята или есть какой-то пробел в знаниях

Важно, чтобы ребенок всегда чувствовал вашу поддержку. И вообще, лучше руководствоваться принципом: “Исполнителя — хвалить, исполняемое  — критиковать”.

Не превращайте домашнее задание в наказание

Часто родители угрожают: “Напишешь грязно или с ошибками — будешь переписывать все снова!” Поверьте: пустое переписывание не воспитает прилежности и аккуратности, а только отобьет всю охоту к учебе. Приучайте пользоваться черновиками и не забывайте про предыдущую рекомендацию.

«И у меня на это 5 причин»

Если ученик регулярно отлынивает от домашнего задания, значит, у него есть на то причины. Пройдемся по основным.

1. Маленький ученик не вышел из игрового режима

Как правило, это детки 1–2 класса. В школе учебный процесс организует учитель. А дома? Иногда ребенок просто не знает, что надо делать, чтобы сесть за уроки. В таком случае поможет список дел. Распишите и разберите подробно все действия вместе: во сколько, что для этого нужно, необходимые предметы, когда сделать перерыв. Чем ярче и подробнее чек-лист, тем легче и быстрее настроится ребенок на уроки. Вы можете также подготовить отдельные списки для русского, математики, чтения.

2. Не понимает тему урока

Например, пропустил по болезни и не смог разобраться. Спросите, в чем конкретно он испытывает затруднения, и помогите восполнить пробелы в знаниях.

3. Его пугает объем

Такое часто случается с детьми, которые работают очень медленно. Научите ребенка разбивать учебный материал на отдельные части и делать перерывы в работе. Лучше, если 15 минут ребенок будет заниматься уроком, а затем 5 минут у него отдых. Вот небольшая игра для переключения внимания. Например, договоритесь вместо числа, которое кратно 3, хлопать в ладоши: 1, 2, хлопок, 4, 5, хлопок и т.д.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий