Как держать на руках новорожденного ребенка

Основные ошибки при ношении

Чтобы избежать в дальнейшем проблем с позвоночником, в младенчестве ребенка носят правильно. В противном случае нервные окончания между позвонками будут защемляться, а хрящи сдавливаться, доставляя малышу дискомфорт (иногда и боль).

Не все родители задумываются об этом, делая грубые ошибки во время ношения грудного ребенка:

  • в два-три месяца начинают присаживать младенца в полулежащее положение;
  • располагая ребенка спиной к себе, удерживают его за попку, а не под коленками, от чего позвоночник малыша находится в напряжении;
  • забывают фиксировать тесный контакт спины карапуза с грудью взрослого, и ребенок наклоняется вперед;
  • располагая малыша на своем бедре, стараются, чтобы он сидел; хотя на самом деле младенец должен виснуть на мамином боку;
  • удерживая малыша в вертикальном положении, вместо того, чтобы зафиксировать руку на затылке, мама кладет ее на спину в районе лопаток.

Ношение столбиком

Выбирая позу для ношения малыша на руках, исходят в первую очередь из условий комфортности ребенка, потом думают о собственном удобстве. Это позволит подобрать наиболее оптимальный вариант не в ущерб здоровью карапуза.

Техника пеленания

Техника зависит от способа пеленания. Самый распространенный вид — простое пеленание, пошаговую инструкцию к которому мы приводим ниже.

  • Расстилаем пеленку на поверхности пеленального столика, ребенок лежит в центре полотна, голова — выше края пеленки.
  • Прижимаем правую ручку малыша к телу, заворачиваем правый угол пеленки наискосок. Ее край должен зайти за спинку малыша.
  • Прижимаем левую ручку и аналогично заворачиваем левый край пеленки.
  • Края оставшегося «хвоста» по очереди подворачиваем под малыша и фиксируем в получившемся боковом кармашке.

Пеленать или нет, в конечном итоге решает для себя каждая мама. Главное не вдаваться в крайности, стараться следовать своим природным инстинктам и прислушиваться к потребностям малыша: если он с первых дней отказывается от пеленания, выкарабкиваясь из кокона, и при этом спокойно спит, то разумных доводов в пользу пеленания у вас просто нет. Напротив, если кроха уснуть не может, пока вы не успокоите его ручки и ножки и пока он не чувствует себя защищенным (как это было, когда он находился у вас в животе), то одним аргументом «за» у вас становится больше.

Гладить или нет?

Еще одна примета прошлого — глажка пеленок и распашонок. Как ни странно, это один из самых распространенных вопросов на материнских форумах и в наши дни. Учитывая уровень санитарных условий, в которых мы сегодня живем, а также широкий функционал бытовой техники, ежедневно нами используемой, гладить пеленки и одежду малыша имеет смысл в том случае, если материал замялся и есть риск натереть нежную кожу младенца. В остальных случаях достаточно менять пеленки и нательную одежду раз в сутки и стирать со специальными детскими порошками при высокой температуре (от 90°). Исключение можно сделать для пеленок и распашонок, имеющих контакт с кожей малыша во время заживления пупочной ранки, набухания молочных желез у девочек или нагноения места прививки БЦЖ.

Мнение врачей

По медицинским наблюдениям, пуповиной обвиваются слишком активные малыши, которые много двигаются внутри матки. Риск повышается также при длинной пуповине, но этот фактор обусловлен генетически. Еще одна причина обвития – это гипоксия. Когда малышу не хватает кислорода, он начинает активно двигаться, а значит, повышается риск запутаться в пуповине. К высокой активности приводит и стрессовое состояние мамы, при котором повышается уровень адреналина в крови.

В действительности, беременным нельзя стоять с поднятыми вверх руками длительное время не потому, что малыш завернется в пуповину, и не во избежание родимых пятен, а по другим причинам:

Резкое поднятие рук чревато угрозой падения. Так может произойти потому, что у беременных центр тяжести смещается. И если будущая мама встала на носочки и резко потянулась вверх, это может привести к нарушению равновесия.

Это не значит, что беременным нельзя, например, развешивать белье или брать что-то с верхней полки. Обычные бытовые нагрузки не несут никакой угрозы ни маме, ни будущему ребенку. Но тяжелое мокрое белье (пододеяльники, пледы) лучше не поднимать: пусть его повесит кто-то из домашних.

Важно! Все ограничения врачей по поводу поднятия рук у беременных на разных сроках касаются только резких движений либо длительного нахождения в статичной позе. Можно ли поднимать руки вверх при беременности? Доктора убеждены, что можно, если делать это спокойно, и не находиться в такой неудобной позе длительное время

Например, гимнастика для беременных в 1 триместре включает в себя разные типы упражнений. Но все движения делаются плавно и спокойно, а потому приносят только пользу, улучшая кровообращение и самочувствие будущей мамы

Можно ли поднимать руки вверх при беременности? Доктора убеждены, что можно, если делать это спокойно, и не находиться в такой неудобной позе длительное время. Например, гимнастика для беременных в 1 триместре включает в себя разные типы упражнений. Но все движения делаются плавно и спокойно, а потому приносят только пользу, улучшая кровообращение и самочувствие будущей мамы.

А вот другое мнение, о том, что беременным нельзя спать на спине имеет под собой основание. Со второго триместра матка значительно увеличивается, и в положении лежа на спине давит на нижнюю полую вену. Приток крови к сердцу мамы нарушается, падает давление, а малыш испытывает недостатку кислорода. Поэтому отдыхать беременным лучше на боку.

Какая позиция предпочтительнее

Когда малыш находится на руках, удобно должно быть и ему, и маме. Одним деткам нравится позиция, лежа, другие предпочитают любопытно оглядываться, устроившись столбиком. Существует несколько положений, которые одобрены специалистами как правильные и безопасные.

Классическая «колыбелька» . Это положение можно использовать с рождения. Оно одинаково хорошо подходит и для кормления, и для убаюкивания. Младенец располагается горизонтально на спинке или немного развернут животом к маме. Его головка лежит на локтевом сгибе одной руки матери, другая ее рука поддерживает попку. Раскрытая ладонь находится на пояснице ребенка. Можно брать грудного ребенка на руки в положении «колыбелька», желая помочь ему успокоиться или заснуть. Нужно поочередно держать малыша головой вправо и влево, чтобы минимизировать риск искривления позвоночника. Когда деткам исполняется 3-4 месяца, они обычно не любят подолгу находиться в этой позе, поскольку она не обеспечивает достаточно хорошего обзора.

  • Положение столбиком. Педиатры советуют носить грудничков столбиком после каждого кормления, чтобы помочь отрыгнуть воздух. В позиции столбиком достаточно велика вертикальная нагрузка на неокрепший позвоночник, поэтому нужно хорошо поддерживать спинку ребенка. Малыш расположен лицом к взрослому, прижат к животу и груди, головка лежит на плече. Раскрытая кисть взрослого фиксирует поясницу, кисть другой руки – шею и затылок. Когда кроха будет уверенно держать голову, вторую руку можно переместить с затылка на лопатки. Подросшим деткам нравится положение столбиком «лицом к миру», когда взрослый прижимает к себе малыша не животом, а спинкой.
  • Лежа на животе. Малыш находится на руках взрослого горизонтально, лицо обращено вниз. Одна рука поддерживает грудь и подбородок, вторая располагается между ножками, так, чтобы туловище и ножки ребенка опирались на предплечье и ладонь. Такую позу, так же, как и столбиком, можно использовать при коликах.
  • Поза Будды. Ребенок полулежит, опираясь спинкой на грудь взрослого. Одной рукой малыша обнимают, поддерживая под две ручки. Предплечье и ладонь другой руки помещают под бедра и коленки. При этом позвоночник принимает С-образную форму, естественную для крохи: именно в таком положении он находился в материнской утробе. Вертикальная нагрузка минимизирована, таким образом можно держать деток, которые еще не сидят самостоятельно. Удачная альтернатива положению столбиком, обеспечивающая хороший обзор.
  • Из-под мышки. Малыш лежит на спинке на предплечье и ладони одной руки взрослого, бедро служит опорой для попки. Локоть поддерживает таз ребенка, ножки расположены за спиной мамы или папы. Головку можно дополнительно фиксировать кистью второй руки. Из этой позиции непоседу, пожелавшего получше осмотреться, легко переместить в положение столбиком.

Лягушка . Специалисты считают, что держать ребенка в этой позе полезно в качестве профилактики дисплазии тазобедренных суставов. Поза лягушки используется для деток, которым уже исполнилось 4 месяца. Малыша можно усадить на живот, бедро или на спину (после года). Ребенок располагается лицом к взрослому, прижимаясь животиком. Разведенные ножки согнуты в коленях

Важно, чтобы колени находились выше, чем попка. Только при соблюдении этого условия посадка будет правильной. Одной рукой взрослый обнимает кроху в области поясницы, второй (свободной) можно для подстраховки держать ребенка за ручку

Одной рукой взрослый обнимает кроху в области поясницы, второй (свободной) можно для подстраховки держать ребенка за ручку

Эта позиция позволяет надолго брать на руки увесистого карапуза, поскольку в таком положении малыш хорошо упирается в туловище взрослого, благодаря чему его становится легче держать. Перечисленные позиции являются базовыми. Как удобнее всего носить кроху – сидя, лежа, столбиком или лягушкой – каждая мама определяет сама, в зависимости от ситуации и предпочтений маленького человечка.

Как правильно держать новорожденного? Как освоить различные способы ношения и поддержки грудничка при повседневном уходе? Необходимо знать несколько важных теоретических принципов. А навыки придут с практикой.

Как правильно держать новорожденного столбиком после кормления? Как должен располагаться кроха во время кормления, купания, бодрствования? Обычно руки мамы знают ответы на все эти вопросы. Ведь это не только инструмент, чтобы брать, переворачивать, купать и т.п. Руки – источник безусловной любви, самый простой, но самый важный способ контакта с новорожденным.

Ситуация: Процесс кормления доставляет маме боль и неудобства.

Выход: Научитесь прикладывать ребенка к груди правильно.

Важно прикладывать так, чтобы ребенок захватывал околососковый кружок, создавая губами вакуум. Опросы показывают, что практически все женщины начинают кормить малышей грудью в родильных домах

Но вскоре после выписки из роддома некоторые сразу же переходят на баночки и бутылочки. Причина проста — многим мамочкам даже при большом желании процесс кормления наладить не удается. Несмотря на кажущуюся простоту, для того, чтобы кормление было в радость и маме, и малышу нужно соблюдать некоторые правила и нюансы, о существовании которых мамы не догадываются. Научить их этому должны врачи и медсестры еще в роддоме, а контролировать процесс — задача патронажной медсестры

Опросы показывают, что практически все женщины начинают кормить малышей грудью в родильных домах. Но вскоре после выписки из роддома некоторые сразу же переходят на баночки и бутылочки. Причина проста — многим мамочкам даже при большом желании процесс кормления наладить не удается. Несмотря на кажущуюся простоту, для того, чтобы кормление было в радость и маме, и малышу нужно соблюдать некоторые правила и нюансы, о существовании которых мамы не догадываются. Научить их этому должны врачи и медсестры еще в роддоме, а контролировать процесс — задача патронажной медсестры.

Грудное вскармливание исключительно важно для здоровья ребенка — отказ от кормления грудью в дальнейшем может ослабить иммунитет и высшие мозговые функции ребенка. Сегодня педиатры считают, что кормить ребенка грудью нужно по возможности до 2 лет

Мамино молоко на 100% удовлетворяет пищевые потребности ребенка до шести месяцев, на 50% — потребности ребенка с шести месяцев до года и на 30% — потребности ребенка от года до трех лет.

В России была принята Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни. Минздрав разработал клинические рекомендации (в которых, в частности, говорится о недопустимости рекламы заменителей грудного молока и группового инструктажа женщин по искусственному вскармливанию). Комплекс мер для популяризации грудного вскармливания готовит «Лига здоровья нации», в октябре в Общественной палате РФ пройдут общественные слушания на эту тему.

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего – на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка.

При этом, ваши действия должны начинаться с одного – подойти к ребенку и взять на руки, чтобы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг

Кроме того,

* Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).

* Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.

* Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.

* У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов). * Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца

* Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Польза вертикального положения

С первых дней жизни организм новорожденного приспосабливается к окружающему миру. И если раньше ребенок получал все необходимые вещества через пуповину, то после рождения пищеварительная система малыша функционирует полностью. Иногда могут возникать сложности с пищеварением из-за несовершенства ЖКТ. Молодым родителям рекомендуется некоторое время после кормления выдерживать столбиком новорожденного, чтобы помочь работе системы пищеварения.

В процессе приёма пищи в желудок ребёночка может попадать воздух. Такое возможно, если:

  • малыш неверно захватывает сосок,
  • соска у бутылочки не подходит ему,
  • ребенок торопится,
  • у ребёнка забит носик.

Поэтому родителям рекомендуют в первые полгода жизни после кормления носить грудничка вертикально, что бы образовавшиеся пузырьки воздуха с легкостью покинули желудок.

Ещё одно основание, по которому надлежит малыша держать вертикально – это необходимость избавления от лишнего объема пищи. Зачастую переедают дети, находящиеся на искусственном вскармливании. Избыточное количество смеси в желудке грудничка начинает вызывать брожение, образование газиков и появляются колики. Также от переедания страдают новорожденные, которым мамы дают часто грудь для успокоения. Если после кормления ребеночка вертикально подержать, то он сможет срыгнуть излишки пищи.

Также немаловажным для младенцев являются тактильные ощущения. Новорожденные очень любят ощущать прикосновения с родителями, находиться у них на руках, таким образом, они испытывают чувство комфорта и защищенности

Поэтому так важно маленьких деток носить на руках в вертикальном положении, прижимая к себе. А вертикальное положение ещё и помогает малышу внимательно рассмотреть окружающую его обстановку

Помимо всего перечисленного, есть ещё один немаловажный момент. Во время ношения малыша столбиком укрепляются мышцы его позвоночника и шеи.

Таким образом, если новорожденному менее 2 недель от роду, если вы ещё не научились правильно кормить кроху и он заглатывает лишний воздух, если ребёнок находится на искусственном вскармливании, а также соска у бутылочки для кормления не подходит малышу, то в этих эпизодах следует всегда выдержать ребенка вертикально после кормления, даже если он заснул в процессе приема пищи.

Кстати, когда вы будете отлучать ребёнка от груди, воспользуйтесь советами, которые приведены на нашем сайте happykids.ru. С ними отлучение от груди пройдёт наиболее благоприятно как для родителей, так и для детей.

Как брать малыша на руки и как правильно его держать?

Делать это нужно плавно и нежно, без резких движений. Одну руку нужно положить под головку младенца, другой приподнять его попу.

Важный момент: не берите малыша под шею! Косточки у него еще очень хрупкие, поэтому шейка может не выдержать тяжести головы.

Существует несколько поз, в которых ребенок может находиться у вас на руках:

  • горизонтальная (классическая);
  • «столбиком» лицом к себе;
  • «столбиком» вперед лицом;
  • под мышкой;
  • лицом вниз;
  • «Будда» и т. д.

Рассмотрим лишь самые удобные и популярные из них.

Горизонтальный  (классический) способ

Эта поза хорошая для кормления ребенка, так как в ней он находится прямо напротив материнской груди.

Головку малыша положите на локтевой сгиб одной руки, а второй рукой аккуратно поддерживайте спинку ребенка. Таким образом у вас должно получиться, что кроха лежит на ладони одной руки всем телом, а головой на локтевом сгибе другой руки.

«Столбиком»

В этой позе держат малыша после кормления. Особенно это относится к детям, находящимся на искусственном вскармливании, так как с молочком из бутылочки они заглатывают и воздух.  Поэтому после (и во время) каждой трапезы ребеночку нужно срыгнуть.

Рекомендуется переворачивать младенца «столбиком» через каждые 30 мл съеденной смеси и держать вертикально до тех пор, пока он не срыгнет.

Также положение «столбик» полезно малышу, так как именно оно способствует правильному формированию позвоночника и заметно успокаивает кроху, когда тот раскапризничался.

Как правильно держать новорожденного столбиком? На самом деле в этом нет ничего сложного. Разверните чадо вертикально лицом к себе и как бы «повесьте» его на свое плечо: подбородок малыша должен лечь на ваше плечо, одна ваша рука прижимает попу и ножки младенца, а другая — придерживает его головку. В таком положении ребенок должен оставаться несколько минут, пока он не срыгнет или не успокоится.

Вперед лицом

Эта поза особенно понравится крохе, ведь, находясь в ней, можно оглядывать мир вокруг, а он так интересен маленькому человечку!

Переверните ребенка вертикально, лицом от себя. Одной рукой придерживайте его грудь, другой — обнимите за бедра. Но помните, что до определенного возраста нельзя сажать ребенка на руку. Он должен «висеть» в естественной позе.

Держим под мышкой

Многим (особенно молодым и неопытным) мамам этот способ ношения и держания младенца может показаться слишком опасным. На самом деле опытные мамы, занимаясь делами по дому, носят своих малышей именно так. Такая поза удобна, так как оставляет одну руку свободной. Получается, что и дела делаются, и кроха под присмотром.

Придерживая чадо под грудку, «посадите» его себе на бок. При этом сидеть в привычном понимании этого слова младенец не должен, его вес должен поддерживаться только вашей рукой. Ножки ребенка при этом расслаблены, а животик «висит», что, кстати, способствует устранению болезненных коликов, если таковые мучают малыша.

Причины заболевания

  • Аномальное развитие мышц.
  • Рубцы в области шеи.
  • Патологическое развитие позвонков.
  • Хронические и острые воспаления мышечной ткани.
  • Длительное протекание болезней глаз, ушей, слюнных желез.
  • Изменения костной ткани.

В зависимости от причин, вызвавших заболевание, различают врожденную и приобретенную форму. Ребенок может родиться с патологией, если у матери был тяжелый токсикоз, маловодие, угроза самопроизвольного прерывания беременности. Среди распространенных причин – многоплодие, аномальное положение и травмирование плода. С врожденным наклоном головы могут рождаться, если было обвитие пуповиной, тазовое или поперечное предлежание, родовая травма. Приобретенная патология может проявиться в любом возрасте. Среди причин – миозит и саркома. Различают право-, лево- и двустороннюю кривошею.

Чтобы понять, как исправить кривошею у ребенка, нужно определить механизм, который способствовал развитию деформации. Различают мышечную, суставную, костную, нейрогенную, дермо-десмогенную и компенсаторную патологию.

Как держать новорожденного. Основные принципы

В целом, можно проявить фантазию и использовать разные позиции при перемещении ребенка. Все-таки, в одном и том же положении ни малышу, ни вам не будет удобно. Но главное, как утверждает наш эксперт — врач-педиатр Максим Карпенко (@doctor_karpenko) — соблюдать основные правила:

1. Использовать 2 точки опоры: голова и туловище/ягодицы. Нельзя перемещать ребенка за ручку/ножку, с фиксацией под руки (подмышки), нельзя использовать одну точку опоры (голову/туловище).

2. Не передавать младенца из рук в руки на весу — только посредством выкладывания на твердую поверхность (пример: мама уложила ребенка на спину, папа подошел и взял ребенка на руки).

3. Кормить ребенка необходимо в положении под углом 45 градусов.

4. Рекомендовано носить ребенка «столбиком» после кормления.

5. Не совершать резких движений.

— Передача ребенка из рук в руки на весу категорически запрещена, так как существует высокий риск уронить его (мама уже отдала ребенка, а папа еще не начал принимать), — отмечает доктор Карпенко

— И даже если «внимательно» и «осторожно» — так делать нельзя: зазвонит телефон, дверной звонок, домофон, и человек необдуманно повернется и отвлечется, а для падения достаточно секунды

Почему возникает гипотонус мышц?

Врожденную гипотонию мышц нередко диагностируют сразу же после рождения малыша. Во время осмотра неонатологом обнаруживаются снижение тонуса мышечной системы, невозможность проведения сгибания в суставах. Врожденная гипотония является одним из симптомов основного заболевания и идет параллельно с неврологическими расстройствами, стигмами дизэмбриогенеза.

Врожденный мышечный гипотонус у детей наблюдается при таких патологических состояниях:

  • синдромах Дауна, Марфана, Менекса, Лея, Краббе, Тея-Сакса и других;
  • гипофизарном нанизме;
  • септооптической дисплазии;
  • некетотической гиперглицинемии.

Гипотония мышц сопровождает следующие нарушения внутриутробного развития:

  • мозжечковую атаксию;
  • дисфункцию сенсорной интеграции;
  • диспраксию;
  • гипотонический церебральный паралич.

Мышечный гипотонус врожденного происхождения развивается постепенно, проявляется различным темпом прогресса или регресса патологии.

Приобретенные формы мышечной гипотонии встречаются:

  • при генетических аномалиях (метахроматической лейкодистрофии, синдроме Ретта, мышечной дистрофии);
  • при отравлениях ртутью;
  • в результате перенесенных инфекций;
  • при аутоиммунных нарушениях;
  • после перенесенных черепно-мозговых травм;
  • как осложнение после вакцинации;
  • в результате родовых травм, осложненных асфиксией и кровоизлияниями.

Мышечный гипотонус наблюдается в клинической картине гипотиреоза, нарушениях развития мозжечка, синдроме Сандифера.

Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?

Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.

Совет № 1. Танцуйте

С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.

Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!

Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.

Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми

С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.

Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.

Совет № 3. Делайте зарядку

С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.

Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.

Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.

Совет № 4. Катайтесь на велосипеде

С какого возраста: с 1 года.

На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.

По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.

Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша

С какого возраста: всегда.

«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.

Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.

Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий