Как научить ребенка вставать на четвереньки

Как новорожденный начинает ползать поэтапно

Первые месяцы жизни малыш обычно проводит в закрытом пространстве: кроватке, например. Когда родители начинают выпускать ребенка на коврик, на диван, да и вообще из кроватки, только тогда он обнаруживает, что есть еще что-то за ее пределами.

Он начинает разглядывать окружающий мир, предметы. Когда любопытство достигает пика, у ребенка возникает желание не только посмотреть, но и пощупать.

Примерно в 3-месячном возрасте малыш пытается перевернуться со спинки на животик. Так ему легче глазеть по сторонам.

После этого ребенок пытается двигаться к интересным штукам на животике, шевеля при этом ручками и ножками. Это может продолжаться целый месяц. Таким образом ребенок может перемещаться вперед, назад, влево и вправо.

Затем малыш пытается найти опору в локтях или коленках, пытается встать на четвереньки. Иногда перед этим он ползает на одной ножке, ручке, только на ручках — как ему удобно. Это может произойти и сразу после переворота на животик, и через несколько месяцев.

Иногда, если ребенка редко выпускают из кроватки, и он не знает, что там его ждет, он вообще не проявляет активности. Такое возможно и если опорно-двигательный и мышечный аппарат развиваются медленно.

После этого ребенок пытается встать и двигаться на четвереньках в разные стороны очень поздно, в 10-12-месячном возрасте, а иногда и вовсе сразу пытается встать на ноги сразу после переворота на живот.

Что делать, если ребенок не ползает?

Не стоит паниковать раньше времени, если ваш ребенок не начинает ползать. Верхняя граница нормы для освоения ползания на четвереньках — 13 месяцев.

Все малыши проходят плановые осмотры у невролога и ортопеда, если в 1 и 3 месяца они не нашли отклонений, то беспокоиться не стоит. Но если ребенок не спешит начать ползать и в 8 месяцев, стоит найти причину.

Зачастую проблемы с ползаньем возникают у детей, родившихся с гипоксией, или детей с асинхронным движением рук и ног. В таком случае стоит обратиться к неврологу и остеопату, обычно достаточно пары сеансов. И, конечно же, не забывайте про укрепление мышц — ежедневно проводите с малышом оздоровительную гимнастику.

Как научить ребенка ползать

Техника безопасности

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой;
  • как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием;
  • неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать;
  • также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок;
  • откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

Педиатр Евгений Комаровский также убеждён в бесполезности ходунков в деле обучения ребёнка прямохождению. Такое устройство помогает исключительно родителям, которые стремятся отдохнуть от общения со своим чадом.
Более подробно о том, чем опасны ходунки для малышей и несут ли они пользу маленькому ребёнку, читайте в информативной статье детского психолога.

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Требования к организации пространства

При обучении ползанию важно правильно организовать пространство. Это обусловлено в первую очередь тем, что ребенок может упасть, удариться и получить травму

Вот несколько правил, которых необходимо при этом придерживаться.

  • Уберите все препятствия. У малыша должен быть участок для свободного перемещения, площадь которого составляет хотя бы метр на метр.
  • Обезопасьте кроху от падений. Это можно сделать, постелив на пол мягкое одеяло или начав ползание на кровати, диване.
  • Никогда не оставляйте ползающего ребенка в одиночестве. Он с легкостью может покинуть зону, выделенную для занятий, и удариться о какой-либо предмет за ее пределами.

Соблюдение этих простых правил поможет обезопасить малыша от травм.

Упражнения для обучения ползанию

Перед тем как начать ползать на четвереньках, малыши пробуют передвигаться на животе, подтягивая коленки к груди и толкая себя вперёд. Это является переходным этапом.

Выполняйте с малышом комплекс упражнений для обучения ползанию. Они показаны детям 8—9 месяцев.

Упражнение 1. Стойка на выпрямленных руках

Данное упражнение является одним из основных, так как при передвижении ползком малыш опирается на прямые ручки.

Уложите малыша на пол. Помогите ему приподняться на ручках

Упражнение 2. Работа руками

Сформируйте из полотенца или одеяла валик. Уложите малыша грудкой на него. В данном положении у ребёнка руки остаются свободными, так как на них не осуществляется опора. Пусть кроха пытается дотянуться и взять игрушки с пола. Это упражнение направлено на тренировку вестибулярного аппарата.

Опираясь на валик, малыш может освободить ручки и схватить игрушку

Упражнение 3. Учим стоять на четвереньках

Из одеяла формируем валик. Укладываем малыша животиком на него так, чтобы ручки и ножки оказались по обе стороны. Это упражнение можно выполнять и с фитболом.

Для этого упражнения можно использовать как валик, так и фитбол. При выполнении упражнения ножки и ручки должны свисать по обе стороны

Упражнение 4. Стойка на коленях

Некоторые малыши пытаются встать сразу на стопы, а не на колени. Можно помочь ребёнку освоить данное положение. Обнимите малыша одной рукой подмышки, а второй, придерживая колени в согнутом положении, опустите его на мягкую поверхность (к примеру, на диван). Попробуйте помочь передвигать ножки в таком положении.

Придерживайте ножки в согнутом положении. Второй рукой обнимите малыша под грудь. Задержите его в таком положении на некоторое время

Упражнение 5. С использованием матраса

Уложите малыша так, чтобы его локотки оказались на матрасе, расположенном на полу, а ножки за его пределами. Встаньте напротив ребёнка с другой стороны и потихоньку подвигайте матрас на себя. Кроха будет вынужден передвигать коленочки, чтобы не упасть.

Ручки и грудка малыша находятся на матрасе, а ножки на полу. Подтащите матрас к себе, побуждая малыша передвигать ножки

Упражнение 6. Переставляем ручки

Всем нам со школьной поры известно упражнение «тачка». Это когда один из партнёров держит другого за обе ноги, а тот передвигается на руках. С малышом можно выполнять облегчённую версию. Лучше выполнять упражнение на поверхности стола. Возьмите ребёнка одной рукой под грудь, а второй удерживайте ножки. Кроха обопрётся ладошками на поверхность стола. Слегка подталкивайте его вперёд. Это побудит его переставлять ручки.

‘Тачка’. Придерживайте ножки одной рукой, а второй возьмите под грудь. Подталкивайте вперед, побуждая малыша переставлять ручки

Упражнение 7. Учим ползать на четвереньках

Попросите о помощи партнёра. Ставим малышка на четвереньки. Один из взрослых поочерёдно передвигает ручки, а второй — ножки.

Поставьте малыша в положение ‘на четвереньки’. Помогайте ему переставлять ручки и ножки (лучше выполнять с партнером)

Как научить малыша ползать (видео)

Для более детального изучения техники упражнений, советуем просмотреть видеоурок. Подробные комментарии специалиста помогут разобраться во всех тонкостях процесса.

Когда ребенок встает на четвереньки

Когда ребенок начинает вставать и ползать на четвереньках, зависит от индивидуальных особенностей и развития каждого малыша. Чем подвижнее и активнее младенец, тем быстрее он осваивает новые движения. Малыши с избыточным весом и недоношенные детки начинают ползать и ходить позднее.

Как правило, в шесть месяцев дети уже вовсю ползают на животике, взад и вперед или вбок. К 7-8 месяцам малыши начинают вставать на четвереньки и ползать. В любом случае пропускать этот период нельзя, так как он очень важен в развитии ребенка. Иначе могут появиться серьезные проблемы в работе мышц и позвоночника, неправильная осанка и искривление. Кроме того, у ребенка даже могут возникнуть травмы в связках спины и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Многие дети самостоятельно осваивают ползание. Однако если малыш не хочет делать этого сам, можно ему помочь. Подготовительным этапом к ползанию является выкладывание крохи на животик. Выкладывать новорожденного начинают сразу после заживления пупочной ранки в 2-4 недели с момента рождения. Сначала кроху выкладывают на обычную твердую поверхность (например, на пеленальный столик). В три месяца грудничка начинают выкладывать на специальный коврик или даже пол. Пол в данном случае должен быть гладким и ровным, сухим и теплым, чистым и безопасным!

Выкладывание на животик поможет малышу скорее начать ползать и вставать на четвереньки, поднимать и удерживать головку. Кроме того, этот процесс укрепляет мышцы шеи, плеч и спины. Он предотвращает деформацию черепа сзади и возникновение пупочной грыжи, уменьшает колики и налаживает пищеварение, развивает хватательный рефлекс. Как правильно выкладывать грудничка на животик, читайте здесь. А мы рассмотрим, как научить ребенка вставать на четвереньки.

Массаж для укрепления мышц

Для развития, укрепления мышц суставов, можно использовать технику массажа. Главное учитывать, что никаких болезненных ощущений у ребенка не должно возникать во время массажа.

Скользящие шаги

Необходимо охватить рукой голень ребенка так, чтобы большой палец находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы — на внутренней. Ногу ребенка нужно выпрямить, слегка встряхнуть. Снова согнуть так, чтобы пятка скользила по поверхности, не отрываясь от нее. Такой массаж делается поочередно для обеих ног по 6 раз на каждую.

Сгибание и разгибание

Малышу необходимо дать команду сгибать и разгибать ноги. Цикл составляет 6 раз. В дальнейшем можно немного усложнить упражнение, создавая для ребенка барьер в виде каждой ладони. Таким образом, ребенку нужно будет толкать руки взрослого, прилагая усилия. Сгибания повторить 7 раз.

Массаж спины

  1. Положение лежа на животе.
  2. Осуществлять поглаживания по спинке ребенка.
  3. Ладонями и кончиками пальцев сделать круговые растирания.
  4. Вернуться к поглаживаниям.
  5. Ребрами ладоней проводить по спине ребенка. Ответная реакция кожи при этом – легкое покраснение.
  6. Снова вернуться к поглаживанию.
  7. «Пощипать» длинные мышцы спины и ягодицы.
  8. Делать круговые поглаживания.

Цикл состоит из 3-х повторений.

Массаж живота

Исходное положение малыша – лежа на спине. Круговыми поглаживаниями начать массаж. Поглаживать косые мышцы живота

Кончиками пальцев осторожно растереть живот. Вернуться к поглаживаниям

«Пощипать» вокруг пупка. Закончить массаж несколькими круговыми поглаживаниями.

Цикл также состоит из 3-х раз.

Самым главным для родителей должен оставаться комфорт в ощущениях малыша, его психологическая готовность начать какие-либо действия. Комплекс гимнастических упражнений, массаж могут послужить отличным стартом для укрепления физического здоровья ребенка.

Полезным также будет и грудничковое плаванье, которое тренирует вестибулярный аппарат и укрепляет мышечный корсет. В любом случае вся физическая активность будет только плюсом для крохи, принося ему новые эмоции и ощущения.

Гимнастика для укрепления мышечного корсета

Если ваш малыш еще не стоит на четвереньках, значит, его тело еще не готово к такой нагрузке. Чтобы укрепить мышечный корсет крохи, нужно тренировать ребенка и выполнять с ним различные физические упражнения.

Перед началом занятий убедитесь, что у малыша хорошее настроение, у него ничего не болит и он не голоден. Заниматься лучше через полтора часа после еды. В комнате должно быть в меру прохладно, лучше заранее проветрить помещение. Форма одежды – комфортная, чтобы ничего не сковывало движений.

Первое упражнение направлено на тренировку рук и верхней части корпуса. Наверняка ваш малыш уже умеет опираться на две ручки и поднимать плечи. Даже если умеет, все равно повторите упражнение, чтобы укрепить мышцы. Нужно положить ребенка на плоскую твердую поверхность и поманить его любимой игрушкой не просто вперед, а чуть вверх. Когда малыш захочет за ней потянуться, он невольно поднимется на ручки и немного потренирует мышцы. Позвольте продержаться малышу в таком положении так долго, как он сможет выдержать. Кстати, опытные родители знают, что зачастую любимой игрушкой являются не зайчики и погремушки, а телефон, пульт и половник. Ими завлекать ребенка гораздо проще. Однако следите, чтобы ребенок не взял грязный предмет в рот.
Сложите простынь в длинную и широкую полоску и пропустите ее у ребенка под животом. Приподнимите малыша так, чтобы пола касались только ручки и ножки

Осторожно приподнимайте и опускайте кроху, чтобы он почувствовал ощущение опоры на четыре точки.
Очень полезно подтолкнуть ребенка под пяточки, чтобы малыш невольно ставил ножки на колени. Вначале он будет выпячивать попу и передвигаться, словно гусеница, однако это позволит ему подготовить мышцы ног к предстоящим нагрузкам.
Подложите под грудь и живот ребенка валик или подушку

Предмет должен быть достаточно твердым, чтобы ребенок не проваливался. После этого возьмите ножки малыша за ступни и придвиньте их вперед так, чтобы ребенок уперся коленками. Малыш инстинктивно встанет на четвереньки, а подушка поможет ему удерживать собственный вес.
Еще можно класть ребенка поперек своей ноги так, чтобы ручки и ножки малыша были опущены вниз. Это позволит ребенку научиться координировать свои движения и ориентироваться в пространстве.
Потренировать мышцы ног поможет упражнение «велосипед».

Занимаясь с ребенком ежедневно, уже через пару недель можно заметить видимые результаты. А чтобы ускорить процесс, нужно делать ребенку массаж.

Возможные источники опасности

Итак, карапуз уже научился ползать, а родители изучили вещи, находящиеся на уровне его глаз, и постарались обезвредить острые углы, захлопывающиеся двери и провода, лежащие на полу. Сейчас, когда ребенок начинает стоять с опорой, самое время обеспечить ему «мягкую посадку», если неокрепшие ножки устанут поддерживать его в вертикальном положении.

Обычно ножки подкашиваются, и ребенок просто падает назад — иногда садясь на ягодицы, иногда — опрокидываясь. В такие моменты помогает подгузник, смягчающий удар по «пятой точке», и ковёр, не дающий больно стукнуться о пол.

Встающему малышу важно уделять больше родительского внимания, поскольку, становясь более самостоятельным, он открывает себе дорогу в большой мир и не застрахован от его опасностей. Обязательно нужно следить за углами столов и острыми или хрупкими предметами, находящимися на них — ножи, чашки, мелкая бытовая техника

На время можно запереть дверцы шкафов или холодильников или залепить их клейкой лентой, чтобы обезопасить предметы, находящиеся внутри, а также спасти пальчики от защемления.

Мотивируем ребенка собственным примером

Иногда, чтобы помочь крохе встать на четвереньки, самими родителям нужно превратиться в маленьких детей. Всех известно, чтобы дети активно повторяют все за взрослыми. Это же касается и формирования навыков.

Родители должны собственным примером показать, как правильно нужно вставать на четвереньки. Кроме самой техники выполнения физического навыка, стоит показать, что это полезно:

  • Можно достать игрушку.
  • Переместиться в пространстве.
  • Получить удовольствие от «бума» на мягкую кровать.

Нужно вставать перед малышом несколько раз в день на четвереньки, показывать, как следует действовать.

Когда можно «ставить» ребенка на четвереньки

Безусловно, все родители хотят, чтобы их малыш поскорее встал на четвереньки, пополз, пошел и заговорил. Однако есть временные рамки, позволяющие определить сроки, в которые ребенка можно и даже нужно ставить на коленки.

Уже после четырех месяцев мышечный корсет ребенка достаточно окреп, но это не значит, что малыш сразу же встанет на четвереньки. Обычно это происходит с пяти до семи месяцев, однако может и затянуться до 9 месяцев. Бывает так, что малыш вовсе не встает на четвереньки и ползает по-пластунски. Врачи твердят о том, что такое развитие событий нежелательно и пропускать промежуточные этапы в виде стояния на четвереньках нельзя.

Умение стоять на ручках и на коленках способствует правильному формированию межпозвонковых дисков, тренирует шейный и поясничный отелы позвоночника, развивает силу в руках и ногах. Кроме того, малыш учится координировать свои движения, тренирует вестибулярный аппарат, развивается психически и умственно. Ведь умение стоять на четвереньках – это не только первый шаг к ползанию. Малыш, который встал на ручки и коленки, совсем скоро научится садиться самостоятельно

Поэтому стоять и ходить на четвереньках для маленьких детей очень полезно, важно и нужно

Как облегчить путь?

В стремлении облегчить первые шаги малышей от родителей и педиатров не отстаёт и современная индустрия, год от года расширяющая ассортимент развивающих товаров для детей. Какие-то из них признаются полезными, по поводу других мнения специалистов могут расходиться в диаметрально противоположные стороны. Приведём ниже три самых популярных и самых обсуждаемых приспособлений для обучения ходьбе.

Ходунки. Маленький круглый столик с матерчатым сиденьем, устроенным по принципу рюкзака-кенгуру, снабжённый у основания колёсиками. Сидя в ходунках, ребёнок достаёт ножками до пола и, отталкиваясь, может свободно перемещаться по квартире. Высота сиденья, как правило, регулируется: малыш может доставать до пола одними носочками, а может вставать на полную стопу.

Именно ходунки вызывают наиболее ожесточённые дебаты в «околомладенческой» среде: существуют как убеждённые сторонники, так и ярые противники данного приспособления. На самом деле, если не покупать дешёвые и, следовательно, потенциально травмоопасные модели и соблюдать элементарную технику безопасности, ходунками вряд ли можно навредить. Техника безопасности очень проста:

  • ходунки не подходят ребёнку, который ещё не умеет самостоятельно сидеть;
  • ребёнок в ходунках не может оставаться без присмотра (как, собственно, и без них);
  • слишком длительное пребывание в ходунках создаст излишнюю нагрузку для спины.

Справедливости ради надо заметить, что от ходунков немного не только вреда, но и пользы: большие сомнения вызывает сама идея, что ходунки способны помочь малышу с первыми шагами. Сидящий в ходунках ребёнок, по сути, не ходит, а катается, отталкиваясь от пола ногами. При этом он лишён необходимости держать равновесие и координировать собственные движения, он застрахован от падений. С другой стороны, на этапе, когда карапуз уже начал активно передвигаться по дому на четвереньках, но ещё не научился ходить, описанное приспособление может стать настоящим спасением для мамы, давая ей передышку в бесконечной «гонке за лидером».

Коляска-каталка. Устройство, по форме напоминающее четырёхколёсную тележку с ручкой: малыш делает первые шаги, держась за ручку и толкая каталку перед собой. Она удобнее обычной детской коляски, которую тоже нравится возить большинству годовалых младенцев, так как соответствует росту малыша. На определённом этапе пользы от подобного предмета много, так как он позволяет ребёнку передвигаться без помощи взрослых, не теряя равновесия и уверенности в себе.

Вожжи-поводок. Конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки и визуально, и по способу использования. «Вожжи» используются на этапе самых первых шагов, когда малыш уже готов перемещаться без посторонней помощи, но при этом ещё недостаточно хорошо координирует движения. В этой ситуации «поводок» исполняет роль страховочной лонжи, не дающей упасть и сильно удариться начинающему «канатоходцу». Главный минус приспособления — со стороны оно выглядит малопривлекательно. Но в случае, если малыша приходится выгуливать бабушке, страдающей ревматизмом, «поводок» может стать настоящим спасением.

Полезные упражнения

Прежде чем делать гимнастику, нужно показать ребенка невропатологу и ортопеду. Если малыш здоров, можно приступать к выполнению упражнений. Занятия в игровой форме развивают мускулатуру и многие физические навыки.

При обучении используют:

  1. специальные качели-попрыгушки. Ребенка помещают в сиденье, а верхнюю часть фиксируют на домашнем турнике или межкомнатной двери с помощью крюка. Качели оснащены резинкой, которая позволяет малышу прыгать и оставаться на ногах. Результатом становится укрепление позвоночника, мускулатуры икр и бедер;
  2. фитбол. Занятия на гимнастическом мяче тренируют вестибулярный аппарат, учат удерживать равновесие. Малыша кладут на гимнастический мяч вниз животом и двигают в разные стороны (вперед, назад, вправо, влево). При этом наблюдают за его самочувствием и настроением. Если ребенок начинает капризничать, занятия прекращают;

Некоторые дети стоят возле опоры и не хотят отпускать ее. В этом случае можно пойти на хитрость: поманить малыша любимой игрушкой или другим предметом.

Вещь должна быть достаточно крупной (в таком случае ребенок потянется к ней обеими руками и перестанет держаться за опору). В этот момент родители должны подхватить малыша, чтобы он не упал. Даже кратковременное удержание равновесия является достижением.

Упражнения, помогающие освоить навык

1. Стойка на выпрямленных руках.

Малыша нужно уложить на пол и помочь опереться на ручки.

2. Работа руками.

Разложите любимые игрушки ребенка на полу. Сформируйте из одеяльца или полотенца валик, положите его недалеко от игрушек под грудь ребенка. Руки малыша будут свободны, и он будет пытаться дотянуться до игрушек.

3. Поза на четвереньках.

Для этого упражнения может понадобиться мягкий валик или надувной мячик. Опору помещают под животик малыша, чтобы ручки и ножки свободно свисали с обеих сторон.

4. Достать погремушку.

Ребенок укладывается на животик, а над ним вешают погремушку достаточно близко к лицу. Малыш будет пробовать достать ее ручками.

5. Стойка на коленях.

Иногда дети минуют стойку на коленях и предпринимают попытки сразу встать на стопу. Чтобы помочь им встать на четвереньки, нужно крепко ухватить его одной рукой в области подмышек, а второй согнуть колени и аккуратно опускать на мягкую поверхность (например, диван).

6. Упражнение с матрасом.

Уложите небольшой матрас на пол так, чтобы ребенок локтями опирался на него, а нижняя часть тела была за его пределами. Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за край матраса и медленно двигайте его на себя. Ребенок, чтобы не упасть, начнет передвигать ноги, опираясь на колени.

Разные способы ползать

Младенцы очень часто удивляют родителей. Особенно интересно наблюдать за тем, какой способ ползания они выбирают. Позу, скорость, схему переставления конечностей им подсказывает тело, природа. Поэтому методов передвижения в младенческом возрасте так много. Рассмотрим некоторые из них.

По-пластунски

Младенец ползет на животике. Выглядит это забавно. Он отталкивается от пола как раненый солдат, упираясь коленом и руками.

При этом ножки сгибаются попеременно, а ручки одновременно.

Задним ходом

Малыш двигается не вперед, а ползет назад. Обычно это происходит сидя, на четвереньках. Дети низко пускают голову, отворачивают ее по направлению движения, держа под постоянным контролем происходящее за спиной.

Скачкообразное ползание

Ребенок встает на четвереньки, раскачивается взад-вперед, постепенно увеличивая амплитуду. Затем делает небольшой скачок, отрывая ножки и ручки от пола. Иногда этот метод оказывается опасным. Ребеночек неудачно подпрыгивает и ударяется лбом о ковер, стоящие рядом предметы. За таким лягушонком нужно внимательно следить, надеть шлем для большей безопасности.

Перекатывание

Грудничок не встает на четвереньки, а достигает цели, перекатываясь как колобок. При этом он точно знает, на какую сторону нужно перевернуться, чтобы оказаться около мамы или схватить любимую игрушку. Делает перевороты очень умело.

На четвереньках

Самый удобный и безопасный с точки зрения педиатров, неврологов способ. Ребенок опирается на конечности, заносит вперед сначала правую руку, делает шаг левой ногой, а потом меняет конечности. Дети приходят к этому методу постепенно, совершенствуя движения к 7-8 месяцам.

Подготовка условий для упражнений

Чтобы комплекс упражнений, обучающий кроху ползать, дал наилучший результат, родителям следует тщательно подготовить необходимые для занятий условия.

  1. Перед началом выполнения упражнений комнату, где будут находиться дети, требуется хорошо проветрить. Для создания более комфортных условий воздух в помещении можно увлажнить.
  2. Пространство для проведения упражнений должно быть твердым. Для подготовки места можно расстелить на полу теплое одеяло с мягким ворсом, чтобы не травмировалась кожа малыша.
  3. В качестве спортивного костюма крохам подойдет свободная одежда, которая не будет сковывать движения, когда они ползают. При нормальной температуре в помещении ребенка нужно одеть в легкую одежду, чтобы он излишне не потел.
  4. Во время выполнения упражнений у малышей должно быть хорошее настроение, им должно быть интересно познавать новые движения. Если дети капризны, от занятий на тот момент лучше отказаться.

Когда бить тревогу?

  • К концу первого месяца жизни ребенок не может самостоятельно удерживать головку в течение 20-30 секунд.
  • В двухмесячном возрасте он не в состоянии поднять голову на пару минут из положения лежа на животике.
  • К трем месяцам малыш не держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку, не смотрит на свои ручки, не сцепляет их вместе.
  • В четыре месяца младенец не может сменить положение тела, перевернуться на бок со спины.
  • 5 месяцев – держит головку неуверенно, не может перевернуться с животика на спинку.
  • 6 месяцев – ребенок сам не берет игрушки, не перекладывает предметы с одной руки в другую, не перебирает ножками, если поддерживать его под мышками.
  • 7 месяцев – не совершает попыток сесть, удерживаясь за мамины руки.
  • К концу 8 месяца он не способен подползать к интересующему предмету, не может сидеть самостоятельно и стоять с поддержкой.
  • К концу 9 месяца жизни ребенок все еще сидит неуверенно, не может стоять опираясь на мебель/стену, не ползает, не способен сам пить из кружки.
  • В год малыш не делает хотя бы несколько шагов вдоль кроватки или дивана, не садится на корточки, держась за мебель.
  • В два года – не говорит слов, в три года – плохо говорит, часто падает при ходьбе и не интересуется играми.

Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе.

Упражнения для обучения ребенка вставать на четвереньки

Перед тем как научиться самостоятельно стоять, а в дальнейшем освоить и первые шаги большей части детей свойственно ползать. Для этого нужно научиться удерживать свое тело на четвереньках. Кроме того, что данный навык благотворно воздействует на развитие мышц у детей, положительно сказывается он на их психическом и физическом развитии.

Родителями используется множество упражнений, направленных на тренировку ребенка и обучение его становиться на четвереньки. К их числу можно отнести самые распространенные и эффективные:

Родителям необходимо заинтересовать карапуза перенести вес тела на руки. Для этого существует весьма простой и интересный способ, с помощью которого в форме игры ребенок будет выполнять полезные упражнения.

Для этого необходимо немного выше головы ребенка поместить красочную игрушку или какой-либо предмет, способный его заинтересовать.

Для того чтобы рассмотреть его малышу придется приподнять переднюю часть тела на руки. Научившись поднимать тело с помощью рук, вскоре ребенок сможет переносить вес на одну руку, а второй пытаться достать предмет, игрушку.

После того как мышцы рук младенца окрепли можно переходить к следующему этапу обучения, при котором малыш научится становиться на четвереньки.

Для этого на ровную поверхность необходимо уложить малыша. Исходное положение – лежа на животе. Между грудью и животом помещается небольшая подушка, которая приподнимает тело, оставляя свободными руки и ноги.

Для того чтобы получить опору он будет пытаться опереться на руки и согнутые ноги, а затем встанет на четвереньки. Если карапуз сам не может занять данную позицию, ему необходимо помочь, показав, в каком положении должны находиться его руки и ноги.

Обойтись в тренировке можно и без подручных средств в виде подушки, игрушек. При этом малыша изначально необходимо положить на ровную поверхность.

Затем правой ладонью, помещенной под грудную клетку крохи, необходимо приподнять ее таким образом, дабы упор приходился на руки. В левую ладошку должны упираться ступни.

Переместив вес тела на руки и согнутые в колени ноги, поза должна быть, зафиксирована на несколько секунд, после чего стоит вернуться в исходное положение.

Приняв решение научить своего малыша вставать на четвереньки, многие родители допускают распространенную ошибку, которая способна отбить интерес к выполняемым упражнениям и сформировать у ребенка негативные ассоциации.

Речь идет о большой нагрузке на детский организм. Не стоит переусердствовать и пытаться за день научить его такому навыку, как стоять на четвереньках. Переутомление может вызвать у ребенка массу негативных эмоций, которые в дальнейшем не позволят получить ожидаемый результат от данной затеи.

Поэтому во всем нужно знать меру и для начала выполнять упражнения по несколько минут, постепенно увеличивая нагрузку и только в том случае, если ребенок проявляет интерес.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий