Не паникуйте!
Очень может быть, что ваш подросток знает и умеет куда больше, чем вам кажется
Просто, когда мама дома, иногда так лень что-то сделать самому… Так что, вероятно, все предосторожности, о которых мы говорили выше, нужны не столько детям, сколько родителям. И правильно: лучше перестраховаться, чем уехать без подготовки, а потом не находить себе места от беспокойства
Вам кажется, что вы плохой родитель, раз собираетесь оставить почти взрослого ребенка одного на несколько дней? Долой тревоги! Вы замечательный родитель, который учит подростка самостоятельности и умению отвечать за себя; без этого он вырастет «тепличным» и совершенно неприспособленным к жизни, а это действительно опасно. Все равно, рано или поздно каждому человеку предстоит выпорхнуть из родительского гнезда. Так не лучше ли готовиться к этому событию заранее?
Самые необходимые правила
Перечислим основные моменты, которые должны запомнить родители и которые нужно объяснить детям.
Правило 1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме должен соблюдаться не только для красоты, но и для безопасности. Если ребенок маленький, лучше ему вовсе не брать такие предметы, когда он один.
Правило 2. «Никогда не тяни за электрический провод руками. Не подходи к оголенным проводам и не дотрагивайся до них».
Правило 3. «Не пробуй никакие лекарства: они невкусные и, скорее всего, ядовитые».
Правило 4. «Не трогай никаких упаковок с бытовой химией, ею можно отравиться».
Отдельный блок правил связан с поведением во время утечки газа. Надо донести до ребенка мысль о том, что газ очень опасен. Оптимально, конечно, на время вашего отсутствия перекрыть газовый вентиль, однако ребенок все равно должен знать, что делать в случае, если он учует запах газа.
Правило 1. Срочно скажи о запахе взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 04.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
Также следует ознакомить подрастающего человека с правилами поведения во время пожара. Число детей, погибших при пожарах, никогда не было в России маленьким, однако, по статистике, представленной в ноябре 2018 года, в прошлом году эта цифра выросла почти на 20%.
Мнение подростков:
• Перед отъездом родителям не надо читать мораль: «Не приводи толпу, не пей, не кури!» Если есть голова на плечах, ребенок и сам это прекрасно понимает. Да и не захочет, чтобы его квартиру кто-то разгромил или прокурил. А вот слушать нотации родителей очень обидно. Кажется, что тебе не доверяют. Больше того, некоторые, наоборот, захотят устроить вечеринку из духа противоречия.
• Представьте самое страшное, что может случиться, если ребенок не будет убирать за собой. Ну будут валяться по квартире грязные вещи… И что? Никто ведь не пострадает: ни квартира, ни ребенок. Скорее всего, ему надоест, и он сам начнет убирать. В крайнем случае, заставите всё прибрать, когда вернетесь.
• Когда тебя оставляют одного дома, у тебя просыпается ответственность. Не то чтобы становишься супер-хозяйственным и начинаешь всё драить, но всё равно понимаешь: родители мне доверяют, и я должен это доверие оправдать.
• Чем раздавать кучу ненужных советов, лучше спросите у ребенка, чего он сам боится. Расскажите, что делать в этой ситуации.
• Смотрите на все с позитивной точки зрения. Ну не поест ребенок вовремя, так похудеет, организму будет разгрузка. А захочет кушать — научится что-нибудь готовить. Сплошные плюсы!
Фото: globallookpress.com
Юридическая сторона вопроса
В России не прецедентное право, да и закона, регулирующего возраст, с которого можно оставлять детей одних дома, нет. Судебное преследование грозит родителям только в одном случае: если ребенку был причинен вред. Согласно статье 61 Семейного Кодекса РФ, родитель полностью отвечает за ребенка до достижения им совершеннолетия (18 лет). Если родитель оставил ребенка без присмотра, ему может грозить административная ответственность по ст. 5.35. КРФоАП: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних». В некоторых случаях родитель может быть привлечен к суду и по статье 125 Уголовного Кодекса РФ «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние».
Таким образом, в задачи современного родителя в первую очередь входит благополучие ребенка — даже если самого его нет рядом. Как сделать так, чтобы ребенок не причинил себе вреда, и сохранить квартиру в целости? Как при этом — хотя бы даже случайно — не травмировать его психику?
Вход в самостоятельную жизнь должен быть постепенным
Частный психолог и гештальт-терапевт Екатерина Новицкая говорит, что начинать готовить ребенка к самостоятельной жизни нужно в 6–7 лет, когда он проявляет инициативу и просит родителей сделать некоторые вещи сам. И вход в самостоятельную жизнь должен быть постепенным.
В возрасте 6–7 лет ребенок уже должен знать, что нельзя открывать двери незнакомым, что запрещено залезать на подоконники и брать спички.
– Вместе с тем нужно иметь представление, насколько ребенок способен сам себя занять и организовать. Может ли он минимально себя обслужить: знает ли, что, проснувшись, нужно сходить в туалет, умыться, почистить зубы и покушать? – поясняет Екатерина Новицкая
– Есть и другие моменты, на которые родителям стоит обратить внимание. Чувствует ли ребенок себя спокойно в одиночестве?
Может ли он какое-то время заниматься любимым делом без участия взрослого? Не боится ли оставаться один в комнате при закрытой двери?
Если ребенок начинает нервничать, задает вопросы: «Надолго ли ты? Скоро ли ты вернешься? Чего ты идешь?», это показатель, что ребенок вряд ли останется один без лишних проблем и, скорее всего, в одиночестве начнет заниматься опасными делами.
У ребенка, который остался дома без присмотра взрослых, должен быть заранее оговоренный способ связи с мамой и папой. Номера телефонов следует записать и оставить на рабочем столе или возле телефона.
Также детям можно оставить записку-подсказку, которая им напомнит, что необходимо сделать в отсутствие родителей.
– Родителям не следует постоянно звонить ребенку и спрашивать, как у него дела. Дети сами любят сообщать по телефону маме и папе, что с ними все хорошо. Поэтому доверьтесь своим детям, пусть они чувствуют, что вы в них верите, – отмечает психолог Екатерина Новицкая.
На что имеют право трудящиеся родители во время действия режима повышенной готовности?
В Москве режим повышенной готовности к распространению инфекции был введен указом мэра 5 марта2. В этом документе для работающих родителей актуален пункт 4.2: работодатели обязаны оказывать работникам содействие в обеспечении режима самоизоляции на дому.
Прежде всего нужно уяснить, что перевод работника на дистанционную форму – это изменение условий трудового договора. До введения режима чрезвычайной ситуации такое возможно только на основании дополнительного соглашения сторон, т.е. при обоюдном желании работника и работодателя. В настоящее время распространение коронавирусной инфекции в Москве к чрезвычайной ситуации не отнесено3. Меры, принимаемые государством, являются превентивными4, а указ мэра носит скорее рекомендательный характер.
Итак, перевод работника без его согласия на удаленную работу в рамках ст. 72.2 Трудового кодекса невозможен, так как на территории России не установлена эпидемия. А из буквального толкования уже упомянутого п. 4.2 указа мэра следует вывод, что обязанности переводить сотрудников на дистанционную работу у работодателя нет. Однако он должен обеспечить возможность работать удаленно, если у сотрудников появилось такое желание. Решение о переходе на надомный режим работы они принимают самостоятельно и вправе просить об этом работодателя.
Как его подготовить?
На первый раз будет достаточно 10-15-ти минут вашего отсутствия. Этого хватит, чтобы, например, сбегать за молоком (и большой конфетой для вашего смелого чада).
Период своего отсутствия увеличивайте постепенно. Нельзя сразу сбегать на полдня — сначала 15 минут, потом 20, потом полчаса и т.д.
Ребенка младше 8-ми лет не рекомендуется оставлять более чем на час-полтора. Малыш может просто заскучать, и не факт, что найденное им занятие вас обрадует. Заранее подумайте, чем вы займете ребенка.
Ваш ребенок должен четко понимать — куда вы уходите, с какой целью оставляете его одного и в какое время вернетесь. Вы обязаны быть пунктуальными — нельзя опаздывать ни на минуту. Во-первых, ребенок может решить, что опаздывать и не держать слово — это норма. Во-вторых, он может запаниковать, ведь у детей 7-9 лет крайне велик страх, что с родителями может что-то случиться.
Вернувшись, поинтересуйтесь, чем он занимался. Не нужно сразу бросаться к плите или стирке — сначала ребенок! Узнайте, чем был занят, не было ли ему страшно, не звонил ли кто. И обязательно похвалите его за то, что смог провести пару часов без мамы. Совсем как взрослый.
Не ругайтесь, если он успел немного нахулиганить. Ведь пустая квартира без мамы в полном его распоряжении — это настоящий «кладезь» приключений.
Обязательно (и всегда) компенсируйте малышу то время, которое вы у него «отняли» своим отсутствием
Да, вам надо работать (заниматься делами), но ребенку важнее ваше внимание. Он никогда не поймет, что вам нужно «зарабатывать денюжку», если после долгого отсутствия вы не проведете с ним время, не поиграете, не сходите на прогулку и пр.
В каком возрасте можно оставлять ребенка одного?
В России нет закона, который бы внятно отвечал на этот вопрос. Юристы придерживаются мнения, что ребенок может находиться один дома с 14 лет, когда наступает частичная ответственность за свои поступки, при этом продолжительность «одиночества» никак не оговаривается. Если в целом в семье все благополучно и за время вашего отсутствия ребенок не травмируется и не совершит никаких правонарушений, очень маловероятно, чтобы опека обвинила вас в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего.
По мнению многих (опрашивала знакомых, на статистическую достоверность не претендую), к 15–16 годам человек уже вполне готов к тому, чтобы пережить в одиночестве небольшой отпуск родителей.
Внимание! Не стоит оставлять старшего подростка одного в сложные жизненные периоды: потеря близкого, несчастная любовь, серьезная ссора с одноклассниками, подготовка к экзаменам. Ведь в такие минуты поддержка нужна любому человеку, даже возраста «18+»
За оставление ребенка без присмотра родителям может грозить уголовная ответственность?
С 21 марта по 12 апреля приостановлено посещение детьми образовательных учреждений. Исключение составляют дошкольники и школьники 1–4-х классов. При наличии согласия родителей обучение их может быть продолжено в группах до 12 человек. Об этом говорится в принятом 16 марта приказе Департамента образования и науки г. Москвы.
Но на практике обучение и младших школьников проходит сейчас дома в режиме онлайн с 9:00 до 13:00, а необходимость очного присутствия ребенка в мини-группах родителям надо обосновать. Первые дни онлайн-обучения демонстрируют положительное отношение детей к таким занятиям: они учатся дома перед компьютером, но при этом сохраняется коллективность урока за счет аудиосвязи с одноклассниками.
Однако есть и один существенный недостаток у домашнего обучения: по истечении учебного времени многие дети оказываются предоставленными самим себе, пока взрослые на работе. А между тем закон обязывает родителей заботиться о здоровье своих детей (ст. 63 Семейного кодекса) и защищать их права и законные интересы (ст. 56, 64 Семейного кодекса). И если неисполнение этих обязанностей привело к трагическим последствиям, на родителей может быть возложена уголовная ответственность.
Например, если малолетний ребенок (до 14 лет) оказался в опасной ситуации, пока находился без присмотра, родителей могут привлечь к ответственности по ст. 125 УК РФ «Оставление в опасности». Если же в это время произошел несчастный случай – действия родителей могут квалифицироваться по ст
109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности». Например, трагедия произошла на Урале летом 2019 г
Девочку 12 лет оставили дома с младшими братьями. Она решила приготовить ужин, из-за чего произошел пожар. Дети погибли.
В моей практике был случай, когда девочка 11 лет не захотела идти с родителями за грибами и осталась на даче снимать видео для социальной сети. Вдохновившись просмотром популярного мультика про монстров, она соорудила декорации из подручных материалов и начала выступление на камеру. Результатом стали асфиксия, двое суток в реанимации и многомесячная реабилитация. Девочка оставалась одна всего два часа, и родителей к ответственности тогда не привлекли. Но минимум раз в неделю посещать следственный комитет им приходилось.
Решение о том, как обеспечить безопасность детей, принимают родители, и ответственность за него лежит на них.
Педагоги и психологи рекомендуют более внимательно отнестись к правилам безопасности: расскажите ребенку, как вести себя в различных ситуациях; попросите соседку-домохозяйку или пенсионерку иногда заходить, пока ребенок один дома, и нелишним будет узнать ее номер телефона на экстренный случай; проверьте исправность электроприборов при выходе из дома и отключите лишние; запретите ребенку пользоваться плитой, если дома есть СВЧ-печь; составьте для него список образовательных, бытовых и досуговых заданий на день и почаще ему звоните.
Юристы советуют рассказывать детям о возможных юридических последствиях опасных игр и противоправного поведения (подробнее об этом читайте в статье «Родителям – о правах и обязанностях детей»).
Чем занять детей, которые остаются одни дома
Помните: ваш ребенок должен быть занят! Если ему станет скучно, он найдет себе занятие самостоятельно, и им может оказаться, например, помощь маме с глажкой белья, поиск запрещенных предметов или еще чего похуже.
Поэтому заранее подумайте — чем занять чадо.
Речь пойдет о детях 7-9 лет (деток помладше оставлять одних просто нельзя, а дети после 10-12-ти лет уже вполне способны занять себя сами).
- Скачайте ребенку его любимые мультики и установите их последовательный показ (вдруг, малыш не умеет пользоваться пультом или потерял его).
- Дайте ему задание, например, нарисовать несколько красивых больших рисунков для домашней «выставки» к папиному приходу. А заодно — красиво расставить игрушки в комнате, построить замок из конструктора, украсить дом-коробку для кота (заранее обклейте ее белой бумагой) или нарисовать эскизы тех игрушек, что вы вместе сошьете после вашего возвращения.
- Если вы позволяете ребенку сидеть за ноутбуком, установите для него полезные и интересные программы (желательно, развивающие) — за компьютером время летит незаметно, и чадо просто не заметит вашего отсутствия.
- Предложите ребенку поиграть в «пиратов». Пусть он спрячет свою игрушку (клад) и нарисует для вас особую пиратскую карту. После возвращения найдите «сокровища» под звонкий хохот ребенка.
- Оставьте ребенку журналы с раскрасками, кроссвордами, комиксами и пр.
- Если где-нибудь на полке лежит пачка ненужных глянцевых журналов, можно предложить малышу сделать коллаж. Задайте тему, выдайте лист ватмана, клей и ножницы.
- Купите набор для моделирования. Мальчишек хлебом не корми — дай что-нибудь склеить (самолеты, танки и пр.). Можно приобрести подобный набор, состоящий из объемных пазлов (для него клей не нужен, если вдруг вы боитесь, что кошку приклеят к ковру). Девочке можно взять набор для создания замка принцессы (фермы и пр.) или набор для создания одежды бумажной кукле.
Планируйте занятия для чада, исходя из ЕГО интересов, а не своих требований. Иногда лучше отойти от принципов, если на кону безопасность вашего ребенка.
Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами
Нам очень важно знать Ваше мнение!
Договоритесь, как будете держать связь
Чем точнее проговорите свои требования ребенку — тем спокойнее будет вам во время отъезда. Оптимально, назначить какое-то конкретное, удобное для всех время связи. Допустим, каждый день до восьми вечера ребенок должен написать вам, что он дома и все в порядке.
Не стоит требовать, чтобы подросток был на связи 24/7 — это нереальный груз (он может быть на занятиях, играть в футбол, мыться в душе, спать, в конце концов). И все же разумно будет попросить, чтобы на время вашего отъезда ребенок отказался от привычки постоянно держать телефон на беззвучном режиме.
Не мучайте ребенка ежедневными продолжительными расспросами по скайпу обо всех деталях жизни и быта. Очень скоро чаду будет проще «не слышать» ваших звонков. Конечно, можно и нужно время от времени общаться, но в удовольствие, а не в обязаловку. Будьте чуткими к настроению: интонации ребенка скажут вам куда больше, чем «допрос с пристрастием».
Когда слишком рано для свободы
Формальными признаками психологического неблагополучия ребенка является появление страхов и растерянности, при этом у него падает инициатива. Это происходит, когда оказывается, что ему слишком рано предоставлять свободу, его психика еще не созрела. Ребенок начинает жаться к маме: «Я туда не пойду, я туда не хочу!».
Надо дать ребенку время, советует Руфина Кашапова, чтобы он привык к свободе, чтобы у него был благополучный телесный опыт освоения нового пространства рядом с родителем. Желательно, чтобы мама была возле, но не контролировала. Когда такой опыт благополучного освоения мира имеется, можно все дальше и дальше отступать за спину ребенка. Он должен чувствовать, что родители есть, но не препятствует свободному движению вперед.
С психологической точки зрения, ребенок готов оставаться один к 6 годам. Попробуйте сначала оставить его на полчаса, может быть, даже на 15 минут, отойдя в магазин за хлебом. Затем можно постоянно увеличивать этот период, а потом обсуждать с ребенком, каково ему было, когда мамы не было рядом. Это проговаривание необходимо, ведь мама только так может получить представление о том, каково было ребенку, а сам он может и не сказать этого вслух. Не потому, что это тайна, а потому, что ему не пришло в голову, он уже отвлекся на что-то другое.
Второй важный момент проговаривания — ребенок размещает свое беспокойство, отдает его маме. Причем мама в любом случае должна предоставить поддержку: «Ты молодец, справился» — даже если ребенок был зажат от ужаса, сидел в углу, — он молодец. «Тебе было немного страшно, но посмотри, — говорите вы ребенку, — ты в порядке, жив и здоров, дом цел, значит, ты справился».
Кроме того, родитель должен адаптировать ребенка к разным бытовым вещам. Надо дать ему возможность постепенно осваивать бытовые приборы. У каждого ребенка это получается в свое время: у кого-то с 2-х, у кого-то с 4-х лет.
Подведем итог: родителю нужно не бояться давать ребенку осваивать бытовое пространство и постепенно увеличивать время его свободы. При этом у ребенка всегда должно быть ощущение того, что родитель у него «за спиной», защищает.
Хищные бытовые приборы
О технике безопасности детей дома рассказал Евгений Лапочкин, поисковик и старший по обучению поискового отряда «Лиза Алерт», технический директор в центре формирования навыков безопасности «РИКОН».
«Лиза Алерт» проводит тренинги для детей, обучая, что ребенку на улице нельзя ни с кем уходить, даже если это кто-то знакомый, где-то страдает кошечка или собачка и так далее
Любой взрослый может оказать себе помощь сам, не привлекая ребенка, — вот что важно донести до своих детей. Эти правила касаются и нахождения детей одних дома
Основная опасность здесь, с технической точки зрения, это плиты, газовые баллоны, зажигалки. Надо рассказывать об этом детям, объяснять им, может быть, даже показывать ролики о пожарах. На втором месте стоит электричество, потому что в розетки пихается все, что может туда влезть. На третьем месте — вода. Открыть кран и налить тонну воды на пол запросто может любой ребенок.
Существует чисто техническое решение этих проблем — это системы класса «умный дом», которые фиксируют все возможные утечки: воды, газа и пр. Можно подключить и камеры, и сигнализации, чтобы контролировать все, что происходит дома дистанционно, по мобильному гаджету. Так родителю будет гораздо спокойнее.
Но тут возникает вопрос: кто будет реагировать. Вот на полу появилась вода, а ребенок не может впустить незнакомых, потому что взрослому человеку помощь от ребенка не потребуется, — мы об этом постоянно говорим, это основа безопасности. То есть позвонить в дверь должен кто-то знакомый, например, бабушка из подъезда, соседка, подруга. Но вы должны этому человеку доверять.
Пугать ребенка, рассказывая ему об опасностях, уточняет Евгений Лапочкин, — нельзя, иначе ребенок вам потом это «вернет». Можно что-то объяснять словами, но дети совершенно иначе мыслят, слова для них — только слова. Должно задействоваться образное мышление и практика, то есть поговорили — и давай пойдем в лес, в парк на специально оборудованную площадку, я дам тебе зажечь костер. А дома это делать не надо по таким-то причинам. Только тогда слова будут работать. Прятать спички и зажигалки бесполезно, — заключает Евгений.
Ситуация 6. В автомобиле ребенок или не пристегнут или сидит на переднем сиденье
Дети до 7 лет должны ездить в специальном детском кресле. Если хочется прокатить малыша на переднем сиденье — пожалуйста, но там тоже должно стоять детское кресло, и сидеть в нем придется до 11 лет. На мотоцикл нельзя сажать детей младше 12 лет.
Родители не установили детское кресло, не пристегнули ребенка ремнем безопасности, дошкольника усадили на переднее сиденье или прокатили малыша на мотоцикле — нарушения правил перевозки несовершеннолетних пассажиров очевидны. Даже если поездка прошла без происшествий, взрослые несут за нее ответственность.
Ответ юриста: если дети не пристегнуты ремнем безопасности, то за это полагается штраф до тысячи рублей. Аналогичный штраф и за проезд детей на мотоцикле без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах. За нарушение правил водителя могут оштрафовать на три тысячи рублей.
Один дома — как понять, что ребенок готов?
- Он спокойно обходится без мамы от получаса до 2-3 часов и даже более.
- Он не боится играть в комнате при закрытой двери, не страдает клаустрофобией и не боится темноты.
- Он умеет пользоваться средствами связи (телефон, «мобильник», скайп и пр.).
- Он сможет набрать ваш номер (или папин) и сообщить о проблеме.
- Он знает, что такое «нельзя» и «можно», «хорошо» и «плохо». Что фрукты нужно мыть, к окнам подходить опасно, двери чужим не открывают, а розетки — источник тока.
- Он способен налить себе воды и взять из холодильника йогурт, молоко, колбасу для бутерброда и пр.
- Он уже достаточно ответственный, чтобы убирать разбросанные игрушки, чашку ставить в раковину, ложиться спать вовремя, мыть руки перед едой и пр. Вам уже не приходится контролировать такие мелочи.
- Он не впадет в истерику (или обиду), если вы оставите его на час-два.
- Он знает, что полиция приезжает, если позвонить на «02», скорая — на «03», а пожарная — «01».
- Он способен позвонить соседям в случае какой-либо опасности или проблемы.
- Он понимает — почему мама должна ненадолго оставить его в одиночестве.
- Он не против стать на пару часов взрослым и самостоятельным.
Каждый положительный ответ — это «плюс балл» к уровню самостоятельности вашего чада. Если вы набрали 12 баллов, мы можем вас поздравить — ваш ребенок уже достаточно большой, чтобы провести без вас пару часов.
Однозначно нельзя оставлять малыша одного дома, если вы ответили отрицательно на большинство вопросов теста.
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.
Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.
Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.
Действовать постепенно
Руфина Кашапова, практический психолог, основатель «Натуральной школы», считает: готовить ребенка к тому, что когда-нибудь мамы и папы не будет рядом, надо постепенно. Первая сепарация происходит в 9 месяцев, следующий этап — от 2 до 4 лет, затем — к 5-6 годам. Задача родителя — помочь ребенку пройти все эти стадии благополучно. Это значит, что, с одной стороны, надо приветствовать отделение ребенка, а с другой, — не навязывать.
«Ребенку нельзя предоставлять слишком много самостоятельности, иначе он может просто потеряться в этой свободе, почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему будет страшно. Но нельзя и противостоять формированию самостоятельности, чтобы ребенок не боролся, не возмущался. У родителей должно быть ощущение меры: сколько самостоятельности предоставлять, начиная с самого первого этапа, когда младенец учится ползать, что-то открывать, искать. И каждый раз мера находится заново
Этот баланс выстраивается только в контакте с ребенком, здесь важно, чувствует ли родитель благополучие своего чада, хорошо ему или нет»