Как определить возможности памяти ребёнка с помощью методики А.Р. Лурии «Заучивание 10 слов»?

Введение

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого. Появился специальный термин, заимствованный из греческого — мнемо́ника, означающий искусство запоминания.

Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из актуальнейших задач человека в современном обществе. Изучение и применение определённых способов, приёмов и методов запоминания значительно способствует качественному и количественному улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации.

Особенно важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл. Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности

Освоение приёмов запоминания информации входит в число вопросов ознакомления с формами и методами научной организации обучения студентов, развивает их навыки работы с учебной и научной литературой, способствует успешному овладению знаниями, необходимыми для учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Целью данного реферата является рассмотрение теоретических и практических рекомендаций по улучшению механизма запоминания путём применения определённых способов и приёмов.

Виды запоминания

В психологии классифицируют несколько видов запечатления информации. Например, различают произвольное и непроизвольное запоминание.

Непроизвольное запоминание, которое подразумевает усвоение бессознательно поставленной цели, представляет исходную форму. В памяти сохраняются объекты окружающей среды или просто факторы, влияющие на повседневную жизнь, содержание книг, прочтенных без учебной цели, смысл фильмов и тому подобное. И все это неосознанно. Тем не менее этот вид селективен: лучше сохраняется в голове то, что связано с увлечениями и деятельностью человека.

Произвольное запоминание отличается тем, что субъект устанавливает цель запомнить что-либо, и для этого применяет некоторые методы. Часто при обучении это достигается путем многократного повторения — заучивания.

В психологии также выделяют следующие виды преднамеренного запоминания:

  • механическое – зазубривание без осмысления;
  • ассоциативное – подборка ассоциаций для запоминания;
  • аналитическое – наиболее эффективный метод, поскольку подключается мышление, заучиваемый материал подвергается анализу, человек делает выводы, соглашается либо опровергает полученную информацию.

Заданная цель – запомнить – представляет большую значимость, обуславливая собой процессы памяти. Если предоставить другие равные факторы, влияющие на фиксирование информации в памяти, будет очевидно, что произвольное запоминание гораздо эффективней непроизвольного. Большинство из того, что происходит в жизни много раз, не запоминается, если нет задачи запомнить. И наряду с этим, при целенаправленном выполнении всех необходимых условий, заучивание протекает со сравнительно большим успехом и является довольно прочным. С младенчества формирование памяти ребенка движется по следующим направлениям:

  • логическая память постепенно дополняет и замещает механическое запоминание;
  • в результате осознанного активного применения различных методов и приемов, непринужденное запоминание переходит в опосредованное;
  • непроизвольное запоминание, которое преобладает в детстве, с возрастом становится произвольным.

Психические факторы, способствующие лучшему запоминанию и обучению

Необходимо четко систематизировать свои занятия по тренировке памяти. Если вы изучаете иностранный язык, повторные занятия не должны идти с большим разрывом во времени. Если вы один раз занимаетесь два дня подряд, а потом отдыхаете пять дней, то новая информация будет забываться и стираться из памяти быстрее чем будет нарабатываться новая. Тем самым уровень развития памяти будет оставаться низким. Поэтому заниматься нужно каждый день по 15-20 минут.

Для лучшего понимания информации старайтесь организовать её в логичную структуру по типу дерева. Более общее знание (слово, понятие) можно использовать, как ствол дерева, а далее от него по принципу веток приращивать более конкретные. Если вы учите слова, старайтесь объединить их в одно семантическое поле. Или по степени абстрактности (например, дата основания Вологды 1147 год – Вологда, основание, дата, 11 47).

Болезни детей, о которых свидетельствует кривая

На основании результатов теста для интерпретации его результатов составляется таблица и строится графика кривой запоминания. По этим данным можно судить о состоянии памяти дошкольника и о наличии у него каких-либо заболеваний.

Таблица с примерным перечнем слов для тестирования.

После окончания тестирования нужно посчитать количество правильных ответов, при каждом из повторений, и обозначить их какой-либо буквой.

В научной среде существует мнение, что диапазон кратковременной памяти взрослого человека составляет, от 5 до 9 единиц. У детей же в школьном возрасте примерный объем кратковременной памяти равен его возрасту жизни. Поэтому можно рассмотреть следующий вариант перевода показателей тестирования кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале.

  1. Высокий показатель 10 баллов, объем памяти равен приблизительно 7-8 единиц.
  2. Высокий показатель 8-9 баллов, объем памяти равен приблизительно 5-6 единиц.
  3. Средний показатель 4 балла, объем памяти равен приблизительно 3-4 единицы.
  4. Низкий показатель 2 балла, объем памяти равен приблизительно 1-2 единицы.
  5. Очень низкий показатель 0 баллов, объем памяти равен 0 единиц.

Необходимо нарисовать систему координат, в которой по оси «игрек» мы отмечаем количество повторений, а по оси «икс» отмечаем посчитанное ранее число правильных ответов.

Дети с проблемами памяти. Показывают наоборот худший результат от раза к разу, количество запомнившихся им слов уменьшается, присутствует большое количество слов не по тексту задания, это свидетельствует о том, что у ребенка имеется расстройство сознания, невнимательность, рассеянность.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Количественный анализ можно рассчитать по следующей формуле.

  1. Сосчитать результат правильно повторенных слов после каждого тестирования – Sn, где n – порядковый номер тестирования
  2. Сосчитать показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов можно по этой формуле:S cp = (S1 S2 S3 S4 S5) / 5

Показатель продуктивности запоминания будет указывать о наличии или отсутствии проблем с состоянием здоровья.

Кривая запоминания указывает на ярко выраженную утомляемость, перегруженность сознания, ослабленное внимание

  • Повышение кривой на графике с каждым новым повторением говорит о том, что ребенок развивается нормально, примерно уже к третьему повторению нормально развитый ребенок должен повторить примерно 8-10 слов из предложенного ему списка.
  • Понижение кривой при каждом повторении свидетельствует о том, что испытуемый страдает забывчивостью и невнимательностью.
  • Зигзагообразный вариант кривой, показывает на наличие неустойчивости внимания.
  • График в форме плато, свидетельство эмоциональной вялости испытуемого, безразличия к происходящему процессу.
  • Прямой не меняющийся график, свидетельство эмоциональной пассивности, отрешенности испытуемого.

Свидетельством черепно-мозговой травмы — механического повреждения костей головного мозга и его мягких тканей, сосудов, мозговых оболочек или нейроинфекции – поражения бактериями, вирусами всей нервной системы или отдельных ее отделов, служит наличие графика формы плато, испытуемые чаще запоминают слова в начале и конце теста, объем запомнившихся слов остается на начальном уровне и не меняется.

Свидетельством неврозов — а именно расстройством психики, переходящим в затяжной характер, обусловленным снижением умственной и физической активности, а так же истерическим поведением является зигзагообразный график, медленное запоминание при котором, количество раз правильных повторений постепенно снижается. Проявляется неустойчивость внимания иногда и раздражительность от невозможности воспроизведения предыдущих слов.

Методика «10 слов Лурия», это настоящая находка для современных родителей и учителей для быстрой, эффективной, профессиональной проверки памяти ребенка, его эмоционального состояния. Данная методика не только поможет проверить внимательность и память, но и выявить на ранних стадиях возможные нарушения и отклонения в физиологическом развитии и принять необходимый комплекс мер по восстановлению и лечению функций головного мозга и нарушенных функций нервной системы.

Методика «10 слов Лурия»: для дошкольников

От качества нашей памяти зависит многое. Дети лучше запоминают стихи, учатся в школе, у них лучше развивается мышление, логика, т.к. они могут больше информации удерживать в памяти. Начать развивать память никогда не поздно, главное вовремя определить ее уровень. Тренировка и определение качества памяти ребенка (а ее насчитывается несколько видов), осуществляется с помощью специальных тестов. Одной из таких методик является методика «10 слов Лурия». Что она собой представляет, как проходит тестирование, как интерпретируются результаты теста и многое другое в материалах этой статьи.

Данную методику разработал выдающийся психолог основатель нейропсихологии Александр Романович Лурия. Методика «10 слов» направлена на оценку состояния слуховой памяти и ее основных характеристик:

  • Восприимчивости ребенка;
  • Его утомляемости;
  • Запоминания ребенком текстов;
  • Последующего его воспроизведения.

Методика позволяет определять состояние нервно-психически больных детей, оценивает успешность применяемых методов и лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний, прослеживая динамику выздоровления или наоборот ухудшения состояния.

Методика «10 слов» заключается в том что, испытуемому пациенту в нашем случае это ребенок дошкольного возраста, предлагается прослушать перечень из 10 абсолютно не взаимосвязанных между собой слов.

Характерной особенностью является то, что эти слова должны быть односложными, употребляющимися в речи испытуемого и понятными для него. Это необходимо для того чтобы, у ребенка не возникало ни каких ассоциаций и не было желания поинтересоваться у взрослого о значении данного слова.

В помещении, где проводиться тестирование не должно быть никаких отвлекающих предметов, посторонних людей или животных, на которых ребенок мог бы сконцентрировать свое внимание. Ребенка спрашивают о его самочувствии и просят занять удобную для него позу сидя за письменным столом. Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил»

После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные

Для проведения исследования тестируемому ребенку говорят: «Сейчас мы проверим твою память, я произнесу тебе слова, а ты повторишь их в любом порядке, в каком запомнил». После экспериментатор говорит четко, не запинаясь, ребенку слова в именительном падеже, только имена существительные.

Далее просим испытуемого повторить те слова, которые он запомнил, и отмечаем их галочкой в таблице. После говорим ребенку еще раз о том, что: « Сейчас я назову тебе еще раз эти же слова, а ты мне их снова повторишь, те слова, которые уже говорил, и новые которые запомнишь в любом порядке».

Зачитываем еще раз список слов и отмечаем во второй графе таблицы те слова, которые испытуемый называет. При этом если ребенок горит слова, которых не было в списке теста, мы их так же записываем в таблицу ответов в специальной графе. После чего исследуемый материал предлагается повторить ребенку еще 5-6 раз до полного его запоминания. Экспериментатор для проверки ребенка, горит только: «Еще раз» и ребенок должен начать перечисление запомнившихся ему слов. Каждый ответ фиксируется в таблице.

После проведения первой части тестирования, экспериментатор сообщает испытуемому о том, что: «Через час, повторишь мне эти слова еще раз». И дает ребенку время на отдых, он может поиграть в пассивные игры, почитать книгу, посмотреть в окно.

По истечении 60 минут, экспериментатор просит повторить еще раз слова. Испытуемый без предварительного прочтения списка слов, повторяет запомнившиеся ему слова, в любом порядке. Экспериментатор отмечает в таблице все слова, которые произносит ребенок кружочками.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Вникание в суть

Немецкий психолог Герман Эббингауз составил «кривую забывания», демонстрирующую, как долго в памяти человека может храниться новая информация.

Так, механическое заучивание (или зазубривание) материала без вникания в его смысл приводит к тому, что через час Вы будете помнить около 60% новой информации, спустя 10 часов – 35%, а через 6 дней из глубин Вашей памяти Вы извлечете не более 20% выученного материала.

А вот осмысленная информация откладывается в так называемой долговременной памяти, а, следовательно, и помнится намного дольше, особенно если периодически ее повторять. Кроме того, вникнув в суть изучаемого материала, Вы запомните его в 9 раз быстрее.

Характеристика методики А.Р. Лурии

Оценивать состояние памяти с помощью многократного воспроизведения 10 коротких слов, ничем не связанных между собой, предложил основоположник отечественной нейропсихологии, сотрудник Льва Семёновича Выготского Александр Романович Лурия. Целью диагностики автор определил исследование следующих процессов:

  • запоминания информации для последующей репродукции;
  • восприятия знаний для анализа и выстраивания причинно-следственных связей с уже имеющимися;
  • воспроизведения услышанного.

Кроме этого, тест позволяет сделать выводы о таких особенностях:

  • степени утомляемости испытуемого;
  • уровне активности внимания на разных этапах работы.

Методика предназначена для тестирования детей старше 5 лет.

Тест Лурии позволяет понять, нужно ли помочь ребёнку развить память и внимание, что важно для запоминания больших объёмов информации в школе

Что делать, если я ничего не помню?

  1. Самое главное — успокоиться. Ведь именно стресс может быть причиной ухудшения памяти. Занятый работой по подавлению тревоги мозг не может тратить свои силы на запоминание такой «ерунды», как ваше ежедневное расписание. Он находится в режиме SOS, ему не до ежедневных рутинных дел!
  2. Посетить невролога. Ухудшение памяти, особенно резкое, может свидетельствовать о ряде заболеваний. Не стоит паниковать, современная медицина позволяет помочь даже в сложных ситуациях.
  3. Если медицинские исследования не выявили никаких отклонений, постарайтесь наладить режим работы и отдыха. При перегрузках тренировки памяти станут только дополнительной нагрузкой.
  4. Приступайте к работе по развитию памяти.

Основы нейропсихического анализа Лурии

Согласно концепции Лурии о функциональных блоках мозга, структура этого органа представлена следующим образом:

  • энергетический блок, отвечающий за регуляцию, поддержание тонуса и бодрствование;
  • операционный блок, отвечающий за органы чувств;
  • блок программирования психических процессов.

Задача энергетического блока – обработка информации интероцептивного характера, то есть той, что поступает в мозг от внутренних органов.  Главная функция этого блока – обеспечение примитивных механизмов, поддерживающих организм в тонусе и режиме бодрствования. Благодаря работе энергетического блока происходит активация организма

Если его работа нарушается, то человек становится вялым, истощенным, ухудшается его память, внимание, теряется равновесие эмоционального состояния

Операциональный блок принимает, перерабатывает и хранит экстероцептивную информацию – ту, которая поступает из внешней среды. То есть, он тесно связан с органами чувств. Затылочная часть головного мозга отвечает за зрение, теменная – за осязание, височная – за слуховые сигналы. Соответственно, от локации повреждения зависит то, в каких органах чувств будет сбой.

Блок программирования психических процессов располагается в лобных долях головного мозга. Он работает на основе целей и замыслов, четко поставленных сознанием. Когда происходит поражение данного участка, страдают двигательные навыки и деятельность, основанная на целеполагании. Движения теряют плавность, человек не может ставить цели, строить планы, находить решения и средства для реализации задач.

Все три блока тесно взаимосвязаны, и только при совместной их работе обеспечивается нормальное психическое поведение. Однако советский ученый доказал, что многие нарушения работы головного мозга можно устранить путем усиленного развития неповрежденных участков. Яркий пример можно привести со времен войны. Первым пациентом Лурии стал Лев Засецкий, получивший серьезное ранение в голову, в результате которого он перестал читать, потерял память и ориентацию в пространстве. Исследования показали, что у пациента не поражен участок головного мозга, отвечающий за письмо. На этом и был сделан упор. Засецкий исписал тысячи листов прежде, чем смог вернуться к нормальной жизни. Развивая письменный навык, он смог частично восстановить работу других отделов мозга. В результате ему даже отказали в постановке первой группы инвалидности после выздоровления.

Процедура тестирования «Заучивание 10 слов»

Составление списка для запоминания

Экспериментатор самостоятельно формулирует набор слов для работы, учитывая ряд важных нюансов:

  • слова должны быть по возможности знакомы испытуемому (так не возникнет проволочек, связанных с осмыслением неизвестного образца, а также желания задать вопрос взрослому);
  • не стоит включать связанные между собой понятия («малина» и «ягода», например);
  • слова не должны быть длинными: 5–6 букв — предел;
  • если у организатора дефект речи, то в список не следует включать образцы, произнесение которых — следовательно, и восприятие ребёнком — может вызвать затруднение.

Примеры наборов слов для запоминания:

  • Ряд, мир, пир, гора, тога, вода, сват, окно, огонь, снег.
  • Огонь, дом, трава, спирт, море, игра, конь, гриб, брат, игла.
  • Слон, код, плот, стул, снег, озеро, дверь, кот, нить, блок.

Организация диагностики

Исследование «Заучивание 10 слов» удобно тем, что никакого специального оборудования или материала для его проведения не понадобится. Единственное строгое требование — соблюдение тишины в процессе работы с испытуемым. Это касается и отсутствия шумов извне, и лишних реплик участников тестирования. Работа с ребёнком происходит один на один.

Алгоритм проведения теста:

  1. Взрослый объясняет: «Я тебе назову несколько слов, их нужно запомнить и повторить те, что зафиксировал в голове. Можно не по порядку».
  2. Экспериментатор не спеша зачитывает образцы, после чего ребёнок повторяет услышанное.
  3. Организатор делает отметки в протоколе — под каждым правильно названным испытуемым словом ставит «+».
  4. Затем опять следует пояснение со стороны взрослого: «Сейчас я снова зачитаю этот же ряд слов, ты должен повторить все, которые запомнишь».
  5. Далее работа строится так же, как описано в пунктах 2–3.
  6. В 3, 4 и 5 разы экспериментатор перечисляет набор слов, но уже без дополнительных пояснений, лишь говорит: «Ещё раз». На каждом этапе делаются соответствующие отметки в протоколе.
  7. После этого в течение 50–60 минут выполняются другие тесты с ребёнком или испытуемый играет в спокойные игры (собирает кубики, решает ребусы и так далее), читает сам или вместе со взрослым.
  8. По прошествии часа экспериментатор, не зачитывая образцы, просит тестируемого последний раз назвать слова, которые тот запомнил, и отмечает результаты в протоколе.

Важно учесть, что если испытуемый называет лишнее слово, то нужно сделать отметку об этом. Когда неверный образец ребёнок говорит не раз, его следует не только записать, но и выставить количество повторений. В перерыве между этапами тестирования ребёнок может заняться несложными играми

В перерыве между этапами тестирования ребёнок может заняться несложными играми

Методика ОВОД

  • Основные мысли;
  • Внимательное чтение;
  • Обзор;
  • Доводка.

Теперь об этом подробнее:

Сначала читайте текст, стараясь выделить в нем основную мысль. При этом не ставьте себе целью мгновенно запомнить его весь полностью. Анализируйте прочитанное, запоминая только основное, о чем идет речь. При возможности целесообразно записывать основные мысли

Потом попробуйте воспроизвести то, что вы прочли.
На следующем этапе читайте текст более внимательно, обращайте внимание на мелочи и детали. В процессе чтения связывайте текст с основной его мыслью, которую вы выделили на предыдущем этапе. Здесь можно использовать множество методик для запоминания

В конце повторите подробности и основное содержание текста.
Потом следует провести обзор текста. Начинайте читать с конца, при этом анализируя, насколько правильно и точно вы запомнили детали. Также вы уже должны составить примерный план текста. Запоминайте ключевые слова, используя метод ассоциаций.
В самом конце повторяем заученный материал, пересказывая его вслух себе или собеседнику. При этом выделяйте подробности, которые вы упустили. Старайтесь не подглядывать в текст.

Здесь можно использовать множество методик для запоминания. В конце повторите подробности и основное содержание текста.
Потом следует провести обзор текста. Начинайте читать с конца, при этом анализируя, насколько правильно и точно вы запомнили детали. Также вы уже должны составить примерный план текста. Запоминайте ключевые слова, используя метод ассоциаций.
В самом конце повторяем заученный материал, пересказывая его вслух себе или собеседнику. При этом выделяйте подробности, которые вы упустили. Старайтесь не подглядывать в текст.

Проанализируйте места, в которых вы допустили ошибку, постарайтесь запомнить их, используя ассоциацию с чем-то.

Запомнить наизусть большой текст возможно при использовании разных способов восприятия информации. Это зависит от вида вашей памяти. Один может запоминать текст, просто слушая его, а другой использует для этого визуальное восприятие.

Естественный язык нашего сознания

Любой символьный язык (язык математики, язык родной речи) является искусственно созданной системой коммуникации. Ребенок, который не умеет читать и писать до какого-то времени, запоминает все с помощью картинок – образов. Поэтому самым естественным для человеческого сознания является образ. Это тот самый непосредственный код для запоминания.

Наше сознание воспринимает всю информацию в образной форме. Образ предметов, цифр, слов появляется в нашем сознании намного быстрее чем включаются понятийные структуры и мышление. Удержанный образ в памяти на какой-либо стимул, без наблюдения самого реального объекта называется представлением.

Таким образом, мнемотехники для запоминания направленны на:

  • максимальное развитие образного мышления;
  • создание устойчивых опорных ассоциаций;
  • увеличение времени концентрации сознания(внимания).

Главные условия для успешного запоминания

Искусство легко сохранять в памяти любую информацию — не врожденный дар

Внимание, повторение и ассоциация – три фактора, влияющих на эффективность запоминания

Для формирования памяти изучайте материал с особым вниманием

При освоении какой-либо науки важно соблюдать правило плавного перехода от старого к новому

Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию. Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию. Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию

Известно, что повторение материала оставляет глубокий отпечаток в памяти

Здесь срабатывает эффект снежного кома: при недостаточно освоенном предыдущем знании человек не может с надлежащим вниманием воспринимать новую информацию. Известно, что повторение материала оставляет глубокий отпечаток в памяти. Однако механическое запоминание без осмысления будет бесполезным, поскольку такая информация вскоре забудется

Также необходимо периодически повторять изученный материал для закрепления знаний в памяти. Учтите, что повторение через большие интервалы времени бесполезно, поэтому нужно возвращаться к материалу спустя короткий промежуток времени

Однако механическое запоминание без осмысления будет бесполезным, поскольку такая информация вскоре забудется. Также необходимо периодически повторять изученный материал для закрепления знаний в памяти. Учтите, что повторение через большие интервалы времени бесполезно, поэтому нужно возвращаться к материалу спустя короткий промежуток времени

Известно, что повторение материала оставляет глубокий отпечаток в памяти. Однако механическое запоминание без осмысления будет бесполезным, поскольку такая информация вскоре забудется. Также необходимо периодически повторять изученный материал для закрепления знаний в памяти. Учтите, что повторение через большие интервалы времени бесполезно, поэтому нужно возвращаться к материалу спустя короткий промежуток времени.

Секрет безупречной памяти состоит в том, чтобы создавать разнообразные и бесчисленные ассоциации с запоминаемой информацией. Учебный материал, который осваивается постепенно, связанный ассоциациями с другими явлениями и не раз подвергавшийся обсуждению, с легкостью воссоздается и сохраняется на длительное время в памяти.

Еще одно практическое правило: то, что изучается медленно, сохраняется в памяти долго. И, соответственно, то, что штудируется быстро, стремительно удаляется из сознания. Очевидный пример — студенты перед экзаменами заучивают билеты, а после экзамена скоро забывают материал

Время, отведенное для заучивания важно, так как осваиваемые знания успевают вступить в ассоциативные связи, и этим определяется их длительное нахождение в сознании

Тест на кратковременную память слова. ТЕСТ «ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ»

Цель работы. Определение состояния долговременной и кратковременной памяти.

Контрольные задачи. Выяснить объём кратко — и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения количества запомненных слов после каждого из пяти зачтений преподавателем двадцати слов теста.

Методика №1. Запоминание двадцати слов теста.

Ход работы: Преподаватель произносит двадцать слов теста. Не желательно, если некоторые из них будут описывать предметы, которые окружают испытуемого при проведении теста. Испытуемый записывает слова после очередного прочтения в произвольном порядке (закрывая результаты предыдущего зачитывания)

Ход теста: Преподаватель зачитывает двадцать слов теста, они не должны повторяться

Для оценки кратковременной памяти постройте следующий график:

Методика №2.

Тест долговременной памяти. По происшествии около 30 минут повторяют слова. Если
две трети слов — удовлетворительная оценка. После говорят слова со связью по смыслу(преподаватель сам придумывает, допустим при слове титаник говорит самый большой пассажирский лайнер). Сопоставляют этот результат сразу после прочтения и через полчаса с запоминанием двадцати слов теста не связанных по смыслу.

На листе бумаги таблицей заносят полученные результаты теста у всех тестируемых и делают вывод о личных различиях в памяти и значении ассоциативной (построенной на ассоциациях, смысловой) памяти испытуемого

Проведение анализа теста. Результаты записываются в форме протокола. Сделайте выводы из проведённых исследований.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 1.

Не смотрите на текст, на листе запишите слова с номерами по порядку.

Качество запоминания вы сможете вычислить по формуле:
количество правильно воспроизведенных слов, разделённое на количество предлагаемых слов
и умноженное на сто процентов

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 2.

Формула:
количество правильно воспроизведенных тезисов, разделённое на число выделений в тексте и умноженное на сто процентов

Сложив цифры, полученные по обоим методикам, потом разделив
сумму пополам, вы найдёте среднюю продуктивность запоминания.90-100 — отличный результат;70-90 — очень хороший результат;50-69 — хороший;30-49 — удовлетворительный;10-29 — плохой;0-9 — очень плохой.

Начало исследования

Перед тем как приступить к тестированию, экспериментатор записывает в одну строку 10 слов. Методика предполагает использование простых наименований, не вызывающих между собой явных ассоциаций. Чаще всего каждый проверяющий использует какой-либо один словесный ряд. Но если тестирование проводится в группе детей, то нужно подготовить несколько таких цепочек, так как испытуемые могут начать делать друг другу подсказки

Очень важно в этом эксперименте произносить слова чётко, а также неукоснительно придерживаться инструкции

Сначала нужно сказать ребёнку подобную фразу: «Я прочитаю 10 слов. Их нужно внимательно слушать. Когда закончу чтение, тебе нужно перечислить те слова, которые помнишь. Говорить их можно в любой последовательности. Ясно?». Медленно и хорошо проговаривая, экспериментатор читает слова. Когда ребёнок их повторяет, то в протоколе методики, которую предложил А.Р. Лурия, нужно выставлять крестики.

После этого следует очередная часть работы. Нужно сказать: «Я прочитаю те же слова, что и в первый раз. А тебе нужно повторить те из них, которые ты уже называл(а) и остальные, что тогда пропустил(а)». Затем экспериментатор так же, как и в первый раз, отмечает крестиками слова, которые назвал ребёнок.

Потом нужно сделать несколько повторений этой же процедуры. Объяснения больше не нужны, так как экспериментатору достаточно сказать следующее: «Ещё раз».

Эйдетика

От слова «эйдос» — образ. В основе этой методики запоминания лежит не только образное восприятие мира, как в детстве, но и присоединения психического материала. У ребенка больше развито любопытство и чувство удивление всему новому. Поэтому особо новая и интересная информация больше всего стимулирует нейронные связи.

События, которые сопровождаются чувством радости запоминаются наиболее ярко. Поэтому стремитесь, чтобы ваши ассоциации были как можно интереснее.

Целесообразно на основе запоминаемого материала (например цифр) придумать необычную историю, которая объединить все искусственные ассоциации вместе.

При запоминании иностранных слов попробуйте представить, какие ощущения у вас вызывает это слово. Звучание этого слово. Ребенок всю окружающую информацию запоминает эмоциями, внутренними ощущениями, а не логикой. Получения положительных эмоций от образов отражается и на химическом уровне высвобождением гормона удовольствия (эндорфина). Происходит закрепление материала в структуре мозга.

Свое воображение можно дополнить рисунком, нарисовав то, о чем говориться в стихотворении.

Сложные и длинные слова и цифры необходимо аналитически расчленять. Двухзначные цифры можно складывать, получая новое число – код для хранения в памяти числа. Например, чтобы запомнить иностранное слово spring можно его расчленить на sp – ring получается в слове «весна» имеется ещё и слово «кольцо». Для запоминания числа 315 можно получить новое число 3+1+5 = 9, таким образом необходимо уже запомнить не три числа, а одно.

В целом, использование мнемотехник первое время для вас будет некоторой дополнительной мыслительной работой, но это именно то, что нужно — в итоге вы будете формировать те мыслительные образы, которые сможете успешно запоминать. Со временем и с улучшением навыков, применение мнемотехник будет даваться просто, а результат будет более гарантированным. Как мы отмечали выше, залог успеха в регулярных тренировках. Тренируйтесь для достижения успеха.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий