Как запомнить большой объем информации за короткое время

Как выучить за короткий срок иностранный язык: секреты способностей

Вопрос, как научиться запоминать информацию, волнует людей и при необходимости в короткий срок овладеть иностранным языком. Книга в этом случае несет только справочную информацию. Физиологи рекомендуют увеличить количество аудиовизуальной информации. Смотрите фильмы на выбранном языке, сопровождающиеся русскими субтитрами, слушайте песни, найдите себе собеседника, владеющего языком, и регулярно общайтесь с ним. Отличными помощниками станут компьютер и соцсети. Если в вашем городе есть клуб, где собираются иностранцы, посещайте его и практикуйтесь в произношении.

Есть масса компьютерных методик, предполагающих отработку произношения, прослушивание слов, сопровождающихся переводом. Одной из популярных техник, применяемых при изучении языков, является методика «Мысленных повторений». Ее суть заключается в периодическом мысленном повторении информации

Важно соблюдать график упражнений:

  • Первое повторение после изучения проводят через 60 минут после первоначального восприятия данных.
  • Второе – через 3 часа после первого.
  • Третье – на следующий день в любое время.

Количество повторений, промежутки времени между ними регулируются по собственному усмотрению с учетом индивидуальных способностей. Допускается увеличение числа повторений и удлинение интервалов между ними. Обязательно следите, чтобы перерывы не были длительными, иначе не закрепленная вовремя информация может в итоге не сохраниться в памяти.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Статья обновлена: 13.05.2019

Сколько информации может запомнить человек

Ученые нейрофизиологи работают над тем, чтобы научиться измерять объемы человеческой памяти. Но, все попытки разузнать, как именно работает наша память, сводятся к началу глубоких раздумий об изучении работы мозга. Многим очень сложно запомнить номер, чтобы это сделать им требуется его записать.

Человек, который обладает одним из уникальнейших мозгов, является житель Китая – Лу Чао. Он запомнил номер из 68000 цифр, когда ему было всего 24 года. Лу выговаривал номер на протяжении более 24 часов, ни разу не отвлекаясь.

Мозг человека – одна из самых малоизученных сфер в области науки. Его исследуют множество биологов, психологов и людей, занимающихся нейрофизиологией.

Повторение с интервалами

Если ты ищешь способы, как быстро запоминать текст, этот тебе не подойдет. Он активизирует долгосрочную память, а не кратковременную. Но эта информация останется с тобой на года. Ученые выяснили, что после прочтения в первый час человек забывает до 60% полученной информации. Так что готовиться к презентации за сутки — так себе затея.

Поэтому важно напоминать мозгу нужную информацию. Сегодня прочитай текст и разбери непонятные слова

Завтра просто прочитай текст. Можешь делать это один раз в день или пару. Но не стоит сильно забивать себе голову. Твоя главная задача — каждый раз читать осознанно.

Что такое память, и каковы ее виды

Память – это способность сохранять и воспроизводить прежние знания и опыт.

Человек с давних пор задавался вопросом нахождения действенных способов, как легко, быстро и лучше запомнить нужную информацию. Отсюда появилось целое искусство запоминания – мнемоника, которая содержит разнообразные мнемотехники (эффективные техники, методики, способы и приемы запоминания информации).

Но для подбора оптимальных методов запоминания нужно знание об особенностях работы и видах памяти. Так, память как познавательный процесс включает в себя такие этапы, как запоминание, хранение, воспроизведение, забывание. Последние научные исследования уточнили информацию о работе памяти и выдели в ней такие этапы, как кодирование, хранение, воспроизведение.

Психология на данный момент выделяет следующие виды памяти:

1) Так, в связи с наличием/отсутствием прилагаемых для запоминания усилий психология выделяет произвольную и непроизвольную память:

  • произвольная память – это запоминание само по себе, когда человек не прилагает к этому никаких усилий. В таких случаях механизм запоминания основывается на интересности и увлекательности информации;
  • непроизвольная память – это запоминание с помощью особых усилий. Основой такого запоминания является воля человека. Такое волевое запоминание может быть механическим (когда человек заучивает без понимания материала) и логическим (когда человек осознает и понимает материал, вследствие чего в его голове выстраивается логическая система знаний).

2) В зависимости от времени хранения информации память бывает:

  • кратковременной, которая содержит, в основном, теоретические знания,
  • долговременной, в которой долгое время сохраняются практические знания и опыт.

3) В зависимости от задействования разных инструментов запоминания (логика или образы), выделяют:

  • логическую память: с формулами и схемами, словами.
  • образную память: с образами, впечатлениями, ощущениями.,

4) Кроме этого, виды памяти также выделяются в зависимости от особенностей восприятия человеком информации:

  • зрительная (визуальная) память, при которой запоминание происходит при разглядывании материала, в том числе и чтении книги. Человек со зрительным восприятием легко запоминает материал, когда читает его про себя.
  • слуховая (аудиальная) память, при которой человек запоминает при прослушивании или произнесении материала. Например, при подготовке к контрольной, такому человеку лучше слушать аудиозапись лекции,
  • тактильная (кинестетическая) память, при которой человеку легче запоминать, трогая или используя на практике. Такой человек лучше запомнить материал, если будет переписывать его.

Хотя в психологии выделяются также и вкусовая (запоминание на основе вкуса) и обонятельная (запоминание на основе запаха) памяти, при запоминании учебной информации они практически не используются.

Знание своего преобладающего вида восприятия информации можно и нужно использовать при изучении и запоминании материала. Но самым эффективным способом, по мнению психологов, является задействование всех видов памяти.

А если загружать информацию прямо в головной мозг?

Любой взрослый человек умеет читать. И, наверное, вы наслышаны о курсах скорочтения. При чем здесь чтение и запоминание информации на долгое время?

Дело в том, что есть особое чтение, фотографическое чтение или правополушарное чтение. Его обнаружил Пол Шилли. Фоточитая, человек загружает информацию целыми разворотами страниц в головной мозг.

Как будто фотографирует разворот книги, а потом помнит все о прочитанном. Информация поступает прямо в головной мозг, минуя осознанное чтение.

Человек при этом знает материал, информацию, владеет им и использует в деятельности, но не помнит, чтобы он читал об этом. Чтобы вывести информацию на уровень сознания, после такого чтения первое время требуется активация прочитанного.

Чтобы научиться фоточитать, нужно овладеть навыком фотофокуса — это то же фокус, что и при просмотре параллельных стереограмм.

Если вы не умеете смотреть стереограммы и хотите научиться их видеть, читайте нашу статью Как научиться смотреть стереограммы новичку — делюсь личным опытом (откроется  в новой вкладке).

Заключение

Таким образом, запомнить на долгое время возможно. Для этого необходимы повторения в определенные промежутки времени. Повторения могут заменить эмоции или мнемотехника.

Если вы не хотите задействовать эмоции, применять мемотехники, или повторять, то самый лучший способ запомнить много информации и расширить память — это применить метод музыкальной памяти (метод Лозанова).

Но если вы хотите пойти дальше, то можете начать развивать у себя фотографическую память. Для этого приходите к нам на тренинг. Это когда вы просто посмотрели и запомнили, а потом листаете у себя в голове книгу и выбираете ответы.

Про развитие фотографической памяти читайте в нашей одноименной статье. Есть целая система занятий, из веселых, важных и быстрых игр. Узнайте о ней здесь (ссылки откроются в новой вкладке).

Вот и все. Вы узнали о способах, как правильно запоминать информацию на долгое время, теперь нужно только практиковать. Секрет в том, что запоминая, мы развиваем свою память, делаем мозг пластичнее, здоровее, а себя успешнее.

До встречи!

Искренне Ваша,

Объясните другу

Если вы можете объяснить что-то другому человеку просто и доступно, значит хорошо поняли тему. Поэтому представьте себя учителем и расскажите только что выученную информацию другу. Так вы глубже погрузитесь в тему, а также укрепите знание за счёт проговаривания вслух. 

Помимо этих методов, эффективность которых уже научно доказана, мы поговорили с ответственными студентами и собрали ещё несколько интересных способов запомнить материал. 

Сардор Икрамов, Международный Вестминстерский Университет

Для меня лучший способ запомнить информацию — применить её на практике. В английском языке: узнал новые слова — использовал их в общении. Если же такой возможности нет, представляю, как выступаю на TedX и добавляю эти слова в свою «речь». 

В других сферах — менеджменте, например, я скорее всего не смогу сразу применить свои знания на практике. Но могу побеседовать с кем-то, у кого есть опыт в этой области. Так информация не просто запоминается, но и подкрепляется дополнительными фактами. 

Сабина Смирнова, Рижский Технический Университет

Я — кинестетик и запоминаю информацию лучше, когда записывают её. Вот и всё. Я просто много пишу, используя ручки и маркеры разных цветов. Легко запомнить и, если что, пересмотреть и вспомнить.

Иззат Кудратходжаев, Международный Вестминстерский Университет

Я — визуал, поэтому мне легче запомнить материал в формате видео и слайдов. Особенно, если могу пересмотреть это несколько раз. Мне помогают онлайн-уроки и дополнительные видео. 

Также, чтобы лучше запомнить информацию, составляю короткие конспекты, но не во время урока, а уже после его окончания. Во-первых, чтобы не отвлекаться от лекции, а во-вторых, чтобы повторить информацию сразу после её получения. 

И напоследок, постарайтесь не пренебрегать банальными, но важными правилами — высыпайтесь, проводите больше времени на свежем воздухе и не забывайте делать перерывы в учёбе. Применяя эти методы, вы научитесь быстрее запоминать информацию и забудете о бессонных ночах с гигантскими кружками кофе.

Подключение аудиальной, слуховой памяти

По мнению физиологов, аудиальный тип памяти – мощный инструмент запоминания. Психологи считают, что слуховая память развивается легче, чем зрительная и двигательная. Использование этого инструмента увеличивает возможности запоминания. Чтобы задействовать слуховую память, рекомендуют не только писать, но и читать те же шпаргалки. Повторение информации вслух перед экзаменом увеличивает шансы на благоприятный исход дела.

Основной метод использования слуховой памяти – запись информации на диктофон и ее прослушивание. К примеру, вы можете записывать лекции, читаемые преподавателем, или самостоятельно читать материал с записью на диктофон. Регулярное прослушивание информации обеспечивает прочное запоминание. Одно время существовала теория, что если слушать информацию во сне, то она хорошо запоминается, однако ученые поставили под сомнение применение этого метода.

Сколько информации может запомнить человек

Ученые долгое время пытаются отыскать ответ на вопрос, какое количество информации способен запомнить обычный человек. Однако до сих пор решения, удовлетворяющего всех физиологов, не найдено. Предполагалось, что память человека способна хранить информацию объемом десять миллионов бит. Но вскоре ученые отказались от данной теории в связи с тем, что этот объем очень маленький и не отражает реального состояния. Мозг человека вмещает не только данные, которые он вынужден запоминать, но и те, что сопровождают его существование – клички питомцев, черты лиц родных и т.д.

По мнению американского исследователя Купера, каждый нейрон мозга способен хранить до ста тысяч единиц информации. С учетом общего их количества, память человека вмещает информацию объемом 10 в 17 степени бит. Данная цифра, по мнению ряда физиологов, является достоверной. Однако некоторые ученые утверждают, что память человека — более емкое понятие, и она способна содержать информацию 10 в 23 степени бит. Исходя из этих данных, понятно, что люди еще не научились пользоваться дарованным ему природой сложнейшим механизмом.

Виды запоминания

На самом деле запоминание можно разделить по видам памяти

Но я хотел бы акцентировать твое внимание на трех основных направлениях:

Механическое. Проще говоря зубрежка.
Например, запоминание слов без особого вникания в смысл. Это поможет тебе выучить язык, но говорить ты вряд ли на нем будешь

Ведь для осмысленного диалога важно не просто знание отдельных слов и правил, а умение применять их на практике.
Конечно, если ты после зубрежки разработаешь свои приемы запоминания и будешь постоянно практиковать язык, знания закрепятся в твоей голове. Но механический способ без дополнительных усилий вписывается в правило: Заучил, Сдал, Забыл.

Ассоциативное.
Если ты думаешь, как выучить стих за 5 секунд, это лучший способ

Ты придумываешь ассоциации к каждому слову или строчке и когда тебе нужно выдать стих, в голове всплывают картинки и текст, который ассоциируется с ними.
Нельзя сказать, что это эффективный метод, но он точно лучше механического. Такая методика подходит для творческих личностей, которые умеют быстро создавать цепочки ассоциаций.

Аналитический.
Как запоминать информацию качественно? Вникни в ее суть.
То есть ты сначала анализируешь текст, который нужно запомнить, разбираешь его по буквам, а только потом приступаешь к запоминанию. Получается, что твой мозг еще в процессе анализа разработал собственный метод для качественного запоминания. Твоя задача — закрепить материал периодическим повторением.

Перескажи прочитанное

Знаешь, что позволяет лучше запомнить информацию? Пересказать ее, например, своей девушке или другу, или маме. Если тебе нужно придумать, как развить память быстро, это лучший способ.

В детстве нас не просто так заставляли учить стихи, ведь именно они давали возможность развивать память. И тут большую роль играет то, какой опыт ты получил в то время. Если у тебя нифига не получалось, потому что ты зазубривал, то к запоминанию у тебя будет просто отвращение. Но если ты выкупил техники запоминания информации и научился их качественно применять, в дальнейшем выучить важную инфу для тебя не составит труда.

Как тренировать память

Знаете ли вы, что по оценкам ученых мозг человека, если сравнить его с компьютером, может хранить от 1 до 7 млн мегабайт данных? Вероятно, многие слышали об этом, но далеко не каждый способен похвастаться такой феноменальной памятью. А как хорошо было бы прочесть книгу или учебник и в деталях воспроизводить, что там сказано! Как классно помнить все имена, лица и дни рождения! Как же замечательно в нужный момент отыскать в хранилище своей головы информацию, которая даст ответ на любой вопрос! Многие только мечтают о таком, но есть те, кто на это способен, ведь добиться таких результатов реально – нужно лишь знать, как! Об этом мы и расскажем. Читать подробнее…

5

Как правильно и без лишних потерь времени запоминать информацию на долгое время?

Очень много информации, хороших книг о том, как развивать память, внимание. Все это хорошо

Но что делать в тех случаях, когда нам нужно что-то запомнить прямо сейчас, имея ту память, которая есть? Как правильно запоминать информацию на долгое время?

Конечно, у нас есть интернет с его многочисленными источниками. Можно в любую секунду обратиться в нему и узнать все что угодно. Зачем вообще что-то запоминать?

Думаю, что у вас не возникает этот вопрос, если вы читаете эту статью. Кроме того, как быть с переговорами, обсуждениями, экзаменами? Когда надо владеть информацией, чтобы не просто знать, но и применять запомненное? Когда нужно внедрять информацию в свою жизнь.

Есть ли методы или методики, которые обеспечили бы прочное запоминание информации и ее долгое хранение?

Такие техники есть!

Правильный подход к изучению стихотворений

Предлагаемая методика запоминания текстов не нова. Она успешно применяется при изучении иностранных языков и основывается на задействовании всех видов памяти. Конечно, быстро выучить стих наизусть за 5-10 минут сразу удастся не каждому. Результат зависит от подготовленности человека и его способностей. И относится это скорей к небольшим произведениям. Но при регулярной тренировке стихотворения любого размера легко будут сохраняться в памяти надолго. Чтобы быстро выучить стих наизусть:

  • Для начала не меньше 3-4 раз прочитайте стихотворение медленно и вдумчиво, обязательно вслух, громко и с выражением, проговаривая каждую строфу. В процессе декламирования постарайтесь сосредоточиться на содержании, смысле прочитанного.
  • Запросто выучить стих наизусть за 5 минут поможет и ассоциативная память. Расставленные при прочтении стиха смысловые акценты нужно закрепить конкретными образами, создавая яркие ассоциативные картинки. Четко представляйте, визуализируйте каждое изменение сюжета, главных героев, чувства, вызываемые произведением. И складывайте образы в связанную логическую цепочку в виде рассказа или фильма.
  • Когда сюжет сформировался, прочтите стихотворение снова, уделяя на этот раз больше внимания написанию слов, синтаксису каждого предложения. Декламируйте медленно, не особо «заморачиваясь» на выражении.
  • Быстро можно выучить стих наизусть, если подключить моторную память. Хотя процесс займет немного больше времени, результат будет впечатляющим. Перепишите аккуратно весь текст на лист бумаги, с которого затем удобно будет читать. Обязательно проговаривайте каждую строфу во время переписывания.
  • Если позволяет время и не требуется выучить стих за 5 минут, разместите отдельные группы строк, столбцы в таком порядке, в каком вам удобнее будет воспринимать зрительно и по содержанию. К каждому фрагменту рекомендуется подобрать картинки, соответствующие сюжету, дополнить своими заметками или комментариями. Подобная методика применяется для эффективного изучения иностранных слов.
  • В заключение не обойтись без банального зазубривания. Отложите книгу, а используйте написанный вами листок. На этом этапе подключаются и зрительная (при прочтении), и ассоциативная (сформированные образы, картинки и ваши заметки на листе) память. Сначала повторяйте стихотворение вслух для задействования слуховой памяти, а затем про себя. Можно начать с многократного повторения 1-2 строк, постепенно добавляя объем. Старайтесь как можно реже подглядывать в листок. Если вы пытаетесь быстро выучить большой стих наизусть, разделите его на несколько смысловых блоков и заучивайте по частям.

Есть еще одна небольшая хитрость, чтобы запоминать слова или фразы, которые никак не поддаются и вылетают из головы. Напишите их отдельно от всего стихотворения. В эту же шпаргалку можно вписать по первому слову из каждого четверостишья или строфы.

Учим большие стихотворения

Если вам задали объемное произведение, быстро выучить стих за 5 минут и даже за 30, конечно, не удастся. Не отчаивайтесь. И для такого случая существуют действенные методы запоминания.

  1. Прочитайте весь текст 2-3 раза, вникая в сюжет и создавая визуальные образы, ассоциации.
  2. В идеале рекомендуется записать стихотворение и учить его с этого листа, проговаривая громко с выражением.
  3. Не старайтесь запоминать большие блоки. Начните с одной или нескольких строчек и переходите к следующему фрагменту, когда хорошо запомните предыдущий.
  4. После запоминания небольшого отрезка делайте непродолжительный перерыв.
  5. В течение дня неоднократно повторяйте выученный тест, особенно перед сном. А утром постарайтесь воспроизвести его пару раз, не подсматривая в исходник.

Быстро выучить большой стих наизусть помогают дополнительные приспособления, такие как диктофон, на который нужно записать собственное прочтение. В течение дня вы можете постоянно прослушивать запись и повторять вслух. Некоторым помогает бросание мячика в ритм стихотворения, даже прочтение в стиле рэп.

Быстро выучить стих за 5 минут или чуть больше вполне реально для любого человека независимо от возраста. Понадобиться лишь немного терпения и желания овладеть полезными навыками.

Система Лейтнера: 5 шагов, позволяющих выучить что угодно

Как часто вам приходится жаловаться на память? Как часто вам нужно что-то запомнить, а оно никак не запоминается? И как быстро вам надоедает все это повторять настолько, что вы решаете обойтись без этих знаний? С подобной ситуацией сталкивается около 80% людей, изучающих, например, иностранный язык. И как раз в помощь им была создана система Лейтнера, основной которой являются так называемые флэш-карточки, на которых записывается информация для запоминания. Однако впоследствии оказалось, что система пригодна для запоминания любой информации, а не только языковой. Что же это за система? Предлагаем познакомиться в данной статье. Читать подробнее…

6

Как наш мозг запоминает информацию

Мы получаем информацию благодаря сенсорным чувствам – слуху, зрению, вкусу, обонянию и осязанию. Они помогают собирать данные, то есть воспринимать их. Сразу после восприятия информации мы начинаем ее запоминать. Происходит это в 2 этапа:

  1. Попадание данных в кратковременную память, где она хранится несколько секунд.
  2. Попадание данных в долговременную память, где она может храниться от нескольких минут до многих лет.

В процессе передачи информации от восприятия до кратковременной памяти важную роль играет внимание – от него зависит объем данных, который мы сможем запомнить. Из кратковременной памяти информация переходит в долговременную при помощи повторения или ассоциаций

Последние имеют особое значение, так как все имеющиеся в памяти концепции мы связываем между собой до тех пор, пока они не образуют некоторую схему

Из кратковременной памяти информация переходит в долговременную при помощи повторения или ассоциаций. Последние имеют особое значение, так как все имеющиеся в памяти концепции мы связываем между собой до тех пор, пока они не образуют некоторую схему.

Наиболее эффективный метод запоминания – это ассоциации. Если нам не с чем ассоциировать информацию, то мы должны повторять ее до запоминания. Какова вероятность того, что мы вспомним выученные данные? Это зависит от близости имеющихся ассоциаций, свежести полученной информации и частота ее воспоминания.

Важны и стимулы, которые вызывают определенные воспоминания в нашем мозге – это визуальные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения и тому подобное.

Какие факторы влияют на запоминание

Люди считают, что ухудшение памяти – это естественное и нормальное состояние. Однако, снижение памяти происходит из-за того, что человек сам провоцирует своим образом жизни снижение когнитивных способностей.

Поведенческие особенности людей по отношению к тренировке запоминания подобны случаю, если готовить спортсмена к соревнованиям, и при этом он бы курил, выпивал алкоголь и тренировался один раз в месяц. Память требует гигиены ума и ежедневных упражнений.

На усвоение больших объемов информации влияют три группы факторов:

  • физические – человек может продуктивно трудиться только при хорошем самочувствии, способствуют этому физические упражнения;
  • эмоциональные – человек способен достичь успеха только тогда, когда он умеет управлять своими эмоциями;
  • интеллектуальные – этот уровень тесно взаимосвязан с памятью и требует влияния с помощью специальных механизмов для совершенствования и активации.

Чтобы запоминать большие объёмы информации не нужно быть гением. Достаточно знать, как заставить мозг работать.

Узнайте подробнее о том, как улучшить память и работу мозга взрослому

Быстрое чтение улучшает память

Как быстро выучить текст наизусть, знает очень мало людей. В первую очередь нужно овладеть техникой быстрого чтения, именно она поможет за короткое время выделить из большого текста или из целой книги самую главную информацию.

Чтение может быть разным:

неторопливое – его относят к чтению художественных произведений (романов, детективов и т

п.);
сосредоточенное – требуется для изучения очень важной информации;
быстрое чтение – с его помощью легко выделить главное из текста большого объема;
беглое – запоминается суть информации без подробностей.. Пользуясь методикой быстрого чтения, человек сможет легко выделять основную информацию в тексте и не тратить свое время на лишнюю воду в нем

Пользуясь методикой быстрого чтения, человек сможет легко выделять основную информацию в тексте и не тратить свое время на лишнюю воду в нем.

Чтобы овладеть техникой быстрого чтения, рекомендуется изначально прочесть оглавление книги, это поможет сложить общее впечатление о ней

Затем прочитайте введение, главы, обратите внимание на выделенную информацию в тексте, на что автор делает акцент

Тренируйте скорость чтения слов в минуту, каждый раз берите для упражнения новую страницу из книги.

Почему забывать на самом деле полезно

Человеческий мозг способен на многое, но его возможности хранить и вспоминать конкретную информацию ограничены. Забывание — на самом деле очень полезное качество человеческого разума. В качестве аналогии можно привести принцип работы компьютера: если его память занята слишком большим объёмом данных, он начинает медленнее работать, пока вы не освободите диск. Мозг делает такую «самочистку» автоматически, убирая из памяти «ненужную» информацию. Так что забывание можно считать своеобразной гигиеной.

Но есть одна неприятная проблема. Иногда мы не можем вспомнить действительно важную информацию, которую полезно держать в голове, — например, изученные темы.

Здесь нужно упомянуть о том, что у человека есть оперативная (рабочая) и долговременная память. Первая довольно сильно ограничена в объёме, и сознание оперирует ею для выполнения конкретных задач. Это как раз та ситуация, когда студент зубрил билеты к экзамену, а после сдачи забыл почти всё выученное. Чтобы информация действительно сохранилась, она должна попасть в долговременную память. Именно благодаря ей некоторые взрослые всё ещё с лёгкостью наизусть декламируют «Бородино» Лермонтова.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель чтения. Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе — через несколько дней, а третье — прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии — бесценная возможность применить то, чему вы научились. 

Как запоминать?

Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

  1. Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это — перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.
  2. Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.
  3. Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные. Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.
  4. Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234? После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.
  5. Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

Метод ассоциаций

Об этом методе мы уже частично говорили в первом пункте про когнитивные карты. Существует много вариантов, как можно его применять. Суть проста: на слова или фразы, которые нужно запомнить, придумываете понятную, яркую и забавную ассоциацию. Так вы повысите свои шансы запомнить нужную информацию раз и навсегда. 

Частным и очень веселым случаем данного метода является мнемонический прием О’Брайена. Он используется при работе с числами. Чтобы запомнить число, необходимо присвоить ему образ известной личности. Логика такая: цифра-человек-действие. Например: под цифрой 1 — Леонардо ди Каприо в сцене из «Титаника». Под номером 7 — Королева Елизавета. Чтобы запомнить число 71, представьте забавную сцену, где вместо молодого Лео с распростертыми руками на корме стоит Елизавета II. 

Для запоминаний иностранных слов можно использовать метод фонетических ассоциаций. Вы должны подбирать слова-якори по подобию звучания. Самый простой пример: английское «look» («смотреть») звучит точно как русское «лук» (овощ).

Чтобы запомнить быстрее, представьте себе луковицу с милыми глазками, а для усиления эффекта вспомните, как мы рыдаем, когда режем этот овощ.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий