Как общаться с непослушным ребёнком – история одной семьи

Братья и сёстры

В семье моих родителей взаимоотношения между детьми папа, в том числе, урегулировал, твёрдо следуя правилу – «доносчику первый кнут». Ябедничество не поощрялось. Прежде всего, он ругал того, кто ябедничает и вполне отучил нас от этого.

Еще в семье моих родителей, а теперь в моей семье мы придерживаемся принципа, что в споре старших и младших всё-таки должны уступать старшие.

Понятно, что в определенных границах. Если младший ребёнок пытается отобрать фарфоровую куклу более старшей девочки, то понятно, что красивую фарфоровую куклу нельзя давать играть маленькому ребенку. Он расколотит её.

Нельзя брать тетрадки старших. Но здесь старшим нужно соблюдать порядок, особенно в многодетной семье. Если он не на месте бросил школьную тетрадь, малыш нашёл её и порвал, то виноват старший – не уследил за своей вещью.

Подготовила Оксана Головко

Уроки добра

Во всех случаях необходимо, чтобы вы действовали с искренней любовью и уважением к ребенку. Не стоит оскорблять, унижать его, запугивать, применять к нему физические наказания. Малыш впитывает все, что вы делаете и говорите, и вы должны подавать ему пример. Если у вас сложности с контролем своей собственной агрессии или со своей реакцией на агрессию со стороны ребенка, возможно, вам стоит обратиться к психологу.

Часто дети проявляют гнев физически просто потому, что не знают, что можно выражать негативные чувства по-другому. Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать кому-то в глаз

Ребенок постепенно освоит язык чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т. д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим «ужасным» поведением. Дайте ему понять без чтения нравоучений, что он может активно рассказывать о своих переживаниях, а вы готовы его слушать

Научите ребенка выражать чувства разными способами: например, можно порвать бумагу, скомкать газету, побить специально заведенную для этого «злую подушку», покусать и покричать в нее. Злость можно рисовать, лепить монстрика из пластилина, а потом запускать его в «космос», можно устроить войну между игрушками или покидать со всей силы в угол мягкие мячики.

Если ребенок кричит, пытается вас ударить – обнимите его, крепко прижмите к себе. Постепенно он успокоится, со временем ему будет требоваться для этого все меньше времени. Позже вы сможете сказать ему, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

Обучите ребенка разным способам выхода из конфликтных ситуаций, придумайте их вместе с ним

Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им

Предоставьте малышу возможность для эмоциональной разрядки – в спорте (лучше всего в этом случае помогают командные виды спорта, например, футбол), в ролевых играх, где вы можете меняться ролями и показывать последствия агрессии для ее жертвы.

Внимательно следите и контролируйте передачи, которые смотрит ваш ребенок по телевизору. Ограничивайте просмотры передач с насилием (включая новости и излишне жестокие мультфильмы).

Драки между старшим и младшим ребенком в семье – неизбежное явление, особенно если разница в возрасте невелика. Чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку, тем лучше, за исключением тех случаев, когда дети могут пораниться. В такие моменты лучше развести детей, как можно дальше друг от друга.

Рассказывайте ребенку о своих истинных чувствах, чтобы для него не были неожиданностью ваш гнев или раздражение. Кроме того, он будет таким образом учиться говорить о своих чувствах и доверять вам.

И, конечно, не забывайте хвалить своего умницу за его успешные действия! Сосредоточьте свои усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Скажите ему: «Мне нравится, как ты поступил». Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Нельзя – всегда нельзя

Еще один верный путь к неудаче – нестабильность. У ребенка должна быть устойчивая, непротиворечивая картина мира. Если сегодня к аквариуму – нельзя, то завтра – тоже нельзя, и с бабушкой нельзя, и с папой

Намного лучше, если воспитание детей в семье проводится в едином стиле, потому так важно в этом вопросе достичь предварительного консенсуса

Зачастую это не представляется возможным, но в этом случае тоже не следует чрезмерно отчаиваться. Дети – отличные психологи, чтобы не сказать манипуляторы. Они выстраивают отношения с каждым членом семьи индивидуально, и очень быстро начинают понимать, с кем можно настаивать на своем, а с кем – бесполезно. Влияние бабушки, которая балует и «портит», не станет решающим, если мама и папа выступят единым фронтом.

Почему ребенок не слушается?

Если ребенок вредничает, необходимо проанализировать возникшую проблемную ситуацию и свою реакцию на нее. Нередко причины плохого поведения лежат более глубоко, поэтому требуют детального рассмотрения проблемы. Основные причины плохого поведения могут быть следующими:

Кризисный возраст. В 1 и 3 года, в 5 и 7 лет, а также в 10 и 12 у детей происходят психические изменения, в результате которых формируется личность и выделяются способности. Этот процесс сильно отражается на поведении ребенка.
Большое количество наложенных запретов. Если родители начинают во многом ограничивать своих детей, то естественной реакцией становится бунт. Постоянно слыша слово “нельзя”, ребенок начинает нарушать запреты, стараясь доказать взрослым свою независимость.
Непоследовательность в поведении родителей. По каким-либо причинам то, что запрещалось и не поощрялось вчера, начинает разрешаться и поощряться сегодня. В таких ситуация дети дезориентируются, не понимают, что от них требуют, как им нужно себя вести. Это проявляется в непослушании.
Вседозволенность. Родители разрешают детям делать все, что им хочется. Ограничения не устанавливаются в силу того, что взрослые боятся подавить личность ребенка, лишить его радости детства, поэтому потакают его капризам, любыми способами балуют.
Разногласие в вопросах воспитания. Нередко со стороны матери и отца к дочерям и сыновьям предъявляются разные требования. Матери чаще проявляют мягкость, жалость и сочувствие. Отцы стараются придерживаться строгости в вопросах воспитания. Конфликт между родителями не дает детям четких ориентиров, которых они должны придерживаться, что отражается на их поведении.
Неуважение к личности. Некоторые родители не видят в своих детях личности, независимо от того, сколько им лет. Взрослые игнорируют их мнение, желания и потребности. Все это приводит к протестам.
Частые конфликты в семье. Поглощенные своими проблемами родители постоянно выясняют отношения, забыв о сыне или дочери

Дети стараются привлечь к себе внимание, совершая шалости и даже крупные проступки.

Типичные проблемы

Специалисты выделяют 5 основных видов детского непослушания. В основе каждого лежат предпосылки, обусловленные возрастными особенностями и внешними обстоятельствами. Наиболее часто встречающиеся проблемы сводятся к следующему:

  1. Поведение, несущее опасность самому ребенку и окружающим. Например, на улице ребенок может продолжать вырываться из рук матери, хвататься за острые предметы или совершать другие поступки, которые его просили не делать.
  2. Протест. Любая просьба, требование со стороны родителей вызывает у ребенка сопротивление, сопровождающееся истерикой. Ему не хочется одеваться, идти домой, садиться обедать и пр. Часто такая проблема наблюдаются в 3-4 года.
  3. Нарушение спокойствия окружающих. Крики и беготня детей в общественных местах нередко приводят к тому, что родители получают замечания со стороны находящихся рядом людей.
  4. Игнорирование. Дети не выполняют просьб взрослых и не объясняют своего поведения. Например, мать просить убраться в комнате, а сын остается безучастным к ее словам.
  5. Постоянные требования. Дети настойчиво просят приобрести им какую-либо вещь. Если родитель отказывается, то уговоры продолжаются, нередко они сопровождаются криком, слезами и другими видами манипуляций.

Регламентация «нельзя»

Ребенок – новичок в мире. С одной стороны, ему все интересно, с другой – у него абсолютно нет опыта. Он не знает, что огнем можно обжечься, с высоты – упасть, ножом – порезаться. Лучший опыт, разумеется, личный, но далеко не каждый родитель сможет равнодушно наблюдать, как его чадо лезет в розетку

И тут про непослушных детей важно знать следующее: чем больше запретов, тем более неуправляемым будет казаться родителям малыш

Все эти меры можно считать пассивно-превентивными, но зато они действенны и позволяют оградить чадо от беды, а родителей – от нервного срыва, который неминуем в случае, когда через каждые пять минут приходится «нельзякать». Такое поведение взрослых либо заблокирует в ребенке любознательность, либо приведет к тотальному непослушанию: в мире, где ничего нельзя, надо учиться обходить запреты.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) — капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»…

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились — и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить — с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Полезные рекомендации по воспитанию непослушных детей

Место и время проведения воспитательных работ – немаловажные параметры, на которые родителям обязательно нужно обратить внимание. Взаимоотношения с ребенком необходимо выстраивать с учетом приведенных ниже правил:

  • Во время приема пищи, когда детское сознание расслаблено и увлечено трапезой. Еда должна ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями, поэтому от воспитательных процедур в такой отрезок времени рекомендуется воздержаться.
  • Если малыш болен, то воздействие на юного исследователя с помощью вышеперечисленных методик – нецелесообразное решение. Неокрепший организм и замедленная реакция делают воспитание ребенка в подобной ситуации абсолютно бесполезным.
  • Непосредственно перед отдыхом и после сна осуществлять нравоучения тоже становится бессмысленным занятием. Отпрыск либо еще не проснулся, либо уже засыпает, поэтому ваши слова не будут сопровождаться должным эффектом.
  • Устраивать воспитательную беседу или наказывать ребенка, когда он увлечен занимательной игрой или выполнением домашнего задания – верный способ потерять в одночасье авторитет перед малышом. Вы на протяжении сознательной жизни юного непоседы учили его самостоятельности и ответственности, а подобным действием родители опровергают собственные методики.
  • Если ребенок случайно сломал некий предмет, желая порадовать вас подарком, то наказание становится неуместным решением. В изготовлении поделки, аппликации или сувенира неугомонное дитя могло ненароком огорчить родителей, которым следует правильно воспринять свершившийся факт.
  • В присутствии посторонних воспитывать юного непоседу не нужно, чтобы не выносить ссору на людей. Ребенок может не воспринять сказанные нравоучения, капризничая и «выделываясь» перед гостями.

Родители должны понимать, что модель взаимоотношений с ребенком выбирается единожды и сохраняется на протяжении жизни

Дети обязательно запомнят суровые наказания и приятные поощрения, поэтому в воспитании важно рационально использовать методику «кнута» и «пряника». Если придерживаться полезных рекомендаций и советов, то малыш обязательно вырастет психически уравновешенным и здоровым, не затаив на маму с папой обиды и злости

Кризис или очередной переходной возраст

Все вышеуказанные советы действуют в обычной повседневной жизни, но у людей в разном возрасте случаются кризисы, когда им очень сложно, они требуют помощи. Чаще всего кризисы случаются именно в детстве. Существует кризис в возрасте 6 лет, когда ребенок категорически не слушается. Это не значит, что все дети проходят через этот кризис. Порой он может занять всего несколько дней, порой затянуться на месяцы. Чем правильнее отношение родителей к бунтарству чада, тем быстрее удастся пережить кризис. Необходимо научиться переживать кризисы и выходить из них именно в таком раннем возрасте ребенка, потому что в подростковый период это будет намного сложнее сделать. Дети развиваются не постепенно, а скачками. Ему самому сложно перестроиться из вчерашнего малыша, в сегодняшнего повзрослевшего всезнайку.


Проявления кризиса 6-ти лет

Задача родителей в некоторых вопросах поддерживать отрицания ребенка, искать альтернативу, если согласиться по каким-то причинам невозможно, но не потакать каждому детскому “восстанию”. Если ребенку предоставить полную самостоятельность, как он этого требует, то есть дать ему допуск к холодильнику, не стирать его одежду, не убирать за ним в комнате, не покупать ему сладостей, дать ему возможность окунуться во взрослую бытовую жизнь, то ему это быстро надоест и все вернется на свои места. Ваш сын или дочь не умеют читать мысли, поэтому им надо озвучивать то, что вы их слышите, но не можете сделать так, как они хотят по причинам таким и таким.


Причины кризиса у детей 6 лет

Этот возраст в жизни ребенка связан с окончанием садика и поступлением в школу. Вот и молочные зубы заменяются на постоянные. Этот период для детей является сложным. Появляются новые ценности, навыки, окружающий мир сильно меняется.

Как добиться послушания от ребенка?

На самом деле вопрос состоит не в том, как заставить ребенка слушаться, а скорее в том, как наладить с ним контакт, чтобы не было ссор, криков и недопонимания. Если контакт будет установлен, то просьбы в помощи по дому, старательно учиться и тому подобное, будут услышаны и исполнены. Надо понимать то, что ребенок 6 лет, уже не такой, как в 2 или 3 года. Если в 2 года его психика была еще неустойчивой, он часто сам не знал, чего хотел. На почве голода маленькие дети тоже капризничают сильно.


Особенности дошкольного возраста 6-7 лет

Но в 6 лет это уже сформировавшиеся маленькие личности, у которых есть свой внутренний мир, своеобразное мышление и восприятие окружающего. Ребенок имеет свое мнение и если оно неверное, то это можно обсудить с ним без криков, угроз или прикладывания силы. Возможно, с первого раза родители не будут услышаны, но если набраться терпения, показать свою правоту примером, повторить несколько раз, но твердым уверенным тоном, то обязательно получиться добиться успеха.


Некоторые дети замыкаются в возрасте 6-7-ми “уходят” в себя

Стоит рассмотреть основные пункты, которые помогут добиться послушания ребенка:

  1. Необходимо наладить доверительные отношения в семье. Дети неглупы, особенно в 6 лет, поэтому им можно объяснить что, как, почему. Исключить гнев из общения, хоть это и нелегко. Если у мамы или папы плохое настроение, усталость или проблемы на работе вымотали, то об этом можно сказать ребенку, что сейчас нет настроения, и есть риск выйти из себя, разозлиться, отложить беседу и поучения на время, когда самочувствие будет лучше, но не затягивать с этим.
  2. О личных просьбах не стоит просить в требовательном тоне. Представьте себе, что от вас чего-то требуют. Такое отношение раздражает и выводит из себя не только детей, но и взрослых. Поэтому надо просить мягко. Если это не помогает, то не доводя до криков, добавить твердости голосу и физического контакта: взять ребенка за руки, посмотреть решительно в глаза, добиться полного внимания вашим словам. Это все должно происходить в дружеской форме, а не в виде угрозы или ультиматума.
  3. Не стоит забывать о похвале. Пусть существуют вещи, которые должен делать каждый человек, личные обязанности и тому подобное. Но семейные отношения были лучше, если бы отцу говорили спасибо за то, что встает каждое утро на работу, если бы маме говорили спасибо за уборку, готовку и заботу о семье, а детей благодарили за помощь, послушание, хорошую учебу.
  4. Ребенку необходимо поведать о том, что бывают экстренные ситуации, когда пререкания недопустимы. Привести несколько примеров. Чтобы научить ребенка слушаться, покажите это на собственном примере, ведь дети смотрят на родителей и учатся у них.


Ребенку надо пояснить, когда нельзя капризничать

Как это пережить

Как вести себя в это нелегкое время, во многом зависит от возраста любимого чада. Если ему всего год от роду, надежды вразумить его словами – минимум. Придется компенсировать действиями, вплоть до «взять в охапку и унести». Совсем другое дело, когда перед нами уже более сознательный и хорошо говорящий непослушный ребенок: 4 года – тот возраст, когда можно вступить в переговоры с «преступником» и либо объяснять необходимость совершения определенных действий, либо угрожать лишением каких-либо благ.

Иногда родителям следует пойти по пути наименьшего сопротивления, обозначив для себя четкую границу, за которую переходить нельзя, и понять, на что позволительно махнуть рукой. Не надо «стоять насмерть» за каждый пустяк: так вы только истреплете нервы и себе, и ребенку. Доведенный до исступления родитель скорее натворит глупостей, о которых будет потом жалеть, поэтому в некоторых вопросах лучше плыть по течению.

Если кризис сопровождается агрессией, есть смысл сделать паузу в отношениях со сверстниками и погулять пока вдвоем. Не хочет есть кашу? Пожалуйста, пусть сидит голодный. Хочет спорить? Пусть спорит. Позиция родителя в этом случае должна быть доброжелательной, но железобетонной.

И не нужно беспокоиться о том, насколько безобразно сцена выглядит со стороны. Чаще всего именно неопытные (и лучше всех поэтому знающие, как лучше воспитывать детей) люди при виде разрывающегося от рева детеныша думают: «Боже, бедная крошка!» Те, кто побывал в родительской шкуре, чаще думают совершенно иначе: «Ох, бедная мама!» Да и, в конце концов, мнение окружающих меньше всего должно влиять на процесс воспитания, в котором главную роль играет последовательность: если чего-то делать нельзя, когда дети дома, этого нельзя разрешать и тогда, когда они на прогулке.

Стили родительского воспитания

Нередко среди родителей отмечается авторитарный стиль, присущий и матерям, и отцам. Родители, воспитывающие детей в таком стиле, попросту их дрессируют, подавляя волю ребенка. Например, ребенку задали в школе учить стих, а он его пытается понять, прежде чем учить

Но таким воспитателям важно, чтобы ребенок не рассуждал, а выучил наизусть стих или таблицу умножения и получил в школе отличную оценку


Авторитарное воспитание формирует зависимый тип личности

Но есть и демократические методы воспитания. В таком случае дети также принимают участие в принятии решений. И не стоит тут опираться на количество лет, самостоятельность можно воспитывать в любом возрасте. Только существуют некоторые вещи, которые не подлежат обсуждению.


Если ребенку потакать во всех прихотях, он станет неуправляемым

Есть также смешанный стиль воспитания, где под настроение родителей то все запрещается, то все разрешается. Дети и к такому стилю приспосабливаются, мечась от “пряника” до “кнута”.

Важность общения

Ребенок не должен быть замкнут в четырех стенах – ему нужно общаться с людьми. Чем больший опыт он получит, тем легче ему будет строить отношения с окружающими. Не нужно сильно переживать о том, что будет делать ваш непослушный ребенок в детском саду: вполне возможно, что там он будет вести себя, как ангел с белоснежными крыльями. Как уже говорилось выше, дети выстраивают отношения с взрослыми, исходя из их поведения. С ребенком, как ни с кем иным, справедлива поговорка «как аукнется, так откликнется». Другие дети в саду – отличная возможность для наблюдения и тренировки. Малыш поймет, что люди разные, ведут себя по-разному, отношения с ними тоже могут быть различными. Он заводит себе первых друзей и неприятелей, приобщается к социуму, постепенно готовясь вступить во взрослую жизнь.

То, как ведут себя дети в саду, во многом зависит не только от их личностных особенностей, но и от воспитателя. Опытный, чуткий педагог обязательно создаст в группе подобающую атмосферу. Поэтому, выбирая детское учреждение, в первую очередь следует ориентироваться не столько на питание и комфортные условия, сколько на личность человека, с которым ребенок будет проводить большую часть дня.

Конечно, отношения в семье – основополагающий фактор формирования психики ребенка. Родители всегда должны помнить, что основы воспитания детей не представляют собой тайны за семью печатями. Главное, помнить, что перед вами – человек и личность, относиться к которой следует с уважением

Важно не пренебрегать мнением ребенка, чутко относиться к его переживаниям, вести себя дружелюбно и терпеливо, стараться подходить к воспитанию осмысленно, тщательно анализируя собственное поведение, которое должно быть последовательным и справедливым. Совершенно недопустимо срывать на ребенке зло от неудач на работе, ссор с мужем (женой) или других неприятностей

Если уж такое произошло, нужно найти в себе силы, чтобы извиниться.

Конечно, ошибок будет немало, но не стоит отчаиваться: идеальных людей (и родителей) в природе не существует. Как бы банально это ни звучало, но когда в семье есть любовь, понимание и забота, все решаемо. В этом случае не придется придумывать, что делать, если ребенок нервный и непослушный. Кризисы можно будет пережить, проблемы – решить, и наслаждаться жизнью и общением с новым человеком, интересным, добрым и талантливым.

Непослушание как зеркало отношений

В принципе, прежде чем жаловаться на то, какие у вас непослушные дети, следует четко определиться с «виноватыми». Вполне возможно, что ими являются не младшие члены семьи, а совсем наоборот.

Часто родители ведут себя по отношению к ребенку неправильно: не считаются с его мнением, излишне давят на него, принуждают есть, рисовать, читать и т. д., когда это вовсе не обязательно, не сообразуясь с желаниями маленького человека.

Бывает и другая ситуация: на словах взрослый говорит одно, но его действия, тон, разговоры с окружающими подсказывают ребенку, что на самом деле его поведение поощряется. Иллюстрацией может служить такая ситуация: маленькая девочка колотит сверстников на детской площадке. Мама, разумеется, выговаривает ей, что нельзя размахивать кулаками. И тут же дома с гордостью и восторгом рассказывает, как «наша всех разогнала». В этом случае очевидно не только то, как будет вести себя дочь, но и как будет дальше формироваться характер ребенка: она быстро поймет, что мама может говорить одно, а думать при этом – другое. Вряд ли это будет способствовать установлению взаимного доверия, а уж о прекращении драк с ровесниками и вовсе придется забыть.

Взрослые всегда должны помнить о том, что лучшим средством воспитания является личный пример. Бесполезно требовать от малыша выполнять то, чего родители сами не делают, и наоборот. Как бы банально это ни звучало, но слова не должны расходиться с делом. Если учите ребенка не обижать животных – не пинайте своего кота.

Профилактика

Чтобы ребёнок не вырос непослушным, необходимо начать его воспитывать с самого раннего возраста (1,5-2 лет).

  1. Научить его саморефлексии, контролировать собственное поведение. Для этого он должен понимать, что он сделал хорошо, а что плохо. Должен усвоить слова «нельзя», «нет», «не надо».
  2. Воспринимать его как взрослого человека. Позволять совершать ошибки и учиться на них. Дать ему относительную свободу — с той целью, чтобы он научился нести ответственность за собственные поступки.
  3. Отсеивать дурное влияние со стороны, ограничить общение с теми, кто заставляет его быть непослушным. Это может быть пример соседского задиристого мальчика или отрицательного персонажа из мультсериала. Нередко этому невольно способствует всеобъемлющая любовь бабушек.
  4. Не делать его центром Вселенной.
  5. Растить в системе поощрений и наказаний (не телесных, конечно). Сделал хорошо — похвалили, нарушил запрет — придётся чем-то пожертвовать (лишиться сладкого, телефона или любимой игрушки).
  6. Не подавать дурной пример, при нём всегда уважительно относиться к другим людям, будь то член семьи или случайный прохожий на улице.
  7. Чтобы воспитать его, не обязательно быть жёсткими. Это не синоним требовательности. Правила и запреты нужно доносить спокойным голосом и без насилия.
  8. Ежедневно разговаривать с ним, обсуждать, что произошло сегодня, что хорошего и не очень он сделал за день.
  9. Не бояться проявлять любовь и заботу, уделять ему достаточно времени, но в то же время предоставить и личностное пространство.

Чем раньше родители займутся воспитанием, тем меньше проблем у них потом возникнет. И помните: самые непослушные дети вырастают в неблагополучных семьях, где отношения между взрослыми и сама атмосфера оставляют желать лучшего.

Воспитывать должны родители

Часто подобное происходит, когда у еще незрелых молодых людей появляются так называемые ранние дети: родители, которые сами еще не выросли и хотят развлекаться, с удовольствием перепоручают бразды правления старшему поколению. Бабушки и дедушки занимаются воспитанием, а мама и папа живут собственной жизнью, иногда пытаясь откупиться от чада подарками. В этом случае через несколько лет обнаруживается, что ребенок не признает авторитета родителей, ведет себя агрессивно и неуважительно. Какое уж тут послушание…

Приблизительно так же складываются отношения, когда молодая мама после развода со столь же юным отцом старается наладить личную жизнь в ущерб общению с ребенком.

Когда родители задаются вопросом, что делать, если ребенок нервный и непослушный, они должны в первую очередь оценить собственные действия и решить:

  • достаточно ли внимания получает маленький человек;

  • последовательны ли действия его воспитателей;

  • какие отношения связывают его мать и отца;

  • какая обстановка окружает его дома.

Бывает, что дети тяжело переживают перемены в своей жизни. Если имел место переезд, развод родителей, смерть одного из близких родственников, с которым ребенок часто и помногу контактировал, нужно не искать срочно решения того, как воспитывать непослушного ребенка, а помочь ему пережить травму. При этом следует помнить, что адаптация занимает от шести месяцев до года, и в этот период поведение его может быть далеким от идеального. Отнестись к этому можно снисходительно, пресекая, тем не менее, откровенно агрессивные, несправедливые выпады.

Очень часто ребенок становится неуправляемым, когда у него появляется младший братик или сестрёнка. Детская ревность часто становится причиной агрессивного поведения, старший ребенок начинает плохо учиться, грубить, замыкается в себе. Тут совет один – создать такую обстановку, в которой он не будет чувствовать себя обделенным, брошенным, ненужным

Да, маме бывает трудно контролировать себя, когда кроха требует заботы, но изменение поведения старшего – тот звоночек, на который необходимо обратить внимание

Стимуляторы агрессии у ребенка


Даже такие мелкие по мнению взрослых неприятности могут серьёзно расстроить ребенка и послужить причиной агрессивного поведения:

  • Стрессы, с которыми ребенок встречается в обществе.
  • Ссоры с друзьями.
  • Школа с её новыми, иногда непонятными, законами.
  • Первые неудачи в учёбе.
  • Неожиданные ситуации на улице, в транспорте.

Ущемление основных потребностей ребенка, таких как:

  • общение;
  • движение;
  • самостоятельность.

Жестокость и насилие на экране телевизора и в компьютерных играх, этот виртуальный мир так называемых «стрелялок», где рейтинг игрока исчисляется количеством ударов и выстрелов, очень быстро захватывает сознание маленького впечатлительного человека. И зачастую выплёскивается в реальную жизнь.

Иногда причиной вызывающего поведения детей является не агрессия, а своеобразная “проверка на прочность”, которую они умышленно устраивают для взрослых.

Формы и цели агрессии у детей

Существует несколько форм детской агрессии:

  1. Физическая – выражается в физическом воздействии на окружающих или в умышленной порче предметов. Ребёнок бьёт, толкает, кусает других детей, бросает или нарочно ломает предметы.
  2. Вербальная – осуществляется в устной форме. К ней относятся: оскорбления, угрозы, крик, ругань.
  3. Косвенная – непрямая агрессия. Это сплетни, жалобы, показные истерики, разжигание конфликтов среди сверстников, умышленное нарушение правил, принятых в коллективе.

Проявляя агрессию, дети преследуют разные цели. Для одного малыша это способ добиться определенной цели, получить желаемое. Для другого – способ защититься от обидчика или отомстить ему.

Некоторые дети, попав в новый коллектив, оказавшись среди незнакомых людей, стремятся обратить на себя всеобщее внимание, и не находят ничего лучше, чем шокировать окружающих своим поведением. Для кого-то враждебность в адрес сверстников – это попытка заработать авторитет, почувствовать своё превосходство или уникальность

Синдром дефицита внимания встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.

Демократия и семья

Сейчас нормальными считаются отношения в семье, в которой ребенок – существо не подчиняющееся, а равноправное. Но вряд ли такая схема построения отношений вполне адекватна. Родитель все-таки должен обладать авторитетом в глазах своих детей и справляться с определенными ситуациями одной лишь родительской властью: воспитание детей в семье предусматривает подобные случаи. Бывает, когда малыш капризничает, не желая идти в кровать

Допустимо, наверное, долго читать ему лекцию на тему важности полноценного ночного отдыха – и лечь спать к часу ночи. А можно просто приказать идти в постель, строго и уверенно

Чем ближе и доверительнее отношения с ребенком в принципе, тем больше он будет бояться ослушаться и вызвать неудовольствие обожаемого родителя.

Важно помнить, что долго «дуться» на ребенка не нужно. Благотворного воздействия это не имеет – он только почувствует себя брошенным и ненужным

Не разговаривать неделями с провинившимися детьми – удел людей с глубоко травмированной психикой. Гораздо лучшие результаты дает система поощрений и наказаний, оформленная в игру.

Итак, на протяжении недели ребенок должен свой выигрыш заработать: набрать определенное количество баллов (их можно воплотить в специально разработанных фишках, бонусах, наклейках или просто нарисовать график на холодильнике). За хорошее поведение «участник соревнований» получает определенное количество баллов – и, соответственно, за плохое эти баллы снимаются

Важно помнить, что в этой игре важнее всего – справедливость. А еще – гарантированность положительного результата

Даже если нужного количества очков набрать не удалось, но ребенок все-таки старался – он должен получить приз, пусть не столь шикарный, но все-таки не остаться с пустыми руками.

Причины непослушания

Ребенок в возрасте 6-ти лет не слушается родителей по самым разным причинам. Вот некоторые из них:

  • Дети не понимают того, что им говорят, или как это им преподносят. Особенно они не осознают, почему их родители на них кричат. Ребенок теряется и не знает, что сделать, чтобы родитель успокоился. Вызывает недопонимание крики из-за не аккуратно сложенной одежды в шкафу или чего-то подобного.
  • От постоянных криков и угроз, возникает интуитивная “борьба” за свободу действий. Дети от рождения имеют разные темпераменты. Кто-то рожден меланхоликом и беспрекословно слушается не только родных, но и хулиганистых детей во дворе, глупого начальника на работе, сварливую кассиршу в магазине и т. д. Другие малыши рождаются с сильным темпераментом лидера и не готовы к подавлению врожденного достоинства. Эти дети требуют общения без криков, собственно, как и все другие. Им необходимо объяснять, искать компромисс. Сначала это будет сделать непросто, находить выгодное решение для всех – сложная задача, но постижимая. Не только дети должны учиться, родители тоже обязаны это делать.


Основные причины непослушания

Абсолютное послушание присуще детям с некрепкой нервной системой. Они неспособны самостоятельно справляться с задачами, поэтому ждут приказаний и послушно их выполняют. Вырастая, они станут искать себе сильного характером человека, который будет говорить, что им делать. Не зря людей делят на ведомых и ведущих. Все это начинается с детства.
Некоторые дети настолько хитрые, что делают вид, будто они слушаются. Стараются поскорее сделать все, чего от них хотят, чтобы освободиться и заниматься своими делами. Они быстро соображают, что хитростью могут обмануть собственных родителей. Во взрослой жизни, они будут стараться по минимуму контактировать со своими родителями, поскольку так и не смогли найти с ним общий язык.
Дети не слушаются и тогда, когда родители их унижают, сравнивая с одноклассниками, друзьями или детьми со двора

Можно обратить внимание, как быстро портятся хорошие отношения между братьями и сестрами, когда родители начинают их приводить друг другу в пример, одного хваля, а другого, тем самым оскорбляя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий