Как не потерять ребёнка в незнакомом месте: 5 простых советов

Как мы потеряли ребенка

Марк потерялся. Прошел дальше, чем можно было. Хотел побыть взрослым, почувствовать свободу. Убегать из дома не собирался. Никакой цели, кроме как пройти чуть дальше разрешенной границы, не было.

Говорили ли мы не ходить за разрешенные пределы? Говорили.

Обсуждали ли опасности и риски? Сотни раз.

Мы выучили наизусть всего Аркадия Паровозова, до дыр зачитали всякие правила поведения на улице, как скороговорку повторяли про незнакомых людей и чужие машины. Мы — нормальные родители. Мы знаем, как все это делать. Но, к сожалению, даже если вы нормальные родители и все это делали, у вас НЕТ ГАРАНТИИ, что ребенок не потеряется! Это чудовищная истина, но она такая. Как бы мы ни пытались взять под контроль все происходящее, мы не можем этого сделать, если ребенок остается один. Контроль — иллюзия.

Конечно, всегда найдутся те, кто скажет «Надо было объяснить!», «Значит, нельзя было отпускать!». Так вот. Спасибо вам за мудрые советы. У моего ребенка есть по факту три специалиста, которые работают с ним и с нами над его психологическим состоянием. Мы с утра до ночи только и думаем, как сделать ему хорошо, как не передавить (как нас с мужем в детстве), как не упустить (как это бывает).

Мы делаем все, чтобы быть хорошими родителями. И это все нас не уберегло от того, что наш ребенок потерялся.

Мой главный совет: не думайте, что вы держите под контролем все. Потому что вы не держите. И если ваш ребенок потерялся, то ищите его сразу. Не надо думать, что он не мог потеряться. Потому что потеряться может КАЖДЫЙ ребенок. «Этого со мной не может случиться» — глупость. Поверьте, так думали все, с кем это случалось.

Правила поведения дома

Нередко приходится оставить ребенка одного дома, когда помочь некому, а взять его с собой невозможно. Постарайтесь заранее, прежде чем представится такой случай, рассказать, как себя вести, если в дверь или по телефону звонит кто-то незнакомый.

  1. Что бы ни говорил человек за дверью, не открывать ему;
  • Смоделируйте разные ситуации, приведите побольше примеров того, что может придумать злоумышленник;
  • Можно даже оформить это в виде игры: соорудите импровизированный «домик», возьмите мягкую игрушку, которая будет в роли ребенка и другую, которая будет незнакомцем;
  • Играйте вместе с малышом, говорите вашим персонажем разные фразы, которые может сказать злоумышленник;
  • И смотрите, поведется ли ребенок хоть на одну из них. («Это мамина подруга, я зайду, подожду ее дома», «Пожар, скорее выходи из дома!», «Надо проверить газовую плиту, возможна утечка газа», «Это милиция!» и другие).
  1. Не разговаривать с незнакомцем;

Несмотря на подготовку, ребенка легко уговорить – ведь преступно настроенный взрослый тоже подготовился.

Я встречала такой совет, что надо научить детей тем фразам, которые они должны говорить незнакомцу и не вступать с ними в беседу. примерами фраз могут быть: «мама сейчас в душе, она скоро выйдет», «папа прилег поспать», «дедушка уже идет домой из магазина», «бабушка сейчас занята, не может подойти к двери/телефону».

Но давайте будем реалистами: даже в 10-12 лет ребенку сложно включить театральные способности, не запаниковать и вспомнить нужные фразы-заготовки.

Мое мнение — учите ребенка, что они никогда не открывает дверь, и даже не подходит к ней, если родителей нет дома. Сидит как мышь и все.

  1. Не открывать дверь, даже если кажется, что человек ушел;
  • Незнакомец может сделать вид, что ушел, а ребенку будет любопытно и он приоткроет дверь…делать этого нельзя!
  • Или позвонит в дверь, а сам будет молчать. В глазок его будет не видно;
  • Позвонит к соседям, они откроют, и будут разговаривать в дверях;
  • Не открывать в любом случае, даже ненадолго! Даже чуть-чуть! (читайте по теме статью на сайте: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>)

Советы по приучению малыша к бутылочке

Следует отметить, что в некоторых случаях приучать ребенка к бутылочке нет необходимости. К примеру, если малыш питается материнским молоком, а бутылочка используется для докорма. Некоторые мамы используют бутылочку, чтобы дать крохе лекарство. Не все знают, что применение для малышей сосок и бутылочек может привести к негативному влиянию на формирование прикуса. Поэтому в случае с докормом  лучше воспользоваться маленькой ложечкой. А вот дать лекарство ребенку можно при помощи шприца без иголки.

Если же бутылочка со смесью полностью заменяет грудное молоко, то родителям следует запастись терпением, и постараться приучить своего кроху к бутылочке. Для того чтобы процесс приучения к бутылочке прошел успешно, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Заранее познакомить ребенка с бутылочкой. Не нужно сразу пихать малышу в рот незнакомый предмет – так можно добиться прямо противоположного результата. Лучше еще до кормления дать крохе в ручки бутылочку вместе с соской, чтобы он мог ее потрогать и изучить. Малыш должен понять, что этот предмет безопасен и не причинит ему вреда.
Приучать к бутылочке нужно постепенно. Родители должны быть готовы к тому, что процесс приучения крохи к бутылочке может занять длительное время, и с первого раза может ничего не получиться. Для начала достаточно кормить малыша из бутылочки хотя бы раз в день, а затем постепенно увеличивать число кормлений.
Имитировать кормление грудью

Это особенно важно, если приучать к бутылочке ребенка приходится практически с рождения. Для крохи время кормления – не только время принятия пищи, но и время тесного общения с мамой, что малышу жизненно необходимо. Поэтому даже при кормлении из бутылочки лучше держать грудничка так, как при кормлении грудью

Перед началом кормления нужно выдавить из соски несколько капель смеси и провести по губам ребенка, стараясь попасть ему в рот – так малышу будет легче сориентироваться. Важно, чтобы грудничок правильно захватывал соску, и родители должны его этому научить.
Подобрать хорошую соску. Не всегда соска, выбранная родителями, нравится малышу. Среди большого выбора сосок (силиконовые, латексные, резиновые), детишки, как правило, предпочитают самые обычные резиновые соски.
Соблюдать режим кормлений, режим сна и отдыха. Важно придерживаться режима дня, свойственного возрасту ребенка, и тогда мама точно будет знать, в какие часы малыша необходимо покормить.

Поэтому даже при кормлении из бутылочки лучше держать грудничка так, как при кормлении грудью. Перед началом кормления нужно выдавить из соски несколько капель смеси и провести по губам ребенка, стараясь попасть ему в рот – так малышу будет легче сориентироваться

Важно, чтобы грудничок правильно захватывал соску, и родители должны его этому научить.
Подобрать хорошую соску. Не всегда соска, выбранная родителями, нравится малышу

Среди большого выбора сосок (силиконовые, латексные, резиновые), детишки, как правило, предпочитают самые обычные резиновые соски.
Соблюдать режим кормлений, режим сна и отдыха. Важно придерживаться режима дня, свойственного возрасту ребенка, и тогда мама точно будет знать, в какие часы малыша необходимо покормить.

Таким образом, проявив терпение и настойчивость, и следуя вышеуказанным рекомендациям,  можно довольно быстро приучить грудного малыша к бутылочке. Главное условие: мама должна оставаться спокойной в любой ситуации, нельзя злиться на малыша за то, что он отказывается пить из бутылочки, ребенку сейчас нужна любовь и забота родителей! Только при таком подходе у родителей получится безболезненно и в кратчайшие сроки приучить своего малыша к бутылочке.

Вопросы об отъездах

Это еще одна категория вопросов, ответы на которые должны стать табу для вашего малыша. «Куда вы собираетесь на выходных?», «Надолго едете на дачу?», «Поедете на море этим летом?», «Кто будет поливать цветы у вас дома?». Это нормально, когда такие вопросы взрослые спрашивают друг у друга, но никак не у детей. Если вам нужно на пару дней отлучиться из дома, предупредите об этом соседей и отметьте, что никому не оставляли ключей.

Спросите себя, зачем малознакомые люди, которые даже с вами не общаются, интересуются такими вещами Маловероятно, что из простого любопытства. Возможно, они интересуются об этом, рассчитывая, что малыш по наивности выдаст любую информацию, а потом быстро позабудет этот разговор.

Что теряет ребенок в момент переезда?

Давайте зададим себе вопрос: что мы теряем в момент переезда с одной квартиры на другую (из одного района или города в другой)? Самый общий перечень потерь может выглядеть так:

  • Привычную домашнюю обстановку (обжитость),
  • работу,
  • соседей,
  • расположение общественно значимых пунктов в районе: метро, магазин, аптека, банк, школа, детсад, парк и т.п.
  • товарищей по работе.

Можно продолжить этот перечень отдельными, присущими вашей ситуации, деталями

Но хочется обратить внимание на то, что в этом списке отсутствуют друзья. Взрослый человек, переезжая с одного места на другое, не теряет друзей! Даже если он уезжает в другой город (или даже страну)

Кругозор взрослого и круг его возможностей расширен настолько, что сегодня расстаться с друзьями по причине переезда практически невозможно. Средства коммуникации, транспорт позволяют поддерживать отношения на расстоянии. Более того, взрослый человек способен «перевести дружбу в формат удаленного доступа»: сознательно уменьшить непосредственный контакт с другом, продолжая развивать отношения дистанционно, а по возможности организовывать встречи лицом к лицу. Для ребенка подобный ход недоступен. Теряя личные отношения с друзьями из своего двора или подъезда, ребенок теряет друзей навсегда. Хотя память о них и остается на всю жизнь.

Теперь давайте посмотрим, что же теряет ребенок при переезде в другой район или город:

  • Знакомый в деталях двор,
  • парк, сад, лес, в котором он играл,
  • привычную обстановку квартиры,
  • людей, формировавших его представление о жизни: учителей, воспитателей, соседей,
  • и, конечно, друзей.

Следует отметить, что восприятие ребенка отличается от восприятия жизни взрослого

Для ребенка не важно, есть ли в новом районе банк или аптека. Важно то, что в новом районе не будет зарослей кустарника, в которых он хотел бы играть с друзьями в войну

Дети воспринимают окружающую реальность не с позиции ее полезности и удобства для жизни, а просто считают ее частью своей жизни: моя школа, моя игровая площадка, моя речка, мой дом, и т.д. Поэтому всякая потеря этого «моего» – глубокая травма для детской души. Дети теряют не просто район или людей, они теряют часть своей жизни; то, с чем они органически соединились. Вспомним строки из поэмы Некрасова «Саша»:Саше случалось знавать и печали:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез!
Сколько здесь было кудрявых берез,
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные грозды калины глядели,
Там поднимался дубок молодой…

Прочтя на досуге всю поэму, можно удивиться тому, насколько поэт сумел проникнуться детским восприятием реальности и увидеть те ценности ребенка, которые не волновали взрослых. Для взрослых лесорубов упавшие с дерева галчата – просто издержки производства, а для маленькой Саши – это часть ее детской души, растоптанной и раздавленной обстоятельствами жизни.

Переезд. Фото – фотобанк Лори

Зная обо всех этих детских переживаниях, родителям следует обратить особое внимание и усилие на то, чтобы после переезда восполнить для детей утраченное. Вот несколько практических действий, которые стоило бы сделать взрослым после переезда на новое место жительства

«Запланированный пожар» и дети

Материальная часть переездов, все тяготы и неудобства обустройства, незащищенность на новом месте жительства – это только одна из сторон проблемы, которую нужно преодолевать семье. Есть переезды, не связанные с отсутствием постоянного жилья у семьи, многие переезжают вполне запланировано: построили или купили новый дом, сменили место жительства по состоянию здоровья, получили новое назначение по службе и т.п. В этих случаях материальный дискомфорт переезда можно минимизировать. Однако есть один фактор, с которым приходится сталкиваться всем новоселам без исключения: адаптация к новому месту жительства. Эта проблема ничуть не меньше материальных трудностей, хотя о ней задумываются в самую последнюю очередь.

Переезд для семьи с детьми – особый случай. Если для взрослых проблема смены места жительства воспринимается как необходимость, с которой нужно мириться или как перспективный шаг в будущее, от которого нужно ожидать больших преимуществ, чем в прошлом, переезд для детей – потеря друзей, обжитых районов, школьных товарищей и вообще «дома» в широком смысле слова. Возраст от 3 до 15 лет можно назвать самым трудным периодом для переездов: до 3 лет ребенок относительно легко расстается со «старым местом жительства», после 15 человек способен воспринять переезд более рационально, дать самому себе некоторые объяснения причин свершившегося

Хотя эти цифры – опять же статистически обобщенные данные, тем не менее, родителям детей этого периода следует обратить внимание на этот момент

Вопросы об адресе проживания

Даже если ваш ребенок еще мал, и вы нигде не оставляете его одного, все равно ему будет лучше знать о том, что в обычной ситуации с незнакомцами лучше не общаться. Вполне хватит простого “здравствуйте” или “спасибо”, в зависимости от ситуации. Если же произошло так, что ребенок потерялся, тогда ему придется обратиться к посторонним за помощью (такая ситуация и является необычной)

Очень важно оговорить со своим малышом заранее все те вещи, которые не стоит обсуждать с незнакомцами

Незнакомым людям (даже если он представился вашим новым соседом) категорически нельзя отвечать на такие вопросы: «Какой у тебя адрес?», «Куда выходят твои окна?», «В какой квартире ты живешь? / Какой номер вашей квартиры?», «Кто у тебя есть дома?».

Само собой, исключением могут явиться экстренные ситуации, когда помощь требуется незамедлительно – к примеру, кому-то из взрослых дома стало плохо, в квартире прорвало трубу, в кварт и т.д.

Но, к сожалению, статические данные утверждают, что самую большую опасность представляют как раз знакомые люди, которым прекрасно известно, где ребенок проживает.

Готовимся заранее

Если вы собираетесь с ребенком в путешествие, особенно в первый раз, очень хорошо начать подготовку к такому важному делу заранее. Есть важные правила, которые должен соблюдать каждый малыш:

  • нельзя никуда уходить от родителей, родственников;
  • при желании отойти в туалет, задержаться у киоска, нужно сначала предупредить об этом старших;
  • не разговаривать, а тем более не уходить или уезжать с незнакомыми людьми.

Объясните, что юному путешественнику делать, если он все-таки потерялся:

  • как только он потерял из виду родителей, лучше всего некоторое время оставаться на одном месте. Весьма вероятно, что взрослые быстро его найдут, возвращаясь по пройденному маршруту;
  • если мама и папа не подошли, нужно обратиться к полицейскому, продавцу в магазине, охраннику. Эти люди наверняка не замышляют ничего плохого, в то время как случайный прохожий вполне может схватить малыша за руку и увести. Если рядом не видно никого из названных лиц, лучше подойди к женщине, нежели к мужчине;
  • если ребенка хотят куда-то увести насильно, расскажите малышу, что не нужно пытаться что-то объяснить незнакомцу, вступать в диалоги и споры. Все, что он него требуется – громко кричать, что это не его папа и не его мама. Чем громче, тем лучше.

Если есть возможность, полезно будет проверить, как малыш поведет себя в реальной ситуации, а не только в теории. Для этого достаточно пойти вместе в парк, заранее попросив кого-то из знакомых вам, но незнакомых малышу, людей помочь.

Пусть «незнакомец» попробует уговорить ваше чадо последовать за ним. Не удалось? Это значит, что ребенок не просто зазубрил все ваши правила, но действительно их понял.

Под запретом вопросы о том, когда ребенок бывает один

Дело в том, что знакомому человеку дети доверяют гораздо больше, потому легко могут подробно ответить на все интересующие его вопросы. Научите малыша тому, что даже соседям и знакомым нельзя рассказывать о том времени, когда он бывает один. Вопросы: «Во сколько ты идешь на прогулку?», «Ты гуляешь один, без родителей?», «Когда ты дома один?» должны игнорироваться ребенком.

Помните, что взрослые могут задавать вышеперечисленные вопросы более завуалированно: «А кто у тебя сейчас дома?», «До скольки у темя занятия в школе?», «До скольки работают твои родители?», «А ты боишься, когда остаешься один?», “С кем ты находишься, пока родители на работе?”

Тяжело даже вообразить, зачем адекватному взрослому человеку может понадобиться такая информация. Посторонний человек вообще не должен об этом интересоваться, поэтому ребенок может попросту не отвечать.

Опасные места

Итак, самыми опасными местами, где ребенок может очень быстро стать «потеряшкой» являются:

  • незнакомые, новые для ребенка, большие и не очень города (что особенно актуально в период летних отпусков);
  • различные культурно-массовые мероприятия, парки и городские площади, где собирается целая толпа народа;
  • остановки общественного транспорта в час пик, когда подъезжают сразу несколько автобусов, троллейбусов и т.п., метро.

В данных местах родителям необходимо включать свою бдительность на полную катушку и выращивать себе еще один глаз на затылке.  Ну а чтобы соломки подстелить, лучше перед началом мероприятия, поездки или путешествия провести с ребенком инструктаж, чтобы, в случае чего, исключить панику.

Про помощь

Мы очень благодарны лейтенанту. Он ездил с Гришей по улицам и ходил по лесу, опрашивая людей. Он ни на секунду не бросил Гришу и был на связи с сотрудниками отделения. Когда Гриша сказал ему «спасибо», Александр ответил, что это его работа. Но за человечность никто не платит зарплату. Я знаю, как Грише было страшно, и даже не могу представить, как бы он все это прожил без поддержки Александра.

А еще совершенно удивительно Марка поймала сотрудница, имя которой я сейчас выясняю. Она не была на работе. Она ехала домой. НО! Она помнила про ориентировку и смотрела по сторонам. Не работая, она продолжала выполнять свой долг. Эта жизнь меня так доконала, что я удивляюсь таким простым вещам! Социальной ответственности! 

Если бы она не думала про ориентировку, а думала о том, что рабочие часы закончились, то я не знаю, когда бы нашли Марка.

«Лиза Алерт». Я всегда их очень любила. Читала все, что публикуют, всегда думала: а как это, срываться и нестись через весь город, искать пропавшего? Как они это делают? А вчера я просто не знала, как благодарить ребят. Низкий поклон каждому, кто вчера ринулся искать Марка. Спасибо координатору Татьяне, которая отвечала на все вопросы, а ее спокойствие внушало надежду. Все было быстро, слаженно, четко.

Спасибо всем моим друзьям, которые ехали на поиски, которые звонили знакомым в отделение, которые делали репосты

Так много поддержки было в этот вечер, это очень важно!

Заключительная часть

  • Вы не можете быть уверенными, что ваш ребенок не потеряется. Даже если он знает ваш номер телефона, адрес, даже если у него с собой мобильник. Вы. Не можете. Быть. Уверенными.
  • Звоните в «Лизу Алерт» и в полицию сразу, как только поняли, что ребенок пропал. Это все миф про «два часа», «двое суток» или что там еще. Чем раньше начнут искать, тем быстрее найдут.
  • Найдите через друзей связи с полицией. Я очень благодарна нашим, случайно образовавшимся, контактам.
  • Публикуйте ориентировку в соцсетях района. Не надо бояться, что диванные критики обвинят вас в халатности. Вы знаете, что вы нормальный родитель? Это не вы потеряли ребенка. Это потерялся ребенок сам! Вы не виноваты.
  • Спросите у координатора, чем можете помочь при поисках. Сидеть без дела сложно — найдите себе задачу и выполняйте ее.
  • Не истерите. Не поможет.

Фото: поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт»

И еще две важные вещи:

  1. Если на улице ребенок спрашивает у вас что-то типа «Какой автобус везет на Лукинскую?», то есть что-то НЕ конкретное, то уточните у него, куда именно ему надо!
  2. Если у ваших знакомых потерялся ребенок, то совершенно бесполезно звонить и писать с вопросами «Чем помочь?». Поверьте, родители понятия не имеют, чем помочь. Если вы и правда хотите помочь, то единственное, что вы можете сделать — это пойти искать ребенка. Для этого родителю тоже звонить не обязательно — связывайтесь напрямую с «Лизой Алерт». Родитель в шоке. У родителя разрывается телефон. Родитель говорит одно и то же десятки раз подряд. От родителя ничего разумного все равно добиться невозможно, а о поиске никто не знает больше, чем «Лиза Алерт».

Спасибо большое сотрудникам отдела — Александру и волшебной женщине (скоро-скоро я выясню имя), «Лизе Алерт», моим друзьям и совершенно незнакомым людям. И спасибо тем, кто дочитал эту простыню до конца. Не теряйте детей — они нам еще пригодятся)

Денежные вопросы

С этической точки зрения, даже в мире взрослых людей обсуждение материального положения не корректно. Но встречаются люди, для которых тема финансов так важна, что они могут расспрашивать даже ребенка: «Много ли получает твой отец?», «Где вы храните дома деньги?», «Во сколько вам обошлась поездка в горы?», «Сколько денег родители платят за обучение сестры?», «Что вы собираетесь купить на Новый Год?».

Для чего людям такая информация? Это конечно не означает, что они обязательно собираются вас ограбить.

Возможно, им просто требуется финансовая помощь – они хотят попросить у вас в долг. Бывают и другие мотивы: передать эти данные бывшему мужу / жене, осудить вас за то, что «мало помогаете пожилым родителям» обсудить с друзьями ваше материальное положение или осудить за “растраты” – к примеру, вы купили машину, а ваш ребенок ходит в старых ботинках, или просто обсудить с соседями на лавочке, как вы «шикуете» или «сводите концы с концами»… и т.д…

Если ребёнок заблудился

Научите детей правильным действиям на тот случай, если они заблудятся.

1. Оставайся на месте! Это первое и главное правило потерявшегося. В любой ситуации ты стоишь на месте, а взрослые тебя ищут!

2. Постарайся не спать. Во сне ты не услышишь, как тебя зовут. К тому же появляется больше шансов переохладиться. Поэтому двигайся: прыгай, танцуй, пой, повторяй стихи.

3. Не иди на шум. В природной среде звук распространяется по-разному в зависимости от погодных условий, состояния леса, его вида и так далее, и можно радикально ошибиться, вычисляя, где находится источник звука. Это чревато тем, что ты можешь ещё дальше уйти или травмироваться.

4. Используй свисток, чтобы взрослые тебя нашли. Отвечай на крики свистом, потому что кричать ты быстро устанешь. Если нет свистка (хотя мы договаривались, что он у тебя обязательно будет с собой), стучи палкой по дереву — этот звук хорошо разносится по лесу.

5. Не ешь грибы и ягоды. У тебя есть шоколад от голода и вода от жажды. Это запас, на котором ты продержишься, пока тебя не найдут.

6. Не залезай на деревья: сориентироваться таким образом не удастся, потому что надо очень высоко подняться, чтобы увидеть что-то кроме деревьев, а вот получить травму можно запросто.

7. Если тебя зовут по имени даже незнакомыми голосами, всегда отзывайся! Это значит, что мама и папа так переживают за тебя, что попросили незнакомых людей помочь тебя найти.

8. Не прячься, если тебя ищут. Если ты потеряешься, родители будут переживать и искать тебя, но ругать и наказывать, когда найдут, ни в коем случае не будут. Наоборот, они очень обрадуются.

Удивительно, но факт: многие дети, боясь наказания, прячутся от тех, кто их ищет.

9. Звони родителям и в 112. В 112 можно позвонить даже в том случае, если на телефоне нет сети. Можно набрать номер 112, а можно сделать экстренный вызов (на экране, когда нет сети, появляется эта опция).

Научите ребёнка разговаривать с оператором экстренных служб, объясните, в каких ситуациях туда надо звонить, что говорить, как представляться, как описывать свою проблему.

10. Береги заряд телефона. В современном мире телефон — важнейший инструмент, в том числе и для спасения. Но если он разряжен, он бесполезен. Поэтому как только ты понял, что потерялся, свяжись с родителями, позвони в 112 и больше телефон не используй: не слушай музыку, не смотри картинки, не играй в игры.

11. Обращайся за помощью к любому встреченному человеку, причём проси его вывести тебя из леса, а не показать дорогу.

Однажды мы искали в подмосковном лесу двух мальчишек, и когда они благополучно выбрались, они рассказали, что трижды встречали людей, которые указывали им направление движения. Излишне говорить, что детям это никак не помогло. Поразительно, что взрослых не смутили встреченные в лесу грязные мокрые растерянные мальчики, один из которых был без обуви.

В городе мы учим детей тому, что надо просить о помощи полицейского, женщину с детьми и человека, который работает в том месте, где ребёнок нуждается в помощи, но в лесу он должен обращаться за помощью к любому человеку.

12. Если слышишь рядом в кустах шум, отвечай на него шумом — стучи палкой по дереву, топай ногами, хлопай в ладоши, свисти, чтобы отпугнуть зверя. Случаи нападений диких животных на людей нечасты, особенно рядом с крупными городами, но встреч с ними желательно избегать.

Если ваш ребёнок заблудился, пропал на даче, исчез во время прогулки и вообще не явился домой вовремя, звоните в полицию, не ждите. Чем раньше начат поиск, тем быстрее пропавший будет найден!

Настаивайте на приёме заявления и помните, что полиция обязана его принять и что никакого правила трёх суток не существует.

Помните, что когда нас привлекают в первые сутки пропажи человека, мы находим живыми 95% людей, а после третьих суток — менее 50%.

Соблюдайте наши простые правила, и пусть ваш летний отдых на природе будет безопасным и запоминающимся.

старший поисковой группы,

инструктор профилактики поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»
 

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

11 советов родителям и детям

1. На отдыхе везде берите с собой фотографию ребёнка. Непосредственно перед входом в места массового скопления народа фотографируйте ребенка на сотовый телефон (скажите, что это игра такая) – таким образом, в случае, если ребенок потеряется, у вас будет самая свежая фотография непосредственно в той одежде, в которой он потерялся.

2. Если Вы собираетесь на отдых заграницу, необходимо всегда иметь при себе документы, подтверждающие, что ребёнок на самом деле Ваш.

3. Одевайте ребёнка в яркие вещи. Так Вы быстрее заметите его в толпе. Пришейте к одежде ребенка метки, выполненные на хлопчатобумажной однотонной ткани печатной машинкой или вышитые ниткой с именем, фамилией, телефоном для связи и медикаментозными противопоказаниями. Прицепите к одежде ребенка брелок-напоминалку с именем ребенка и вашим сотовым телефоном. На отдыхе обязательно положите в карман малыша визитную карточку отеля с анкетными данными ребёнка.

4. Не выводите ребенка в места скопления народа с дорогими вещами и ценностями (плейеры, айподы, дорогие телефоны, золотые украшения, броская и дорогая одежда могут оказаться черезчур притягательным объектом криминального посягательства).

5. В магазинах, торговых центрах, на площадях договоритесь с ребёнком о месте встречи, если он вдруг потеряется. Обговорите с ребёнком, что он должен делать, если потеряется:

— громко позвать родителей и немного подождать;

— обратиться за помощью к взрослым (к милиционеру, продавцу, охраннику, женщине с детьми);

назвать своё имя, фамилию, адрес проживания или дать визитку с необходимой информацией.

Маленькие дети должны четко уяснить и запомнить: если потерялся – стой там, где стоишь. Родители же в первую очередь должны «пойти назад по своим следам» — пройти назад тем же маршрутом, каким пришли до момента обнаружения исчезновения ребенка.

Если вы заметили ребенка, не зовите его, постарайтесь не терять его из виду и начните продвигаться к нему. После того как вы нашли друг друга, не обрушивайтесь на ребенка, ругая его за неправильное поведение, лучше разберите с ним ошибки, которые были допущены. Проанализируйте, правильно или нет было выбрано место для встречи, и почему ребенок сразу не смог его найти.

6. Объясните ребёнку, что ему ни в коем случае не следует ничего брать у незнакомых людей, садиться к ним в машину или идти с ними в малолюдное место. Подросток должен знать, что никогда не следует перемещаться автостопом. Если же кто-то попытается заманить в машину силой, затаскивать в малолюдное место или просто следить — нужно громко кричать и звать на помощь.

7. Ребенок должен быть готов, что от него будут просить «помощи» незнакомые люди — от банального «помоги найти в кустах котенка», до изощренного «там на дороге мальчик под машину попал». Если мы хотим, чтобы в ребенке были воспитаны доброта и отзывчивость, лучше учить его следующим образом: «Если просят помощи — иди к другим людям и говори, что тому человеку нужна помощь…» То есть помоги – но не сам, а обратившись к знакомому тебе взрослому.

8. Объясните ребёнку, что никто не имеет права касаться любых частей его тела, особенно половых органов.

9. Ребенок никогда не должен играть в пустынных зданиях и изолированных районах. Подросток должен избегать передвижений через пустые парки, поля или аллеи.

10. Уходя куда бы то ни было, ребенок или подросток должен оставлять информацию о себе: с кем, когда, куда, до какого времени.

11. Периодически играйте с ребёнком в ролевые игры, изображая чужого человека, который куда-то его заманивает. Так малыш научится отказывать незнакомым людям и обращаться за помощью.

Попробуйте сами побыть в роли ребенка, а ребенок пусть побудет «преступником». Это может дать совершенно необычный и очень запоминающийся опыт! По итогам игры обязательно устраивайте «разбор полетов»! Но не ругайте ребенка, если он что-то сделал неправильно, а объясните, что было не так и как следует делать.

Как себя вести в лифте и подъезде?

Многие люди живут в многоквартирных домах, которые, при неблагоприятном стечении обстоятельств, также могут стать источником опасности для ребенка (как и для взрослого человека). Малыша стоит с детства приучить к следующим правилам поведения:

  • Не заходить в лифт вместе с незнакомым или малознакомым человеком. Лучше пропустить его вперед, а самому подождать, пока появится возможность подняться в лифте одному или со знакомыми. Теоретически альтернативой может быть подъем по лестнице. Но если у вас на лестнице достаточно неспокойно (например, могут сидеть соседи с сигаретами и бутылкой пива), то лучше приучать ребенка к тому, чтобы он ждал лифт.
  • Если ребенок все же оказался в лифте с незнакомым человеком, к нему нужно стоять лицом или боком (не спиной, т.е. нужно иметь возможность следить за его действиями). При малейших подозрениях стоит нажать кнопку ближайшего этажа и выйти. Если это сделать не удалось – нужно нажать на кнопку вызова диспетчера.

  • Не стоит заходить в подъезд, если за ребенком идет подозрительный незнакомый человек, или открывать дверь в свою квартиру, если подозрительный незнакомый человек находится в подъезде. Лучше подождать, пока это можно будет сделать без свидетелей, вызывающих опасения.
  • Находясь в квартире, ни при каких условиях нельзя открывать дверь незнакомым людям. Кем бы они ни представлялись: полицейскими, соседками, сотрудниками газовой службы. Говорить об отсутствии родителей дома тоже не стоит – лучше просто игнорировать их, и на всякий случай позвонить взрослым.

Памятка родителям

  • Взять за правило всегда знать, где находиться ваш ребенок, научить чадо всегда спрашивать ваше одобрение, перед тем, как куда-то отправиться.
  • Помочь выучить ваш номер телефона малышу наизусть.
  • Показать, где в вашем районе ходить не безопасно.
  • Научите ребенка доверяться интуиции, если ему кажется что-то странным и подозрительным, пусть покидает опасное место или уходит от подозрительного человека.
  • Научите не стесняться лишний раз закричать или убежать.
  • Не надевайте на ребенка одежду и аксессуары с его именем, это облегчит преступникам подход к малышу. Когда незнакомцы знают имя и фамилию вашего ребенка, ему гораздо легче довериться им.
    Не облегчайте незнакомым людям задачу, оставляя их имена на личных вещах.
  • Научите ребенка защитить себя, расскажите, куда ударить, если тебя силой тащат в машину.
  • Поощряйте общение с другими детьми, скажите, что безопаснее ходить с друзьями.
  • Всячески старайтесь вызывать у вашего ребенка доверие, дружбу, пусть он чувствует вашу поддержку и заботу.

Читаем также:

10 предосторожностей, которым родители должны обучить своего ребенка
10 вопросов, на которые ребенок не должен отвечать даже соседям
Как научить ребенка разговаривать на улице с незнакомыми людьми
Незнакомый человек пристает к ребенку — что делать детям?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий