Рекомендации психологов
Конечно, любому родителю хочется, чтобы их чадо был великодушным, отзывчивым, но при этом обладал внутренней силой и был способен защитить себя. Однако, стоит помнить, что пары-тройки разговоров по душам будет недостаточно, чтобы ребенок сменил свои ориентиры и начал жить по новой установке. Воспитание самодостаточной и гармонично развитой личности – процесс не одного года и требует максимум сил, внимания и мудрости.
Прежде всего, необходимо приучать ребенка быть лидером с самого раннего возраста. Быть лидером – это не только уметь дать отпор в случае необходимости, это способность правильно повернуть ситуацию, используя только слова. Но если дело все-таки принимает скверный оборот, то лидер просто обязан уметь постоять за себя.
Психологи настоятельно советуют родителям обратить свое внимание на следующие рекомендации:
Учите ребенка быть объективным. Он обязан уметь правильно оценивать ситуацию и возможные угрозы. Объясните, что не всегда стоит переходить в активную фазу противостояния и начинать махать кулаками. Возможно, конфликт не настолько серьезен и все претензии можно урегулировать с помощью обычного разговора.
Учите не быть жертвой. Если малыш в силу возраста еще не понимает, что такое жертва, то школьник уже осознает суть данного понятия. Расскажите ему о том, к чему может привести такая социальная позиция. Не стоит сгущать краски, дабы не напугать, но и слишком щадить душевное спокойствие своего чада тоже не надо. Он должен четко осознавать, что если даст слабину хотя бы раз, то подняться и отмыться от статуса слабака будет очень сложно.
Помните, что для ребенка вы – образец подражания. Никогда нельзя забывать, что семья для ребенка выступает эталонной моделью взаимодействия. С малолетства дети берут поведение матери и отца за образец и стараются ему соответствовать. Поэтому будьте очень осторожны в своих словах и поступках.
Учите говорить «нет». Объясните своему чаду, что он не обязан поддерживать все предложения своих друзей и выполнять все их просьбы. Если он не хочет что-то делать, то никто не имеет права его заставлять. Не стоит бояться отказывать, в противном случае у него появится репутация безотказного тюфяка, которого можно использовать напропалую.
Воспитывайте уверенность в себе. Развитию адекватной самооценки могут способствовать различные увлечения. Не запрещайте ребенку заниматься тем, что ему нравится, если это безопасно для него. У вашего чада должна быть способность реализовать свои таланты и способности и не бояться мнения окружающих.
Развивайте остроумие и неординарность. Не стоит недооценивать пользу ораторского искусства. Уделяйте достаточно времени развитию находчивости и навыкам коммуникабельности ребенка. Пусть он учится отвечать и моментально реагировать даже в самых сложных ситуациях. Занятия можно проводить в игровой форме, такой способ обучения будет интересен и не будет вызывать у ребенка отторжения.
Научите правильно выбирать друзей
Объясните ребенку всю ценность настоящей дружбы и то, насколько важно ценить своих друзей и уважать их потребности. Это не значит, что он должен положить все силы на реализацию их желаний
Наоборот, правильный подход к этому вопрос поможет ребенку понять, что есть дружба и кого можно считать друзьями, а кого просто знакомыми. Расскажите ему почему нельзя общаться с негативными личностями и как их избегать.
Научите игнорировать провокации. Если вашему ребенку дали обидную кличку, то он не должен пытаться оправдаться. Пусть игнорирует едкие замечания в свой адрес и обидчик, видя, что его попытки вывести на конфликт не приносят ожидаемых результатов, просто перестанет его задирать. В противном случае кличка может остаться с ребенком на долгие годы. Но в случае, когда обидчик переходит все границы допустимого и обычные «подколки» переходят в настоящее унижение, стоит быть готовым дать реальный отпор.
Учите не поддаваться страху. У каждого без исключения есть свой затаенный страх. Если вам говорят обратное, значит просто врут. Просто кто-то умеет прятать свои страхи, а кто-то нет. Учите ребенка не идти на поводу фобий и не выставлять их на всеобщее обозрение. Такое поведение сыграет ему на руку и даст понять окружающим, что перед ними сильная и уверенная в себе личность.
Большинство проблем человека исходят из семьи и неправильного воспитания. Будьте готовы изменить методы воздействия на ребенка, если ваши усилия не приносят ожидаемого результата
Обратите внимание на внутрисемейные отношения, возможно, вы просто не замечаете, что ваши слова и действия не только не помогают, но и наносят вред. Если у вас не получается помочь своему чаду, то лучше обратитесь за помощью к психологу
Как понять, что вашего ребенка в садике обижают
Понять, что вашего ребенка обижают в детском саду или на площадке во дворе, порой не просто. Что должно насторожить любящего родителя?
- Малыш с неохотой идет в детский сад, плачет и отказывается утром даже вставать, когда его будят, радуется любой возможности остаться дома.
- Часто возвращается из сада (или с занятий, из секции, из школы, с прогулки во дворе) в плохом, подавленном настроении.
- Без очевидной причины плачет.
- Вывод о том, что ребенка обижают в саду, можно и из того факта, что он ничего не говорит о сверстниках, с которыми вместе проводит много времени в группе.
- Старается не рассказывать о том, как прошел день в детском саду.
- Часто без видимой причины отказывается идти в детский сад (в школу, на секцию, во двор, в студию и т. д.).
- Как правило, если ребенка обижают в детском саду, у него чаще возникают болезненные состояния, малыш начинает постоянно недомогать и даже болеть.
- Не общается с ровесниками из группы или класса, даже если они живут рядом и гуляют в одном дворе.
- Если ребенка обижают во дворе (в саду, в секции и т. д.), он чувствует свое одиночество — малыша никто не приглашает в гости, на день рождения, а он, в свою очередь, никого не хочет звать в гости к себе.
О том, что ребенка обижают на площадке или в саду, и срочно пора реагировать, также говорят следующие факты:
- если на теле малыша вы обнаружили царапины, ссадины и синяки, а ребенок путается и невнятно объясняет, что «упал», «стукнулся»;
- если у ребенка начали пропадать вещи и игрушки, про которые он говорит, что «потерял»;
- если у вашего всегда аккуратного малыша вдруг внезапно стали портиться, пачкаться и рваться вещи, ломаться игрушки, которые он берет с собой в детский сад (тетради, ручки, учебные принадлежности — у школьника);
- Может говорить о том, что вашего ребенка обижают другой ребенок в детском саду и тот факт, что малыш стал вдруг излишне «щедрым» и отсутствие своих любимых игрушек объясняет, например, так: «Подарил машинку Вите…» или «Куклу подарила Марине…». А на вопрос мамы следует ответ: «Ты его не знаешь, это мой друг (подруга)»;
- если малыш внезапно стал «растеряшей», у него все время «теряются» карманные деньги, или он просит давать ему на личные расходы больше обычной суммы (это касается, в основном, младших школьников).
Далее приведены советы профессиональных психологов по поводу того, что следует делать, если ребенка обижают в садике ил на детской площадке.
Полезные навыки для детей
Ребенок должен уяснить, что ни в коем случае нельзя садиться в машину к посторонним
Помимо занятий по самообороне, для детей важны следующие навыки в опасных ситуациях.
При попытке похищения, ребенок должен постараться привлечь внимание окружающих. По возможности, необходимо не заговаривать с посторонним человеком и постараться убежать в случае опасности
Это справедливо только в том случае, если попытка похищения происходит в многолюдном месте
В противном случае малышу лучше не раздражать похитителей криками, так как реакцию злоумышленника нельзя предугадать. Если ребенка удалось похитить и куда-то увезти, он должен запомнить окружающую обстановку и черты похитителей, чтобы потом суметь описать их представителям правоохранительных органов. Совет для родителей: по возможности установить радиопередатчик или настроить слежение на телефоне малыша.
Если ребенок попал в заложники, нельзя предпринимать активных действий
Важно помнить: помощь уже близко. Громкие крики, попытки вырваться, ударить террориста могут привести к опасным последствиям, так как злоумышленник может находиться под действием наркотических веществ, из-за чего его реакция будет непредсказуемой.
При уличном ограблении ребенок должен отдать то, что требует злоумышленник. Обычно этого достаточно, чтобы грабитель оставил человека в покое
Обычно этого достаточно, чтобы грабитель оставил человека в покое.
Приемы самообороны лучше разучивать с детьми в секциях по боевым искусствам. Преимущества занятий с тренером:
- развитие физической силы и выносливости;
- правильная техника выполнения;
- улучшение дисциплины.
Тренер научит ребенка не только наносить удары, но и правильно рассчитывать собственные возможности. Кроме того, в секциях по борьбе учат дисциплине, поэтому родитель может быть уверен, что ребенок первым никогда не начнет драку.
Также следует объяснить ребенку, как вести себя с посторонними людьми. Малыш должен с раннего возраста знать, что посторонним нельзя доверять, раскрывать личную информацию, идти на близкий контакт. Если к малышу на улице подошел посторонний человек, следует либо быстро вернуться к родителям, если они в зоне шаговой доступности, либо перебежать к месту большого скопления людей. Также малыш должен уяснить, что ни в коем случае нельзя садиться в машину к посторонним, даже если они представляются старыми друзьями родителей, либо идти куда-то с незнакомым человеком.
Давайте сначала разберемся, что значит «давать сдачи» и в каком ключе это вообще приемлемо.
«Давать сдачи» в нашем обществе означает — если тебя обидели, ответить этому человеку. Причем, даже есть соответствующая фраза, которая отражает суть механизма регулировки этой сдачи – око за око. То есть, это значит: если тебя оскорбили словесно, ты должен постоять за себя словами; если тебя толкнули, ударили, то ты должен ударить в ответ; если у тебя забрали игрушку, отбери игрушку обратно.
Это социально приемлемые механизмы урегулирования конфликтов, приемлемые варианты сдачи, которые может себе позволить ребенок.
Почему я говорю ребенок? Потому что в нашем цивилизованном обществе не принято давать сдачи кулаками в принципе (хотя и тут можно поспорить :)), даже если тебе физически что-то сделали. Умный драки избежит, что называется.
Давайте говорить именно про детей. В основном такие вопросы, как давать или не давать сдачи, касаются дошкольников, поэтому давайте будем говорить именно о дошкольном возрасте.
Получается, что ребенок-дошкольник должен сам регулировать ту степень своего воздействия на другого ребенка, ту степень «сдачи», которую он может себе позволить в данной ситуации. Т.е. оценить объективно поведение обидчика и выбрать подходящий вариант отпора.
Чего делать не нужно
Напоследок расскажем, как делать не нужно:
- Указывать, говорить повелительным тоном. Из-за этого малыш может или перестать хотеть проявлять инициативу, или привыкнуть к бездумной исполнительности.
- Унижать. Если у чада что-то не получается, а родители упрекают его в этом в грубой или насмешливой форме, то пропадёт всякое желание пробовать и стараться.
- Делать за малыша то, что он и сам вполне способен сделать. Он привыкнет к этому и не будет проявлять инициативу.
- Переделывать что-то. Если ребёнок выполнил какую-то обязанность, а потом мама на его же глазах сделала всё по-своему, то в следующий раз малыш подумает: зачем делать это, если у взрослых получается лучше и правильнее? Желательно мягко указать на ошибки и попросить исправить их.
- Заставлять делать то, что ребёнок пока не умеет в силу возраста. Не требуйте взрослеть быстрее положенного.
- Наказывать, ругать за ошибки. Да, результаты не всегда соответствуют ожиданиям, но наказания разовьют страх ошибиться снова. И тогда ребёнок будет бояться что-то делать самостоятельно.
- Навязывать советы, помощь. Можно мягко направлять и помогать по просьбам. Но если постоянно давать наставления, то вы будете лишать чадо возможности попробовать и дойти до конца самому, пусть и не так, как хотелось бы.
- Перекладывать ответственность на себя. Пример: школьник тянул с уроками и в итоге понял, что не сделает их сам. Некоторые из жалости или ради предотвращения плохой оценки выполняют задание за ученика. Но ребёнок должен осознать последствия своего действия или бездействия, чтобы получить опыт и в будущем не допускать ошибок.
- Оправдывать. Пример: ребёнок не застелил постель. Мама делает это сама, оправдывая отпрыска тем, что он просто ещё не проснулся и не собрался с силами.
- Чрезмерно опекать. Конечно, меры безопасности нужны. Но оберегать от всего не стоит. Ребёнок должен познавать мир, сам осознавать реальные угрозы, иногда учиться на ошибках.
Развитие самостоятельности у ребёнка – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил
Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь важное качество и подготовится к взрослой жизни
Как решить конфликты в школе?
К школе у детей появляется серьезная потребность в положительной оценке их действий взрослыми. У ребенка вырабатывается чувство совести, как реакция на нарушение установленных правил и запретов. В этом возрасте вырабатывается чувство ответственности и долга, возникают новые страхи – быть непризнанным, неинтересным, не отвечать требованиям общества.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: детские страхи и способы их преодоления
Ребенок вырабатывает четкую теорию, что значит быть хорошим, он прекрасно понимает, что включено в это понятие. Семилетние дети особенно подвержены внушениям.
Почему ребенок не умеет защищаться?
На этот вопрос психологи отвечают следующим образом:
- Взрослые внушили, что драться – плохо, тем самым, сформировав у дошкольника понятие, что хорошие дети не ввязываются в драку, даже если их задирают.
- Ребенок не отвечает задире не потому, что ему страшно, а потому, что драка – не лучшее решение конфликта.
- У ребенка нет опыта общения с ровесниками. Чаще всего это малыши, не ходившие в детский сад. Такие дети не боятся учителей в школе и умеют общаться с взрослыми людьми, – на примере мамы, бабушки, няни. С ровесниками договариваться ребенок не научился, потому что неприятности всегда предупреждались и пресекались родителями.
Корректировка семейных методов воспитания
Неумение постоять за себя часто продиктовано и особенностями воспитания в семье:
- Родители решают вопросы бесконфликтно, или «за закрытыми дверями», не допуская, чтобы ребенок наблюдал, как родные проявляют свои защитные реакции. По сути, большинству реакций дети учатся у родителей, других взрослых, иногда даже у мультяшных героев. Если ребенок с младенчества видит, как папа лезет в драку, пытаясь наказать оппонента, то неудивительно, если из малыша вырастет отпетый драчун.
- Чересчур волевая мама, деятельная и настойчивая, способная решить за своего малыша все проблемы, и возлагающая на себя самую тяжелую работу.
- Беспокойная мама или тревожная бабушка, оберегающая кроху от «нежелательных» контактов, и контролирующая каждое движение малыша. Таких мам можно узнать на детской площадке по постоянным крикам: «Не бегай! Не лезь! Упадешь! Отойди от горки и т.д.»
- В период формирования самостоятельных навыков (3-4 года) ребенка всячески оберегали от этой самой самостоятельности, лишая возможности самому добиться цели.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как реагировать, если ребенок в 4 года не слушается родителей?
Что делать, если малыш не способен постоять за себя?
Для начала нельзя его ругать.
Если у ребенка заниженная самооценка, необходимо найти способ повысить его уверенность в себе.
Критика и обвинения приведут к противоположному результату — малыш станет еще слабее, появится множество комплексов и страхов, он будет избегать конфликтов и не сможет защитить себя.
Однако вовсе не значит, что нужно непременно учить кидаться на обидчика с кулаками, не разобравшись в ситуации. Пусть ребенок еще маленький, то ему полезно развивать навыки самоконтроля.
Задача родителей — воспитать сильную, самодостаточную личность, способную различать нападение без причины и вынужденную защиту.
Дети невероятно восприимчивы к тому, что им внушают. Поэтому родителям приходится быть осторожными с методами воспитания.
Трудно бывает постоять за себя детям необщительным, поэтому важно уделять внимание правильной социализации. Если ребенок не ходит в детский сад, водите его в группы развития, кружки, где он будет контактировать с другими детьми, учиться сотрудничеству
В некоторых коллективах возникает нездоровая среда
Происходит это по причине, когда взрослые не уделяют достаточное внимание налаживанию благоприятной атмосферы внутри группы
В этом случае правильным решением может быть перевод ребенка в другое учреждение.
Выбирайте сад, где учитывается индивидуальность детей, где к каждому ребенку ищут индивидуальный подход.
Если он сидит один в углу и не играет, грамотные воспитатели найдут причину и сделают все, чтобы дошкольники вошел в коллектив и научился общаться со сверстниками.
Нередко агрессивное поведение провоцируют сами родители. В каждой группе есть ребенок с проблемным воспитанием.
Обратите внимание воспитателя и психолога на его поведение, пусть они обсудят это с его родителями.
Как научить ребенка давать отпор?
Прежде чем приступать к активным действиям, нужно понаблюдать за поведением ребенка в кругу сверстников. Бывают случаи, что примерные с виду дети сами провоцируют негативное к себе отношение. Если ребенок сам выступает в роли агрессора, то стоит незамедлительно провести с ним воспитательную беседу и объяснить ошибки его поведения.
Если же ваше чадо на самом деле является жертвой, то наблюдая за ним, вы это обязательно увидите. Детей с комплексом жертвы видно, как правило, сразу:
- Они редко поднимают голову, предпочитая смотреть в пол.
- У них опущенные плечи и весь вид как бы говорит о том, что они стараются спрятаться.
- Их речь монотонна, а голос очень тихий.
- Они могут жаловаться на обидчиков, плакать и убегать.
- Зачастую стремятся держаться подальше от компании ровесников.
Важно
Родителям ребенка с комплексом жертвы предстоит большой труд по поднятию самооценки своего малыша. Ни в коем случае нельзя его критиковать и требовать активных действий.. Приняв решение научить ребенка давать отпор обидчикам, не лишним будет:
Приняв решение научить ребенка давать отпор обидчикам, не лишним будет:
- Привить осознание собственной значимости. Каждый ребенок должен понимать, что он – полноценная личность со своими потребностями и правами. Он должен верить в то, что обижать его нельзя.
- Учить защищать свои интересы. Предстоит объяснить ребенку, в каких именно ситуациях он должен начинать защищаться: если его обзывают, пытаются ударить, отбирают его вещи, оскорбляют родителей и других родственников, унижают.
- Обсудить с ребенком суть конфликта с обидчиком. Для того, чтобы найти способ решения проблемы, необходимо разобраться в причине происходящего. Почему конфликт вообще произошел, как ведут себя его участники, что говорят. Нужно рассказать ребенку о том, как можно противодействовать агрессорам, как правильно это сделать с наименьшим ущербом для себя, как грамотно рассчитать свои силы, чтобы не нанести большого ущерба обидчику, но при этом остаться в выигрыше.
- Посещение спортивных секций. Не лишними будут посещения занятий по самообороне. Поход в секцию по боксу или карате не только научит ребенка оказывать силовое сопротивление в случае нужды, но и окажет благоприятное воздействие на здоровье в целом.
- Объяснить недопустимость провокаций. Ребенок обязан знать, как себя надо вести в компании ровесников или в окружении посторонних людей. Да, да, он должен понимать, что такое – хорошо, а что такое – плохо. Объясните ему, какие поступки могут считаться провокацией, поскольку многие обидчики сами не понимают, что их действия становятся причиной ссоры.
Решение проблем в дошкольном возрасте
Дети в возрасте до одного года зачастую играют в одиночестве. Первая потребность в общении со сверстниками появляется только к полутора годам. В этом возрасте у малышей возрастает интерес к одногодкам, малыши делают первые попытки играть вместе в общей песочнице. Полноценно играть вместе дети учатся к 2-3 годам. Детей младшего дошкольного возраста сложно занять чем-то надолго. В игре они постоянно что-то забирают друг у друга. Не стоит вмешиваться, возможно, это просто обмен, и дети так изучают друг друга, перед тем, как подружиться.
Когда во время игры у малышей случается проблема, взрослые зачастую говорят, чтобы они разбирались сами, или рекомендуют давать сдачи. Эти фразы для трехлеток непонятны, и малыши просто не знают как себя вести. Задача родителей – рассказать ребенку, как можно защищаться и достойно выходить из конфликтных ситуаций.
Рекомендации психологов
- Не огорчайтесь, когда ваш малыш спокойно отдает все игрушки другим деткам по первому требованию, или не отвечает агрессору. Чаще всего, это случается потому, что кроха развивается в благополучной и дружелюбной семье. Нападки ровесников его просто изумляют, а не раздражают.
- Не стоит забывать, что двухлетки совершенно не умеют разбираться в конфликтах самостоятельно. Не отходите далеко от малыша, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если почувствуете явный дискомфорт ребенка.
- Попытайтесь объединить в компанию доброжелательных малышей для увлекательной игры. Через некоторое время забияки тоже подтянутся к играющим, чтобы не остаться в стороне от интересного мероприятия.
- Научите детей выказывать, что какие-то действия окружающих бывают ему неприятны. Если чужой ребенок задирает вашего малыша, проявляет постоянную агрессию, то громко скажите: «У нас не принято драться, и толкаться. Это очень некрасиво. С драчунами никто не играет». Этих слов будет достаточно, чтобы угомонить маленького агрессора.
- Не разрешайте деткам причинять вред друг другу словами или действиями. Внимательно следите за песочницей, при необходимости отвлекайте детей и переводите игру в безопасное русло. Задача взрослых – научить детей гибкости, и правилам поведения в обществе.
- Если все способы борьбы с маленьким агрессором исчерпаны (отвлекли, объяснили, предупредили), а он все равно не отстает, можно решиться на крайнюю меру – предложите своему ребенку ущипнуть обидчика за бок. Серьезного морального и физического ущерба это не принесет, но покажет, что на любую силу найдется противодействие, и ваш ребенок в состоянии сам постоять за себя. Следует объяснить, что щипаться можно только в самом серьезном случае, когда остальные средства результата не принесли.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок дерется?
Что такое самозащита
Очень часто методы поведения в различных конфликтных ситуациях ребенок приносит в детский коллектив из семьи. Домашние споры и скандалы, часто приносятся в сад, где ребенок начинает конфликтовать с другими ребятами и обижать их. Обида может иметь различное выражение: телесное и словесное.
Поэтому родители должны рассказывать детям о том, какой тип самозащиты он может применить при возникновении конфликта. То есть тип самозащиты вытекает из той ситуации, в которой оказался малыш. Дать сдачи – это не значит сразу применить физическое воздействие. Но если нет другого выхода, то ребенок может не бояться использовать кулаки. А возможно это только в тех случаях, когда ему не внушали категорическое «нет» на силовое разрешение конфликта.
Поэтому при воспитании детей не стоит употреблять выражения наподобие: «Ты же девочка, ты не должна драться!» или «Из любой ситуации можно выйти, не применяя силу!»
Замена шлейфа
В некоторых случаях придется менять весь шлейф матрицы на новый. В первую очередь, необходимо приобрести новую деталь — ее можно заказать в ремонтной мастерской, но перед этим узнать точную модель своего телевизора, год выпуска телевизора или монитора. Поменять неисправный шлейф матрицы можно самостоятельно или в сервисе. При ремонте потребуется некоторый набор инструментов: отвертки или биты PH, PZ, TORX, HEX, SL.
Шлейф соединения находится внутри корпуса, следовательно, его нужно аккуратно разобрать. Необходимо отсоединить крышу, аккуратно открутить все болтики и добраться до самой детали.
Большинство соединений крепятся с помощью специальных разъемов, провода не придется выпаивать. Достаточно надавить на защелку (принцип соединения схожий с кабелями интернета или телефона).
Конструкции телевизоров разных фирм, таких как Samsung (Самсунг), Sony (Сони), Philips (Филипс), могут несколько отличаться, поэтому следует воспользоваться инструкцией, или заказать детализацию сборки на официальном сайте компании.