Как поставить звук [ж], занимаясь с ребенком в домашних условиях

Картинки с буквами

Для этой игры следует подобрать картинки, на которых изображены нужные буквы. Ребятам предлагается вспомнить слова, которые начинаются на эту букву. Выигрывает тот, кто вспомнит больше всего нужных слов.

Пазлы

Такая игра поможет дошкольникам связывать букву «Ж» со звуком. Большая картинка с буквой разрезается на несколько частей. Ребята должны собрать получившийся пазл. Также можно предложить им выложить «Ж» из подручных материалов: палочек, пуговиц и т.д.

Вывести букву на рассыпанном песке, крупе

Ребятам наверняка будет интересно порисовать на песке, или манной крупе. Рисуя букву ж, можно не только запоминать, как она выглядит, но и тренировать мелкую моторику. Тем, кто больше любит раскрашивать, можно дать задание найти на картинке нужную букву и закрасить ее.

Буква С

Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:

  • звук вообще отсутствует (сок — ок),
  • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
  • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения надо чередовать между собой  и выполнять под размеренный счет.

  • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
  • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
  • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
  • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

Игры с буквой С

  1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
  2. Песенки, стишки, потешки.

Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.

Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.

Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.

  1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
  2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
  3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)

У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)

Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)

  1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
  2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

Скороговорки с буквой С

  • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
  • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
  • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
  • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

Что делать, если ребенок не выговаривает звук «Ль»?

Мягкий звук ставится уже после того, как твердый «Л» поставлен и закреплен в речи. Возьмите ложку и попросите ребенка длительно произнести звук «Л», а сами с помощью ложки чуть – чуть продвиньте язычок вглубь рта. У вас получиться «Ль», теперь этот звук так же надо закрепить в речи ребенка. В помощь

Довольно большой процент родителей сталкивается с проблемой, когда их подрастающий малыш не выговаривает слова и те или иные буквы. У некоторых это может пройти самостоятельно, как говорится, ребенок выговаривается. А другим деткам нужно поработать, чтобы научиться выговаривать тот или иной звук правильно.

Четкое произношение звуков очень важно, так как от этого во многом зависит успеваемость в школе, да и уверенность в себе и своих силах. Дефекты речи могут сыграть негативно уже во взрослой жизни и помешать самореализоваться и добиться успеха

Среди всех букв в алфавите есть такие, которые большинству деток даются тяжело для произношения – это звук «р», например.

Если говорить о букве «л», то она считается легкой для произношения, и научить правильно ее выговаривать детей можно за несколько уроков. В этой статье мы расскажем, как научить малыша произносить букву «л».

Из этой статьи вы узнаете

Как научить ребенка произносить звук Ш

Нормальное положение органов речи при произнесении «ш» таково: рот раскрыт, губы слегка округлены и выпячены, выдвинуты вперед (образуя «рупор»). Зубы несколько сближены (расстояние между ними 1—2 миллиметра). Широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, но не касается его; при этом образуется узкая щель, в которую направляется выдыхаемая сильная струя воздуха. Боковые края языка приподняты, плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена (положение языка в целом можно сравнить с лопатой, чашечкой, ковшиком).

В отличие от глухого «ш» при произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при этом звуке слабее, чем при «ш». Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков (именно недостаток такого умения часто оказывается причиной различных дефектов речи). Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь, отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребенком смысл слов, отличающихся одним звуком (например: Мишка — миска, Машка — маска, крыша — крыса, кушать — кусать и т. д.). Подобные упражнения подготовят правильное произнесение звуков.

Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения. Вот некоторые из них:

  • высовывать широко распластанный язык с загнутым кончиком и приподнятыми боковыми краями,
  • поднимать и опускать лопатообразно высунутый язык к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губам и т. п.

Полезно, чтобы ребенок не только выполнял определенные движения языком, но и чтобы он удерживал некоторое время определенные артикуляционные положения. Все упражнения ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы он мог контролировать положения языка, зубов, губ.

После этих подготовительных упражнений можно приступать и к основным:

  • Прежде всего, можно попытаться выработать у малыша правильное произношение «ш» и «ж» по подражанию. Вы несколько раз четко произносите слова с этими звуками, подчеркивая голосом звучание «ш» и «ж», и предлагаете малышу тут же повторить. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок начал произносить правильно.
  • Если не получилось, можно использовать специальные приемы постановки звука «ш». Ребенок должен высунуть язык, поставить его в «позицию», а затем медленно втягивать. При сочетании такой артикуляции с сильным выдохом звучит «ш».
  • Можно добиться правильного звука «ш» от звука «с». Для этого в момент произнесения звука «с» кончик языка постепенно поднимается и отодвигается несколько назад. Для подъема языка используются шпатели, конец ложки, ручка зубной щетки (разумеется, все должно быть чистым). При такой механической помощи звук «с» превращается в «ш». Одновременно с подъемом и отодвиганием языка необходимо губы слегка выдвинуть вперед — это делается легким нажимом пальцев на щеки. Само собой разумеется, если у ребенка есть какие-либо недостатки произношения свистящих звуков (с, з, ц), то они должны быть устранены до начала работы над шипящими (ш, ж, ч, щ).
  • Исправление звука «ж» после устранения недостатка произнесения «ш» не представляет трудности: в правильное произнесение глухого «ш» включается голос, а с механической помощью звук «ж» получается от «з».
  • Правильное звучание закрепляется в слогах, словах, фразах. С ребенком разучиваются стихотворения, песни, потешки, скороговорки, богатые звуками «ш» и «ж». Закрепление звуков идет быстрее, если оно происходит в игре.

Нарушение звуков «ш» и «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием всегда является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать Ш и Ж правильно. И ребенок, и родители должны быть терпеливы и настойчивы. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к логопеду.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть  “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки  “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Звук [Ж]в середине слова:

ЖАКожа, лужа, пожар, пожарный, бежать, уважать, уезжать, жарить, дрожать, ложа, рожа, вожжа, дрожат, лужайка, нет ежа, лужайка, лежанка, Снежана, нажарить, нажать, нарожать, межа, разжать, рожать, ежата, уважаемый, кинжал, деньжата, медвежата, вожак, вожатый, урожай, пижама, бежать, держать, дрожать, лежать, ужасный, баклажан.ЖООжог, утюжок, обжёг, прыжок, кружок, дружок, флажок, пирожок, ежовый, книжонка, ежонок, бумажонка, ножовка, ожог, ножонка, движок, тяжёлая, лужок, лужённый, сапожок, творожок, рожок, чужой, крыжовник, ежовый.ЖУСкажу, ежу, положу, кунжут, вижу, режу, вяжу, мажу, мажут, кожура, жужжание, жужелица, сужу, накажу, доложу, тужурка, абажур, ажур, брожу, хожу, дружу, лежу, покажу, положу.ЖИ (ЖЫ)Ужин, ножик, мужик, лужи, дружить, кружить, ежи, нажим, вожжи, режим, ожидание, оружие, бомжи, лыжи, пыжик, рыжик, дюжина, похожий, наживка, тужится, рыжий, режим, нажива, наживать, наживка, нажит, нажим, нажимать, наложить, режем, ложится, кружится, тужится, насторожить.ЖЕУже, хуже, ближе, ежевика, мороженое, ожерелье, драже, ежегодно, бежевый, бежевое, сюжет, ниже, нажечь, кажется, настороже, мозжечок, может, натяжение, напряжение, разжевать, разжечь, ряженка, ряженный, ряженье, спряжение, скольжение, неужели, уважение, этажерка, предложение, положение, умножение, служебный, лежебока.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Приёмы отработки звука с детьми: выбор методики

Существует несколько методов отработки звука «Ж»: артикуляционный, дыхательный, подражательный, технический, метод звукового перехода и смешанный.

Артикуляционный метод

Основывается на тренировке мышц артикуляционного аппарата с помощью комплекса упражнений. Включает следующие упражнения:

  • губы «хоботком» — немного вытянуты, округлены наружу;
  • язык «чашкой» — края языка должны касаться верхних зубов, а середина вогнута;
  • «покраска» – распластанный, несжатый язык совершает движения от верхних зубов по небу и обратно;
  • «помыли губки — почистили зубки» — языком облизать верхнюю губу снаружи и изнутри.

При желании можно провести также общий комплекс логопедических артикуляционных упражнений.

Дыхательный способ

Если проблема обнаружена именно в неправильном дыхании, то необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. «Ленточка» — губы вытянуть «трубочкой» или «хоботком» и дуть на легкую ленту, которую держат перед лицом за один край сверху. Струя выдуваемого воздуха должна быть сильной – ленточка под ее действием поднимается. Щеки при этом не надуваются.
  2. «Осенний лист» — на руку положить небольшой высохший лист дерева или обычный бумажный. Подуть на него так же, как в предыдущем упражнении, чтобы он слетел с руки.
  3. «Гейзер» — в стакан с водой поставить трубочку. Дуть в нее и любоваться появляющимися пузырями.

Подражательный метод

Предполагает подключение комплекса всех органов чувств ребенка. Малыш смотрит на взрослого, слышит произношение звука, видит артикуляцию, улавливает движение мышц, а затем подражает увиденному и услышанному.

Так показывают произношение звука «Ж»:

  • артикуляция – губы «хоботком», язык «чашкой», зубы «заборчиком»;
  • дыхание – глубоко вдохнуть воздух носом, затем сильно, но равномерно выдохнуть через рот;
  • голос – звонкость ощущается рукой, находящейся на горле – чувствуется вибрация.

Советы:

Взрослый выговаривает звук четко, акцентируя внимание воспитанника на всех элементах, формирующих звук.
Воспитанник повторяет его отдельно, а не одновременно с взрослым. При этом он должен обязательно слушать себя, развивая фонематический слух.
Делать упражнение лучше перед зеркалом, чтобы обучаемый мог видеть себя в моменты ошибочного и правильного произношения.

Способ перехода от других звуков

Это один из самых действенных и быстрых методов. Определенные звуки русского языка по артикуляции соответствуют другим или схожи с ними. Используя эту аналогию, можно научить ребенка проговаривать какой-либо звук с помощью другого, который ему дается легко.

Примеры для «Ж»:

соответствие «Ш» — их артикуляция абсолютно совпадает. Разница произношения лишь в одном: «Ж» — звонкий, а в «Ш» — глухой

Если воспитанник хорошо говорит звук «Ш», то при обучении стоит опираться именно на него — к его произношению нужно подключать голос
При этом важно акцентировать внимание ребенка на вибрации голосовых связок во время звонкого звука и ее отсутствие при произношении глухого. Для этого во время занятий нужно класть руку на шею.
движение от «С» к «Ш»
Часто у обучаемых, которые не могут произносить звук «Ж», имеются также проблемы с произношением соответствующего ему шипящего «Ш»

В таком случае сначала нужно научиться говорить «Ш», а потом уже переходить к «Ж». Если ребенок четко произносит «С», то можно его привести к правильному «Ш» таким образом: воспитанник растянуто говорит букву «С» или слог «СА» и понемногу продвигает язык от межзубной щели вверх, до получения звука «Ш» или «ША» соответственно (до верхнего неба).
переход от «Р». Артикуляция звука «Р» также схожа с «Ж». Только в ситуации с «Р» губы менее вытянуты вперед, и еще присутствует вибрация. Когда малыш будет проговаривать «Р», нужно ватной палочкой аккуратно нажать на нижнюю поверхность языка, приостановив вибрацию. Ребенок в этот момент должен вытянуть губы и, произнося новый звук, постараться запомнить его.

Технический метод

Технический метод предполагает использование дополнительных логопедических инструментов (шпатели, зонды). Часто дети боятся этих приспособлений. Поэтому обычно их используют в крайнем случае, когда другие методы не помогают. В качестве вспомогательных инструментов можно также использовать ватные палочки или ложки.

Упражнения и игры на автоматизацию звука «Ж»

Использование любого метода отработки звука «Ж» требует закрепления материала с помощью упражнений и игр. Начинают проходить процесс автоматизации с букв, слогов, а заканчивают сложными поговорками, стишками и текстами:

  1. Игра «В гостях у пчел». Нужно сымитировать улей с помощью стола, под которым сидят пчелки (дети). После сигнала «Пчелки жужжите, за нектаром летите!» пчелки разлетаются опылять растения и поют «ЖУ-ЖУ-ЖУ». Ребята бегают, жужжат и показывают, как пчелы садятся на цветы. Тут выходит медведь (кто-то взрослый) и направляется к улью. Раздается сигнал: «Медведь идет, кто мед спасет?». Тогда пчелы должны лететь в улей и грозно жужжать «ЖЖЖЖЖЖ». Если детей много, можно поделить их на медвежат и пчел. В этом случае пчелами будут сначала одни, потом другие.
  2. Потренировать звук «Ж» в слогах
Между гласнымиСовместно с согласными
ажа, аже, ажо, ажи, ажу ежа, еже, ежо, ежи, ежу ижа, иже, ижо, ижи, ижу ожа, оже, ожо, ожи, ожу ужа, уже, ужо, ужи, ужу.жба, жбе, жби, жбо, жбу жва, жве, жви, жво, жву жда, жде, жди, ждо, жду жма, жме, жми, жмо, жму жна, жне, жни, жно, жну
  1. Проговорить чистоговорки

жажажа-жажажа – жаба выгнала ежа; жужужу-жужужу – жуку всю правду расскажу; жижижи-жижижи – жужелицу покажи; жожожо-жожожо – дожую я пирожок; жежеже-жежеже – ежевика на еже.

  1. Вспомнить слова со звуком «Ж» в начале, середине, конце слова:

жара, пожар, багаж; желе, ежевика, отрежь; жираф, инжир, Париж; жор, ожог, ёж; жук, жужелица, уж.

Попросить ребенка сказать, какие еще слова с этим звуком он знает.

  1. Повторить словосочетания

живой жук; жирная жужелица; кожаный жакет; бумажный жираф; жадный жокей; нежная кожа; прежний ожог; жаркая пижама; зажатый пиджак; ужасный обжора.

  1. Запомнить и рассказать стихотворения:

Жужжит над жимолостью жук, Тяжелый на жуке кожух. Еж с ежихою живет в норе, Яблоки жует он в кожуре, Никогда не жалует ужа, Лучше позовет к себе чижа. Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.

Можно использовать для заданий картинки, на которых изображены животные, растения, предметы, цвета, геометрические фигуры, названия которых содержат букву «Ж». Также часто включают загадки, скороговорки, потешки, песенки. Чем лучше ребенок проговаривает звук, тем более сложные задания ему можно давать.

Если малыш заменяет «Ж» на другой звук, нужно включать задания с сочетанием в словах и предложениях обоих звуков.

Пример на «Ш», «Ж»:

Жил шершень у жужелицы, Жужжал он до ужаса, Шуршал и пыхтел без конца, Выгнала с шумом хозяйка жильца.

  1. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  2. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  3. Экспериментальное исследование развития связной речи у дошкольников с ОНР Диагностика связной речи у детей осуществляется с помощью доступных для…
  4. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком ) — самое частое нарушение детской…

Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»

Неправильно выговаривание слов, содержащих букву «л», у детей можно заметить также разное:

  • пропускание согласного при проговаривании слова (лошадь – ошадь);
  • замена звука «л» на «у» (лопата – уопата) или на звук «й» (ложка – йожка);

Неправильное произношение может быть замечено только, говоря слова, содержащие букву «л» в мягком или только твердом ее варианте.

Звук «л» произносится путем упирания кончика языка к верхним зубам, выталкиваемый воздух довольно сильный и проходит по боковым сторонам от языка. При этом они не упираются в боковые зубные ряды.

Интересно, что многочисленные исследования доказали, что у каждого взрослого человека, который умеет правильно говорить слова с «л», положение артикуляционных органов может немного меняться, но принцип их расположения одинаков.

Научить ребенка говорить букву «л» не вызывает особых затруднений. Сделать это можно легко и в домашних условиях, проведя несколько занятий с малышом, используя правильные логопедические упражнения.

Автоматизация звука [Ж] в стечении согласных:

Жлоб, жвачка,  жду, жмурки, жмурить, жмых, жнейка, жнец, жнея, жница, жрец, жбан, жгут, жгутик, жгучий, ждать, жребий, нежданный, блуждать, утверждать, бриджи, джем, джигит, джемпер, джентльмен, джин, джинсы, джип, джунгли, наждак, дождевик, держатель,  держать, держаться, дважды, южная.

Картёжник, чужбина, рождество, Анжела, манжет, оранжевый, инженер, ржание,  поджог, буржуи, одержимый, лживый, лжец, лженаука,  поджечь, каждый, важный, бумажный, гаражный, граждане, многоэтажный, отважный, массажный, влажный, монтажник, стражник, дождик, кожный, ложный, сложный.

Неотложный, тревожный, ничтожный, пирожное, сапожник, художник, ножны, ножницы, дорожный, осторожный, нужно, дружно, дружба, служба, нужный, лыжник, булыжник, пляжный, тяжба, южный, вьюжный, таёжный, надёжный, молодежный, чертежник, ближний, нижний, подвижный, престижный, книжный.

Между, прежде, одежда, надежда, смежный, мятежный, нежный, вежливый, прибрежный, прилежный, побережье, небрежный, однажды, наваждение, награждение, упражнение, гражданин, вражда,  ложбина, ножной, нужда, Лужники, лыжня, трижды, четырежды, бережный, невежа, денежный, набережная, бережливый, невежда, побеждать, княжна.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий