Как лучше узнать ребёнка с помощью методики «Дом, дерево, человек»?

Интерпретация рисунков

Расшифровка вариантов зданий :

«Многоэтажка»

Люди с непростым характером, скрытные, как правило, изображают дом с большим количеством этажей. Также о таком человеке можно сказать, что он часто копается в себе, в своих переживаниях и склонен не замечать окружающего.

Одноэтажное здание.

Если вы увидели на рисунке частный маленький домик, то с уверенностью можете сказать, что тот, кому принадлежит рисунок, очень устал от житейских трудностей, суеты и нуждается в спокойной обстановке, уюте и безмятежных раздумьях. Посоветуйте ему оставить на время проблемы и отдохнуть несколько недель, чтобы сохранить свое физическое, моральное и духовное .

Замок

Человек беззаботный, поверхностный, и легкомысленный, скорее всего, изобразит замок. Это не показатель чего-то плохого, особенно если рисунок принадлежит женщин, однако, заводить семью, стремиться занять высокую должность, или строить колоссальные планы, пока не рекомендуется. Велика вероятность не справиться с возложенной ответственностью.

Просторный деревенский дом

Обладатель такого рисунка находится в раздумьях, связанных с жильем. Будь то приобретение новой недвижимости или же простой ремонт. Если же автор рисунка человек или не имеет детей, то можно предположить о его желании завести большую, дружную семью.

Расшифровка деталей рисунка быстрого психологического теста
:

Дом находится за высоким забором

Если на рисунке присутствует высокий забор, то это свидетельствует о скрытности характера. Здесь же имеет место закономерность – чем больше забор, тем больше человек огородил себя от окружающего мира. Однако, если вокруг дома располагаются растения, то человек коммуникабелен и открыт для других.

Наличие окон

У человека, располагающего к себе людей, отзывчивого, на рисунке изображено большое открытое окно. А у тех, кто склонен осуждать, жить только для себя и не впускать в свою жизнь никого постороннего, в доме будет несколько маленьких окон, возможно, решетчатые.

Двери

Открытый, радушный человек, который готовый встретить всех с распростертыми объятиями нарисует посередине дома дверь, а если вы видите крыльцо, то это еще больший показатель великодушия и открытости. Закрытую дверь рисуют скованные люди, а открытая указывает на общительного автора. Дверь, расположенная на одной из сторон дома, указывает на человека, который с трудом идёт на контакт с окружающими и предпочитает оставаться с самим собой наедине. Большая дверь на весь фасад указывает на такие человеческие качества, как простодушие, опрометчивость, а также избыточное, сверхмерное великодушие.

Трубы

Если на рисунке нет трубы, или она есть, но из нее не идет дым, то художник, скорее всего, разочарованный в жизни, человек и, к сожалению, скуп на проявление эмоций. О благородстве свидетельствует труба с дымом, а если же она прорисована какими-то мелкими деталями, то с уверенностью можно заявить, что перед вами жизнерадостный, неунывающий человек.

Тесты психологические быстрые
позволяют разрядить обстановку, развлечь компанию и узнать немного больше о себе и об окружающих. Также рекомендуем пройти краткий тест: какой у тебя характер , ответив всего на десять вопросов.

Инструкция к тесту

«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы Вы как можно лучше нарисовали дом, дерево и человека. Вы можете рисовать их так, как Вам захочется. Вы можете стирать нарисованное столько, сколько Вам угодно. Также Вы можете обдумывать рисунок необходимое Вам количество времени. Все это никак не отразится на Вашей оценке. Постарайтесь нарисовать дом, дерево и человека, как можно лучше, во всех важных, на Ваш взгляд, деталях и подробностях».

Испытуемый может выражать отказ. Такая манера поведения характерна для человека среднего и пожилого возраста. Обычно она сопровождается утверждениями типа: «я не художник», «я не умею рисовать», «в школе у меня не было такого предмета, как рисование», «на рисовании я всегда получал негативные отметки» и т. д.

В таком случае, исследователю необходимо убедить испытуемого, что тест «Дом — Дерево — Человек» — это не тест на художественные способности, что Вас интересуют нечто другое, нежели способности испытуемого к рисованию. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-то подручный предмет, скажи ему, что рисунок необходимо выполнить от руки.

В процессе проведения теста «Дом — Дерево — Человек» важно записывать:
1) все аспекты и нюансы, связанные с фактором времени:
а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования;
в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок;

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их; отклонения от последовательности изображения деталей обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку может помочь более качественно оценить завершенный рисунок;

3) все спонтанные комментарии, сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека в связке с последовательностью нарисованных деталей; процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображаемым объектам, тем не менее, они могут предоставить много полезной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию, проявленную испытуемым в процессе выполнения теста в связке с изображаемой в этот момент деталью; процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователю необходимо сделать так, чтобы наблюдать за процессом рисования можно было свободно и беспрепятственно. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными, это вынудит их скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Пост-рисуночный опрос к тесту «Дом — Дерево — Человек»
После того, как невербальная фаза теста «Дом — Дерево — Человек» завершается, исследователю необходимо предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и проинтерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации

Важно учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени не мог выразить

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек», состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

Пост-рисуночный опрос не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Интерпретация результатов тестов «Дерево» и «Человек»

По К. Коху – дерево является символом стоящего человека. Корни дерева обозначают коллектив, бессознательное, его ствол – это инстинкты, примитивные стадии, импульсы, а ветви – пассивность или противостояние жизни. Постоянным ядром при интерпретации дерева являются корни, ствол, ветви и элементы украшения дерева – листья, плоды, возможный пейзаж.

Интерпретация Коха в основном направлена на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. Хотя специалисты отмечают некоторые противоречия в его интерпретации и использование понятий трудно конкретизируемых. Например, «округленная крона дерева» интерпретируется как недостаток энергии, клевание носом и тут же указывается, что это «дар наблюдательности», «сильное воображение» и «недостаточная концентрация», но чего, К. Кох не говорит. При толковании признаков он употребляет чрезмерное количество обыденных определений – например, «пустота», «высокопарность», «жеманство», «чопорность», «фальшивость» и тут же – «дар конструктивности», «техническая одаренность», «способность к систематике» и др.

При интерпретации корней внимание исследователя обращается на величину корней – больше они или меньше ствола, обозначены они одной чертой или в виде двух линий, что является способностью к рассудительности. Различная форма корней может быть связана с желанием подавлять

Направление корней на рисунке влево и вправо, симметрично относительно ствола, что является стремлением жить с внешним миром в согласии.

Листовая пластинка может иметь разную форму – листья из кривых линий говорят об открытом принятии окружающего, листья-сетки – о ловкости в избегании проблемных ситуаций. Заштрихованный ствол свидетельствует о внутренней тревоге и подозрительности, а нарисованный одной линией – об отказе смотреть на вещи реально.

Что касается рисунка человека, то здесь важна, прежде всего, голова – сфера интеллекта. Большая голова говорит о значении мышления, маленькая голова – показывает переживание интеллектуальной неадекватности.

Шея символизирует связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (тело). Крупная шея говорит об осознании телесных импульсов, а длинная и тонкая – о торможении и регрессии. Короткая и толстая шея – показатель уступок своим слабостям и желаниям.

Ширина и покатость плеч показывают в первом случае сильные телесные импульсы, а во втором – уныние, отчаяние, чувство вины.

Туловище является символом мужественности, если оно на рисунке угловатое или квадратное. Ненормально маленькое туловище свидетельствует о чувстве унижения.

Лицо, глаза, уши, рот, нос – показатели сенсорного контакта с действительностью. Подчеркнутый подбородок говорит о потребности в доминировании.

Маленькие уши интерпретируются, как стремление заглушать критику, закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Женственность означают полные губы на лице мужчины. Широкий нос с горбинкой говорит о презрительной установке, а редкие и короткие брови показывают изощренность и презрение.

Что касается волос, то сильная их заштрихованность – это тревога, связанная с воображением или мышлением. Незакрашенные и незаштрихованные волосы говорят о враждебных чувствах субъекта.

Свою интерпретацию также имеют руки, пальцы, ноги и одежда, которую изобразил на своем рисунке испытуемый.

Интерпретация результатов теста «Дом»

При интерпретации дома учитываются все детали рисунка, а именно: какой дом изображен на рисунке – старый или новый, где он изображен – вдалеке или вблизи, если есть на окнах ставни, то открыты они или закрыты, есть ли ступеньки, ведущие в дом.

Большое значение имеют стены дома – необычно расположенная задняя стена означает попытку самоконтроля, а ярче нарисованная задняя стена – это стремление сохранить контакт с реальностью.

Отсутствие двери в дом, говорит о трудностях субъекта при стремлении раскрыться, особенно в кругу семьи. Несколько дверей говорят об отрешенности, а открытые двери являются первым признаком откровенности.

Маленькие двери свидетельствуют о нежелании субъекта впускать в свое «Я». Большой замок на дверях показывает враждебность, скрытность. Что касается окон, то сильно открытые окна говорят о какой-то развязности и прямолинейности субъекта, много окон – готовность к контактам, занавешенные окна показывают озабоченность взаимодействием со средой.

При изображении крыши учитывается контур краев, какие они слабые или сильно очерченные. Дом без трубы – человеку не хватает психологической теплоты дома. Наличие трубы интерпретируется по её расположению относительно крыши, криво или прямо она изображена, ярко или чуть заметно.

Дополнением к дому могут быть изображены деревья, как бы загораживающие сам дом. В этом случае имеет место сильная зависимость от родителей.

Кусты, окружающие дом, могут говорить о желании оградить себя защитным барьером. Изображенное Солнце является символом авторитетной фигуры и воспринимается как источник силы и тепла.

Замечание 1

Цветовая гамма, используемая при рисовании, тоже дает информацию о субъекте.

Сам рисунок может быть изображен в разных частях листа. Если рисунок изображен над центром листа, то вероятно, что субъект чувствует недостижимость цели, помимо того, он склонен держаться в стороне от людей. Расположение рисунка точно в центре листа показывает незащищенность и прямолинейность, потребность в заботливом контроле. Рисунок ниже центра говорит о том, что субъект пребывает в депрессивном настроении. Рисунок в левой стороне листа указывает на импульсивность индивида, его акцентирование на прошлом. Рисунок в правой половине листа показывает склонность к поискам наслаждений в интеллектуальной сфере.

Кроме этого рисунок может выходить за края листа, что тоже имеет свою интерпретацию.

Прямые контуры рисунка говорят о ригидности, а эскизный контур, применяемый постоянно, в лучшем случае свидетельствует о мелочности, а в худшем случае является показателем неспособности к четкой позиции.

Вопросы пост-рисуночного опроса к тесту

Вопросы к рисунку о человеке:
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч2. Сколько ему (ей) лет?
Ч3. Кто он?
Ч4. Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
Ч5. О ком Вы думали, когда рисовали?
Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?)
Ч7. О чем он думает?
Ч8. Что он чувствует?
Ч9. О чем Вас заставляет думать нарисованный человек?
Ч10. Кого Вам напоминает этот человек?
Ч11. Этот человек здоров?
Ч12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч13. Этот человек счастлив?
Ч14. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч15. Что Вы чувствуете по отношению к этому человеку?
Ч16. Считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
Ч17. Какая на Ваш взгляд погода на рисунке?
Ч18. Кого напоминает Вам этот человек? Почему?
Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему?
Ч20. Как одет этот человек?

Вопросы к рисунку о дереве:
Др1. Что это за дерево?
Др2. Где в действительности находится это дерево?
Др3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
Др4. Это дерево живое?
Др5.
А. (Если испытуемый считает, что дерево живое)
а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
в) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
г) Как Вы думаете, когда это произошло?
Б. (Если испытуемый считает, что дерево мертвое)
а) Чем, по Вашему мнению, вызвана гибель дерева?
б) Как Вы думаете, когда это произошло?
Др6. Как Вы думаете, на кого это дерево больше похоже на мужчину или на женщину?
Др7. Что именно в рисунке подтверждает Вашу точку зрения?
Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
Др10. Когда Вы смотрите на рисунок дерева, как Вам кажется, оно расположено выше Вас, ниже Вас или находится на одном уровне с Вами?
Др11. Как Вы думаете, какая погода на этом рисунке?
Др12. Есть ли на рисунке ветер?
Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер?
Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер?
Др15. Если бы на этом рисунке Вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось?
Др16. Как Вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
Др17. О чем заставляет Вас думать это дерево?
Др18. О чем оно Вам напоминает?
Др19. Это дерево здоровое?
Др20. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др21. Это дерево сильное?
Др22. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Др23. Кого Вам напоминает это дерево? Почему?
Др24. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
Др25. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву), был человек, то кто бы это мог быть?

Вопросы к рисунку о доме:
Д1. Сколько этажей у этого дома?
Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
ДЗ. Это Ваш дом? (если нет, то чей он?)
Д4. Когда Вы рисовали этот дом, кого Вы представляли себе в качестве его хозяина?
Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был Вашим? Почему?
Д6. Если бы этот дом был Вашим и Вы бы могли распоряжаться им, так как вам хочется:
а) Какую комнату Вы бы выбрали для себя? Почему?
б) С кем бы Вы хотели жить в этом доме? Почему?
Д7. Когда Вы смотрите на рисунок дома, он Вам кажется расположенным близко или далеко?
Д8. Когда Вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше Вас, ниже Вас или примерно на одном уровне с Вами?
Д9. О чем Вас заставляет думать этот дом?
Д10. О чем он Вам напоминает?
Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный?
Д12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Д13. Считаете ли Вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
Д14. Какая, по Вашему мнению, погода на этом рисунке?
Д15. О ком Вас заставляет думать этот дом? Почему?
Д16. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
Д17. Куда ведет этот дымоход?
Д18. Куда ведет эта дорожка?
Д19. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

FAQ

Q: Что представляют изображения дома, дерева и человека в тесте “ДДЧ”?

A: Изображения дома, дерева и человека в тесте «ДДЧ» являются проективными образами, которые позволяют получить информацию о внутреннем мире испытуемого. Каждый из этих образов имеет свою символическую значимость и может отражать различные аспекты личности.

Q: Процесс рисования и его значение в тесте “ДДЧ”?

A: Процесс рисования в тесте «ДДЧ» имеет большое значение, так как он позволяет наблюдать не только окончательный результат, но и сам процесс создания рисунка. Наблюдение за рисованием помогает раскрыть эмоциональное состояние тестируемого, его отношение к процессу и к самим изображениям.

Q: Цель и возрастная направленность методики “ДДЧ”?

A: Основная цель методики «ДДЧ» — это исследование и анализ личности посредством проективного тестирования. Методика может применяться как у детей, так и у взрослых. Она позволяет выявить особенности психологического развития и выяснить информацию о субъекте, которая может быть полезной для диагностики и психологической работы.

Q: Подготовка и проведение теста “ДДЧ”?

A: Подготовка и проведение теста «ДДЧ» требуют определенных навыков и знаний со стороны психолога

Важно создать комфортную обстановку для испытуемого, объяснить цель тестирования и процесс его проведения. Необходимо также следить за тем, чтобы испытуемый не получал внешних подсказок или влияний во время рисования.

Q: Интерпретация результатов теста “ДДЧ”?

A: Интерпретация результатов теста «ДДЧ» производится на основе анализа символического содержания и структуры рисунков. Психолог учитывает различные аспекты, такие как форма, размеры, детали, цвета и эмоциональное выражение. Интерпретация результатов позволяет получить информацию о личности испытуемого, его эмоциональном состоянии, межличностных отношениях и других аспектах.

Q: Преимущества проективной методики “ДДЧ”?

A: Проективная методика «ДДЧ» имеет ряд преимуществ. Она позволяет получить информацию о внутреннем мире испытуемого, которую он может не осознавать или не желать выразить словами. Такой подход помогает психологу получить более объективные данные о личности испытуемого и провести более глубокий анализ его проблем и потребностей.

Q: Распространенные вопросы о методике “ДДЧ”?

A: Вот несколько распространенных вопросов о методике «ДДЧ»: — Как долго длится проведение теста «ДДЧ»? — Какие возрастные группы могут проходить этот тест? — Какие материалы необходимы для проведения теста? — Каким образом интерпретируются результаты теста? — Какая роль психолога в процессе проведения теста? — Каково значение каждого изображения (дома, дерева, человека) в тесте? — Какие аспекты личности можно выявить с помощью этого теста?

Q: Проективная методика “ДДЧ” и ее цель?

A: Цель проективной методики «ДДЧ» заключается в исследовании личности испытуемого. Методика позволяет получить информацию о его эмоциональном состоянии, ценностях, личностных особенностях и межличностных взаимоотношениях. «ДДЧ» использует проективное тестирование, чтобы раскрыть скрытые или непроизвольные аспекты личности.

Q: Применение проективной методики “ДДЧ” в практике?

A: Методика «ДДЧ» широко применяется в практике психологии. Она используется для диагностики и психологического консультирования. «ДДЧ» может помочь выявить проблемные аспекты личности, развить самосознание и осознаваемость, а также понять и обработать эмоциональные и межличностные трудности.

Заключение

Методика «ДДЧ» является одним из самых популярных и эффективных проективных тестов в практике психологов и психотерапевтов. Она позволяет выявить скрытые мотивы, конфликты и проблемы, которые могут быть связаны с прошлым опытом, личными отношениями и прочими факторами.
Проведение теста «ДДЧ» требует определенных знаний и умений от психолога, но результаты, полученные с помощью этой методики, могут быть очень ценными при работе с клиентами. При правильном использовании, тест «ДДЧ» помогает понять образ жизни, отношения к себе и окружающему миру, а также выявить уязвимые места личности.
Если вы хотите получить дополнительную информацию об этой методике и ее применении в практике, обратитесь к опытным специалистам. Старайтесь не использовать эту методику самостоятельно, так как неправильное толкование результатов может привести к нежелательным последствиям.
Надеюсь, что моя статья помогла вам понять, что такое проективная методика «ДДЧ», как ее проводят и какие результаты можно получить. Если у вас есть какие-либо вопросы, не стесняйтесь обращаться ко мне!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий