Как быстро выучить стихотворение наизусть

Оживите персонажей и создайте ассоциации

Постарайтесь вместе с ребёнком визуализировать сюжетную линию стиха. Как только происходящее в произведении в детском сознании заиграет красками, текст станет простым и понятным. Оживите персонажей стихотворения, подумайте, как они выглядят и какой у них характер. Визуализация детям даётся проще, чем взрослым, ведь их воображение ещё не знает границ. Прочитайте стих вместе несколько раз, закройте глаза и представьте, что это мультфильм. Так любой, даже самый сложный сюжет станет последовательным. Созданные ассоциации помогут вспомнить стихотворение даже после окончания школы.

Заучивание стихов с маленькими детьми

Процесс заучивания стихов с маленьким ребенком может превратить в увлекательную игру. Все зависит от терпения и фантазии родителей. Следующие советы помогут легче научить ребенка запоминать нужный стишок:

  • Выбирайте ритмичные стихи, относящиеся к предстоящему празднику;
  • Заинтересуйте ребенка предысторией о том, как в определенный волшебный момент он выйдет и расскажет стихотворение для особенного человека, например, Деда Мороза, папы и еще кого-нибудь;
  • Можно нарисовать стихотворение построчно или изобразить с помощью игрушек. Главное, чтобы было интересно и весело;
  • Проговаривайте стих во время игры. Ни одному ребенку не понравится сидеть спокойно на стуле и учить строчки. Приготовьтесь к активному процессу.

Как учить стихи с ребенком — эффективные методики

Четвертый и пятый класс — время перехода от младшей школы к средней. Период кризисный. Часто дети начинают хуже учиться, не успевают или не хотят выполнять домашние задания, особенно устные. Родители же ошибочно полагают, что их помощь подросшим ученикам уже не нужна. Чтобы не дать «упасть» ребенку в «троечники», учите стихи вместе с ребенком. Разберем возможные методики на примере программы средней школы.

Стихотворение «Парус»

Учим стих М.Ю. Лермонтова «Парус»

Произведение М. Ю. Лермонтова состоит из трех четверостиший, каждое из которых обладает своей динамикой. Чтобы выучить стих можно используйте ритмичные движения, напоминающие жестикуляцию дирижёра.

Можно использовать это видео:

При смысловом разборе заострите внимание на своеобразном написании слова «счастье». Трудностей с пониманием у школьников это произведение не вызывает

У стихотворения «Парус» яркая эмоциональная окраска. На этой особенности можно построить изучение текста.

  • Учите блоками по четыре строчки, каждый отдельно.
  • Связку основывайте на состоянии моря: спокойное — бурное – спокойное.
  • В качестве аудио подкрепления используйте запись романса А. Варламова.
  • Для визуализации найдите картинку морского пейзажа.

Стихи М. Ю. Лермонтова в 5 классе учатся легко, если ребенку понятен их смысл. Для запоминания будет достаточно одного дня с обязательным повторением на ночь.

«Крестьянские дети»

Учим стих Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

В поэзии Некрасова встречается много архаизмов – слов, которые не используются в современной речи. Значения некоторых дети в 4 классе понимают интуитивно, из контекста. Незнакомые нужно объяснить до того, как начать учить стих.

Пошаговая схема:

  • Прочитайте заданное вслух с выражением 2 раза.
  • Попросите сделать это ребенка.
  • Выясните, насколько правильно он понимает текст.
  • Выпишите трудные слова и выражения. Обычно это: вирши, умиление, плуты, нега, жерди, мякина, оскома, вестимо.
  • Объясните их значение на примерах и синонимах.
  • Разбейте отрывок на четверостишья. Учите отдельно.

«Зимняя дорога»

Стихи Пушкина А.С. запоминаются очень легко, особенно если представлять «картинку». После предварительного прочтения и разбора непонятных слов сделайте следующее:

  • Нарисуйте вместе с ребенком одну картинку для каждого четверостишья.
  • Учите, используя их как подсказку.
  • Проработайте весь текст 2 раза. Повторите через 2 часа.

При изучении стихов Пушкина важно избежать «переучивания». При слишком частом и долгом повторении текста, дети начинают путать слова и четверостишья местами

Чтобы стих выучить быстро, делайте для усвоения информации временные перерывы.

Запоминаем по-новому

Как известно, все в человеке взаимосвязано. Психологи уверяют, что если «улыбнуться» в плохом настроении, то ваше настроение улучшиться, а все из-за того, что в организме произойдет обратная реакция. Ведь до этой «улыбки», вы улыбались множество раз, правда, до этого источником этих улыбок был мозг (мозг и мышцы лица). За многолетние улыбки у человека образуется настолько устойчивая связь между мозгом и мышцами лица, что это может провести к обратной реакции — когда мышцы лица воздействуют на мозг, который отвечает улучшением настроения.

Если учесть, что некоторые психологи, правда, довольно условно, разделяют людей на: аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов, то имеет смысл определиться с тем, к какому виду людей вы относитесь.

Основанием для разделения на указанные группы, является преимущественный способ получения информации из внешнего мира. Человек, который опирается на зрение (зрительные образы), является визуалом. Тот, кто опирается на слух (речь, музыка), является аудиалом. Кинестетик опирается на обонятельно-осязательный канал информации. Дискретик (дигитал) большее значение придает  субъективно-логическому осмыслению сигналов полученных по всем вышеуказанным каналам.

Определить свой тип несложно, на бескрайних просторах интернета есть множество тестов позволяющих это сделать. Но делать это не обязательно. Можно использовать все ниже и вышеперечисленные способы изучения одновременно и выбрать тот, который вам покажется наиболее эффективным в запоминании стихотворений именно в вашем случае.

Аудиалы, представьте, что вы композитор, каждое слово стихотворения отзывается звуком, вы слышите как гремит гром, как бьется стекло, шумит ветер. Попробуйте:

  • уловить ритм стихотворения;
  • придумать (подобрать) мелодию к стихотворению;
  • прочитать несколько раз в слух;
  • прочитайте с чувством, с толком, с расстановкой.

Визуалы, попробуйте:

  • увидеть (вообразить) то о чем говорится в каждой строчке;
  • нарисовать стихотворение;

Представьте что вы режиссер и снимаете ролик по стихотворению, подумайте какой бы видеоряд вы подобрали.

Кинестетики, попробуйте встать. С этого момента вы драматический актер. Читайте стихотворение, сопровождая чтение движениями рук, ног, головы.

Дигиталы, прочтите и подумайте: что хотел сказать автор написав стихотворение? Какова цель? Суть? Попробуйте любой (или несколько) способ рекомендованный аудиалу, визуалу, кинестетику.

Задание на проверку

Теперь попробуйте выполнить небольшое задание. К примеру, вы можете взять и попробовать выучить стихотворение  Пушкина, Лермонтова или другого угодного вам поэта. Я предлагаю вам запомнить следующий отрывок стихотворения разными способами. Первое четверостишие выучите так, как это рекомендовано аудиалу, второй — визуалу, третий — кинестетику, четвертое — дигиталу.

Сады тошнит от верст затишья.

Столбняк рассерженных лощин

Страшней, чем ураган, и лише,

Чем буря, в силах всполошить.

Гроза близка. У сада пахнет

Из усыхающего рта

Крапивой, кровлей, тленьем, страхом.

Встает в колонны рев скота.

На кустах растут разрывы

Облетелых туч. У сада

Полон рот сырой крапивы:

Это запах гроз и кладов.

Устает кустарник охать.

В небе множатся пролеты.

У босой лазури — походь

Голенастых по болоту.

Года два назад мне вдруг захотелось почитать стихи, а те которые понравятся выучить. Я взял сборник Бориса Пастернака, и каждый день, на протяжении двух недель, я запоминал по два стихотворения (в среднем по 5 четверостиший в каждом). Чтобы запомнить заученный материал надолго, нужно периодически повторять стихи. Вечером я запоминал, а утром по дороге на работу вспоминал заученное вечером. Как правило, я учил стоя, и пытался представить образ каждого слова (то, что рекомендовано визуалу).

Чем больше вы помните и знаете, тем больше вы запомните и узнаете нового. Ведь новая информация записывается в память на уже имеющуюся информацию.

В заключении данной статьи представлена оставшаяся часть стихотворения Бориса Пастернака. Так получилось, что осталось последнее четверостишие, запомните его так, как вам будет удобно.

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Лозы ив, и листья дуба,

И следы у водопоя.

Не забудьте сообщить читателям о своих наблюдениях и практике применения изложенных в статье способов запоминания стихотворений.

Также обратите внимание на уроки по развитию памяти на нашем сайте

5 отличных методик как учить стихи с ребенком

Четвертый и пятый класс — время перехода от младшей школы к средней. Период кризисный. Часто дети начинают хуже учиться, не успевают или не хотят выполнять домашние задания, особенно устные. Родители же ошибочно полагают, что их помощь подросшим ученикам уже не нужна. Чтобы не дать «упасть» ребенку в «троечники», учите стихи вместе с ребенком. Разберем возможные методики на примере программы средней школы.

Стихотворение «Крестьянские дети»

Учим стих Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»

В поэзии Некрасова встречается много архаизмов – слов, которые не используются в современной речи. Значения некоторых дети в 4 классе понимают интуитивно, из контекста. Незнакомые нужно объяснить до того, как начать учить стих.

Пошаговая схема:

  • Прочитайте заданное вслух с выражением 2 раза.
  • Попросите сделать это ребенка.
  • Выясните, насколько правильно он понимает текст.
  • Выпишите трудные слова и выражения. Обычно это: вирши, умиление, плуты, нега, жерди, мякина, оскома, вестимо.
  • Объясните их значение на примерах и синонимах.
  • Разбейте отрывок на четверостишья. Учите отдельно.

«Парус»

Учим стих М.Ю. Лермонтова «Парус»

Произведение М. Ю. Лермонтова состоит из трех четверостиший, каждое из которых обладает своей динамикой. Чтобы выучить стих можно используйте ритмичные движения, напоминающие жестикуляцию дирижёра.

Можно использовать это видео:

При смысловом разборе заострите внимание на своеобразном написании слова «счастье». Трудностей с пониманием у школьников это произведение не вызывает

У стихотворения «Парус» яркая эмоциональная окраска. На этой особенности можно построить изучение текста.

  • Учите блоками по четыре строчки, каждый отдельно.
  • Связку основывайте на состоянии моря: спокойное — бурное – спокойное.
  • В качестве аудио подкрепления используйте запись романса А. Варламова.
  • Для визуализации найдите картинку морского пейзажа.

Стихи М. Ю. Лермонтова в 5 классе учатся легко, если ребенку понятен их смысл. Для запоминания будет достаточно одного дня с обязательным повторением на ночь.

Пушкин «Зимняя дорога»

Стихи Пушкина А.С. запоминаются очень легко, особенно если представлять «картинку». После предварительного прочтения и разбора непонятных слов сделайте следующее:

  • Нарисуйте вместе с ребенком одну картинку для каждого четверостишья.
  • Учите, используя их как подсказку.
  • Проработайте весь текст 2 раза. Повторите через 2 часа.

При изучении стихов Пушкина важно избежать «переучивания». При слишком частом и долгом повторении текста, дети начинают путать слова и четверостишья местами

Чтобы стих выучить быстро, делайте для усвоения информации временные перерывы.

Полезные советы

  • Испро­буйте с ребён­ком все методы. Потом выбе­рите тот, кото­рый под­хо­дит именно вам. Можно сов­ме­щать какие-то методы. Может быть в про­цессе вы при­ду­ма­ете свой.
  • Пре­вра­щайте про­цесс изу­че­ния сти­хов в игру. Ребёнку должно быть это инте­ресно. Тогда и резуль­тат будет налицо.
  • Ни в коем слу­чае не застав­ляйте, если он не хочет или не в настроении.
  • Делайте пере­рывы для отдыха, чтобы одно­об­раз­ное заня­тие не наскучило.

Итак, каким же образом произвести выучивание стихотворение за 5 минут наизусть

Первый метод: Чтоб быстро выучивать стихотворение наизусть, необходимо перечитать его в голос два-три раза. Во время прочтения лучше всего применять методы ассоциации, в мыслях представляя себе картинку, о которой рассказывается в стихе. Ведь стих– это не что иное, как чувства и эмоции, переживаемые лирическим героем, а также самим автором.

Второй метод: Вышеописанный метод является очень эффективным. Он позволяет каждому заучить пару страничек текста в течении одного часа. Но в том случае, если вы все же имеете немного времени в запасе, можете начать учить стихотворение за два дня до сдачи. В 1-ый день заучиванию надо уделить около получаса перед сном, а во 2-й день добавить к этому времени еще столько же. В результате стих, заученный таким способом, вы будете знать от корки до корки.

Третий метод: Для начала вам следует вдумчиво, никуда не спеша прочитать стихотворение, при этом не ставив целью сразу начать выучивание. Вам нужно постараться понять смысл, подтекст стиха, догадаться о том, что желал сказать автор читателю. Можете напрячь ваше воображение и представить , каким образом процессы, описываемые в стихотворении, происходили бы в реальности. Вы также могли бы Вы можете поставить себя на место лирического героя, постараться понять пафос явления, которое описывается в стихотворении.После этих незаурядных действий можете начинать заучивать стих наизусть, запомнить его будет гораздо легче.

Четвертый метод: Можно разбить стих на столбики из четырех строчек. Сначала выучить 1-ое, затем – 2-ое. После этого можно постараться перечитать оба столбика. В случае легкого, свободного чтения можно переходить к следующим строчкам.

Пятый метод: Можно попросить кого-либо перечитать этот стих вам вслух несколько раз. Иногда данный способ отлично содействует выучиванию, особенно в том случае, когда у пытающегося выучить стих неплохо развита слуховая память.

Шестой метод: После прочтения текста можно представить, на какие мелодии возможно его спеть. После того, как вы определитесь с музыкой, можно распевать стих в различном темпе с многократными повторениями.

Седьмой метод: Следует прочитать стих, записать на диктофон и переслушать. Дело в том, что звук собственного голоса самый приятный для человека, и в связи с этим запоминание текста может быть более эффективным, поэтому вам нужно прослушать стих полностью, потом разбить его на маленькие части. После прослушивания очередного фрагмента вам надо остановить запись и проговорить данный фрагмент в голос.

Восьмой метод: Чтоб применить ещё один тип памяти, надо написать стих на бумаге, во время процесса проговаривая его вслух. Данный способ даст возможность выучивать стихотворение ещё быстрее. Учить стихотворение надо лишь с того бумажного листика, на который вы его переписали. Следует несколько раз перечитать первую строчку, затем повторить её в голос, при этом не подсматривая. Потом надо перечитать 1-ю и 2-ю строчки подряд и повторить их. Затем нужно так же поработать с 1-й, 2-й и 3-ей строчками, каждый раз добавляя ещё одну. Но выучивать таким методом весь стих совсем не обязательно.

Девятый метод: Периодически случается, что некоторые места в стихе совсем не хотят поддаваться заучиванию в связи со стыком циклов. С целью решения данной проблемы возможно сделать шпаргалки со словом, которым начинается труднозапоминающийся цикл.

Десятый метод: Можно подойти к зеркалу и порепетировать, вглядываясь в отражение. Подключите мимику, нацепите улыбку, представляйте, что на вас смотрит много-много людей, которые восхищаются вашим ораторским искусством. Выучивать таким образом стихотворение наизусть проще и легче.

Что делать в день выступления?

Ребенку нужно хорошо выспаться

Чтобы ребенок имел возможность успешно выступить, он в первую очередь обязан выспаться. Лечь спать нужно как можно раньше. В 9-10 часов вечера накануне. Чтобы проснуться в 06:30-07:00 бодрым и готовым к выступлению.

Если ребенок поспит мало, то его мысли будут спутанными. И он не сможет достаточно хорошо выступить. Поскольку будет забывать слова.

Подростку нужно повторить стихотворение вслух

Делать это он может в любое время. И там, где хочет. Желательно, конечно, повторить стихотворение перед школой.

Декламировать произведение рекомендуется вслух. Со всей мимикой и жестами, которые ребенок планирует применить во время основного выступления перед классом. Это позволит ребенку повторить текст. Лучше запомнить его. И настроиться на выступление.

Ребенку ни в коем случае нельзя мандражировать и вспоминать о предстоящем выступлении перед классом в течение учебного дня. Поскольку из-за этого он будет нервничать. А еще, пострадает его успеваемость по остальным предметам

Поскольку основное внимание будет уделено уроку литературы, на котором нужно рассказать стих

Это может привести к плохим последствиям. По той причине, что ребенок будет думать об одном предмете. А на остальных уроках будет витать в облаках. Что гарантированно вызовет негативные эмоции у преподавателей, которые их ведут

Поэтому ребенку не нужно концентрировать все свое внимание на декламировании определенного стихотворения. Пусть относится к этому дню, как к обычному походу в школу

Который ничем не отличается от остальных.

Перед заходом в класс литературы, ребенку нужно еще раз повторить стихотворение

На этот раз – про себя. Без использования мимики и жестов

Повторить стихотворение перед заходом на урок – очень важно

После того, как ребенок сделает это, то он должен расслабиться. И в дальнейшем больше уже не повторять слова. Поскольку это приведет к тому, что он будет волноваться.

Когда ребенок зайдет в класс, он должен осмотреться

Сесть за парту. Понять, где будет стоять во время выступления. Представить, какой вид открывается у человека, который стоит у доски. Понять, где лучше встать. И где одноклассники будут видеть его лучше всего.

Если ребенок будет декламировать стихотворение в знакомой ему обстановке, то это будет очень хорошо. Поскольку он не будет испытывать волнение. И с легкостью продекламирует определенный стих.

Скажите ребенку, чтобы не боялся совершить ошибку

Это очень важно. Ведь чаще всего сбывается именно то, чего мы до смерти боимся

Если ребенок будет готов совершить ошибку, то это положительно на него повлияет. Он не будет о ней думать. И, как следствие, расскажет стих без запинки. И не забудет ни одного слова.

Научите ребенка правильно реагировать на то, что он совершил ошибку

Наверняка случится так, что ребенок действительно допустит ошибку. Произнесет слово неверно. Или вовсе забудет часть стихотворения. При неправильной реакции, это приведет к довольно серьезным проблемам – ребенок окончательно собьется. И больше не будет произносить стихотворение.

Научите чадо правильно действовать, когда он сбивается

Скажите, чтобы он не обращал внимание на допущенную ошибку. И продолжал рассказывать стихотворение дальше

Чтобы аудитория и учитель даже не заметили ошибку чада.

Посоветуйте подростку выступать первым, если есть такая возможность

Перед тем, как начать спрашивать стихотворение, учитель спросит у класса, не хочет ли кто-нибудь выступить первым. Посоветуйте ребенку в этом случае поднять руку. И начать рассказывать стихотворение первым.

Тем, кто поступает подобным образом, делают поблажки. Первым выступающим обычно повышают оценку на один балл. За смелость. Поэтому у ребенка будет возможность хорошо выступить. И самым первым заработать достойную оценку.

Перед тем, как пойти выступать, ребенку нужно успокоиться

Если учитель спрашивает класс по списку, и постепенно приближается к ребенку, то ему нужно успокоиться перед выступлением. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Делать это нужно медленно. Уверенно. И с хорошим, позитивным настроем.

Это очень важное упражнение, которое рекомендуется к использованию перед началом выступления. Если подросток выйдет рассказывать стих взволнованным, то у него ничего не получится

Он будет постоянно сбиваться. А еще, у него будет дрожать голос. Что ни коим образом не поможет ему сдать стихотворение на отличную отметку.

Научите ребенка получать удовольствие от выступления со стихотворением

Скажите ребенку, чтобы он выложился на все 100%. Рассказал стихотворение не только без ошибок, но и с красивой актерской игрой. С правильными интонациями. С яркими мимикой и жестами.

Как легко выучить стихотворение: инструкция в несколько этапов

Не стоит затягивать с изучением, в запасе должно оставаться 2-3 дня, особенно, если стих большой и сложен в восприятии. Создайте благоприятные условия: кто-то нуждается в полной тишине, а кто-то легко воспринимает информацию, когда на фоне играет спокойная музыка, главное – создать атмосферу комфорта и уединиться. Например, некоторые стесняются читаться вслух при родителях.

Этап №1 – подготовительный

  1. Прочитайте произведение вслух и про себя. Не начинайте сразу заучивать и зубрить, достаточно несколько раз пробежать глазами и почувствовать общее настроение, понять смысл произведения.
  2. Изучите незнакомые слова – поэзия авторов XIX-XX века наполнена метафорами, аллегорией, параллелизмом, старорусскими словами и фразами, вышедшими из общего обихода. Все вместе это называется – архаизмы (давеча, ведать, иже, злато, уста, зеницы, десница и другие). Не забывайте, что это время символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма, где каждый представитель стремился создать уникальную форму.
  3. Поиграйте в ассоциации, подумайте, какие чувства вызывают у вас эти строки, какой смысл вкладывает автор, кто главный герой, а кто второстепенный.
  4. Если есть желание и умение, можно попробовать нарисовать прочитанное ‒ это хорошая тренировка художественных способностей и развитие креативности.
  5. Читайте стихотворение со знаками препинания и правильно расставляйте ударение, если сомневаетесь – лучше погуглите незнакомые слова. Читая с интонацией, мозг проще воспринимает информацию и расставляет акценты. После правильного прочтения, обычно приходит понимание рифмы и смысла.
  6. Читая произведение вслух, вы активизируете не только зрительную, но и слуховую память.

Первый этап пройден, пора сделать небольшой перерыв и «переварить» информацию. Но, надолго не отвлекайтесь, чтобы потом снова не направлять мозг в нужное русло. На втором этапе изучения придется приступать к конкретным действиям и задействовать все свои умственные способности.

Этап №2 — как выучить стихи за 5 минут

Выучить произведение за 5 минут возможно, конечно, если это небольшое стихотворение, а простенькое четверостишие. Но вернемся за работу.

Попробуйте переписать стих на лист бумаги, это активирует моторную память. Процесс займет больше 15 минут, но затраченные усилия окупаются сполна

Важно во время написания проговаривать каждую строчку. Такой метод подходит для небольших произведений, ведь переписывать «Бородино» Лермонтова на лист захочет не каждый

Продолжайте изучение с того листа на который был переписан стих. Повторите первую строчку, а потом не глядя в листок, повторите по памяти и так до конца, пока не запомните все произведение. Сложности в заучивании вызывают слова, расположенные на стыке циклов. Создайте шпаргалку и подсматривайте начало цикла, если с ним возникают сложности. Когда переписывать неохота, работайте по следующей схеме: повторите несколько раз первую строчку, не смотря в книгу, затем к первой добавьте вторую, также не подглядывая. Каждый раз, прибавляя строчку, вы дойдете до самого конца. Главное вести себя честно и не смотреть в книгу. Воспользуйтесь помощью друзей или родителей. В этом случае работает принцип эха: один человек читает строчку, а вы сразу повторяете за ним. А после стараетесь воспроизвести отрывок полностью. Второй способ – продолжать начатую строку: вы говорите первую, а помощник вторую, а потом наоборот. Учеба растянулась больше, чем на час – отдохните и повторите произведение перед сном. Мозг осмыслит полученную информацию и утром, вы сами того не осознавая, будете знать произведение на зубок.

Как легко выучить стихотворение, когда в голове, словно, ничего не хочет откладываться? Такое бывает, главное не корить себя, возможно, вам мешает внешний раздражитель или вы озабочены другой проблемой. Попробуйте успокоиться и настроиться на работу. Если возникают сложности с пониманием смысла, всегда можно найти дополнительную информацию в интернете. Выучить стих будет проще, если начать изучение не за час до сдачи

Именно поэтому важно оставлять в запасе 2-3 дня

Небольшой лайфхак

Когда в распоряжении есть 2-3 дня, в первый день потратьте на изучение 20 минут, а на следующий день уделите 1 час. Ночью вы осмыслите полученную информацию, а утром на свежую голову, закрепите результат.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий