Эпоха просвещения
В эпоху Просвещения этикет стал общедоступным, исчезла избранность, и появилось больше литературы, позволяющей изучить правила и модели поведения в обществе. Культура, хорошие манеры — все это стало проявляться не только в аристократическом обществе, но и в низших слоях. При этом произошла большая демократизация в поведении, и придворный этикет стал немного отличаться от этикета средних слоев, где наравне с культурой стала проявляться большая демократичность поведения.
Безусловно, этикет средневековья и эпоха просвещения имеют разную выразительную и смысловую составляющую. Выражение этикета в Средневековье характеризуется больше жестами, движениями. Человек образованный, умел и знал язык жестов, ключевыми в которых были руки. Отсюда многочисленные жесты с перчатками, которые выражали и различные эмоциональные состояния
Особое внимание в этикете этого периода уделялось аксессуарам – это и платки, и цвет брошей, кружев, отделки, беретам. Все это характеризовало различные социальные слои и уровень образованности
Основными популярными оттенками в одежде были ярко-красный, зеленый, пастельные тона.
По костюму можно было определить не только социальное положение, но и финансовую успешность человека. Считалось, что богатый человек может позволить себе быть образованным и соблюдать правила этикета и иметь хорошие манеры.
Этикет придворных подразумевал особое поведение приближенных к королевской особе людей. Строго регламентировались не только их внешний вид и манеры, но и взаимодействие во дворе, иерархия.
Столовый этикет
Тот, кто придумал этикет, безусловно, не представлял всей той сложности, которая возникнет при регламенте поведения на праздниках, при застольях. Каждая страна, общество имеет свои особенности и культурные традиции.
Так, в прошлые века, если рассматривать рассадку гостей на пиру, то наиболее значимые и высокопоставленные гостьи занимали места рядом с хозяином. Остальные же гости рассаживались в свободном порядке.
Традиции средних веков подразумевали бесконтрольное поедание пищи. Часто после празднества люди в буквальном смысле падали с ног от переедания.
Также во времена Средневековья не было традиции застилать стол скатертью, не было тарелок. Еду клали в специальные углубления в столе. Начиная с 11 века, за столом разрешили присутствовать дамам
Постепенно люди научились понимать важность гигиены при приеме пищи, и появилась традиция мыть руки
Если обратиться к прошлым временам, например, к этикету эпохи Возрождения, то можно отследить некие закономерности, которые прослеживались даже в меню. Обилие мясных блюд, много жирной пищи (как символ сытности и благополучия) — все это было частью застолий у феодалов. В то время как стол крестьянина, отличался большой простотой, но также был достаточно “тяжел” из-за обилия бобовых, каш. Мясо крестьяне ели лишь по большим праздникам.
Застолье могло быть длительным с обильной выпивкой и закусками. Скатерть появилась на столе лишь в 12 веке. Столовые приборы появились в обиходе лишь в 15 столетии. Причем их украшали драгоценными камнями, использовали дорогие металлы. Примерно в это же время появилось такое понятие как перемена блюд. Одно кушанье сменяло другое. Застолье начало принимать более упорядоченный характер.
Этикет 19 века стал образцом поведения за столом и имеет существенные отличия с правилами 12-15 веков. Трапеза в 19 веке стала рассматриваться, как часть культурного мероприятия, возможность собраться за столом, чтобы не только насладиться едой, но и общением.
Паралингвистические аспекты речевого этикета
Люди способны общаться не только с помощью слов и звуков. Информацию бывает проще передавать друг другу жестами, мимикой и другими движениями. Такие способы информационного взаимодействия охватывает паралингвистический аспект речевого этикета.
Различаются следующие паралингвистические жесты:
- указующие,
- выражающие согласие,
- выражающие эмоции и эмоциональное состояние
Существует группа традиционных знаков, выражающих уважение:
- рукопожатие,
- поклоны,
- реверансы.
Бывают паралингвистические проявления, которые носят оскорбительный или одобряющий характер.
Через паралингвистический аспект можно изучать культурные и национальные особенности. Например, в русской речи жестикуляция достаточно сдержанная, мимика не слишком выразительная. Это говорит о характере русского менталитета и специфике культуры. Русские люди по-северному спокойные и не такие экспрессивные, как например, итальянцы. Мало кто из славян активно задействует движение рук во время повседневного разговора.
Интересен тот факт, что в разных культурах одни и те же жесты содержат в себе противоположный смысл.
Большую часть людей в нашем обществе не интересует вопрос речевого этикета. Разумеется, большинство собеседников понимают, что есть такие случаи, в которых требуется говорить таким и только таким тоном, не перебивать, держаться на определенном расстоянии. Но мало кто осознает значение в жизни знания правил и тонкостей коммуникации. Появление речевого этикета вознесло общество на новый уровень.
Паралингвистические аспекты речевого этикета.
Помимо интонации, устную речь отличает от письменной использование паралингвистических знаков жестов и мимики. С точки зрения речевого этикета различаются следующие паралингвистические знаки:
не несущие специфической этикетной нагрузки (дублирующие или заменяющие собой сегменты речи указующие, выражающие согласие и отрицание, эмоции и пр.);
требуемые этикетными правилами (поклоны, рукопожатия и пр.);
имеющие инвективное, оскорбительное значение.
При этом регламентация жестикуляции и мимики охватывает не только две последние категории знаков, но и знаки неэтикетного характера вплоть до чисто информативных; ср., например, этикетный запрет показывать на предмет речи пальцем.
Кроме того, требования речевого этикета могут распространяться на паралингвистический уровень общения в целом. Например, в русском речевом этикете предписывается воздерживаться от слишком оживленной мимики и жестикуляции, а также от жестов и мимических движений, имитирующих элементарные физиологические реакции.
При этом существенно, что одни и те же жесты и мимические движения могут иметь разное значение в разных языковых культурах. Это ставит перед методистами и преподавателями иностранных языков актуальную задачу описания особенностей жестикуляции и мимики в изучаемой языковой культуре. Предпринимаются также попытки создания словарей жестов, мимики и поз. Различия в этикетном значении жестикуляции и мимики изучаются в широком контексте исследования систем жестовой и мимической коммуникации (см. такжеЖЕСТОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ).
Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста
Чтобы дошколята лучше освоили речевой этикет, взрослым следует в процессе их обучения обращаться к общим правилам культуры поведения
На фоне ярко выраженного в социуме «дефицита» уважительного отношения к оппоненту очень важно внести в этикетный словарь каждого ребенка как можно больше речевых формул. Перед тем как приступить к процессу обучения, необходимо добиться единения между взрослыми и детьми
Воспитание и формирование речевого этикета у малышей, посещающих детский сад, начинается с создания абсолютной тишины в группе. Это дает возможность педагогу обращаться к каждому ребенку и обучать его, показывая свой пример.
- На первом этапе формирования знаний необходимо обращаться к правилам использования образцов этикетной лексики (для этого идеально подходят произведения таких авторов, как А. Усачев, А. Кондратьев, В. Сухомлинский, О. Гражданцева).
- В момент перехода на второй этап обычно используются дидактические игры, которые направлены на применение правил по употреблению определенных речевых формул. Ведь именно в игровой форме дети лучше усваивают материал.
История речевого этикета
Речевой этикет — это свод норм в общении. Появился он вместе с развитием государственности и служил с целью разграничения социальных слоев общества. Определенный стиль в общении мог выдать в человеке купца или дворянина. Кроме того, он позволяет участникам беседы вести разговоры в мирном тоне.
Традиционно речевой этикет различался в зависимости от региона. В Древней Греции существовала традиция культурных бесед после званого ужина. В Римской империи хорошим тоном считалось не высказывать недовольства хозяину вечера. Примером служил сам Цезарь: во время пира, на котором подали испорченное блюдо, он попросил добавки, не высказав замечаний повару.
В поздней средневековый Европе речевой этикет стал предметом для обучения. Знание норм могло выгодно выделить человека хорошим воспитанием, в то время как незнание, наоборот, было показателем низкого социального статуса. Эпоха Возрождения стала благоприятным с точки зрения этикета временем для бедняков. Повсеместный интерес к гуманизму приучал людей любого статуса общаться на равных.
Речевой этикет 19 века подвергся буржуазному влиянию. Уйдя от придворных традиций, правила поведения не стали проще. При встрече дамы с мужчиной, здороваться первой могла только женщина. Обращаться к кому-либо нужно было исключительно по имени вместе с титулом. Женщинам нельзя было общаться наедине с мужчинами, много разговаривать. А все, кто имел привычку давать краткие ответы, слыли невеждами.