Истинджа и истиджмар, и замена одним другого
Истинджа (подмывание) – это удаление выходящего из двух путей (то есть испражнений), с помощью воды. Истиджмар (подтирание) – это протирание посредством чего-либо чистого, дозволенного и очищающего, например камнями, и им подобными вещами.
Разрешается делать что-либо одно из двух, так как это установлено от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Объединение их (истинджа и истиджмар) предпочтительнее.
Совершается истиджмар камнями или всем тем что заменяет их, при условии что оно чистое, очищающее и дозволенное. Например салфетки, листья, бумага, дерево и другое подобное этому, так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал истиджмар камнями, и вместе с ними тем что подобно им для очищения. Не разрешается совершать истиджмар менее чем тремя протираниями, согласно хадису Сальмана, да будет доволен им Аллах:
О чем следует помнить туристам, собирающимся в Индию?
Уважать национальные обычаи и чтить традиции Индии – обязанность не только индийцев, но и приезжих. Туристы должны также придерживаться этикетных правил во время общения с хозяевами территории, прогулок, посещения храмов, святынь. Индийцы, особенно провинциалы, очень любят «общаться» на языке жестов и пристально следят за приезжими
Поэтому туристам следует обращать на это внимание. Не стоит бросать вызов местным жителям, щелкая пальцами, хлопая в ладоши и подмигивая
Подобное поведение расценивается как оскорбление. Ни в коем случае нельзя демонстрировать указательный палец, показывая куда-либо. Это признак дурного тона.
Поскольку корова является священным животным, использование говядины для приготовления блюд недопустимо. Туристам тоже не следует дразнить местных жителей и употреблять это мясо в пищу.
Одной из местных традиций является запрет на алкоголь в публичных местах. Нарушителям грозит серьезный штраф.
Отправляясь в туалет или намекая на необходимость отлучиться туда, нельзя называть это слово вслух. Принято заменять его фразой «номер один». В противном случае индийцы проигнорируют просьбу подсказать, где находится это место.
В целом, жители противоречивой и загадочной страны достаточно лояльны к приезжим. Главное – помнить о запретах и уважать традиции местного населения, чтобы не допустить возникновение недоразумений.
Семейные ценности и взаимоотношения полов в Индии
Самым значимым событием в жизни любого индуса является свадьба. Обычно такое дело, как выбор будущего сексуального партнера, вверяют родителям. Молодым приходится подчиняться национальным традициям. Во время поиска для сына или дочери любимого человека учитываются различные факторы: финансовая обеспеченность, вероисповедание, наличие образования, принадлежность к касте. Статус будущего супруга напрямую влияет на размер приданого невесты (чем он выше, тем, соответственно, больше имущества придется собрать для замужества). Ни под каким предлогом представителям обоих полов нельзя вступать в близость до брака. Но не возбраняются:
– совершение телефонных звонков;
– свидания в присутствии близких;
– переписка посредством электронной почты;
Этикет в Индии запрещает девушке вступать в связь с мужчиной до свадьбы. Недаром главным требованием, предъявляемым невесте накануне бракосочетания со стороны родственников жениха, является ее целомудрие.
Представителям обоих полов не рекомендуется также выставлять напоказ отношения и открыто демонстрировать свои чувства. Признаком плохого тона являются демонстративные объятия, поцелуи, прогулки за руки. Причем придерживаться этих правил обязаны не только местные пары, но и гости из-за границы. Как это ни парадоксально, но в Индии даже ребенка нельзя целовать на глазах окружающих.
Существуют определенные традиции, которым необходимо следовать при посещении храма, во время поездки в транспорте и приема пищи. Соблюдается принцип разделения женщин и мужчин. Причем придерживаться этих традиций учат с детства. Так, в большинстве индийских школ мальчики обучаются отдельно от девочек. Этим во многом обусловлен столь сильный интерес к представителям другого пола в момент вступления в подростковый период.
Правила туалетного этикета
Вкратце правила туалетного этикета мусульман можно обозначить тезисно таким образом:
- Мусульманин должен перед тем, как войти в туалет, произнести одно из двух дуа или молитвы-обращения, которые выражают просьбу к Аллаху защитить верующего от проклятого, злого и скверного шайтана и защитить и уберечь от дурных поступков и порочности. Поскольку эти дуа относятся к категории необязательных, то произносить их можно и на своем родном языке. Это такие дуа, как: «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от шайтана мужского и женского пола /Аллахумма, ин-ни а‘узу бикя мин аль-хубси ва-ль-хабаиси/» и «О Аллах, я прибегаю к Твоей защите от нечисти и нечистот и проклятого шайтана /Аллахумма, ин-ни а‘узу бикя минарридж-си аннаджисиль-ха-бисиль-мухбиси шайтани-рраджим»;
- после завершения испражнения и мочеиспускания мусульманин должен левой рукой вымыть водой органы, подтереть их не менее, чем тремя подтирочными камнями либо туалетной бумагой. С этой целью можно также использовать подручный материал, исключая навоз и кости, избегая использовать вещи, представляющие ценность;
- покидая туалет, мусульманин должен вымыть руки тщательно, а, выходя из помещения, произнести «Аллах, прости меня /Гуфранакя/».
Что запрещено (харам) совершать тому, кто хочет справить нужду
Запрещается мочиться в стоячую воду (например в колодцы, бассейны, озера и прочие), согласно хадису Джабира, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует: что он запретил мочиться в стоячую воду. (хадис согласованный: Муслим 281, и похожий у аль-Бухарий 239)
Нельзя ему держать член правой рукой во время мочеиспускания и совершать ею истинджа.
Запрещено ему справлять большую и малую нужду в дорогах, или в тени, или в общественных садах, или под деревья которые приносят плоды (и которые потом едят люди), или в источники воды (колодцы, родники, водохранилища, под краны).
Так же запрещается читать Коран и заходить с ним в отхожее место, и запрещается совершать истиджмар навозом, или кистями, или полезной едой (т.е. фактически любое едой, которую можно есть), согласно хадису Джабира, да будет доволен им Аллах:
Запрещается справлять нужду между могил мусульман, и сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приблизительно такие слова:
Примечания[ | код]
- ↑ .
- , с. 32.
- ↑ , с. 33.
- , с. 29.
- , с. 10.
- ↑ , с. 12.
- ↑ , с. 30.
- ↑ , с. 90.
- Сахих Сунан Абу Давуд № 29, Сунан ан-Насаи 1/26, Джами ат-Тирмизи 1/10/12.
- Сахих Муслим 1/228/273, Джами ат-Тирмизи 1/11/13, Сахих аль-Бухари 1/329/225, Сунан ан-Насаи 1/19, Сунан Абу Давуда 1/44/23, Сунан Ибн Маджа 1/111/305.
- ↑ , с. 34.
- , с. 11.
- ↑ , с. 35.
- ↑ , с. 9.
- ↑ , с. 31.
- Сунан ад-Даракутни № 458. Основа хадиса в Сахих аль-Бухари № 218 и Сахих Муслим № 675.
- , с. 32.
- Хадис передал аль-Баззар, также приводится в Сунан Ибн Маджа № 305 и № 307 (без упоминания камней). См. «Насб ар-Рая» 1/218—219.
- Муслим «Сахих Муслим» Хадис № 269.
- ↑ , с. 91.
- Сахих аль-Бухари 1/498/394; Сахих Муслим 1/234/264; Джами ат-Тирмизи 1/8/8
- ↑ , с. 11.
- ↑ , с. 12.
- , с. 36.
- Сахих Муслим № 370
- Хадис от Абу Саида аль-Худри; Муснад Ахмада № 11296, Сунан Абу Давуда № 15, Сунан Ибн Маджа № 342
- Сунан Абу Давуда № 29, Сунан ан-Насаи № 34. Согласно Ибн Хаджару в «ат-Тальхисе», хадис является достоверным; по словам Ибн аль-Усаймина (аш-Шарх аль-Мумти 1/95—96) этот хадис является по крайней мере хорошим.
- Сунан Абу Давуда № 19, Джами ат-Тирмизи № 1746, Сунан ан-Насаи № 5228, Сунан Ибн Маджа № 303. По словам Абу Давуда, этот хадис является отвергнутым (мункар), по словам ат-Тирмизи этот хадис является хорошим и неизвестным (хасан гариб). По мнению Насируддина аль-Албани хадис является слабым (даиф).
- . Vostlit.info. Дата обращения: 11 августа 2019.
Примечания
- ↑ .
- , с. 32.
- ↑ , с. 33.
- , с. 29.
- , с. 10.
- ↑ , с. 12.
- ↑ , с. 30.
- ↑ , с. 90.
- Сахих Сунан Абу Давуд № 29, Сунан ан-Насаи 1/26, Джами ат-Тирмизи 1/10/12.
- Сахих Муслим 1/228/273, Джами ат-Тирмизи 1/11/13, Сахих аль-Бухари 1/329/225, Сунан ан-Насаи 1/19, Сунан Абу Давуда 1/44/23, Сунан Ибн Маджа 1/111/305.
- ↑ , с. 34.
- , с. 11.
- ↑ , с. 35.
- ↑ , с. 9.
- ↑ , с. 31.
- Сунан ад-Даракутни № 458. Основа хадиса в Сахих аль-Бухари № 218 и Сахих Муслим № 675.
- , с. 32.
- Хадис передал аль-Баззар, также приводится в Сунан Ибн Маджа № 305 и № 307 (без упоминания камней). См. «Насб ар-Рая» 1/218—219.
- Муслим «Сахих Муслим» Хадис № 269.
- ↑ , с. 91.
- Сахих аль-Бухари 1/498/394; Сахих Муслим 1/234/264; Джами ат-Тирмизи 1/8/8
- ↑ , с. 11.
- ↑ , с. 12.
- , с. 36.
- Сахих Муслим № 370
- Хадис от Абу Саида аль-Худри; Муснад Ахмада № 11296, Сунан Абу Давуда № 15, Сунан Ибн Маджа № 342
- Сунан Абу Давуда № 29, Сунан ан-Насаи № 34. Согласно Ибн Хаджару в «ат-Тальхисе», хадис является достоверным; по словам Ибн аль-Усаймина (аш-Шарх аль-Мумти 1/95—96) этот хадис является по крайней мере хорошим.
- Сунан Абу Давуда № 19, Джами ат-Тирмизи № 1746, Сунан ан-Насаи № 5228, Сунан Ибн Маджа № 303. По словам Абу Давуда, этот хадис является отвергнутым (мункар), по словам ат-Тирмизи этот хадис является хорошим и неизвестным (хасан гариб). По мнению Насируддина аль-Албани хадис является слабым (даиф).
- . Vostlit.info. Дата обращения: 11 августа 2019.
Скверные мысли туалетные
Испокон веков на Руси отхожее место считали скверным. Нечистым не только в прямом смысле, но и в метафорическом. Поэтому туалеты выносили за пределы жилого пространства и никогда не ориентировали на восточную сторону. То же касается и бани: все нечистоты оставались в ней, поэтому банные принадлежности никогда не заносили в дом, а перед выходом из бани окатывались с молитвой ледяной водой.
По мнению протоиерея Георгия Крылова, духовная и физическая чистота воспринималась на Руси комплексно: если испачкано тело, то и душа осквернена. В своем докладе «Понятие скверна в средневековой Руси и современном старообрядчестве» он пишет, что наши предки старались не усугублять ситуацию во время посещения туалета – справляли нужду быстро, чтобы минимально «запачкаться». Негласный запрет накладывался на мысли обо всём, что связано с Богом, хотя прочитать благодарственную молитву при выходе из туалета не возбранялось. Размышлять о божественном во время «скверного дела» запрещалось, а вот о делах мирских – пожалуйста.
Обязательным после посещения туалета было омовение рук и лица, а у старообрядцев долгое время сохранялась традиция не прикасаться руками ко всему, что ниже пояса, дабы не осквернять тело и душу. Они даже рубахи носили навыпуск, чтобы и случайно не дотронуться до ширинки.
Места отправления нужды
Туалет в мечети Нурдаулет (Актобе, Казахстан) с душем для подмывания и кувшином.
Главным условием для таких мест является уединённость и сокрытость от других людей. Как уже упоминалось выше (см. разделы и ), место для отправления нужды должно быть оборудовано так, чтобы человек не поворачивался в сторону священной для мусульман Мекки. Также в таком месте не должны находиться вещи с поминанием Аллаха, и тем более Коран.
Традиционный мусульманский туалет сегодня можно обнаружить в сельской местности мусульманских стран. Обычно такой туалет представляет собой глубокую яму, которая полностью покрыта досками, за исключением щели для испражнения. Сооружение закрыто со всех сторон и оборудовано крышей. В помещении: справа (от входа) находится кувшин с водой, а слева короб с теми самыми камешками, которые упоминаются в хадисах. Такие традиционные туалеты сейчас можно лицезреть в старой части Ташкента, которая не пострадала от землетрясения в 1966 году.
После заполнения ямы она закапывается и рядом выкапывается новая. С появлением ассенизационных машин одна яма может использоваться многократно.
Иногда из-за специфических геологических условий такое строение туалета было невозможным, и тогда мусульмане прибегали к различным ухищрениям. Так, в Бухарском оазисе, где подземные воды находятся близко к поверхности, туалет сооружали над искусственным холмом или использовались возвышения, сверху проделывалось отверстие, а под ним ставились сменные глиняные сосуды (хумы) довольно больших размеров. По заполнении сосуды менялись.
А. А. Хисматулин, по свидетельству средневековых арабских историков и путешественников, сообщает следующее:
П. Пославский, побывавший в Бухаре в 80-х годах XIX века, в Военном сборнике (№ 12. 1891 г.) сообщал о разных запахах и характерной вони в городе следующее:
В одном из кишлаков заболоченной провинции Систан в Афганистане проблему избавления от экскрементов местные жители решали следующим образом: в основании стен внутренних дворов проделывались дыры, и твёрдые фекалии посредством деревянной палки проталкивались на улицу — в канал с текущей водой (тюрк. arïq или перс. جوی).
В наше время традиционные мусульманские нужники, подключённые к канализационной системе, зачастую соседствуют с унитазами европейского образца.
Что строго запрещено исламом
Последователям ислама запрещается любыми способами наносить вред другому верующему. Нельзя говорить дурное о человеке или совершать поступок, который может принести кому-либо неприятности. Пророк Мухаммад говорил: «Совершенный мусульманин тот, от языка (злословия) и рук (вреда) которого спасены другие мусульмане»
Запрещено говорить неправду о людях или слушать, как на кого-то клевещут, поскольку сказано: «Клеветник в Рай не войдет». Ни в коем случае не обсуждайте человека, даже если по вашему мнению он сделал что-то неправильно. Говорится: «Прегрешения, того, кто скрывает недостатки мусульман, Аллах также не разгласит в этом и потустороннем мирах».
Если человек вас чем-то обидел, не обижайтесь дольше 3 дней. Старайтесь первым начать примирение: «Прощающему Аллах возвышает достоинство и степень». При этом не смотрите на единоверца, будто вы в чем-то лучше его.
Нельзя отправляться в гости, если вас не приглашали. Если же вы о чем-то договорились с другим человеком, строго запрещается нарушать слово. Пророк Мухаммад говорил так: «Договор – это долг».
Запомните и другие правила:
- нельзя врать, приукрашивать информацию или пытаться казаться умнее остальных;
- не перебивайте человека, пока он не закончит свою фразу. Сказано: «Лучше молчать, пока тебя не попросят говорить, чем говорить, пока не попросят замолчать»;
- запрещено говорить только самому. Старайтесь вести активную беседу и дать возможность единоверцу высказаться;
- нельзя хвалиться, даже если вы и впрямь многого достигли. Пророк Мухаммад говорил: «Двое из членов общины моей впали в неверие: порочащий другого из-за его происхождения и причитающий над покойником»;
- если вы расстроены, нельзя вымещать злость во время разговора.
Взаимоотношения с людьми иной веры
В общении с не мусульманами следует руководствоваться основным понятием – справедливостью. В отношении тех, кто не является последователем ислама, запрещены любые противозаконные действия.
При этом разрешается сотрудничать с не мусульманами или общаться с ними. Не запрещено приходить в гости друг к другу и поддерживать дружеские взаимоотношения. Если человек ведет себя невоспитанно, нельзя уподобляться ему. В Коране говорится: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».
Запрещено врать либо предавать человека, вне зависимости от того, приверженцем какой религии он является. Если разговор перешел в спор, нельзя забывать о терпении и справедливости. Аллах говорил: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо». Всегда будьте готовы проявить вежливость и учтивость.
Правила общения для женщин
В исламе правила поведения женщины с мужчиной зависят от того, кем он ей приходится. Представители противоположного пола относятся к одной из групп:
- муж;
- махрамы (близкие родственники);
- не махрамы.
По сути, мусульманкам разрешено общаться только с мужем и близкими родственниками (своими и супруга). При них можно даже снимать платок. А вот любые контакты с мужчинами, с которыми теоретически возможен брак, нужно ограничить. Сказано: «Аллах запретил женщинам быть излишне любезными с посторонними мужчинами, чтобы не соблазнять людей, сердца которых поражены недугом, т.е. которые испытывают влечение к совершению грехов. Такие люди всегда готовы совершить скверный поступок, и порой для этого бывает достаточно малейшего толчка».
Потому мужчине и женщине, не приходящимся друг другу родственниками, не следует общаться без серьезной причины. Во время беседы всегда опускайте глаза вниз. Строго запрещено оставаться наедине с посторонним мужчиной. Тем более наложено табу на любые возможные прикосновения друг к другу.
От того, будете ли вы соблюдать правила общения, предписанные мусульманским этикетом, зависит то, как к вам будут относиться братья по вере, ведь речь всегда производит определенное впечатление на собеседника. Общайтесь с людьми так, чтобы у них остались только приятные эмоции после разговора, и будьте добры к окружающим. Сказано: «Вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и не уверуете, пока не возлюбите друг друга. Указать ли вам на то, через что вы полюбите друг друга? Говорите салам друг другу».
https://youtube.com/watch?v=hxkc7EzgicY
Истинджа и истиджмар
Истинджой (араб. إستنجاء — «подмывание») в мусульманском праве называется очищение водой от нечистот (наджаса), вышедших из «двух путей» (то есть из мочеиспускательного канала и ануса), а истиджмаром (араб. إستجمار от араб. جمار, джима́р — «маленький камешек») называется очищение от нечистот с применением чистых (с точки зрения шариата) и дозволенных (мубах) вещей, наподобие камней и т. п. Применение одного из этих двух способов считается достаточным, но предпочтительным является совмещение истинджи и истиджмара. Истиджмар совершается камнями или тем, что может заменить их: платком, бумагой, деревом и т. п.
При совершении истинджи и истиджмара запрещено пользоваться правой рукой, подтираться или омываться менее трёх раз и подтираться костями или экскрементами. Это соответствует словам Салмана аль-Фариси:
Подмывание совершается только после окончания процесса испражнения и мочеиспускания. Омывать пенис нужно начиная от корня до кончика не менее трёх раз (если требуется большее число полосканий, нужно довести их до нечётного числа), а затем встряхнуть три раза.
Халатное отношение к очищению от нечистот и скверны считается грехом и мерзким поступком. В хадисе, передаваемом от Абу Хурайры со слов Мухаммеда, говорится, что люди подвергнутся мучениям в могиле из-за этого.
В Коране содержится похвала в адрес молящихся в мечети аль-Куба:
Когда их спросили об этом очищении, они ответили: «Воистину, мы используем камни после воды».
Хадис о двух проклятиях.
Пророк Мухаммад, ﷺ, сказал: «Бойтесь двух проклятий». Сказали (сподвижники): «Что это за два проклятия, о посланник Аллаха?». Сказал: «Тот который освобождается (т. е. справляет большую или малую нужду) на дорогах (которыми пользуются люди) и в тени (которой они пользуются)».
Абу Хурайра
Этикет индийского приветствия: правила хорошего тона
Путешественнику, впервые ступившему на индийскую землю, непросто понять, на каком языке общаются граждане. Несмотря на многообразие языков и диалектов (их более 1000!), предпочтение все же отдается двум из них – английскому и хинди (которые, кстати, обрели статусы государственных языков). Но жители разных штатов предпочитают говорить на определенных диалектах, поэтому попытки перехода на английскую речь приводят к появлению характерного акцента. Так что туристу, даже в совершенстве владеющему английским, будет тяжело объясниться с индийцем. Рекомендуется при подготовке к поездке в «Жемчужину английской короны» заучить самые распространенные повседневные выражения и реплики на языке хинди.
Удивительно, но приветствие в Индии не сопровождается пожатием рук. Местные жители, здороваясь, совершают кивок головой, поднимая сложенные в ладонях руки на уровень груди. При встрече с собеседником произносят фразу «намасте», что на русском звучит как «в тебе приветствую Бога». Индийский этикет запрещает во время приветствия собеседника одаривать его поцелуями и объятиями.
Исламские и иудейские правила
Русский туалетный этикет не слишком отличается от того, который соблюдают мусульмане или иудеи. Правда, русские правила не зафиксированы нигде, кроме народной памяти, тогда как исламский и иудейский этикет прописан в священных книгах.
Строгие туалетные правила в исламе и иудаизме, как и в христианстве, основаны на понятиях «скверны» и «чистоты». Так, мусульманин не должен проводить в туалете больше времени, чем необходимо, а потому на разговоры по мобильному, листание новостной ленты в соцсетях или просмотр подкастов на ютубе наложен запрет. Нельзя приносить в туалет Коран и атрибуты, связанные с именем Аллаха. Запрещено разговаривать во время мочеиспускания, а при входе и выходе из уборной надлежит произнести специальные молитвы.
Схожие правила обязаны выполнять и иудеи. В туалете им нельзя думать о вещах, связанных с Торой. В Шаббат, когда запрещено думать о делах, в туалете стоит отвлекать себя воспоминаниями о чем-то удивительном. С малых лет иудеям рекомендовано приучать тело к утреннему и вечернему туалетному ритуалу, чтобы в течение дня оставаться чистым физически и духовно. Чтобы настроиться на процесс, нужно отвлечься от посторонних мыслей. Откладывать поход в туалет нельзя. Чем дольше иудей терпит, тем сильнее «оскверняет свою душу». В туалете надлежит вести себя скромно, чрезмерно не обнажаться, не разговаривать, не смеяться. Так же как и мусульманину, иудею нельзя поворачиваться к святыням лицом и спиной (в исламе это Кааба, в иудаизме – Храмовая Гора), а также использовать правую руку.