Виды и использование интерактивных технологий в дошкольном образовании

Виды интерактивных и активных методов обучения

Обучение деток средствами интерактивной методологии включает множество способов: это и дискуссия, и викторина, и дерево решений, и реклама, и деловая игра, и мозговой штурм и многие другие

Сегодня же мы обратим особое внимание на два последних активных коммуникационных метода обучения

Интерактивные технологии

Деловая игра

Деловая игра является неотъемлемым элементом воспитания ребенка дошкольного возраста. С ее помощью дети имитируют различные роли: финансист, повар, водитель автобуса, няня, иностранный переводчик, учитель, педагог в вуз и т.д. Воспитатель может сам предложить тут или иную ситуацию, а маленькие «актеры» играют свои роли. Деловая игра позволяет раскрыть не только актерский талант, но и научиться, как правильно принимать решения, вести себя в коллективе, общаться и даже рассчитывать семейный бюджет.

Обратите внимание! Если провести деловой интерактив «Семейный бюджет!», то с ее помощью можно научить коллектив как правильно распределять доходы, где стоит сэкономить, какие потребности более важны, а чем можно пожертвовать

«Мозговой штурм» в дошкольном образовании

Мозговой штурм — это активная методика обучения, при которой дети взаимодействуют, обсуждая ситуацию, и принимают решение вместе. Перед тем, как приступить к дискуссии, ребятишкам дается время на обдумывание ситуации. Это может быть 1 минута, а может и 10 — все будет зависеть от сложности вопроса. И когда каждый самостоятельно обдумает вопрос, предлагается коллективно обсудить его. Такую методику нельзя отнести к новой: ее используют даже в международных компаниях, поскольку вместе проблему решить гораздо легче.

Мозговой штурм

Внедрение модели интерактивного образования

Занятия, на которых используются интерактивные технологии образования, должны быть четко структурированные.

Обратите внимание! Воспитателю отводится роль практически наблюдателя, поэтому он должен продумать, как сделать урок интересным, полезным

Структура занятия интерактивного обучения

Очень эффективным является использование схемы активного занятия в ДОУ, описанной ниже. Такая структура урока позволит добиться не только результативности обучения новому материалу, но и сплоченности группы. Выглядит структура таким образом:

  1. Знакомство с заданием
  2. Разбивка на группы.
  3. Начало интерактивной игры и сам процесс.
  4. Заключительный этап.

Роль учителя

Роль воспитателя ДОУ заключается в том, чтобы следить за происходящим, а если это нужно — регулировать течение игры. Необходимо обеспечить максимальное взаимодействие, педагогический контроль, предупреждать конфликты, подсказывать правила.

Работа в парах или группах

Знакомство с заданием: как правило, на этом этапе ребенок уже заинтересован в активном участии, так как хочет узнать, что же это такое. Тем не менее, следует обозначить не только цель интерактивной игры, но и рассказать все правила. Роль воспитателя на этом этапе очень важна, поскольку от его умения относить информацию деткам, будет зависеть выполнение намеченного плана.

Разбивка на группы

Разбивка на группы (пары): с этой задачей может справиться только профессиональный воспитатель. Казалось бы, чего тут сложного, но подобрать микрокоманду очень сложно. Если в одну группу отобрать только активных ребят, а в другую — пассивных, то ясное дело, что первая группа покажет куда более высокие результаты.

Как добиться максимального эффекта

Работа в коллективе ДОУ с детворой может проходить как в парах (готовят совместный проект), так и в группах по несколько человек (играют в ассоциации), а может быть для всего коллектива (деловая игра или дерево решений).

Начало интерактивной игры и сам ее процесс:

  • В зависимости от того, какой возраст детворы, будет оптимальным подобрать конкретное задание. Например, вернемся к ассоциативному цветку: дети, которые уже могут понять, что с санками ассоциируются лыжи или коньки, смогут очень весело провести время и узнать много нового, а если ребенок кроме зимы ничего не смог подобрать, то такой цветочек завянет, так и не распустившись.
  • Если ребенок не хочет играть в игру, то можно использовать дискуссию или мозговой штурм. Если все дружно будут решать проблему «Как развеселить друга?», то и ребятишкам будет весело, и ребенок, который был без настроения, активизируется.

Обсуждение проблем

Заключительный этап. В любой игре есть победители и проигравшие. Главное — донести ребенку то, что опыт, полученный в процессе игры, — бесценен. Ребенок начинает познавать мир и социализироваться, осознавать, что не всегда будет побеждать, а выиграть есть шанс у каждого. Роль воспитателя тут сводится к оценке эмоций каждого ребенка, и если есть те, кто расстроен, — поддержке.

Важно! Все предложенные интерактивные образовательные технологии являются активом в руках воспитателя ДОУ. Добиться максимального эффекта можно только если использовать все их по назначению, по возрасту и придерживаться правил игры

Таким образом, можно заключить, что применение интерактивных методов, таких как презентация, учебный игровой урок, в образовании детей дошкольного возраста очень просты в использовании, помогают хорошему воспитателю справиться с любыми трудностями в коллективе, научить детей справляться с любыми сложностями, моделируя ситуации взрослой жизни.

Инновационные методики воспитания в свете ФГОС

Не так давно возникла насущная потребность внедрять инновации в официальный воспитательный процесс, для чего было принято ФГОС и ответственность за него. Цель таких перемен — сделать детей максимально готовыми к взрослой жизни, социализировать наших чад и минимизировать риски возможного девиантного поведения. И, естественно, такие перемены коснулись также интерактивных методик.

Подробнее об интерактивных методах обучения дошкольников

Организация интерактивного дошкольного занятия будет гораздо более продуктивной, если все смогут поучаствовать в нем, каждый автор внесет свой маленький вклад, будет стараться для общего блага. Эти методики учат активно взаимодействовать, работать в коллективе, познавать мир не только из уст взрослых, но и своих сверстников, а это, в свою очередь, учит толерантности, порождает начальный интерес принятие чужой позиции и другого мнения.

Интерактивные методы обучения, применяемые в ДОУ

Дебаты — пожалуй, один из наиболее популярных методов решения любых проблем с помощью коллективного обсуждения во всем мире. Раньше этот ограниченный вид не применяли в ДОУ, но сегодня этот инструмент используется с большим успехом.

Обратите внимание! Суть в том, чтобы дети поочередно высказали каждый свое мнение на заданную конкретную тему, а после высказываний ответили на все вопросы сверстников. Так можно услышать много разных точек зрения, выбрать самые интересные высказывания

Пример:

  • Постановка проблемы (вопроса, по которому будут вестись дебаты) — у воспитательницы заболел котенок.
  • Поочередно дети предлагают лечить его, кормить витаминами, завести к доктору, сделать укол, найти ему друга, повести на прогулку, одеть шарфик и т. д.
  • Дети определяют, что подходит и чем болен котенок.

Дебаты как интерактивное занятие это, в первую очередь, способ поиска истины, которая рождается только в процессе взаимодействия с другими детьми. Ребенок начинает понимать, что социализация важна, что положение в обществе также имеет большое значение, и что наиболее весомые предложения исходят от самых общительных деток.

Коллективные дебаты

Обратите внимание! Во время дебатов дети учатся не только вести беседу, задавать правильные вопросы, отвечать на них, но также и говорить четко, уверенно, не боясь публики, осуждения и коллектива. Ассоциативный цветок — еще одна интересная методика в арсенале современного воспитателя ДОУ

Суть заключается в том, что на доске закрепляется две картинки (центры цветков) и две группы детей заполняют цветочек листьями из других картинок, которые у них ассоциируются с центральной

Ассоциативный цветок — еще одна интересная методика в арсенале современного воспитателя ДОУ. Суть заключается в том, что на доске закрепляется две картинки (центры цветков) и две группы детей заполняют цветочек листьями из других картинок, которые у них ассоциируются с центральной.

Важно! Для детей младшего дошкольного возраста лучше выбрать обобщающие карточки (игрушки, цветы, человек конкретной профессии и т. д.), а для старшего возраста можно выбрать карточку с более узким спектром (санки, чашка, ракета и т. д.). Дерево решений — посредством подручных материалов создать общий проект-дерево

Здесь стоит использовать поэтапную работу:

Дерево решений — посредством подручных материалов создать общий проект-дерево. Здесь стоит использовать поэтапную работу:

  1. Создать условно нерешаемую задачу, вопрос, на который нет конкретного ответа, т. е. есть место фантазии.
  2. Знакомство со схемой дерева (ствол, ветки, листья) и сопоставление ее с задачей. Ствол выступает в качестве проблемы. Ее решение можно осуществить через ветки — пути поиска ответа на поставленный вопрос. А листья — это ответы.
  3. Сам процесс ответа на вопрос, когда дети предлагают варианты и рисуют/наклеивают/пишут на листьях дерева эти варианты.

Дерево решений в ДОУ

Пример:

  • Вопрос: «Что нужно дереву, чтобы найти друзей?».
  • Дети рисуют на листиках цветочки, чтобы сделать его привлекательным для пчел, наклеивают картинки с фруктами, чтобы к нему пришли детки, изображают гнезда, чтобы приманить птичек, создают импровизированное дупло для белки и т. д.

Все интерактивные технологии в дошкольном образовательном процессе, которые сегодня существуют, используются в практике воспитателей ДОУ, тем не менее, в зависимости от возраста такие методы могут быть видоизменены. Например, для старшего дошкольного возраста лучше использовать дискуссию, а младшим больше подойдет деловая игра.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий