Приложение
1) Что тебе больше всего нравиться в школе? (выбери не более трех вариантов ответа)
а) Общение с друзьями
б) Общественная работа
в) Получение оценок
г) Узнавание нового
д) Сам процесс учения
е) Самостоятельная работа
ж) Другое ________________________________
2) Ниже, в таблице, перечисли те школьные предметы, которые лично для тебя являются интересными / неинтересными. Рядом укажи свою оценку по этому предмету.
Интересные (не более трёх) | Неинтересные (не более трёх) | |
1)_____________________ 2)_____________________ 3)_____________________ | 1)_____________________ 2)_____________________ 3)_____________________ | |
3) Теперь снова запиши в таблицу снизу эти же учебные предметы и укажи рядом с каждым букву верного, на твой взгляд, утверждения.
Этот предмет мне интересен потому что: | Этот предмет мне не интересен потому что: | |
а) Учитель хорошо преподаёт этот предмет; б) Предмет связан с интересной мне профессией; в) Для меня это слишком лёгкий предмет; г) Знания по этому предмету расширяют мой кругозор, они интересны. 1)_____________________ 2)_____________________ | а) Учитель плохо преподаёт этот предмет; б) Предмет не связан с интересной мне профессией; в) Потому что для меня это сложный предмет; г) Знания по этому предмету не расширяют мой кругозор, они неинтересны. 1)_____________________ 2)_____________________ | |
Размещено на
Принципы организации внеурочной деятельности, ориентированной на формирование познавательного интереса учащихся
Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы, направленной на формирование познавательной заинтересованности реализуется в опоре на следующие принципы работы:
Принцип гуманизации и гуманитаризации. Он связан с культурным развитием учащихся, с формированием у них навыков ориентации в общечеловеческих ценностях и культурных нормах поведения и взаимодействия в обществе.
Принцип свободы выбора. Он основан на самостоятельном выборе учащимися содержания внеурочной деятельности и форм ее реализации.
Принцип дифференциации работы. Он означает учет интересов, склонностей, потребностей учащихся, предоставления возможности выбора конкретного направления деятельности и участия в ней в силу своих потенциальных возможностей, а также работы на разных уровнях познания, исходя их своих интересов и способностей.
Принцип самореализации. Деятельность должна быть ориентирована на раскрытие потенциала учащегося, проявление его творческих способностей и самоутверждение.
Принцип единства обучения, воспитания и развития. Он означает, что в ходе внеурочной деятельности должны решаться воспитательные, образовательные и развивающие задачи.
Интересы учащихся в школе
Заинтересованность в обучении просто на лицах написана
Про какие статьи, размещаемые в
группе в ВК я говорил? Все перечислять и пересматривать желания у меня нет, но
пару ссылок на статьи я могу дать. Первая статья – Как подготовиться к ЕГЭ, в
ВК просмотров не слишком много, но получается, что каждый десятый участник
группы немного прочитал. Еще одна статья, которая показалась школьникам
интересной – это статья Проекты демоверсий КИМ ОГЭ полностью опубликованы ФИПИ,
просмотров у этой даже не статьи, а новости немало.
Да, подписчиков у группы,
которая посвящена не только этому сайту, но и еще одному, со схожей тематикой,
не так чтобы много, но уж сколько есть. И я прекрасно знаю, как можно увеличить
число подписчиков, но на это нужны деньги, которых и так нет. Но это и не
главное, найти деньги на развитие группы можно всегда.
Я не знаю, что это – может быть
лень, может быть интересы учащихся в школе, среди которых можно выделить
онлайн-игры, прогулки по городу или по торговым центрам и посиделки в кафе,
кажутся им настолько важными, что читать даже 2-3 минуты информацию о том, что
КИМы ОГЭ выложены полностью просто невозможно. Нужно бежать веселиться или
залипать в онлайн-играх сутками.
И вот я подозреваю, что эта
статья никогда не будет иметь даже сотни просмотров и потому у меня возникает
вопрос. Что же с Вами делать? Как помочь (не заставить, а именно помочь)
учиться? Записывать аудио-статьи? На мой взгляд – это полнейшая глупость. В
общем, если кто-то дочитал до сюда и им есть, что предложить, то пишите в
комментарии, я с удовольствием посмотрю.
Проблемы интереса к
школе
Все то, что я изложил выше
можно назвать просто – проблемы интереса к школе. Да, я не ангел и не ботан, у
меня тоже были какие-то интересы, которые порой перекрывали необходимость
учиться. Мне тогда казалось, что какие-то интересные мне занятия гораздо важнее
изучения, например, химии или литературы.
Но во мне сидела какая-то
ответственность и я находил силы и время на выполнение домашних заданий и
подготовку к урокам. При этом интереса к школе у меня не было, так что я никоим
образом не осуждаю тех, кому учиться неинтересно.
Но, пожалуйста, поймите, что
все те знания, которые вам вкладывают в головы, может быть и не понадобятся, но
часть из них будет необходима. Будет необходима всем, кроме тех, кто захочет
работать дворником или грузчиком.
В общем, я признаю, что
проблема интереса к школе есть и есть давно. Но сейчас данная проблема
благодаря, в том числе интернету, увеличивается не по дням, а по часам. И что
делать с этой проблемой я не знаю. Но, уважаемые читатели, постарайтесь найти в
себе силы и все же немного, но поучиться. Всем мир!
Полезные советы для развития познавательных интересов ваших учеников
- будьте увлечены изучаемым предметом сами, проявляйте эмоции и интерес к нему;
- изучайте детскую психологию, изучайте своих учеников и старайтесь подходить к каждому индивидуально;
- не давите на учеников, позвольте им познавать в собственном темпе;
- подбирайте учебный материал, чтобы он был актуальным и даже жизненно-необходимым;
- поощряйте учеников;
- выстраивайте доверительные, уважительные и доброжелательные отношения со своими учениками;
- рефлексируйте и анализируйте результаты собственной работы как педагога.
Если все будет сделано правильно: путем проб, поиска подходов, применения разных идей, то результаты порадуют. Новые знания, а также сам процесс их получения, принесут детям удовольствие и разбудят любознательность
Ребенок с развитым познавательным интересом станет увлеченной полноценной личностью с классным бонусом: развитым вниманием, мышлением и памятью
Механизм реализации внеурочной деятельности, ориентированной на формирование познавательного интереса учащихся
Разработка внеурочной работы, мероприятий и программ деятельности учащихся основывается на диагностировании познавательного интереса учащихся, их потребностей и познавательных возможностей.
Внеурочная деятельность строится на основании проектирования программ работы. Они ориентированы на решение познавательных задач разного рода и реализацию образовательных задач, предусмотренных ФГОС.
Основными методами реализации программ внеурочной деятельности выступают:
- Игровые методы. Их применение актуально на этапе начального школьного обучения. Игровая деятельность помогает привлечь всех учащихся к учебно-познавательному процессу, а соответственно мотивировать к познанию каждого младшего школьника.
- Проектные методы. Они применяются в той форме, которая отвечает познавательным и исследовательским возможностям учащихся начальной школы.
- Методы проблемного обучения. Они учат младших школьников основам самостоятельного поиска информации, самостоятельного познания.
- Проведение экскурсий. Экскурсии позволяют познакомить учащихся с разными видами и формами деятельности, дать наглядное представление развития каких-то событий, функционирования объектов и т.д.
- Исследовательская работа. Она учит детей анализу различных событий, процессов и явлений, представлению итогов своей деятельности и навыкам проведения разнородных экспериментов. Исследования, как правило, проводятся, также, в игровой форме. Это может быть игровая парная или групповая работа. Именно исследование является той технологией работы, которая ориентируется на раскрытие познавательного интереса учащихся.
Любая внеурочная деятельность, ориентированная на формирование познавательного интереса учащихся носит поэтапный и последовательный характер. Учащиеся знакомятся с основами предстоящей работы, изучают алгоритм деятельности, выполняют операции согласно алгоритму и с соблюдением правил, подводят итоги и представляют их, аргументируя свои выводы.
Примеры эффективной работы с учебными интересами
1. Использование живых примеров и практических заданий. Учебный материал должен быть представлен таким образом, чтобы ученики могли с легкостью увидеть его применимость на практике. Полезным инструментом в этом случае могут быть живые примеры, включающие в себя ситуации и задачи, связанные с реальной жизнью. Кроме того, практические задания позволяют учащимся применять полученные знания в различных ситуациях, что способствует углублению понимания учебного материала.
2. Индивидуализация обучения. Каждый ученик уникален и обладает своими интересами и потребностями. Поэтому преподаватель должен стремиться создать индивидуальную образовательную программу, которая учитывает потребности каждого ученика. Это может включать в себя, например, выбор конкретных источников информации, учитывая личные интересы школьников.
3. Проектное обучение. Проектное обучение представляет собой метод, в котором ученики занимаются решением реальной проблемы в рамках учебного материала. Этот подход позволяет учащимся активно участвовать в процессе обучения и развивать свои творческие способности, а также приобретать практические навыки и знания в процессе решения проблемных задач.
4. Использование технологий. Технологии могут стать мощным инструментом в работе с учебными интересами. В настоящее время существует множество онлайн-сервисов, с помощью которых можно организовать обучение на основе интересов учеников, таких как курсы и видеоуроки на различные темы. Кроме того, использование интерактивных упражнений и заданий позволяет ученикам более эффективно усваивать знания и открыть для себя новые области интересов.
Список литературы
1. Алфёров А. П. Психология развития школьников — Р-на-Д., 2000.
2. Анискова И. Д Анкета изучения интересов учащихся / И. Д Анискова // Классный руководитель. — 2009. — № 7. — С. 85- 87.
3. Асмолов А.Г.Психология личности — М., 1990.
4. Вальян Н.С. Развитие познавательных мотивов учащихся посредством использования проблемных заданий на уроках алгебры / Н.С. Вальян // Стандарты и мониторинг. — 2008. — № 5. — С. 34 — 36.
5. Власова И.А. Стимулирование интереса учащихся к учебной деятельности / Власова И.А., Лобашев В.Д., Тропин В.Ф. // Стандарты и мониторинг. — 2006. — № 3. — С. 47 — 51.
6. Волков Б.С. Методология и методы психологических исследований — М., 2005.
7. Гузеев В.В. Система урочной и внеурочной деятельности школьника, как фактор развития их интересов / В.В. Гузеев // Завуч. — 2004. — № 4. — С. 54 — 57.
8. Дубровина Е. В. Интересы как одно из условий развития способностей школьника // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1998.
9. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. — М., 1991.
10. Климов Е.А. Психология: воспитание, обучение — М., 2000.
11. Куликов Л. В. Психологическое исследование. — СПб., 2001.
12. Мишарева Т.Н. Изучение личности учащегося в учебно-воспитательном процессе // Спутник классного руководителя 10 — 11 классы — 2009. — № 6. — С. 40 — 44.
13. Овчинникова О. Анкета по выявлению уровня мотивационной готовности школьников к учебно-познавательной деятельности // Воспитательная работа в школе. — 2008. — № 8. — С. 74 — 76.
14. Попова Л.А. Изучение учебных интересов школьника. Анкета / Л.А. Попова // Классный руководитель. — 2005. — № 5. — С. 22 — 23.
15. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. — М., 1990.
16. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1997.
17. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Перовского и М.Г. Ярошевского. — М., 1990.
18. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / гл. ред. Давыдов В.В. // Том I — М., 1993.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии — СПб., 2000.
20. Руденко В.А Технология конструирования педагогической анкеты / В.А. Руденко // Школьные технологии. — 2002. — № 2. — С. 102 — 107.
21. Семенов Г.С. Выявление в семье склонностей детей к различным видам деятельности / Г.С. Семенов // Воспитание школьников. — 2010. — № 9. — С. 61 — 66.
22. Сидорова Н.Ю. «Мои увлечения»: анкета для учащихся / Н.Ю. Сидорова // Классный руководитель. — № 7. — 2009. — С. 87 — 88.
23. Способности и интересы под ред. Н.Д. Левитова и В.А. Крутецкого — М., 1962.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии — Р-на-Д., 2000.
25. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология — Р-на-Д., 2003.
Что такое внеурочная деятельность?
Studio Romantic/Shutterstock.com
Под внеурочной деятельностью понимают самые разнообразные дополнительные занятия и внеклассные мероприятия, которые проводятся как на территории школы, так и за её пределами. Школьные спортивные секции, кружки, классные часы и всё, чем занимаются учащиеся помимо основных уроков, относятся к внеурочной деятельности, или внеурочке.
Во всех школах обязательно должна быть организована внеурочная деятельность, ведь она является важной частью образовательной программы. Однако формы и содержание внеурочки определяет сама образовательная организация с учётом своих возможностей и интересов учеников
Внеурочные занятия и мероприятия организуются и проводятся силами учителей, школьного психолога, библиотекаря и других сотрудников — а это значит, что ученики и их родители при выборе дополнительных занятий ограничены тем, что может предложить школа. В этом и заключается ключевое отличие внеурочки от дополнительного образования, где курсы и занятия ведут специалисты, обладающие профессиональным опытом в определённом виде деятельности.
Цель внеурочной деятельности — не просто организация досуга школьников, а достижение планируемых результатов освоения учебной программы — личностных и метапредметных. Это, в первую очередь, нравственное воспитание, формирование основ патриотизма, активизация познавательного интереса, социализация и приобретение способности применять полученные знания в практической деятельности.
BalanceFormCreative/Shutterstock.com
Достижение этих результатов невозможно только в рамках основных учебных занятий; поэтому, помимо учебного плана, образовательные организации разрабатывают план внеурочной деятельности
При этом важно учитывать множество задач, которые должны решать внеурочные занятия:
- вовлечение школьников в творческую деятельность, организованную с учётом индивидуальных и возрастных особенностей;
- закрепление знаний, полученных на уроках по различным предметам;
- выявление и развитие способностей учащихся;
- создание условий для самостоятельной организации и проведения школьниками различных мероприятий;
- адаптация учащихся младших классов к школе;
- создание пространства для неформального общения;
- оптимизация учебной нагрузки;
- профориентация школьников;
- формирование культуры безопасного и здорового образа жизни;
- создание условий для развития в выбранной сфере и практического применения приобретённых знаний и умений;
- развитие социальной активности учащихся и вовлечение их в социально значимую деятельность.
Требования к организации внеурочной деятельности
Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com
Внеурочная деятельность в школе может быть организована в самых разных формах; к внеурочке относятся кружки, секции, студии, мастерские, клубы, проекты и другие формы объединения школьников. Главное — соблюдение ключевых принципов и требований к проведению внеклассных занятий:
- Соответствие занятий возрасту и интересам учащихся.
- Воспитательная направленность занятий.
- Возможность свободного выбора курсов (об этом говорится в письме Минобрнауки «Об организации внеурочной деятельности», поэтому школьники могут не только выбирать из предложенных вариантов внеурочных занятий, но и в течение учебного года переходить из одного кружка в другой, если качество и содержание занятий не отвечает их требованиям и интересам).
- Педагогические, руководящие и другие работники школы, задействованные в проведении внеклассных занятий, должны иметь соответствующую квалификацию и регулярно её повышать.
- Школа должна предоставить необходимые помещения и оборудование для проведения занятий.
- Максимальная внеурочная нагрузка по СанПиН не должна превышать 10 академических часов в неделю для всех школьников независимо от возраста.
- Суммарный объём внеклассных занятий для начальной школы не должен превышать 1 320 часов за четыре года обучения, для уровня основного общего образования — не более 1 750 часов за пять лет, а для старшеклассников — не более 700 часов за два года. Занятия могут проводиться как в течение учебной недели, так и в выходные, праздничные дни и в период каникул.
- Продолжительность внеурочного занятия регламентируется приказом учебного заведения. Как правило, у младшеклассников одно занятие длится 25–35 минут, всего на внеурочку отводится не более 50 минут в день; для детей постарше — 40–45 минут и не более полутора часов в день.
- Наполняемость групп при проведении занятий — 15–25 человек.
Как выявить учебные интересы у учеников
1. Наблюдайте за реакцией учеников на разные виды заданий и уроки. Если ученики проявляют больший интерес к одному типу задания и на уроках определенного предмета, это может быть индикатором их учебных интересов.
2. Общайтесь с учениками. Интересуйтесь тем, что они любят делать в свободное время и какие предметы вызывают у них наибольший интерес
Это поможет понять, какие у них учебные интересы и на какие темы следует обратить особое внимание
3. Используйте различные методики и техники. К примеру, можно дать ученикам тесты, которые помогут выявить их учебные интересы. Также можно проводить уроки в игровой форме и следить за тем, какие игры вызывают у детей наибольший интерес.
4. Создавайте для учеников индивидуальные задания и проекты. Если ученик увлекается какой-то темой, можно дать ему задание, связанное с этой темой. Это поможет не только укрепить знания, но и поддерживать интерес к учебе в целом.
5. Следите за рейтингом самых популярных предметов в классе. Это поможет понять, какие предметы больше всего интересуют учеников, и соответственно, где нужно уделить больше внимания.
Вывод: выявление учебных интересов у учеников поможет создать более интересные и эффективные методы обучения, а также приведет к более полному развитию личности.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Формы внеурочной деятельности по ФГОС
Формы организации внеурочной деятельности могут быть самыми разными. Можно организовать её в режиме продленного дня, с предусмотренными по программе прогулками, питанием и выполнением домашних заданий. Часто включаются в программу экскурсии, спортивные игры, общественно полезный труд на участке учреждения, игры, концерты, викторины, посещение зрелищных мероприятий.
Часы, отводимые для внеурочной деятельности должны использоваться для ведения учебных курсов, которые будут направлены на различные интересы школьников, в том числе на тему этнокультуры и региона. Не рекомендовано посещение школьником более трех детских объединений.
Проблема целесообразности использования свободного времени детей в целях развития была всегда насущна. Ведь именно во время их деятельности происходит воспитание. Преимуществом внеучебной деятельности является как раз предоставление возможности обширного списка занятий для их развития.
- Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы внеурочной деятельности как физкультурные факультативы, соревнования, оздоровительные и подвижные игры, спортивные секции.
- Духовно – нравственное направление реализуется через кружки художественного и прикладного искусства (вышивка) и флористики. Сюда же относятся кружки батика, витража, технического творчества, посещение музеев, кино, различных фестивалей на тему искусства, театра. Игры на тему истории, отобранные специалистом компьютерные развивающие игры, прослушивание классической музыки.
- Обще – интеллектуальное направление реализуют через школьный музей, беседы, факультативы, посвященные конкретной теме. Например, «Детская риторика», «Путешествие в прошлое».
- В рамках занятий социальной направленности осуществляется общественно полезная деятельность в форме коллективного творческого дела, ролевых продуктивных игр, встреч с представителями разных профессий.
Внеурочная деятельность как способ активизации познавательного интереса учащихся
Определение 2
Внеурочная деятельность – это деятельность субъектов образования, осуществляемая вне учебных занятий и ориентированная на мотивацию учащихся к познанию и развитию, расширению числа видов их деятельности.
Внеурочная деятельность выходит за рамки образовательной программы. Она помогает заполнить свободное время учащихся полезной деятельностью, с учетом индивидуальных склонностей, интересов и потребностей каждого учащегося.
Внеурочная деятельность ориентирована на:
- Углубление знаний учащихся в конкретной области;
- Формирование мотивации к изучению конкретной дисциплины;
- Развитие интереса к исследовательской работе;
- Разностороннее развитие личности;
- Приобщение к коллективной работе;
- Формирование основ творческого мышления;
- Развитие интереса к научной деятельности;
- Расширение кругозора учащихся;
- Развитие навыков социального взаимодействия.
Внеклассная работа выступает основным средством активизации познавательного интереса учащихся начальной школы. Это обусловлено тем, что на учебных занятиях не хватает времени для использования методов и средств познавательной мотивации, а также акцентирования внимания на отстающих учащихся. Им уделяется время во внеурочной работе
Кроме того, на учебных занятиях уделяется внимание освоению основной образовательной программы, интересы же и потребности учащихся не учитываются. Их развитие возможно в рамках внеурочной деятельности
Развивать познавательный интерес особенно актуально на этапе начального обучения в школе. Это закладывает фундамент дальнейшего развития учащегося, его стремления к познанию и развитию.
Формирование познавательной заинтересованности является трудоемким процессом, для которого необходима внеурочная деятельность. Она требует такой организации различных занятий, которая мотивирует к познанию и закладывает основы познавательной активности учащегося младшего школьного возраста.
Выводы по 1 главе
После анализа литературных источников по вопросу познавательных интересов школьников были перечислены и обобщены несколько определений познавательного интереса: интерес является формой проявления познавательной потребности, которая призвана обеспечить направленность личности на осознание целей деятельности и, тем самым, способствовать ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности, а также побуждать к активной познавательной, креативной, созидательной деятельности.
10 стр., 4744 слов
150 вопросов с ответами по Философии
… основаниям: – близки по предмету отражения. – близки по форме отражения. – близки тем, что это ценностные формы духовной деятельности – все перечисленные. Вопрос 9. Бытие можно … функция мозга. – все перечисленное. Вопрос 36. Основная особенность сознания в том, что это: – высшая форма мыслительной деятельности. – предвидение результатов деятельности; моделирование идеальных объ-ектов, – …
Кроме этого, были перечислены:
а) характеристики интересов (содержание, широта, устойчивость, сила, действенность)
б) уровни направленности интересов (к процессу, к содержанию)
в) этапы развития познавательных интересов (ситуативный, устойчивый, включенный в общую направленность личности)
Затем, во второй части первой главы, изложены условия, которые нужны для формирования познавательных интересов у учащегося. Среди них новизна предоставляемого материала, практическая ценность получаемых знаний, активная самостоятельная работа ученика, успешность в учебной деятельности по конкретной дисциплине. Немаловажными являются и уровень сложности ставящихся перед обучающимся заданий, правильная организация учебного процесса и отношения между его участниками.