Как лучше проводить занятия
Первое и основное правило, которое стоит запомнить родителю: ребенка не нужно утомлять занятиями изучения алфавита. Каждодневные «уроки» можно проводить буквально 10 минут, но систематично.
Для начала нужно ненавязчиво показывать ребенку буквы, к примеру, вырезать их цветной бумаги и развесить в комнате, тем самым он будет зрительно привыкать к ним.
Родителю нужно усвоить, что не нужно мучить ребенка «экзаменами», принудительно требовать результат, необходимо в игровой форме прививать ребенку «любовь» к буквам. Для начала нужно объяснить, зачем нужно знать буквы. К примеру, показывать ребенку плакаты с его любимыми персонажами и читать надписи на них, читать книги на ночь, тем самым прививать любовь к чтению.
Как известно, ребенок повторяет все действия за родителями, старается быть похожим на них, поэтому в качестве примера подражания нужно стараться читать книги в присутствии ребенка, что несомненно вызовет у него любопытство к данному процессу.
При изучении букв нужно не создавать путаницы в голове ребенка, то есть не говорить «гэ», «бэ», это разное произношение, нужно учить либо звукам, либо буквам.
Но, как показывает практика более опытных и старших мам, чьи дети уже осваивают чтение, лучше ребенка учить именно звукам. Это облегчит процесс сливания двух букв в слог. Ребенок будет пытаться соединить звуки «в» и «а» в «ва», а не «вэ» и «а». Часто дети, выучившие произносить буквы, испытывают трудности именно с соединением их в слоги.
Подключив двигательную память, можно вырезать буквы, лепить их. В игровой форме можно выкладывать буквы из различных предметов, которые попадаются вам. Не нужно устанавливать определенного время, в которое каждый день будет проходить изучение букв, родитель должен сам понять в какое время дня ребенок готов уделить минуты их изучению.
Некоторые дети осваивают язык с помощью магнитов в виде букв, такой подход интересен многим. Кроме зрительного изучения букв, их необходимо учиться писать, что поможет быстрее запомнить знаки алфавита.
В каком порядке изучать буквы
Базовый способ изучения алфавита — использование карточек с буквами (они могут быть дополнены картинками). Алгоритм можно выбрать следующий:
- Вначале лучше освоить все гласные, это удобно делать парами: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е).
- Затем вводятся согласные, вначале парные по звонкости-глухости (Б — П, В — Ф, З — С и др.), затем непарные.
- В конце следует познакомить ребёнка с Ъ и Ь.
- Только после изучения всех букв нужно переходить к алфавиту — их правильной последовательности.
При этом при изучении букв лучше называть звуки, которые они обозначают, а не то, как буквы произносятся в алфавите. В дальнейшем это облегчит обучение чтению.
Аудио и видео материалы
Звуки английского языка очень отличаются от русских, поэтому сразу нужно учить английский алфавит с произношением для детей, чтобы поставить красивую и грамотную речь
Важно слушать, как правильно произносится та или иная буква, звук, дифтонг
Сами можете пользоваться транскрипцией, чтобы самостоятельно потренироваться в произношении, прежде чем учить ребенка. Или же используйте аудиокниги для самых маленьких, с правильной озвучкой всех букв английского алфавита.
Но, как уже упоминалось, информация, подкрепленная визуально, усваивается намного быстрее, то с детьми лучше смотреть алфавитные видео. Красочные и развлекательные видео-ролики помогут закрепить выученное, потренировать грамотное произношение, улучшить слуховую и зрительную память.
Существуют даже целые мультфильмы, где в каждой серии рассматривается во всех вариантах отдельная буква.
Песня английский алфавит песенка для детей слушать и смотреть видео:
https://youtube.com/watch?v=84B1R1LsSKs
Короткие видео мультфильмы или видео ролики помогут вашему малышу выучить английский алфавит, закрепить правильное произношение, пополнить словарный запас.
Игровой метод
Игровой метод по праву считается одним из наиболее распространенных. Суть его сводится к следующему: дайте ребенку задание выучить конкретную букву, а восприятие и запоминание закрепляйте, демонстрируя предметы, которые на эту букву начинаются: А – арбуз, Б – банан, В – веревка, Г – груша, Д – дом и т.д. и т.п.
Однако здесь есть один очень важный нюанс: иногда родители жалуются, что их чадо запомнило зрительную связь, а не произношение буквы. Другими словами, Б у ребенка – не Б, а банан. Так, если потом попросить малыша показать букву Б, он покажет на банан, а если спросить, что это за буква, он тоже ответит, что это банан.
Таким образом, с представленным игровым методом лучше не усердствовать, да и применять его в самый раз только для детей 2-3 лет в качестве способа заинтересовать алфавитом.
Как легко выучить буквы
Осваивать алфавит в 3-6 лет нужно играя, а не проводя скучных школьных уроков. Для эффективных результатов разработаны различные интересные упражнения. Это повседневные детские занятия, которые проходят с использованием азбуки.
Игры для детей в помощь для легкого изучения
Приучать к подобным играм можно с 3 лет и раньше, но не стоит требовать быстрого решения задачи. В раннем возрасте детям во всем требуется помощь взрослых.
- «Веселый паровозик».
Инвентарь:- небольшие игрушки, названия которых начинаются с разных звуков;
- «вагончики» — коробочки, контейнеры, на которых написаны буквы.
Ребенок берет игрушку и кладет ее в соответствующий контейнер. Необходимо распределить все игрушки по вагончикам.
- «Мемори».
Инвентарь: парные карточки с изучаемыми буквами. Популярная игра, адаптированная под тему. Карточки раскладываются изображениями вниз. Переворачивая их по одной, ребенок ищет и убирает пары. Количество карточек влияет на сложность игры и выбирается в зависимости от возраста и ориентации в алфавите. - «Лото».
Инвентарь:- буквы (карточки, магниты, вырезанные картинки);
- игровые карты.
Каждую букву предварительно нужно завернуть в бумагу или фольгу, чтобы ее не было видно. Играть, как в обыкновенное лото. Используется поле, на котором написаны буквы или изображены предметы (животные, растения и т. д.).
Ассоциации с буквами
Популярная методика на эту тему — «Изучаю и запоминаю буквы» Н. В. Пятибратовой. Автор предлагает осваивать звуки по предметам или животным, которые их издают или ассоциируются с ними.
Например, «у» подходит самолету. Взрослый показывает картинку, затем разводит руки и изображает гул «у-у-у-у». «М» изучается через слово «мама», используется карточка с приятным женским лицом.
Написание букв
Существует множество способов рисования и написания алфавита:
- карандашом или ручкой в прописях;
- мелом на асфальте;
- пальцем на рассыпанной крупе, например манке;
- палочкой на песке;
- выложив мелкими предметами (пуговицами, орешками, конфетами и пр.);
- детская мозаика — «грибочки», которые вставляются в отверстия на поле.
Все они способствуют запоминанию азбуки, разработке руки и развитию мелкой моторики.
Лепка букв из пластилина
Используется пластилин или соленое тесто. Лепить можно как сами буквы, так и предметы, названия которых на них начинаются. Самые простые фигурки — фрукты и овощи: арбуз, банан, морковь. Слепив поделку, можно ее раскрасить или дополнить декоративными элементами (бусины, бабочки из пластилина).
Слепив буквы можно с ними познакомиться.
Раскрашивание и обведение контуров
Прописи — полезная тренировка для изучающих азбуку. Ребенок не только запоминает букву, но и учится держать ручку и упражняется в навыке письма.
Раскрашивать распечатанные символы можно не только красками или карандашами. Это полезное занятие, но оно быстро надоедает детям.
Существуют более интересные способы разрисовать и декорировать картинку.
- Проявляющиеся чернила. Раскрасив бумагу бесцветным молоком и нагрев лист, дети с удивлением наблюдают, как появляется цвет.
- Пластилин. Популярный метод — размазывание тонким слоем пластилина пальцем.
- Крупы. Сначала на букву приклеиваются зерна, например, риса, а затем раскрашиваются.
- Декоративные элементы. Украсить изображение можно пуговицами, бисером, натертыми восковыми мелками, скомканными кусочками разноцветной бумаги.
- Вырезанные картинки. Для «а» подойдут маленькие изображения арбузов, аистов, абрикосов. Их приклеивают по всей площади буквы.
Интересный способ привлечь внимание девочки — испечь печенье в форме букв и украсить его айсингом или кремом. Буквы из крупы помогают выучить алфавит и развить мелкую моторику.
Буквы из крупы помогают выучить алфавит и развить мелкую моторику.
Главный совет
Его психологи и педагоги адресуют ярым приверженцам раннего развития детей: не торопитесь быстро выучить алфавит с ребенком! Все хорошо в свое время, особенно если речь идет о развитии участков мозга. Бессмысленно учить малыша читать, если он еще толком не говорит
Очень важно больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, отвечать на вопросы, а не пытаться «занимать», «отвлекать» гаджетам и пр
А вот тренажеры для развития памяти и внимания от Викиум хороши в абсолютно любом возрасте: и ребенку понравится, и взрослому благодаря им даже тяжкий будний день покажется немного легче. На выходе все получат повышение обучаемости, концентрации и эффективности.
Электронный плакат «Говорящая азбука»
Обучающий звуковой плакат — отличное дополнение к стандартным методикам изучения алфавита.
Он сочетает в себе визуальное и звуковое восприятие, позволяет изучать буквы и звуки алфавита, а также цифры от 1 до 33. В плакате представлено несколько режимов — песня, загадка или задание, что позволяет разнообразить процесс обучения.
Плакаты отличаются по звучанию и принципам произношения. Рекомендуется выбирать те, где есть произношение букв, как звуков.
Изучение алфавита — важный шаг в жизни каждого ребенка, который позволит получать новые знания и анализировать их. Стоит отнестись к этому периоду с терпением и помогать малышу в обучении с помощью игрового подхода и поддержки.
Детские раскраски
Таких материалов для того, чтобы научить ребенка буквам предостаточно, и они разнообразны. Есть раскраски, где буквы надо закрашивать, есть те, где нужно соединять точки, чтобы получилась буква. Как правило, каждое упражнение сопровождается веселым стишком, чтобы быстрее и лучше запомнить пройденный материал. Словом, выбор за родителями.
Безусловно, карточки, магнитные азбуки — это методики и вспомогательные материалы, проверенные временем, но если хочется внести разнообразие в привычные занятия с ребенком, то на помощь придут альтернативные и веселые способы, как научить ребенка буквам.
Учим буквы в 4 года
В этом возрасте ребенок достаточно подрос, чтобы усваивать более сложные вещи. Но и теперь сажать его за парту еще рановато. Он уже может осознавать, что буквы на страницах книг несут какую-то информацию. Он наверняка понимает, что взрослые каким-то образом извлекают из них целые слова.
Четырехлетний ребенок постигает мир не только через зримые образы, но и через воображение. У него достаточно богатый словарный запас и неуемное любопытство. Именно в этом возрасте он начинает забрасывать своих родителей разными вопросами.
Он сам озвучивает, что его интересует. Он смотрит, слушает и запоминает. Его зрительная и слуховая память постоянно развивается. Он стремится к подражанию, повторению. Его память очень цепкая, хотя он и не умеет еще долго на чем-то концентрироваться.
Свяжите воспроизводимые звуки с эмоциями и ситуациями, понятными ребенку. Когда вы будете писать эти буквы, то попробуйте найти для него объяснение, почему они выглядят так, а не иначе. Найдите ассоциацию, которая поможет запомнить их на бумаге. Не забываем и про кубики с буквами, как хорошее наглядное пособие.
Согласные учите парами – глухие и звонкие. Так они быстрее и легче запомнятся. Не нагружайте его сразу и много. Добавляйте новую информацию постепенно, но постоянно повторяйте то, что уже усвоили. Процесс должен быть постепенным. Перед тем, как добавить что-то новое, убедитесь, что ребенок умеет правильно выговаривать буквы, которые учили до этого.
Рекомендую приобрести магнитную азбуку и по мере изучения закреплять буквы на холодильнике. Чтобы они были у ребенка перед глазами, а вы могли невзначай о них упомянуть или попросить малыша еще раз назвать.
В каком возрасте можно начинать обучение
У педагогов и психологов нет строгих предписаний по поводу конкретного возраста, с которого дошкольника можно знакомить с буквами. Однако самым благоприятным временем для этого специалисты всё же считают пять лет. Такая рекомендация основана на том, что у совсем маленьких детей преобладает наглядно-действенный тип мышления. А вот к 5 годам мозг уже способен воспринимать абстрактную информацию, знаковые изображения, которыми являются буквы.
Кроме того, до 5 лет речевой аппарат ещё только формируется, поэтому кроха часто не может правильно произносить названия некоторых букв. Есть вероятность, что он запомнит их неправильное звучание, что в будущем создаст проблемы при обучении чтению.
По мнению психологов и педагогов, оптимальный возраст для изучения алфавита — 5 лет
Ещё один важный момент. Родители должны понимать, что изучение букв и алфавита тесно связано с обучением чтению. Если начать знакомство с алфавитом слишком рано, малыш может просто забыть буквы к тому времени, когда пора уже будет осваивать чтение (чтобы этого не случилось, повторять их нужно практически ежедневно).
Тем не менее это только общие рекомендации. Не нужно забывать, что каждый малыш индивидуален. И кто-то способен отлично осваивать буквы уже в три года, а для кого-то эта задача становится посильной только к школе.
Правильное знакомство с русскими буквами в 3 года
К трём годам у многих детей уже есть любимые сказки, книжки. В этом возрасте можно выучить с малышом лишь отдельные буквы, и уж точно не зацикливаться на их последовательности (не затрагивать алфавит).
Трёхлетнему малышу стоит сделать или приобрести буквы-игрушки — объёмные, красочные, интересные для разглядывания. На помощь родителям придут различные кубики (лучше объёмные, мягкие) с нарисованными буквами и картинками. Изображение можно выбирать определённой тематики (например, только животные).
Для трёхлетнего малыша буквы лучше всего связывать с игрушками, например, объёмными мягкими кубиками
Например, у меня в детстве был большой надувной мяч, на котором были изображены все буквы алфавита с чёрно-красными картинками. Я помню, что очень любила с ним играть, подолгу рассматривала изображения. Первое знакомство с буквами у меня связано именно с этой игрушкой.
Мама также может выкладывать крохе буковки из счётных палочек, спичек, пуговиц, рисовать их на бумаге, мелом на асфальте. Затем нужно стимулировать малыша повторять эти действия.
4 года: играем и запоминаем
Рекомендации для четырёхлетнего крохи будут теми же, только взрослый начинает использовать для изучения ещё и различные игры: домино, лото, «Волшебный мешочек» и пр.
Кроме того, можно приобрести интерактивную азбуку в виде плаката или книги. Малышам обычно очень нравится нажимать на ней кнопки. В памяти ребёнка отложится форма буквы, он будет связывать графический символ со звуком.
Интерактивная азбука будет связывать графический символ с картинкой и звуком
Ребёнку уже можно показывать различные обучающие мультфильмы, видео, где алфавит, например, предстаёт в виде забавной песенки.
Видео: весь алфавит в виде весёлой песенки
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/__K1u5nGvKM
5–6 лет: школьные приёмы обучения в комфортных домашних условиях
В 5 лет уже можно учить непосредственно алфавит, то есть буквы в их правильной последовательности. Нужно рассказать ребёнку, что алфавит — это основа нашего языка. Его знание помогает в жизни, например, так гораздо легче ориентироваться в библиотеке, когда нужно найти книгу, начинающуюся на определённую букву.
В это время подспорьем для родителей опять-таки будут игры, более сложная продуктивная деятельность (например, пластилинография, выполнение нетрадиционной аппликации из семян, крупы, салфеток и пр., лепка). На помощь придут различные пособия (печатные азбуки), специальные рабочие тетради, прописи (ведь буквы можно не просто изучать, а сразу учиться их писать).
В 5–6 лет ребёнку можно уже предлагать специальные рабочие тетради, прописи
Кроме того, существует множество полезных приложений для смартфонов, планшетов. Это развивающие игры, помогающие осваивать алфавит.
Несколько полезных советов
Если вы решили самостоятельно учить с ребенком буквы, то должны понимать, что это не будет быстро и легко. Вам придётся запастись терпением, но эти усилия обязательно будут вознаграждены результатом. Чтобы обучение проходило в комфортной атмосфере и было эффективным, используйте советы от опытных педагогов:
- Заниматься с ребенком необходимо регулярно, без длительных перерывов.
- Начинайте каждое занятие с повторения изученного материала – так ребенок лучше запомнит буквы.
- Обучение должно быть ориентировано на физиологические и психоэмоциональные возможности ребенка. Учтите, что слишком длинные занятия его быстро утомят. Оптимальная продолжительность урока для малыша 3-4 лет – не более 8 минут, для дошкольника – 10-15 минут.
- Не нужно изучать новые буквы на каждом занятии. Если вы видите, что малышу трудно запоминать новые знаки и звуки, лучше уделить больше времени на закрепление. С новыми буквами лучше знакомиться один раз в два-три дня.
- Используйте для закрепления игровой формат. Это могут быть занимательные упражнения, загадки, скороговорки, рисование или лепка – главное, чтобы крохе было интересно.
Говорящая азбука от 3 лет
Существует много разных способов обучения азбуке для разных возрастов. Для 3-летнего малыша чаще всего используют форму говорящей азбуки. Это могут быть обучающие мультфильмы, среди которых особой популярностью пользуется «Азбука для детей».
В каждой серии мультика описывается только одна буква, поэтому ему под силу усвоить и запомнить всю информацию. Просмотр занимает всего несколько минут, рекомендуется, чтобы видео сопровождалось веселой песенкой.
https://youtube.com/watch?v=ydtz0d-l_YM
Многие мамы предпочитают использовать «Синий трактор». Эта говорящая азбука проходит в игровой форме, после просмотра необходимо попросить повторить пройденный материал. Такая методика обучения самая эффективная для маленьких детей.
Комплекс игр и упражнений
Учитывая существующие этапы и методики обучения чтению, вы формируете весь учебный процесс. После того как ребенок выучил буквы и звуки, можно начинать учить ребенка читать по слогам. Лучше всего проводить занятия в игровой форме – так дошкольнику будет комфортнее, к тому же, это повысит интерес к чтению в целом.
Итак, какие игры можно использовать в процессе обучения?
- Игра «Сколько слогов – столько шагов!». Для начала стоит научить ребенка слышать слоги в словах и произносить их. Нужно объяснить ему, что в слове число слогов равняется количеству гласных (вы можете напомнить ему, что гласные – это звуки, «которые умеют петь», и пропеть эти звуки с ним вместе). Данную игру начинайте с простых слов с одной или двумя гласными, желательно повторяющимися: мама, папа, Саша, зал, сад; стол, двор, молоко и т. п. Когда повторите все гласные по отдельности, постепенно усложняйте игру, включая слова с разными звуками: лето, Вова, небеса, Лунтик и т. п.
- «Бродилки». Детям 5 лет бессмысленно объяснять правила крепления сонорных звуков к слогам, а также переносы согласных букв к другим согласным, как в слове но-ски. Используйте игры с запоминанием конкретных слогов. Нарисуйте плакат с картой вымышленного города. На каждой станции в рамке ярким фломастером нарисуйте слоги, начните с простых: на станции 1 – МИ, на станции 2 – ША, на станции 3 – ДЕ, на станции 4 – ДА. Дайте ребенку машинку и путешествуйте по городу вместе с ним. Попросите его называть слоги, за каждый правильный ответ вручайте фишку. Награждайте за прохождение всей игры медалью. Сделайте несколько таких плакатов с разными станциями и слогами.
- «Магнитики». Эффективная игра, если вы задались целью научить ребенка делить на слоги не только простые, но и сложные слова. Приобретите магниты-буквы, прикрепите их к холодильнику или магнитной доске. Вместе с ребенком составляйте ежедневно несколько слов по слогам из магнитов. Это может быть какой-то код, чтобы получить дополнительные 10 минут просмотра мультфильма. Или хитрость «раздели на слоги слово БА-НАН и получишь банан». Составьте сложное слово, например фамилию – АЛЕКСЕЕВЫ. И попросите ребенка разделить ее на слоги. Помогите, если у него не будет получаться.
- «Домик-человек-овощ». Вырежьте несколько домиков и приклейте к ватману. Каждый домик будет иметь название, например МА или ТО. Вырежьте человечков и дайте каждому имя, начинающееся с того слога, которыми названы дома (Маша и Тома). Попросите ребенка правильно соединить человека и домик по первому слогу. Потом Маша и Тома пойдут в магазин и купят там фрукты или овощи, начинающиеся на слоги «ма» и «то» (мандарины, томаты). Вырежьте или нарисуйте магазин с различными продуктами.
- «Напиши на песке». Учимся писать буквы на разноцветной манке. Детям нравится рисовать на песке, можно приобрести разноцветный песок в магазине, либо раскрасить манную крупу, выложить на поднос и показывать ребенку написание различных букв и слогов. Это развивает мелкую моторику и творчество.
- «Соедини слоги в слова». Можно постепенно переходить к более сложным упражнениям. На карточках написать слоги и попросить составить слово. Предлагать сначала короткие слова, а затем длинные. Составьте из слов пирамиду: вверху самое короткое слово, а внизу самое длинное.
- «Иду по следу». На листах А4 напишите слова, распределите листы по всей квартире, а на финише поставьте приз (игрушку, билет на аттракционы), попросите ребенка идти по следам. Наступая на каждый, ему нужно назвать слово по слогам. Так же можно написать отдельные слоги, чтобы с каждым шагом у ребенка получалось новое слово. Выполняя это простое, но интересное упражнение, ребенок научится соединять слоги.
- «Найди в слове еще одно слово». ПООБЕДАЛ (обед, дал), ОГОРОД (город, род) и т. п.
- Тексты для чтения дошкольникам. Небольшие тексты, по которым ребенок может начинать читать слоги в словах. Используйте рифмованные тексты и чистоговорки («Мама мыла раму», «На селе нам весело»). Сначала ребенок должен запомнить фразу целиком, а затем делить ее на слоги.
Помните: игра – это необязательное действие, поэтому не заставляйте ребенка делать то, чего он не хочет, а лучше мотивируйте его или перенесите занятие на другое время. Чем красочнее будет оформлена игра, тем дольше будет занят ею дошкольник, и тем лучше будут результаты.
Дети, поступающие в первый класс, должны обладать определённым запасом знаний. Необходимо знать буквы и уметь делить слова на слоги. Подготовка к школе начинается в старшей группе детского сада. Однако не всем детям достаточно этих занятий. Малыши часто пропускают сад из-за болезней и карантинов. Поэтому родителям пригодятся базовые знания о методике обучения чтению по слогам, чтобы по необходимости помочь ребёнку обучаться.
Знакомство с алфавитом
Изучение алфавита должно происходить регулярно и систематически, но при этом занятия не должны утомлять маленького ученика.
Перед знакомством с буквами необходимо «разбудить» у ребенка интерес к ним.
С этой целью можно не только читать книги, но и рассматривать иллюстрации к сказкам, предполагать, о чем будет речь в произведении, размышлять о поведении персонажей. Постепенно развиваемый читательский интерес будет побуждать к изучению алфавита и обучению чтению.
Когда ребенок будет готов к обучению, можно приступать к изучению букв
Чтобы после знакомства с буквами ребенок не потерял интереса к читательской деятельности, важно учесть несколько моментов
Звуки или буквы?
Выбрать нужно один вариант: учить или буквы, или звуки.
При этом важно понимать, что звуки детям выделять в слове легче ( – барабан, по сравнению с «бэ» — «барабан»), да и в процессе обучения чтению им будет проще соединять 2 звука, чем 2 буквы («бэ» и «а» они будут читать «бэа» вместо «ба»).
Если малыш все схватывает на лету, то ему будет любопытно узнать, что буквы – это значки, с помощью которых зашифровываются издаваемые звуки, и не всегда их название читается так, как называемый звук.
Сразу или постепенно?
Не нужно вываливать на ребенка всю информацию сразу. Знакомство с буквами должно происходить постепенно.
Не всегда целесообразно изучать буквы в порядке алфавита. Лучше начать с гласных, а потом уже приступить к знакомству с согласными. Самые сложные буквы оставляют напоследок (ь, ъ).
В какое время проводить занятия?
Не стоит выделять для занятий строго определенное время: ребенку сложно заниматься одним видом деятельности более 10-15 минут, а если не закреплять изученное постоянно, то все забудется очень быстро.
Лучше ввести процесс изучения алфавита в быт ученика: утром с буквой познакомились, выложили ее на завтрак из овощей, во время прогулки нашли слова, начинающиеся с этой буквы, а вечером раскрасили или сделали макет из подручного материала.
Кнут или пряник?
Однозначно второе – любые наказания в конечном итоге провоцируют появление негативного отношения к той деятельности, которая их спровоцировала. А если ребенку неинтересно то, чем он занимается, то все усилия будут безрезультатными.
Чтобы мотивировать ученика, повысить уверенность в своих силах, нужно как можно чаще его хвалить за любой успех. С этой же целью не следует проводить разного рода проверки и экзамены: все дети разные, и усваивают они материал по-разному.
Ассоциативный метод
При разучивании букв необходимо смело использовать ассоциации, для этого вместе с ребенком можно сочинить собственную увлекательную историю, которую он сможет быстро запомнить, так как сам принимал участие в ее создании.
Например, используя образ Ананаса Ананасыча из «Азбуки для девочек» П.Синявского, несложно придумать с ребенком подобный текст: Ананас прибыл из Африки и подружился с Бабочкой, которая любила Варенье и Грибы. В Доме напротив стояла Ель, жили Ёж, Жаба и Змея, которые были друзьями. Девочка Ира тоже жила по соседству и очень любила Йогурты.
Каждый день, изучив очередную букву, можно «заселить» новых жильцов в этот «творческий дом». Для поддержания интереса лучше визуализировать образ, нарисовать дом, разделенный на «комнаты», в каждую из них помещать изображение того или иного предмета. Чем больше комнат занято, тем больше букв изучено.
Чтобы правильно выучить алфавит, можно использовать буквально каждую свободную минуту. Например, прочесть малышу сказку Ирины Токмановой «Аля, Кляксич и буква А», которая построена особым образом – в сюжете принимают участие буквы, расположенные по алфавиту, они неоднократно повторяются, что поможет ребенку быстро запомнить материал.
Для закрепления результата можно воспользоваться и современными способами, например, развивающими онлайн-играми, которые предлагают разные типы заданий:
- Найти ошибку.
- Расставить буквы в верной последовательности.
- Более сложные варианты – определить, на какую букву начинается изображенный предмет, исходя из чего разместить их в алфавитном порядке.
Полезно будет и занятия с яркими книжками с картинками, которые очень нравятся малышам, и упражнения с магнитной доской, на которой необходимо восстановить буквенную последовательность.
Чтобы ребенок с удовольствием учил алфавит, гордился своими знаниям, проявлял старание, родителям важно знать, что недопустимо применять по отношению к детям меры принуждения, строгость, заставлять их. Гораздо эффективнее обратиться к развивающим пособиям, ролевым и сюжетным играм, стихотворному материалу, проявить собственное творчество
Тогда учиться азбуке малыши будут с интересом, осмысленно и качественно подготовятся к школе.
Заключение
Мы подобрали для вас самые эффективные способы изучения букв русского алфавита в игровой форме. Применяя их, вы не только поможете ребенку освоить новые знания, но найдете с ним общий язык, интересно проведете время вместе, обеспечите ему полноценное и разноплановое развитие.
Игровые элементы в обучении очень важны для детей дошкольного возраста. Они развивают воображение, креативность, учат творческому мышлению, а самое главное – помогают не потерять интерес к учебе.
Наталья Соснина
Соавтор и методист обучающего приложения «Читания». С 2016 года совместно с мужем и детьми разрабатывают игру, чтобы сделать обучение чтению интересным и понятным. В основе приложения лежит методика складового чтения Н.А. Зайцева. Свободное время любит проводить с семьёй и путешествовать.
Подробнее о Наталье в VK, Instagram и YouTube-канале «Читания».