Как провести индивидуальное занятие в детском саду

Содержание

  • Слайд 1

    Подготовила старший
    воспитатель
    МДОУ детский сад
    «Светлячок»
    Мальцева М.Б.2014г

  • Слайд 2

    В определении
    В целях
    Смене видов деятельности
    Учет возрастных особенностей

  • Слайд 3

    выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;
    выявить связи между подобными элементами знаний;
    изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;
    учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;
    планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;
    смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;
    выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

  • Слайд 4

  • Слайд 5

    мир познаётся детьми в своём многообразии и единстве;
    развивают потенциал воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности;
    форма проведения нестандартна, интересна;
    интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании;
    возможность для творчества педагога.

  • Слайд 6

    формирование в единстве знаний и умений;
    коммуникативность умений;
    повышение интереса к учению;
    снятие напряженности, страха, неуверенности.

  • Слайд 7

    чёткость, компактность материала;
    продуманность и логическая взаимосвязь материала разделов программы;
    взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
    большая информативная ёмкость материала;
    систематичность и доступность изложения материала;
    соблюдения временных рамок занятия.

  • Слайд 8

    темы интегрированных занятий

    1. Одиночные понятия – названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников,профессий

    2. Обобщенные понятия,в состав каких входит определенная система объектов:
    ( лес: совокупность животных, растений, отдых;
    море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;)
     

  • Слайд 9

    способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников;
    способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение;
    расширяют кругозор;
    основываются на нахождении новых связей между фактами;
    эмоционально развивают детей.

  • Слайд 10

    сложность отбора материала;
    подробное структурирование занятия;
    проблема личной совместимости педагогов;
    общий подход к оценке знаний и умений детей;
    согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

  • Слайд 11

    Используемая литература

    С.Д.Сажина. Технология интегрированного занятия в ДОУ. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
    (Приложение к журналу « Управление ДОУ»).(7).

    Н.В Гавриш “Современное занятие” .Методическое пособие- Луганск: Альма –мастер, 2007

  • Слайд 12

    это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное
    проникновение и обогащение
    Интегрированное
    Комплексные
    является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга

  • Слайд 13

    Целью интегрированных и
    комплексных занятий,
    построенных на междисциплинарной
    связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта
    (предмета или явления), осмысленное
    восприятие окружающего мира, побуждение фантазии,
    творчества и интереса, поддержание
    положительно-эмоционального настроения.
    интегрированные
    комплексные

  • Слайд 14

    Объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты.
    На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого.  
    Интегрированное
    В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным.
     

    Комплексное

  • Слайд 15

    Возрастных ограничений
    для проведения комплексных и
    интегрированных занятий с детьми нет.
    Главное – умение воспитателя организовать
    работу детей на занятии, правильный выбор
    темы занятия и его содержания
    интегрированное
    комплексное

  • Слайд 16

  • Слайд 17

Посмотреть все слайды

Карта индивидуального развития ребёнка по ФГОС

Согласно ФГОС, карта индицидуального развития представляет собой таблицу, в которую педагог заносит оценку определённых знаний и умений ребёнка по заданным критериям. Такие карты составляются для отстающих или, наоборот, одарённых детей, а также для обучающихся с нарушениями в развитии. Основные показатели в карте отображаются в динамике, т. е

педагогу важно проследить изменения, происходящие с ребёнком в учебном году. С примером карты со всеми перечисленными показателями в соответствии со стандартом можно ознакомиться здесь

Показатели оцениваются по следующим критериям:

  • Если речь идёт о знаниях и представлениях:
    • содержательные, системные, не размытые (4 б),
    • чёткие, краткие (3 б),
    • отрывочные, фрагментарные (2 б),
    • не оформлены (1 б).
  • Если речь идёт об умениях или навыках
    • выполняет самостоятельно (4 б),
    • выполняет с помощью взрослого (3 б),
    • выполняет в общей со взрослым деятельности (2 б),
    • не выполняет (1 б).

В карте индивидуального развития педагог отмечает в динамике уровень развития знаний, умений и навыков ребёнка

Подведение итогов: по каждому разделу считается средний балл по следующей формуле: А:В=С, где А — сумма баллов, В — количество критериев в разделе, С — средний балл. Затем высчитывается средний балл по образовательным областям.

Распределение баллов по степени усвоения ребёнком программы по образовательным областям:

высокий: 3,5—4 балла, средний: 2,5—3,4 балла, низкий: 1,5—2,4 балла (требуется корректирующая работа педагога, психолога), низший: 1—1,4 балла (требуется внимание специалиста). Любая индивидуальная работа с ребёнком направлена на создание оптимальных условий для его всестороннего развития

Каждый педагог, планируя такие занятия, должен отталкиваться от их цели и задач, продумывать ряд приёмов, подходящих конкретному воспитаннику. Грамотное планирование, а также мотивация дошкольника на познавательную активность являются залогом успешного занятия

Любая индивидуальная работа с ребёнком направлена на создание оптимальных условий для его всестороннего развития. Каждый педагог, планируя такие занятия, должен отталкиваться от их цели и задач, продумывать ряд приёмов, подходящих конкретному воспитаннику. Грамотное планирование, а также мотивация дошкольника на познавательную активность являются залогом успешного занятия.

Литература:

1. Верещагина Н. В. Результаты итогового мониторинга детского раз­вития (уровни развития интегративных качеств). Подготовительная группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Выготский Л. С. Психология. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
3. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013.
4. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, М. Б. Знак. — СПб.: Свое издатель­
ство, 2013.
5. Свирская Л. В. Методика веде­ния педагогических наблюдений. — СПб. — М.: Линка-Пресс, 2010.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС

Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам

При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему

В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:

  1. п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
  2. п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
  3. п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
  4. п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
  5. п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
  6. п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.

Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.

Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Видео: индивидуализация дошкольного образования

Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:

  • актуальный уровень развития способностей ребёнка;
  • степень его готовности к образовательной деятельности;
  • индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.

Предварительный просмотр:

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

  1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)
  2. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
  3. Соблюдение структуры занятия:
  • Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)
  • Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные

4.Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.

5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)

«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.

Спасибо за внимание!

Как отражается на детях, посещающих детские сады, введение ФГОС? Этот вопрос заставляет волноваться каждого родителя. Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с программой ФГОС, заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей, которые растут в век глобальной информационной атаки.

Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем, методистом или самоанализ непосредственного педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты. Главное для проверяющего — определиться, с какой целью он проводит исследование. Это может быть изучение методов работы, уровень знаний специалиста, способы педагогического воздействия. В каждом конкретном случае предмет анализа будет разным.

Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ — таблица

ФИО воспитанника

Дата рождения

Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование

Фамилия имя отчество папы, возраст, образование

Дата начала ИОМ

Причина постановки на учёт
Стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы
4 года
Цели ИОМ
Открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребёнка как личности;
помощь в адаптации к коллективу детей, развитие, поощрение и стимулирование в ребёнке индивидуальных возможностей;
вовлечение родителей в творческий процесс.

Задачи
Выявить особые образовательные потребности ребёнка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребёнку;
способствовать усвоению ребёнком образовательной программы дошкольного образования;
обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Количество занятий в неделю
5 занятий.
Формы проведения
Игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат

Форма работы с родителями
Консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.
Диагностика развития ребёнкаЦель педагогического мониторинга
Обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)
Виды трудностей (педагогическая симптоматика):
Причины трудностей:Физическое развитие

Соматическое развитие

Речевое развитие

Особенности развития познавательных процессов
Память:
Внимание:Восприятие:Мышление:Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя)

После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ.

Особенности в организации обучения дошкольников

Игра – то, что доставляет детям радость и удовольствие. С ее помощью объединяются мотив эмоциональной привлекательности и мотив познания нового. Игровые моменты и упражнения используют на занятиях, в индивидуальной работе, в свободной деятельности.

Трудности в обучении детей дошкольного возраста заключаются в их неусидчивости, утомляемости, отсутствии мотивации к непосредственно учебным действиям. Но ребенка дошкольного возраста легко заинтересовать, используя игровые моменты. Малыш будет с интересом приобретать новые знания, тренировать умения и навыки, если отправится в путешествие на остров, в лес, в гости к бабушке, доброй фее или совершит полет на воздушном шаре.

В ДОУ широко используются игровые технологии, уже подтвердившие свою эффективность, и в которых учебные действия естественным образом включены в игровой контекст. Дети многое узнают о природе, отправляясь на прогулку по Экологической тропе; решение логических задач успешно проходит при условии, когда каждое решение является ключом к двери таинственного замка; квест «Знакомство с инопланетянами» позволит детям узнать интересное о космосе и т.д.

Цели индивидуальных занятий в детском саду

В зависимости от особенностей и способностей детей, темпа их развития им зачастую показаны индивидуальные занятия. Цели индивидуальной работы в детском саду могут быть различными. Если у ребёнка имеются логопедические трудности, общее недоразвитие речи, психологические проблемы или особенности физического здоровья (нарушение зрения, слуха и т. п.), отставание в обучении, частые пропуски дней в саду, стеснительность, то индивидуальные занятия будут носить корректирующий характер и направлены на развитие дошкольника в комфортных для его здоровья условиях по специально подобранной методике. В отличие от групповых занятий, именно индивидуальная работа направлена на развитие ребёнка с учётом его личностных особенностей.

Если же речь идёт об одарённом ребёнке с заметными склонностями к творчеству или точным наукам, то целью индивидуальных занятий будет развитие способностей ребёнка. При этом стоит учитывать, что абсолютно все дети разные, и индивидуализация обучения каждого ребёнка в группе — это достижение педагога, требующее немалых усилий. Более конкретные цели зависят от тематики занятия и возраста ребёнка.

Индивидуальные занятия могут быть направлены на коррекцию трудностей ребёнка, например, развитие мелкой моторики

Система индивидуальных занятий

Занятия проводятся один на один с педагогом или в малых группах до трёх детей со сходными проблемами. Возможно также давать небольшие индивидуальные задания таким ребятам на общих для всех занятиях и прогулках. Например, когда воспитатель гуляет с детьми, можно давать отдельные мини-задания, нацеленные на физическое воспитание: потренироваться в длине прыжка, удержании равновесия, правильной походке и др. При этом остальные дети в это же время могут быть заняты игрой или точно такими же индивидуальными заданиями. На занятиях по развитию речи или элементарных математических представлений можно организовать работу по карточкам, содержащим задания разного уровня в зависимости от способностей детей. Причём в подготовительной группе периодически можно предоставлять детям выбор, задания какого уровня сложности взять. Такая индивидуализация обучения позволяет не оставлять без внимания остальных детей в группе.

В первой половине дня чаще всего это занятия по познавательному развитию, а после обеда — по развитию движений, рисованию, конструированию и др. Режимные моменты — это тоже возможность для индивидуальной работы: малыши учатся культурно-гигиеническим навыкам во время умывания и одевания, а также правильному пользованию посудой и бытовому самообслуживанию во время приёмов пищи. Такая индивидуальная работа ситуативна, её трудно ограничить по времени и строго регламентировать.

Педагог должен проявлять индивидуальный подход к воспитанникам и во время выполнения режимных моментов в ДОУ

Что касается занятий со специалистами (логопед, дефектолог, инструктор по физической культуре и др.), то их время работы достаточно ограничено, поэтому в неспециализированных группах занятия с этими сотрудниками детского сада могут назначать не всем, а только детям с острыми проблемами и в порядке очерёдности. Во многом это зависит от укомплектованности ДОУ специалистами. Если у ребёнка есть незначительное отставание в обучении, то занятие с ним, скорее всего, будет проводить воспитатель.

Планы и отчётность

В начале учебного года воспитатель сдаёт руководству ДОУ перспективный план, в котором должна быть также отражена индивидуальная работа с детьми и родителями на учебный год. Поэтому перед составлением такого плана воспитателю нужно проанализировать контингент своей группы, узнать, из каких семей будут дети, какие у них есть проблемы и особенности. Перспективное планирование индивидуальной работы можно оформить в виде отдельной таблицы.

Карта индивидуального развития ребёнка по ФГОС

Согласно ФГОС, карта индицидуального развития представляет собой таблицу, в которую педагог заносит оценку определённых знаний и умений ребёнка по заданным критериям. Такие карты составляются для отстающих или, наоборот, одарённых детей, а также для обучающихся с нарушениями в развитии. Основные показатели в карте отображаются в динамике, т. е

педагогу важно проследить изменения, происходящие с ребёнком в учебном году. С примером карты со всеми перечисленными показателями в соответствии со стандартом можно ознакомиться здесь

Показатели оцениваются по следующим критериям:

  • Если речь идёт о знаниях и представлениях:
    • содержательные, системные, не размытые (4 б);
    • чёткие, краткие (3 б);
    • отрывочные, фрагментарные (2 б);
    • не оформлены (1 б).
  • Если речь идёт об умениях или навыках
    • выполняет самостоятельно (4 б);
    • выполняет с помощью взрослого (3 б);
    • выполняет в общей со взрослым деятельности (2 б);
    • не выполняет (1 б).

В карте индивидуального развития педагог отмечает в динамике уровень развития знаний, умений и навыков ребёнка

Подведение итогов: по каждому разделу считается средний балл по следующей формуле: А:В=С, где А — сумма баллов, В — количество критериев в разделе, С — средний балл. Затем высчитывается средний балл по образовательным областям.

Распределение баллов по степени усвоения ребёнком программы по образовательным областям:

высокий: 3,5—4 балла;
средний: 2,5—3,4 балла;
низкий: 1,5—2,4 балла (требуется корректирующая работа педагога, психолога);
низший: 1—1,4 балла (требуется внимание специалиста).

Любая индивидуальная работа с ребёнком направлена на создание оптимальных условий для его всестороннего развития. Каждый педагог, планируя такие занятия, должен отталкиваться от их цели и задач, продумывать ряд приёмов, подходящих конкретному воспитаннику. Грамотное планирование, а также мотивация дошкольника на познавательную активность являются залогом успешного занятия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий