Интересные упражнения и игры на развитие фонематического слуха у младших и старших дошкольников

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки

Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Игры для детей 5–6 лет

«Поющее лото»

В этой игре должен быть ведущий и как минимум два участника. Она рассчитана на детей, которые уже полностью или частично знают алфавит.

Суть игры:

Возьмите карточки с картинками и пустые карточки. Раздайте детям по 5–7 карточек с рисунками и по столько же пустых. Затем пропойте любой звук и спросите, у кого есть картинки с изображением предмета, содержащего этот звук. Дети находят подходящую карточку, проговаривают слово и закрывают изображение пустой карточкой. Побеждает тот, у кого быстрее закроются все картинки.

Например, вы начинаете: «Ууууууу» и спрашиваете, у кого есть изображение с таким звуком. Ребенок поднимает руку и проговаривает: «Ууууу-тка» и закрывает пустой карточкой картинку.

Это упражнение помогает детям быстрее освоить чтение по слогам.

«Дострой недостающий слог или слово»

Для упражнения подойдут простые предложения из любимых сказок ребенка.

Суть игры:

Вы читаете ребенку предложение, но не произносите последний слог или слово. Ребенок должен достроить слово, и проговорить предложение целиком.

Например:

Жили-были дед и ба… (ба).

Яйцо упало и разби… (лось).

Стоит в поле тере… (мок).

Или:

Муха, Муха — …,

Позолоченное брю… (хо)!

Муха … пошла,

Муха денеж… (ку) нашла.

Второй вариант игры сложнее, но благодаря этому у ребенка хорошо развивается сообразительность, внимание и расширяется словарный запас

«Разноцветные звуки»

Упражнение для детей, которые уже знают алфавит.

Суть игры:

Сделайте бумажные флажки красного и зеленого цвета. Скажите ребенку, что на гласные звуки ему нужно поднимать красный флажок, на согласные – зеленый. Называйте звук, делайте небольшую паузу и ждите ответ ребенка.

Это упражнение помогает различать звуки и дает хорошую базу для чтения.

Также можете сделать флажки других цветов на твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.

Эти простые упражнения помогут вашему ребенку развить фонематический слух и дадут хорошую базу для обучения чтению и письму. Занимайтесь с ребенком 15–30 минут в день и уже через 2–3 недели вы заметите прогресс в обучении. А спустя еще немного времени перед вами будет сидеть довольный ребенок, с интересом осваивающий школьную программу.

А если вам некогда экспериментировать и заниматься с ребенком самостоятельно, запишите ребенка на бесплатное пробное занятие в нашу онлайн-школу. Посмотрите, как проходят уроки, понравится ли ребенку, а затем примите решение, какой способ обучения для вас лучше.

Нашим читателям мы дарим промокод KIDSKEY_BLOG с дополнительными бесплатными уроками*.

KIDSKEY_BLOG

* Чтобы получить дополнительные уроки на ваш счёт, при оплате любого пакета просто укажите промокод KIDSKEY_BLOG в поле “Введите промокод”.

Фонематический слух и особенности его развития у детей

Способность слышать начинает проявляться у плода уже во втором триместре беременности, а в возрасте нескольких недель можно заметить реакцию младенца на речь. С первых дней жизни в мозге новорожденного начинается активная работа по формированию фонематического слуха — умения, присущего только человеку, и включающего наличие следующих навыков:

  • распознавать звуки родного языка;
  • сравнивать и улавливать разницу между ними;
  • точно воспроизводить.

Уникальная способность выражать свои мысли с помощью слов считается врожденной, но описанные в науке случаи детей-маугли доказывают, что если в первые 5-6 лет жизни ребенок не слышит человеческую речь, то научить его говорить уже практически невозможно. Значит, чем больше разговаривать с малышом с самого рождения, тем быстрее и лучше будет развиваться его фонематический слух.

Забавные слова, которые произносят дети в возрасте от 1 до 2, а то и 3 лет, прямо отражают процесс сложной фонематической «настройки» мозга. Например, в слове «мама» не ошибается практически никто и никогда, потому что оно максимально простое как для улавливания, так и для воспроизведения. А вот вместо слова «собака» ребенок вполне может произнести «бабака», потому что звук предшествует ударному , и мозг фиксирует его как приоритетный. Со временем, когда новое слово станет привычным, малыш начнет распознавать на слух нюансы и стараться исправлять ошибки

Поэтому взрослым важно говорить с ребенком правильно и не сюсюкать, хотя удержаться от повторения за маленьким лингвистом смешных словечек бывает очень трудно

Как правильно развивать слуховую память у малышей?

Несмотря на то, что в домашних занятиях родители могут использовать более простые и доступные упражнения на развитие слухового внимания и памяти в отличие от развивающих занятий со специалистами, они непременно должны учитывать особенности слухового развития детей на разных возрастных этапах

На что обращается внимание родителей при организации занятий дома?

Слуховая память при ее формировании опирается на развитие слухового внимания

Поэтому нужно организовывать занятия с ребенком в виде комплексной тренировки, когда одновременно упражняются и слуховая память, и слуховое внимание.
Первым делом нужно обращать внимание на то, как развито у детей фонематическое восприятие, то есть способность различать и узнавать слова. Если ребенок не различает фонемы (единицы слова), то это мешает ему овладеть словарным запасом, тормозит развитие речи и слуховой памяти

Необходимо также учитывать, что развитие слуха на разных возрастных этапах имеет свои определенные особенности

Например, на первом году жизни идет активное становление слухового внимания. В этот период ребенок прислушивается к источнику звука, реагирует на него движениями тела, узнает по голосу родных людей и чужих, эмоционально отвечает на разную интонацию голоса. Если взрослые помогают малышу развивать такие реакции, то уже во второй половине года он учится сам имитировать звуки, которые слышит, пытается их воспроизводить с определенной интонацией и ритмом. В раннем возрасте (2-3 года) малыш повторяет услышанные звуки в словах и активно пользуется ими. Все это родителям нужно знать, чтобы правильно подобрать игры и упражнения для развития слуховой памяти и внимания. Средние и старшие дошкольники слышат, затем повторяют звуковые ритмы по образцу или по устной инструкции.
Специалисты отмечают, что в раннем детстве прослеживается тесная взаимосвязь слуховой и зрительной памяти. Они объясняют это тем, что для лучшего усвоения информации ребенок использует не только слух, но и зрение. Например, запоминание слов, обозначающих какие-либо предметы, пойдет быстрее, если малыш будет их видеть. Таким же образом слуховое восприятие названий предметов идет легче, когда у дошкольника задействованы моторно-двигательные навыки. Взрослый называет предмет и дает возможность малышу с ним действовать: катать, бросать, играть.
Для развития слуховой памяти у детей необходимо использовать разнообразные средства. В методике разработано много приемов, но самым главным продолжает оставаться игра, как ведущая деятельность дошкольников. Да и младшим школьникам игровые приемы также помогают овладеть многими знаниями, умениями, навыками.

Когда и как развивать?

В идеале заниматься развитием фонематического слуха у детей нужно заниматься не тогда, когда ему предстоит скоро идти в школу (в 6-7 лет), а раньше, причем намного. Как только ваш кроха появился на свет, нужно разговаривать с ним, даже если он не понимает сути сказанного вами. Грудничок прекрасно слышит интонации, звучание, мелодику речи, и это потом очень поможет ему успешно пройти дальнейшие этапы речевого фонематического развития.

На этом этапе говорите с малышом в любое время, пока он не спит. И нет разницы, что вы будете говорить: сказку, стишок или перечислять элементы периодической системы химических элементов Менделеева.

Для развития речи очень важное значение имеет развитие мелкой моторики, а потому уже с года активно используйте кубики, конструкторы, лепите с малышом, собирайте пирамидку, играйте в пальчиковый кукольный театр — это отличная тренировка для фонематического слуха. Если же проблем избежать не удалось, не стоит ждать, пока все решится само собой — обращайтесь к логопеду и приступайте вместе со специалистом к развитию. Почему важно посетить логопеда? Потому что этот специалист имеет возможность проверить текущее состояние фонемного восприятия, диагностировать нарушение, охарактеризовать его

Выявление уровня такого слуха для непрофессионалов довольно сложное занятие

Почему важно посетить логопеда? Потому что этот специалист имеет возможность проверить текущее состояние фонемного восприятия, диагностировать нарушение, охарактеризовать его. Выявление уровня такого слуха для непрофессионалов довольно сложное занятие. Потом вам дадут упражнения, таблицы, логопедические карточки, которые помогут развить слух и устранить речевой дефект именно у вашего малыша

Потом вам дадут упражнения, таблицы, логопедические карточки, которые помогут развить слух и устранить речевой дефект именно у вашего малыша.

Для самостоятельных можно воспользоваться готовыми методиками, например, методом Елены Колесниковой, а можете разработать собственную программу занятий, зная основные правила и последовательные этапы:

  • обучение узнаванию звуков неречевых (издаваемых предметами, животными);
  • обучение различию тембра, высоты, силы голоса;
  • изучение слов, близких по звучанию;
  • изучение слогов в слове;
  • обучение разделению слогов на звуки и распознавание их.

Развивать фонемный слух нужно в игровой форме. Это будет интересно и познавательно для малыша. Для занятий вам могут потребоваться:

  • различные картинки, иллюстрации, нарисованные самостоятельно, распечатанные из интернета или вырезанные из журналов и газет;
  • предметы, которые могут издавать звуки.

​​​​​На первом этапе можно играть в игры, которые направлены на узнавание звучащих предметов: вы производите звук, держа предмет за спиной, а ребенок угадывает, что издает звуки (шуршание бумаги, звон колокольчика, ключей, тиканье часов, бульканье воды в бутылке и т. д.). Хорошо помогает освоить первый этап классическая игра в жмурки — с завязанными глазами малышу нужно двигаться на звук, который вы оговорите как главный. Например, хлопки в ладоши. Остальные звуки, которые вы будете производить для отвлечения — сигнал стоять на месте.

На втором этапе нужно находить разницу в звучании речи человека. Запишите и воспроизводите речь папы, бабушки, брата и собственный голос ребенка. Задача — угадать, кто именно говорит в данный момент. На этом этапе читайте сказки с элементами имитации (медведь говорит грубым голосом, а мышка тонким), изображайте это собственным голосом.

На третьем этапе нужно научиться узнавать слова. Тут пригодятся картинки, заранее заготовленные. Показываете картинку и называете изображаемое на ней сначала правильно, а потом с ошибкой, подменяя один звук на другой (корова — морова, собака — кабака). Задача ребенка определить, когда вы говорите правильно, а когда — нет. На правильное слово нужно похлопать в ладоши, а при звучании ошибочного — потопать ногами. Также можно попросить ребенка выбрать картинку с нужным изображением среди созвучных (мышка-книжка-мишка-крышка).

Далее будет несколько проще. Делить на слоги слово можно с прихлопыванием в ладоши, согласно ритмике слова.

Базовые приемы развития фонематического слуха у детей с ОВЗ с применением интерактивного контента смотрите в следующем видео.

Фонематические ошибки в речи дошкольников

Родителей должно насторожить, если при обследовании дошкольник:

  1. Искажает звуки (рама – йама, горка – гойка).
  2. Допускает нарушение звуковой структуры:
    • пропускает звук (обманул – оманул);
    • добавляет дополнительный (наушники – наушнинки);
    • заменяет фонемы (шарф – сарф, шишка – хыхка);
    • переставляет их (собака – босака).

Нормой считается, если к концу дошкольного возраста дети приобретают следующие фонематические умения:

  • замечать речевые ошибки в своем произношении и окружающих людей;
  • пытаться поправлять ошибки;
  • определять звуки в словах, слогах, в рядах звуков;
  • различать основные фонемы: звонкий – глухой, твердый – мягкий, свистящий – шипящий;
  • владеть правильным произношением: четкой артикуляцией, звуковой культурой речи, слоговой структурой.

Некоторые родители не обращают должного внимания на подобные детские ошибки, считая, что дошколенок еще мал, с возрастом все наладится. Однако если вовремя не обратить внимания на развитие фонематического восприятия у дошкольников, в дальнейшем предстоит большая работа по исправлению недостатков. Родители могут обратиться к специалистам, дополнительно организовав домашние занятия.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Как формируется фонематический слух

Когда младенец начинает слышать звуки, для него они как красивая песня, если это голос мамы и близких. Со временем ребенок начинает различать фразы, понимать их смысл и пытаться воспроизводить. И только после этого он начинает слышать и различать отдельные слова.

Если в раннем возрасте у ребенка есть возможность ходить и бегать — у него будут сильные ноги; если он рассматривает много ярких книжек с картинками — научится видеть разные цвета и формы; если ребенок слышит много слов, звуков и музыки — разовьется слух.

Как правило, звуковым пространством малышу служат мамины сказки и музыкальные занятия в детском саду. Однако не всем детям этого достаточно. Как и любой другой навык, умение слышать нужно развивать.

Именно поэтому в моей практике дети, которые посещают музыкальную школу, имеют прекрасный фонематический слух, а следовательно — имеют меньше сложностей при знакомстве с иностранным языком. Они легче усваивают особенности произношения и запоминают новые слова, потому что они их хорошо слышат и могут повторить.

Но даже если ребенок не ходит в музыкальную школу, научите его слышать и различать разные звуки.  Другими словами,  помогите ему развить фонематический слух. Как это сделать?

Очень полезно обратиться к логопедам или прочитать их рекомендации. Существует много материалов, созданных для родителей, в которых есть интересные и полезные упражнения. Однако, как правило, логопеды начинают работать с детьми, которые уже имеют нарушения речи, в возрасте пяти лет и старше. Фонематический слух же можно и нужно начать развивать раньше.

Почитайте по теме: Когда чтение вслух на уроках с детьми уместно и полезно?

Шаг первый: что делать в раннем возрасте

В возрасте двух-трех лет начните с простых упражнений для развития слуха. Это поможет ему сформировать правильную родную речь.

1. Прослушивание музыки

Выбирайте музыку, которая имеет четкую мелодию. Идеально подойдут детские песенки, а также очень многие классические произведения. Не выбирайте музыку, имеющую большое количество низких звуков. Обилие басов со временем травмирует очень чувствительную барабанную перепонку ребенка и приведет к снижению слуха

По этой же причине важно включать записи тише, чем для взрослого

Обязательно слушайте вместе. Хлопайте или танцуйте в ритм, чтобы ребенок научился слышать музыку отдельными ритмическими фразами. Пойте, и через какое-то время он захочет вам подпевать, что улучшит произношение малыша.

2. Игры с шумными игрушками

Честно признаюсь, сама я не очень люблю такие игрушки, но для развития ребенка они очень важны. Бубны, барабаны, колокольчики, маракасы, ксилофоны и металлофоны, свистки и дудочки введут дошкольника в мир звуков, научат выделять их из окружающего звукового пространства.

Особо хочу остановиться на духовых инструментах. В логопедии есть такой термин как «формирование воздушной струи» — дети с тяжелыми нарушениями речи не могут правильно пропускать воздух через рот (дуть)

Поэтому важно научить небо, губы, язык и зубы ребенка правильно пропускать воздух через рот, чтобы в дальнейшем можно было произносить четкие и правильные звуки. Следовательно, мы организуем дома семейный оркестр, в котором малыш играет на дудочке, а взрослые аккомпанируют бубном или маракасами. Надуваем мыльные пузыри

На этом этапе нежелательно использовать приспособления, помогающие запускать сразу много пузырей. Пусть ребенок сначала научится их надувать

Надуваем мыльные пузыри. На этом этапе нежелательно использовать приспособления, помогающие запускать сразу много пузырей. Пусть ребенок сначала научится их надувать.

3. Звуковые игры

Самые полезные упражнения для развития слуха — это, конечно же, игры. Тем более, что со звуками тоже можно очень интересно играть. Например, мы берем несколько игрушек, которые издают звуки: бубен, барабан, свисток, резиновые игрушки-пищалки и кладем перед ребенком. Вместе слушаем, как звучит каждая игрушка, после чего просим его закрыть глаза. Пусть угадает, какой игрушкой мы «пошумели», пока он не видел. Дальше посложнее: издавайте звуки громче или тише, играйте мелодию на дудочке или отбивайте ритм на барабане.

Второй вариант — это игра с детским разноцветным металлофоном или ксилофоном. Мы также просим ребенка закрыть глаза и ударяем молоточком по одной из разноцветных клавиш. Малышу нужно угадать, клавиша какого цвета прозвучала.

4.  Игра «Такой же/отличается»

Умение понимать, что какие-то предметы, картинки или прочее одинаковые или имеют отличия — это сложная мыслительная операция

Однако различать звуки важно для развития фонематического слуха. Поэтому так же, как мы играем с картинками: просим найти такую же или найти отличия, мы играем и со звуками. Попросите ребенка закрыть глаза и «пошумите» одной или двумя игрушками

Он должен определить, одинаковые ли звуки услышал

Попросите ребенка закрыть глаза и «пошумите» одной или двумя игрушками. Он должен определить, одинаковые ли звуки услышал.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы <Д>, <О>, <М>. Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем <Я>, <Г>, <О>, <Д>, <А>, но 6 звуков , , , , , .

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы <Г>.

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

Какими бывают нарушения фонематического слуха?

Обычно фонематический слух развивается к пятилетнему возрасту. Но иногда его формирование задерживается. Это может быть вызвано проблемами во внутриутробном периоде или во младенчестве. При этом физиологический слух порой прекрасно развит, ребенок произносит все звуки правильно.

В этом случае родители не замечают проблемы. Но когда ребенок идет в школу и начинает писать, появляются ошибки. Получив рекомендации обратиться к логопеду, многие родители недоумевают: зачем, если ребенок хорошо говорит?

Но часто при нарушении или недоразвитии фонематического слуха звукопроизношение также нарушено. В речи ребенка происходит звукозамена: «шапка» – «хапка», «чашка» – «тяска», «птица» – «пцица» и т. п. 

В письменной речи возможны следующие ошибки::

  • замены букв, соответствующих фонетически близким звукам (парным согласным, например): «верплюд»;
  • пропуски букв и слогов (часто ударных гласных, как ни странно): «корва» вместо «корова»;
  • перестановка букв и слогов: «Моксва» вместо «Москва»;
  • недописывание слов: «пое» вместо «поет», «разны» вместо «разный». Очень часто в тетрадях наблюдаю недописывание буквы «й». Чаще всего дети не слышат именно звук – .

Все эти особенности указывают на нарушение звукового анализа и синтеза, устранить которое можно только с помощью специалистов: логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

При регулярных занятиях с логопедом 2–3 раза в неделю проблема устраняется в среднем за 3–12 месяцев.

Игры на развитие слухового внимания для самых маленьких и даже неговорящих детей

Игра «Отгадай что звучит»

Для игры потребуются детские музыкальные инструменты, например, барабан, дудочка, бубен или любые другие игрушки, которые производят характерные звуки, например, погремушка, трещотка, колокольчик. Игрушки и звуки которые они издают должны быть знакомы малышу. Если это новая игрушка, то перед началом игры обязательно покажите её малышу, дайте её потрогать и послушать как она звучит.

Как играть: Мама или папа за ширмой (так чтобы малыш не видел какая игрушка у них в руках) звенит колокольчиком, трещит трещоткой или другой игрушкой и предлагает малышу отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, такими, чтобы ребенок мог их отгадать. Если дома нет ширмы, или вы играете на улице, можно просто предложить малышу отвернуться или сесть спиной к взрослому.

Игра «Хорошая погода»

Для игры нам потребуется детский зонтик, бубен или погремушка, которая издает характерный громкий звук.

Как играть: Мама или папа говорят малышу, что он идёт на прогулку. Сейчас погода хорошая, светит солнце и он может ходить, бегать, веселиться, но если малыш услышит звук бубна, значит пошёл дождик и он должен со всех ног бежать и прятаться под зонтик. Объясните малышу, что он должен внимательно слушать бубен и в зависимости от того звучит он или нет, гулять или прятаться. Эта игра очень весёлая и очень нравится малышам.

Игра «Угадай кто кричит»

Если раньше для этой игры родителям нужно было найти картинки животных и подражать их голосам, то теперь всё стало намного проще. В любом книжном или детском магазине можно купить говорящую книгу голоса животных.

Как играть: Малыш вместе с родителями рассматривает картинки и слушает как разговаривают животные. Затем мама или папа не показывая картинки просят малыша послушать голоса животных и угадать кто пришёл к нему в гости.

Игра «Жмурки»

Вариант игры для самых маленьких: Для игры нам понадобится колокольчик. Малыш закрывает глаза, а мама или папа тихонько встает в стороне от малыша и звенит в колокольчик. Малыш должен не открывая глаз повернуться в сторону взрослого и показать рукой откуда доносится звон.

С малышами постарше можно играть в классические жмурки, когда малышу завязывают платком глаза и он должен поймать взрослого, который привлекает внимание малыша хлопая в ладоши

Игра «Иди или беги»

Для игры нам понадобится бубен или погремушка, которая издаёт характерных громкий звук. Под тихих звук бубна малыш идёт по кругу на носочках, под громкий — идёт шагом, а под очень громкий — бежит.

Шаг второй: что делать, когда родная речь сформирована в возрасте 5-6 лет

На этом этапе мы играем не со всеми звуками, а с теми, которые слышим в потоке речи. Здесь помогут речевые игры, которые предлагают логопеды.

1.  Игра «Хлопушки»

Для начала выбираем какой-то один звук, например, «у» и просим ребенка прислушаться: «у-у-у». «Кто так говорит?». Далее предлагаем поиграть: ребенку нужно будет хлопать в ладоши каждый раз, когда он услышит звук «у». Называем слова:

у-у-утка,

аку-у-ула,

су-у-умка,

бу-у-улочка и т. д.

Начинать нужно с гласных звуков под ударением. Из моего опыта, вначале дети очень много ошибаются, но со временем точно определяют их в словах.

После этого поиграйте с сонорными согласными (л, м, н), далее — со звонкими согласными, а затем — с глухими. Звук «р» и шипящие должны быть последними. Эти звуки самые сложные для произношения. Если он не сможет их выговорить, то потеряет мотивацию и откажется играть дальше.

Для разнообразия поменяйте хлопки на любую другую активность, интересную ребенку: прыжки или повороты.

2. Игра «Малыш»

Для игры нам понадобится любая игрушка с «лицом». Это будет «малыш», который учится говорить. Мы просим ребенка послушать и проверить, правильно ли он называет слова:

моРоко (ребёнок должен услышать и сказать «молоко»),

мяЛик (мячик),

стоР (стол),

подуЛка (подушка).

Сначала заменяем звуки на явно отличающиеся, глухие на звонкие и наоборот. Однако потом усложняем задачу и заменяем звуки на близкие по звучанию: «т/ч», «п/ф», «б/в» и прочие. И наконец, можно от имени «малыша» рассказать стихотворение, в котором также изменить слова. После того как ребенок перестанет смеяться, попросите исправить ошибки.

Например:

уМонили миФку на поР,

оторМали миФке Дапу,

всё Давно его не Мрошу,

потому что он Бороший.

3. Игра «Найди звук»

Эта игра встречается во многих пособиях, но подходить к ней нужно после того, как ребенок успешно справился с более простыми упражнениями и научился определять звуки в слове. Он теперь должен определить, где находится звук: в начале, середине или конце.

Чтобы упражнение было интересно ребенку, я использую игрушки. Идеальное сочетание — паровозик и маленькая куколка в качестве «пассажира». Если ребенок слышит звук в начале слова, он усаживает пассажира на переднюю часть транспорта, если в середине — то в центр или внутрь и т. д.

Веселые и простые игры очень нравятся детям и помогают в развитии фонематического слуха. Научившись слышать звуки в потоке речи родного языка, дети без особого труда распознают произношение иностранной речи. Развитый фонематический слух позволяет ребенку освоить иностранную речь и сформировать правильное произношение на иностранном языке.

P.S. Пока я писала эту статью, моя дочь играла рядом. Я еще раз спросила ее: «Как тебя зовут?», на что она ответила: «Ава». Ура! Мы слышим «ва», осталось услышать «е».

Что такое фонематический слух

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.

Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

•    ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;

•    ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;

•    он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.

В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук

Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Упражнения и игры для дошкольников

 Как развивать фонематический слух, если уже есть нарушения? Далее я предлагаю вам наиболее эффективные и интересные упражнения. Они помогут наладить данный навык у дошкольника, в 4 года или даже в 5 лет.  Заниматься можно дома. Важный плюс – для этих игр-занятий не нужны особые приспособления.

Задача первых занятий – показать, что слова состоят из звуков, и могут отличаться лишь одним звуком, а означать разное. Вот несколько упражнений:

  1. Предложите чаду послушать, как отличаются похожие слова, в стишке. Громко, четко прочитайте: «Скажи ка громче слово гром, оно грохочет словно гром. Скажи ка тише шесть мышат, и мышки сразу зашуршат». Предложите ребенку повторить стишок так, чтобы звуки здесь отличались, и были четко слышны.
  2. Приготовьте 2 картинки, с мишкой и с мышкой. Покажите первую, с мишкой. Спросите, кто это? Мишка, он бурый, огромный, живет в лесу, спит в берлоге. А это мышка, она крошечная, серого цвета, обитает в норке. Объясните, что слова похожи, а означают разных зверей. Произнесите их, подчеркните разницу. Пусть кроха тоже их произнесет. То же самое – со словами шина-машина, палка-галка, печка-свечка.
  3. А теперь вместе найдите слова совсем разные, не похожие: жук-поле, книжка-дом и так далее.
  4. Игры с мячиком. Бросьте ребенку мячик, предложите слово. Он должен бросить вам мячик, назвав похожее слово. Например: резина-корзина, елки-моталки, погремушка-хохотушка и так далее. Так же поиграйте, придумывая совершенно непохожие слова.
  5. Расскажите ребенку про слова длинные и короткие. Назовите примеры. Предложите найти в комнате то, что по названию – длинные слова. Потом – то, что короткие.
  6. Предложите поиграть в волшебников, которые превращают короткие слова в длинные, и наоборот. Например – кот-котенок, лис-лисеночек и так далее.
  7. Теперь упражнения с рисунками. Пусть назовет предметы с картинки громко, ясно и четко. Можно разбивать слова на 2 части – гал-ка, ко-тик, шиш-ка. Предложите назвать только первую часть слова. Затем – только вторую. Найдите более длинные слова, попробуйте разбивать их на 3 части, пусть ребенок громко их произносит.

Примеры упражнений

Вот еще примеры упражнений.

•    «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

•    «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

•    «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

 Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий