Основные идеи гуманистической педагогики
1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это само ценность.
2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.
3. Ребенок – субъект педагогического процесса.
4. Ориентация на лучшие качества личности.
5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы». Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности. «В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!». Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к само актуализации. Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала, культивирование импульса к самосовершенствованию.
7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности компоненты саморазвития личности: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, само регуляция, само реабилитация, самоорганизация.
8. Отсутствие прямого принуждения. Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Замена принуждения желанием, порождающим успех. Требовательность, основанная на доверии.
9. Приоритет положительного стимулирования. Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.
10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности. Уравнивание ученика и педагога в правах. Соблюдение Конвенции о правах ребенка. Общение, основанное на взаимопонимании.
12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.
13. Право ребенка на свободный выбор. При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность. Право ребенка на ошибку.
15. Право ребенка на свободную точку зрения.
16. Принятие ребенка таким, каков он есть. Терпимость к детским недостаткам. Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.
Гуманистическая педагогика в России
Первые зачатки гуманизма появились в России еще в 18 веке.
Ломоносов был великим просветителем-гуманистом
Наиболее яркими её представителями были М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев.
Они высказывали идеи о превосходстве морали и нравственности над разумом.
Слова были пропитаны свободой и стремлением к восстановлению гуманного порядка, который считали естественным.
Но это были только первые ростки, которые еще не имели сильного влияния на рядовую жизнь обывателей.
Широкое развитие идей гуманизма произошло благодаря тайным сектам, а именно масонству.
Старые порядки к 19 веку уже окончательно ушли в небытие и потребовались новые духовные взгляды. Созданные масонством доктрины и околонаучная литература основались на ценности человеческой жизни и смысле её бытия.
К началу 20 века произошел новый толчок развития гуманизма. В его основе лежали труды М. Хайдеггера.
Экзистенциализм, отцом которого он являлся, провозглашал, что сущность человека лежит за пределами социальной предопределенности, при этом в личности происходит бесконечное внутреннее оспаривание.
Эта философия ставила перед собой простую цель — помочь человеку морально выжить в условиях двух мировых войн и колоссальных социальных преобразований.
Один из ярких представителей гуманистической педагогики наших времен — Сухомлинский
Имеет гуманистическая педагогика представителей и сегодня. Среди них можно отметить Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, В.А.Мухину и многих других.
Эти ученые, писатели и педагоги пропагандируют мягкость в межличностных отношениях, сострадание, милосердие, но прежде всего терпимость к инакомыслящим.
Идеи гуманизма способствовали развитию научно-технического прогресса, внесли большой вклад в искусство, открыли дорогу к просвещению.
Гуманизм стал основой расцвета эпохи Возрождения. Искусство было проникнуто его идеями.
Гармонически развитый человек являлся идеалом того времени. Эта личность должна быть свободна, и над ней не может быть никакой опеки. У человека не должно быть препятствий, которые мешают чувствовать и думать, как хочется.
При этом у современных ученных нет однозначного представления о характере и особенностях ренессансного гуманизма, как и о временных отрезках его существования и развития.
Но нет сомнений в том, что гуманизм являлся главной идеей культуры данных эпох, его неотделимой частью.
Появившийся в искусстве, гуманизм способствовал экономическому буму, развитию наук, социальной революции и равенству перед законом.
Гуманизм прошел много этапов модификации не только в Италии, но и во всем мире. Он оказал свое благотворное влияние на многие сферы современной жизни, навсегда изменив представления человечества как о самом себе в целом, так и о значимости отдельной личности.
В этом видео вы увидите доклад одного из современных гуманистов о педагогике:
Корни гуманизма
Эпоха Возрождения в мировой истории ознаменовалась появлением новых идей.
Это революционное время противопоставило средневековому аскетизму ценность земного бытия, в основе которого лежала любовь к человеку и уважение к его личности.
Эпоха Возрождения принесла в мировую культуру много нового, в том числе и гуманизм
Данная концепция получила название гуманизм. Это новое мировоззрение имело огромное влияние на развития человечества и не только в педагогике.
Что такое гуманизм? Термин произошел благодаря латинским словам humanitas и homo, что в переводе означает «человечность» и «человек».
Любознательные и энергичные гуманисты Возрождения добивались права самим творить свою судьбу и развивать окружающий их мир, опираясь на духовную сторону собственной личности.
Наибольший вклад в развитие этого мировоззрения вложили: Алигьери Данте, Петрарка Франческо, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Марсилио Фичино, Томас Мор, Пьетро Паоло Верджерио и многие другие.
Мысли и идеи, высказанные в трудах этих людей новой эпохи, легли сначала в основу классического европейского образования, а затем и в современную педагогику, получившую в последствии название гуманистической.
В обществе с этого времени между понятиями воспитание и образование появилась тесная связь.
Главной целью гуманистического воспитания является развитие человеческой индивидуальности, которая неразрывно связана с природой ребенка.
Появилась новая система обучения, которая была направлена прежде всего на развитие творческих и коммуникативных способностей ученика, а также его самостоятельности при принятии решений.
Так что же такое гуманизм в педагогике? Это мы и рассмотрим подробнее.
Гуманистическая педагогика.
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50–60-е гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации – развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.
Самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека по решению его проблем, не решать за него, не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов.
Целью обучения и воспитания должно быть не приобретений знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции, Роджерс назвал «значимым для человека учением». Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, каков он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, каков он есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся: книги, учебники, инструменты, материалы.
Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.
Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов
Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт
Философские и теоретические основания[править | править код]
Среди идейных основ различных педагогических систем, находящихся в русле гуманистической педагогики и зародившихся в начале XX века, такие неогуманистические концепции как:
- становление человека совершается взаимодействием с окружающим миром и с людьми, и требует осознанного преобразования окружающей среды и своей внутренней природы
- свобода человека проявляется в избирательности его действия, связана с творческой активностью, и требует осознания и принятие ответственности за результат действий
- человек познает самого себя, окружающий мир и своё взаимодействие с этим миром, и это познание включает как интеллектуальную так и интуитивную составляющие; психические процессы представляют единство осознанного и неосознанного
- люди не тождественны один другому, индивидуальность человека самоценна; подлинное развитие человека заключается в «выращивании» его индивидуальной основы
- человек открыт миру; он реализует себя через установление связей с другими; человек способен выйти за рамки собственного эгоцентризма и самоизоляции
В число теоретических оснований входят:
- Я-концепция К. Роджерса
- Когнитивный конструктивизм Пиаже
- Зона ближайшего развития Выготского
- Педагогика прагматизма Д. Дьюи
История появления гуманной педагогики
Сам Шалва Амонашвили не любил учиться. До 7 класса был двоечником. Он стал относиться к учебе по-другому, когда в школе поменялся учитель по грузинскому языку. Новый педагог не стыдил мальчика, выставляя неудачником перед сверстниками, а наоборот, проявил интерес к талантам ребенка. А уже спустя 3 года Шалва выпустился с золотой медалью.
⠀
Позже юноша понял, что хочет связать жизнь с преподаванием. Сперва он защитил по педагогике диссертацию, а через несколько лет отказался от нее, поняв, что сильно ошибался в подходах к обучению.
⠀
Амонашвили стал первым педагогом-новатором, который объединил опыт своих предшественников и современников, показал иной путь обучения через сотрудничество с ребенком, где учитель полностью принимает его таким, каков он есть.
В марте 2022 года Амонашвили исполнился 91 год, и он по-прежнему ведет активную деятельность, помогая разрабатывать программы обучения для детей, педагогов и родителей. А также читает лекции, проводит семинары и пишет статьи.
Идеи гуманизма в зарубежной педагогике
Зарубежная гуманистическая педагогика развивалась в четырех основных направлениях:
- бихевиоризм
- прагматизм
- неопозитивизм
- неотомизм
Под бихевиоризмом понимают концепцию воспитания, которая основана на новейших достижениях науки о человеке. Бихевиоризм предполагает применение различных методов, которые позволяют изучать интересы, потребности, способности человека. Основателем этого направления считают американского психолога Дж. Уотсона. Основное положение бихевиоризма основано на реакции поведения в зависимости от раздражителя.
Следующее направление в зарубежной гуманистической педагогике – прагматизм – ставило перед собой цель приблизить воспитание к требованиям реальной жизни.
Родоначальником этого направления считают американского философа и педагога Дж. Дьюи, который в свою очередь развивал идеи американских философов Ч. Пирса и У. Джемса. В дальнейшем сам Дж. Дьюи разработал систему инструментализма, которая предполагала, что всевозможные научные теории, гипотезы, являются своего рода инструментами, которые помогают человеку ориентироваться в мире, взаимодействовать с природой и обществом.
Основы прагматизма сводились к следующему:
- школа должна соответствовать современным реалиям, воспитание и образование должны соответствовать жизни
- в процессе воспитания и обучения педагог должен ориентироваться на активность учеников, в задачу педагога так же входит всяческая стимуляция и развитие этой активности
- воспитательные и образовательные цели должны быть реализованы в ходе практической деятельности учащихся
- в основе образовательной программы должны находиться интересы ученика
Другое направление зарубежной гуманистической педагогики носило название неопозитивизм. Это направление осмысливал последствия, которые были вызваны научно-технической революцией. Главными сторонниками этого направления являлись П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питерс, А. Харрис и др.
И последнее основное направление зарубежной гуманистической педагогики – неотомизм – считало, что наука не в состоянии постичь сущность мира. По мнению представителей этого направления, детей и молодёжь следует воспитывать, руководствуясь религиозными ценностями. В воспитании должно превалировать духовные ценности. Основоположником этого направления считают французского философа Ж. Маритена.
Принципы гуманно-личностной педагогики
Суть подхода бесконечно проста и сложна одновременно: ребёнка надо любить, во всех его проявлениях.
Традиционное обучение основано на простой схеме кнута и пряника. Решил задачу — молодец, пять. Не решил — двойка и унижение. Можно ли научить ребёнка чему-нибудь таким способом? Определённо, да. Можно ли привить ему любовь знанию, а не к оценкам? Едва ли. Поэтому в концепции гуманной педагогики Амонашвили главную роль играют отношения между учеником и учителем.
Искренний интерес и уважение к ребёнку — движущая сила воспитания.
Амонашвили убеждён, что воспитание всегда должно предшествовать обучению. Но вырастить достойного человека при помощи отвлечённых нравоучений невозможно. Вечные ценности усваиваются в том случае, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребёнку на его языке. И показать на своём примере.
Амонашвили уверен, что каждый ребёнок рождается на Земле с определённой задачей. Работа учителя — помочь детям найти призвание и раскрыть таланты. Для этого нужно быть оптимистом — уметь видеть в них лучшее.
При обучении важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребёнка расти:
Страсть к развитию. Дети учатся, преодолевая трудности. Поэтому сами интуитивно ищут их — этим объясняются неразумные и даже опасные шалости младших школьников. Чтобы перенаправить эту энергию в мирное русло, обучение должно быть быть связано с трудностями, но такими, которые ребёнок в состоянии преодолеть.
Страсть к взрослению. Каждый ребёнок мечтает стать взрослым. Но какой смысл он вкладывает в понятие «взрослый», полностью зависит от его старшего окружения. Рядом с ребёнком должен быть мудрый наставник, который будет уважать его личность, общаться на равных, доверять посильные но ответственные дела
Чтобы ребёнок стал ответственным, самостоятельным и целеустремлённым, важно сотрудничать, а не давить на него. Страсть к свободе
Хотеть быть взрослым — значит хотеть независимости. Поэтому дети терпеть не могут, когда старшие слишком сильно опекают и поучают их. Но это не значит, что ребёнка вовсе не нужно ограничивать и предоставить самому себе. Амонашвили видит решение в «свободном выборе несвободы». Это как с играми — ребёнок охотно принимает их правила, то есть соглашается на ограничения. Поэтому учёба должна быть похожа на игру, где все участники на равных соблюдают условия. Это мнение разделяют и наставники «Домашней школы Фоксфорда»:
Система Амонашвили рекомендована Министерством Образования РФ. Под эгидой Центра гуманной педагогики работают школы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Благовещенске и других городах. В них не ставят оценок и не сравнивают детей между собой. Ученики не конкурируют, а учатся помогать друг другу и радоваться чужим успехам. Дети чувствуют себя полноправными участниками процесса: им предлагают самостоятельно провести урок, придумывать задания и даже создавать учебники. Ребятам не только преподают науки, но и помогают формировать духовные ценности.
Гуманно-личностная педагогика — это не учебная программа и даже не набор методических рекомендаций. Это система взглядов на образование и воспитание, на отношения взрослых и детей в целом. Амонашвили уверен, что воспитание не может ограничиваться школой. Необходимо создать вокруг ребёнка человечную, принимающую и вдохновляющую среду. Для этого учителя, родители и другие старшие родственники должны:
- понимать свою ответственность (достойный ли я воспитатель?);
- осознавать цель воспитания (чему я могу научить?);
- выполнять одни и те же правила в отношении ребёнка;
- вести достойный образ жизни.
Только в таком случае ребёнок получит гармоничное воспитание, которое позволит ему стать достойным человеком и с удовольствием познавать себя и мир.
Развитие гуманистической педагогики
Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем.
По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.
Гуманистическая педагогика учитывает тот факт, что знание создается людьми, которые имеют разные убеждения и ценности.
Это означает, что современный образовательный процесс должен обладать плюралистическим характером, то есть иметь несколько независимых и несвязанных друг с другом основ знаний и методологий познаний.
Ребенок должен узнать о всех достижениях культуры и технологий, ознакомиться с альтернативными точками зрения видения картин мира.
Знания не должны быть основаны на главенствовании определенной доктрины и мышления, а вместе с ними и формирование единственно правильного выбора.
Личность сама делает свободный выбор в соответствии со своим мировоззрением и придерживается индивидуального образ мышления.
Гуманизм проповедует свободу выбора каждого человека, в том числе и ребенка
Выводы о ценности деятельности выносятся самим учеником.
Из всего многообразия идей человек выбирает те, которые наиболее походят ему по наклонностям и потребностям его сущности.
Индивид должен помнить о множестве имеющихся возможностей и разнообразии культурных ценностей.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что объективная независимая от догм подача информации ученику позволяет ему сделать определенные выводы самому, понять истинное богатство жизненных возможностей и создать индивидуальную картину мира.
Максимальная объективность и корректность – это добродетели, к которым должны стремится современные педагоги, так как любая личность или мировоззрение имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равной ценностью и достоинством.
Гуманизм открывает большое поле для индивидуальной свободы, не ограниченное доминирующим политическим или социальным мировоззрением.
Главная задача стоит при этом в приобщении индивидуальной личности к общечеловеческим ценностям.
История развития
В развитии современной гуманистической педагогики можно выделить три этапа.
Первый этап связан со становлением на рубеже XIX—XX веков массовой общедоступной школы, развернувшимся общественным движением за «новое воспитание» и появлявшимся в результате этого новым педагогическим системам. Среди направлений гуманистической педагогики этого времени — педоцентризм, провозглашающий самоценность детства и необходимость индивидуального развитие ребёнка в условиях свободы, требующий соответствия педагогического процесса законам психологии развития (Монтессори, Декроли, Вентцель, Корчак), социально-педагогические новации, повышающие значение социальной активности и использующие элементы демократии и совместное общежития для воспитания (Френе, Дьюи, Сорока-Росинский), и культурологический подход, постулировавший то или иное представление о сущности человека и особенностях его вхождения в культуру и ставящий эти представления в основу педагогического процесса (антропософская педагогика, Г. Винекен).
В 30-40-е годы вместе с мировым экономическим кризисом, тоталитаризацией режимов в ряде европейских и азиатских стран, бойней Второй Мировой Войны произошел упадок роли гуманистических идеалов в общественной жизни. Системы образования множества стран перестраиваются в сторону ужесточения государственного контроля, максимальной централизации, унификации целей, содержания, форм образования; приоритет в педагогике получает функциональный подход.
Второй этап развития гуманистической педагогики приходится на 50-е и 60-е годы. В это время получают дальнейшее развитие идеи культурологического направления, в первую очередь разработка проблем ценностной ориентации и свободы человека, как в интеллектуальной сфере — развитие «критического мышления», так и в сфере социальной — создание условий для проявления заботы о другом человеке. В основу всех дидактических методов ставятся диалог, рефлексия, взаимодействие, коммуникация. В качестве развития идей педоцентризма выступает идеал личностно-ориентированного обучения, основанного на преставлении об заложенной с момента рождения сущности человека, которая должна быть открыта и получит своё максимально возможное развитие в ходе педагогического процесса. Отталкиваясь от социально-педагогических новаций первого этапа, развилось коммуникативное направление в педагогике, стремящееся к формированию навыков успешного взаимодействия ученика с другими людьми через создание атмосферы взаимной зависимости и ответственности, требующей объединения членов группы для достижения общей цели.
На третьем этапе, длящемся с последней четверти ХХ-го века, происходит осмысления и интерпретация идей и принципов педагогических проектов предыдущих этапов в меняющихся социокультурных условиях. Особую популярность получают следующие направления: холистическая школа, коммуникативное направление (В. Караковский, А. Тубельский), культурологическое направление (Л. Кольберг, В. Библер, Ш. Амонашвили), «развивающее обучение» (Л. Занков, Б. Эльконин, Г. Селевко) и «семейная педагогика», включая «школы без стен» и «открытые школы» (Д. Байярд и Р. Байярд, С. Лупан, Б. Никитин).