Как анализировать такую гимнастику
Как любой другой структурный элемент учебно-воспитательного процесса, бодрящая гимнастика требует тщательного анализа. Цель такого мониторинга заключается в составлении общей картины эффективности мер, направленных на укрепление здоровья и общее развитие малышей, анализ позволяет понять, нужны ли дополнительные корректировки в подходе воспитателя к данному вопросу. Анализ проводится один раз в 2–4 недели по мере введения новых комплексов. В начале указываются общие данные:
- название дошкольного учреждения и группы,
- имя педагога,
- дата проведения гимнастики,
- возраст детишек,
- количество малышей в группе.
Гимнастика пробуждения является частью работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья малышей
Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики
№ п/п | Этап гимнастики | Перечень и описание упражнений | Временные рамки | Вывод (цели достигнуты или нет, уложились ли в отведённое время, все ли дети справились) | Примечания |
1 | Начало подъёма, туалет | 3 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) | |
2 | Упражнения в постели | (Перечислить конкретно и описать) | Вывод | (На усмотрение воспитателя) | |
3 | Упражнения возле кровати (в том числе хождение по массажным коврикам) | (Перечислить конкретно и описать) | 1–2 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) |
4 | Подвижная игра | (Перечислить конкретно и описать) | 2 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) |
Дневной сон помогает малышам 1,5 – 3 лет восстановить силы после разных видов активности, а также позволяет привыкнуть к новой для них жизни в детском саду. Методически грамотно построенная бодрящая гимнастика позволяет аккуратно встроить его в общий распорядок дня, что необходимо для гармоничной организации педагогического процесса.
Что такое гимнастика после дневного сна
Гимнастика после дневного сна — несколько упражнений для физической нагрузки, с помощью которых под стихотворения и спокойную музыку организуется переход от дневного сна к активности. Для малышей первой младшей группы комплекс имеет общий сюжет, в котором часто действует один герой для подражания. Для детей 1,5 — 3 лет нагрузка распределяется между следующими видами упражнений:
- для выполнения в кроватках (потягушки, махи ручками-ножками),
- для выполнения возле кроваток как части заданий активного этапа (бег на месте, медленные приседания, элементы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, ходьба по массажным коврикам),
- для создания игровой ситуации (подвижные забавы).
На выполнение гимнастики пробуждения уходит максимум 5–7 минут.
На проведение бодрящей гимнастики после тихого часа в среднем уходит около 6 минут
В процессе разработки комплекса (подбора и продумывания упражнений) учитывается также общая специфика педагогического процесса данного детского сада. Другими словами, если, например, в дошкольном детском учреждении есть группы, практикующие процедуры закаливания, то и упражнения обязательно включают обливания или умывания холодной водой. Кроме того, в таких группах гимнастика пробуждения часто проводится на улице вне зависимости от времени года.
Цели гимнастики после сна
Гимнастика пробуждения имеет следующие цели:
- поднятие мышечного тонуса,
- улучшение эмоционального состояния,
- предотвращение нарушений осанки и развития плоскостопия,
- воспитание у деток привычки делать разминку после пробуждения.
При выполнении гимнастики детям необходимо воздерживаться от резких движений во избежание растяжений и возможного головокружения.
Для первой младшей группы упор делается на ходьбу на носочках, а также приподнимание туловища.
Задачи гимнастики после сна
В качестве задач выполнения бодрящих комплексов выделяют следующие:
- профилактика тревожности, раздражительности и формирование позитивного эмоционального фона в группе,
- оздоровление опорно-двигательного аппарата,
- развитие координации,
- совершенствование мелкой и крупной моторики,
- воспитание привычки правильного пробуждения.
Приёмы для проведения гимнастики пробуждения
Чтобы методически грамотно решить поставленные задания, педагог может использовать комбинацию приёмов:
- Музыкальность — упражнения рекомендуется выполнять под негромкие звуки природы или тихую музыку.
- Сюжет — все задания, которые входят в комплекс, связаны единой фабулой.
- Наглядность — картинки, развешанные в спальне, куклы, которые «приходят» будить ребят — приёмы, вовлекающие малышей в работу.
- «Ленивая» гимнастика, то есть упражнения, которые выполняются в кроватках.
- Блок активных физических нагрузок — он предполагает интенсивную разработку мышц после пробуждения. Завершается ходьбой по массажным коврикам.
- Элементы пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для стимуляции речевого аппарата, развития и тренировки органов дыхания.
- Игра.
«Ленивые» и другие упражнения
Как правило, педагог старается сделать комплекс, который включал бы в себя все вышеназванные компоненты. Однако из-за того, что на гимнастику выделяется довольно мало времени, а также требований образовательных стандартов, в календарно-тематические планы заносятся отдельные виды гимнастики с чередованием каждые 2–4 недели. Так, в сентябре дети делают разминку в постели, в октябре — самомассаж, но при этом потягушки они неизменно выполняют в течение всего года. Другими словами, в первой младшей группе с установленной периодичностью проводятся разные виды гимнастических приёмов:
- упражнения для выполнения в постели — «ленивая гимнастика»,
- подвижные игры,
- пробежки по массажным коврикам,
лечебно-восстановительные процедуры или коррегирующие упражнения для предотвращения сколиоза, плоскостопия, для закаливания,
- музыкальные занятия с элементами хореографии,
- элементы артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.
Как анализировать такую гимнастику
Как любой другой структурный элемент учебно-воспитательного процесса, бодрящая гимнастика требует тщательного анализа. Цель такого мониторинга заключается в составлении общей картины эффективности мер, направленных на укрепление здоровья и общее развитие малышей, анализ позволяет понять, нужны ли дополнительные корректировки в подходе воспитателя к данному вопросу. Анализ проводится один раз в 2–4 недели по мере введения новых комплексов. В начале указываются общие данные:
- название дошкольного учреждения и группы,
- имя педагога,
- дата проведения гимнастики,
- возраст детишек,
- количество малышей в группе.
Гимнастика пробуждения является частью работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья малышей
Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики
№ п/п | Этап гимнастики | Перечень и описание упражнений | Временные рамки | Вывод (цели достигнуты или нет, уложились ли в отведённое время, все ли дети справились) | Примечания |
1 | Начало подъёма, туалет | 3 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) | |
2 | Упражнения в постели | (Перечислить конкретно и описать) | Вывод | (На усмотрение воспитателя) | |
3 | Упражнения возле кровати (в том числе хождение по массажным коврикам) | (Перечислить конкретно и описать) | 1–2 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) |
4 | Подвижная игра | (Перечислить конкретно и описать) | 2 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) |
Дневной сон помогает малышам 1,5 – 3 лет восстановить силы после разных видов активности, а также позволяет привыкнуть к новой для них жизни в детском саду. Методически грамотно построенная бодрящая гимнастика позволяет аккуратно встроить его в общий распорядок дня, что необходимо для гармоничной организации педагогического процесса.
Правила бодрящей гимнастики
- Подбирая комплекс заданий, необходимо учитывать те занятия, которые проводились до сна. Если перед обедом у малышей была физкультура, то в побудку не стоит включать упражнения, требующие интенсивных нагрузок на организм.
- Для создания оптимальных условий выполнения упражнений температура в комнате не должна быть ниже 16–18 градусов.
- Поскольку все детки просыпаются в разное время, есть смысл подготовить пару упражнений на самомассаж, например, с массажными мячиками. Но, учитывая возраст подопечных, педагоги должны направлять и корректировать действия малышей.
- Формой одежды для выполнения гимнастики в помещении являются трусики и маечка. Упражнения выполняются босиком. Чешки или носки требуются лишь в том случае, если в комплекс входят танцевальные элементы.
- Заставлять детей делать гимнастику нельзя. Если малыш не хочет выполнять задания, то педагог должен выяснить причины отказа, но не принуждать, ведь дети не похожи друг на друга, а значит, и особенности пробуждения у них тоже неодинаковые.
- Если группа закрыта на карантин, то физические нагрузки согласовываются с врачом. Обычно при высоких показателях заболеваемости простудой отменяется ходьба босиком по массажным коврикам.
- Блок активных упражнений в летний период обычно проводится на улице.
Картотека гимнастики пробуждения по ФГОС
Гимнастика после сна (2 младшая группа), картотека по ФГОС:
Название упражнений | Описание |
«Потягушки» | Лежа, на вдохе потянуться руками вверх, а ногами изо всех сил вперед. |
«Комарик» | Исходное положение — на спине, прямыми руками хлопнуть перед собой, «поймав» комарика. |
«Мячики» | Прыжки возле кровати. |
«Большой — маленький» | Исходное положение — стоя. На слово «большой» (счет «один») ребенок выпрямляется во весь рост, на «маленький» (счет «два») — приседает и сжимается в комочек. |
«Колобок» | Лежа на кровати, переворачивать туловище то влево, то вправо. |
«Кошечка — собачка» | Исходное положение — на четвереньках. На слово «кошечка» — выгнуть спину дугой. При произнесении «собачка» — прогнуться (можно повилять «хвостиком» — скрещенными сзади ногами). |
«Велосипед» | Выполняется преимущественно в летнее время года. Лежа на спине, малыши ногами изображают езду на велосипеде. |
«Обезьянки» | Исходное положение — на спине, согнутые в локтях руки прижаты к груди. Поочередно выпрямлять то одну, то другую руку, «срывая» с воображаемого дерева бананы. |
«Греемся на пляже» | Лежа на спине, сгибать ноги поочередно к груди. |
Упражнения в кровати и музыкально-ритмический блок
Наиболее распространенным сочетанием в гимнастике пробуждения являются стихи, музыка и непосредственно упражнения.
Музыкально-ритмический блок гимнастики пробуждения
Вот один из комплексов, который можно проводить, не поднимая малыша с кровати:
- «Потягушки» (тянемся по 5-10 секунд);
- «Комарик» (хлопать 5-10 раз);
- «Велосипед» (выполняется 10-15 секунд);
- «Музыканты» (выполняется под стишок):
Развивающий игры детям 3-6 лет для изучения алфавита
«Мы играли на гармошке и похлопали в ладошки (малыши несколько раз хлопают);
Ножками — топ! топ! (топают по кровати);
Ручками — хлоп! хлоп! (хлопают перед собой);
И ладошки опускаем (расслабляются, вытягивают руки вдоль корпуса).
Отдыхаем.»
Что такое гимнастика после дневного сна
Гимнастика после дневного сна — несколько упражнений для физической нагрузки, с помощью которых под стихотворения и спокойную музыку организуется переход от дневного сна к активности. Для малышей первой младшей группы комплекс имеет общий сюжет, в котором часто действует один герой для подражания. Для детей 1,5 — 3 лет нагрузка распределяется между следующими видами упражнений:
- для выполнения в кроватках (потягушки, махи ручками-ножками);
- для выполнения возле кроваток как части заданий активного этапа (бег на месте, медленные приседания, элементы дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, ходьба по массажным коврикам);
- для создания игровой ситуации (подвижные забавы).
На выполнение гимнастики пробуждения уходит максимум 5–7 минут.
На проведение бодрящей гимнастики после тихого часа в среднем уходит около 6 минут
В процессе разработки комплекса (подбора и продумывания упражнений) учитывается также общая специфика педагогического процесса данного детского сада. Другими словами, если, например, в дошкольном детском учреждении есть группы, практикующие процедуры закаливания, то и упражнения обязательно включают обливания или умывания холодной водой. Кроме того, в таких группах гимнастика пробуждения часто проводится на улице вне зависимости от времени года.
Цели гимнастики после сна
Гимнастика пробуждения имеет следующие цели:
- поднятие мышечного тонуса;
- улучшение эмоционального состояния;
- предотвращение нарушений осанки и развития плоскостопия;
- воспитание у деток привычки делать разминку после пробуждения.
При выполнении гимнастики детям необходимо воздерживаться от резких движений во избежание растяжений и возможного головокружения.
Для первой младшей группы упор делается на ходьбу на носочках, а также приподнимание туловища.
Задачи гимнастики после сна
В качестве задач выполнения бодрящих комплексов выделяют следующие:
- профилактика тревожности, раздражительности и формирование позитивного эмоционального фона в группе;
- оздоровление опорно-двигательного аппарата;
- развитие координации;
- совершенствование мелкой и крупной моторики;
- воспитание привычки правильного пробуждения.
Приёмы для проведения гимнастики пробуждения
Чтобы методически грамотно решить поставленные задания, педагог может использовать комбинацию приёмов:
- Музыкальность — упражнения рекомендуется выполнять под негромкие звуки природы или тихую музыку.
- Сюжет — все задания, которые входят в комплекс, связаны единой фабулой.
- Наглядность — картинки, развешанные в спальне, куклы, которые «приходят» будить ребят — приёмы, вовлекающие малышей в работу.
«Ленивая» гимнастика, то есть упражнения, которые выполняются в кроватках.
- Блок активных физических нагрузок — он предполагает интенсивную разработку мышц после пробуждения. Завершается ходьбой по массажным коврикам.
- Элементы пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для стимуляции речевого аппарата, развития и тренировки органов дыхания.
- Игра.
«Ленивые» и другие упражнения
Как правило, педагог старается сделать комплекс, который включал бы в себя все вышеназванные компоненты. Однако из-за того, что на гимнастику выделяется довольно мало времени, а также требований образовательных стандартов, в календарно-тематические планы заносятся отдельные виды гимнастики с чередованием каждые 2–4 недели. Так, в сентябре дети делают разминку в постели, в октябре — самомассаж, но при этом потягушки они неизменно выполняют в течение всего года. Другими словами, в первой младшей группе с установленной периодичностью проводятся разные виды гимнастических приёмов:
- упражнения для выполнения в постели — «ленивая гимнастика»;
- подвижные игры;
- пробежки по массажным коврикам;
лечебно-восстановительные процедуры или коррегирующие упражнения для предотвращения сколиоза, плоскостопия, для закаливания;
- музыкальные занятия с элементами хореографии;
- элементы артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики.
Как анализировать такую гимнастику
Как любой другой структурный элемент учебно-воспитательного процесса, бодрящая гимнастика требует тщательного анализа. Цель такого мониторинга заключается в составлении общей картины эффективности мер, направленных на укрепление здоровья и общее развитие малышей; анализ позволяет понять, нужны ли дополнительные корректировки в подходе воспитателя к данному вопросу. Анализ проводится один раз в 2–4 недели по мере введения новых комплексов. В начале указываются общие данные:
- название дошкольного учреждения и группы;
- имя педагога;
- дата проведения гимнастики;
- возраст детишек;
- количество малышей в группе.
Гимнастика пробуждения является частью работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья малышей
Таблица: образец схемы анализа бодрящей гимнастики
№ п/п | Этап гимнастики | Перечень и описание упражнений | Временные рамки | Вывод (цели достигнуты или нет, уложились ли в отведённое время, все ли дети справились) | Примечания |
1 | Начало подъёма, туалет | 3 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) | |
2 | Упражнения в постели | (Перечислить конкретно и описать) | Вывод | (На усмотрение воспитателя) | |
3 | Упражнения возле кровати (в том числе хождение по массажным коврикам) | (Перечислить конкретно и описать) | 1–2 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) |
4 | Подвижная игра | (Перечислить конкретно и описать) | 2 минуты | Вывод | (На усмотрение воспитателя) |
Дневной сон помогает малышам 1,5 – 3 лет восстановить силы после разных видов активности, а также позволяет привыкнуть к новой для них жизни в детском саду. Методически грамотно построенная бодрящая гимнастика позволяет аккуратно встроить его в общий распорядок дня, что необходимо для гармоничной организации педагогического процесса.