Таблица: фрагмент конспекта гимнастики «Эй, ребята, просыпайтесь!»
Автор | Сергеева Татьяна |
Название | Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в подготовительной группе |
Ход проведения | (Гимнастика проводится в кроватках лёжа, затем — сидя.)— Эй, ребята, просыпайтесь!Вам вставать пришла пора.Мы спокойно просыпаемсяИ за дело принимаемся.Начинаем мы зарядку, после сна прогоним лень,Настроенье улучшаем и здоровье укрепляем.Не спеша, откроем глазки…Снова их закроем. (2 раза)А теперь посмотрим вправо, а потом — налево! (2 раза).Смотрим вверх, а после вниз,Снова вверх и снова вниз.Это вовсе не каприз.Ручки поднимаем, медленно опускаем.Ещё раз поднимаем и медленно опускаем.В коленях ноги мы сгибаем и очень плавно разгибаем.Ещё раз ножки мы сгибаем и очень плавно разгибаем.Поднимите ноги вместе,Опустите на кровать.А сейчас мы будем с вами нашими ножками рисовать.Правой раскрашиваем левую, левой раскрашиваем правую.Ещё повторим все сейчас.А теперь раскрасим руки.Правой — левую, левой — правую.Начинаем все сначала:Правой левую, левой правую.Повернитесь на живот.Поднимите правую ногу, затем левую, снова правую, а теперь левую.Сядьте на колени.Прогнули спинку — показываем «добрую кошку»,А теперь сердитую (фррр).Снова — добрую, а затем сердитую.А теперь нам нужно сесть,Вправо, влево посмотреть,Ручки к солнцу потянуть,С удовольствием зевнуть (сидя в кроватках, посмотреть вправо, влево, тянуть ручки кверху). …> |
Цит. по: | http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-gimnastiki-posle-dnevnogo-sna-s-zakalivayuschimi-meroprijatijami-v-podgotovitelnoi-grupe-na-raionom-seminare.html |
Как уже отмечалось, каждый воспитатель самостоятельно подбирает набор упражнений для пробуждения группы. Выше приведен пример выполнения комплекса первого этапа — упражнения, которые выполняются в кровати.
Переход из лежачего в сидячее положение можно выполнить и в формате упражнения
Виды (блоки) гимнастики после дневного сна в детском саду
Упражнения «лежа в кровати» или «ленивые»
В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж.
Пример:
Это кто у нас проснулся?
Снял одеяло, потянулся? (дети подтягиваются лежа в постели)
Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)
– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.
Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.
Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение. – А теперь покажем «умывающегося хомячка»?
– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?
Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть» лапки.
Блок дыхательных упражнений
В этот блок входит легкая разминка, пальчиковая гимнастика и точечный массаж,а также задания на развитие дыхательной системы, что способствует наполнению клеток кислородом и увеличению активности ЦНС.
https://youtube.com/watch?v=K3Hww1BRET8
Пример:
– Это кто у нас проснулся?
Снял одеяло, потянулся? (дети потягиваются лежа в постели)
Ровно сел и улыбнулся? (дети садятся и улыбаются)
– Ребята, как хорошо, что все проснулись. Осталось разбудить наши пальчики.
Задание: руки поставить перед собой, пальцы вытянуты вперед, затем медленно кончики пальчиков правой и левой руки соединяются.
Обратите внимание! Дети стараются сблизить ладони 2-3 раза, затем ладони возвращаются в исходное положение. – А теперь покажем «умывающегося хомячка»?
– А теперь покажем «умывающегося хомячка»?
Задание: дети надувают щеки и начинают тереть их руками, затем «мыть лапки».
Упражнение «Змейка»
Задание: Дети делают вдох, на выдохе произносят «с-с-с» (5-7 раз).
Упражнение «Дракоша».
Задание: дети зажимают 1 ноздрю и делают вдох. Выдох происходит через рот. Затем зажимают другую ноздрю и повторяют задание ( 5-7 раз).
Блок активной нагрузки
Этот блок подразумевает подъем с кроватей и переход в игровое и образовательное помещение.
Обратите внимание! Это могут быть: подвижные игры, использование тренажёров, ортопедической дорожи, полосы препятствий и т.д. Задания могут быть на ловкость, смекалку, силу и равновесие, гимнастика для глаз и водные процедуры
Задания могут быть на ловкость, смекалку, силу и равновесие, гимнастика для глаз и водные процедуры.
Корригирующая дорожка
Особенности организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе
Перед проведением упражнений необходимо пробудить всех детей. Норма сна и длительность для каждого индивидуальна. Не стоит проводить гимнастику, когда одни уже готовы встать с кровати или не спали вовсе, а другие продолжают крепко спать. Побудка происходит с музыкальным сопровождением. Опытные педагоги рекомендуют использовать звуки природы, морской воды или детские песни.
Важно! Во избежание психологических стрессов ни в коем случае нельзя пробуждать ребенка путем тормошения или резкого звука.
Правила организации и распределение нагрузок для детей 6-7 лет
Условия проведения зарядки:
- помещение проветривается перед сном;
- температура воздуха 18-20 градусов;
- дети должны находиться в трусиках и майке, либо пижаме;
- для динамической гимнастики на полу или ковриках, на ноги надеваются носки.
Правила организации:
- комплекс упражнений соответствует проведенным занятиям в первую половину дня;
- тем, кто проснулся раньше, необходимо дать упражнение «ленивого» вида;
- отсутствие длительного напряжения;
- необходимо повторить инструкцию по выполнению несколько раз;
- не стоит принуждать едва проснувшегося малыша к активной работе с остальными детьми. Возможно, ему приснился нехороший сон или он не готов к физической работе.
Подготовка к гимнастике
Распределение нагрузки:
Для гармоничного проведения зарядки необходимо комбинировать виды гимнастики. Например, 3 упражнения в кроватке, 1-4 на полу и завершение зарядки упражнениями для развития дыхательной системы.
Для наилучшего результата можно использовать вспомогательные средства: музыку, видео, полосу препятствий, ортопедические коврики и т.д.
Важно! Длительность зарядки не больше 10 минут
Нюансы организации гимнастики пробуждения в подготовительной группе
В подготовительной группе (дети 6–7 лет) гимнастика после пробуждения должна длиться 12–15 минут
Чтобы малыши получили максимальную пользу от гимнастики, следует обратить внимание на ряд тонкостей её проведения:
- Комплекс упражнений должен подбираться не только под специализацию группы, но и с учётом тех занятий, которые проводились до обеда. Так, если до сна было спортивное занятие, то физическая нагрузка после должна быть небольшой, а упор делается на игровую форму. После сюжетно-ролевой игры до обеда гимнастика может быть в форме мини-тренировки.
- Если в наборе физических нагрузок предполагается бег, то он должен быть короче, чем в утренней гимнастике, а также рациональнее организовать его в виде подборки подвижных игр.
Считается полезным включать в набор занятий упражнения для предотвращения развития плоскостопия.
- Для детей, пробуждающихся ото сна раньше остальных, рекомендуется подготовить несколько упражнений с использованием спортивных тренажёров или направленных на массаж рук, ног, который они смогут проводить самостоятельно.
- В подготовительной группе повышается уровень самостоятельности ребят в процессе выполнения упражнений.
- Форма одежды для занятий — трусики, маечка. Как правило, упражнения проводятся босиком, но для выполнения танцевальных элементов рекомендуется надевать чешки или носки.
Правила организации гимнастики
Дисциплина определяет не только поведение ребёнка, но и состояние его здоровья. Не исключение и гимнастика после сна.
- Принуждать к занятиям нельзя. Если малыш отказывается от физических нагрузок такого рода, нужно выяснить, почему он так реагирует, но настаивать не стоит.
- Для упражнений в зале для физкультуры необязательно делать разминку, так как она уже была проведена после пробуждения.
- В период, когда дети находятся на карантине, работа ведётся в группе, а нагрузки уменьшаются в соответствии с рекомендациями врача.
- Летом упражнения проводятся на улице. В группах с низким порогом заболеваемости эта практика сохраняется и в холодное время года, но под контролем медицинских работников.
Порядок распределения нагрузок
Набор упражнений, а также порядок их проведения определяется конкретными особенностями группы. Так, для групп детей с нарушениями осанки упор делается на комплекс, корректирующий нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Если говорить о группах без специализированной направленности, то основные этапы гимнастики после пробуждения днём для детей 6–7 лет выделяются следующие:
Занятия в постели проводятся по мере того, как ребята просыпаются (потягивания, махи ручками и ножками в замедленном темпе) – 2–3 минуты.
Блок активных нагрузок, который включает переход в прохладное помещение и выполнение набора физических нагрузок на тренировку разных видов ходьбы (на носках, на пятках, в полуприседе, в полном приседе, на внутренней/внешней стороне стопы, с поднятием коленок, по специальным массажным дорожкам) – 2–3 минуты, а также переход в спальню или тёплую комнату и выполнение профилактических упражнений, корректирующих нарушения опорно-двигательного аппарата, с использованием мячей, фитболов, обручей и т.д. – 2–3 минуты.
- Переход в прохладную комнату и выполнение дыхательной гимнастики для укрепления иммунитета — постепенное наращивание времени выполнения от 0,5 до 4 минут.
- Индивидуальная работа по закаливанию (умывания холодной водой, обливания) – при наличии подобных указаний в образовательной программе группы.
Картотека гимнастики пробуждения в подготовительной группе на год по ФГОС
Для составления картотеки гимнастического пробуждения на год можно позаимствовать календарно-тематическое планирование и примеры упражнений в дидактическом пособии «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» (Пензулаева Л.И).
Особенности гимнастики по месяцам и поре года
Обратите внимание! Для любого сезона подбирается соответствующий комплекс упражнений, направленный на укрепление здоровья в переходах от холодного теплого и от теплого к холодному времени. Сентябрь
Сентябрь
Цель: подготовить дошкольников к переходу из летнего в осенний период.
В кровати:
Сюда входят 2-3 упражнения, начинается с потягиваний, заканчивается массажем головы.
Активные нагрузки.
Применяется корригирующая гимнастика:
- Хождение по оздоровительной дорожке.
- Профилактика искривления осанки.
- Подвижные игры.
Дыхательные упражнения:
- Без произношения звуков.
- С произношением звуков.
Октябрь
Цель: подготовка детей к понижению температуры воздуха, профилактика простуды.
В кровати:
- Тематические упражнения на укрепление мимики.
- Укрепление мышц рук.
- Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
Активные нагрузки:
- Ходьба по ортопедическим дорожкам.
- Поддержание осанки.
Дыхательные упражнения:
Без произношения звуков.
Добавляются оздоровительные упражнения:
- На укрепление горла.
- Водные процедуры.
Ноябрь
Цель: подготовка детского организма к зимнему периоду.
В кровати:
- Укрепление мышц рук, ног.
- Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные упражнения:
Укрепление дыхательной системы без произношений звуков и с произношением.
Активные нагрузки:
- Корригирующая гимнастика.
- Физминутка.
Оздоровительные упражнения:
- Обтирание полотенцем.
- Укрепление горла.
Декабрь
Цель: адаптация организма к зимнему периоду.
В кровати:
- Укрепление мышц рук, ног, позвоночника
- Пальчиковая гимнастика.
- Растирание лица и ладоней.
Дыхание:
Укрепление дыхания носом и ртом.
Активные нагрузки:
- Корректирующая ходьба.
- Использование вспомогательных средств.
Оздоровительные упражнения:
Январь
Цель: укрепление организма в зимний период.
- Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
- Пальчиковая гимнастика.
- Растирание лица и ладоней.
Дыхание:
Укрепление дыхания носом и ртом
Активные нагрузки:
- Ходьба.
- Физминутка.
- Водные и воздушные процедуры.
Февраль
Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка к увеличению светлого времени суток.
https://youtube.com/watch?v=9KS8WtHPUAw
В кровати:
- Укрепление мышц ног.
- Массаж рук, лица, шеи.
- Пальчиковая гимнастика.
Зарядка для глаз.
Дыхательная гимнастика:
Укрепление дыхания носом и ртом
Активные нагрузки:
- Физминутка.
- Использование вспомогательных средств (тринажёры, стулья)
Водные процедуры.
Март.
Цель: профилактика гриппа и ОРВИ, подготовка организма к повыщению температуры.
В кровати:
- Укрепление позвоночника.
- Массаж головы, рук и ног.
Дыхательные упражнения:
- В кровати с произношением звуков.
- Динамическая гимнастика без произношения звуков.
Подвижная гимнастика:
Ходьба на месте и по кругу с переходом на бег.
Апрель.
Цель: укрепление организма в весенний период.
В кровати:
Укрепление мышц рук, ног, позвоночника.
Дыхательные упражнения:
Динамические упражнения с произношением звуков.
Гимнастика для глаз.
Подвижная гимнастика:
- Ходьба по ортопедической дорожке.
- Физминутка.
Май.
Цель: подготовка дошкольников к летнему периоду, укрепление иммунитета.
В кровати:
- Укрепление мимических мышц.
- Массаж туловища.
- Пальчиковая гимнастика.
Дыхание:
Укрепление навыков дыхания через нос.
Гимнастика для глаз.
Активные нагрузки.
- Профилактика плоскостопия.
- Профилактика искривления осанки.
- Физминутка.
Июнь-июль.
Цель: профилактика солнечного удара, укрепление иммунитета.
В кровати:
Физминутка с элементами потягивания и массажа.
Дыхание:
- Динамическая зарядка с произношением и без произношения звуков.
- Физминутка с элементами дыхательных упражнений.
Зарядка для глаз.
Август.
Цель: подготовка организма к осеннему периоду, интенсивное укрепление иммунитета.
В кровати:
- Массаж туловища.
- Пальчиковая гимнастика.
Дыхание:
Динамические упражнения с произношением звуков.
Активные нагрузки:
Физминутка.
Гимнастика на свежем воздухе
Зачем нужна гимнастика после сна в подготовительной группе
Гимнастика после сна – это ряд упражнений, которые обеспечивают плавный переход между состоянием сна и бодрствования. Она комбинируется с корригирующей гимнастикой, которая направлена на коррекцию и поддержание осанки, профилактику плоскостопия, поддержание тонуса мышц.
Задачи проведения зарядки
- профилактика ОРЗ, ОРВИ;
- укрепление здоровья;
- укрепление мышц, связок и опорно-двигательной системы;
- повышение активности ЦНС;
- физическое развитие;
- повышение умственной активности;
- гармоничное пробуждение;
- корригирование опорно-двигательной функции;
- избежание капризов после дневного сна.
Подготовительная группа считает себя «взрослыми» и тяжело поддается засыпанию, а гимнастика способствует быстрому повышению работоспособности организма. Ребенок окончательно пробуждается и готов к прогулке и физическим нагрузкам.
Картотека упражнений для разных блоков
Группировать физические нагрузки также уместно по этапам проведения работы.
В кровати
В этом комплексе очень важен доброжелательный настрой воспитателя. Ведь каждый малыш просыпается в определённом настроении, у каждого своё настроение после сна, поэтому перед взрослым стоит задача подвести общую черту, создать единый эмоциональный фон в группе.
Упражнение «Потягивание»
Инструкция:
- Начальная поза — лёжа на спине.
- Прижимаем подбородок к груди.
- Носки подтягиваем на себя.
- Вытягиваемся, стараясь макушку и пятки максимально развести в разные стороны.
- Повторяем 2 раза.
Упражнение «Змейка»
Инструкция:
- Исходное положение — лёжа на спине.
- Перекатываемся с бока на бок, прижав руки к туловищу.
- Повторяем 3–4 раза.
Упражнение «Великаны-карлики»
Инструкция:
- Исходная поза — лёжа на спине.
- Сгибаем ноги в коленях, задерживаем это положение на счёт до 5.
- Вытягиваем ноги.
Упражнение «Велосипед»
Инструкция:
- Лёжа на спине поднимаем ноги.
- Сгибаем их в коленях.
- Делаем круговые движения, как будто крутим педали велосипеда.
- Выполняем в течение 1 минуты.
Упражнение «Лодочка»
Инструкция:
- Исходное положение — лёжа на животе.
- Прогибаем спинку.
- Возвращаемся в начальную позу.
- Повторяем на счёт до 5.
Упражнение «Кошечка»
Инструкция:
- Исходное положение — опираемся на коленки и локти.
- Выгибаем спинку дугой, голову опускаем вниз.
- Прогибаем спинку вниз, голову поднимаем вверх.
Перед следующим этапом рекомендуется сделать пару шагов на месте и попрыгать.
Блок активных нагрузок
Группа этих упражнений включает:
ходьбу по массажным коврикам;
Прыжки на фитболе могут выступать частью самомассажа
ходьбу и бег друг за другом.
В этот блок можно включать и игры со спортивными снарядами, например, «Достань мяч»:
- Становимся вокруг обруча, лежащего на полу.
- Захватываем одной ногой игрушку, лежащую в центре.
- Пытаемся достать и не потерять равновесие.
- Меняем ноги.
Упражнения на потягивание можно проводить и в блоке активных нагрузок, когда дети уже поднялись с кроватей
Дыхательная гимнастика
В этом наборе большой выбор заданий разного уровня сложности
При составлении плана важно сгруппировать упражнения так, чтобы получалось дозировать нагрузку, постепенно увеличивая её
Инструкция:
- Надуваем 3–4 воздушных шарика.
- Сравниваем, у кого шарик получился больше.
Упражнение «Дракон»
Инструкция:
- Вдыхаем через правую ноздрю.
- Выдыхаем через рот.
- Вдыхаем через левую ноздрю.
- Снова выдох через рот.
- Повторяем 10–12 раз.
Инструкция:
- Цокаем языком.
- Убыстряем темп.
- Замедляем темп.
- Повторяем чередование темпов несколько раз.
Упражнение «Змеиный язык»
Инструкция:
- Высовываем язык как можно дальше.
- Стараемся дотянуться до подбородка.
- Возвращаемся в исходное положение.
- Повторяем 6 раз.
Упражнение «Весёлый плакальщик»
Инструкция:
- Имитируем громкие всхлипы.
- Резко, прерывисто двигаем плечами, вдыхая, но не выдыхая.
- Повторяем 30–40 секунд.
Упражнение «Зевота»
Инструкция:
- Исходное положение — сидя, голова опущена, рот широко раскрыт.
- Произносим «о-о-хо-хо-хо-о-о», делая зевок.
- Повторяем 5–6 раз.
Упражнение «Смешинка»
Инструкция:
- Глаза прищуриваем.
- Губы раздвигаем.
- Произносим звуки «ха-ха-ха», «хи-хи-хи», «гы-гы-гы».
- Повторяем 3–4 раза.