Чтобы глазки были здоровы: зрительная гимнастика в детском саду

Показания к выполнению

Некоторые считают, что если у ребёнка нет проблем со зрением, то оно не испортится и зрительная зарядка ему ни к чему. Упражнения могут назначить детям любого возраста, даже если нет никаких жалоб. Это необходимо, чтобы глазки были готовы к большим школьным нагрузкам.

Показания:

  • дальнозоркость,
  • близорукость,
  • жалобы ребёнка на усталость глаз,
  • если ребёнок много смотрит телевизор и часто пользуется электронными устройствами,
  • есть предрасположенность (проблемы со зрением у родителей),
  • астигматизм.

Важно! В интернете большое множество методик для улучшения зрения. Но для того чтобы выбрать один из комплексов упражнений, обязательно обратитесь к врачу-офтальмологу

Он проведёт осмотр и подскажет, что будет лучше для вашего малыша.

Гимнастика для детей дошкольного возраста

В этом случае используются простые и увлекательные упражнения, которые помогут выработать у малышей привычку регулярно выполнять зарядку. Гимнастика проходит в три шага:

  • Разминка;
  • Основная часть;
  • Заключение.

На первом этапе дети выполняют простые движения глазами в разные стороны. Затем закрывают орган зрения ладошками и считают до пяти. В дошкольном учреждении гимнастику проводит воспитатель, дома этим могут заниматься родители.

Основной этап зарядки состоит из нескольких упражнений:

  • Попросите детей посмотреть на кончик носа, затем он должны включить фантазию и представить, как он увеличивается, а после уменьшается в размерах. Главное условие маленькие «Буратино» не должны строить гримасы в процессе выполнения приёма;
  • Одно из самых любимых упражнений у дошкольников – «Рожицы». Детки изображают животных, строят мордочки, щурятся и т.п.;
  • Предложите малышам изобразить в воздухе глазами разнообразные геометрические фигуры.

В завершении гимнастики ребята рисуют с помощью носа. На доске закрепляют плакаты, изображающие животных, транспорт и иные предметы, с которыми знакомы малыши. Суть приёма – повторить рисунок глазками.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Зрительная гимнастика — одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем. В детском саду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям (наряду с динамическими паузами, самомассажем, дыхательной гимнастикой и пр.).

В дошкольном учреждении гимнастика для глаз имеет очень важное значение, поскольку выполняет целый ряд задач:

Общее оздоровление зрительного аппарата, профилактика различных нарушений в работе органов зрения: укрепление глазных мышц, снятие напряжения, предупреждение утомления, улучшение кровообращения в глазах. Является эффективным дополнением в лечении уже имеющихся заболеваний: детской близорукости, дальнозоркости, астигматизма

Формирует у воспитанников представления о важности заботы о своём здоровье, в частности, об органах зрения. Ребята узнают о ценности зрения

Имеет обучающее значение. Выполняя зрительные упражнения, дети учатся ориентироваться в пространстве: закрепляют понятия «право» и «лево», «верх» и «низ», «поворот». Помимо этого, проведение гимнастики способствует развитию связной речи, обогащению словаря, закрепляет знакомые понятия об устройстве окружающего мира.

Зрительная гимнастика приучает дошкольников заботиться о своих глазах, понимать всю ценность зрения

Действительно, зрительная гимнастика очень важна в работе с современными дошкольниками. Работая воспитателем в детском саду, по понедельникам я часто беседовала с детьми о том, чем они занимались в выходные. Многие с восторгом начинали пересказывать содержание просмотренного мультика или компьютерной игры. В подготовительной же группе некоторые ребята даже приносили с собой в детский сад мобильные телефоны и планшеты, собирая вокруг себя кучку ровесников. Все вместе они принимались разглядывать экран с мелькающим изображением. Конечно же, я пресекала такие «игры». Кстати, интересно, что и родители по рассказам многих детей дома много времени проводят, напрягая своё зрение: телевизор, социальные сети и пр. («Мама весь день сидела в телефоне»).

Телевизор, компьютер и мобильные телефоны с ранних лет пагубно влияют на зрение дошкольников

Гимнастика, как игра. Эффективность и цели

Увлечь ребёнка упражнениями для глаз можно в любое время:

когда он слишком сильно разыгрался и уже начинает проказничать, чтобы успокоить его
когда он устал делать уроки и его внимание рассеивается, чтобы отвлечь и снова сфокусировать на задачах
после просмотра телевизора и игры в компьютер, чтобы расслабить мышцы глаз и дать им отдых
после активной спортивной деятельности, чтобы переключится на более спокойный ритм

Самая главная цель — тренировать мышцы органов зрения. От такой тренировки и будет зависеть дальнейшая судьба “маленьких глазок”. Более того, такие методы способны:

  • успокоить повышенную нервную активность
  • замедлить или обратить вспять падение уровня зрения при детской близорукости, дальнозоркости и даже при астигматизме
  • дать глазкам передышку и время на восстановление
  • помочь в переработке информации, которую детский мозг получает в больших количествах

Конечно же, сами комплексы детской гимнастики для зрения будут отличаться в зависимости от возрастной категории. , а вот как быть с дошколятами и младшими школьниками?

Скоро узнаете!

Для самых маленьких

Заниматься можно начинать уже с очень раннего возраста. С 2-3 лет уже можно. Для начала следует посадить малыша напротив себя и попросить повторить его за вами быстрый взгляд влево и вправо. Совсем маленькие детки не знают пока: где — лево, а где — право, поэтому достаточно просто спросить:

“А ты так умеешь?
Я вот умею!”

Как показывает практика, после этих слов любознательный отпрыск готов повторить практически всё что угодно! Как только он подцеплен на крючок интереса, сразу покажите ему это упражнение и следите, чтобы он сделал его.

После этого поморгайте и сделайте второе быстрое движение глазами вверх — вниз, в конце опять поморгайте, чтобы снять напряжение. Водите с глазами, описывая круги, хлопайте по векам пальчиками.

Такую короткую разминку можно делать в любой момент. Она очень легкая и быстрая.

Для более продолжительного занятия, заранее подготовьте цветные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Желательно сделать их крупными по размеру и разных цветов.

Скажите малышу, чтобы он следил за тем — куда пошёл пальчик?

С квадратом и треугольником:
показывайте по очереди в разные углы фигуры, а ребенок пусть следит за вашим пальцем.

С кругом:
описывайте им круговые движения по часовой и против часовой стрелки. Если вы скажете вашему юному ученику, что это летающая тарелка и звуками изобразите её, он с удовольствием проследит траекторию полёта и получит массу удовольствия!

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:

Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.

Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой

  • Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
  • Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.

Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка

  • Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
  • Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.

Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки. Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается. Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается

Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы малыш мог без проблем описать объекты, расположенные вокруг него отдельное внимание нужно уделить артикуляционным упражнениям. Поскольку патологии речевого аппарата опасны не меньше, чем проблемы с органом зрения

Для ребенка в возрасте от трёх до четырёх лет гимнастику сопровождают стихами и сказками. Главное, чтобы малышу было интересно заниматься.

Высокой эффективностью отличаются статические приёмы:

  • «Улыбочка». Попросите ребёнка улыбнуться, не показывая при этом зубы и задержаться в таком положении на пять секунд;
  • «Хоботок». Нужно сложить губки в трубочку и по максимуму вытянуть вперед;
  • «Блинчик». Необходимо максимально расслабить мускулатуру языка, постараться уложить его на нижнюю губку и на десять секунд задержаться в такой позе.

Поскольку маленькие дети быстро устают за один раз рекомендовано выполнять не более трёх упражнений.

Зачем нужна глазная гимнастика детям

Отличительная особенность упражнений для малышей заключается в том, что она проходит в игровой манере и сопровождается стихами, песенками, поговорками. Это помогает заинтересовать кроху, он охотно занимается.

Зарядка для глаз для детей снимает напряжение с органа зрения, расслабляет мускулатуру и тренирует мышцы. Также гимнастика устраняет отёчность век, нормализует процесс поступления крови к глазному яблоку. Поэтому её могут выполнять и взрослые люди. Если заниматься на регулярной основе, результат заметен спустя месяц после начала тренировок.

Зарядку рекомендовано проводить с двух лет. Для достижения максимальной эффективности, упражнения выполняют каждый день. Формирование зрения идет до двенадцати лет. Даже если у малыша нет проблем с глазами, проводите зарядку в профилактических целях.

Как развиваются органы зрения?

Глаза младенца отличаются от органов зрения взрослого человека не только размерами. Многие мамы замечали, что зрачок новорожденных не имеет четких контуров, его границы размыты. Такие мутные глаза бывают не у всех, некоторые дети рождаются с четким разделением зрачка и радужной оболочки. Поскольку система защиты от света работает еще не в полную силу, младенцы в основном держат глаза закрытыми, щурятся в солнечный день или в комнате, освещенной яркими лампами.

Хрусталик младенца еще не способен менять кривизну при рассматривании ближних и дальних предметов. Близкие предметы он еще может рассмотреть, а все, что находится дальше 30 см, представляется ему в виде неясных контуров. Даже если бы он смог рассмотреть свое окружение, узнавать объекты малыш бы не сумел. Участки мозга, контролирующие зрение, начинают работать ближе к 3 месяцам. Нет согласованности и между мышцами, управляющими движением глазных яблок. На фотографиях грудничков иногда можно заметить, как один глаз смотрит прямо, а другой ушел в сторону. Такие явления не считаются патологией до 6 месяцев, но после полугода зрачки должны двигаться синхронно.

Полностью зрительная система формируется только к 12 годам. До этого возраста идет развитие органов зрения, и они очень уязвимы. Некоторые родители пытаются приучить детей к чтению чуть ли не с пеленок. Ничем хорошим такая спешка не кончится:  цилиарная мышца, которая, меняя кривизну хрусталика, отвечает за аккомодацию (фокусировку зрения), еще не развита. Поэтому хрусталику длительное время фокусироваться на мелких символах (картинках) вредно. Также дошкольникам вредно смотреть  мультфильмы с экранов телефона (или других экранов маленького размера).

Гимнастика в домашних условиях

Важно выявить нарушение в работе зрительного аппарата на раннем этапе. Обнаружить отклонения у ребенка можно простым способом

Попросите его присмотреть к определенному объекту. При отсутствии отклонений он сможет детально его описать. Не игнорируйте визиты к окулисту, доктор сможет обнаружить проблему на регулярном осмотре и подобрать оптимальную терапию.

В домашних условиях гимнастику выполняют шесть раз в течение дня, длительность зарядки от двух до трёх минут. Чтобы малыш с удовольствием занимался, необходимо его заинтересовать

Расскажите ему, как важно, чтобы глазки были здоровыми и хорошо видели

Выполняйте упражнения утром, во время прогулки на улице и несколько раз на протяжении дня. Задействуйте в гимнастике кубики, карточки с картинками и т.д. Обязательно следите за гигиеной зрительного аппарата: не разрешайте долго и близко смотреть телевизор, проводить много времени за компьютером. Занятия, требующие напряжения глаз, необходимо чередовать с другой деятельностью, например, прогулка на свежем воздухе.

Методика выполнения

Упражнения предназначены для того, чтобы укрепить глазные нервы.

  • Движения глаз производятся вправо и влево, по кругу, в стороны по горизонтали. В качестве вспомогательного элемента можно использовать карандаш. Ребенок смотрит за его кончиком и следит за движением.
  • Упражнение с точкой. На оконном стекле рисуем красную точку. Она должна быть на уровне глаз ребенка. Предлагаем дошкольнику 5 секунд смотреть на точку, затем перевести взгляд вдаль за окно, на какой-нибудь отдаленный предмет.
  • Моргание. Расслабляет зрение, снимает усталость быстрое моргание в течение нескольких секунд.
  • Закрыть глаза ладонями. Наши глаза отлично отдыхают в темноте, но, к сожалению, нам трудно избавиться от попадания света на сетчатку: даже в ночное время может мешать свет фонарей. Если плотно прикрыть глаза ладонями, то свет на них не попадает, глазные мышцы расслабляются.
  • Следим за предметом. Помимо карандаша можно предложить следить за любым ярким предметом. Лучше, если он будет простой формы: кубик, шар, свеча.

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детском саду практикуется несколько видов зрительной гимнастики:

  1. Без атрибутов (просто выполняются упражнения по словесному указанию воспитателя) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
  2. Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
  3. Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).

Таблица: фрагменты конспекта занятия О. Гридасовой «Смотри во все глаза» с использованием зрительной гимнастики

Автор и название занятияХод занятия
Гридасова О. «Смотри во все глаза»Старшая группаВ гости приходит «Айболит» в медицинском халате.Айболит: Здравствуйте, мои милые ребятки! Отгадайте-ка загадки.Два ЕгоркиЖивут возле горки.Живут дружно,А друг на друга не глядят. (Глаза)***Два соседа-непоседы,День на работе,Ночь на отдыхе. (Глаза)
— Правильно. Врач, который лечит глаза и проверяет зрение, называется окулист. Итак, я буду окулистом, а вы — моими пациентами. И я хочу проверить ваше зрение.Таблица для проверки зрения.— Как же видит наш глаз?Вносится плакат «Строение глаза»Зрение-способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблочко. Мы его не видим целиком, так как оно надежно спрятано в глубокую норку-глазницу, а наружу выглядывает любопытный зрачок. Но прежде чем свет попадёт в яблоко. Он должен пройти сквозь маленькое увеличительное стёклышко. Недаром его назвали прозрачным словом-хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке и по нервам, как по телефонным проводам, сигналы мчатся в мозг, где и возникает зрительное ощущение.— Рисунок глаза.— Глаза у нас бывают разного цвета. Посмотрите друг на друга, каким цветом ваши глаза?— Ещё глаза могут выдать наше настроение. Определим настроение каждого человека.
А, сейчас мы с вами потренируем наши глазки, поиграем с пчёлкой. (физкультминутка)Дети, сейчас мы будем с вами следить за движением пчёлки, не поворачивая головы.
Ребятки, если о глазках не заботиться, что с ними может случиться (Варианты детей). Правильно, и поэтому мы с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо».(Детям предлагаются варианты картинок с изображением детей в различных ситуациях.)Ребята, давайте, сравним картинки и решим, где ребёнок поступает правильно (бережёт зрение, а где нет. Если вы считаете что ребёнок поступает правильно-хлопайте в ладошки, если нет — топайте ножками.1. Трёт глаза грязными руками2. Вытирает глаза чистым платком3. Читает книгу в хорошо освещённом помещении4. Читает в транспорте5. Смотрит телевизор или сидит у компьютера близко к экрану.6. Читает или смотрит лёжа в постели.7. Смотрит телевизор сидя на нормальном расстоянии.
На Земле есть люди, которые ничего не могут видеть, они лишены зрения. (показать изображение слепых людей).Как вы думаете легко жить таким людям? Почему? Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы сможем ему помочь? Правильно, перейти улицу, подняться по лестнице, зайти в транспорт, купить продукты или лекарство в аптеке и. т. д.
— А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.Физкультминутка «Самолёт»Пролетает самолёт,С ним собрался я в полет (Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолётом)Правое крыло отвёл, посмотрел.Левое крыло отвёл, посмотрел. (Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)Я мотор завожуИ внимательно гляжу (Делают вращательные движения пред грудью и прослеживают взглядом)Поднимаюсь ввысь, лечу,Возвращаться не хочу. (Встать на носочки и выполнять летательные движения.)
-А теперь давайте повторим правила по охране зрения:— не тереть глаза грязными руками,— читать сидя за столом,— когда пишешь или читаешь, надо держать голову так, чтобы расстояние между столом и глазами составляло 30 см. Чтобы это определить, надо поставить руку на локоть. Большой палец руки должен находиться на уровне глаз.— нельзя сидеть близко к телевизору и долго его смотреть,— нельзя также долго работать за компьютером,— глазам надо давать отдых. Для этого надо просто посидеть с закрытыми глазами.
— Если всё-таки вы заметили, что стали плохо видеть и ваше зрение стало ухудшаться, как вы думаете, что надо делать? Да, надо обратиться к врачу. Врач вам может прописать очки.Показ очков для коррекции зрения.— С их помощью ваши глаза будут лучше видеть и вылечатся. Но есть и другие очки, которые защищают глаза. Попробуйте определить, где какие очки.Очки для защиты от солнца, очки для защиты от воды, очки для коррекции зрения.Ребята, говорят что глаза-зеркало души. С их помощью мы видим весь мир, любуемся природой, узнаём друг друга. Поэтому берегите и охраняйте глаза.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-obrazovatelnoi-oblasti-zdorove-tema-smotri-vo-vse-glaza.html

Офтальмологические паузы — обязательный приём оздоровления дошкольников. Они хорошо помогают снять утомление глаз, укрепить их мышцы, устранить напряжение. Для проведения зрительной гимнастики не требуется особых условий, комплексы можно органично включать в занятие или же практиковать в любое удобное время. А подключив фантазию и используя интересную наглядность, педагог может превратить такую зарядку в увлекательное действие.

Зачем нужны упражнения для зрения

Основной и самой эффективной мерой профилактики является зрительная зарядка. Она способствует снятию усталости и помогает улучшить зрительную работу детских глаз. Это происходит благодаря улучшению кровоснабжения во время зарядки

Однако важно соблюдать все правила выполнения упражнений

Упражнения следует выполнять регулярно, до и после чтения, просмотра телевизора или игр за электронными устройствами. Помимо прочего, комплекс упражнений помогает восстановить зрение, когда проблемы с ним уже есть.

Справка! Чёткость зрения человеку обеспечивает цилиарная мышца, а не мышцы, поворачивающие глазное яблоко. Чёткость зрения человеку обеспечивает цилиарная мышца, а не мышцы, поворачивающие глазное яблоко.

Цели зрительной зарядки

Качество зрения ребёнка напрямую зависит от мышц глаза. Главной целью зрительной гимнастики является тренировка этих мышц. Именно они влияют на то, как будет видеть ребёнок, и будут ли у него проблемы со зрением в школе.

Есть и другие, не менее важные цели такой зарядки для глаз, а именно:

  • помощь для головного мозга в переработке информации, полученной при помощи глаз,
  • снижение нагрузки на глаза,
  • снятие усталости,
  • расслабление нервной системы ребёнка,
  • возможность отдохнуть,
  • замедление снижения зрения и развития астигматизма.

Регулярные занятия принесут заметную пользу детям, особенно если учесть, что формирование зрения происходит до 12 лет.

Упражнения для детей школьного возраста

Для школьников есть другие упражнения для улучшения зрения детей и тренировки мышц глазного дна. Использования других упражнений связано с возросшей нагрузкой на глаза.

1.    Зарядка начинается с быстрого моргания в течение 10 секунд для того, чтобы снять напряжение с глаз. Затем, минутный перерыв и еще один подход.

2.    Следующее упражнение: нужно зажмуриться и досчитать до пяти. Необходимо сделать это три раза.

3.    Выставить перед собой правую руку. Двигать ее влево, затем в противоположную сторону, вверх, вниз. Голова при этом не должна двигаться. Упражнение выполняют три раза.

4.    Движение глазами по кругу: медленно нужно нарисовать глазами окружность в левую сторону — 3 раза, затем, в правую.

5.    Завершение: плотно закрыть глаза ладонями, но не давить на них, глазами нарисовать все цифры от 0 до 9.

Гимнастика для глаз: комплекс Аветисова

Для школьников также подходит методика Аветисова. Этот комплекс упражнений для глаз используют как для профилактики, так и в лечебных целях — для восстановления зрения. Методика Аветисова построена на трех группах упражнений:

●     для улучшения циркуляции крови;

●     для укрепления мыщц;

●     улучшение аккомодации.

Обратите внимание, что для каждого упражнения указано свое количество повторений

Первая группа — циркуляция крови:

1.    Для выполнения первого упражнения нужно присесть, сильно зажмуриться на 5-7 секунд, затем, открыть глаза и расслабиться в течение нескольких секунд. И повторить еще 6-7 раз.

2.    Моргание: нужно быстро-быстро моргать минуту, затем закрыть глаза и аккуратно, плотно сжатыми пальцами, мягко надавливать на глазное яблоко, массируя его. Затем упражнение повторяется и глаза массируют круговыми движениями указательными пальцами.

Вторая группа — тренировка мышц

1.    Опустите взгляд на пол, затем медленно поднимите на потолок, не двигая головой, затем снова на пол и на потолок. Это упражнение рекомендуется выполнить 10 раз.

2.    Аналогично выполняется второе упражнение: взгляд нужно максимально направить направо, затем медленно перевести влево.

3.    Ромб: глаза движутся по траектории справа наверх, затем влево и вниз. Десять повторов, затем, 10 раз в другую сторону.

4.    По кругу: глазами медленно рисуют круг максимального диаметра сначала в одну сторону, затем в другую. По пять раз в каждую.

Третья группа — приспособление к новым условиям

1.    Вытяните вперед руку, поднимите вверх указательный палец, он должен находиться примерно на 30 см от лица. Посмотрите вдаль 2-3 секунды, переведите взгляд на палец на 3-4 секунды. Повторите 12 раз.

2.    Встаньте прямо, указательный палец для этого упражнения должен быть прямо перед вашим лицом. Смотрите на кончик пальца и медленно приближайте его к лицу, пока не станет тяжело фокусироваться. Медленно отодвигайте его от лица. Упражнение выполняется 7 раз.

3.    Для выполнения этого упражнения нужно вытянуть перед собой левую руку, указательный палец должен смотреть вверх. Смотрите на кончик пальца 5-6 секунд, затем, правой рукой закройте правый глаз. Поменяйте руки и выполните упражнение, прикрывая ладонью левый глаз. Повторите 7-8 раз.

4.    Для того, чтобы сделать это упражнение, нужно прикрепить на окно на уровне глаз бумажный круг, диаметром до 5 мм. Для выполнения нужно отойти на расстояние, примерно, 30 см от бумажного круга. Смотрите на круг 3-5 секунд, затем на любой предмет вдалеке за окном. Первое время на упражнение нужно не более 5 минут, затем, 7. Рекомендуется выполнять его не менее трех раз в день.

Разделение комплекса на группы позволяет использовать упражнения при астигматизме и при миопии для восстановления зрения.

Показания к выполнению гимнастики для глаз детям

Чтобы подобрать подходящий комплекс упражнений, посетите окулиста. Он проведет необходимую диагностику и на основе полученных результатов, выберет зарядку. Гимнастика для глаз детям рекомендуется в следующих случаях:

  • Генетическая предрасположенность к миопии, гиперметропии и астигматизму;
  • Малыш постоянно жалуется на сильную усталость органа зрения, которая возникает из-за перенапряжения глаз;
  • Наличие близорукости или дальнозоркости;
  • Если ребёнок много времени проводит за ПК или книгами;
  • При диагностировании серьезных патологий органа зрения.

Также рекомендуется выполнять упражнения для глаз для детей в качестве профилактики развития офтальмологических заболеваний.

Виды гимнастики

Гимнастика направлена на укрепление мышц

Выбор гимнастической техники для глаз зависит от профилактической цели, выявленных заболеваний и типа нагрузки. Так, в зависимости от желаемого эффекта, гимнастика может быть ежедневной или менее постоянной.

Ежедневная гимнастика позволяет адаптировать зрительный аппарат к сильным нагрузкам, включающим постоянную работу с текстом. Детям не рекомендуется тратить больше часа на чтение в сутки, но иногда и такая нагрузка может быть значительной.

Как уже было сказано, нагрузка может быть статичной и динамичной. У детей дошкольного возраста преобладает динамичная нагрузка, связанная с постоянным изменением дистанции обзора и адаптацией к различным условиям освещения.

В этом случае комплекс гимнастических упражнений должен быть направлен на расслабление структур глазного яблока и улучшение кровоснабжения.

Гимнастическая техника также широко варьируется в зависимости от диагностированных заболеваний. Так, например, косоглазие обычно обусловлено аномальным строением мышц глаза или их спазмом, поэтому упражнения должны быть направлены на коррекцию мышечной нагрузки.

При близорукости и дальнозоркости рекомендуется выполнять больше упражнений на аккомодацию глаза. Комплексные гимнастические техники совмещают в себе разные виды упражнений.

Для младших школьников и тех, кто готовится к школе

Зарядка для глаз возраста 5 — 6 лет и старше практически ничем не будет отличаться от предыдущих вариантов, кроме некоторых упражнений. Например, вы можете тоже подготовить вырезанные из картона фигуры показывать их и предложить глазами обвести их контуры. Затем предложите ему представить геометрические фигуры по-очереди в своём воображении и также обвести глазами. Необязательно ограничиваться только геометрическими фигурами. Можно давать задания обвести глазами реальные предметы интерьера.

Во время прогулки помимо физических тренировок, которые тоже очень полезны для остроты зрения, давайте своему дитя указания рассматривать внимательно предметы, находящиеся вблизи и вдали — это хорошо влияет на умение настраивать фокус.

С теми же геометрическими фигурами — вырежьте из картона много разных фигур разных цветов, прикрепите их на стену. Суть в том чтобы по мере того, как вы будете хаотично называть цвета, ребёнок переводил быстрый взгляд с одной фигуры на другую, но при этом не крутил головой.

В общем, способов улучшить зрения — более чем достаточно! Всё зависит лишь от вашего упорства и фантазии!

Гимнастика для глаз для детей в стихах

Малыши 3–4 лет еще не понимают важности проведения гимнастики. Поэтому разминка для глаз для детей должна проходить в веселой, игровой форме

Лучше всего для гимнастики выбрать стихи. Они способствуют развитию воображения, мелкой моторики, т.к. многие упражнения нужно выполнять не только глазами, но и руками.

Примеры эффективных упражнений:

Мы играли, рисовали – малыши показывают руками произнесенные действия.

Наши глазки так устали – потирание глаз.

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть-чуть – глаза закрыты.

А сейчас их открываем

И немного поморгаем.

Хомка – хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт – потягивание рук вверх.

Глазки свои хомка трет – выполнение произнесенных действий.

Поморгает – раз, два, три

Вдох и выдох. Посмотри:

Далеко ручей бежит – взгляд вдаль.

На носу комар пищит – все смотрят на кончик своего носа.

Смотрит хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе… – выполнение действий.

Методика проведения зрительной гимнастики

Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.

При выполнении упражнений нужно следовать правилам:

  • Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
  • Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
  • Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
  • Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.

Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.

Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи)

Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».

Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.

Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.

Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость

Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.

Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею

А ты?» — обязательно привлечет их внимание

Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками

Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир

Гимнастика для глаз в детских садах и яслях

В дошкольных учреждениях забота о здоровье ребёнка и профилактика офтальмологических недугов ложится на плечи воспитателя. Гимнастику выполняют все дети в группе:

Малыши усаживаются за столом, положив голову на руки. Во время упражнения голова остается неподвижной, глаза двигаются по вертикали и горизонтали. Для младшей группы длительность упражнений составляет три минуты, для детей постарше занятия увеличиваются до пяти минут

Зарядка проводится два раза в день;
Важно заранее подобрать комплекс упражнений. Для малышей в возрасте три года занятия должны сопровождаться веселыми играми и стихотворениями;
В некоторых случаях гимнастика подразумевает движение головы.

При проведении зарядки важно обращать внимание на возрастную категорию детей.

Двухлетний малыш не понимает, что такое «вращать глазами», поэтому необходимо применять различные предметы. Воспитатель медленно двигает их, а карапуз следит за перемещением объекта. В некоторых случаях можно разыграть целый спектакль, надев кукол на пальцы.

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:

Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.

Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой

  • Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
  • Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.

Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка

  • Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
  • Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.

Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки. Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается

Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается

Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий