Гимнастика для глаз – упражнения для детей дошкольного возраста

Профилактика нарушения зрения у детей

Обязательно играйте с ребёнком в подвижные игры, пусть он больше бегает и прыгает. Ведь двигательная активность способствует лучшей работе глаз у детей всех возрастов. Занятия спортом вносят большой вклад в здоровье малыша

Ещё одной важной мерой профилактики проблем со зрением является правильная осанка

Важно следить, чтобы ребёнок не сидел с сутулившейся спиной, так как это неблагоприятно влияет на кровоснабжение мозга, что ведёт к ухудшению зрения. Не стоит забывать о таком факторе, как нехватка витаминов

Обязательно включайте в рацион ребёнка продукты богатые витаминами А, В, D, а также железом и цинком.

Усиленные занятия с книгами в дошкольном возрасте могут навредить зрению ребёнка, поэтому, занимаясь с ним, не переусердствуйте. Обязательно давайте ребёнку отдохнуть от занятий и делайте перерыв на отдых или игру.

Упражнения для детей школьного возраста

Ребята постарше могут выполнять более сложную зарядку, направленную на укрепление глазодвигательной мускулатуры. Изменение комплекса приёмов связано с тем, что на орган зрения увеличивается нагрузка. Дети много времени проводят за книгами и компьютером не только в школе, но и дома.

  • В течение десяти секунд необходимо моргать в интенсивном режиме, это поможет снять напряжение с органа зрения;
  • Зажмурьте глаза и сосчитайте до пяти. Выполните три раза;
  • Вытяните правую руку, перемещайте её влево, затем в противоположную сторону, вверх и вниз. Голова остается неподвижной. Повторите трижды;
  • Двигайте глазами по кругу, нарисуйте в воздухе окружность. Три раза в левую сторону и столько же в правую.
На завершающем этапе закройте ладошками глаза и постарайтесь нарисовать цифры от нуля до девяти с помощью органа зрения.

Упражнения на улучшение процесса фокусировки взгляда

Упражнение 1

Смотрите обоими глазами вперед в течение 2—3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25—30 см, через 3—5 секунд руку опустите; повторите так 10—12 раз.

Упражнение 2

Обоими глазами смотрите 3—5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторяйте упражнение 6—8 раз.

Упражнение 3

В течение 3—5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки. После чего прикройте левой ладонью левый глаз. Потом правый глаз.

Упражнение 4

Крепко зажмурьте глаза и удерживайте это состояние столько, сколько будет возможно. Затем расслабьте глаза, расфокусируйте взгляд. Повторите упражнение несколько раз.

Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.

Упражнение 5

Зажгите свечу. Смотрите не нее поочередно то фокусируя, то расслабляя взгляд.

Некоторые из этих упражнений обязательно станут любимыми. Выполняйте их как можно чаще, и ваши глаза надолго сохранят остроту зрения.

Орлиного зрения вам и вашим детям!

Особенности проведения зрительной разминки по возрастным категориям

Офтальмологи рекомендуют приучать ребенка к зрительной гимнастике с года. Тренировки можно проводить дома или на улице во время прогулки. Воспитатели и учителя также во время занятий должны уделять время подобной разминке. Упражнения могут сопровождаться стихами, потешками, веселыми песнями — так ребенок будет выполнять разминку веселее и быстрее запомнит полезные движения.

Для малышей дошкольного возраста

Упражнения для дошкольников носят игровую форму, выполняются по 3-5 минут до 3 раз в сутки. В первое время родители могут аккуратно поглаживать и массировать глазки ребенка, рассказывая стишки и истории. Когда малыш научится ритмично моргать и самостоятельно делать гимнастику, можно использовать более сложные упражнения с элементами артикуляции.

Для того, чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к занятиям, нельзя принуждать к упражнениям

Родителям важно научиться подавать информацию в игровой форме. В дошкольном возрасте хорошо развито наглядно-образное мышление

Дети не поймут на словах упражнение «вращение зрачками», зато будут следовать глазами за указкой, которой взрослые могут водить по специальному тренажеру-восьмерке. Картотека с подобными тренажерами должна быть в каждом детском саду.

Если малыш должен следить за пальцем взрослого, можно использовать во время гимнастики персонажей кукольного театра, прикрепив их к пальцам. Дети с удовольствием наблюдают за любимыми героями, параллельно выполняя простые упражнения для глаз. Для дошкольного возраста рекомендуются следующие упражнения:

  • зажмурить крепко глаза и открыть, досчитав до пяти;
  • перевести взгляд с ближнего предмета на дальний;
  • быстрое моргание глазами (как крылья бабочки);
  • следить глазами за движением солнечного зайчика;
  • смотреть попеременно вверх, вниз, вправо, влево;
  • следить глазами за игрушкой, которую перемещает взрослый в одной плоскости, ближе или дальше от глаз ребенка.

Выполнение упражнений можно увидеть на размещенном ниже видео.

Для школьников

Во время уроков рекомендуется проводить не только физкультминутки, но и выполнять гимнастику для глаз

Учителю нужно рассказать ребятам о важности упражнений для сохранения зрения. В начальной школе занятия следует проводить в форме игры, постепенно усложняя и добавляя упражнения с речевыми командами

Основная задача разминки – снятие зрительного напряжения. Для этого нужно по 8-10 раз повторять следующие действия:

  • часто моргать по несколько секунд;
  • зажмуриваться на 5 секунд и широко открывать глаза;
  • выполнять движения глазами по сторонам с постепенным усложнением команд (влево — вниз, вправо — вверх);
  • смотреть перед собой, переводить взгляд на кончик носа и обратно;
  • следить за перемещением предмета (ближе — дальше, выше — ниже);
  • «гляделки» – разбиться на пары и смотреть друг другу в глаза, не моргая.

Занятия по методике Аветисова

Существуют разные методики тренировки органов зрения. Разобраться в их тонкостях и различиях далеким от медицины родителям бывает очень сложно. Лучше не надеяться на собственную интуицию, а проконсультироваться с офтальмологом. Если он порекомендует пройти первые занятия в поликлинике, не отказывайтесь. Специалисты объяснят, как правильно делать упражнения, ответят на возникшие вопросы. Перед походом к врачу узнайте, какие занятия проводятся в детском учреждении.

Вы можете выбрать любой комплекс гимнастики, но никогда не смешивайте разные системы в одну кучу. Выхватывая по несколько упражнений из каждой методики, можно перенапрячь одни мышцы и оставить без внимания другие. Многим родителям нравится заниматься с детьми по Аветисову. В его гимнастике основной упор делается на тренировку глазных мышц, отзывы свидетельствуют о положительных результатах таких процедур.

Методика несложная, не требует ни предварительной подготовки, ни специального оборудования. Заниматься можно в любое время и в любом месте. На первых занятиях нужно выполнять все упражнения медленно в указанном порядке по 3-4 раза. Когда ребенок освоит комплекс, можно ускорить движения глаз и увеличить количество повторов. Таким способом постепенно увеличивается нагрузка на органы зрения, их мышцы становятся сильнее.

Комплекс упражнений детской гимнастики состоит из 7 основных частей.

  1. Вдох – смотрим на переносицу, выдох – глаза вернулись в прежнее положение.
  2. Повторить первое упражнение, направляя взгляд на кончик носа.
  3. На вдохе поверните глаза вправо, на выдохе смотрите прямо.
  4. Повторите в левую сторону.
  5. На вдохе посмотрите в левый верхний угол, на выдохе исходное положение.
  6. Теперь так же смотрите в правый нижний угол.
  7. Вдохните и сделайте глазами полукруг снизу вверх. Повторяйте в обе стороны.

Решить, есть ли у дошкольника противопоказания к определенным упражнениям, может только офтальмолог после осмотра. Если никаких ограничений нет, а ребенок начал жаловаться на боль или резь в глазах, слезы или другие негативные явления, уменьшите скорость выполнения и количество повторов. Если и эти меры не помогают, еще раз обратитесь к врачу для выяснения причины.

Испортить зрение в детском возрасте легко, а вот восстановить потом  его будет очень сложно, а иногда и невозможно. Гимнастика для глаз – хорошая профилактическая мера, но это не панацея. Ограничивайте время напряженной зрительной работы, кормите ребенка пищей, богатой витаминами и микроэлементами. Не забывайте про двигательную активность, чтобы кровь активно текла по всем тканям, снабжая их кислородом. Только комплексный подход поможет сохранить глаза здоровыми.

https://youtube.com/watch?v=UA8ELPiIg-g

Частые вопросы

Какие упражнения помогут ребенку улучшить зрение?

Для улучшения зрения у ребенка можно использовать различные упражнения, такие как массаж глаз, движение глаз в разные стороны, фокусировка на ближних и дальних объектах и другие

Важно выбрать упражнения, которые подходят для возраста и состояния глаз ребенка

Как часто следует делать гимнастику для глаз ребенку?

Рекомендуется проводить гимнастику для глаз ребенку ежедневно. Частота и продолжительность упражнений могут зависеть от возраста и состояния глаз ребенка

Важно следить за реакцией ребенка и проконсультироваться с врачом, чтобы определить оптимальный режим гимнастики для него

Какие еще меры помогут поддерживать здоровье глаз у ребенка?

Помимо гимнастики для глаз, важно обеспечить ребенку правильное освещение при чтении и учебе, ограничить время, проведенное за экранами, регулярно проводить профилактические осмотры у офтальмолога и следить за правильным питанием, включающим питательные вещества, полезные для здоровья глаз

Гимнастика для глаз детям в 2-4 года

Самое сложное в этом возрасте – заставить ребенка по-настоящему на чем-то сконцентрироваться. Но пытаться все-таки стоит, потому что изменения и проблемы со здоровьем начинают проявляться уже с самых ранних лет.

Есть два основных правила. Первое – нельзя устраивать длительные занятия. Стоит уделить гимнастике от одной до двух минут, проводят сеансы три раза в день. Второе – лучше тренироваться в игровой форме, не закладывать отношение к подобным упражнениям как к чему-то с выраженным негативным окрасом.

Существует несколько упражнений, которые стоит выполнять:

«Жмурки»

Очень важное средство, направленное на укрепление глазных мышц. Все что нужно ребенку – сильно зажмуриться, досчитать до трех и открыть глаза

Выполнение таких действий помогает учиться напрягать и расслаблять глаза. Чтобы малыш лучше понял, покажите все на своем примере.

«Крылья бабочки»

Выполнение поможет улучшить циркуляцию крови, что очень важно для здоровья глаз. Также оно помогает развивать фантазию

Попросите ребенка представить, что его ресницы – это крылья бабочки. Пусть покажет, как бабочка порхает с цветка на цветок – для этого нужно быстро моргать.

Один сеанс упражнения проводится не менее десяти секунд. Потом нужен такой же по продолжительности отдых и еще один подход.

«Стишки-потешки»

Работает на укрепление глазных мышц, помогает снять усталость, которая всегда накапливается от долгого напряжения.

В сети можно легко найти стихи, которые связаны с заданием определенного направления. Постарайтесь повторить это направление взглядом и пусть ребенок делает то же самое.

Гимнастика со стихами

Такой вид детской гимнастики является довольно популярным. Ее используют на занятиях в детском саду. На уроке в младших классах учитель делает небольшую паузу и проводит несколько минут гимнастики, сопровождающейся стихами.

Дома ребенок может сам повторять забавные строчки и выполнять несложные движения во время пауз в выполнении домашних заданий.

Разминка для глаз сопровождается стихотворными строчками.

(Дети закрывают глаза и прикрывают их ладошками)

Мы читали, мы читали,

Наши глазоньки устали,

А теперь мы отдохнем

И опять читать начнем.

(Дети открывают глаза и начинают моргать)

Мы глазами поморгаем,

И немножко поиграем

(Дети смотрят на учителя)

За окном бежала кошка,

(Дети смотрят в окно)

И поймать хотела мошку.

На деревья мошка села,

(Все смотрят на деревья за окном)

В класс случайно залетела.

(Дети смотрят на доску в классе, где стоит учитель)

Села каждому на нос,

(Каждый смотрит себе на нос)

Если нет, рисуй вопрос, (Дети рисуют глазами в воздухе вопросительный знак)

Две восьмерки,

Три квадрата,

Две четверки

И лопату.

(Все рисуют с закрытыми глазами перед собой перечисляемые медленно цифры и предметы).

Глазки мы теперь откроем,

На урок себя настроим.

Таких нехитрых стихотворений можно при желании найти много или придумать самим, сопровождая каждое занятие новым стихотворением образом, чтобы детям было интересно.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Особенности гимнастики для глаз для дошкольников

Родителям необходимо иметь в виду, что у детей, которые являются недоношенными, а также у детей с ослабленным иммунитетом возрастает вероятность развития близорукости. Чтобы остановить это заболевание, необходимо принимать экстренные меры. Чем раньше начать лечение, тем лучше. Статистика гласит, что у 15% детей это заболевание развивается в младшем и школьном возрасте.

Специалисты говорят, что близорукость является наследственной болезнью. Укрепить мышцы глаз поможет зрительная гимнастика для дошкольников, которая является профилактическим средством. Такую процедуру с малышами стоит проводить в виде игры, так как они очень неусидчивы. Если выполнять упражнения регулярно, можно добиться улучшения и восстановления работоспособности зрения. В это время глазные мышцы отдыхают и расслабляются, что способствует облегчению принятия последующей нагрузки.

Примеры конкретных упражнений

Гимнастика для глаз

Самым показательным примером гимнастики для глаз является стандартный комплекс упражнений, учитывающий как работу оптических структур глазного яблока, так и нагрузку на мышцы.

Комплекс включает следующие упражнения:

  • Мягкий и осторожный массаж глазного яблока подушечками пальцев.
  • Поворот глазного яблока вверх, вниз, вправо и влево при закрытом глазе.
  • Поочередная фокусировка на самом дальнем видимом объекте и на самом ближнем. Для этого можно встать перед окном и держать перед собой карандаш.
  • Вращение глазного яблока для тренировки мышц.
  • Поочередное зажмуривание и расслабление круговой мышцы глаза.

Такая гимнастическая техника лучше всего подходит для ежедневного применения. Перечисленные упражнения особенно полезны после чтения или работы с компьютером.

Другие упражнения:

Растяжка для мышц глазного яблока. Для этого нужно сначала посмотреть прямо перед собой и затем переключить обзор как можно дальше вправо или влево без поворота головы. Рекомендуется выполнять поочередно несколько раз.
Моргание. Необходимо моргать несколько раз через определенный промежуток времени. Такая гимнастическая рекомендация не должна вызывать удивление, поскольку многие дети и взрослые забывают моргать во время длительной статической нагрузки. Это полезное упражнение для увлажнения глаза после чтения или работы с компьютером. Если ребенок жалуется на боль в глазах и постоянно щурится, то такое упражнение рекомендуется выполнять несколько раз в день.
Повороты головы вправо, влево, вверх и вниз

Выполнять такое упражнение необходимо осторожно, чтобы не повредить позвоночные суставы. Гимнастика для шеи помогает улучшить кровоснабжение глазного яблока.

Для улучшения общего мышечного тонуса и нормализации кровообращения рекомендуется также выполнять небольшую зарядку 1-2 раза в день. Физические упражнения не должны ограничиваться мышцами глазного яблока.

Профилактические рекомендации

Зрительная гимнастика отлично дополняет другие способы предотвращения развития заболеваний глаз. Если ограничить профилактику болезней только редкими упражнениями, то эффективность защиты зрения будет достаточно низкой.

Дополнительные рекомендации:

Питание. Для детей рекомендованы нормы возрастной диеты, учитывающие особенности определенной стадии развития организма

Также необходимо обратить внимание на специальные продукты, улучшающие работу зрительного аппарата. В рационе питания должны быть листовые зеленые овощи, рыбные продукты, цитрусовые фрукты, пшеничный хлеб и ягоды

В этих продуктах содержатся самые главные вещества – витамин A, цинк, лютеин и жирные кислоты.
Регулярное посещение офтальмолога. В стандартную процедуру осмотра должны входить такие инструментальные исследования, как рефрактометрия и офтальмоскопия. Ранняя диагностика заболеваний позволяет выбрать эффективные методы коррекции зрения.
Своевременное лечение заболеваний нервной и сердечно-сосудистый систем.

Таким образом, специальные упражнения для глаз вкупе с другими методами профилактики помогут предотвратить нарушения зрения. Гимнастика для глаз в детском саду должна быть представлена самыми эффективными упражнениями.

Гимнастика для глаз – 7 лучших упражнений в видеоматериале:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Профилактическая зрительная гимнастика

Предотвратить нарушения функций глазного аппарата легче, чем их потом лечить. Для этого необходимо проводить профилактическую зарядку для зрения во всех группах детских садов и школах. Упражнения нужно делать постоянно, чередовать их направленность. Методы профилактической гимнастики для зрения:

  • пальминг – глаза закрыты и прижаты ладонями на 30–40 секунд;
  • физминутка – зарядка от усталости глаз;
  • офтальмотренажеры – таблицы и картинки в электронном (презентации) или печатном виде;
  • релаксация – расслабление для отдыха зрения под музыку;
  • стереотренер – линейка с отверстиями, на конце которой подвешен шарик.

Чтобы дети младшей и средней групп занимались гимнастикой с удовольствием, их нужно замотивировать на зарядку для глаз. В этом воспитателям и учителям помогут следующие приемы:

  • стихи;
  • музыка для расслабления;
  • игры;
  • предметы разных цветов и форм;
  • картинки и плакаты со схемами для тренировки зрения;
  • книги или раскраски.

Для дошкольников

Зрительная гимнастика проводится 3 раза в день по 5 минут. Этого хватит, чтобы улучшить работу глазного аппарата. Если ребенок в дошкольной группе уже носит корригирующие очки с диоптриями «минус» либо «плюс», то их нужно снимать перед занятиями.

Разминка для глаз проводится с применением наглядного материала. Он служит ориентиром правильно выполняемого тренинга. Для корректирующей зарядки детей в подготовительной группе создается картотека «Гимнастика для глаз». Это комплекс упражнений, которые проводятся в игровой форме с применением картинок.

Гимнастика для дошкольников состоит из комплекса упражнений. К ним относятся:

  1. «Лабиринт». Для выполнения упражнения понадобится таблица с изображением разноцветных кругов, волнистых линий. Ребенок должен водить глазами по заданной траектории. Голова с шеей при этом остаются неподвижными. Время упражнения – 30–60 секунд.
  2. «Туда–сюда». Ребенок следит взглядом за яркой игрушкой. Сначала нужно поднять взгляд до упора вверх, затем плавно перевести вниз. Далее глаза двигаются в стороны – влево и вправо. Необходимо проделать упражнение по 4 раза – горизонтально и вертикально.
  3. «Часики». Ребенок сидит на стуле. Взрослый держит перед его лицом наручные часы с крупным циферблатом. Ребенку нужно называть время, при этом часы находятся на расстоянии 30–40 см от глаз. Затем циферблат медленно удаляется от детского лица на 1 и 1,5 метра. Длительность упражнения – 3 минуты.

Для школьников

Ребята 7–12 лет занимаются зрительной гимнастикой по 7–10 минут 2 раза в день. Желательно делать разминку каждые 2 часа после работы на компьютере или просмотра телевизора. Гимнастика для улучшения зрения проходит в положении сидя с прямой спиной.

Подростку следует объяснить, для чего выполняется полезная зарядка. Комплекс зрительной гимнастики для школьников:

  1. Вдохнуть, перевести взгляд до упора влево. Вернуть взгляд обратно при выдохе. Проделать аналогичные действия в правую сторону – 5–10 чередований.
  2. На вдохе свести глаза к кончику носа, задержать взгляд в течение 10–15 секунд. На выдохе – вернуться в исходное положение. Повторить движение 3–5 раз.
  3. Опустить взгляд вниз. Одновременно со вдохом медленно вести глазами по часовой стрелке. На воображаемой цифре 12 начать выдох и перевести взгляд в обратную сторону. Количество кругов – 7–10.
  4. Сфокусировать взгляд между бровей, затем вдохнуть полные легкие воздуха. Через 10–15 секунд выпустить воздух, возвращая взгляд в исходное положение. Повторять упражнение 3–5 раз.
  5. Вдохнуть и посмотреть в левый верхний угол стены. Выдохнуть и вернуть взгляд обратно. Без остановки проделать подобные действия с правым углом. Количество повторов – 10–12.

Методика проведения зрительной гимнастики

Проводится зрительная гимнастика с самого раннего дошкольного возраста. Делать с детьми полезные упражнения следует два-три раза в день. Продолжительность занятий в младшей и средней группе — две-три минуты, в старшем же звене — четыре-пять минут.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Ребята должны стоять или сидеть. При этом не следует напрягать тело.
  2. Голова занимает фиксированное положение (если, конечно, гимнастика не активная — не сочетается с поворотами головы для укрепления мышц шеи).
  3. Если некоторые дети носят очки, то их следует обязательно снять.
  4. Детское дыхание должно быть равномерным и глубоким.
  5. Последним упражнением лучше всего сделать моргание, а после окончания гимнастики малышам желательно хорошенько потянуться.

Чтобы вызвать максимальный интерес дошкольников к зарядке для глаз, её следует проводить в игровой форме, использовать образность. Например, можно не просто предложить детям крепко зажмуриться, а превратиться в филинов или кошечек, которые только что проснулись. Кроме того, ребятам всегда нравится выполнять упражнения под весёлые стихотворения. Проводить зрительную гимнастику можно в любое время: на прогулке, в свободное время, органично включать её в любые занятия

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении зрительной гимнастики большое значение имеет наглядность. Она помогает заинтересовать детей и сделать упражнения более эффективными. Ведь у дошкольников (особенно в младшем возрасте) преобладает наглядно-образное мышление, и многие упражнения, особенно такие как вращение глазами, повороты глаз, им гораздо легче выполнять, имея перед собой зрительный ориентир.

Для проведения гимнастики в детском саду используются следующие виды наглядности:

  1. Предметы-ориентиры. Они раздаются всем детям либо воспитатель показывает предмет группе детей. В первом случае каждый дошкольник держит перед собой небольшой предмет (например, резинку для волос с бабочкой, её удобно надеть на палец) и перемещает его согласно указаниям воспитателя. При этом взгляд следует за ним. Подбираются такие вещи опять-таки согласно тематике занятия (упомянутая резинка-бабочка пригодится, например, при изучении темы «Насекомые»). В любом случае предмет должен быть достаточно крупным и ярким, не сливающимся по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Самый просто вариант такого зрительного ориентира — красочная волшебная палочка (указка). Также можно использовать пальчиковых кукол. На её конце можно прикрепить картинку. Когда ориентир показывает воспитатель, то к себе поближе он размещает малышей с более низкой остротой зрения, остальные же сидят или стоят сзади.
  2. Схемы. Такие пособия предназначены для старших дошкольников, ведь у них уже развивается абстрактное мышление. Они показывают различные виды упражнений для глаз. Глядя на картинку, ребёнок может понять, как именно нужно выполнять действия.
  3. Сигнальные метки. Они предназначены для упражнений, когда взгляд переключается с ближней точки в дальнюю. Метка диаметром около 0,5 см крепится к оконному стеклу на уровне глаз дошкольника. Ребёнок стоит от неё совсем близко (расстояние — примерно 20 см). Он должен смотреть на ориентир пару секунд, а потом переводить взгляд на удалённую точку на улице. Воспитатель при этом просит рассказать дошкольника, что он там видит интересного.
  4. Настенные и потолочные офтальмотренажёры. Этот своеобразные траектории, по которым «бегают» детские глазки. Например, от одного зверька или сказочного персонажа нужно добраться до другого по яркой (обычно ломаной) дорожке. При этом у ребёнка может двигаться голова и туловище. Каждая дорожка имеет свой цвет. Упражнения, как правило, выполняются коллективно.
  5. Индивидуальные офтальмотренажёры. Они представляют собой контурные картинки из множества отдельных мелких элементов — бабочек, листиков, ёлочек и пр. (в старшем возрасте это могут буквы или цифры). Ребёнок зрительно должен обвести контур, также можно помогать пальчиком. При этом картинку дошкольник держит перед собой на расстоянии вытянутой руки.

Зачем нужна гимнастика для глаз?

Гимнастика для глаз в детском саду

Зрительный аппарат подвергается постоянной статической и динамической нагрузке в течение всего дня. Под статической нагрузкой понимают длительное чтение, работу с компьютером, а динамическая нагрузка связана с постоянными изменениями кривизны хрусталика.

В итоге наибольшее влияние оказывается на хрусталик, вспомогательные мышцы и сетчатку глаза. Упражнения для глаз могут не только восстановить работоспособность основных структур глазного яблока, но и улучшить кровоснабжение.

Для понимания важности зрительной гимнастики следует обратить внимание на основные негативные эффекты длительной нагрузки. К ним относят:

  • Сухость глаз – недостаточное выделение жидкости в области роговицы. Такое состояние проявляется дискомфортом, резью в области глаз и временным ухудшением зрения. Обычно сухость глаз обусловлена недостаточным морганием во время работы с компьютером, поскольку именно во время закрытия глаза происходит увлажнение роговицы.
  • Высокая светочувствительность – появление неприятных ощущений при воздействии света на глаз. Такое явление часто обусловлено длительным пребыванием в условиях недостаточного освещения.
  • Усталость мышечных структур глазного яблока. Такое состояние связано с болью и дискомфортом при движении глаз и нарушением аккомодации.
  • Размытость или раздвоенность зрение. Эти негативные эффекты могут быть связаны как с патологиями, так и с временными нарушениями зрительных функций. Иногда такое состояние появляется при недостаточном кровоснабжении структур глазного яблока.
  • Различные заболевания: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия и другие.

Многие офтальмологи не признают эффективность гимнастики глаз, но эта техника и не предназначена для лечения уже выявленных офтальмологических патологий.

Гимнастика для глаз для детей

Нарушения зрения в дошкольном возрасте очень распространены. По статистике, у детей при поступлении в 1 класс различные аномалии рефракции встречаются всего у 5-7% обследуемых. К 10 летнему возрасту этот показатель возрастает до 30-35%, а к выпуску из школы проблемы со зрением имеют 55-75% детей. При этом имеется интересная особенность: у детей, обучающихся в сельских школах, близорукостью страдает до 55-60% выпускников, а в городских до 70-75%. {banner_gorizontalnyy2}

Гигиена зрения у детей, остается проблемой во многих развитых странах. Для того, чтобы сохранить хорошее зрение у ребенка, требуется 2 раза в год посещать офтальмолога, а также интересоваться у классного руководителя результатами ежегодных плановых медицинских осмотров. Именно во время них выявляется большая основная часть проблем со зрением, но их результаты остаются незамеченными.

Особую проблему представляет диагностика и лечение аномалий рефракции у дошкольников. Это связано с неусидчивостью, страхом медработников, выраженным нежеланием носить очки, закапывать капли, выполнять зрительные гимнастики, носить монокулярную повязку. Поэтому, офтальмологи советуют проводить лечение в виде игры.

Игровая гимнастика для дошкольников

Чтобы провести гимнастику для глаз с ребенком, его нужно заинтересовать. Зачастую это сделать достаточно сложно, но родители, которые знают интересы своего ребенка, обязательно найдут подход. С одними детьми упражнения проводятся под специальные веселые стихи, с другими занятия проводят с помощью картинок.

Независимо от интересов ребенка, надо выполнять следующие упражнения:

  • Нужно, чтобы ребенок смотрел вверх и вниз, при этом, не поворачивая головой;
  • Затем выполняют круговые движения, как по циферблату, чередуя направление движения;
  • Далее делают движения глазами, выписывая знак бесконечности.

Стереокартинки для отдыха детских глаз

Занятия со стереокартинками очень нравятся детям

Эти упражнения показывают хороший лечебный эффект, а также помогают развивать пространственное мышление и внимание

Такое занятие со стереокартинками называется «Угадай, кто спрятался». В первый день ребенку показывают 3 картинки, и добиваются того, чтобы он их запомнил. На следующий день добавляют еще одну картинку, и просят сказать ребенка, какая картинка новая. Ежедневно добавляют по одной стереокартинке, доводя их количество до 7-10 штук, а потом снова идут на уменьшение.

Компьютерная программа — тренировка

Около 15 лет назад появились первые компьютерные программы по тренировке зрения. Они хорошо подходят не только детям, но и взрослым. Во время них пациенту предлагается следить глазами за движущимися предметами, или составлять из деталей фигуры.

Природная гимнастика для детей

Также ребенка могут заинтересовать занятия, проводимые на природе. Для этого родители показывают ползущего жучка, летающую бабочку, птичек, и просят детей за ними смотреть. При этом можно петь песенки или рассказывать стихи. Для мальчиков интересным занятием будет наблюдение за поплавком во время рыбалки.

Детское зрение

Оглавление

Большую часть личного времени дети проводят за играми в планшете, на телефоне, компьютере, и при этом взгляд длительное время направлен на предмет, расположенный в непосредственной близости. Необходимость смотреть по сторонам, вдаль практически отпадает и начинаются структурные изменения. Для снижения нагрузки родителям следует нормировать время игр и просмотр телепередач, которые требуют фиксации зрения в одной точке на одном и том же расстоянии. И обязательно после этого проводить гимнастику для снятия напряжения с органа зрения.

В качестве профилактики заболеваний глаз и их лечения в комплексной терапии офтальмологи рекомендуют использовать гимнастику для школьников для глаз, которая поможет расслабиться мышцам после длительной нагрузки, улучшит кровообращение и поможет укрепить мышечные волокна. Для профилактических занятий практически не имеется противопоказаний и этим можно заниматься, начиная с детского сада, постепенно вводя их в привычку. Проводить гимнастику можно в игровой форме с использованием стишков или прибауток.

В настоящее время офтальмологами зафиксирован значительный рост болезней глаз у детей младшего и среднего школьного возраста, которые ранее наблюдались только у пожилых людей. В первую очередь это связывается с увеличением нагрузки на неокрепшие мышцы глаз. К основным проблемам относят развитие астигматизма, косоглазия, миопии, близорукости и другие болезни.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий