Критерии развития
Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:
- усиление субъектности;
- целостность и интегрированность в мир;
- рост продуктивности;
- развитие душевных (духовных) качеств и способностей.
Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).
- У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
- У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.
Воспитание, как управление развитием личности
Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:
- Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
- Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.
Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.
Роль игры в воспитании личности
Для детей, посещающих ДДУ или школы, в процессе формирования и воспитания личности большое значение имеют игры. В игровой форме легче усваивается информация, дети проявляют свои личные качества, у них развивается стратегическое, образное мышление.
Как игра воздействует на развитие индивида?
- В период игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, у них формируются навыки общения и поведения в социуме.
- Развиваются лидерские качества, способность к самостоятельному осуществлению выбора, принятию решений.
- Кроме того, логические/ролевые игры позитивно влияют на умственное мышление, память. Ребенок учится соответствовать определенной роли, начинает понимать значение установленных норм, правил, старается придерживаться их.
- Зарождаются такие характерные черты, как – целеустремленность, ответственность, внимательность, дети учатся просчитывать исход жизненных ситуаций.
Анализируя поведение ребенка в игровой деятельности можно определить недочеты его обучения и развития, чтобы затем скорректировать персонализированный подход к нему для поправки данных нюансов.
Фазы становления личности
В общем виде процесс развития личности можно представить как вхождение человека в незнакомую, новую социальную среду и адаптацию в ней, которая является результатом процесса развития.
Если человек вступает в отношения со стабильной социальной общностью при благоприятно складывающихся обстоятельствах, то его становление как личности проходит три фазы. Рассмотрим их более подробно:
- Первой фазой является фаза адаптации, предполагающая ознакомление и усвоение с действующими ценностями, правилами и нормами и присвоение во внутренний план средств и форм деятельности, свойственных для данной общности. В результате происходит вхождение индивида в данную социальную группу и уподобление ее членам.
- На второй фазе, так называемой индивидуализации, происходит зарождение противоречий между установленными правилами и необходимостью соответствовать статусу группы, «Быть как все» и стремлением к проявлению собственной индивидуальности и максимальной персонализации, «выделения себя из толпы». Для данной стадии характерен поиск средств и способов проявления своей индивидуальности и уникальности;
- Третья фаза – интеграция, вновь характеризуется противоречием между желанием личности проявить свои индивидуальные особенности и быть принятым данной социальной группой и потребностью данной общности в принятии и одобрении этих качеств.
Процесс развития личности является закономерным и прогрессирующим процессом, исключающим стихийный и случайный характер развития. Изучению данных закономерностей посвящено множество исследований и научных изысканий в различных областях научного знания.
Формирование человека как личности происходит с самого рождения. В качестве основных движущих сил развития выступает множество факторов, среди них:
наследственность;
- окружающая среда;
- воспитание.
Каждый человек от рождения имеет предрасположенность к определенным эмоциональным проявлениям переживаний успеха и неудач, реакций на поведение других людей, к определенным этапам психического развития в процессе роста и развития.
В процессе изучения данных процессов возникает множество точек зрения и спорных моментов по поводу определения целей развития личности. С одной стороны, специалисты считают, что ребенок не должен с самого раннего возраста подвергаться усиленному воспитательному воздействию. Необходимо позволить ему испытать весь спектр эмоций и проявлений, включая эгоизм, обман и непослушание для того, чтобы эти проявления с возрастом просто исчерпали себя. В результате подобного воспитания личность не испытывает насилия над собой и запретов, растет уверенной в себе, свободной от внешних условностей развития.
Исследователи, отвергающие данный способ воспитания и развития личности, говорят о том, что человек должен находится в процессе постоянного самосовершенствования, узнавать новое, и постоянно учиться. Именно в непрерывном процессе обучения и самосовершенствования и происходит процесс развития гармоничной личности.
Замечание 2
При этом сфера развития личности не так уж и важна, главное, что человек постоянно находится в движении и самосовершенствуется.
Как формируется окружение человека
Каждый человек старается сформировать вокруг себя такое окружение, которое всячески бы способствовала его развитию и самосовершенствованию. При этом он не должен чувствовать себя стеснённым и беспокойным. Ведь каждому понятно, что развиваться гораздо легче в той обстановке, где все остальные люди также стремятся к совершенствованию и улучшению своей жизни.
По заключениям учёных, влияние окружения на каждого конкретного человека практически незаметно, но оказывает очень мощный эффект. Поэтому необходимо стараться сформировать вокруг себя окружение исключительно из успешных и интересных людей. Для формирования успешного окружения необходимо следовать следующим принципам:
- Всегда искать возможность встретится и пообщаться с интересными и успешными людьми. При разговоре с ними всегда можно почерпнуть какую-либо важную и нужную информацию. Однако следует помнить, что вы сами должны быть чем-то интересны этому человеку.
- Изучать труды интересных людей. Это может быть автобиография, книга, видео- или аудиоматериалы. Из них можно почерпнуть много полезного для себя.
- Развиваться разносторонне. Это включает в себя различные привычки и увлечения: утренние тренировки на открытом воздухе, занятия йогой, тренинги, семинары и т. д. На таких мероприятиях очень часто можно встретить близких по духу и формировать успешное окружение.
Создание окружения подразумевает непрерывную работу над совершенствованием самого себя, в каждый момент времени и в любой области.
Для самосовершенствования необходимо с каждым разом ставить для себя более сложные задачи и цели. В зависимости от возраста и социального положения они могут быть полностью разными, но неизменной должен оставаться главный фактор, что, любая деятельность обязана быть направлена на совершенствование индивидуума, как личности.
Этапы формирования личности
Перед тем, как окончательно сформироваться, личность проходит несколько этапов. Они определяют будущие качества её структуры и взгляд человека на окружающий мир. Стадии классифицируют по возрастным категориям. В каждой из них мы получаем что-то новое, недосягаемое для нас в прошлом.
Стадия младенчества (0 – 18 мес.)
В этот период у малыша закладывается фундамент мироощущений и восприятия, он нуждается в материнской заботе. За наличием её достатка или наоборот складывается будущее развитие психологических качеств малыша. Среди них можно выделить два базовых компонента:
- Характер. Одной из его базовых основ является генетический фактор. Характер проявляет себя с самого рождения, выражаясь в поведении младенца. Уже с этого возраста, дети показывают свой характер, пусть это и происходит бессознательно.
- Бессознательное поведение. Оно формируется на основе характера и тех ситуаций, в которых оказывается ребёнок. Бессознательным поведением является его реакция на различные раздражения. Это можно описать, как бессознательное Я, которое поддаётся изменению в будущем.
Стадия раннего детства (18 мес. – 3 лет)
В этом возрасте начинаются закладываться основы поведения, развитие речи, ребёнок начинает ходить. Формируется его самостоятельность и независимость в совершении действий. Также, развивается частичный самоконтроль: дети пытаются контролировать процессы дефекации. Родители начинают обучать детей аккуратности.
Третья стадия (3-5 лет)
Этапы становления личности в 3-5 лет
Ребёнок уже осознаёт себя как личность, осознаёт свою речь и свои поступки. С этого момента у ребёнка начинает формироваться предприимчивость и инициатива, проявляющие себя как игру. В этой игре он старается опробовать себя в разных ролях. С её помощью развивается его творческая сторона, глубина познания. Также присуще формирование ответственности за свои деяния.
Стадия школьного возраста
После развития в семейном кругу, ребёнок начинает познавать поведенческую культуру и этику посредством взаимодействия с обществом. Школа наделяет его обширными кругом знаний, на базе которых он предопределяет свою будущую деятельность. Высокая успеваемость в учёбе рождает в ребёнке уверенность в своих силах, помогает продвигаться дальше. Однако присутствие неудач может повлиять на развитие комплексов неполноценности, занизить самооценку. Они могут закрепиться и повлиять на проявление интереса к учёбе
Поэтому стоит уделять особое внимание своим детям в этот период
Подростковый период
Считается самым переломным этапом становления личности. Происходит процесс полного осознания своей значимости и своего места в жизни. Резкий скачок физиологического развития, начало полового созревания сопровождается заинтересованностью противоположным полом
Подросток концентрирует своё внимание на том, как видят его сверстники, стремится к самовыражению и самоутверждению перед другими. Он старается самоопределиться, отыскать свои способности и умения
Формирование личности в подростковом возрасте
Стадия молодости
Данная стадия подразумевает начало поиска своего спутника жизни. В этом периоде человек становится социально-значимым звеном в обществе. У него рождается интерес постоянного взаимодействия с определённым общественным кругом, развивается чувство близости к некоторым людям. В этом периоде человек должен сложить из всех своих социальных ролей одну, которую он должен спроецировать в будущее. Так он поймёт, кем является, где находится и в каком направлении ему следует идти дальше.
Детерминанты развития
Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.
Наследственность
В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.
- Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
- Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.
Окружение
Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:
- культуру;
- установки;
- нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
- устройство страны.
Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.
Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:
- заботятся о социальном принятии или непринятии;
- трудолюбивы и ответственны;
- склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
- не стремятся нарушать правила;
- отличаются честолюбием;
- склонны к чувству вины и беспокойству.
Ситуация
Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.
- Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
- Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.
В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.
Деятельность как условие формирования личности
Основное условие формирования личности – деятельность:
- трудовая,
- учебная,
- игровая,
- общение.
Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».
Воспитание и формирование личности ребенка
Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.
Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.
Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.
Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.
Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.
Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.
Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.
Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.
Структура личности
Личность состоит из множества взаимосвязанных компонентов, которые её и определяют, как человеческую особенность. Эти элементы дают понять, каким человек является на самом деле, они полностью характеризуют его эго. Причём стоит отметить, что все они строго индивидуальны. Сколько угодно бы Вы не искали похожего на Вас человека, полностью схожего найти не получится.
В психологии различают несколько определяющих компонентов личности.
- Первым компонентом является направленность. Это основополагающая часть личности, от которой берут начало другие компоненты. Направленность базируется на: биосоциальных потребностях; установках, приобретённых в течение всей жизни; различных интересах. Под нею понимается проявление интереса к какому-либо объекту деятельности.
- Второй компонент – это способности. Способности человека довольно многогранны и зависят только от него самого. Развивая способности, человеку открывается огромнейший спектр возможностей в различных видах деятельности. Способности можно разделить на три группы: – Способности, которыми мы обладаем при рождении: умение использовать речь, дышать, видеть и т.д. – Способности, которые мы имеем с рождения и развиваем всю жизнь: интеллектуальное мышления, способы выражения речи и т.д. – Индивидуальные особенности, которые имеются лишь у некоторых людей и отличающие их от остальных(также их можно назвать талантами)
- Характер (психотип) – набор устоявшихся способов поведения и реагирования человека. Зачастую человека судят не по направленности или способностям, а именно по характеру. Людям со скверным характером труднее всего адаптироваться в обществе, даже несмотря на их, хорошо развитые умения.
- Ещё к одним из ключевых элементов относится саморегуляция. Самоконтроль – это способность человека регулировать свои действия в любой обстановке, планировать разного рода задачи, корректировать поведение.
Психолог по имени Карл Густав Юнг, предложил свою модель личностной структуры, полностью отличающуюся от современного понятия. Он описывал её, как взаимосвязь 3-х различных и взаимосвязанных структур: личного бессознательного, коллективного бессознательного и эго.
Эго
Это наше осознание самих себя. Оно содержит в себе чувства, мироощущение и воспоминания, которые мы приобрели, и с помощью них наше существование остаётся осознанным. Эго является основой всех начал наших последующих действий. С помощью него мы можем следить за результатом нашей деятельности.
Личностное бессознательное
Это располагает информацией о конфликтах и воспоминаниях. В какой-то момент они были сознательными, но в определённый период, стали подавленными и давно забытыми. В отличие от Фрейда, Юнг пошёл дальше и определил, что в личностном бессознательном существуют такие компоненты, как комплексы. Эти эмоционально окрашенные элементы формируются в связи с определённой ситуацией и практически не проявляются в сознательном. Они могут располагаться вокруг любых тем, и проявить себя в самый неподходящий момент, расходуя значительное количество психической энергии. Однако, комплексы могут проявляться в сознательном, иногда полностью меняя поведение индивидуума.
Третьей составляющей личности им было представлено коллективное бессознательное. Оно включало в себя хранилище информации, накопленной нашими предками за сотни тысяч лет. Юнг говорил, что у коллективного бессознательного имеется духовное человеческое наследие, находящееся в наших головах. Это наследие имеет в себе все чувства, эмоции и мысли, которые когда-то присутствовали у населения в прошлом. Этот компонент личности базируется на наследственности, которая справедлива для всего население.